ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА
УДК 378.18
Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского
Е. Г. Елина, Е. А. Александрова
Елина Елена Генриховна, доктор филологических наук, профессор, кафедра общего литературоведения и журналистики, руководитель приоритетных проектов и программ СГУ, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, [email protected]
Александрова Екатерина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, [email protected]
Представлен опыт создания новых форм взаимодействия студентов, преподавателей университета и педагогов школ с целью повышения интереса молодежи к педагогической профессии. Показано, как организовать их общение для того, чтобы в полилоге они могли обменяться мнениями по весьма острым и спорным для системы образования вопросам, увидеть и услышать позицию друг друга. В качестве новых форм взаимодействия педагогов разных поколений эффективным показал себя научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования». Во все события «Недели» включены элементы дискуссии и полемики. К формам взаимодействия относятся авторские дискуссионные площадки, модераторами которых становятся преподаватель СГУ и педагог-практик; открытые дискуссии-диалоги ученых и практиков; презентации авторского видения известных в педагогике фактов и явлений; «открытые» внеклассные мероприятия и уроки в школах; круглый стол, модераторами общения на котором выступают молодые специалисты, говоря о тех проблемах, которые им приходится решать на практике; международный студенческий конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию»; университетская олимпиада по педагогике для бакалавров и магистрантов педагогического образования. Новизну этим формам придают их модернизированная внутренняя структура и методологические основания, на которых строится вся «Неделя педагогического образования», - принципы открытости, вариативности, диалогичности, педагогической поддержки и сопровождения. На конкретных примерах показаны дискутируемые проблемы и темы, обсуждаемые на «Неделе педагогического образования» с 2013 г. Ключевые слова: формы воспитания, формы взаимодействия, научный фестиваль, научно-образовательный фестиваль, дискуссия, мотивация к получению педагогической профессии.
001: https://d0i.0rg/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168 Введение
Вопрос, каким образом повысить интерес молодежи к педагогической профессии, сегодня как никогда остро стоит перед профессорско-преподавательским составом педагогических институтов, университетов, реализующих профиль подготовки «Педагогическое образование». Важно не только заинтересовать выпускников школ педагогической профессией, но и создать все условия, чтобы студенты, обучающиеся в бакалавриате или магистратуре, после окончания обучения пошли
работать в образовательные организации и задержались в них.
Опыт показывает, что традиционные формы взаимодействия преподавателей и студентов, такие как мотивирующие лекции, «встречи с интересным человеком» и прочие монологичные мероприятия, уже не столь эффективны, как это было раньше. На окончательное профессиональное самоопределение выпускников оказывают влияние и иные факторы, зачастую социального порядка.
Кроме того, необходимо учитывать, что современная молодежь, общаясь в социальных сетях, живет в открытом пространстве практически непрерывного ситуативного диалога, причем зачастую не только со сверстниками, но и с людьми иного возраста, активно заявляя о своей позиции. Разновозрастное общение становится для них нормой.
В связи с этим необходимо стало разрабатывать такие формы встреч преподавателей и студентов, какие максимально будут приняты и поняты представителями «поколения У».
Развитие формата «неделя» как новой методики организации субъект-субъектного взаимодействия
Таким задачам максимально соответствовал формат «Всероссийской недели школьной психологии» (2005-2014 гг.), который был разработан и реализован сотрудниками Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». Взаимодействие профессионалов происходило на основе большой психологической игры (автор данной формы активного обучения - М. Р. Битянова), которая начиналась с формирования субьектной позиции участников [1]. Предусматривалось сочетание монологичных, диалогичных и тренинговых занятий с преобладанием двух последних видов. В рамках этих «Недель» были впервые опробованы публичные дискуссии между профессорами, которые выступали в роли ведущих лекторов на протяжении пяти дней этого действа. Зафиксируем для себя тот факт, что участниками «Недель» были уже состоявшиеся профессионалы: в качестве ведущих - психологи, как теоретики, так и практики, в качестве же участников - практикующие специалисты - психологи образования.
В принципе идея недельного «погружения» учеников в ту или иную сферу знания давно была реализована в общеобразовательных школах в форматах, например, «недели литературы», «недели химии» и т. д. Традиционно готовились стенные газеты, конкурсы, викторины и прочие формы игровой зрелищной деятельности детей, что могло мотивировать их на изучение данной учебной дисциплины.
Перед университетом же стояла иная задача: на одной площадке собрать и преподавателей, и студентов - будущих учителей, и представителей
администрации школ, гимназий, лицеев, детских садов, колледжей, и педагогов-практиков. Собрать для того, чтобы в полилоге они могли обменяться мнениями по весьма острым и спорным для системы образования вопросам, увидеть и услышать позицию друг друга, сделать первые попытки сближения позиции представителей разных педагогических поколений.
Нам необходимо было не организовать одно - разовое - мотивирующее мероприятие для студентов, но выстроить систему, отвечающую всем современным запросам к образованию как со стороны государственной политики в сфере образования, так и со стороны социального заказчика и работодателей.
Это стало возможным благодаря долгой подготовительной работе, заинтересованности вузовской администрации и очевидной творческой потенции членов спонтанно сложившейся, но оказавшейся продуктивной рабочей группы.
Факторы успешности внедрения нового формата субъект-субъектного взаимодействия
Начиная с 2011 г. в университете действует научно-методический совет по педагогическому образованию. Потребность в таком совете была продиктована очень важным для истории университета обстоятельством. К 2011 г. завершился процесс присоединения к университету структур Педагогического института. Между тем школьных учителей традиционно готовили и пединститут, и университетские факультеты. За долгие годы работы в двух вузах сложились подчас принципиально разные традиции в составлении учебных планов, реализации курсов педагогики, частных методик, психологии, в организации педагогической практики. В процессе объединения кафедр и факультетов встал вопрос о необходимости методического диалога, который должен был протекать на новом уровне и в новых условиях. Необходимо было решить, нужна ли единая концепция и структура проведения педагогической практики, следовало обсудить и сами формы отчетности, и методы контроля хода практики. Важно было не утонуть в обсуждении того, кто лучше готовит учителей, а проанализировать все достоинства и просчеты сложившихся систем.
Научно-методический совет возглавила О. И. Дмитриева, доктор филологических наук, профессор, выпускница университета, при этом многие годы проработавшая деканом одного из факультетов пединститута. С первых дней работы совет занял единственно правильную позицию: не отменяя сложившихся методов подготовки учителей, сохраняя специфику университетского и пединститутского образования, следует изменить подготовку будущих учителей в пользу актуальных методик, интерактивных приемов обучения, преподавания с использованием ИКТ. Кроме того, был провозглашен курс на практико-
ориентированные программы, на раннее приобщение студентов к работе со школьниками. Не случайно именно в нашем университете были постепенно открыты четыре кафедры на базе образовательных организаций. Раньше других мы привлекли работающих учителей к преподаванию методических курсов, к участию в комиссиях по государственной итоговой аттестации (ГИА). И, наконец, мы очень рано поняли, что настоящий учитель воспитывается не только в аудитории, но и за ее пределами, в контексте самых разных мотивирующих к педагогическому труду событий [2].
Именно объединение людей, болеющих душою за педагогическое образование, на более высоком уровне позволило организовать проведение не только качественных занятий и практики, но и, как было сказано выше, мотивирующие студентов мероприятия. За эти годы в университете сложилась собственная система событий, в которых участвуют и студенты, и педагоги, и преподаватели.
Это и замечательная педагогическая олимпиада, зародившаяся в университете, и конкурс профессионального мастерства «Шаг в профессию», задуманный и реализованный еще в педагогическом институте и объединивший всех, уже действительно университетский научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования», который с 2013 г. стал желанным для студентов и преподавателей всех профилей подготовки направления «Педагогическое образование». Уже начиная со второго года его проведения мы убедились в том, что и школьные педагоги также ждут приглашения со стороны университета, который, со своей стороны, открыт для взаимодействия.
Опыт становления нового формата субъект-субъектного взаимодействия
Понятие «неделя», как сказала проректор Е. Г. Елина в 2014 г. на открытии этого события, весьма условно: «Это месяцы, годы и вся наша жизнь, поскольку педагогическое образование в нашем университете - одно из центральных образовательных направлений, Саратовский государственный университет реализует все школьное расписание».
Мы стараемся во все события «Недели педагогического образования» включать элементы дискуссии и полемики, что не всегда можно сделать в форме лекции, и многие идеи, рожденные в полилоге, уже приходят в педагогическую практику.
Начиная с 2013 г., когда была впервые опробована дискуссия в формате «Педагогический гайд-парк», сложилась традиция формулировать темы изначально в дискуссионном ключе. В отличие от научно-методических конференций, у студентов и педагогов появилась возможность обсудить вопросы современного школьного образования родителей учеников и активистов молодежных движений города.
Для этого, например, начиная с 2013 г. были организованы такие дискуссионные площадки, как «Волонтерство: ренессанс тимуровства?», «Куратор, тьютор, социальный педагог: что из традиций надо взять в будущее?», «Вариативность форм получения специального образования в современной России: миф или реальность?», «Зачем родителям ходить в школу?», «Воспитание и обучение - что первично в работе педагога в соответствии с ФГОС?», «Культурная среда школы: ребенок - автор или актер?» и многие другие.
Есть правило: модераторами дискуссии становятся преподаватель СГУ и педагог-практик. Например, модераторами дискуссионной площадки «ФГОС среднего общего образования глазами участников образовательного процесса» были профессор О. И. Дмитриева и М. И. Орлов, директор МОУ «Гуманитарно-экономический лицей» г. Саратова.
Заметим, что, начав спорить на встречах «Недели», студенты продолжали дискутировать уже и на лекциях и семинарских занятиях. При этом важно - для участия в дискуссии мы стараемся пригласить студентов разных факультетов и курсов. Так они знакомятся друг с другом, имеют возможность посмотреть на проблему глазам и «физиков», и «лириков».
В 2014 г. в программе «Недели» появилась такая новая для взаимодействия студентов и преподавателей форма выступлений на пленарном заседании, как открытая дискуссия-диалог.
О том, как помочь ребенку взрослеть, публично рассуждали и спорили учитель русского языка и литературы высшей категории Физико-технического лицея г. Саратова Е. В. Златогор-ская и старший преподаватель кафедры общего литературоведения и журналистики ИФиЖ М. В. Ерохина. Через год этот формат был продолжен профессором Е. А. Александровой и ее бывшим студентом, заместителем директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Гимназия № 7» Д. А. Логиновым, которые публично дискутировали (напомним, речь идет о пленарном заседании) о траектории профессионального и личностного развития студентов в образовательном пространстве университета, о сильных и слабых сторонах современного поколения студента-педагога, к примеру, о способности работать в режиме многозадачности и одновременно отсутствии навыка глубинно исследовать материал [3, 4]. Эти дискуссии надолго запомнились не только своей содержательной стороной, но и необычным новым форматом, когда мысль рождается на глазах у публики и заученными фразами не обойдешься, когда интересным кажется сам человек.
Новым явился такой формат выступления на пленарном заседании, как вариант авторского видения известных в педагогике фактов и явлений. Яркий пример этому - доклад доцента И. В. Ястер «Педагог в историческом контексте».
В рамках «Недель», кроме первого заседания - мы его называем традиционно пленарным,
но по сути оно установочно-мотивирующее, в нем звучит тема всей «Недели», которая затем раскрывается во все ее дни с понедельника по пятницу, - проводятся и открытые внеклассные мероприятия, и уроки в школах. Это уже ожидаемые студентами дни университета в школе: «Коллективное творческое дело - миф 60-х или современная реальность?» (2015), «Я открываю мир» (2016), «Инициатива детей на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности» (2017).
Необычным для студентов был день «музейной педагогики в системе качественного образования» в 2016 г. Вне зависимости от направления подготовки студенты профиля «Педагогическое образование» общались друг с другом и работниками музеев Л. А. Кассиля, К. А. Федина, этнографического музея г. Саратова.
Кстати, мероприятия «Недели педагогического образования» проходят не только в корпусах университета, но и в медико-биологическом лицее, гимназии № 7, Дворце творчества детей и молодежи им. О. П. Табакова и, как только что было сказано, в музеях.
С 2017 г. в программу «Недели» был введен еще один новый для высшего педагогического образования формат дискуссии - круглый стол. Новизну ему придает внутренняя структура организации общения. Модераторами общения выступают по большей части молодые специалисты, говоря о тех проблемах, которые им приходится решать на практике. И только затем к разговору подключаются педагоги и преподаватели.
За последние годы разговор шел в рамках таких тем, как «Какой быть школе будущего?» (2017), «Педагоги поколения "У': возможности, проблемы, перспективы» (2018) и «Образование вне урока: возможности, проблемы, перспективы» (2019).
Неизменными составляющими «Недели педагогического образования» являются международный студенческий конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию» (возникший по инициативе доцента М. Н. Бурмистровой, планирующий максимально совместить социальные профессиональные практики студентов [5] и развивающийся благодаря усилиям старшего преподавателя М. И. Кабановой) и университетская олимпиада по педагогике для бакалавров и магистрантов педагогического образования, организуемая заведующим кафедрой педагогики Е. И. Балакиревой и доцентом Н. Ю. Курчатовой [6, 7].
К слову, темы педагогической олимпиады каждый год формулируются в русле тематики всей «Недели». Например, в 2019 г., посвященном внеурочной и внеклассной деятельности, тема олимпиады - «Территория Детства». В 2018 г., когда обсуждалась проблема недостатка педагогических кадров, тема была сформулирована так: «Учитель, которого ждут». А в 2017 г., поскольку университет участвовал в проекте подготовки педагогов для инновационных школ, тема формулировалась как «Инновационная школа: школа будущего». Такого
же принципа придерживаются и организаторы конкурса профессионального мастерства, отбирая и формулируя задания для конкурсантов.
Тематика кратких, но емких выступлений приглашенных коллег на пленарном заседании также формулируется в русле тематики «Недели». Если «Неделя» посвящена молодым педагогам, - звучит выступление профессора С. В. Данилова (г. Ульяновск) «Опыт организации взаимодействия молодых педагогов и наставников» [8]. Говорим о качественном образовании в условиях современной России
- выступает професср С. А. Писарева (г. Санкт-Петербург) с докладом о развитии педагогического образования в контексте его модернизации [9]. Разбираем идеи коллективного взаимодействия
- приглашаем профессора С. Д. Полякова (г. Ульяновск), одного из авторов технологии коллективной творческой деятельности [10]. Анализируем педагогическую деятельность вне урока - приглашаем с блиц-лекциями (12-15 минут!) кандидата педагогических наук, театрального педагога Л. В. Макмак (г. Москва) с выступлением «Технология неурока» и доцента О. В. Миновскую (г. Кострома) с рассказом о ее авторской методике «Образовательное приключение» [11, 12].
Тематика «Недель» отражает ключевые проблемы образования в том или ином году. Так, II Неделя была посвящена теме «Школьник
- студент - учитель: аспекты взаимодействия» (2014), III Неделя педагогического образования
- «Современный школьник в воспитывающем образовательном пространстве» (2015). IV Неделя педагогического образования прошла по единой теме «Качественное образование в условиях современной России» (2016). V Неделя педагогического образования затронула вопросы становления инновационных школ: «Инновационная школа - школа для завтра» (2017). VI Неделя педагогического образования в связи с актуальной проблемой недостатка педагогических кадров в Саратовской области была посвящена теме «Молодой учитель в контексте профессионального и образовательного стандартов» (2018). Тема же VII Недели педагогического образования в связи с повышением внимания к внеурочной и внеклассной деятельности в школе, актуализации проблемы подготовки вожатых и организации досуга детей и молодежи - «Уроки вне уроков» (2019).
Кстати, по многим новым задачам, решение которых в иных регионах еще находится на стадии обсуждения, мы уже включили в образовательный процесс конкретные изменения. Так, внедрена дисциплина «Основы вожатской деятельности». Причем если раньше это происходило на уровне волонтерской практики, то сейчас преподавание осуществляется молодыми педагогами, непосредственно работающими с детьми и молодежью. В учебные планы подготовки всех педагогов включена организационно-педагогическая практика, что позволяет студентам со второго курса еженедельно подключаться к работе с детьми в школе.
Заключение
Как видим, реализуемые в нашем университете уже седьмой год идеи разнопоколенного взаимодействия специалистов только сейчас озвучены вице-премьером Т. А. Голиковой в контексте возрождения наставничества в системе образования между работодателями и обучающимися в профессиональных образовательных организациях.
Важно и то, что группа университетских преподавателей, из года в год придумывающая сюжеты новой «Недели», концепцию фестиваля, занимающаяся сложной организационной работой, превратилась в группу единомышленников, своего рода мозговой центр, который вместе с советом по педагогическому образованию моделирует новое, привлекательное для студентов, востребованное живой школьной практикой пространство, в котором интересно учить и учиться.
Библиографический список
1. Битянова М. Р., Беглова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся: модель и технология // Сиб. пед. журн. 2016. № 5. С. 112-117.
2. ЕлинаЕ. Г., Дмитриева О. И. Педагогическое образование в условиях классического университета // Человек и образование. 2014. № 1. С. 91-95.
3. АлександроваЕ. А. Поколение «У» : методология взаимодействия в образовательной среде // Компетентност-ный подход : инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС : сб. материалов Все-рос. науч.-практ. конф. / под ред. М. А. Сморгуновой, С. Л. Коротковой. Саратов, 2016. С. 6-9.
4. Логинов Д. А. Организация тьюторского сопровождения
образовательного процесса // Вестн. Сарат. обл. ин-та развития образования. 2017. № 1. С. 65-72.
5. Бурмистрова М. Н. Социальные практики как ресурс профессиональной подготовки педагогов // Сиб. пед. журн. 2016. № 6. С. 47-53.
6. Балакирева Е. И., Лексакова Н. В. Коллективный педагогический субъект : сущностные характеристики понятия // Азимут научных исследований : педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 139-142.
7. Курчатова Н. Ю. Педагогическая деятельность по формированию студенческого самоуправления // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12, вып. 2. С. 107-111.
8. Данилов С. В. Наставничество как технология образования взрослых : региональный опыт // Новые технологии образования взрослых : материалы внутриинститутской науч.-практ. конф. 19 декабря 2011 г. / под ред. С. В. Данилова, О. Г. Мукиной. Ульяновск, 2011. С. 14-16.
9. Верещагина Н. О., Гладкая И. В., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Соломин В. П., Тряпицына А. П. Развитие компетентности будущего педагога в образовательном процессе современного вуза : практикоориентирован-ная монография. СПб., 2016. 207 с.
10. Поляков С. Д. Технологии коллективного творческого дела : от традиционного к личностно ориентированному // Науч.-метод. журн. заместителя директора школы по воспитательной работе. 2003. № 1. С. 71.
11. Кларин М. В., Макмак Л. В. Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования: технология «неурока» // Сб. науч. трудов междунар. науч.-теор. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Исаака Яковлевича Лернера: в 2 т. М., 2017. Т. 1. С. 132-140.
12.Миновская О. В. Приключение как инновация в воспитании учащейся молодежи // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 122-124.
Образец для цитирования:
ЕлинаЕ. Г., АлександроваЕ. А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 163-168. БО!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168
New Forms of Interaction with Students: the Scientific and Educational Festival «The Week of Pedagogical Education» in Saratov State University
Еlena G. Elina, Ekaterina A. Alexandrova
Elena G. Elina, https://orcid.org/0000-0002-9797-3145, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, elinaeg@ info.sgu.ru
Ekaterina A. Alexandrova, https://orcid.org/0000-0002-2101-7050, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
The article presents the experience of creating new forms of interaction between students, university teachers and school teachers in order to increase the interest of young people in a teaching profession. It demonstrates how to organize their communication
so that in the polylogue they can exchange views on very acute and controversial issues for the education system, to see and hear each other's opinions. As a new form of interaction between teachers of different generations, the educational and research festival "The Week of Pedagogical Education" proved to be effective. All events of the "Week" include elements of discussion and controversy. The interactive activities are conducted in the form of authors' discussion sites moderated by SSU lecturers and school practitioners, open polemic dialogues between scholars and experts, presentations of the authors' interpretations of the well-known pedagogical facts and phenomena, demo lessons and extracurricular events, round tables moderated by young specialists sharing the challenges of teaching, an international contest of teaching mastery "A Step into Profession", the University Olympiad in pedagogy for bachelor and master students of pedagogy. The novelty of these forms is provided by their modernized internal structure and methodological foundations on which the whole "The Week of Pedagogical Education" is built: the principles of openness, variability, dialogue, pedagogical sup-
port and guidance. The authors provide specific examples of the issues and topics discussed during "The Week of Pedagogical Education" since 2013.
Keywords: forms of education, forms of interaction, scientific festival, a scientific and educational festival, discussion, motivation to obtain a teaching profession.
References
1. Bityanova M. R., Beglova T. V. Razvitiye sub"yektnoy pozitsii uchashchikhsya: model' i tekhnologiya [Development of Pupils' Subject Position: Model and Technology]. Sibir.ped. zhurn. [The Siberian Pedagogical Journal], 2016, no. 5, pp. 112-117 (in Russian).
2. Elina E. G., Dmitriyeva O. I. Pedagogicheskoye obra-zovaniye v usloviyakh klassicheskogo universiteta [Pedagogical Education in Conditions of Classic University). Cheloveki obrazovaniye [Man and Education], 2014, no. 1, pp. 91-95 (in Russian).
3. Aleksandrova E. A. Pokoleniye «Y»: metodologiya vzaimodeystviya v obrazovatel'noy srede [Generation "Y": Methodology of Interaction in Educational Environment]. In: Kompetentnostnyy podkhod: innovatsionnaya praktika obrazovatel'nykh organizatsiy v realizatsii FGOS: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. [Competence Approach: Innovative Praxis of Educational Organizations in Realizing FSES: the collection of materials of All-Russian scientific and practical conference. Ed. by M. A. Smorgu-nova, S. L. Korotkova. Saratov, 2016, pp. 6-9 (in Russian).
4. Loginov D. A. Organizatsiya t'yutorskogo soprovozh-deniya obrazovatel'nogo protsessa [Organizing Tutor Support of Educational Process]. Vestn. Sarat. obl. in-ta razvitiya obrazovaniya [Saratov Regional Institute of Developing Education Bulletin], 2017, no. 1, pp. 65-72 (in Russian).
5. Burmistrova M. N. Cotsial'nyye praktiki kak resurs professional'noy podgotovki pedagogov [Social Practices as Resource of Teachers' Professional Training]. Sibir. ped. zhurn. [The Siberian Pedagogical Journal], 2016, no. 6, pp. 47-53 (in Russian).
6. Balakireva E. I., Leksakova N. V. Kollektivnyy pedagogich-eskiy sub"yekt: sushchnostnyye kharakteristiki ponyatiya [Collective Teaching Subject: Essential Characteristics of Notion]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Journal "ASR: Pedagogy and Psychology"], 2018, vol. 7, no. 3 (24), pp. 139-142 (in Russian).
7. Kurchatova N. Yu. Pedagogicheskaya deyatel'nost' po formirovaniyu studencheskogo samoupravleniya [Teacher's Activity for Formation of Students' Self-Management]. Izv. Saratov. univ. Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2012, vol. 12, no. 2, pp. 107-111 (in Russian).
8. Danilov S. V. Nastavnichestvo kak tekhnologiya obra-zovaniya vzroslykh: regional'nyy opyt [Mentoring as Technology of Adults' Education: Regional Experience]. In: Novyye tekhnologii obrazovaniya vzroslykh: materialy vnutriinstitutskoy nauch.-prakt. konf. 19 dekabrya 2011 g. [New Technologies of Adults' Education: materials of in-institute scientific and practical conference December 19 2011]. Ed. by S. V. Danilov, O. G. Mukina. Ulyanovsk, 2011, pp. 14-16 (in Russian).
9. Vereshchagina N. O., Gladkaya I. V., Glubokova E. N., Pisareva S. A., Solomin V. P., Tryapitsyna A. P. Razvitiye kompetentnosti budushchegopedagoga v obrazovatel'nom protsesse sovremennogo vuza: praktikooriyentirovannaya monografiya [Development of Future Teacher's Competence at Educational Process of Modern University: the praxis-oriented monograph]. St. Petersburg, 2016. 207 p. (in Russian).
10.Polyakov S. D. Tekhnologii kollektivnogo tvorcheskogo dela: ot traditsionnogo k lichnostno oriyentirovannomu [Technologies of Collective Creative Action: from Traditional to Personal-Oriented One]. Nauch.-metod. zhurn. zamestitelya direktora shkoly po vospitatel'noy rabote [Research and Methodical Journal for Pastoral Work Vice-Principal], 2003, no. 1, pp. 71 (in Russian).
11. Klarin M. V., Makmak L. V. Realizatsiya emotsional'no-tsennostnogo komponenta soderzhaniya obrazovaniya: tekhnologiya «neuroka» [Realizing Emotional and Meaningful Component of Educational Content: "Not-Lesson" Technology"]. In: Sb. nauch. trudov mezhdunar. nauch.-teoret. konf., posvyash. 100-letiyu so dnya rozhdeniya Isaaka Yakovlevicha Lernera: v 21. [Collection of Research Papers of International Scientific and Theoretic Conference Dedicated the 100th Anniversary ofIsaak Y. Lerner's Birth]. In 2 vols. Moscow, 2017, vol. 1, pp. 132-140 (in Russian).
12.Minovskaya O. V. Priklyucheniye kak innovatsiya v vospi-tanii uchashcheysya molodezhi [Adventure as Innovation in Upbringing Learning Youth]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [Modern High Technologies], 2011, iss. 1, pp. 122-124 (in Russian).
Cite this article as:
Elina Е. G., Alexandrova E. A. New Forms of Interaction with Students: the Scientific and Educational Festival «The Week of Pedagogical Education» in Saratov State University. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 2 (30), рр. 163-168 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168