Научная статья на тему 'Государственная поддержка экспорта в контексте современного этапа развития международной торговой политики'

Государственная поддержка экспорта в контексте современного этапа развития международной торговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (РТС) / ВТО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головкина Светлана Ивановна, Карпова Клавдия Сергеевна

В статье определены современные тенденции преобладания протекционизма и либерализма как направлений международной торговой политики. Авторами исследованы основные противоречия в современной международной торговле, определяющие специфику государственной поддержки экспорта в развитых и развивающихся странах. Представлена система мер государственной поддержки экспортеров, используемых в рамках РТС и заданная набором определенных критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка экспорта в контексте современного этапа развития международной торговой политики»

world retailers is carried out. The results of the review analysis can be applied for training within the framework of training programs in the field of trade.

Keywords: internationalization of retail trade, international retail business development, retailer, expansion of retail chains, business internationalization factors

УДК 339.5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ

ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ Головкина Светлана Ивановна, к.э.н., доцент Карпова Клавдия Сергеевна, магистрант

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В статье определены современные тенденции преобладания протекционизма и либерализма как направлений международной торговой политики. Авторами исследованы основные противоречия в современной международной торговле, определяющие специфику государственной поддержки экспорта в развитых и развивающихся странах. Представлена система мер государственной поддержки экспортеров, используемых в рамках РТС и заданная набором определенных критериев.

Ключевые слова. Протекционизм, либерализм, региональные торговые соглашения (РТС), ВТО, государственная поддержка экспорта.

В современной мировой экономике протекционизм и либерализм как направления внешнеторговой политики в чистом виде не встречаются. Государство, участвующее в международной торговле, использует сочетание инструментов и принципов обоих направлений, в зависимости от национальной и международной экономической политики на определенном этапе развития. Анализируя применение торговых барьеров в международной торговле в разные исторические периоды времени, можно сделать вывод о постепенном переходе национальных торговых режимов от жесткого протекционизма к более свободной торговле и большей открытости экономики.

До середины XX века в мировой практике доминировали идеи протекционизма. Этому способствовали мировые войны, Великая депрессия в США, освобождение от колониальной зависимости целого ряда государств, изменение социально-политического уклада многих стран мира на социалистический, вызвавшие усиление тарифной защиты национальных рынков и массовое применение количественных ограничений импорта. Во второй половине XX века ситуация сильно изменилась. Либерализация торговли и открытие национальных рынков укрепляются как преобладающая тенденция в мировой экономике. В данном случае либерализация вызвана не самостоятельным выбором отдельно взятых государств, а инициирована согласованными решениями стран-участников международной

торговли. Согласованные решения стран - участников основывались и базируются на принципах и правилах регулирования международной торговли, заложенных ГАТТ (1947 г.) и далее на принципах и правилах, дополненных ВТО [1].

Вопросы государственной поддержки экспорта в рамках ВТО в настоящее время регламентируются в основном Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам, а также Соглашением по сельскому хозяйству. Но правовое поле ВТО по данным вопросам для некоторых государств сужает возможности их участия в международной торговле. Поэтому государства вынуждены искать новые легальные пути оказания помощи своим национальным экспортерам. Например, необходимость государственной поддержки экспорта во многих развивающихся странах вызвана тем, что в мировой практике, несмотря на действующие правила ВТО, в настоящий момент остаются сильные разногласия между развитыми странами (США и Европейским союзом) и ведущими развивающимися странами. Развитые страны добиваются либерализации доступа на развивающиеся рынки и отказываются отменить экспортные субсидии на сельскохозяйственные товары национального производства, сократить государственную поддержку аграрного сектора, а также не желают принять дифференцированный и более благоприятный режим торговой политики для развивающихся стран, который существовал в ГАТТ. Как следствие развивающиеся страны отказываются более широко открывать свои рынки для западных товаров и услуг и стремятся расширить национальный экспорт.

При этом стоит отметить, что развитые страны, провозглашая и призывая к либерализации торговли, на деле активно применяют различные протекционистские меры, включая массированную государственную поддержку местных производителей и нетарифные меры. Это является подтверждением того, что национальные интересы берут верх над глобальными [2].

Существующая практика дала сильный импульс созданию и развитию региональных торговых соглашений (РТС).

В данном случае массовое создание РТС - пример того, как отдельные государства осуществляют государственную поддержку экспорта в контексте современного этапа развития международной торговой политики. За последнее десятилетие число РТС выросло значительно. Отличительной особенностью данных соглашений является то, что они являются взаимными преференциальными торговыми соглашениями между двумя или более партнерами. Региональные торговые соглашения охватывают в настоящий момент более 50% международной торговли и действуют наряду с глобальными многосторонними соглашениями в рамках ВТО. Преференции, предоставляемые странами друг другу в рамках РТС, распространяются как в областях, регламентируемых правилами ВТО (в отношении антидемпинговой политики, компенсационных пошлин, санитарно-технических барьеров, деятельности государственных торговых предпри-

ятий и т.д.), так и не урегулированных ВТО. Например, конкурентная политика, миграция капиталов и инвестиций, экологическое и коррупционное законодательство и т.д.

В настоящее время в мире отсутствует единая политика государственного стимулирования экспорта, даже при членстве стран в ВТО. РТС дают возможность странам увеличить интенсивность и масштабы государственной поддержки экспорта в целях повышения национальной конкурентоспособности во внешней торговле.

Мировой опыт государственной поддержки экспорта в рамках РТС представлен системой мер, включающей следующие условные группы.

1. Группа мер, связанных с созданием для экспортеров благоприятных геополитических и торгово-экономических условий. Сюда можно отнести следующие меры:

- Заключение от лица государства региональных торговых отношений с другими государствами,

- Лоббирование интересов национальных производителей на зарубежных рынках,

- Участие правительств в разрешении торговых споров,

- Борьба с ограничениями на внешних рынках (антидемпинг, квоты и пр.),

- Торгово-политические меры (деятельность в международных организациях и экономическая дипломатия) и пр.,

2. Группа мер, связанных с целевым программированием стимулирования экспорта, например:

- Разработка отраслевых стратегий,

- Разработка и внедрение программ по торговой экспансии, преференциальных внешнеторговых программ,

- Организация торговых миссий (поиск торговых партнеров, поставщиков, планирование и организация деловых встреч пр.),

- Поиск зарубежного контрагента,

- Поддержка и технико-экономическое обоснование локально-территориальных программ и пр.

3. Группа мер, связанных с либерализацией валютного и налогово-административного регулирования экспорта:

- Упрощение налоговых и таможенных процедур (освобождение экспортеров от уплаты прямых и косвенных налогов, снижение и возврат таможенных пошлин и пр.),

- Создание налоговых денежных фондов развития экспорта,

- Ослабление требований административного и валютного законодательства (политика гибкого валютного курса для экспортеров)

- Группа мер, связанных с либерализацией валютного и налогово-административного регулирования экспорта:

4. Группа мер институционального содействия экспорту:

- Координация работы и поддержка министерств, ведомств и прочих организаций (специализированные экспортные агентства и экспертно-консультационные центры, государственные экспортные корпорации, финансовые структуры и т.д.), регулирующих проведение экспортной политики [3],

- Предоставление в пользование экспортерам объектов национальной государственной инфраструктуры и пр.,

- Содействие и сопровождение экспорта (поддержка участия экспортеров в торговых выставках и ярмарках, создание положительного имиджа страны на международных рынках и др.),

- Кооперация государственных учреждений и частных компаний в подготовке и осуществлении международных торговых операций и подготовка специалистов в сфере международной торговли [5],

- Формирование национальных конкурентных преимуществ через внедрение управленческих и технологических инноваций в сферу внешней торговли государства [4].

5. Группа мер информационного обеспечения экспорта:

- Выпуск информационных проспектов, справочников, бюллетеней, содержащих информацию по вопросам помощи экспортерам (основные направления государственной поддержки, виды помощи, оказываемой федеральными ведомствами, механизм ее получения и пр.),

- Предоставление пакета бесплатных или за символическую плату информационных услуг для экспортеров: рыночное исследование нового рынка и анализ международных рынков, анализ интересующего сектора производства и пр.,

- Создание информационно-аналитических центров, включающих информацию о крупных банках и страховых компаниях, влиятельных бизнес-группах, торговых палатах и промышленных союзах и пр. [6].,

- Создание единой базы данных учета всех известных конфликтных ситуаций и споров, выработки скоординированных подходов, выявления новых тенденций и подготовки наиболее эффективных и адекватных решений,

6. Группа финансовых мер:

- обеспечение или облегчение доступа к финансовым ресурсам (экспортные премии, субсидии, кредиты, кредитные гарантии, гранты производителям, страхование экспорта и пр.),

- улучшение условий финансирования. Согласно правилам ВТО, промышленное субсидирование, увязанное напрямую с экспортом, запрещено. Однако, правилами Всемирной организации разрешено предоставление субсидий экспортерам через государственную поддержку. Государство имеет право субсидировать экспортных кредиторов через ставку кредитования, предоставление государственных гарантий или страхования на условиях, соответствующих положениям Договоренности по официальным экспортным кредитам Организации экономического сотрудничества и раз-

вития (ДОЭК, ОЭСР). Это так называемые специфические субсидии, и они должны предоставляться на условиях, максимально близких к рыночным

[7].

В заключении необходимо отметить что современной мировой практике перечисленные выше меры государственного стимулирования экспорта различными странами используются в разной степени. Выбор правительства в пользу тех или иных мер основывается как минимум на следующих критериях:

- уровень национальной безопасности (например, экспортные ограничения и запреты в сфере нераспространения продукции и технологий в области ядерного, химического и биологического оружия, ракетно-космической техники и технологий и пр.),

- приоритетность внешнеторговой политики страны (либерализм, протекционизм - проведение импортозамещения в различных отраслях национальной экономики),

- дефицитность товара на внутреннем рынке [8].

Развитые и развивающиеся страны широко используют финансовые меры государственной поддержки экспорта. В условиях нестабильности мировой экономики практически все экспортирующие страны разработали государственные программы финансовых мер по стимулированию экспорта, кроме этого расширяют спектр инструментов нефинансовой поддержки. По объемам финансовой поддержки экспорта, первое место на протяжении последних лет уверенно занимает Китай, где объемы финансовых средств на поддержку национальных экспортеров превышают показатели стран ОЭСР. Значительный интерес к данной группе мер проявляют также Индия и Бразилия [9].

Список литературы

1. Головкина С.И., Иванов Е.Ю. Продовольственная безопасность мира: теория и практика на примере России и Европы // Актуальные проблемы науки и практики. -2016. № 4 (005). С.10-17.

2. Головкина С.И. Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг. // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 19-25.

3. Крымов С. М., Рогачева Ж. С. Модернизация предприятий на основе реализации стратегических изменений // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С.356-360.

4. Красюк И. А. Место инноваций в развитии страны и торговли // Практический маркетинг. - 2016. № 12-1 (2381). С.56-62.

5. Максимова Т.Г., Шевчук О.А. Мониторинг развития частно-государственного партнерства в сфере высшего образования // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. №1. С. 45-52.

6. Шевцова И. Е., Жилинкова И. Н. Программы поддержки экспортно-ориентированного малого предпринимательства в Санкт-Петербурге // В сборнике: Неделя науки СПб. Материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 343-347.

7. Юй Ц., Капустина И. В. Каналы товародвижения в среде электронной трансграничной торговли КНР // В сборнике: Неделя науки СПб. Материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 212-214.

8. Лепская А. П., Фирсова В. С., Головкина С. И. Рыбохозяйственный комплекс как приоритетное направление политики импортозамещения в сельском хозяйстве страны (на примере Астраханской области) // В сборнике: Неделя науки СПб. Материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 318-321.

9. Лепская А. П., Жилинкова И. Н. Опыт импортозамещения в Бразилии на примере компании ЕМБЯЛЕЯ // В сборнике: Неделя науки СПб. Материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 332-335.

10. Головкина С.И., Лепская А.П., Фирсова В.С. Программа реализации организационных изменений предприятий торговой сети // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 318-321.

11. Мелкумов Э.Л., Ракова В.С., Головкина С.И. Международный образовательный туризм студентов: развитие человеческого потенциала как условие социально-экономического прогресса страны /Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: Сборник статей по материалам 1-й международной студенческой научно-практической конференции. Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт экономики и управления. СПб, 2015. С. 46-49.

12. Головкина С.И. Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг. // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 19-25.

13. Головкина С.И. Регулирование информационной инфраструктуры предпринимательской деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08005. СПб., 2004. 19 с.

14. Месхи Б.Ч., Красюк И.А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2013.133 с.

15. Крымов С.М. Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2011. 166 с.

16. Федько В.П., Дудакова И.А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

17. Крымов С. М. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2011. 140 с.

18. Месхи Б.Ч., Крымов С.М. Модели развития предприятия как процесса взаимодействия производства и природной среды //Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т.10. №6 (49). С. 926-936.

19. Медведева Ю. Ю. Роль брендинга в розничной торговле //Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 5. С. 107-110.

20. Бахарев В.В. Инструментарий формирования клиентской лояльности в сфере общественного питания //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 70-76.

Golovkina Svetlana, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences ([email protected])

Karpova Klavdiia, student

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg.

STATE SUPPORT OF EXPORTS IN THE CONTEXT OF THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TRADE POLICY

Annotation: The article defines modern trends in the prevalence of protectionism and liberalism as the areas of international trade policy. The authors investigated the basic contradictions in modern international trade that determine the specifics of the state export support in developed and developing countries. Presents a system of measures of state support for exporters, used in the context of regional trade agreements and given as a set of specific criteria.

Keywords: Protectionism, liberalism, regional trade agreements, WTO, state support of exports.

УДК 339.1

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ УГЛЕВОДОРОДАМИ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ Головкина Светлана Ивановна, к.э.н, доцент Лепская Анастасия Павловна, студент Мизина Алина Павловна, студент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В статье рассматриваются проблемы и тенденции внешней торговли России на рынке углеводородов. Они объясняются тем, что современный мир переживает ряд изменений в энергосферах. В связи с этим выделены и проанализированы две группы проблем - опосредованные и прямые.

Ключевые слова. Экспорт углеводородов, рынок возобновляемых источников энергии, доходы бюджета, ценообразование.

В настоящее время в мире происходят большие изменения, касающиеся сферы энергопроизводства и энергопотребления. Высокая волатильность цен на сырьевом рынке заставляет искать альтернативные источники энергии. С другой стороны остро стоит проблема глобального потепления, которая заставляет сокращать выбросы парниковых газов, неизбежных при использовании углеводородного топлива. Мир стремится перейти на возобновляемые источники энергии, что может серьезно ухудшить положение стран-добытчиков углеводородов, в частности России, ведь для нее экспорт нефти и газа является одной из главных статей дохода. В разное время он составлял от 30% до 60% от общего экспорта. Такие изменения в сфере энергетики подстегиваются внешнеполитическими условиями. Именно поэтому в данный момент особенно актуально и важно рассмот-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.