Новые формы социального партнерства классического университета и психолого-педагогических классов Ивановской области
Михайлов Алексей Александрович,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и специального образования, Шуйский филиал, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» E-mail: [email protected]
Лебедев Дмитрий Алексеевич,
аспирант, Шуйский филиал, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» E-mail: [email protected]
В отечественной системе образования остро стоит проблема дефицита педагогических кадров. Одним из путей ее решения является создание в общеобразовательных школах страны психолого-педагогических классов. В последние годы в школах Российской Федерации идет активная работа по привлечению в психолого-педагогические классы школьников, формирования у них устойчивой мотивации к педагогической профессии. Деятельность психолого-педагогических классов требует грамотного научно-методического сопровождения, в том числе со стороны вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов (как педагогических вузов, так и классических университетов). В рамках сопровождения деятельности психолого-педагогических классов продуктивным является реализация механизмов социального партнерства их с вузом, реализующим педагогические образовательные программы. Социальное партнерство - совместная деятельность вуза и общеобразовательной организации с открытым в ней психолого-педагогическим классом, направленное на создание максимальных условий для допрофессиональной подготовки школьников к профессии педагога. В статье представлен опыт Ивановского государственного университета и его Шуйского филиала по внедрению в практику работы новых организационных форм социального партнерства с психолого-педагогическими классами Ивановской области. Представлены результаты опроса школьников, участвующих в университетском проекте «Педагогические субботы» как одной из форм реализации социального партнерства.
Ключевые слова: психолого-педагогический класс, социальное партнерство, университет, формы.
Одним из актуальных направлений работы вуза, осуществляющего подготовку будущих учителей, является организация взаимодействия с открытыми в общеобразовательных организациях психолого-педагогическими классами. В современных реалиях можно отметить, что данная работа во многом носит инновационный характер. Массовое открытие таких классов в стране направлено на решение остро стоящей проблемы дефицита педагогических кадров, а также должно положительным образом повлиять на повышение престижа педагогической профессии в обществе. Кроме этого, открытие в школах всех регионов страны классов психолого-педагогической направленности несет в себе миссию, направленную на повышение у населения России общей психолого-педагогической культуры. Психолого-педагогические классы «помогают формировать единую систему подготовки учителей, мотивировать молодых людей и выстраивать систему ранней профориентации» (Кравцов С.С., 2022).
В отечественном образовании накоплен большой опыт по организации деятельности педагогических и психолого-педагогических классов. При этом следует отметить, что в последние три десятилетия их деятельность практически была сведена к минимуму, в России функционировало малое число классов педагогической направленности. С недавнего времени это стало одной из приоритетных задач отечественного школьного образования. В стране внедрена Концепция профильных психолого-педагогических классов, в которой определены основы организации деятельности классов, возможные формы и средства, представлен уже имеющийся опыт.
Сегодня многие педагоги-исследователи вузов, как находящихся в структуре Министерства просвещения, так и подведомственные Министерству науки и высшего образования, а также учителя-практики, психологи занимаются изучением вопросов, связанных с деятельностью психолого-педагогических классов. В поле зрения ученых вопросы повышения мотивации школьников к профессии педагога и выбора ими вуза, реализующего педагогические образовательные программы, научно-методическое сопровождение открытых в школах классов (Е.Ю. Брейль, В.С. Басюк, Л.В. Байбородова, Е.Г. Врублевская, Е.И. Казакова и др.) [2,9]. Отметим, что практически каждый вуз, занимающийся подготовкой будущих учителей, имеет определенный опыт как по самой организации деятельности психолого-педагогических классов, так и по научно-
сз о со -а
I=i А
—I
О
сз т; о m
О от
З
ы о со
о с
и
со см о см
методическому сопровождению их работы. Вузами ведется как исследовательская, так и практическая работа по выявлению условий для развития мотивации учащихся к профессии педагога, разработки и внедрения организационных форм, максимально способствующих допрофессиональ-ной подготовке школьников.
Так, С.А. Купцова [4] рассматривает психолого-педагогические классы как средство формирования единого образовательного пространства, исследователи из Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинско-го (М.В. Груздев, Л.В. Байбородова, и др.) [1] размышляют об основных направлениях допрофес-сиональной подготовки учащихся педагогических классов, вопросах научно-методического сопровождения как педагогов, так и обучающихся. Ученые из Башкирского педагогического университета (О.А. Шамигулова и др.) [10] представили разработанную в БГПУ им. М. Акмуллы модель функционирования психолого-педагогических классов, описали ее внедрение в регионе.
Сегодня в стране начали свою работу свыше трех тысяч психолого-педагогических классов, ожидается рост их числа в ближайшие годы в каждом из субъектов РФ, в том числе и в Ивановской области. На сегодняшний день в Ивановской области открыты более тридцати психолого-педагогических классов. Деятельностью психолого-педагогических классов охвачены практически все муниципальные образования региона. В данной статье мы представим опыт по внедрению классическим университетом новых форм работы с открытыми в Ивановской области психолого-педагогическими классами.
Научно-методическое сопровождение деятельности психолого-педагогических классов с сентября 2022 года в регионе осуществляют педагоги и методисты Шуйского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал ИвГУ) и государственного автономного учреждения дополнительного образования Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций» (ГАУДПО ИО «Университет непрерывного образования и инноваций»).
В регионе организовано тесное взаимодействие, своего рода социальное партнерство, между данными образовательными организациями и школами с целью повышения качества организации работы психолого-педагогических классов, оказания действенной помощи учителям, работающим в них, а также создания условий для погружения школьников в образовательную среды университета и колледжей, ведущих подготовку будущих педагогов. Между образовательными организациями, в которых функционируют психолого-педагогические классы и Шуйским филиалом ИвГУ заключены Соглашения о сотрудничестве и составлен план совместных мероприятий.
С недавнего времени в контексте реализации механизмов функционирования учебно-педагогических округов в Российской Федерации начато взаимодействие с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». Подписано соответствующее соглашение о сотрудничестве между Нижегородским вузом и Департаментом образования Ивановской области.
Мы рассматриваем социальное партнерство классического университета и школы с открытым психолого-педагогическим классом. Под социальным партнерством в процессе организации деятельности психолого-педагогических классов мы понимаем совместную деятельность вуза и общеобразовательной организации с открытым в ней психолого-педагогическим классом, направленную на создание максимальных условий для до-профессиональной подготовки школьников к профессии педагога (Михайлов А.А., 2023).
В соответствии с Концепцией [3], при реализации научно-методического сопровождения деятельности психолого-педагогических классов в условиях организованного социального партнерства вуза и школ становится возможным решение важных для современной образовательной системы региона задач, таких как:
- совершенствование модели организации целевого обучения по педагогическим направлениям подготовки в вузах для выпускников психолого-педагогических классов Ивановской области;
- формирование у обучающихся психолого-педагогических классов правильных и наиболее полных представлений о профессии учителя, являющейся примером человеко-центрированной профессиональной деятельности, ориентация учащихся на выбор профессии учителя (воспитателя);
- создание условий и предоставление возможностей для получения опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности через реализацию обучающимися так называемых профессиональных проб (организация и проведение учебных и воспитательных мероприятий, разработка проектов, вожатская практика и др.);
- формирование и развитие у учащихся психолого-педагогических классов гибких навыков, а также способностей к осуществлению педагогической деятельности.
Кроме этого, реализации механизмов социального партнерства вуза и школ с психолого-педагогическими классами позволяет усилить практическую подготовку студентов за счет включения их в совместные со школьниками и педагогами школ образовательные и воспитательные мероприятия, а также позволяет ученым вузам проводить исследования в вопросах дидактики и теории воспитания. Одним из направлений ис-
следований выступает разработка методик оценивания личностных образовательных результатов обучения школьников, в том числе обучающихся в психолого-педагогических классах Ивановского региона, на основе компетентностного и доказательного подхода к трактовке результатов обучения. Учащиеся психолого-педагогических классов привлекаются к проведению тестирования, участвуют в обсуждении результатов, выступают в роли экспертов [6].
С целью более широкого освещения деятельности открытых в области педагогических классов в октябре 2023 года на базе Шуйского филиала ИвГУ прошел первый областной форум «Я - Педагог будущего», участниками которого стали свыше 150 учащихся 10-х психолого-педагогических классов, более 40 педагогов, участвующих в их работе, а также планирующих стать преподавателем и (или) классным руководителем в следующем учебном году во вновь открываемых классах. Школьники смогли не только пообщаться со своими сверстниками из разных муниципалитетов области, но и попробовать свои силы в различных видах деятельности, которые повседневно выполняет учитель (воспитатель) в образовательной организации. Для школьников силами студентов и преподавателей вуза были организованы следующие площадки: педагогический квиз, медиа-интенсив, творчество, психологический тренинг, проходя которые школьники погружались в различные аспекты многогранной деятельности педагога. Было организовано символическое посвящение в будущие педагоги. Педагоги, приехавшие со школьниками, поучаствовали в интенсиве «я педагог педкласса». Весной 20204 года планируется проведение областного форума «Будущий педагог» с участием учащихся 11-х классов психолого-педагогической направленности.
Отметим, что в образовательный процесс всех открытых психолого-педагогических классов включен предмет «Основы педагогики и психологии» [9], реализуют который как учителя-предметники, так и педагоги-психологи, имеющиеся в штате школы. С педагогами, реализующими данный предмет, педагогами кафедры педагогики и специального образования Шуйского филиала ИвГУ проводятся семинары, в ходе которых обсуждаются вопросы проведения занятий, а также анализируется опыт организации мероприятий силами учащихся психолого-педагогических классов.
В процессе реализации идеи социального партнерства в одной из школ города Шуя (средняя школа № 9) второй год уроки по основам педагогики и психологии ведут преподаватели Шуйского филиала ИвГУ. Педагоги в процессе работы осуществляют выбор форм и средств, которые являются наиболее продуктивными для школьников, максимально используя возможности вузовской образовательной среды и привлекая к совместным мероприятиям студентов, проводят диагностику как мотивационной сферы, так и учебных
достижений старшеклассников. Как показывает наш опыт, проведение совместных мероприятий с участием студентов университета, участие школьников в проектировании и реализации мероприятий, а также проведение педагогами учебных занятий в нестандартных формах, меняет отношение школьников к будущей профессии, повышает их мотивацию к поступлению в вуз на педагогическую образовательную программу.
Второй год на базе вышеназванной школы работает Кванториум - новый формат дополнительного образования для детей от 10 до 18 лет. В процессе занятий школьники знакомятся с перспективными инженерными специальностями, основными научно-техническими направлениями в области программирования, учатся разрабатывать компьютерные программы, занимаются 3D-моделированием, осваивают робототехнику. В кванториуме работают преподаватели вуза, студенты ряда образовательных программ проходят практику. На базе этой инновационной школьной структуры организуются различные мероприятия с участием учащихся психолого-педагогических классов как города, так и области.
С начала 2023-2024 учебного года в рамках вузовских мероприятий Года педагога и наставника Шуйским филиалом ИвГУ была запущена новая форма реализации социального партнерства - проект «Педагогические субботы». Данный проект, как и остальные формы так же направлен на профориентацию учащихся психолого-педагогических классов Ивановской области к поступлению в университет на педагогические образовательные программы.
В рамках данного проекта предусмотрено посещение школьниками, учащимися 10-11 классов, мероприятий, проводимых кафедрами вуза, как на базе университета, так и в общеобразовательных организациях (выездные мероприятия). При этом нами делается акцент именно на проведение мероприятий, показывающих особенности той или иной вузовской педагогической образовательной программы, демонстрирующие возможности для ее получения именно в вузе, в условиях вузовской образовательной среды. Для школьников предусмотрено посещение учебных занятий (лекции, семинары, практикумы), участие в воспитательных мероприятиях, проводимых как отдельными кафедрами, так и структурными подразделениями, реализующими молодежную политику в вузе. Кроме этого, предусмотрены различные игры и тренинги, направленные на командообразова-ние, формирование коллектива, способствующие развитию лидерских и организаторских качеств.
Приведем некоторые темы мероприятий проекта «Педагогические субботы». Так, со школьниками Китовской средней школы Шуйского муниципального района, Ново-Горкинской и Лежневской средней школы № 11 Лежневского муниципального района средней коллективом кафедры математики, информатики и методики обучения проведены мастер-классы «Ресурсы Google для образова-
сэ о со -а
А
—I
О
сз т; о m
О от
З
ы о со
ния» и «Образовательная робототехника». Учащиеся 10-х классов из города Вичуга и Тейково стали участниками познавательного квиза «Университет» (квиз-игра по основным локациям университета с изучением основ английского студенческого сленга), организаторами которого выступили студенты, готовящиеся стать учителями английского языка.
Кроме этого, для школьников - будущих студентов педагогических образовательных программ ведущими преподавателями вуза читаются лекции по различным аспектам жизни молодежи: «Физическая культура и спорт в обеспечении здоровья юношей и девушек», «Этикет современного школьника», «Народная художественная культура - традиции и современность», «Уездная старина», «Безопасность в нашей жизни» и др.
Особое внимание уделяется вопросам, связанным с патриотическим воспитанием молодежи, сохранения культурных традиций и языка. Кафедрами русского языка и методики обучения, истории, географии и методики обучения запланированы циклы лекций и мастер-классов, призванных помочь учащимся в подготовке к единому государственному экзамену, а также с целью развития их нравственных качеств и языковой грамотности: «Русский язык: история и современное развитие», «Говори правильно», «Выполняем ЕГЭ по русскому», «Великие люди земли Ивановской», «Педагоги России» и др. Совместно в Ивановским региональным отделение «Русского географического общества» дан старт Конкурсу краеведческих исследовательских и медиа-проектов для учеников педагогически классов Ивановской области «Образ Малой Родины», один из этапов которого посвящен страницам истории войны 1941-1945 гг., проводятся интерактивы «Родная речь - дарованное благо» (по материалам диалектологических экспедиций).
Отдельным направлением в рамках данного проекта осуществляется работа по включению школьников в спортивные мероприятия со студентами, в том числе по подготовке к сдаче нормативов (и самой сдаче) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Отмечаем, что школьники с интересом участвуют в военно-патриотической игре «Зарница», организуемой совместно с Учебно-методическим центром военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард», созданного на базе Шуйского филиала ИвГУ.
Как показали результаты опроса школьников -участников проекта «Педагогические субботы» (было опрошено 112 человек), значительное число учащихся с удовольствием посещают мероприятия (93%), высказывают желание поступать в вуз на педагогическую программу 47% школьников, ° при этом еще не сделали окончательный выбор " 36% опрошенных. Будем надеяться, что у остав-~ шейся части респондентов в вопросе выбора про-^ фессии будет сделано предпочтение в пользу про-£ фессии педагога.
В завершении отметим, что рассмотренные в статье формы социального партнерства классического университета с психолого-педагогическими классами Ивановской области опираются на фундаментальные исследования, проводимые в рамках работы созданного на базе ИвГУ Ивановского научного центра Российской академии образования (А.А. Малыгин, 2023). Все обозначенные выше организационные формы ориентированы на интеграцию подготовки обучающихся к дальнейшему обучению на педагогических образовательных программах вузов (колледжей) с последующим вхождением в профессиональную педагогическую деятельность в региональной системе непрерывного педагогического образования.
Литература
1. Груздев М.В., Байбородова Л.В., Козловский А.Н. Допрофессиональная подготовка школьников в контексте непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3 (132). С. 8-19.
2. Казакова Е.И., Басюк В.С., Вруб-левская Е.Г. Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 143-154.
3. Концепция профильных психолого - педагогических классов. - М., 2021. - UPL: https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2022/01/ koncepcija-profilnyh-psihologo-pedagogicheskih-klassov.pdf
4. Купцова С.А. Психолого-педагогические классы как средство формирования единого образовательного пространства // KANT. - 2021, № 3. - с. 240-243.
5. Малыгин А. А., Михайлов А. А. Подготовка педагога в классическом университете: профессиональная и социальная мобильность // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 1. С. 3-10.
6. Малыгин А.А. Оценивание результатов обучения на основе образовательных измерений: уч. пособие / А.А. Малыгин, Е.А. Соловьева. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 2023. - 200 с.
7. Михайлов А.А. Развитие профессионального творчества будущего учителя в социокультурной среде университета / А.А. Михайлов, О. Н. Рябова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 84. С. 962-972.
8. Михайлов А.А. Инновации в практике работы современных вузов как основная составляющая повышения эффективности их работы / А.А. Михайлов, Т.А. Жилкина, Н.В.О. Керемли, Н.Г. Сушко, А.И. Бакшеев // Современное педагогическое образование. 2023. № 6. С. 283286.
9. Основы педагогики и психологии: 10-11 кл.: учебное пособие: в 2 частях. / В.С. Басюк, Е.Ю. Брейль, Е.И. Казакова [и др.]. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2023. - 239с.
10. Шамигулова О. А., Василина Д.С., Му-сифуллин С. Р. Организация психолого-педагогических классов как ресурс личностного развития и ранней профилизации обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 6 (июнь). -С. 58-71. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221044. htm.
NEW FORMS OF SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN A CLASSICAL UNIVERSITY AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES IN THE IVANOVO REGION
Mikhailov A.A., Lebedev D.A.
Ivanovo State University
In the domestic education system, there is an acute problem of shortage of teaching staff. One of the ways to solve this problem is to create psychological and pedagogical classes in the country's secondary schools. In recent years, schools in the Russian Federation have been actively working to attract schoolchildren to psychological and pedagogical classes and to develop their sustainable motivation for the teaching profession. The activities of psychological and pedagogical classes require competent scientific and methodological support, including from universities that train future teachers (both pedagogical universities and classical universities). As part of supporting the activities of psychological and pedagogical classes, it is productive to implement mechanisms for their social partnership with the university implementing pedagogical educational programs. Social partnership is a joint activity of a university and a general education organization with a psychological and pedagogical class opened in it, aimed at creating maximum conditions for pre-profes-sional training of schoolchildren for the teaching profession. The article presents the experience of Ivanovo State University and its Shuya branch in introducing into practice new organizational forms of social partnership with psychological and pedagogical classes in the Ivanovo region. The results of a survey of schoolchildren participating in the university project "Pedagogical Saturdays" as one of the forms of implementing social partnership are presented.
Keywords: psychological and pedagogical class, social partnership, university, forms.
References
1. Gruzdev M.V., Bayborodova L.V., Kozlovsky A.N. Pre-profes-sional training of schoolchildren in the context of continuing pedagogical education // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2023. No. 3 (132). pp. 8-19.
2. Kazakova E.I., Basyuk V.S., Vrublevskaya E.G. The problem of developing the pedagogical culture of schoolchildren in the conditions of modernization of pedagogical education in Russia [Electronic resource] // Psychological and pedagogical research. 2019. Volume 11. No. 3. pp. 143-154.
3. The concept of specialized psychological and pedagogical classes. - M., 2021. - UPL: https://soiro64.ru/wp-con-tent/uploads/2022/01/koncepcija-profilnyh-psihologo-pedagogicheskih-klassov.pdf
4. Kuptsova S.A. Psychological and pedagogical classes as a means of forming a unified educational space // KANT. - 2021, No. 3. - With. 240-243.
5. Malygin A.A., Mikhailov A.A. Teacher training at a classical university: professional and social mobility // Scientific search: personality, education, culture. 2023. No. 1. pp. 3-10.
6. Malygin A.A. Assessing learning outcomes based on educational measurements: textbook. allowance / A.A. Malygin, E.A. Solovyova. - Ivanovo: Ivan. state univ., 2023. - 200 p.
7. Mikhailov A.A. Development of professional creativity of a future teacher in the sociocultural environment of the university / A.A. Mikhailov, O.N. Ryabova // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2012. No. 84. P. 962-972.
8. Mikhailov A.A. Innovations in the practice of modern universities as the main component of increasing the efficiency of their work / A.A. Mikhailov, T.A. Zhilkina, N.V.O. Keremli, N.G. Sush-ko, A.I. Baksheev //Modern pedagogical education. 2023. No. 6. P. 283-286.
9. Fundamentals of pedagogy and psychology: grades 10-11: textbook: in 2 parts. / V.S. Basyuk, E. Yu. Breil, E.I. Kazakova [and others]. - Part 1. - M.: Education, 2023. - 239 p.
10. Shamigulova O. A., Vasilina D.S., Musifullin S.R. Organization of psychological and pedagogical classes as a resource for personal development and early profiling of students // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2022. - No. 6 (June). - P. 58-71. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221044. htm.