УДК 339.9.01
мегасети как феномен
глобальной экономики
А. Ю. ВОЛОШИНА, кандидат экономических наук,
докторант кафедры мировой и региональной экономики E-mail: interec@volsu. ru
Волгоградский государственный университет
Образование крупных деловых сетей на мегауровне глобальной экономической системы определяет необходимость их исследования как феномена современной мегаэкономики. Производственные, сбытовые и обслуживающие сети, формируемые головными компаниями и подразделениями (зарубежными и местными) транснациональных и национальных корпораций, квалифицированы как мегасети с позиций оценки их масштабов, выполняемых функций, результирующих эффектов и значения для развития мировой и национальной экономики.
Ключевые слова: глобальная экономика, мегаэконо-мика, мегаэкономический феномен, мегасеть, ТНК, внутрифирменная сеть, глобальная розничная сеть.
К числу наиболее интересных тенденций на мегауровне современной глобальной экономической системы следует отнести рост многообразия феноменов мегаэкономического типа, включая образование мегасетей [4] и усиление их значения для развития глобальной экономики. Исходным признаком формирования элемента (компонента) мегаэкономики является назначение для выполнения ее функций, которое должно быть согласовано с его связями и границами. Характеристика любого феномена мегаэкономики должна определяться не только соответствующими факторными видами капитала: человеческим, техническим, материальным, институциональным, организационным и информационным [3, с. 17—18]. Эти капиталы могут находиться как в товарной и денежной, так и в финансовой форме. Все многообразие его продуктов (вещи или услуги) принимает товарную форму и по роли, назначению и масштабу предназначено для стратегического развития мегаэкономического
пространства, его структурных уровней и востребовано хозяйственными субъектами.
Таким образом, системная логика содержательного определения феномена мегаэкономики включает следующие необходимые уровни его исследования: функция, структура, граница; условия, ресурсы и факторы производства; роль, значение и масштаб; возникающие эффекты, а также эффективность для глобальной экономики в целом.
В этом контексте представляется необходимым сфокусировать исследование на интенсивно наращивающих осуществляемую в сетевом формате производственную, торговую, финансовую, обслуживающую или другую коммерческую деятельность крупных транснациональных [9, с. 33] и национальных корпорациях, выступающих объектами мегаэкономики, связывающими в сфере производства и обращения ресурсы, факторы и товары многих стран. Образуемые их головными компаниями, зарубежными и национальными подразделениями сети можно квалифицировать как мегасети с позиций оценки их масштабов, выполняемых функций, обусловленных их деятельностью эффектов и значения для развития национальной и мировой экономики.
По данным «Доклада о мировых инвестициях 2010» ЮНКТАД [20], в 2008 г. в мире насчитывалось 82 000 ТНК и 810 000 их зарубежных филиалов, в то время как в 2006 г. — около 78 000 международных корпораций и 780 000 их зарубежных филиалов (табл. 1 и 2); 28 % зарубежных подразделений ТНК расположены в развивающихся странах и странах с трансформационной экономикой — Юго-Восточной Азии и СНГ. Доля зарубежных филиалов ТНК в глобальном ВВП возросла до 11 % (в 2006 г. — 10 %),
- 43
а в мировом экспорте достигает примерно 1/3. Численность зарубежного персонала ТНК в 2008 г. составляла около 77 млн чел.
Опираясь на результаты различных отечественных и зарубежных исследований [1, с. 246; 5, с. 138—141; 13, с. 52], можно систематизировать причины расширения масштабов деятельности ТНК: развитие интернационализации и глобализации мировой экономики; рост глобальной конкуренции; стремление к снижению постоянных издержек в расчете на единицу продукции за счет
массового производства и переменных издержек за счет больших возможностей комбинирования факторов производства; сокращение риска с помощью международной диверсификации капитала; стремление иметь за рубежом дистрибьюторскую сеть, систему сервисного сопровождения своей продукции, ее сборки и изготовления; повышение степени дифференциации выпускаемой продукции; стремление преодолеть таможенные и другие барьеры; экспортно ориентированная модель принимающей страны; государственная политика
Таблица 1
Крупнейшие нефинансовые ТНК мира, ранжированные по объему зарубежных активов, 2008 г.
Ранг ТНК Страна Активы, млн долл. Зарубежный
головной компании Зарубежные Всего персонал, чел.
Развитые страны
1 General Electric США 401 290 797 769 171 000
2 Royal Dutch/Shell Group Великобритания 222 324 282 401 85 000
3 Vodafone Group Plc 201 570 218 955 68 747
4 BP PLC 188 969 228238 76 100
5 Toyota Motor Corporation Япония 169 569 296 249 121 755
6 ExxonMobil Corporation США 161 245 228 052 50 337
7 Total SA Франция 141 442 164 662 59 858
8 E. On Германия 141 168 218 573 57 134
9 Electricite De France Франция 133 698 278 759 51 385
10 ArcelorMittal Люксембург 127 127 133 088 239455
Развивающиеся страны и страны с трансформационной экономикой
1 Hutchison Whampoa Limited Гонконг, Китай 70 762 87 745 182 148
2 CITIC Group Китай 43 750 238 725 18 305
3 Cemex S. A. Мексика 40 258 45 084 41 586
4 Samsung Electronics Co., Ltd. Корея 28 765 83 738 77 236
5 Petronas — Petroliam Nasional Bhd Малайзия 28 447 106 416 7 847
6 Hyundai Motor Company Корея 28 359 82 072 22 066
7 China Ocean Shipping (Group) Company Китай 28 066 36 253 4 581
8 Lukoil Россия 21 515 71 461 23 000
9 Vale S.A Бразилия 19 635 79 931 4 725
10 Petryleos De Venezuela Венесуэла 19 244 131832 5 140
Источник: [17, 18].
Таблица 2
10 крупнейших финансовых ТНК мира по индексу географического распространения, 2009 г.
№ п/п Финансовая ТНК Страна головной компании Количество зарубежных филиалов Количество принимающих стран
1 Citigroup Inc США 601 75
2 BNP Paribas Франция 596 61
3 Allianz SE Германия 444 58
4 Generali Spa Италия 261 45
5 Societe Generale Франция 277 57
6 UBS AG Швейцария 602 38
7 Unicredito Italiano Spa Италия 829 38
8 HSBC Holdings PLC Великобритания 485 54
9 Axa Франция 485 38
10 Deutsche Bank AG Германия 804 39
Источник: [16].
страны базирования, направленная на поощрение иностранной экспансии и др.
Производственные подразделения ТНК открываются в странах, где существует возможность создания новых или расширения существующих производственных мощностей. Основными условиями размещения штаб-квартир являются наличие финансовых и информационных центров, разветвленной сети деловых услуг, транспортных узлов глобального значения, высококвалифицированных специалистов. Региональные офисы учреждаются в странах, обеспеченных каналами и средствами транспорта и связи. Исследовательские центры открываются ТНК в стране базирования материнской компании и принимающих странах, где есть квалифицированные кадры, материальные, финансовые и другие необходимые ресурсы.
Открытие нового подразделения ТНК приводит к возникновению новых, в том числе экспортно-импортных потоков, товаров, услуг, капиталов; новых хозяйственных единиц сопутствующих производств; вовлечению в процесс производства товаров или оказания услуг ТНК существующих местных предприятий; к инфраструктурным изменениям. Диверсификация производства в целях повышения устойчивости функционирования ТНК вызвала формирование гигантских международных концернов — производственно-коммерческих агломераций, которые могут в сжатые сроки пропускать огромную массу товаров и услуг с участием транспортных, страховых компаний, кредитных учреждений и др. [2, с. 157].
Расширение деятельности ТНК с учетом изменений хозяйственной конъюнктуры дает импульс синергическим и кумулятивным эффектам обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях глобальной хозяйственной системы (отдельное предприятие — отраслевые и межотраслевые комплексы — национальная экономика — мегарегио-нальное интеграционное объединение).
Торговые мегасети становятся влиятельной силой в мировой экономике, определяющей развитие конкуренции на внутренних и мировом рынках. Создание глобальных торговых сетей стало одним из эффективных методов управления возросшим в результате процессов концентрации и централизации торговым капиталом, позволяющим получать экономию от масштаба деятельности в сфере розничной торговли вследствие действия следующих факторов: совершенствования организации управления предприятиями сети на основе применения специальных методов управления; осуществления оптовых закупок товаров, обору-
дования, расходных материалов, позволяющих мегасетям использовать ценовую конкуренцию в борьбе за привлечение потребителей; повышения эффективности рекламной деятельности, мер по стимулированию сбыта и др. Оптимальное размещение торговых сетей и их локализованных узлов осуществляется с учетом системы факторов, включающей градостроительные, транспортные, социальные и экономические условия.
Для сетевой организации торговли характерны: общий управленческий центр, единая маркетинговая стратегия, централизация закупочной деятельности, единое управление перемещением товаров и других ресурсов, стандартизация всех торговых операций, централизация управленческой информации (состояние запасов, поставок, продаж и т. д.), создание собственного бренда для покупателей (стиль оформления помещения, дизайн и оборудование торгового зала и т. д.), разработанная стратегия размещения магазинов, возможности маневрирования финансовыми ресурсами. Эффективность функционирования розничной сети зависит от уровня ее организации.
К числу наиболее успешных сетевых предприятий розничной торговли, работающих на зарубежных рынках, относятся компании, торгующие продуктами питания. Об этом свидетельствуют результаты опубликованного компанией CNBC LLC в 2011 г. рейтинга 10 крупнейших розничных мегасетей (по состоянию на начало 2010 г.) [21]. Позиции компаний распределились в порядке понижения следующим образом: Wal-Mart (США), Carrefour (Франция), Metro AG (Германия), Tesco (Великобритания), Schwarz Unternehmens Treuhand KG (Германия), The Kroger Co. (США), Costco Wholesale Corp. (США), Aldi Einkauf GmbH & Co. (Германия), The Home Depot (США), Target (США). Следует отметить, что по сравнению с 2008 г. (табл. 3) ухудшились позиции американской сети The Home Depot, которая переместилась с 7-го на 9-е место в рейтинге, при этом число стран размещения торговых предприятий этой сети сократилось с 7 до 5.
Географическую структуру деятельности розничных мегасетей можно охарактеризовать, опираясь на данные аналитического доклада, представленного британской консалтинговой компанией Deloitte в 2010 г. [11].
Около 60 % из 250 крупнейших розничных торговых сетей в 2009 г. осуществляли свою деятельность более чем в одной стране мира. Страной происхождения половины из рассмотренных десяти глобальных розничных сетей являются
- 45
Таблица 3
10 крупнейших розничных торговых сетей мира, 2008 г.
Ранг Название компании Страна Годовой доход, млн долл. США* Объем продаж, млн долл. США Количество стран размещения
1 Wal-Mart Stores, Inc. США 405 607 401 244 15
2 Carrefour S. A. Франция 129 809 127 958 36
3 Metro AG Германия 99 986 99 004 32
4 Tesco plc Великобритания 96 210 96 210 13
5 Schwarz Unternehmens Treuhand KG Германия 79 924* 79 924* 24
6 The Kroger Co. США 76 000 76 000 1
7 The Home Depot, Inc. США 71 288 71 288 7
8 Costco Wholesale Corp. США 72 483 70 977 8
9 Aldi GmBH & Co. oHG Германия 66 063* 66 063* 18
10 Target Corp. США 64 948 62 884 1
*Годовой доход компании может включать результаты деятельности нерозничных операторов. Источник: [12].
США, причем, например американская Wal-Mart, лидер среди сетевых торговых операторов, имеет предприятия в 14 странах мира, помимо США. По официальным данным Wal-Mart [19], в конце
1 квартала 2011 г. ее розничная сеть включала 4 418 торговых площадок в США (в 2008 г. — 4 400), 1 767 магазинов в Мексике (в 2008 г. — 1578), 480 — в Бразилии (в 2008 г. — 452), 414 — в Японии (столько же в 2008 г.), 386 — в Великобритании (в 2008 г. — 379), 333 — в Китае (в 2008 г. — 298), 325 — в Канаде (в 2008 г. — 321) и т. д. В то же время бакалейные сети Kroger и Target не имеют магазинов за пределами Соединенных Штатов. При этом торговую сеть Target Corp. образуют 1 750 магазинов в 49 штатах [14], а розничную сеть The Kroger Co. формируют
2 468 супермаркетов в 31 штате страны [15].
В Западной Европе розничный рынок поделен между несколькими гигантами, которые являются лидерами продаж не только в своих странах, но и за их пределами. Особенно высока концентрация монополистов на рынках Великобритании и Франции, где на четыре-пять крупнейших розничных сетей приходится около 80 % рынка [7].
Находящаяся на 2-м месте рейтинга французская компания Carrefour имеет предприятия в 35 странах, помимо Франции, и даже потеснила по доле рынка в Бразилии лидера Wal-Mart. Немецкая мегасеть Metro AG (3-е место), функционирующая в 32 странах, помимо ФРГ, возглавляет список диверсифицированных розничных сетевых операторов. Британская сеть Tesco, предприятия которой функционируют в 13 странах мира, масштабно представлена в Европе, причем только в Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, а также Турции функционируют около 850 магазинов сети, а в Азии крупнейшим рынком для Tesco является Южная Корея.
Обострение конкуренции между западноевропейскими мегасетями дало импульс выходу крупных ритейлеров на быстро развивающиеся рынки Индии, Китая, Латинской Америки и стран Восточной Европы. Масштабному охвату бывших восточноевропейских стран (ныне членов Европейского Союза) торговыми сетями глобальных ритейлеров препятствует то обстоятельство, что в этом мегарегионе сохранили позиции небольшие продуктовые и специализированные магазины. Так, в Польше их концентрация составляет свыше 5 000 на каждый миллион жителей, в Чехии, Словакии и Венгрии этот показатель достигает 2 300. Кроме того, как отмечают исследователи [6], концентрация сетей в странах Западной Европы до сих пор остается разной. Например, на юге — в Испании, Португалии, Италии, Греции — супермаркеты и ги-пермаркеты не очень популярны и смогли захватить 50—60 % рынка. На севере, в скандинавских странах и Англии, их доля достигла почти 90 %. Что касается форматов сетевой торговли, то это могут быть, например, французский (гипермаркет + супермаркет) или немецкий (дискаунтер + cash & carry).
Мировой финансово-экономический кризис внес серьезные изменения в механизмы функционирования розничных мегасетей как в формате пространства мегаэкономики, так и в рамках национальных хозяйственных пространств. Негативными факторами развития розничных сетей стали: снижение потребительской активности вследствие роста безработицы; уменьшение реальных доходов населения; усложнение условий исполнения принятых еще в докризисных условиях кредитных обязательств; ограничение возможностей доступа к кредитным и инвестиционным ресурсам; снижение стоимости активов сетевых операторов; неопре-
деленность ожиданий потребителей и партнеров по бизнесу вследствие нестабильной социально-экономической ситуации даже в посткризисных условиях.
Падение спроса вследствие снижения реальных доходов населения вынуждает розничные сети бороться за своих клиентов, используя весь спектр доступных методов и инструментов, включая ценовую конкуренцию. При этом оптимизация ценовой политики в рамках одной розничной сети нередко приводит к масштабным ценовым войнам. Так, в магазинах мегасети Tesco была начата кампания, получившая название Price check, позволяющая покупателям сравнивать цены на товары в магазинах Tesco с магазинами ближайших конкурентов. Во всех магазинах сети были вывешены габаритные ценники, на которых помимо цены товара также указывалась цена на данный товар в таких сетях, как Sainsbury, Morrisons и Asda [8].
Розничные сети в настоящее время находятся в активном поиске новых трендов и технологий, которые позволят им привлечь новых покупателей и обеспечить стабильные продажи. По данным проведенного консалтинговой компанией Appleton Mayer опроса руководителей более чем 80 крупнейших мировых и региональных розничных сетей, а также ведущих отраслевых экспертов [8, 10], современными тенденциями развития мегасетей становятся:
1) широкое внедрение в торговую практику схем покупок «In-store pickup» (когда поиск, выбор и оплата товара осуществляются онлайн на сайте компании-продавца, а сам товар покупатель забирает в ближайшей розничной торговой точке продавца) и «Drive-In» (аналогична «In-store pickup», но покупатель может получить заказанный товар как в розничных точках через окно обслуживания автомобилиста, так и на специальных упаковочных станциях или специализированных складах, не выходя из автомобиля). В этом случае покупатель хотя и не получает значительной экономии денег по сравнению с традиционной покупкой в магазине, но существенно экономит время и гарантированно получает желаемый товар;
2) развитие онлайн-торговли продуктами питания в формате «Drive-In», ставшей довольно популярной в европейских странах, а также развитие услуг по отслеживанию цен на один и тот же товар и стоимость его доставки;
3) резкое снижение объемов импульсных продаж (продаж товаров, покупка которых заранее не планировалась, а была совершена под влиянием вида товара или сообщения о нем);
4) развитие «мобильной коммерции» — торговли с помощью мобильного телефона, который становится ключевым инструментом для совершения покупок (выбор и заказ товара, проверка состояния своего заказа, подписка на текстовые уведомления и др.);
5) осуществление «кастомизации» розничных продаж, в том числе путем адаптации товарного ассортимента к особенностям потребления на локальных рынках.
Завоевание российского рынка требует от глобальных розничных торговых сетей крупных инвестиций и связано с более высокими рисками, поэтому в Россию пришли пока немногие глобальные розничные компании. Это, например, Ашан (Auchan Group, Франция) с 40 гипермаркетами в 8 городах России; МЕТРО Кэш энд Керри, Россия (Metro Group, Германия), открывшая 58 торговых центров в 39 регионах России; ИКЕА, Россия (IKEA Group, Швеция) с 13 магазинами в 9 городах страны (открытие 14-го магазина планируется в ближайшее время в Самаре). К основным проблемам управления торговыми сетями в России можно отнести: отсутствие единых стандартов функционирования, большую зависимость компании от персонала; неэффективность бизнес-процессов, действующих информационных систем, систем управления; непрозрачность бизнеса, затрудняющую контроль, оперативное управление, а также привлечение новых инвесторов; отсутствие систем сбалансированных показателей; невысокое качество услуг и т. п.
Транснациональные компании в современных условиях глобализации получили возможность не только координации производства в разных частях света, но и контроля за распределением созданного продукта через розничные торговые мегасети. Поскольку распределение является самой важной фазой процесса воспроизводства, значительно ужесточилась конкуренция именно в этой фазе. Причем для современной мегаэкономики становится все более характерным доминирование организации зарубежного производства товаров и услуг, а также массовое внедрение розничных сетей непосредственно на зарубежных рынках. Мировой экспорт все больше становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями в рамках мегасетей ТНК, а их деятельность трансформирует мегаэкономику в направлении формирования единого и непрерывного пространства глобального перемещения потоков ресурсов, факторов и результатов производства.
Важной особенностью функционирования производственных и сбытовых ТНК становится
- 47
их сознательное и целенаправленное воздействие на формирование и функционирование мировых и национальных рынков, имеющее достаточно выраженную сетевую направленность. Поэтому процессы образования мегасетей правомерно рассматривать не только как результат, но и как механизм современных трансформационных изменений мегаэкономики.
Список литературы
1. Бхагвати Д. В защиту глобализации. М.: Ладомир, 2005.
2. Вафина Н. Х. Особенности современных процессов транснационализации производства // Безопасность Евразии. 2002. № 2.
3. Иншаков О. В. Стратегия и тактика государственной политики развития наноиндустрии в России. М., Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.
4. Иншакова Е. И., Волошина А Ю. Мегасети как фактор развития глобальной экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2011. № 1 (18).
5. Сагоян К. Современные международные стратегии японских корпораций // Экономические стратегии. 2006. № 5—6.
6. Фетисова О. В. Системная модернизация сферы товарного обращения макрорегиона. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.
7. Фетисова О. В. Современные тенденции развития мировой розничной торговли // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2009. № 2 (15). С. 61—69.
8. Филипс Ф., Гурьев С., Кидо Ш., Свенссон П., Скрипка В., Янсен Дж., Грэм М., Ян М. The Top Global Retail Trends, August 2010 / Appleton Mayer. URL: http://www. appletonmayer. com/data/ research/2010/0812/.
9. Buckley P., Casson M. The Future of the Multinational Enterprise. Second edition. London: Macmillan, 1991.
10. Germans drive, French click & drive // Lebensmittel Zeitung. February 22, 2010. URL: http:// www. german-retail-blog. com/2010/02/22/germans-drive-french-clickdrive/.
11. Global Powers of Retailing Product Sector Analysis // STORES Magazine. January 2010. URL http://www. stores. org/stores-magazine-january-2010/ global-powers-retailing-product-sector-analysis.
12. Global Powers of Retailing Top 250 // STORES Magazine. January 2010. URL: http://www. stores. org/stores-magazine-january-2010/global-powers-retailing-top-250.
13. Kleinert J. The Emergence of Multinational Enterprises: Simulation Results. Kiel: University of Kiel, 1998.
14. Target: A Differentiated Approach. URL: http://sites. target. com/site/en/company/page. jsp?contentId=WCMP04-031761.
15. The Kroger Co. 2009 Fact Book. URL: http:// www. thekrogerco. com/finance/documents/2009_ KrogerFactBook. pdf.
16. The top 50 financial TNCs ranked by Geographical Spread Index (GSI), 2009. Annex Table 28 // World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva: UNCTAD, 2010. URL: http://www. unctad. org/Templates/Page. asp?intItemID=2443&.
17. The top 100 non-financial TNCs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2008. Annex table 27 // World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva: UNCTAD, 2010. URL: http://www. unctad. org/ Templates/Page. asp?intItemID=2443&lang= 1.
18. The world's top 100 non-financial TNCs, ranked by foreign assets, 2008. Annex table 26 // World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva: UNCTAD, 2010. URL: http://www. unctad. org/Templates/Page. asp?intItemID=2443&lang=1.
19. Walmart Stores, Inc. Data Sheet — Worldwide Unit Details. April 2011. URL: http://walmartstores. com/pressroom/news/10594.aspx.
20. World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. New York and Geneva: UNCTAD, 2010. URL: http://www. unctad. org/en/ docs/wir2010_en. pd.
21. World's Top 10 Retailers / CNBC LLC. 2011. URL: http://www. cnbc. com/id/40989307/Top_10_ Global_Retailers.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru
v_у