Научная статья на тему 'Новые механизмы поддержки национального экспорта в рамках реализации государственных программ развития внешнеэкономической деятельности в условиях присоединения к ВТО'

Новые механизмы поддержки национального экспорта в рамках реализации государственных программ развития внешнеэкономической деятельности в условиях присоединения к ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
349
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВТО / экспорт / поддержка экспорта / государственные программы / страхование / деривативы / квазигосударственные гарантии / derivatives / export / export facilitation / insurance / quasi-state guarantees / WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Олег Владимирович

Рассматрены основные положения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, принятого по итогам Уругвайского раунда переговоров ВТО, а также основные механизмы поддержки национального экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment of New Mechanisms for Supporting National Export within programs of development of export activities aft er WTO accession

The article reviews the core provisions of the WTO Agreement on Subsidies and Countervailing Measures and descries the key mechanisms aimed at facilitating national export.

Текст научной работы на тему «Новые механизмы поддержки национального экспорта в рамках реализации государственных программ развития внешнеэкономической деятельности в условиях присоединения к ВТО»

 ■ # 1 ■

О § § 11 3 а ж со « О со « 3 « а у Александров О.В.1

1 * 1 1 ^^ § О 3 ^ й ^ ^ «и у 8 И 1 § И 1 Новые механизмы

5 е ® ^ б о ы а ^ поддержки национального

экспорта в рамках реализации государственных программ развития внешнеэкономической деятельности в условиях присоединения к ВТО

Рассматрены основные положения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, принятого по итогам Уругвайского раунда переговоров ВТО, а также основные механизмы поддержки национального экспорта.

Ключевые слова: ВТО, экспорт, поддержка экспорта, государственные программы, страхование, деривативы, квазигосударственные гарантии.

Прошло уже более двух лет с момента ратифицикации Российской Федерацией Протокола о ее присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994 г.

Необходимо отметить, что Россия вступила в ВТО в не самый благоприятный для нее момент с точки зрения ситуации в мировой экономике, а также в условиях, когда в стране еще не были проведены структурные реформы и широкомасштабная модернизация.

При этом вместе со вступлением в ВТО Россия приняла на себя существенные обязательства, выражающиеся, в частности, в соблюдении ряда ограничений, связанных с мерами защиты внутреннего рынка, принятыми ВТО в разные годы. Так, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам [1], принятое по итогам Уругвайского раунда переговоров ВТО, накладывает ограничения на предоставление субсидий экспортерам в странах — членах данной организации. В соответствии с названным соглашением (ст. 1.1) наличие субсидирования признается в случаях, если имеется финансовый

1 Александров Олег Владимирович — директор ЦЭФК Групп.

34 Торговая политика. Trade policy / 2015. № 2/2

вклад правительства или любого государственного органа на территории

страны — члена ВТО, при котором:

• практика правительства предусматривает прямую передачу средств (в виде грантов, займов, взносов), потенциальную прямую передачу средств или обязательств, т.е. гарантий по кредитам;

• доходы правительства, которые в иных случаях должны были бы поступить в бюджет, не уплачиваются либо не собираются, т.е. предоставляются бюджетные стимулы, такие как налоговые кредиты;

• правительство предоставляет товары или услуги, отличные от общей инфраструктуры, либо закупает товары;

• правительство участвует в механизме финансовой поддержки экспортеров или уполномочивает на это иную организацию (направляя ей финансовые средства) и таким образом предоставляет преимущество экспортерам (для целей ст. XVI ГАТТ-94).

а а у

SS S

3

£

В указанном Соглашении есть также понятие «специфическая» субсидия — субсидия, предоставляемая предприятию или отрасли (или группе предприятий либо группе отраслей), находящихся в юрисдикции, предоставляющей субсидию. В соответствии с Соглашением именно специфические субсидии являются предметом санкций. Соглашение предусматривает три категории таких субсидий:

• «запрещенные» — субсидии, которые по закону или сложившейся практике полностью либо в качестве одного из критериев предоставляются в зависимости от результатов экспорта или преимущественного использования национальной продукции;

• «требующие вмешательства» (Соглашением предусмотрено, что страны-члены не будут использовать субсидирование, приводящее к значительному негативному эффекту или серьезной предвзятости по отношению к другим странам-членам, под которой подразумевается уровень субсидирования, превышающий 5% «ad valorem»);

• остальные субсидии, которые «не требуют вмешательства» (в их отношении по итогам рассмотрения могут приниматься рекомендации ВТО).

Данные положения не распространяются на наименее развитые страны (доход на душу населения менее 1000 долл.), а также на развивающиеся страны в течение восьми лет после вступления в ВТО.

Учитывая, что Российская Федерация, относящаяся к развитым странам, 22 августа 2012 г. официально стала членом ВТО, указанные выше ограничения вступили в силу на ее территории и уже достаточно сильно отразились на состоянии отечественной экономики.

Краха экономики России, конечно, не произошло, но по итогам 20132014 гг. [2] налицо замедление темпов ее роста, которое, на наш взгляд, является прямым следствием вступления России в ВТО, даже без учета отрицательного влияния геополитической ситуации, сложившейся в 2014 г.

Институт торговой политики НИУ ВШЭ 35

§ £

а а у

1 »

О 3 ^

е а £

8 £ а

£

При этом на фоне рецессии в России особенно заметны более высокие показатели роста экономик наших основных внешнеторговых партнеров (ряда стран Евросоюза, Китая, США и Японии).

Данные российской таможенной статистики говорят всего о 2,6% росте импорта по итогам 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) [3], но необходимо отметить, что это в среднем, а если более детально рассмотреть структуру экспорта и импорта, то получается следующее.

В 2013 г., по данным Росстата, существенно возрос импорт продовольственных и сельскохозяйственных товаров, а также продукции химической промышленности. Так, импорт сухого молока составил 164,4% показателя аналогичного периода 2012 г., кукурузы — 135,2%, масла сливочного — 113,7%. Кроме того, значительно вырос импорт сыров и творога, а также фруктов. В то же время существенно сократился экспорт пшеницы (86,1% от аналогичного периода 2012 г.), ячменя (всего 68,2%), риса (46,1%), подсолнечника (еще меньше — 28,1%).

Из основных промышленных товаров значительно сократился экспорт калийных удобрений (60,1% показателя аналогичного периода 2012 г.), металлов и изделий из них (92%), в том числе черных металлов (91%). Также сократился, хотя и не столь существенно, экспорт сырой нефти (96% показателя аналогичного периода 2012 г).

В 2014 году, несмотря на существенное улучшение ситуации с экспортом злаков, тенденция сокращения экспорта основных промышленных товаров сохранилась, особенно газа природного (экспорт составил всего 81,4% уровня 2013 г.), сырой нефти (88,6%), машин, оборудования и транспортных средств (91,1%), продукции химической промышленности, каучука (94,6%), удобрений минеральных азотных (96,6%), цветных металлов и изделий из них (97,7%).

Данные по импорту сельскохозяйственных и продовольственных товаров показали, что по итогам 2014 г. даже с учетом введенных Россией ответных санкций существенно возросла зависимость нашей страны от импорта овощей (особенно свежего картофеля — 153,4% уровня 2013 г., лука и чеснока — 138,7, капусты — 121,3, огурцов — 107,3%), сахара-сырца (125,6%), молока и сливок несгущенных (106,8%), масла сливочного (104,7%).

При этом необходимо отметить, что ожидаемого эффекта от вступления в ВТО в части снижения индекса потребительских цен за этот период также не произошло. В 2013 г. рост индекса потребительских цен составил 106,8% (за январь — декабрь 2013 г. по сравнению с январем — декабрем 2012 г.), в I кв. 2014 г. (еще до введения взаимных санкций России, США и ЕС) темпы роста индекса потребительских цен тоже сохранялись высокими (за январь — март 2014 г. — 106,4% к уровню января — марта 2013 г.), а по итогам

36 Торговая политика. Trade policy / 2015. № 2/2

всего 2014 г. рост индекса потребительских цен составил 111,4% (к уровню декабря 2013 г.).

Таким образом, потребители пока не получили каких-либо преимуществ от вступления в ВТО. А ситуация с введением взаимных санкций, начиная с марта 2014 г., еще более усугубила проблемы высокой инфляции, снижения экспорта и увеличения зависимости от импорта (правда, уже из стран Азии и Латинской Америки).

В целом это означает, что практически все защитные меры пока эффективно не сработали и существенных преимуществ российские экспортеры не получили.

В настоящее время действующим обновленным планом мероприятий («дорожной картой») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденным распоряжением Правительства от 25 февраля 2014 г. № 259-р [4], предусмотрена реализация в 2014-2015 гг. следующих мер по расширению ассортимента и повышению доступности финансовых услуг для экспортеров:

• расширение практики субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, связанным с поддержкой производства высокотехнологичной продукции, коммерческим банкам в рамках средств, предусмотренных в федеральном бюджете;

• создание инструментария открытого акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭСКАР) по предоставлению 100%-ного страхового покрытия экспортных проектов;

• формирование и обеспечение реализации механизма рефинансирования финансовых институтов под залог экспортных кредитов, обеспеченных договором страхования открытого акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» по процентным ставкам, установленным советом директоров Банка России.

а а у

3 ё

3 ^

£

Однако, на наш взгляд, заявленных выше механизмов для поддержки национального экспорта в нынешних условиях будет явно недостаточно.

Следовательно, появляется необходимость разработки и внедрения новых механизмов оказания поддержки российским экспортерам промышленной продукции и государственной поддержки приоритетных отраслей промышленности, а также внесения изменений в действующую нормативно-правовую базу, определяющую государственную финансовую поддержку российских экспортеров промышленной продукции и государственную поддержку приоритетных отраслей промышленности, включая внесение изменений в Концепцию развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, одобренную распоряжением Правительства РФ от 14 октября

Институт торговой политики НИУ ВШЭ 37

§ £

а а у

1 »

О 3 ^

е а £

8 £ а

£

2003 г. № 1493-р, с учетом норм ВТО и рекомендаций ОЭСР, а также в стратегии развития приоритетных отраслей промышленности.

В качестве новых механизмов поддержки национального экспорта в условиях присоединения к ВТО можно задействовать следующие:

• развитие механизмов взаимного страхования экспортеров (путем поддержки создания и функционирования обществ взаимного страхования экспортеров);

• развитие производных финансовых инструментов (деривативов) для нужд российских экспортеров, в том числе для формирования более объективных ценовых условий по экспортным контрактам;

• использование незапрещенных видов субсидий, которые не вызовут существенных санкций со стороны ВТО.

Необходимо отметить, что возможность развития взаимного страхования экспортеров предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании», предусматривающим, что объектом взаимного страхования могут быть имущественные интересы членов обществ взаимного страхования, связанных, в частности, с риском ответственности за нарушение договора (страхование гражданской ответственности), а также с осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков) [6]. Использование данного механизма будет для экспортеров значительно дешевле, чем простое страхование экспортных кредитов, при этом возможные расходы на поддержку таких обществ со стороны государства могут быть значительно меньше, чем, например, в случае с ЭКСАР.

Расширение использования производных финансовых инструментов в качестве меры поддержки экспорта заключается в оказании содействия российским экспортерам в возможности выставлять экспортные фьючерсные контракты на торги на российских и международных товарных биржах (например, на Санкт-Петербургской, Австралийской и Чикагской).

В первую очередь речь идет о возможности обращения на биржах таких производных финансовых инструментов, как опционы и фьючерсы российских экспортеров на товарные экспортные контракты, связанные с поставкой нефти, газа, электроэнергии и злаков.

При этом содействие государства может заключаться в упрощенном порядке регистрации и участия российских экспортеров в такого рода торгах, в компенсационных мерах (в части компенсации уплаты биржевых комиссий), а также в предоставлении квазигосударственных гарантий по фьючерсным контрактам.

Если говорить о задействовании механизма использования незапрещенных в ВТО видов субсидий, то речь может идти об использовании таких субси-

38 Торговая политика. Т^е роНсу / 2015. № 2/2

дий, которые «не требуют вмешательства» (с уровнем субсидирования менее 5% цены товара). Данный механизм также может стать перспективным дополнением системы мер по поддержке национального экспорта.

Для реализации указанных механизмов необходимо задействовать существующие российские институты развития, например, неоправданно «забытый» Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (ЗАО «Росэксимбанк»), а также возможности и ресурсы Внешэкономбанка и ЭКСАРа.

а а у

SS S

3

£

Внедрение в практику названных механизмов потребует внесения новых изменений в Государственную программу Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденную постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330, государственные программы Российской Федерации по развитию приоритетных отраслей промышленности в части реализации мер, направленных на совершенствование поддержки экспорта промышленной продукции и поддержки приоритетных отраслей промышленности в новых условиях, а также изменений в распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 № 1128-р «О плане мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта"».

Кроме того, следует внести существенные корректировки в Концепцию развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, одобренную распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 1493-р, а также изменения в Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» и другие законодательные акты.

В отсутствие такого рода механизмов сложившаяся негативная ситуация в российском экспорте будет способствовать возможной затяжной стагнации нашей экономики, которая может продлиться в ближайшие три-пять лет. Это произойдет, если не будут приняты и реализованы соответствующие специальные меры, в первую очередь Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством экономического развития РФ, которые задействуют указанные выше механизмы с учетом обязательств, принятых Российской Федерацией в рамках ВТО.

Литература

[1] Agreement on Subsidies and Countervailing Measures. URL: <http://www. wto.org/english/docs_e/legal_e/24-scm.pdf>.

[2] О состоянии внешней торговли в I полугодии 2014 года. URL: <http:// www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/169.htm>.

Институт торговой политики НИУ ВШЭ 39

3 S

a a у

»S

s s

[3] О состоянии внешней торговли в 2013 году. URL: <http://www.gks.ru/ bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d03/31.htm>.

[4] План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 28. Ст. 3928.

[5] Федеральный закон «О взаимном страховании» от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6047.

[6] Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 42. Ст. 4093.

Alexandrov O.1

Employment of New Mechanisms # for Supporting National Export #

within programs of development of export activities after WTO accession

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article reviews the core provisions of the WTO Agreement on Subsidies and Countervailing Measures and descries the key mechanisms aimed at facilitating national export.

Key words: derivatives, export, export facilitation, insurance, quasi-state guarantees, WTO.

1 Alexandrov Oleg — Director CEFC Group.

40 Торговая политика. Trade policy / 2015. № 2/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.