Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА КАК МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА КАК МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА / ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЗАДАЧИ ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА / МОДЕЛЬ ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА / НАПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брель Елена Юрьевна, Минюрова Светлана Алигарьевна, Белоусова Наталья Сагидулловна

В работе представлена модель школьно-университетского партнерства как механизм обеспечения непрерывности педагогического образования. Проекты «Педагогическая интернатура» и «Психолого-педагогические классы» представлены в статье как новые механизмы реализации мероприятий Национального проекта «Образование». Авторами обозначены модели реализации деятельности психолого-педагогических классов в Свердловской области и новые формы школьно-университетского партнерства при сопровождении ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» деятельности психолого-педагогических классов. Университетское сопровождение осуществляется по четырем направлениям: научно-методическая поддержка, конкурсно-олимпиадное движение, профориентационная работа и образовательные мероприятия. Представлены три направления реализации программы педагогической интернатуры: знакомство с лучшими образовательными и социокультурными практиками, модульную программу развития компетенций и индивидуальную работу обучающихся педагогического вуза с наставниками. Трудоустройство выпускников педагогической интернатуры в образовательные организации определено как ключевой показатель эффективности проекта. Школьно-университетское партнерство рассматривается как одно из необходимых условий для обеспечения: непрерывности формирования профессиональных компетенций у обучающихся педагогического вуза; качества допрофессиональной подготовки обучающихся школ, которая включает готовность к осознанному профессиональному самоопределению в педагогической профессии. Определен спектр эффектов от реализации школьно-университетского партнерства: построение многоаспектных направлений профессионального сотрудничества между педагогами и обучающимися разных организаций, привлечение педагогических работников - носителей лучших практик, признанных в профессиональном сообществе, - к сопровождению обучающихся педагогического вуза и психолого-педагогических классов, в частности путем применения наставнических практик, повышение престижа профессиональной деятельности учителя. Сформулированы базовые положения, раскрывающие содержательные, организационно-деятельностные, коммуникационные и технологические аспекты реализации школьно-университетского партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брель Елена Юрьевна, Минюрова Светлана Алигарьевна, Белоусова Наталья Сагидулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES AND PEDAGOGICAL INTERNSHIP AS MECHANISMS OF REALIZATION OF SCHOOLUNIVERSITY PARTNERSHIP

This research describes a model of school-university partnership as a mechanism to ensure a continuity of pedagogical education. The projects «Pedagogical internship» and «Psychological and pedagogical classes» are offered in the research as new mechanisms for implementing the activities of the national project «Education».The authors outline the models for implementing «Psychological and pedagogical classes» in the Sverdlovsk Region, new forms of school-university partnership in the activities of psychological and pedagogical classes with the support of Ural State Pedagogical University. University support is carried out in four areas: scienti c and methodological support, competitive and Olympiad movement, career guidance, and educational activities.The authors present three areas of implementing a teacher internship program: introduction to the best educational and socio-cultural practices, a modular program of competence development, and individual work of teacher trainees with mentors. The employment of teacher internship graduates in educational organizations is identi ed as a key indicator of the project’s e ectiveness.School-university partnership is a necessary condition to ensure the continuity in the formation of professional competencies of students attending pedagogical universities and the quality of pre-professional training of school students, which includes the readiness for conscious professional self-determination in the teaching profession.The authors identi ed a range of e ects from the implementation of school-university partnership: building multidimensional areas of professional cooperation between teachers and students of di erent organizations, attracting teaching sta (carriers of best practices, recognized in the professional community) to support students of the teacher training university and psychological and pedagogical classes, including through the use of mentoring practices, and increasing the prestige of professional activity of a teacher.The authors also formulate basic provisions that reveal the substantive, organizational and activity, and communication and technological aspects of the implementation of the school-university partnership.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА КАК МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 2 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 2

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Е.Ю. БРЕЛЬ, С.А. МИНЮРОВА, Н.С. БЕЛОУСОВА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА КАК МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНО-УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА

(ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»; ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»;

e-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]) doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-2-55-72

В работе представлена модель школьно-университетского партнерства как механизм обеспечения непрерывности педагогического образования. Проекты «Педагогическая интернатура» и «Психолого-педагогические классы» представлены в статье как новые механизмы реализации мероприятий Национального проекта «Образование».

Авторами обозначены модели реализации деятельности психолого-педагогических классов в Свердловской области и новые формы школьно-университетского партнерства при сопровождении ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» деятельности психолого-педагогических классов. Университетское сопровождение осуществляется по четырем направлениям: научно-методическая поддержка, конкурсно-олимпиадное движение, профориентационная работа и образовательные мероприятия.

Представлены три направления реализации программы педагогической интернатуры: знакомство с лучшими образовательными и социокультурными практиками, модульную программу развития компетенций и индивидуальную работу обучающихся педагогического вуза с наставниками. Трудоустройство выпускников педагогической интернатуры в образовательные организации определено как ключевой показатель эффективности проекта.

Школьно-университетское партнерство рассматривается как одно из необходимых условий для обеспечения: непрерывности формирования про-

фессиональных компетенций у обучающихся педагогического вуза; качества допрофессиональной подготовки обучающихся школ, которая включает готовность к осознанному профессиональному самоопределению в педагогической профессии.

Определен спектр эффектов от реализации школьно-университетского партнерства: построение многоаспектных направлений профессионального сотрудничества между педагогами и обучающимися разных организаций, привлечение педагогических работников — носителей лучших практик, признанных в профессиональном сообществе, — к сопровождению обучающихся педагогического вуза и психолого-педагогических классов, в частности путем применения наставнических практик, повышение престижа профессиональной деятельности учителя.

Сформулированы базовые положения, раскрывающие содержательные, организационно-деятельностные, коммуникационные и технологические аспекты реализации школьно-университетского партнерства.

Ключевые слова: психолого-педагогические классы; педагогическая интернатура; школьно-университетское партнерство; профессиональные компетенции будущего педагога; профессиональное самоопределение; задачи школьно-университетского партнерства; модель школьно-университетского партнерства; направления сопровождения психолого-педагогических классов.

Введение

Удовлетворение потребностей в педагогических кадрах, соответствующих реалиям и вызовам современного времени, предполагает методологическое обоснование, поиск ресурсов для обеспечения непрерывного педагогического образования через организацию школьно-университетского партнерства.

В представленной статье описан проект, цель которого — создание модели научно-образовательного кластера на основе школьно-университетского партнерства. Представленная модель позволяет непрерывно формировать профессиональные компетенции у обучающихся педагогического вуза и готовность обучающихся в школах к осознанному профессиональному самоопределению в человекоцентрированных профессиях. Поставленные задачи соответствуют национальным целям развития страны, актуальному контексту развития общего образования, связанного с необходимостью вхождения Российской Федерации в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования. Модель школьно-университетского партнерства, реализуемая через непрерывное педагогическое образование,

направлена на работу с обучающимися в педагогических вузах, а также с обучающимися в школах, еще только обдумывающими возможность вхождения в педагогическую деятельность.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (далее — УрГПУ), в соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, определен как региональный оператор мероприятий по созданию психолого-педагогических классов Свердловской области. УрГПУ с 2023 года является федеральной инновационной площадкой, реализующей проект «Педагогичная интернатура: пространство непрерывного профессионального становления учителя» [1].

Основные задачи школьно-университетского партнерства решаются путем реализации следующих проектов:

- формирование научно-образовательного кластера, включающего педагогический вуз, организации общего и дополнительного образования, а также региональную и муниципальную методические службы;

- разработка механизмов и принципов паритетного взаимодействия педагогического вуза и школ, обеспечивающих интеграцию их ресурсов на основе школьно-университетского партнерства;

- внедрение различных стратегий реализации непрерывного педагогического образования;

- разработка рабочих образовательных программ дисциплин (модулей, практик) для совершенствования профессиональных компетенций обучающихся в условиях школьно-университетского партнерства на основе анализа профессиональных дефицитов выпускников педагогического вуза;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных дефицитов и интересов обучающихся педагогического вуза;

- привлечение педагогических работников школ — носителей лучших профессиональных практик — к сопровождению обучающихся педагогического вуза в рамках практической подготовки и к сопровождению обучающихся психолого-педагогических классов, в частности через внедрение наставнических практик;

- реализация идеи развития личностного потенциала, направленной на формирование у будущих педагогов интереса к предстоящей профессиональной деятельности, осознанного выбора будущей профессии, освоение культуры педагогического труда;

- апробация и внедрение инновационных форм деятельности, признанных в профессиональном сообществе.

Методология

Материалы статьи подготовлены на основе использования следующих методов: теоретический и структурный анализ, метод экспертных оценок, изучение регионального опыта (анализ методических материалов).

Насыщение программ психолого-педагогической направленности обеспечивающих качественную подготовку будущих педагогов прак-тикоориентированными мероприятиями, в основе которых заложены принципы школьно-университетского партнерства, становится первоочередной задачей. Вхождение будущих педагогов в педагогическую профессию наиболее эффективно в условиях школ, где педагоги-наставники демонстрируют модели лучших педагогических технологий и практик, что, в свою очередь, является основой для накопления опыта решений педагогических кейсов и ситуационных задач, в которых представлены все субъекты образовательных отношений. Школа в этом случае становится основным источником, обеспечивающим наполнение содержания профессионально-ориентированных программ подготовки будущих учителей [2].

Проекты «Психолого-педагогические классы» и «Педагогическая интернатура» являются новым механизмом воплощения национального проекта «Образование», который обеспечивает возможности профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной деятельности педагогических работников.

Порядок реализации школьно-университетского партнерства нормативно закреплен Федеральным законом от 02.12.2019 Ж03-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нормативном акте установлено, что практическая подготовка может быть организована непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность (в том числе в её структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки), а также в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (в том числе в её структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки), на основании договора между указанными организациями.

Принятие закона о «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» открывает большие возможности для участников проекта «Педагогическая интернатура» и предполагает вхождение в профессию еще на этапе обучения в педагогическом вузе, что обеспечивает реализацию ключевых принципов школьно-университетского партнерства.

В связи с этим актуальность приобретают исследования отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих теоретические основы непрерывного педагогического образования [3], анализирующих особенности профессиональной подготовки учителя в высших учебных заведениях [4], представляющих современные профессионально-ориентированные образовательные технологии [5].

Для всех регионов Российской Федерации устранение дефицита педагогических кадров и подготовка качественных педагогических кадров — значимые направления деятельности. Решению этих задач способствует фокусировка на следующих аспектах:

1. Привлечение в педагогические вузы абитуриентов, сделавших осознанный выбор будущей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает качественную предпрофессиональную подготовку школьников, в частности через создание сети психолого-педагогических классов во всех регионах РФ.

2. Обеспечение единой подготовки педагогических кадров с учетом форм и уровней образования.

3. Обеспечение качественного педагогического образования, интегрирующего лучшие образцы отечественного образования и прогрессивные мировые практики.

4. Создание условий для академической мобильности между педагогами и обучающимися образовательных учреждений разных регионов Российской Федерации.

5. Привлечение лучших педагогических работников, как носителей передовых профессиональных практик, к сопровождению обучающихся психолого-педагогических классов и педагогического вуза, в частности путем применения опыта наставничества.

6. Формирование позитивного общественного имиджа системы образования, повышение роли педагогического труда.

Исторический экскурс показывает, что идеи организации и методического сопровождения педагогических классов, вопросы формирования мотивации обучающихся школ на педагогическую профессию рассматривали в своих работах Г.А. Воронина [6], В.И. Ревякина [7]; концепция педагогической интернатуры обоснована в трудах Е.Н. Геворкян, А.И. Савенков, И.В. Егоров и др. [5; 8]. Обобщая работы педагогов, психологов, методологов, философов образования, можно говорить о том, что сегодня четко определен круг задач, стоящих перед профессиональным сообществом для обеспечения непрерывности педагогического образования.

Результаты

Психолого-педагогические классы — это комплексная программа, направленная на формирование готовности обучающихся школ к профессиональному самоопределению в мире человекоцентрированных профессий; формирование ценностно-смысловых ориентиров, социальной компетентности у молодого поколения, способного проявлять лидерские качества в преобразовании окружающего мира [9].

В 2016-2017 учебном году профессорско-преподавательским составом УрГПУ по инициативе Министерства общего и профессионального образования Свердловской области была разработана концептуальная основа проекта «Педагогические классы». В 2023 году в Свердловской области открыто 112 психолого-педагогических класса в 25 муниципалитетах.

Осознание необходимости приведения в соответствие содержания и технологий педагогической подготовки с обновленными федеральными стандартами общего образования стало основанием для разработки и апробации инновационного проекта «Педагогическая интернатура», который реализует УрГПУ. Реализация проекта «Педагогическая интернатура» обусловлена необходимостью устранения несоответствий между:

- содержанием практической деятельности педагога в школе и предметом научно-исследовательской деятельности студента;

- необходимостью практической отработки усвоенных школьных знаний и сокращением часов на практическую подготовку бакалавров (общее сокращение часов в условиях двухуровнего образования);

- востребованностью педагогических кадров и их дефицитом;

- низкой мотивацией выпускников к работе в сфере образования и высокими требованиями к качеству образования [9; 10].

Проект «Педагогическая интернатура» является новым механизмом реализации мероприятий Национального проекта «Образование». Он обеспечивает создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, а также внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50%учите-лей общеобразовательных организаций. Реализация проекта выступает драйвером модернизации профессионального образования, в частности посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также создает условия для развития наставничества.

Обсуждение

В Свердловской области представлены следующие модели реализации и сопровождения деятельности психолого-педагогических классов:

1. Модель ресурсного центра, когда психолого-педагогический класс создаётся на базе образовательной организации или центра дополнительного образования. Данная модель реализуется в муниципалитетах, где небольшая численность населения. Для реализации деятельности психолого-педагогических классов, прежде всего, используются возможности и потенциал данной образовательной организации.

2. Модель внутришкольной профилизации предполагает, что психолого-педагогический класс создаётся на базе образовательной организации, где обучаются ученики только данной школы [9; 10].

В рамках предложенных моделей педагогическим вузом разработаны предметы и курсы, по которым предлагается обучение. Инвариантная часть подготовки включает следующие дисциплины: «Введение в профессиональную деятельность», «Информационная культура педагога», «Я — лидер: стратегии успеха», «Основы межкультурной коммуникации».

Вариативная часть разрабатывается образовательной организацией с учетом имеющихся ресурсов, профиля образования.

Предметы вариативного модуля направлены на знакомство обучающихся психолого-педагогических классов с социокультурным образовательным пространством, развитие мягких навыков, личностного потенциала, профессиональную ориентацию на профессию педагога.

Предметы психолого-педагогической направленности, предложенные вузом, могут реализовываться с учетом особенностей образовательной организации. Например, в классах, где обучаются дети многих национальностей, предмет «Основы межкультурной коммуникации» может включать изучение межкультурных особенностей, национальных традиций. В школах с углубленным изучением иностранного языка акцент будет сделан на изучение лингвистических основ языка.

Важно, что сегодня психолого-педагогическая подготовка в старших классах обеспечена новым учебным пособием «Основы педагогики и психологии», в основе которого лежит идея развития личностного потенциала школьника [13]. Учебное пособие построено по модульному принципу и включает цифровое дополнение (цикл видеолекций и тесты для самопроверки).

В психолого-педагогических классах, которые работают при сопровождении УрГПУ, представлено четыре направления работы [9; 12]:

1. Научно-методическое сопровождение деятельности психолого-педагогических классов. Оно предполагает проведение для школьных педагогических команд курсов повышения квалификации, консультаций по вопросам реализации содержания деятельности классов психолого-педагогической направленности. Для эффективного планирования и построения образовательной деятельности предусмотрена организация стратегических сессий с активным включением всех субъектов (администрации школы, педагогов, обучающихся психолого-педагогических классов и их родителей).

2. Организация конкурсно-олимпиадного движения для обучающихся психолого-педагогических классов: проведение конкурсов эссе, проектов, олимпиад психолого-педагогической направленности. Кон-курсно-олимпиадное движение направлено не только на выявление победителей, но предполагает и создание развивающей культурно-образовательной среды.

3. Профориентационная работа с обучающимися психолого-педагогических классов, которая включает знакомство их с новыми современными образовательными локациями, новейшей инфраструктурой образовательной среды педагогического вуза. Профориентационная работа сопровождается обучающимися педагогического университета презентующими не только специфику образовательной деятельности в разных учебных подразделениях, но и особенности социальных практик, реализуемых в педагогическом вузе.

4. Реализация образовательных мероприятий для обучающихся психолого-педагогических классов преподавателями, студентами и социальными партнерами УрГПУ.

Социальными партнерами проекта выступают представители студенческого самоуправления, студенческого научного общества, совета молодых Ученых университета и Российское общество «Знание».

Обозначим новые формы работы по сопровождению деятельности психолого-педагогических классов в рамках школьно-университетского партнерства.

С 2023 года на площадке УрГПУ апробируется медиапроект «Учитель будущего вырастает в школе», который реализуется через газету университета «Народный учитель». Суть проекта — в ежемесячном подробном освещении одного выбранного редакцией педагогического дуэта. Корреспондент «Народного учителя» беседует с обучающимся психолого-педагогического класса или с молодым учителем и его наставником, задает вопросы о том, в какой наставнической помощи и поддержке нуждаются начинающие учителя, какую помощь они получают, какие проблемы решают, какие трудности испытывают. Главное в этом проекте — «двойная

оптика» при анализе наставнической модели, а ожидаемый эффект — улучшение взаимопонимания между участниками дуэтов и популяризация успешного педагогического опыта.

Новой формой работы является и организация онлайн-школы для обучающихся психолого-педагогических классов. Занятия в онлайн-школе два раза в месяц проводят преподаватели педагогического вуза и студенты — участники проекта «Педагогическая интернатура» [9].

Сотрудничество между педагогическим университетом и образовательными организациями, где открыты психолого-педагогические классы, осуществляется на основе двухстороннего или трехстороннего соглашения о сотрудничестве. В первом случае соглашение заключается между образовательной организацией и педагогическим университетом. В другом случае — третьей стороной является Управление образованием г. Екатеринбурга. К соглашению прилагается дорожная карта реализации проекта, где определены его этапы, закреплены ответственные стороны.

Школьные команды, которым необходимо расширенное сопровождение деятельности психолого-педагогических классов со стороны УрГПУ, заключают с университетом договор на выполнение научно-исследовательских работ на тему «Научно-методическое сопровождение проекта «Психолого-педагогические классы». Данным школам присваивается статус экспериментальной площадки. Работа экспериментальной площадки предполагает разработку и апробацию инновационных форм и моделей организации образовательного процесса психолого-педагогических классов, исходя из профессиональных дефицитов и запросов школьных педагогических команд.

Важно, что в реализацию проекта активно вовлечены обучающиеся университета, выступающие в роли модераторов, тьютеров, спикеров, организаторов.

Проект «Психолого-педагогические классы» является социально-ориентированными: выпускники психолого-педагогических классов Свердловской области становятся абитуриентами других педагогических вузов и колледжей Российской Федерации.

Проект «Педагогическая интернатура», реализуемый в педагогическом университете, позволяет выстраивать новый формат деятельности по подготовке педагогических кадров и обеспечивать непрерывное становление профессиональных компетенций учителей в системе школьно-университетского партнёрства в рамках научно-образовательного кластера региона. Проект позволит получить новую практику реализации Распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. Ш273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского ро-

ста», распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 г. № 1688-р об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года, а также апробировать в реальных условиях региона порядок реализации школьно-университетского партнерства. В целом проект «Педагогическая интернатура» открывает большие возможности для участников: способствует более мягкой адаптации к профессиональной педагогической культуре, обеспечивает формирование профессиональной идентичности на этапе вхождения в профессию в период обучения в педагогическом вузе, что, в свою очередь, позволяет совершенствовать систему подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны.

Традиционно интернатура как одна из форм постдипломной стажировки выпускников применялась в медицинских вузах. В педагогических вузах апробированы две модели реализации интернатуры: последовательная и параллельная.

Последовательная модель рассматривается как последипломная специализация выпускников бакалавриата по одной из педагогических профессий, проводимая на базе образовательных организаций при сопровождении соответствующей кафедры вуза. Параллельная модель предполагает одновременное с вузовским обучением практическое погружение интернов в профессиональную деятельность в рамках углубленной практики по основной образовательной программе, либо в рамках дополнительного образования [14; 15].

УрГПУ разработана программа педагогической интернатуры, которая реализуется в рамках дополнительного образования. Программа включает три направления: знакомство с лучшими образовательными и социокультурными практиками; модульную программу развития компетенций; индивидуальную работу с наставниками. Направления определены и разработаны совместно с работодателями и направлены на формирование трудовых функций, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и отраслевой специфике образовательной среды [14; 16]. Содержание модулей программы разработано с учетом профессиональных дефицитов и интересов интернов.

В рамках первого направления интерны погружаются в образовательную среду школ, где представлены лучшие социальные, воспитательные и образовательные практики [17].

Программа развития компетенций обучающихся вуза разработана на основе анализа дефицитарных и а^апсе^компетенций. Лучшие педагоги образовательных организаций, молодые педагоги школ, профессорско-преподавательский состав УрГПУ демонстрируют модельные образовательные практики через образовательные интенсивы, форсайт-

сессии, используя совокупность методов горизонтального обучения, медиа и ^-технологии.

Вариативность представленных образовательных практик, анализ собственных показателей профессионального развития позволяет интернам выстроить индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальная работа с наставниками включает прохождение обучающимися практики в образовательных организациях Екатеринбурга под руководством наставников — преподавателей вуза.

Проект является практико-ориентированным, позволяет реализовать новые форматы коммуникации, обеспечивать социальное партнёрство через деятельностный подход. База педагогов-наставников формируется с участием органов управления образованием [17].

В качестве ключевых результатов реализации проекта «Педагогическая интернатура» следует отметить: социальные лифты для построения профессиональной карьеры; обеспечение единства образовательных и воспитательных составляющих; создание возможностей для личностной и профессиональной самореализации как обучающихся УрГПУ, так и педагогов базовых школ; развитие и совершенствование advanced-компетенций у наставников; мультипликативность и масштабирование лучших профессиональных практик базовой школы; закрепление в профессии молодых специалистов.

Интерны получают возможность системной реализации различных образовательных активностей с учетом собственных профессиональных интересов и актуальных проблем («Учитель и родитель: путь к диалогу», «Проблемы, задачи, аспекты профессионального развития молодого педагога», «Лайфхаки для начинающих педагогов», «Как выстроить коммуникацию с учениками», «Возможности и перспективы молодого педагога», «Час с экспертом»). На образовательных мероприятиях спикерами выступают руководители школ, педагоги, признанные в профессиональном сообществе.

Интерны принимают активное участие в реализации и наполнении содержанием проекта «Психолого-педагогические классы» (реализуя и разрабатывая содержание для образовательных интенсивов, мастер-классов, профориентационной работы).

Таким образом, педагогическая интернатура как инновационная форма практической подготовки студентов педагогического вуза, реализуемая с опорой на принципы школьно-университетского партнерства, способствует профессиональному становлению будущих педагогов, проектированию их личностно-профессионального развития [14; 18; 19]. Ключевым показателем эффективности проекта является трудоустройство выпускников интернатуры в образовательные организации-партнеры.

Заключение

Обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать ряд выводов. Новые практики непрерывной подготовки педагогических кадров через реализацию школьно-университетского партнерства позволяют выработать механизмы взаимодействия педагогического вуза и образовательных организаций общего образования, обеспечивающих интеграцию их ресурсов с учетом культурной трансформации современного мира и полисубъектности практик психолого-педагогических классов.

Психолого-педагогические классы являются одной из продуктивных форм осуществления профессиональной ориентации школьников на педагогическую профессию. Результативность проекта может быть достигнута через представленность вариативности моделей психолого-педагогических классов, ориентацию на индивидуализацию образовательного сопровождения педагогически ориентированной карьерной стратегии школьника.

Практико-ориентированный проект «Педагогическая интернатура» позволяет реализовать новые форматы социального партнёрства, выстроить социальные лифты для построения профессиональной карьеры, создает возможности для личностной и профессиональной самореализации как обучающихся педагогического вуза, так и педагогов школ, включенных в школьно-университетское партнерство.

Список литературы

1. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. — Москва: Академия Минпросвещения России. — 2021. — 392 с.

2. Марголис АЛ. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ. — 2019.

3. Артамонова Е.И. Модернизация образования: тенденции к подготовке педагогических кадров // Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной, Л.И. Архаровой. — Рязань: Издательство РГУ им. С.А. Есенина. — 2018. — С. 3-12.

4. Колесникова И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие / З.И. Васильева. — СПб. — 2009.

5. Минюрова С.А., БелоусоваН.С. Педагогическая интернатура в контексте профессионального становления учителя // VI Виртуальный Между-

народный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Часть IV., Казань. - 2020. - С. 296-301.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Воронина Г.А. Мотивационное программно-целевое обеспечение подготовки будущих учителей к социальному воспитанию школьников: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Барнаул. — 2002. — 23 с.

7. Ревякина В.И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности: на материале педагогических классов: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Барнаул. — 2002. — 41 с.

8. Геворкян Е.Н., Савенков А.И., Егоров И.В., Вачков С.Н. Интернатура как форма организации последипломной практики в системе высшего профессионального образования. — URL: http://www.km.ru/ referats/335013-internatura-kak-forma-organizatsii-poslediplomnoi-praktiki-v-sisteme-vysshego-professionalnog (дата обращения: 01.05.2023). — Режим доступа: Первый мультипортал KM.RU. — Текст: электронный.

9. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: опыт и традиции: Опыт и традиции: коллективная монография / под научн. ред. Байбородовой Л.В., Ходырева А.М., Чернявской А.П. — Ярославль: РИО ЯГПУ. — 2021-339 с.

10. Минюрова С.А. Психолого-педагогические классы как условие ранней профориентации школьников// Международная научно-практическая конференция: материалы конференции. Санкт-Петербург. — 2021. — С. 82-87.

11. Организационно-методическое сопровождение проекта «Педагогические классы»: учебно-методическое пособие / С. А. Минюрова, Н. М. Паэгле, Н. С. Белоусова [и др.]; Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург: [б.и.]. — 2020. — 220 с.

12. Брель Е.Ю., Смышляева Л.Г. Концептуально-технологическое обновление практики психолого-педагогических классов// Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. — М.: Изд-во Моск. ун-та (М.). — № 3. — С. 95-110.

13. Основы педагогики и психологии. 10-11 классы: учебное пособие: в 2 частях / Басюк В.С., Казакова Е.И., Брель Е.Ю. и др. — М.: Просвещение. — 2023.

14. Минюрова С.А., Белоусова Н.С. Педагогическая интернатура в контексте профессионального становления учителя // VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Часть IV., Казань. —2020. — С. 296-301.

15. Минюрова С.А., Леоненко Н.О. Педагогическая интернатура как форма школьно-университетского партнерства//Х11 Международная научно-практическая конференция «Психология личностно- профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательство «Перо». — 2016. — 355 с. С.237-241.

16. Минюрова С.А., Леоненко Н.О., Багичева Н.В., Бывшева М.В. Педагогическая интернатура как практико-ориентированная программа целевой подготовки педагогов // Вестник Мининского университета. — 2017. — № 2.

17. Отчет о результатах ежегодного самообследования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». — URL: https://uspu.ru/sveden/files/2021_Otchet_o_rezulytatax_samoobsledovaniya_ UrGPU.pdf. (дата обращения: 05.08.2019). — Режим доступа: сайт ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». — Текст: электронный.

18. Фуряева Т.В. Интернатура как альтернативная форма практического обучения бакалавров социальной сферы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 7. — С. 105-109.

19. Белоусова Н.С. Воспитательный потенциал педагогического класса // Международный научно-образовательный форум. Часть 1 / Уральский государственный педагогический университет; главный редактор Б.М. Игошев. — Екатеринбург. — 2021. — С. 58-61

Сведения об авторах

Брель Елена Юрьевна — доктор психологических наук, профессор РАО, профессор факультета педагогического образования ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0002-7737-8058. E-mail: [email protected]

Минюрова Светлана Алигарьевна — доктор психологических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, Россия. ORCID ID: 0000-0003-3852-0434. E-mail: [email protected]

Белоусова Наталья Сагидулловна — кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, Россия. ORCID ID: 0009-0004-8416-165Х. E-mail: [email protected]

Psychological and Pedagogical Classes

and Pedagogical Internship as Mechanisms of Realization of school-

university partnership

E.YU. BREL', S.A. MlNIUROVA, N.S. BELOUSOVA

This research describes a model of school-university partnership as a mechanism to ensure a continuity of pedagogical education. The projects «Pedagogical internship» and «Psychological and pedagogical classes» are offered in the research as new mechanisms for implementing the activities of the national project «Education».

The authors outline the models for implementing «Psychological and pedagogical classes» in the Sverdlovsk Region, new forms of school-university partnership in the activities of psychological and pedagogical classes with the support of Ural State Pedagogical University. University support is carried out in four areas: scientific and methodological support, competitive and Olympiad movement, career guidance, and educational activities.

The authors present three areas of implementing a teacher internship program: introduction to the best educational and socio-cultural practices, a modular program of competence development, and individual work of teacher trainees with mentors. The employment of teacher internship graduates in educational organizations is identified as a key indicator of the project's effectiveness.

School-university partnership is a necessary condition to ensure the continuity in the formation of professional competencies of students attending pedagogical universities and the quality of pre-professional training of school students, which includes the readiness for conscious professional self-determination in the teaching profession.

The authors identified a range of effects from the implementation of school-university partnership: building multidimensional areas of professional cooperation between teachers and students of different organizations, attracting teaching staff (carriers of best practices, recognized in the professional community) to support students of the teacher training university and psychological and pedagogical classes, including through the use of mentoring practices, and increasing the prestige of professional activity of a teacher.

The authors also formulate basic provisions that reveal the substantive, organizational and activity, and communication and technological aspects of the implementation of the school-university partnership.

Keywords: psychological and pedagogical classes; pedagogical internship; school-university partnership; professional competencies of a future teacher; professional self-determination; tasks of school-university partnership; model of school-university partnership; directions for supporting psychological and pedagogical classes.

References

1. Organizatsiya deyatel'nosti psikhologo-pedagogicheskikh klassov: uchebno-metodicheskoe posobie. — Moskva: Akademiya Minprosveshcheniya Ros-sii. — 2021. — 392 s.

2. Margolis A.A. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii. — M.: FGBOU VO MGPPU. — 2019.

3. Artamonova E.I. Modernizatsiya obrazovaniya: tendentsii k podgotovke pedagogicheskikh kadrov // Modernizatsiya obrazovaniya: nauchnye dostizheniya, otechestvennyi i zarubezhnyi opyt / Pod red. L.A. Baikovoi, N.V. Martishinoi, L.I. Arkharovoi. — Ryazan': Izdatel'stvo RGU im. S.A. Esenina. — 2018. — S. 3-12.

4. Kolesnikova I.A. Teoriya i praktika modul'nogo preobrazovaniya vospitatel'noi sredy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: Uchebno-metodiches-koe posobie / Z.I. Vasil'eva. — SPb. — 2009.

5. Minyurova S.A., Belousova N.S. Pedagogicheskaya internatura v kontekste professional'nogo stanovleniya uchitelya // VI Virtual'nyi Mezhdunarodnyi forum po pedagogicheskomu obrazovaniyu: sbornik nauchnykh trudov. Chast' IV., Kazan'. — 2020. — S. 296-301.

6. Voronina G.A. Motivatsionnoe programmno-tselevoe obespechenie pod-gotovki budushchikh uchitelei k sotsial'nomu vospitaniyu shkol'nikov: special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Barnaul. — 2002. — 23 s.

7. Revyakina V.I. Teoriya i praktika doprofessional'noi podgotovki starshek-lassnikov k pedagogicheskoi deyatel'nosti: na materiale pedagogicheskikh klassov: special'nost' 13.00.01 «Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogi-ki i obrazovaniya»: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. — Barnaul. — 2002.— 41 s.

8. Gevorkyan E.N., Savenkov A.I., Egorov I. V., Vachkov S.N. Internatura kak forma organizatsii poslediplomnoi praktiki v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. — URL: http://www.km.ru/referats/335013-internatura-kak-forma-organizatsii-poslediplomnoi-praktiki-v-sisteme-vysshego-pro-fessionalnog (data obrashcheniya: 01.05.2023). — Rezhim dostupa: Pervyi mul'tiportal KM.RU. — Tekst: elektronnyi.

9. Doprofessional'naya pedagogicheskaya podgotovka shkol'nikov: opyt i trad-itsii: Opyt i traditsii: kollektivnaya monografiya / pod nauchn. red. Baiboro-dovoi L.V., Khodyreva A.M., Chernyavskoi A.P. — Yaroslavl': RIO YaGPU. — 2021-339 s.

10. Minyurova S.A. Psikhologo-pedagogicheskie klassy kak uslovie rannei proforientatsii shkol'nikov// Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: materialy konferentsii. Sankt-Peterburg. — 2021. — S. 82-87.

11. Organizatsionno-metodicheskoe soprovozhdenie proekta «Pedagogicheskie klassy»: uchebno-metodicheskoe posobie / S. A. Minyurova, N. M. Paegle, N. S. Belousova [i dr.]; Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii univer-sitet. - Ekaterinburg: [b.i.]. - 2020. - 220 s.

12. Brel'E.Yu., Smyshlyaeva L.G. Kontseptual'no-tekhnologicheskoe obnovlenie praktiki psikhologo-pedagogicheskikh klassov// Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. — M.: Izd-vo Mosk. un-ta (M.). — № 3. — S. 95-110.

13. Osnovy pedagogiki i psikhologii. 10-11 klassy: uchebnoe posobie: v 2 chastyakh / Basyuk V.S., Kazakova E.I., Brel' E.Yu. i dr. — M.: Prosveshchenie. — 2023.

14. Minyurova S.A., Belousova N.S. Pedagogicheskaya internatura v kontekste professional'nogo stanovleniya uchitelya // VI Virtual'nyi Mezhdunarodnyi forum po pedagogicheskomu obrazovaniyu: sbornik nauchnykh trudov. Chast' IV., Kazan'.—2020. — S. 296-301.

15. Minyurova S.A., Leonenko N.O. Pedagogicheskaya internatura kak forma shkol'no-universitetskogo partnerstva//XII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Psikhologiya lichnostno- professional'nogo razvitiya: sovremennye vyzovy i riski» / Pod red. L.M. Mitinoi. — M.: Izdatel'stvo «Pero». — 2016. — 355 s. S. 237-241.

16. Minyurova S.A., Leonenko N.O., BagichevaN.V., ByvshevaM.V. Pedagogicheskaya internatura kak praktiko-orientirovannaya programma tselevoi podgo-tovki pedagogov // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2017. — № 2.

17. Otchet o rezul'tatakh ezhegodnogo samoobsledovaniya FGBOU VO «Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet». — URL: https: // uspu.ru/sveden/files/2021_Otchet_o_rezulytatax_samoobsledovaniya_ UrGPU.pdf. (data obrashcheniya: 05.08.2019). — Rezhim dostupa: sait FGBOU VO «Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet». — Tekst: elektronnyi.

18. Furyaeva T.V. Internatura kak al'ternativnaya forma prakticheskogo obu-cheniya bakalavrov sotsial'noi sfery// // Mezhdunarodnyi zhurnal priklad-nykh i fundamental'nykh issledovanii. — 2014. — № 7. — S. 105-109.

19. Belousova N.S. Vospitatel'nyi potentsial pedagogicheskogo klassa // Mezhdunarodnyi nauchno-obrazovatel'nyi forum. Chast' 1 / Ural'skii gosudarst-vennyi pedagogicheskii universitet; glavnyi redaktor B.M. Igoshev. — Ekaterinburg. — 2021. — S. 58-61

About the Authors

Brel Elena Yu. — Professor of the Faculty of Educational Studies of Lomono-

sov Moscow State University, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Rus-

sian Academy of Education, Moscow, Russia. ORCID ID: 0000-0002-7737-8058. E-mail: [email protected]

Miniurova Svetlana A. — Doctor of Psychological Science, Professor, Rector of Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia. ORCID ID: 00000003-3852-0434. E-mail: [email protected]

Belousova Natal'ya S. — Candidate of Psychological Science, Assistant Professor, Deputy Director of the Center of Continuous Development of Professional Mastering of Pedagogical Staff, Yekaterinburg, Russia. ORCID ID: 0009-0004-8416-165X. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.