4. Dyakov S.A Financial stability of an enterprise as a condition for strengthening its economic security: monograph / S. A Dyakov, E. A Shibanikhin. - Krasnodar: KubSAU. Publishing house: Krasnodar Center for Science and Technology - branch of the Federal State Budgetary Institution "REA" of the Ministry of Energy of Russia, 2018. - 190 p.
5. Ermakova K.L., Shtokolova K.V. Tools for strategic analysis of the organization's activities // Politics, Economics and Innovations. 2018. No. 4 (21).
6. Moiseev V.V. The current state and improvement of the methodology for monitoring the competitiveness and sustainability of an agricultural enterprise / V.V. Moiseev, AA Naboka, AV. Po-gibelev, S.A. Dyakov, S.V. Germolenko // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2005. No. 10. S. 97-112.
7. Petrova AN. Strategic management: textbook / A. N. Petrova. - M .: Kniga, 2017 .-- 106 p.
8. Platonova I.V., Azanova E.A Methods for conducting strategic analysis in the enterprise management system // Innovative Science. 2016. No. 11-1.
9. Rysmyatov AZ. On the question of formalizing the "law of the least" principles of its implementation and the impact on the structural stability of the system / A.Z. Rysmyatov, S.A Dyakov, A A Dyakov, AA Rysmyatova // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. No. 112. S. 802-818.
10.Saenko I.I. The use of a dynamic method for assessing competitiveness in the development of a sustainable development strategy for the meat industry in the Krasnodar Territory. Saenko, S.A Dyakov // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 1 (36). S. 206-216.
11.Khorin AN. Strategic analysis: textbook. allowance / AN. Khorin, V.E. Kerimov. - M.: Eksmo, 2006 .- 288 p.
12.Shituhin AM. Innovative technologies of state management of rice growing in the Krasnodar Territory in the conditions of economic turbulence. Shitukhin, Yu.D. Gaidurenko, V.D. Lyakh // In the collection: Anti-crisis management: modern realities, trends and forecast. Collection of articles based on the materials of the National Scientific and Practical Conference. 2020.S. 245-250.
13.The role of the state in creating aninnovative economy / Vakhrushev I.B., Tretyak AS., Zhukovsky D.A, Lukyanov P.B., Dyakov S.A, Kurikov V.M. // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 9. №° 2. С. 2018-2024.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-375-380
А.В. Шукаева - к.с.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», [email protected],
A.V. Shukaeva - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, FKOU HE "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service".
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC
Аннотация. Предметом исследования является состояние малого и среднего бизнеса в условиях нарастающей пандемии коронавирусной инфекции. Целью статьи является изучение тенденций и перспектив развития малого и среднего бизнеса в условиях изменения спроса из -за распространения пандемии. Рассматриваются основные меры поддержки малому и среднему бизнесу в условиях пандемии, к которым относятся: мораторий на банкротство, мораторий на проверки бизнеса, кредитные каникулы для бизнеса, снижение страховых взносов, безвозмездные субсидии, невозвратные кредиты, поддержка системообразующих предприятий, отсрочка арендных платежей, налоговые каникулы. Малый и средний бизнес, особенно в сфере предоставления услуг, является наиболее пострадавшей категорией в условиях ограничительных мер в связи с пандемией, и его сохранение и дальнейшее развитие во многом обусловлено эффективностью мер государственной поддержки.
Abstract. The subject of the study is the state of small and medium-sized businesses in the context of an increasing pandemic of coronavirus infection. The purpose of the article is to study trends and prospects for the development of small and medium-sized businesses in the context of changing demand due to
the spread of the pandemic. The main measures of support to small and medium-sized businesses in the conditions of the pandemic are considered, which include: a moratorium on bankruptcy, a moratorium on business inspections, credit holidays for businesses, reduction of insurance premiums, gratuitous subsidies, nonrefundable loans, support for backbone enterprises, deferred rent payments, tax holidays. Small and medium-sized businesses, especially in the provision of services, are the most affected category in the context of restrictive measures in connection with the pandemic, and its preservation and further development is largely due to the effectiveness of government support measures.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, государственная поддержка, кризис.
Keywords: small business, medium business, government support, crisis.
Высокая активность малого и среднего бизнеса является одним из признаков развитой экономики. Данный сектор играет важную роль в обеспечении занятости населения, является неотъемлемой частью экономического, социального, а также инновационного развития страны на современном этапе. Субъекты малого и среднего предпринимательства вносят значительный вклад в ВВП и налоговые доходы государства, создают дополнительные рабочие места, способствуют внедрению инноваций и росту производительности труда [2].
Эффективность деятельности современных предприятий, в том числе малых, зависит от ряда внешних и внутренних факторов. В этой связи предприятия изучают риски, обусловленные изменениями во внутренней и внешней среде, с целью адаптации бизнес - процессов под изменяющиеся условия. Однако некоторые факторы, имеющие низкую вероятность наступления риска, нередко могут нанести больший ущерб, нежели факторы с более высокой степенью вероятности их проявления. Пример такой ситуации - пандемия коронавируса, охватившая мир с декабря 2019 года. Пандемия нанесла сокрушительный удар по предприятиям многих отраслей и сфер деятельности, отрицательно повлияла на развитие производительных сил общества, так как низкая деловая активность приводит к ослаблению притоков капитала. Основными проблемами существования малого бизнеса в условиях пандемии является снижение спроса, убытки, необходимость сокращения персонала или расходов на фонд оплаты труда, а также нарушение обязательств по уплате налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
На грани разорения из-за пандемии оказались различные сферы бизнеса, так как снижение спроса вызвало падение выручки. В общей сложности пострадавшими оказались около 6,4 млн. человек. От вводимых ограничений пострадал в большей степени туристический бизнес. Падение оборота достигло 95-100 %, а недополученые доходы, по оценке Ростуриз-ма, составили 1,5 трлн рублей. Также весомый ущерб потерпела розничная торговля: по оценке Минэкономразвития продажи в марте 2020 года снизились на 23,2 %, а в мае -на 19,2 % [3]. Отмечается резкое снижение непродовольственных продаж. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей сократились на 72,4 % в апреле и на 51,8 % в мае 2020 года. Сокращение в отрасли общественного питания в мае составило 52,6 %. Такие сферы, как торговля продовольственными товарами и медикаментами, которые не закрывались во время локдаунов, оказались в более выигрышной ситуации. В более выигрышной ситуации оказались торговля продуктами питания и аптеки, которая не закрывалась в период пандемии. В начале эпидемии (15.03-15.04.2020 г. ) в аптеках по всей стране наблюдался существенный рост продаж (около 50 %), по сравнению с 10 % в 2019 году [3].
По данным «Эвотор», в России приостановили работу 37 % торговых точек общепита, а в Москве аналогичный показатель находится на уровне 73 %. Закрывшиеся заведения общепита могут породить до 500 тыс безработных, и это источник социальной нестабильности. Плюс высокая закредитованность населения и отсутствие сбережений у 63 % граждан не оставляют надежды на восстановление спроса в течение следующих 6 месяцев [1].
На сайте уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей отмечается, что падение спроса как главную проблему отметили более 50 % опрошенных в сфере услуг, общественного питания, торговли непродовольственными товарами, транспортных услугах и гостиничном бизнесе. Минимальные показатели падения спроса пока зафиксированы у аптек, торговли продуктами и в обрабатывающем производстве [5].
На втором месте в рейтинге проблем - ожидание плановой убыточности компаний в следующем налоговом периоде. Чаще других ее называли представители все тех же, наиболее пострадавших в кризис отраслей - гостиницы, сфера услуг, торговля непродуктовыми группами и предприятия общественного питания.
Сократить персонал или уменьшить зарплаты работникам планируют владельцы 49 % предприятий сферы услуг (без учета туризма) и общественного питания, 45 % гостиниц, 37 % магазинов, торгующих непродовольственными товарами, 26 % предприятий транспорта, более 20 % предприятий обрабатывающего производства и строительства.
Считают вероятным срыв обязательств по выплате налогов в бюджет более 30 % компаний сферы услуг (кроме туризма), гостиниц, торговли непродовольственными группами, общественного питания, и более 20 % представителей транспортных предприятий. Предприниматели в разных регионах России также часто называли среди проблем: невозможность оплачивать арендные и коммунальные платежи, обслуживание обязательств перед банками и лизинговыми компаниями, срыв договорных обязательств и рост стоимости или ограничение по объемам импортного сырья и оборудования.
Реже других назывались растущая регуляторная нагрузка и количество контрольно-надзорных мероприятий, неплатежи по госзакупкам и отказ налоговой возвращать ранее переплаченные налоги, а также усиление камеральных проверок.
В условиях пандемии Минэкономразвития ожидает, что ВВП России сократится на 4,5 % в этом году. Малый и средний бизнес составляет пятую часть экономики России, поэтому МСП сократятся на 0,9 % ВВП - то есть почти на 1 трлн рублей. Наиболее пострадавшие в пандемию отрасли - услуги, торговля, общепит - состоят в основном именно из МСП. Крупные производства не могут себе позволить быть остановленными, например, сталелитейные станы запустить сложнее, чем остановить. Многие нефте- и газодобывающие производства аналогично, продолжают работать, и именно они являются стержнем российской экономики. Малый и средний частный же бизнес никогда не были приоритетом развития, он, с точки зрения правительства, легко банкротится и легко открывается вновь, и поэтому получит только небольшие послабления по налогам.
Для малого бизнеса основным вызовом в период пандемии является падение потребительского спроса практически до нуля. Это означает нулевую или близкую к нулю выручку, а в отсутствие резервов - закрытие предприятия или его резкую переориентацию на новую нишу. Резко переориентировать команду на новое направление могут единицы руководителей, это такое же искусство, как и способность открывать новые бизнесы с нуля.
Сферы торговли, ремонта транспорта, а также обрабатывающего производства и образования показали наибольший рост безработицы за время пандемии коронавируса в России. В отрасли оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов с 1 января по 31 июля 2020 года число безработных увеличилось на 285 708 человек - до 378 175 безработных. В отрасли обрабатывающего производства увеличение составило 142 473 человека, число безработных достигло 206 790 человек [3].
Рост безработных в сфере образования за этот период превысил 62 тысячи человек и достиг 97 505 человек. В топ-10 отраслей вошла также строительная сфера (+ 61 тысяча безработных), гостиничный бизнес и общепит (+ 57 тысяч), транспортировка и хранение (+ 55 тысяч), здравоохранение и соцуслуги (+ 44 тысячи), финансовая и страховая деятельность (+ 36 тысяч), наука (+ 35 тысяч), госуправление и обеспечение военной безопасности (+ 34 тысячи безработных).
Президент и Правительство России ввели ряд мер поддержки малому и среднему бизнесу, направленные на отсрочку по налоговым и страховым платежам, арендной плату и кредитам и другие [4].
1. Мораторий на банкротство. Суть его заключается в приостановлении приема заявлений о банкротстве должника со стороны кредиторов. Это происходит и со стороны судов, приостанавливавшие производства по принятым делам, по которым процедура банкротства еще не была начата. Особенность этой меры в том, что с должника снимается обязанность
обращения в суд при наличии признаков банкротства. Мораторий распространяется на организации и ИП, которые включены в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, а также на организации, которые включены в перечень системообразующих и стратегических.
Преимущества моратория:
- должнику не начисляются неустойка и санкции за просрочку платежей, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям;
- ранее введенный арест на имущество не снимается, однако вводится запрет на взыскание заложенного имущества;
- при самостоятельной подаче заявления на банкротство во время действия моратория заключение мирового соглашения упрощается, то есть для его заключения будет достаточно большинства голосов присутствующих на общем собрании кредиторов.
2. Мораторий на проверки бизнеса. Суть его в том, что происходит приостановление проведения выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса и продление сроком в 6 месяцев всех лицензий и разрешений. Данная мера распространяется на всех налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов). К отмененным проверкам относятся выездные проверки, начатые ранее, выездные налоговые проверки, проверки онлайн-касс, контрольные соблюдения требований валютного законодательства и другие. Исключением являются внеплановые проверки, основанием для которых служит причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Кредитные каникулы для бизнеса. Суть их в том, что предприниматели получают отсрочку по кредиту на 6 месяцев, а также могут рассчитывать на снижение суммы отсроченной задолженности за счёт федеральных субсидий для банков, если кредитная организация участвует в программе Минэкономразвития РФ. Данная мера распространяется на все субъекты малого и среднего предпринимательства, работающие в наиболее пострадавших сферах: авиа- и автоперевозок, туризма, гостиничного бизнеса, общественного питания, культуры, развлечений и досуга (в том числе кинотеатры, музеи и зоопарки), физкультуры и спорта, конференций и выставок, бытовых услуг населению, стоматологической практики, дополнительного образования, розничной торговли непродовольственными товарами.
В течение кредитных каникул не допускается: начисление неустойки (штрафа, пени), предъявление требования о досрочном исполнении обязательств, обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обращение с требованием к поручителю.
Для индивидуальный предпринимателей есть особенности в участии кредитных каникул. ИП может выбрать одно из положений: либо получить право на льготный период по тем же правилам, что и граждане, либо, если его деятельность относится к отраслям, пострадавшим в период пандемии, обратиться за отсрочкой по тем же правилам, что и малый и средний бизнес.
4. Снижение страховых взносов. Страховые взносы будут сокращены с 30% до 15% у организаций и ИП, включенных в Единый реестр малого и среднего предпринимательства. Ставка взносов в ПФР составит 10 %, в ФОМС - 5 %. Взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) не уплачиваются. Уменьшение страховых взносов распространяется на часть зарплат, превышающую минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
5. Безвозмездные субсидии - это прямая финансовая поддержка государства. Субъекты малого и среднего бизнеса могут получить по 12130 рублей на каждого сотрудника.
6. Невозвратные кредиты. Предприятия пострадавших в условиях пандемии отраслей, а также социально ориентированные некоммерческие организации могут рассчитывать на кредиты по ставке 2 %, остальное субсидирует государство. Проценты капитализируются, и их не надо уплачивать ежемесячно. Срок погашения кредита - 1 апреля 2021 года. Всем предприятиям, сохранившим в штате не менее 90 % работников, всю сумму кредита с процентами выплатит государство, однако, если в штате останется менее 80 % сотрудников, предприниматель обязан будет вернуть половину ссуды и проценты по ней.
7. Поддержка системообразующих предприятий. Системообразующими являются те компании, которые оказывают значительное влияние на развитие экономики и обеспечивают занятость в своих отраслях. Утверждены шесть отраслевых списков, в которые вошла в общей сложности 1151 компания: 523 из них предложил Минпромторг, 162 - Минтранс, 98 -Минэнерго, 96 - Минсельхоз, 91 - Минкомсвязи, 76 - Минстрой.
Правительством были разработаны следующие меры поддержки системообразующих предприятий:
- льготные кредиты на пополнение оборотных средств и сохранение занятости (ставка по таким кредитам составит для заемщика не более 5 %);
- мораторий на банкротство, действующий в течение 6 месяцев;
- особые условия получения отсрочки или рассрочки по налоговым платежам со сроками уплаты в 2020 году, кроме акцизов и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, в случае снижения доходов на 10 % и более. При падении выручки более чем на 50 % компаниям может быть предоставлена рассрочка на срок до 5 лет.
Стоит отметить, что кредиты по льготной ставке могут получить и дочерние общества системообразующих организаций. Суммарный объем кредитов не должен превышать 3 млрд рублей, а ставка - 5 % годовых. Период субсидирования ставки - 1 год со дня заключения кредитного договора.
8. Отсрочка арендных платежей. Она распространяется на государственное, муниципальное и частное имущество. Погасить отсроченную задолженность арендаторы смогут в течение 2 лет (с 01.01.2021 г. по 01.01.2023 г.) поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает половину ежемесячной платы по договору аренды.
9. Налоговые каникулы. Суть налоговых каникул в том, что предоставляется отсрочка уплаты практически всех налогов для компаний, пострадавших в период пандемии. Для тех компаний, которые включены в реестр малого и среднего предпринимательства, действуют следующие отсрочки:
- продление до 6 месяцев сроков уплаты налога на прибыль, единого сельскохозяйственного налога и авансовых платежей за 2019 год;
- продление до 4 месяцев сроков уплаты перечисленных выше налогов и авансовых платежей за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года;
- продление до 30 декабря 2020 года сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в регионах, в которых установлены авансовые платежи) за I квартал 2020 года;
- продление до 30 декабря 2020 года сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в регионах, в которых установлены авансовые платежи) за II квартал 2020 года.
10. Новая форма поручительства для малого и среднего предпринимательства. В
В сентябре 2021 года Правительство дало старт новой программе господдержки -«зонтичное» поручительство. Суть в том, что теперь для получения кредита субъектам малого и среднего предпринимательства можно воспользоваться поручительством от Корпорации МСП. При этом кредит в банке будет выдаваться одномоментно, без обращения в саму Корпорацию МСП, а комиссию за поручительство будет платить не предприниматель, а банк. Благодаря «зонтичному» поручительству кредит смогут получить организации, для которых это было проблематично. К тому же ставка по кредиту будет ниже на 1-3 %. В программе участвуют: банк «Открытие», ПСБ, РНКБ, Сбербанк, ВТБ и МСП Банк.
Проведя анализ сложившейся в настоящее время ситуации в Российской Федерации на фоне развивающейся пандемии коронавируса, можно прийти к следующим выводам.
Крупный бизнес не несет серьезных финансовых потерь и будет являться тем базисом, на который страна может рассчитывать в процессе выхода из сложившейся ситуации.
Наиболее пострадавшей категорией является малый бизнес, особенно в сфере предоставления услуг, так как риск «контактного» заражения в таких предприятиях наиболее вы-
сокий. Переход на удаленную работу, развитие своего бизнеса в сети Интернет позволяют представителям бизнеса не довести свое предприятие до банкротства, и только 21 % респондентов не уверены, что их предприятия смогут продолжить работу и сохранить рабочие места после пандемии. Однако не все воспользовались поддержкой от государства в силу разного рода причин, в частности, сложности подачи документов из -за отсутствия определенных кодов в документах, регламентирующих предоставление помощи малому бизнесу.
Россия обладает значительным потенциалом для «мягкого» выхода из сложившейся ситуации при условии эффективных решений, принимаемых государством для контроля распространения пандемии и поддержки предприятий. Диалог между государством и бизнесом развивается, и в текущей ситуации есть значительный потенциал для улучшения их взаимоотношений. Главную роль в выходе из сложившейся ситуации и кризиса играет государство.
Источники:
1. Ениколопов Р.С. «Кризис: похож ли нынешний на предыдущие?» Режим доступа [электронный Интернет-ресурс nes.ru (URL)l: https://www.nes.ru/files/EVENTS/Economics%20and% 20life/Enikolopov-Economic-Cris es-PDF. pdf.
2. Шукаева, А В. О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии / А В. Шукаева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 12-3(70). - С. 216-219. - DOI 10.24411/2411-0450-2020-1116.
3. Карта самочувствия бизнеса. Режим доступа [электронный Интернет-ресурс (URL)]: https:// s marteka. com/ solution/ map.
4. Поддержка бизнеса в условиях пандемии: предложения бизнес -сообщества. Режим доступа [электронный Интернет-ресурс Garant.ru (URL)]: http://www.garant.ru/news/1345144/#ixzz6JbI D03Gw.
5. Официальный сайт уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей. Режим доступа [электронный Интернет-ресурс (URL)]: https:// ombudsmanbiz.ru/publikacii/#1. References:
1. Enikolopov R.S. "Crisis: is the current one similar to the previous ones?" Access mode [electronic Internet resource nes.ru (URL)]: https://www.nes.ru/files/EVENTS/Economics%20and%20life/ Eni-kolopov-Economic-Cris es -PDF. pdf.
2. Shukaeva, A V. On measures of state support for small and medium-sized businesses in the conditions of a pandemic / A V. Shukaeva // Economics and Business: theory and practice. - 2020. - № 12-3(70). - Pp. 216-219 - DOI 10.24411/2411-0450-2020-1116.
3. Business well-being map. Access mode [electronic Internet resource (URL)]: https://smarteka.com/ solution/map.
4. Business support in a pandemic: proposals from the business community. Access mode [electronic Internet resource Garant.ru (URL)]: http://www.garant.ru/news/1345144/#ixzz6JbID03Gw.
5. Official website of the Presidential Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs. Access mode [electronic Internet resource (URL)]: https:// ombudsmanbiz.ru/publikac ii/#1.