Научная статья на тему 'Особенности политики государственной поддержки экспорта в рамках вто'

Особенности политики государственной поддержки экспорта в рамках вто Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
811
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА / EXPORT / STATE EXPORT SUPPORT / WORLD TRADE ORGANIZATION / STATE MEASURES OF EXPORT STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Александр Сергеевич

В статье рассматривается механизм государственной поддержки экспорта, а также выявляются ограничения, которые накладывают на экспорт соглашения ВТО. Предлагается классификация инструментов стимулирования экспорта, характеризуются некоторые особенности применения этих инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of State Export Support Policy in WTO

The article reveals state export support system, as well as undercovers restrictions made by WTO-agreements to this system. The author suggests classification of export support measures and defines some peculiarities of its implementation.

Текст научной работы на тему «Особенности политики государственной поддержки экспорта в рамках вто»

ПРОБА ПЕРА

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В РАМКАХ ВТО

А.С. Денисов

Кафедра международных экономических отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается механизм государственной поддержки экспорта, а также выявляются ограничения, которые накладывают на экспорт соглашения ВТО. Предлагается классификация инструментов стимулирования экспорта, характеризуются некоторые особенности применения этих инструментов.

Ключевые слова: экспорт, государственная система поддержки экспорта, Всемирная торговая организация, инструменты государственного стимулирования экспорта.

Торговля представляет собой одно из центральных звеньев в системе социально-политической и экономической стабильности любой страны. Являясь одной из древнейших форм международных отношений на государственном уровне, она в течение истории претерпела значительные изменения количественного (увеличение абсолютных объемов товарооборота, участников, ассортимента и т.д.) и качественного (формы и технологии торговли) характера. Менялось также и отношение к торговле, ее значимость и роль для государства. В результате этой «эволюции» на сегодняшний день она является одновременно обязательным элементом экономической жизни страны, удовлетворяющим внутренний спрос, приносящий основной доход государству и способствующий успешному развитию национальной и мировой экономики. В то же время это острый политический вопрос, сопровождающийся постоянными дискуссиями относительно основополагающих принципов развития торговли, значимости ее отдельных участников и влияния на мировую экономику. Несмотря на активно развивающиеся процессы глобализации, международного разделения труда и либерализации торговли, к которым призывают развитые страны и международные организации, почти все страны в том или ином объеме применяют различные механизмы защиты национального рынка и производителей, либо поддержки экспортных отраслей и предприятий. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость: чем сильнее экономически развита страна, чем она активнее участвует в международной торговле, тем к большему кругу инструментов и объему финансирования государственной поддержки экспорта она прибегает.

Повышенное внимание к проблеме развития торговли, экспорта в частности, создает необходимость качественного и комплексного регулирования данного института. Принимая во внимание различия в уровне экономического развития от-

дельных стран, активное применение инструментов стимулирования экспорта способно создавать ситуации нарушения конкуренции на мировом рынке. Основным регулятором на мировой арене, который предотвращает подобные проявления и способствует созданию справедливых экономических возможностей для отдельных стран, выступает Всемирная торговая организация (ВТО).

Деятельность Всемирной торговой организации главным образом направлена на создание таких условий международной торговли, при которых каждый ее участник имел бы возможность в полной мере получить выгоды экспортно-импортной деятельности и предоставить в свою очередь выгоду и другим странам-членам. ВТО для достижения поставленных задач сформировала эффективную систему взаимодействия стран на международном уровне, ключевым элементом которой стал режим наибольшего благоприятствования (РНБ), направленный на установление равных условий совершения операций для всех участников. Многолетняя торговая и политическая практика создали целый комплекс мер по защите национального рынка и местных производителей, а также экспорта. ВТО не могла оставить данные элементы мировой торговли без внимания. Однако система регулирования процесса по осуществлению поддержки экспортных операций со стороны государства получила своеобразное воплощение, которое, как может показаться сначала, почти полностью запрещает использование подобных мер, но в то же время оставляет достаточный простор для деятельности государств. В рамках ВТО имеется отдельное соглашение, которое регламентирует использование государственных субсидий и компенсационных мер. В данном соглашении, как и во многих других, регламентирующих протекционистскую и стимулирующую политики государств, сначала говорится, что ВТО не признает и противостоит различным мерам, которые предоставляют дополнительные преимущества одним странам-участникам и создают затруднения для других в международной торговле. Тем не менее дальше следует целый ряд ограничений, которые делают инструмент государственной поддержки экспорта действенным даже в рамках ВТО.

Так, статья 1 Соглашения, определяя субсидию, подчеркивает, что она имеет место в случае, если финансовое содействие правительства или любая система поддержки цен или доходов дают дополнительную (не коммерческую) выгоду получателю [9. С 1]. ВТО признает, что правительства могут предоставлять субсидии национальному производителю, преследуя различные торгово-политические цели. Система ВТО регулирует только те случаи субсидирования, которые искажают условия конкуренции в международной торговле. Необходимо подчеркнуть, что положения данного соглашения относятся к промышленной продукции; порядок субсидирования сельскохозяйственной продукции прописан в Соглашении по сельскому хозяйству. Соглашение разделяет промышленные субсидии, предоставляемые правительствами, на запрещенные и допустимые. Стало обычной практикой сравнивать категории субсидий по Соглашению с сигналами светофора. Запрещенные субсидии называют красными субсидиями, допустимые, но наказуемые субсидии, в тех случаях, когда субсидированный экспорт наносит ущерб, — желтыми, допустимые и ненаказуемые субсидии — зелеными.

Денисов А.С. Особенности политики государственной поддержки экспорта в рамках ВТО

К запрещенным субсидиям (так называемая, «красная корзина») относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым. Приложение I к Соглашению приводит примерный перечень экспортных субсидий. К таковым, например, относятся: 1) прямые экспортные субсидии; 2) программы, допускающие удержание валюты, либо любая практика, которая влечет за собой выплату премии при экспорте; 3) внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, устанавливаемые или взимаемые на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке; 4) полное или частичное освобождение от уплаты, уменьшение или отсрочка прямых налогов или отчислений на социальное страхование, уплачиваемых или подлежащих уплате промышленными или торговыми предприятиями в связи с экспортом; 5) специальные вычеты, прямо связанные с экспортом или с результатами экспорта, превышающие вычеты, предоставленные в отношении производства для внутреннего потребления, которые применяются при расчете базы прямого налогообложения; 6) уменьшение или возврат импортных сборов сверх тех, которые взимаются с импортного сырья и материалов, потребленных при производстве экспортной продукции (с нормальными скидками на отходы); 7) предоставление правительствами (или специальными институтами, контролируемыми правительствами) программ гарантирования или страхования экспортных кредитов, программ страхования или гарантирования от увеличения стоимости экспортных товаров или программ страхования или гарантирования валютных рисков с использованием ставок премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов и убытков по этим программам; 8) предоставление правительствами (или специальными институтами, контролируемыми и/или действующими под руководством правительств) экспортных кредитов по ставкам ниже тех, которые они фактически должны уплачивать за использованные средства.

Например, в 2001 г. органом по разрешению споров ВТО было вынесено решение в соответствии с иском Евросоюза о том, что американское законодательство о налоговых льготах экспортерам представляет собой скрытую форму экспортных субсидий. ГАТТ-47 запрещало предоставление экспортных промышленных субсидий только развитым странам, после Уругвайского раунда данное положение действует и в отношении развивающихся стран, им предоставлен 8-летний переходный период для внесения изменения в практику субсидирования. В течение этого периода развивающиеся страны не имеют право увеличивать размер своих экспортных субсидий. Однако наименее развитые страны (где ВНП на душу населения менее 1000 долл. США) имеют право субсидировать экспорт [2. С 265].

Допустимые субсидии (так называемая «желтая корзина») принято разделять на две категории: наказуемые и ненаказуемые. К наказуемым субсидиям относятся те случаи субсидирования, когда импорт субсидируемых товаров приводит к негативному влиянию на торговлю в стране-импортере. Вследствие чего страна-импортер имеет право предпринять ответные меры с целью исправления положения. Такие ответные меры могут иметь форму компенсационных пошлин. Но необходимо доказать факт того, что субсидированный импорт наносит серьезный ущерб

или прямо угрожает серьезным ущербом национальной промышленности. Статья 6 подробно рассматривает действия, которые могут ущемить интересы других стран: ущерб отрасли национального производства; нейтрализация тарифных уступок, сделанных ранее; серьезное нарушение интереса другой страны — члена ВТО [9. С 5]. Страна-импортер имеет право вынести вопрос на рассмотрение органа по урегулированию торговых споров и добиться отмены или изменения системы субсидирования той страны, чей субсидируемый экспорт искажает торговлю.

Для разделения субсидий в рамках «желтой корзины» (когда применение субсидии допускается, но это может иметь негативный эффект) Соглашение использует критерий специфичности [9. С 2] для разделения субсидий данного вида на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она предоставлена предприятию или группе предприятий, промышленному сектору или группе секторов, определенному географическому региону. Например, низкие внутренние цены на энергоносители — субсидия. Если она предоставляется всем национальным предприятиям, то не является специфической.

Допустимые и ненаказуемые субсидии («зеленая корзина») — субсидии, не дающие основание для разбирательства, т.е. фактически разрешенные субсидии. К таким субсидиям относится финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов; дотации регионам, находящимся в неблагоприятных условиях; средства, направляемые на охрану окружающей среды. Однако о программах субсидирования следует уведомлять Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, учрежденный в соответствии с Соглашением. Кроме того, если допустимая субсидия влечет за собой «серьезные неблагоприятные последствия» для национальной отрасли производства какого-либо члена ВТО, причиняя ей «ущерб, который трудно устранить», то данный член ВТО может инициировать консультации в рамках Комитета. И Комитет вправе разрешить применить контрмеры пропорционально причиненному ущербу.

Основные термины и процедурные моменты Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам унифицированы с Антидемпинговым кодексом. Размер компенсационной пошлины не должен превышать уровня субсидии. Эта пошлина носит временный характер и должна быть отменена по истечении пяти лет с момента ее введения [4. С 16]. В рамках Соглашения действует положение о периодической передаче информации о действующих в стране субсидиях (нотификация) каждой страной — членом ВТО. Стоит отметить, что в ВТО идет выделение отдельным объектом субсидий в сельскохозяйственный сектор. Они регламентируются в рамках Соглашения по сельскому хозяйству. Так, по проблеме государственной поддержки сельского хозяйства (субсидии и любые другие программы, направленные на то, чтобы увеличить или гарантировать доходы фермерских хозяйств) Соглашение направлено на снижение государственной поддержки сельского хозяйства, но не запрещает ее. От среднего уровня, который определен для каждой страны — члена ВТО, вводятся следующие правила: субсидии должны быть уменьшены развитыми странами в течение 6 лет на 20%, а развивающимися — на 13% [3]. Приложение 2 к Соглашению определяет, какие виды деятельности,

Денисов А. С. Особенности политики государственной поддержки экспорта в рамках ВТО

осуществляемые за счет государства, не подпадают под данное правило (например, услуги по созданию инфраструктуры — электрификация, постройка дорог и т.д.).

Развитые страны обязались сократить прямые экспортные субсидии на 36% по стоимости от уровня 1986—1990 гг. и уменьшить количество субсидируемого экспорта на 21% в течение 6 лет; по количеству субсидируемого экспорта сокращение составило 21% для развитых стран и 14% — для развивающихся [3. С 33]. Соглашение распространяется на торговлю сельскохозяйственными товарами, исключая рыбу и рыбопродукты. Предполагается постепенное снижение ставок внутреннего субсидирования сельского хозяйства, учитывая местные экономические и политические особенности каждой страны. При этом устанавливается некий минимальный барьер допустимой поддержки, которая не рассматривается таковой. Для развитых стран этот процент равен 5% от общей стоимости производства основного сельскохозяйственного продукта данного члена в течение соответствующего года. Для развивающихся стран норма составляет 10%. Признается, что для наименее развитых стран осуществление внутренних субсидирований сельского хозяйства является обязательным и неотъемлемым условием развития экономики, поэтому им разрешается проведение данных операций, однако при предоставлении обоснования и принятия его организацией. Более того, ВТО активно поддерживает деятельность государства по оказанию различного рода консультационных услуг и организационных по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий. Однако Организация придает им второстепенное значение, поэтому четкой регламентации данного инструмента стимулирования экспорта в рамках ВТО нет, что, однако, не снижает его значимость.

Таким образом, мы видим, что ВТО, учитывая огромный практический опыт развития торговых отношений, разработала комплексную и качественную систему регулирования системы поддержки экспорта. Одной из главных проблем остается доказательство принадлежности субсидии к той или иной группе, необходимость применения обратных мер. Споры вызывает достаточно обширный набор мер стимулирования экспорта нефинансового характера, который почти никак не регламентирован, несмотря на то, что он способен создать весомые конкурентные преимущества для производителей. В первую очередь речь идет о выставочно-ярмарочной деятельности, маркетинговой и консультационной помощи торгово-промышленных палат и деятельности агентств развития малых и средних предприятий. В целом же существующая система выравнивает условия для стран в осуществлении их внешнеторговой деятельности. Повышенное внимание со стороны ВТО к спорным вопросам позволяет надеяться, что со временем их будет становиться все меньше, а система ограничений станет эффективной для всех участников международных торговых отношений.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Данилова Е.В. ВТО: Регулирование торговли услугами. — М.: Академкнига, 2003.

[2] Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. — М.:

ВАВТ, 2008.

[3] Основы торговой политики и правила ВТО / Под ред. М.Ю. Медведкова. — М.: Международные отношения, 2004.

[4] Рубинштейн Т.Б. ВТО: практический аспект. — М.: Гелиос АРВ, 2004.

[5] Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. — М.: Финансы и статистика, 2003.

[6] Всемирная торговая организация // http://www.wto.org

[7] Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. // http://www.wto.org

[8] Соглашение по сельскому хозяйству // http://www.wto.org

[9] Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам // http://www.wto.org

PECULIARITIES OF STATE EXPORT SUPPORT POLICY IN WTO

A.S. Denisov

International Economic Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article reveals state export support system, as well as undercovers restrictions made by WTO-agreements to this system. The author suggests classification of export support measures and defines some peculiarities of its implementation.

Key words: export, state export support, World Trade Organization, state measures of export stimulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.