СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
М.Н. Поддубная, канд. экон. наук, доцент В.К. Саркисова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-3-70-73
Аннотация. Статья посвящена обзору отдельных показателей и характеристик развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в современных условиях. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам развития МСП в условиях пандемии и в постковидный период, а также ключевым мерам антикризисной поддержки на государственном уровне. Проведенное исследование позволило сформулировать выводы о современном уровене развития МСП в России, в частности об его небольшом вкладе в ВВП по сравнению с рядом стран, а также о значительном негативном влиянии ограничительных мер, предпринимаемых в условиях COVID-19. Среди перспектив развития сектора МСП определена необходимость результативной государственной поддержки в совокупности с новыми бизнес-моделями предприятий.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство (МСП), предпринимательство, ограничительные меры, COVID-19.
Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет важную роль в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности страны. Данный сектор обеспечивает занятость населения, формирует факторы и предпосылки инновационного развития ряда отраслей и сфер деятельности, способствует реализации предпринимательской инициативы и социальной защиты населения. Другими словами, МСП формирует основу экономики и способно влиять на темпы экономического роста страны. Отметим, что данный сектор как в
отдельных развитых, так и в развивающихся странах формирует значительную часть ВВП. Для России развитие МСП также является стратегическим приоритетом на уровне государственной политики.
По данным Единого реестра субъектов МСП на 10.01.2021 г. в России официально зарегистрированы 5,7 млн малых и средних предприятий [1]. За год число МСП в России сократилось более чем на 232 тыс. субъектов: на 10.01.2020 г. в стране было зарегистрировано 5,9 млн субъектов МСП (табл. 1).
Таблица 1. Динамика изменения количества субъектов МСП в России в 2020 г. [1]
Показатель 10.01.2021 10.01.2020 Динамика изменения за год, +/- %
Количество субъектов МСП всего, ед.: 5 684 561 5 916 906 -4,0
- количество всех микро предприятий, ед. 5 450 261 5 675 756 -4,0
- в том числе, количество вновь созданных микро предприятий, ед. 822 672 1 062 132 -23,0
- количество малых предприятий, ед. 216 615 224 105 -3,3
- количество средних предприятий, ед. 17 685 17 045 +3,8
Количество субъектов МСП всего, ед.: 5 684 561 5 916 906 -4,0
- количество ИП, ед. 3 312 646 3 388 195 -2,2
- количество ЮЛ, ед. 2371915 2 528711 -6,2
Как следует из данных, представленных в таблице 1, наибольшее сокращение субъектов МСП за 2020 г. пришлось на наибо-
лее многочисленную группу микро предприятий (годовая выручка до 120 млн руб., число работников не превышает 15 чело-
век). Отметим, что в пятилетний период предшествующий 2020 г. именно на эти предприятия приходился наибольший рост числа субъектов МСП. Самая малочисленная группа средних предприятий (годовая выручка до 2 млрд руб., число сотрудников не превышает 250 человек) за анализируемый период (2020 г.) демонстрировала положительные темпы роста в 3,8%. Отметим, что число субъектов МСП начало сокращаться задолго до кризиса 2020 г.: в 2019 г. оно уменьшилось на 124,3 тыс. единиц [2]. Сокращение числа МСП связывают со снижением реальных доходов населения и, как следствие, с падением спроса на товары и услуги таких предприятий, а также с усилением мер налогового контроля (внедрение онлайн-касс, повышение НДС, борьба ФНС РФ с фирмами-однодневками и др.). По оценке ряда ученных, такие налоговые новации в це-
лом имеют негативное влияние на деятельность субъектов МСП, поскольку дополнительная налоговая нагрузка ограничивает их развитие и подталкивает к уходу в теневой бизнес [3]. Также следует учитывать, что при излишней налоговой нагрузке снижается предпринимательская инициатива.
В отличие от ряда стран, доля МСП в российской экономике составляет в среднем всего 21% (рис. 1). По данным Росста-та доля МСП в экономике России в 2018 г. составила 20,2%, в 2017 г. - 21,9%, а в 2016 г. - 21,6% ВВП. Согласно нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» [4], к 2024 г. доля МСП должна возрасти до 32,5%, а численность занятых в МСП к концу 2024 г. - составить 25 млн человек и обеспечить его долю в несырьевом экспорте на уровне 10%.
: Крупный бизнес ■ Малые и средние предприятия
Рис. 1. Доля МСП в ВВП отдельных стран [5]
В 2020 г. под влиянием кризисных явлений и мер в рамках объявленной ВОЗ глобальной пандемии, вызванной вирусом СОУГО-19, в России для сдерживания распространения вируса были введены ряд ограничений: запрет на передвижение, карантин, самоизоляция, сокращение коммерческой деятельности, включая закрытие предприятий. Данные ограничения в большей степени коснулись сектора МСП (особенно тех предприятий, которые ориентированы на предоставление офлайн-
услуг), преимущественно замедлив экономическую активность и оказав на их деятельность негативное влияние. Особенно такие меры отразились на сфере услуг и торговле непродовольственными товарами, где предприятия были вынуждены остановить работу почти на три месяца - с апреля по июнь. В условиях ограничений и карантина достаточно сильно упал спрос на услуги предприятий общественного питания, развлечений, туризма, гостеприимства, ЬеаШу-индустрии и непродовольст-
венного ритейла. Как результат, ряд предприятий не «пережили» ограничительные меры.
Национальное рейтинговое агентство (НРА) оценивает потери предприятий МСП в 2020 г. в размере 2,8 трлн руб. [6]. Как указывается в исследовании НРА, сильнее всего пострадала оптовая торговля, оборот упал с 6,7 до 5 трлн руб., а наиболее пострадавшей в данный период стала туристическая отрасль, где выручка компаний снизилась на 70%. Также значительное падение объемов продаж было у ресторанов и баров, парикмахерских, салонов красоты и в сфере реализации одежды и обуви. Наибольшее падение оборота субъектов МСП было зафиксировано в третьем квартале 2020 г. В числе других негативных последствий ограничений в период пандемии для МСП отметим задолженность по кредитам, которая на 17% превысила показатели 2019 г. и составила 5,54 трлн руб.
С другой стороны, введение ограничительных мер и перевод ряда видов деятельности и сфер в онлайн пространство (например, образование, офисная работа и др.) позволило отдельным субъектам МСП (которых к слову сказать значительно меньше по сравнению с пострадавшими) нарастить свои обороты в отдельных сегментах рынка - онлайн обучение, телемедицина и др. Учитывая, что малый и средний бизнес отличается гибкостью, то такие предприятия могут закрыться и открыться одним днем, либо быстро перестроиться. Именно кризис позволяет генерировать в сфере МСП всплеск новых предпринимательских идей, которые получат свое развитие в постковидный период.
В условиях пандемии сектор МСП получил государственную поддержку, что также позволило ряду предприятий пережить трудный период. В числе мер такой поддержки: отсрочка арендных и налоговых платежей, за исключением НДС, мораторий на банкротство таких компаний, запуск программы по выдаче кредитов под
0% на зарплату сотрудникам, предоставление субсидий и реализация кредитных программ поддержки занятости в пострадавших областях и социально ориентированных некоммерческих организациях со льготной ставкой 2% годовых и др. Размер финансовой поддержки МСП в 2020 г. в рамках национальной гарантийной системы на 30 ноября составил 399,4 млрд руб. [7].
Таким образом, оценивая современный уровень МСП в России, можно сделать два вывода:
1) в целом степень развития сектора отстает от ряда стран, где вклад МСП в ВВП составляет более 30-50%, а в России -21%;
2) существенное влияние оказывают последствия COVID-19 и новые перспективы развития в постковидный период.
В условиях постковидной реальности перспективы развития МСП связаны с ростом доли Интернет-услуг, различных интернет-сервисов, информационных технологий, дистанционного образования, телемедициной и др. Многие виды бизнеса (бизнес-модель которых позволяет этот сделать) активно переходят в онлайн-формат предоставления товаров и услуг. Следует учитывать и государственную поддержку. Так, в условиях карантина 2020 г. государственные антикризисные меры поддержки занятости имели положительный эффект на сектор МСП. В настоящее время в стране также реализуются различные программы и меры, направленные на содействие развития субъектов МСП: государственные закупки у предприятий МСП; финансовая поддержка; развитие региональной сети микрофинансовых и гарантийный организаций; консультационная поддержка и др. Представляется, что результативная государственная поддержка в совокупности с новыми бизнес-моделями, отвечающими запросам потребителей в постковидной реальности, способны обеспечить эффективное развитие сектора МСП в России.
Библиографический список
1. Единый реестр субъектов МСП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/?t=1612630512792 (дата обращения 8.02.2021)
2. Земцов С.П., Царева Ю.В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Мониторинг экономической ситуации в России. -2020. - №10 (112). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iep.ru/upload/iblock/543/16.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
3. Демидова Н.Е., Шершова Е.В. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. -№12. - С. 284-290.
4. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 19.01.2021).
5. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stolypm.mstitute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf (дата обращения: 11.02.2021).
6. «Известия»: предприятия малого и среднего бизнеса потеряли в 2020 г. 2,8 трлн руб. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/10510507 (дата обращения: 10.02.2021).
7. Корпорация МСП поддержала бизнес на 131,7 млрд руб. в 2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpmsp.ru/pres_slujba/smi/korporatsiya_msp_podderzhala_biznes_na_131_7_mlrd_ rubley_v_2020_godu/ (дата обращения: 01.02.2021).
THE CURRENT LEVEL OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED
BUSINESSES IN RUSSIA
M.N. Poddubnaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor B.K. Sarkisova, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the review of individual indicators and characteristics of the development of small and medium-sized enterprises (SMEs) in Russia in modern conditions. Special attention is paid to the problems and prospects of SME development in the context of the pandemic and in the post-crisis period, as well as to key measures of anti-crisis support at the state level. The study made it possible to formulate conclusions about the current level of SME development in Russia, in particular about its small contribution to GDP compared to a number of countries, as well as about the significant negative impact of restrictive measures taken in the context of COVID-19. Among the prospects for the development of the SME sector, the need for effective state support in conjunction with new business models of enterprises is identified.
Keywords: small and medium-sized enterprises (SMEs), enterprises, restrictive measures, COVID-19.