Научная статья на тему 'Мегасети как феномен глобальной экономики'

Мегасети как феномен глобальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕГАЭКОНОМИКА / МЕГАЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / МЕГАСЕТЬ / ТНК / ВНУТРИФИРМЕННАЯ СЕТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волошина А.Ю.

Образование крупных деловых сетей на мегауровне глобальной экономической системы определяет необходимость их исследования как феномена современной мегаэкономики. Производственные, сбытовые и обслуживающие сети, формируемые головными компаниями и подразделениями (зарубежными и местными) транснациональных и национальных корпораций, квалифицированы как мегасети с позиций оценки их масштабов, выполняемых функций, результирующих эффектов и значения для развития мировой и национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мегасети как феномен глобальной экономики»

УДК 339.9.01

мегасети как феномен

глобальной экономики

А. Ю. ВОЛОШИНА, кандидат экономических наук,

докторант кафедры мировой и региональной экономики E-mail: interec@volsu. ru

Волгоградский государственный университет

Образование крупных деловых сетей на мегауровне глобальной экономической системы определяет необходимость их исследования как феномена современной мегаэкономики. Производственные, сбытовые и обслуживающие сети, формируемые головными компаниями и подразделениями (зарубежными и местными) транснациональных и национальных корпораций, квалифицированы как мегасети с позиций оценки их масштабов, выполняемых функций, результирующих эффектов и значения для развития мировой и национальной экономики.

Ключевые слова: глобальная экономика, мегаэконо-мика, мегаэкономический феномен, мегасеть, ТНК, внутрифирменная сеть, глобальная розничная сеть.

К числу наиболее интересных тенденций на мегауровне современной глобальной экономической системы следует отнести рост многообразия феноменов мегаэкономического типа, включая образование мегасетей [4] и усиление их значения для развития глобальной экономики. Исходным признаком формирования элемента (компонента) мегаэкономики является назначение для выполнения ее функций, которое должно быть согласовано с его связями и границами. Характеристика любого феномена мегаэкономики должна определяться не только соответствующими факторными видами капитала: человеческим, техническим, материальным, институциональным, организационным и информационным [3, с. 17—18]. Эти капиталы могут находиться как в товарной и денежной, так и в финансовой форме. Все многообразие его продуктов (вещи или услуги) принимает товарную форму и по роли, назначению и масштабу предназначено для стратегического развития мегаэкономического

пространства, его структурных уровней и востребовано хозяйственными субъектами.

Таким образом, системная логика содержательного определения феномена мегаэкономики включает следующие необходимые уровни его исследования: функция, структура, граница; условия, ресурсы и факторы производства; роль, значение и масштаб; возникающие эффекты, а также эффективность для глобальной экономики в целом.

В этом контексте представляется необходимым сфокусировать исследование на интенсивно наращивающих осуществляемую в сетевом формате производственную, торговую, финансовую, обслуживающую или другую коммерческую деятельность крупных транснациональных [9, с. 33] и национальных корпорациях, выступающих объектами мегаэкономики, связывающими в сфере производства и обращения ресурсы, факторы и товары многих стран. Образуемые их головными компаниями, зарубежными и национальными подразделениями сети можно квалифицировать как мегасети с позиций оценки их масштабов, выполняемых функций, обусловленных их деятельностью эффектов и значения для развития национальной и мировой экономики.

По данным «Доклада о мировых инвестициях 2010» ЮНКТАД [20], в 2008 г. в мире насчитывалось 82 000 ТНК и 810 000 их зарубежных филиалов, в то время как в 2006 г. — около 78 000 международных корпораций и 780 000 их зарубежных филиалов (табл. 1 и 2); 28 % зарубежных подразделений ТНК расположены в развивающихся странах и странах с трансформационной экономикой — Юго-Восточной Азии и СНГ. Доля зарубежных филиалов ТНК в глобальном ВВП возросла до 11 % (в 2006 г. — 10 %),

- 43

а в мировом экспорте достигает примерно 1/3. Численность зарубежного персонала ТНК в 2008 г. составляла около 77 млн чел.

Опираясь на результаты различных отечественных и зарубежных исследований [1, с. 246; 5, с. 138—141; 13, с. 52], можно систематизировать причины расширения масштабов деятельности ТНК: развитие интернационализации и глобализации мировой экономики; рост глобальной конкуренции; стремление к снижению постоянных издержек в расчете на единицу продукции за счет

массового производства и переменных издержек за счет больших возможностей комбинирования факторов производства; сокращение риска с помощью международной диверсификации капитала; стремление иметь за рубежом дистрибьюторскую сеть, систему сервисного сопровождения своей продукции, ее сборки и изготовления; повышение степени дифференциации выпускаемой продукции; стремление преодолеть таможенные и другие барьеры; экспортно ориентированная модель принимающей страны; государственная политика

Таблица 1

Крупнейшие нефинансовые ТНК мира, ранжированные по объему зарубежных активов, 2008 г.

Ранг ТНК Страна Активы, млн долл. Зарубежный

головной компании Зарубежные Всего персонал, чел.

Развитые страны

1 General Electric США 401 290 797 769 171 000

2 Royal Dutch/Shell Group Великобритания 222 324 282 401 85 000

3 Vodafone Group Plc 201 570 218 955 68 747

4 BP PLC 188 969 228238 76 100

5 Toyota Motor Corporation Япония 169 569 296 249 121 755

6 ExxonMobil Corporation США 161 245 228 052 50 337

7 Total SA Франция 141 442 164 662 59 858

8 E. On Германия 141 168 218 573 57 134

9 Electricite De France Франция 133 698 278 759 51 385

10 ArcelorMittal Люксембург 127 127 133 088 239455

Развивающиеся страны и страны с трансформационной экономикой

1 Hutchison Whampoa Limited Гонконг, Китай 70 762 87 745 182 148

2 CITIC Group Китай 43 750 238 725 18 305

3 Cemex S. A. Мексика 40 258 45 084 41 586

4 Samsung Electronics Co., Ltd. Корея 28 765 83 738 77 236

5 Petronas — Petroliam Nasional Bhd Малайзия 28 447 106 416 7 847

6 Hyundai Motor Company Корея 28 359 82 072 22 066

7 China Ocean Shipping (Group) Company Китай 28 066 36 253 4 581

8 Lukoil Россия 21 515 71 461 23 000

9 Vale S.A Бразилия 19 635 79 931 4 725

10 Petryleos De Venezuela Венесуэла 19 244 131832 5 140

Источник: [17, 18].

Таблица 2

10 крупнейших финансовых ТНК мира по индексу географического распространения, 2009 г.

№ п/п Финансовая ТНК Страна головной компании Количество зарубежных филиалов Количество принимающих стран

1 Citigroup Inc США 601 75

2 BNP Paribas Франция 596 61

3 Allianz SE Германия 444 58

4 Generali Spa Италия 261 45

5 Societe Generale Франция 277 57

6 UBS AG Швейцария 602 38

7 Unicredito Italiano Spa Италия 829 38

8 HSBC Holdings PLC Великобритания 485 54

9 Axa Франция 485 38

10 Deutsche Bank AG Германия 804 39

Источник: [16].

страны базирования, направленная на поощрение иностранной экспансии и др.

Производственные подразделения ТНК открываются в странах, где существует возможность создания новых или расширения существующих производственных мощностей. Основными условиями размещения штаб-квартир являются наличие финансовых и информационных центров, разветвленной сети деловых услуг, транспортных узлов глобального значения, высококвалифицированных специалистов. Региональные офисы учреждаются в странах, обеспеченных каналами и средствами транспорта и связи. Исследовательские центры открываются ТНК в стране базирования материнской компании и принимающих странах, где есть квалифицированные кадры, материальные, финансовые и другие необходимые ресурсы.

Открытие нового подразделения ТНК приводит к возникновению новых, в том числе экспортно-импортных потоков, товаров, услуг, капиталов; новых хозяйственных единиц сопутствующих производств; вовлечению в процесс производства товаров или оказания услуг ТНК существующих местных предприятий; к инфраструктурным изменениям. Диверсификация производства в целях повышения устойчивости функционирования ТНК вызвала формирование гигантских международных концернов — производственно-коммерческих агломераций, которые могут в сжатые сроки пропускать огромную массу товаров и услуг с участием транспортных, страховых компаний, кредитных учреждений и др. [2, с. 157].

Расширение деятельности ТНК с учетом изменений хозяйственной конъюнктуры дает импульс синергическим и кумулятивным эффектам обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях глобальной хозяйственной системы (отдельное предприятие — отраслевые и межотраслевые комплексы — национальная экономика — мегарегио-нальное интеграционное объединение).

Торговые мегасети становятся влиятельной силой в мировой экономике, определяющей развитие конкуренции на внутренних и мировом рынках. Создание глобальных торговых сетей стало одним из эффективных методов управления возросшим в результате процессов концентрации и централизации торговым капиталом, позволяющим получать экономию от масштаба деятельности в сфере розничной торговли вследствие действия следующих факторов: совершенствования организации управления предприятиями сети на основе применения специальных методов управления; осуществления оптовых закупок товаров, обору-

дования, расходных материалов, позволяющих мегасетям использовать ценовую конкуренцию в борьбе за привлечение потребителей; повышения эффективности рекламной деятельности, мер по стимулированию сбыта и др. Оптимальное размещение торговых сетей и их локализованных узлов осуществляется с учетом системы факторов, включающей градостроительные, транспортные, социальные и экономические условия.

Для сетевой организации торговли характерны: общий управленческий центр, единая маркетинговая стратегия, централизация закупочной деятельности, единое управление перемещением товаров и других ресурсов, стандартизация всех торговых операций, централизация управленческой информации (состояние запасов, поставок, продаж и т. д.), создание собственного бренда для покупателей (стиль оформления помещения, дизайн и оборудование торгового зала и т. д.), разработанная стратегия размещения магазинов, возможности маневрирования финансовыми ресурсами. Эффективность функционирования розничной сети зависит от уровня ее организации.

К числу наиболее успешных сетевых предприятий розничной торговли, работающих на зарубежных рынках, относятся компании, торгующие продуктами питания. Об этом свидетельствуют результаты опубликованного компанией CNBC LLC в 2011 г. рейтинга 10 крупнейших розничных мегасетей (по состоянию на начало 2010 г.) [21]. Позиции компаний распределились в порядке понижения следующим образом: Wal-Mart (США), Carrefour (Франция), Metro AG (Германия), Tesco (Великобритания), Schwarz Unternehmens Treuhand KG (Германия), The Kroger Co. (США), Costco Wholesale Corp. (США), Aldi Einkauf GmbH & Co. (Германия), The Home Depot (США), Target (США). Следует отметить, что по сравнению с 2008 г. (табл. 3) ухудшились позиции американской сети The Home Depot, которая переместилась с 7-го на 9-е место в рейтинге, при этом число стран размещения торговых предприятий этой сети сократилось с 7 до 5.

Географическую структуру деятельности розничных мегасетей можно охарактеризовать, опираясь на данные аналитического доклада, представленного британской консалтинговой компанией Deloitte в 2010 г. [11].

Около 60 % из 250 крупнейших розничных торговых сетей в 2009 г. осуществляли свою деятельность более чем в одной стране мира. Страной происхождения половины из рассмотренных десяти глобальных розничных сетей являются

- 45

Таблица 3

10 крупнейших розничных торговых сетей мира, 2008 г.

Ранг Название компании Страна Годовой доход, млн долл. США* Объем продаж, млн долл. США Количество стран размещения

1 Wal-Mart Stores, Inc. США 405 607 401 244 15

2 Carrefour S. A. Франция 129 809 127 958 36

3 Metro AG Германия 99 986 99 004 32

4 Tesco plc Великобритания 96 210 96 210 13

5 Schwarz Unternehmens Treuhand KG Германия 79 924* 79 924* 24

6 The Kroger Co. США 76 000 76 000 1

7 The Home Depot, Inc. США 71 288 71 288 7

8 Costco Wholesale Corp. США 72 483 70 977 8

9 Aldi GmBH & Co. oHG Германия 66 063* 66 063* 18

10 Target Corp. США 64 948 62 884 1

*Годовой доход компании может включать результаты деятельности нерозничных операторов. Источник: [12].

США, причем, например американская Wal-Mart, лидер среди сетевых торговых операторов, имеет предприятия в 14 странах мира, помимо США. По официальным данным Wal-Mart [19], в конце

1 квартала 2011 г. ее розничная сеть включала 4 418 торговых площадок в США (в 2008 г. — 4 400), 1 767 магазинов в Мексике (в 2008 г. — 1578), 480 — в Бразилии (в 2008 г. — 452), 414 — в Японии (столько же в 2008 г.), 386 — в Великобритании (в 2008 г. — 379), 333 — в Китае (в 2008 г. — 298), 325 — в Канаде (в 2008 г. — 321) и т. д. В то же время бакалейные сети Kroger и Target не имеют магазинов за пределами Соединенных Штатов. При этом торговую сеть Target Corp. образуют 1 750 магазинов в 49 штатах [14], а розничную сеть The Kroger Co. формируют

2 468 супермаркетов в 31 штате страны [15].

В Западной Европе розничный рынок поделен между несколькими гигантами, которые являются лидерами продаж не только в своих странах, но и за их пределами. Особенно высока концентрация монополистов на рынках Великобритании и Франции, где на четыре-пять крупнейших розничных сетей приходится около 80 % рынка [7].

Находящаяся на 2-м месте рейтинга французская компания Carrefour имеет предприятия в 35 странах, помимо Франции, и даже потеснила по доле рынка в Бразилии лидера Wal-Mart. Немецкая мегасеть Metro AG (3-е место), функционирующая в 32 странах, помимо ФРГ, возглавляет список диверсифицированных розничных сетевых операторов. Британская сеть Tesco, предприятия которой функционируют в 13 странах мира, масштабно представлена в Европе, причем только в Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, а также Турции функционируют около 850 магазинов сети, а в Азии крупнейшим рынком для Tesco является Южная Корея.

Обострение конкуренции между западноевропейскими мегасетями дало импульс выходу крупных ритейлеров на быстро развивающиеся рынки Индии, Китая, Латинской Америки и стран Восточной Европы. Масштабному охвату бывших восточноевропейских стран (ныне членов Европейского Союза) торговыми сетями глобальных ритейлеров препятствует то обстоятельство, что в этом мегарегионе сохранили позиции небольшие продуктовые и специализированные магазины. Так, в Польше их концентрация составляет свыше 5 000 на каждый миллион жителей, в Чехии, Словакии и Венгрии этот показатель достигает 2 300. Кроме того, как отмечают исследователи [6], концентрация сетей в странах Западной Европы до сих пор остается разной. Например, на юге — в Испании, Португалии, Италии, Греции — супермаркеты и ги-пермаркеты не очень популярны и смогли захватить 50—60 % рынка. На севере, в скандинавских странах и Англии, их доля достигла почти 90 %. Что касается форматов сетевой торговли, то это могут быть, например, французский (гипермаркет + супермаркет) или немецкий (дискаунтер + cash & carry).

Мировой финансово-экономический кризис внес серьезные изменения в механизмы функционирования розничных мегасетей как в формате пространства мегаэкономики, так и в рамках национальных хозяйственных пространств. Негативными факторами развития розничных сетей стали: снижение потребительской активности вследствие роста безработицы; уменьшение реальных доходов населения; усложнение условий исполнения принятых еще в докризисных условиях кредитных обязательств; ограничение возможностей доступа к кредитным и инвестиционным ресурсам; снижение стоимости активов сетевых операторов; неопре-

деленность ожиданий потребителей и партнеров по бизнесу вследствие нестабильной социально-экономической ситуации даже в посткризисных условиях.

Падение спроса вследствие снижения реальных доходов населения вынуждает розничные сети бороться за своих клиентов, используя весь спектр доступных методов и инструментов, включая ценовую конкуренцию. При этом оптимизация ценовой политики в рамках одной розничной сети нередко приводит к масштабным ценовым войнам. Так, в магазинах мегасети Tesco была начата кампания, получившая название Price check, позволяющая покупателям сравнивать цены на товары в магазинах Tesco с магазинами ближайших конкурентов. Во всех магазинах сети были вывешены габаритные ценники, на которых помимо цены товара также указывалась цена на данный товар в таких сетях, как Sainsbury, Morrisons и Asda [8].

Розничные сети в настоящее время находятся в активном поиске новых трендов и технологий, которые позволят им привлечь новых покупателей и обеспечить стабильные продажи. По данным проведенного консалтинговой компанией Appleton Mayer опроса руководителей более чем 80 крупнейших мировых и региональных розничных сетей, а также ведущих отраслевых экспертов [8, 10], современными тенденциями развития мегасетей становятся:

1) широкое внедрение в торговую практику схем покупок «In-store pickup» (когда поиск, выбор и оплата товара осуществляются онлайн на сайте компании-продавца, а сам товар покупатель забирает в ближайшей розничной торговой точке продавца) и «Drive-In» (аналогична «In-store pickup», но покупатель может получить заказанный товар как в розничных точках через окно обслуживания автомобилиста, так и на специальных упаковочных станциях или специализированных складах, не выходя из автомобиля). В этом случае покупатель хотя и не получает значительной экономии денег по сравнению с традиционной покупкой в магазине, но существенно экономит время и гарантированно получает желаемый товар;

2) развитие онлайн-торговли продуктами питания в формате «Drive-In», ставшей довольно популярной в европейских странах, а также развитие услуг по отслеживанию цен на один и тот же товар и стоимость его доставки;

3) резкое снижение объемов импульсных продаж (продаж товаров, покупка которых заранее не планировалась, а была совершена под влиянием вида товара или сообщения о нем);

4) развитие «мобильной коммерции» — торговли с помощью мобильного телефона, который становится ключевым инструментом для совершения покупок (выбор и заказ товара, проверка состояния своего заказа, подписка на текстовые уведомления и др.);

5) осуществление «кастомизации» розничных продаж, в том числе путем адаптации товарного ассортимента к особенностям потребления на локальных рынках.

Завоевание российского рынка требует от глобальных розничных торговых сетей крупных инвестиций и связано с более высокими рисками, поэтому в Россию пришли пока немногие глобальные розничные компании. Это, например, Ашан (Auchan Group, Франция) с 40 гипермаркетами в 8 городах России; МЕТРО Кэш энд Керри, Россия (Metro Group, Германия), открывшая 58 торговых центров в 39 регионах России; ИКЕА, Россия (IKEA Group, Швеция) с 13 магазинами в 9 городах страны (открытие 14-го магазина планируется в ближайшее время в Самаре). К основным проблемам управления торговыми сетями в России можно отнести: отсутствие единых стандартов функционирования, большую зависимость компании от персонала; неэффективность бизнес-процессов, действующих информационных систем, систем управления; непрозрачность бизнеса, затрудняющую контроль, оперативное управление, а также привлечение новых инвесторов; отсутствие систем сбалансированных показателей; невысокое качество услуг и т. п.

Транснациональные компании в современных условиях глобализации получили возможность не только координации производства в разных частях света, но и контроля за распределением созданного продукта через розничные торговые мегасети. Поскольку распределение является самой важной фазой процесса воспроизводства, значительно ужесточилась конкуренция именно в этой фазе. Причем для современной мегаэкономики становится все более характерным доминирование организации зарубежного производства товаров и услуг, а также массовое внедрение розничных сетей непосредственно на зарубежных рынках. Мировой экспорт все больше становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями в рамках мегасетей ТНК, а их деятельность трансформирует мегаэкономику в направлении формирования единого и непрерывного пространства глобального перемещения потоков ресурсов, факторов и результатов производства.

Важной особенностью функционирования производственных и сбытовых ТНК становится

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 47

их сознательное и целенаправленное воздействие на формирование и функционирование мировых и национальных рынков, имеющее достаточно выраженную сетевую направленность. Поэтому процессы образования мегасетей правомерно рассматривать не только как результат, но и как механизм современных трансформационных изменений мегаэкономики.

Список литературы

1. Бхагвати Д. В защиту глобализации. М.: Ладомир, 2005.

2. Вафина Н. Х. Особенности современных процессов транснационализации производства // Безопасность Евразии. 2002. № 2.

3. Иншаков О. В. Стратегия и тактика государственной политики развития наноиндустрии в России. М., Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.

4. Иншакова Е. И., Волошина А Ю. Мегасети как фактор развития глобальной экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2011. № 1 (18).

5. Сагоян К. Современные международные стратегии японских корпораций // Экономические стратегии. 2006. № 5—6.

6. Фетисова О. В. Системная модернизация сферы товарного обращения макрорегиона. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.

7. Фетисова О. В. Современные тенденции развития мировой розничной торговли // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2009. № 2 (15). С. 61—69.

8. Филипс Ф., Гурьев С., Кидо Ш., Свенссон П., Скрипка В., Янсен Дж., Грэм М., Ян М. The Top Global Retail Trends, August 2010 / Appleton Mayer. URL: http://www. appletonmayer. com/data/ research/2010/0812/.

9. Buckley P., Casson M. The Future of the Multinational Enterprise. Second edition. London: Macmillan, 1991.

10. Germans drive, French click & drive // Lebensmittel Zeitung. February 22, 2010. URL: http:// www. german-retail-blog. com/2010/02/22/germans-drive-french-clickdrive/.

11. Global Powers of Retailing Product Sector Analysis // STORES Magazine. January 2010. URL http://www. stores. org/stores-magazine-january-2010/ global-powers-retailing-product-sector-analysis.

12. Global Powers of Retailing Top 250 // STORES Magazine. January 2010. URL: http://www. stores. org/stores-magazine-january-2010/global-powers-retailing-top-250.

13. Kleinert J. The Emergence of Multinational Enterprises: Simulation Results. Kiel: University of Kiel, 1998.

14. Target: A Differentiated Approach. URL: http://sites. target. com/site/en/company/page. jsp?contentId=WCMP04-031761.

15. The Kroger Co. 2009 Fact Book. URL: http:// www. thekrogerco. com/finance/documents/2009_ KrogerFactBook. pdf.

16. The top 50 financial TNCs ranked by Geographical Spread Index (GSI), 2009. Annex Table 28 // World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva: UNCTAD, 2010. URL: http://www. unctad. org/Templates/Page. asp?intItemID=2443&amp.

17. The top 100 non-financial TNCs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2008. Annex table 27 // World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva: UNCTAD, 2010. URL: http://www. unctad. org/ Templates/Page. asp?intItemID=2443&lang= 1.

18. The world's top 100 non-financial TNCs, ranked by foreign assets, 2008. Annex table 26 // World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva: UNCTAD, 2010. URL: http://www. unctad. org/Templates/Page. asp?intItemID=2443&lang=1.

19. Walmart Stores, Inc. Data Sheet — Worldwide Unit Details. April 2011. URL: http://walmartstores. com/pressroom/news/10594.aspx.

20. World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva: UNCTAD, 2010. URL: http://www. unctad. org/en/ docs/wir2010_en. pd.

21. World's Top 10 Retailers / CNBC LLC. 2011. URL: http://www. cnbc. com/id/40989307/Top_10_ Global_Retailers.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

v_у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.