Научная статья на тему 'Государственная поддержка российского промышленного экспорта'

Государственная поддержка российского промышленного экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКСПОРТНЫЕ КРЕДИТЫ / КОМПЬЮТЕРИЗОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / LIBERALIZATION / EXPORT / STATE EXPORT SUPPORT / STATE REGULATION / EXPORT CREDITS / COMPUTERIZED INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шагалов Григорий Лазаревич

В статье показано, что либерализация внешнеэкономической деятельности при переходе от плановой экономики к рыночной предполагает сохранение регулирующей роли государства в области включения страны в систему мирохозяйственных связей. Однако в новых условиях государство сосредотачивает свое внимание на ключевых вопросах развития внешнеэкономических связей, отказывая от мелочной опеки в области функционирования агентов рынка и переключаясь на использование экономических инструментов регулирования, соответствующих рыночным условиям. Основное внимание в статье уделено проблемам государственной поддержки и стимулирования экспортной деятельности промышленности в условиях участия России в ВТО. Рассмотрены основные инструменты такой поддержки, применяемые в нашей стране в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF RUSSIAN INDUSTRIAL EXPORT

The article shows that liberalization of foreign economic activity when switching from planned economy to market economy supposes preserving the regulating role of the state in the area of including the country into the system of world economic connections. However, in these new conditions the state concentrates its attention on the key issues of the development of foreign economic connections, gets rid of petty custody in the area of functioning of market agents, switches to using economic regulating tools that correspond to market conditions. The main attention in the article is given to the problems of state support and stimulating export activity of the industry of the Russian Federation in the conditions of Russian participation in the WTO. The main tools of such support used in Russia in modern conditions are discussed.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка российского промышленного экспорта»

ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ШАГАЛОВ ГЛ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЭКСПОРТА

Аннотация. В статье показано, что либерализация внешнеэкономической деятельности при переходе от плановой экономики к рыночной предполагает сохранение регулирующей роли государства в области включения страны в систему мирохозяйственных связей. Однако в новых условиях государство сосредотачивает свое внимание на ключевых вопросах развития внешнеэкономических связей, отказывая от мелочной опеки в области функционирования агентов рынка и переключаясь на использование экономических инструментов регулирования, соответствующих рыночным условиям. Основное внимание в статье уделено проблемам государственной поддержки и стимулирования экспортной деятельности промышленности в условиях участия России в ВТО. Рассмотрены основные инструменты такой поддержки, применяемые в нашей стране в современных условиях.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, либерализация, экспорт, государственная поддержка экспорта, Всемирная торговая организация (ВТО), государственное регулирование, экспортные кредиты, компьютеризованная информационная система.

SHAGALOV G.L.

STATE SUPPORT OF RUSSIAN INDUSTRIAL EXPORT

Abstract. The article shows that liberalization of foreign economic activity when switching from planned economy to market economy supposes preserving the regulating role of the state in the area of including the country into the system of world economic connections. However, in these new conditions the state concentrates its attention on the key issues of the development of foreign economic connections, gets rid of petty custody in the area of functioning of market agents, switches to using economic regulating tools that correspond to market conditions. The main attention in the article is given to the problems of state support and stimulating export activity of the industry of the Russian Federation in the conditions of Russian participation in the WTO. The main tools of such support used in Russia in modern conditions are discussed.

Keywords: foreign economic activity, liberalization, export, state export support, World Trade Organization (WTO), state regulation, export credits, computerized information system.

Политика либерализации внешнеэкономических связей при переходе от плановой к рыночной экономике, на наш взгляд, вовсе не означает, что государство должно отказываться от своей регулирующей роли в области включения страны в систему международного разделения труда. Просто в новой ситуации оно должно сосредотачивать свое внимание на ключевых вопросах развития внешнеэкономических связей, переключаться на использование принципиально новых соответствующих рыночным условиям экономических инструментов регулирования [1].

В условиях становления рынка стоит задача по созданию действенных механизмов регулирования объемов, материальной, вещественной и пространственной структуры внешнеэкономического оборота. С помощью этих механизмов государство имеет возможность усиливать позитивные тенденции в развитии внешнеэкономического сотрудничества, противодействовать негативным процессам [2-3].

Важное место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимают инструменты поддержки и стимулирования экспорта.

Задача государственной поддержки экспорта заключается в формировании благоприятных экономических, организационных и других условий развития и повышения экономической эффективности экспорта.

Первой вехой на пути разработки системы поддержки и стимулирования российского экспорта стал федеральный закон от 13 октября 1995 года «О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности», шестая глава которого специально посвящена вопросам развития внешнеторговой деятельности и ее стимулирования. 30 ноября 1995 года Президент Российской Федерации подписал указ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров», предусматривающий возможность финансовой поддержки, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. В продолжение данного указа было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 года «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг», конкретизировавшее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец, Правительством России в феврале 1996 года была утверждена Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 года, а также основные средства достижения поставленных целей. Однако программа, к сожалению, не была выполнена.

Россия не освоила опыт ведущих мировых экспортеров, заключающийся в том, что феномен конкурентоспособного экспорта — это результат многолетней целенаправленной политики государства по «выращиванию национальных лидеров», созданию условий, обеспечивающих предпосылки для выхода национальных компаний на внешние рынки.

К сожалению, до сих пор страна не имеет целостной и детально отработанной системы поддержки российских экспортеров. Пока государство еще не смогло в полной мере решить задачу по формированию благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития экспорта и повышения его эффективности.

В настоящее время применяются следующие методы стимулирования национального экспорта: финансовые методы поддержки экспорта, информационно-консалтинговые и методы ярмарочно-выставочной деятельности.

Если говорить о финансовой поддержке экспорта, то следует отметить, что широко практиковавшиеся ранее во многих странах мира методы использования экспортных субсидий уходят в прошлое. Сокращает применение экспортных субсидий ВТО и ряд других международных организаций. В рамках ВТО разработано понятие экспортных субсидий, определены их формы и меры по сокращению. ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, однако дифференцированно относится к различным косвенным формам. Надо сказать, что в России методам финансовой поддержки экспорта не уделялось достаточного внимания. Государственная поддержка экспорта осуществлялась в основном по линии кредитов, предоставлявшихся иностранным государствам, комплексно поставлявшим промышленные товары, строившим с помощью Российской Федерации крупные промышленные объекты, а также в рамках военно-технического сотрудничества. Надо признать, что это касалось небольшой части совокупного промышленного экспорта страны.

В этой связи в 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства РФ (14 октября 2003 года № 1493) «Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации».

Концепция определяла главные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривала следующие механизмы:

- гарантийная поддержка;

- возмещение процентных ставок по экспортным кредитным рискам;

- предоставление краткосрочных бюджетных субсидий экспортерам техники.

Следует отметить, что предоставление краткосрочных бюджетных ссуд было фактически наиболее распространенной формой государственной финансовой поддержки российского экспорта в последние годы.

Справедливости ради следует сказать, что Россия опоздала с созданием целостной системы государственной поддержки экспорта. В то время как страна переходила от государственной монополии на внешнеэкономические связи к их либерализации, что требовало огромных усилий, промышленно-развитые страны в течение многих лет отрабатывали различные формы стимулирования экспорта. Еще несколько лет назад страны пользовались таким мощным рычагом стимулирования экспорта, как его субсидирование. Субсидирование экспортеров обычно осуществлялось в двух формах. Во-первых, предоставлялись льготные кредиты, во-вторых, применялись льготы по уплате налогов. Однако наряду с двумя названными формами субси-

дирования экспорта многими странами использовалось прямое субсидирование за счет средств государственного бюджета. Системы поддержки экспорта получили наибольшее развитие после Второй мировой войны [4].

Активнее всего системы поддержки экспорта применялись в США, Англии, Италии, Канаде, Франции, Швеции, Японии. Если обратиться к развивающимся странам, то здесь наибольшую активность демонстрировали (согласно исследованию, выполненному в WIDER [5]) Южная Корея, Таиланд, Индонезия и Малайзия.

Автор фундаментальных исследований по проблемам поддержки экспорта Р. Серингхаус в одной из своих работ пишет: «Стимулирование экспорта имеет своей целью оказать помощь бизнес-сообществу в его борьбе за рынки. Этот вид помощи частному сектору широко распространен. И все развитые и развивающиеся страны предлагают разнообразные программы и услуги для того, чтобы повысить конкурентоспособность фирм за рубежом» [6]. Системы поддержки экспорта в конечном счете направлены на стимулирование экономического роста в отдельных странах.

Начало формирования систем поддержки экспорта можно датировать двадцатыми годами прошлого века. В эти годы в ряде стран возникли специальные институты — экспортные кредитные агентства, в задачи которых входила поддержка национального экспорта и инвестиций за рубежом путем страхования международной торговли и инвестиций, а в ряде случаев путем предоставления финансовых ресурсов для осуществления экспорта. В это время возникали различного рода организации по поддержке экспорта (ОПЭ). Первое экспортное кредитное агентство было создано в Великобритании в 1919 году [7]. Интересно отметить, что первоначальной задачей ведомства была поддержка экспорта в Россию, который в то время, по понятным причинам, был связан со значительными рисками.

Цели по стимулированию экспорта ставились и перед Экспортно-импортным банком, созданным в США в 1933 году. В целом активность в области предоставления и страхования кредитов в 1920-1930-х годах была небольшой. Но после Второй мировой войны ситуация резко изменилась.

Какие же организации занимаются поддержкой и стимулированием экспорта в зарубежных странах? В Великобритании ведущей организацией по стимулированию экспорта выступает Департамент гарантий по экспорту кредитов, в США — Экспортно-импортный банк, в Канаде поддерживает экспортеров, как и в двух вышеназванных странах, государство. По масштабам государственной поддержки экспорта Швеция наиболее близка к Канаде и США. Важную роль в поддержке экспорта в Швеции играет полугосударственная организация — Шведский совет по торговле, играющий решающую роль в распределении субсидий между отдельными экспортными фирмами. В рамках специальной программы предприятие могло покрывать до 50 % издержек, связанных с расширением экспорта или выходом на новые внешние рынки. Достаточно широко использовалось прямое субсидирование экспорта Великобританией в 1970-1980-х годах. В это время страна субсидировала экспортные поставки угольной, металлургической и судостроительной промышленности, стоимость производства которых была достаточно высокой. При субсидировании использовались средства государственного бюджета.

В отличие от упомянутых стран, где решающую роль в стимулировании экспорта играет государство, существует ряд стран, в которых правительственные организации играют небольшую роль в поддержке экспорта. Наиболее крупным из них является Германия, придерживающаяся иной философии, чем США, Великобритания и другие. Немецкие правительственные организации играют минимальную роль в поддержке экспорта. В Германии задачи по поддержке экспорта и его стимулирования решаются в основном силами частного сектора. Участие государства сводится к передаче экономической информации, получаемой посольствами и консульствами, торгово-экономическими палатами, и выделению небольших средств для некоторых общественных организаций частного сектора. Вопросами поддержки национальных экспортеров занимаются преимущественно торговые палаты и различные ассоциации промышленности. Эти организации поддерживают тесные контакты с отдельными компаниями, предоставляют им информацию и необходимые консультации, связанные с экспортной деятельностью. Торговые палаты страны объединены в германскую Федерацию торговых па-

лат. Характерно, что бюджет немецких торговых палат складывается главным образом (на 95 %) за счет взносов немецких компаний, которые должны быть членами торговых палат. Государство обеспечивает лишь 5 % бюджета торговых палат. Частный сектор играет также ведущую роль в финансировании и страховании национального экспорта. Эти операции осуществляются соответственно экспортным кредитным агентством для германских коммерческих банков (Ausfuhr Kredit Gesellshaft - AKG) HERMES Kreditversicherungs A.G. - и частной страховой компанией, которая осуществляет экспортные гарантии, поддерживаемые федеральным правительством.

В принципе можно выделять государственное воздействие на экспорт на различных уровнях: во-первых, на основе создания общей инфраструктуры в масштабе всей национальной экономики, во-вторых, в рамках отдельных секторов экономики; в-третьих, на уровне конкретных компаний.

Важную роль в поддержке российского экспорта играет выставочно-ярмарочная деятельность. В непосредственной организации этой деятельности участвуют Минэкономразвития, Торгово-промышленная палата и торговые представительства Российской Федерации за рубежом.

За последние несколько лет было проведено около 70 ярмарок и выставок. Общий объем финансирования этих мероприятий составил немногим менее 10 млрд руб.

Российская Федерация представила свои экспозиции в странах Европы и Северной Америки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Итоги этих мероприятий показали, что особым спросом за рубежом пользуются российские новейшие разработки, ноу-хау, программное обеспечение, передовые технологии и производимое на их основе производственное оборудование.

В комплексе мер по поддержке национального экспорта существенную роль играет информационно-консультативное содействие развитию экспорта. Информационно-консультативное содействие экспорту предполагает формирование банка данных внешнеторговой информации, доступных через интернет, оказание информационных услуг, содействие в поиске деловых партнеров.

Для комплексного решения задач по информационной поддержке продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки необходимы меры по сбору и анализу экспортных предложений, заявок, тендеров, поступающих от российских предприятий и иностранных потребителей, а также по снижению предконтрактных расходов российских экспортеров.

В Минэкономразвития России обеспечен открытый доступ через интернет и создана информационно-поисковая система общего пользования «Экспортные возможности России». Данная система представляет широкому кругу российских пользователей информацию о конъюнктуре зарубежных рынков, предложениях и запросах иностранных компаний, проходящих за рубежом международных тендерах, выставках и ярмарках, а также о законодательстве других стран, требованиях ВТО, условиях доступа на зарубежные рынки, деятельности российских представительств за рубежом. Иностранным пользователям обеспечен доступ к предложениям российских экспортеров. Создание сети открытого доступа выступает как форма информационно-консультативной поддержки экспорта. Следует отметить, что подобные системы уже много лет функционируют во многих зарубежных странах.

Так, в Великобритании функционируют две компьютеризированные информационные системы: Экспортная поисковая система (Export Intelligence Service) и Всемирная поисковая сеть (World Intelligence Network). В Канаде также действуют в рамках поддержки экспорта компьютеризованные системы: Система информации о возможностях бизнеса (Business Opportunity Sourcing System — BOSS) и Всемирная поисковая сеть (World Intelligence Network — WIN).

Подобные информационные системы обеспечивают национальных экспортеров необходимой информацией, облегчают им выбор наиболее выгодных потребителей их продукции.

Литература

1. Федоренко Н. Я, Шагалов Г. Л. Эффективность включения России в международное разделение труда. Методологические вопросы //Вопросы экономики, 2002. — № 7. — С. 83-94.

2. Зоидов К. X. Трансформационный кризис экономики России: природа, динамика, пути преодоления. — М.: ИПР РАН, 2000. — 250 с.

3. Цветков В. А., Зоидов К. X. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского про-

странства. — М.: ЦЭМИ РАН, 2010. — 310 с.

4. The Export credit Financing Systems in OECD Member Countries. - Paris, 1985.

5. Sanja Iall. Selective Policies for Export Promotion. Lessons from Asian Tigers. The United Nations University. WIDER.43. 2000.

6. Seringhous F. Export promotion: the role of impact government services. Irish Marketing Review. 1987. Vol. 2.

7. Stephans M. The Changing Role of Export Credit Agencies (IMF). Washington, 1999.

8. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Дохолян А.С. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1. С. 9.

9. Дохолян С.В., Петросянц В.З. Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 10. С. 12-21.

References:

1. Fedorenko N. Ya. Shagalov G.L. Effectiveness of Including Russia in International Labor Division. Methodological Issues //Issues of Economics, 2002. - No. 7. - P. 83 - 94.

2. Zoidov K.Kh. Transformational Crisis of Russian Economy: Nature, Dynamics, Ways of Overcoming it. - M.: Institute of Market Problems of RAS, 2000 - 250 p.

3. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh. et al. A Study of Economic Cycles in the Countries of the Post-Soviet Territory. -M.: TSEMIof RAS, 2010. - 310p.

4. The Export credit Financing Systems in OECD Member Countries. - Paris, 1985.

5. Sanja lall. Selective Policies for Export Peomotion. Lessons from Asian Tigers. The United Nations University. WIDER.43. 2000.

6. Seringhous F. Export promotion: the role of impact government services. Irish Marketihg Review. 1987. vol. 2.

7. Stephans M. The Changing Role of Export Credit Agencies /IMF/ Washington. 1999.

8. Doholjan S. V., Petrosjants V. Z, Doholjan A.S.mechanism of realisation of an industrial policy of depressive region/Regional problems of transformation of economy. 2010. № 1. With. 9.

9. Doholjan S.V., Petrosjants V. Z. Problems offormation and realisation of an industrial policy of depressive region//Regional economy: the theory and practice. 2010. № 10. With. 12-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.