ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №3 (21), 2017 5 УДК 339.37
ДРАЙВЕРЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Богатырева Светлана Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected])
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Проведен обзорный анализ зарубежных источников исследования теоретических вопросов интернационализации розничной торговли, основанных на оценке поведенческих реакций крупнейших мировых ритейлеров.
Ключевые слова: интернационализация розничной торговли, международное развитие розничного бизнеса, ритейлер, факторы интернационализации
Под розничной торговлей понимается транзакция продуктов или услуг потребителю [1]. Розничная торговля является конечным звеном в производственной цепочке, которое (звено) инициирует качественные сдвиги в развитии на промежуточных этапах этой цепочки: во всех процессах при производстве товаров и услуг; операциях, связанных с продвижением продуктов, контролем товарно-материальных запасов и др.[2]
Розничная торговля наряду с обрабатывающей промышленностью, наукоемкими отраслями занимает одно из ведущих мест в структуре большинства развитых и развивающихся экономик мира в силу широкого охвата ею операций на различных уровнях: местном, региональном, национальном и, в большинстве развитых экономик, на международном [3].
В российской базе научныхисследований уже имеется определенный задел в области экспансии зарубежных торговых организаций [4, 5, 6, 7], но пока недостаточно глубоко проработаны все аспекты этой проблемы. Для расширения базы знаний необходимо изучение зарубежных исследований с целью возможности их применения для интерпретации поведения существующих и потенциальных зарубежных игроков розничного бизнеса на российском рынке, а также для использования в качестве теоретического инструмента российскими крупнейшими розничными организациями для их экспансии на внешние рынки.
В настоящее время розничная торговля играет ключевую роль во многих аспектах международного бизнеса [8,9,10,11]. Россия активно включена в процессы международного экономического обмена, являясь одновременно донором и реципиентом в инвестиционных процессах, крупным импортером и экспортером товаров и услуг[12, 13].
Розничная торговля многих развитых и развивающихся странах находится во власти розничных сетей, при этом крупные сети имеют масштабы не только государственного, но и транснационального уровня. В таблице 1 представлены крупнейшиеигроки глобального розничного бизнеса, имеющие зарубежные отделения в экономиках стран-реципиентов и при-
нимающих активное участие в формировании уровня концентрации в сек-торерозничной торговли этих стран.
Таблица 1 - Консолидация розничного продовольственного рынка с участием иностранных ритейлеров в отдельных государствах в 2016 году _[14,151_
Страна (уровень концентрации розничной торговли, %) Розничные сети (национальная принадлежность) доля местного рынка, %
Чехия (71%) SCHWARZ GROUP (Германия) 23,8%, AHOLD DELHAIZE (Ни-дерланды)15,4%, REWE GROUP (Германия) 14,0%, TESCO PLC (Великобритания) 10,9%, SVAZ CESKYCH (Чехия) 7,1%
Германия (71%) EDEKA (Германия)24%, SCHWARZ GROUP (Германия) 16,2%, REWE GROUP (Германия) 12,7% , ALDI (Германия) 13,7% METROGROUP 3,3%
Франция (60%) CARREFOUR (Франция) 17,5%,E. LECLERC (Франция) 12,6%, ITMENTERPRISES (Франция)12,4% CASINo(франция) 8,9% AUCHAN(Франция)8,4%
Великобритания (59%) TESCO (Великобритания) 21,2%, SAINSBURY (Великобритания) 12,4%, WALMART (США) 11,7% , MORRISONS (Великобритания) 8,3%, ALDI GROUP(Германия) 5,2%
США (49%) WALMART (США) 26,3%, KROGER (США) 10,2% , ALBERTSON'S (США) 5,4% , PUBLIX 3,3% (США), AHOLD 4,0% (Нидерланды)
Польша (49%) JERONIMO MARTINS (Португалия) 20,2%, SCHWARZ GROUP (Германия) 11,1% , EUROCASH (Польша) 7,5%, TESCO (Великобритания) 5,2% , LEWIATAN (Польша) 4,7%
Россия (23%) X5 RETAIL (Россия) 8,0%, AUCHAN (Франция) 2,9%, DIXY (Россия) 2,4%, MAGNIT (Россия) 7,4%, LENTA (Россия) 2,1 %
Турция (20%) BIM (Турция) 7,3%, MIGROS (Турция) 4,5%, A101 YENI (Турция) 4,0%,YILDIZ (Турция) 2,7%, CARREFOUR (Франция) 1,9%
Представленные в таблице данные демонстрируют масштабы деятельности продовольственных ритейлеров: особое место занимают SCHWARZ GROUP (Германия), WALMART (США), CARREFOUR (Франция), TESCO (Великобритания) которые являются лидерами не только на внутренних рынках, но и занимают значительную долю рынка в экономиках других стран.
Международное развитие розничного бизнеса за пределами «домашней» территории имеет такие мотивы как: расширение бизнеса, развитие узнаваемости бренда, приобретение ноу-хау [16], которое помогает лучше понять менталитет потребителей страны-реципиента,и на этой основе, получить более высокую прибыль в результате эффекта масштаба.
Кроме того, на процесс интернационализации оказывают влияние маркетинговые ресурсы, ассортимент продукции и «сила розничного предложения»^].
Однако, интернационализация розничной торговли в большой степени зависит от того, насколько фирма-донор владеет и использует управленческие знания и умения, необходимые для функционирования бизнеса на международном уровне.
Теоретические аспекты процесса интернационализации розничной торговли исследуются в трудах зарубежных авторов [18, 19, 20, 21].По мнению [18], мотивы интернационализации розничной торговли находятся в области факторов двух категорий: «push» (толчок) и «pull» (вытягивание).
Основополагающие факторы, относящиеся к категории «push», рассматриваются как угроза, которая заставляет розничные фирмы выходить на зарубежные рынки. К таким факторам относятся следующие: уровень насыщенности внутреннего рынка розничной торговли, рецессия внутренней экономики, предстоящие ограничения в области розничной торговли [1].
В начале 1990-х годов на внутренних рынках США и Европы в секторе розничной торговли в результате высокого уровня насыщенности рынка произошел «push», который стимулировал розничную интернационализацию в поисках возможностей роста бизнеса [1]. Так, например, в Великобритании доля ритейлеров на розничном рынке продовольственных товаров возросла от менее половины в 1973 году до более 80 процентов к 2000 году [1]. Подобная ситуация характерна также для таких европейских стран как Франция, Германия и Бельгия.
Другой драйвер категории «push» - рецессия внутренней экономики, которая побуждает для поддержания роста инвестировать свой бизнес в те страны, где наблюдаются перспективы экономического роста.
Третий фактор категории «push» - предстоящие ограничения и инициативы, вводимые в результате как государственного регулирования на внутреннем рынке, так и введение других норм и правил, оказывающих влияние на розничный бизнес. Например, TESCO(Великобритания) столкнулась с трудностями при приобретении помещений в целях расширения, когда были введены жесткие ограничения планирования торговых площадей на внутреннем рынке. Другие факторы могут заключаться в требованиях экспансии путем интернационализации, исходящих от акционеров или финансовых потребностей фирмы [19].
Факторы категории «pull» представляются в виде дополнительных опций. К ним относятся: ослабление препятствий для выхода на зарубежный рынок; реализация амбициозных стратегий поставщиков; стратегические розничные альянсы; выявленные менее развитые рынки, имеющие схожие потребительские предпочтения[20].
Примером таких факторов является следующее. Крупнейшие североамериканские и европейские ритейлеры устремились в начале 1990-х годов на рынки новых индустриальных стран (НИС) так как в этот период времени Всемирная торговая организация (ВТО) и Международный валютный фонд (МВФ) поставили перед НИС условие либерализации сектора розничной торговли для снятия барьеров, препятствующих вливанию этих
стран в глобальные процессы мирового экономического развития. В частности, ВТО было оказано серьезное давление на Китай в 1995 году и Южную Корею в 1996 году [21]. Такое дерегулирование в секторе розничной торговли рассматривалось розничными фирмами развитых стран как выгодная возможность для интернационализации.
Крупные ритейлеры, являясь дистрибьюторами производственных компаний, в системе цепочек поставок часто имеют от них поддержку в виде предоставления инновационных технологий продвижения товаров на международном уровне.
Чрезвычайно распространен опыт слияния и поглощения сетей с целью достижения эффекта масштаба бизнеса. Недавним примеромявляется сделка 2015 года по слиянию AHOLD (Голландия) и DELHAIZEGROUP (Бельгия) [15].
Влияние комплекса рассмотренных факторовв конечном итоге способствует развитию глобального мирового ритейла.
Выводы. Изучение зарубежных исследований в области иностранного инвестирования международных розничных торговых сетей является одним из условий, позволяющих понять феномен и мотивы интернационализации розничной торговли.
Список литературы
1. Cox, R., &Brittain, P. (2004). Retailing: An introduction. FifthEdition. Es-sex:PearsonEducationLimited.
2. Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Экономическая эффективность как основа формирования управленческих решений // Экономика и менеджмент систем управления. 2016. Т. 20. № 2.1. - С. 116-122.
3. Панкова Н.В. Модернизация социально-экономического пространства: роль и взаимовлияние регионализации и глобализации как разнонаправленных процессов глобального развития: монография; под ред. Н. В Панковой, Л. Н. Борисоглебской, Е. С. Юдниковой. СПб, 2010. 265 с.
4. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах //Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. 140с., С.72-88.
5. Качанова Т., Медведева Ю. Маркетинговые составляющие процесса формирования СТМ в розничной торговой сети //Предпринимательство. 2008. № 7. С. 103-108.
6. Богатырева С. В., Семенова М. Д. Актуальные подходы к регулированию деятельности компаний-продуктовых ритейлеров // В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. СПб. 2016. С. 247-253.
7. Кириллова Т.В. Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур в Российской Федерации // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 3137.
8. Сулоева С. В. Иностранные инвестиции: совершенствование привлечения в экономику региона/диссертация на соискание уч. степ. канд. экон. наук / ДВГАЭУ. Владивосток. 2000
9. Воронова Т. А., Сулоева С. В. Иностранные инвестиции и инвестиционная политика России и регионов. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002. 208 с.
10. Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Модель привлечения инвестиций на региональном уровне//Международный технико-экономический журнал. 2016. № 1. С. 22-26.
11. Титов А.Б. Совершенствование инновационной инфраструктуры на уровне диверсифицированного холдинга: проектный подход/ диссертация на соискание уч. степ. канд. экон.наук / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург, 2015
12. Максимова Т.Г., Головкина С.И., Чаргазия Г.Г. Статистические основы мониторинга влияния внешнеторговой деятельности на развитие сферы услуг // Экономика и управление. 2015. № 6 (116). С. 33-38.
13. Титов А. Б. Использование экономико-математических моделей для планирования хозяйственной деятельности проектно-ориентированных холдингов // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы V международной научно-практической конференции (23 апреля 2014 года). - Отв. редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. - С. 320-326
14. Grocery Retailers in Russia. Jan., 2017. [Электронный ресурс]: официальный сайт консалтинговой компании Euromonitorlnternational. URL: http://www.euromonitor.com/ grocery-retailers-in-russia/report (дата обращения 07.04.2017)
15. Состояние потребительского рынка и рейтинг торговых сетей, 2017 год [Электронный ресурс]: периодический обзор информационного агентства Инфолайн. URL: http://inforetail.ru/ (дата обращения 23.03.2017)
16.Salmon, W., &Tordjman, A. (1989). The internationalization of retailing. InternationalJournalofRetailing, 4(2), 3-16.
17. Johanson, J., &Vahlne, J.E. (1977). The Internationalization Process of the Firm: AModel of Knowledge Development and Increasing Foreign MarketCommitments. Journal of International Business Studies, 8(1), 23-32.
18. Dawson, J. (2007). Scoping and conceptualizing retailer internationalization.Journal of Economic Geography, 7(4), 373-397.
19. Moore, CM., Fernie, J., & Burt, S., (2000). Brands without boundaries: Theinternationalization of the designer retailer's brand. European Journal ofMarketing, 34(8), 919-937.
20. Gripsrud, G., & Benito, G.R.G. (2005). Internationalization in retailing: Modellingthe pattern of foreign market entry. Journal of Business Research, 58(12), 1672-1680.
21. Park, B.I. (2011). Knowledge transfer capacity of multinational enterprises andtechnology acquisition in international joint ventures. International BusinessReview, 20(1), 75-87.
22. Крымов С.М., Дудакова И.А. Концептуальные основы территориального маркетинга в сфере розничной торговли //Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.166 с., С.108-119.
23. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия //Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 76-83.
Bogatyreva Svetlana Vladimirovna
candidate of Economics, associate Professor
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
DRIVERS OF INTERNATIONALIZATION OF RETAIL TRADE: THEORETICAL ASPECT
Annotation. The review of foreign sources of research of theoretical questions of the internationalization of retail trade based on an estimation of behavioral reactions of the largest
world retailers is carried out. The results of the review analysis can be applied for training within the framework of training programs in the field of trade.
Keywords: internationalization of retail trade, international retail business development, retailer, expansion of retail chains, business internationalization factors
УДК 339.5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ Головкина Светлана Ивановна, к.э.н., доцент Карпова Клавдия Сергеевна, магистрант
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В статье определены современные тенденции преобладания протекционизма и либерализма как направлений международной торговой политики. Авторами исследованы основные противоречия в современной международной торговле, определяющие специфику государственной поддержки экспорта в развитых и развивающихся странах. Представлена система мер государственной поддержки экспортеров, используемых в рамках РТС и заданная набором определенных критериев.
Ключевые слова. Протекционизм, либерализм, региональные торговые соглашения (РТС), ВТО, государственная поддержка экспорта.
В современной мировой экономике протекционизм и либерализм как направления внешнеторговой политики в чистом виде не встречаются. Государство, участвующее в международной торговле, использует сочетание инструментов и принципов обоих направлений, в зависимости от национальной и международной экономической политики на определенном этапе развития. Анализируя применение торговых барьеров в международной торговле в разные исторические периоды времени, можно сделать вывод о постепенном переходе национальных торговых режимов от жесткого протекционизма к более свободной торговле и большей открытости экономики.
До середины XX века в мировой практике доминировали идеи протекционизма. Этому способствовали мировые войны, Великая депрессия в США, освобождение от колониальной зависимости целого ряда государств, изменение социально-политического уклада многих стран мира на социалистический, вызвавшие усиление тарифной защиты национальных рынков и массовое применение количественных ограничений импорта. Во второй половине XX века ситуация сильно изменилась. Либерализация торговли и открытие национальных рынков укрепляются как преобладающая тенденция в мировой экономике. В данном случае либерализация вызвана не самостоятельным выбором отдельно взятых государств, а инициирована согласованными решениями стран-участников международной