Результаты экспериментального исследования системы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов
Керемли Ниджат Вахид оглы,
преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики, Шуйский филиал Ивановский государственный университет E-mail: [email protected]
В отечественной системе образования одной из должностей, участвующей в организации сопровождения образовательного процесса, является должность педагога-психолога, подготовка которых осуществляется в рамках направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Педагог-психолог») во многих вузах страны (как педагогических вузах, так и в классических университетах). Продуктивность профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогов-психологов во многом определяется тем, на каком сформирована их профессиональная компетентность. В статье представлены результаты экспериментального исследования системы формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов в процессе организации педагогического сопровождения вхождения их в профессиональную деятельность. Дано авторское видение данного понятия, его структура, в качестве примера представлена характеристика уровней сформированности одного из компонентов профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов -операционально-деятельностного. Представлена динамика развития компонентов профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов для экспериментальных групп. Отмечается рост уровней компонентов профессиональной компетентности с первого курса до окончания обучения. Описана методика расчета итогового уровня сформированности профессиональной компетентности у бакалавров - будущих педагогов-психологов на основе методов комбинаторики. Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, были обработаны при помощи метода математической статистики -критерия Пирсона «хи-квадрат» (х2), использование которого дало статистически верный результат.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, уровень сформированности, педагоги-психологи.
Во многих вузах Российской Федерации осуществляется подготовка будущих педагогов-психологов, от профессионализма которых во многом зависит результативность образовательного процесса в школах, детских садах и иных образовательных организация. При этом актуальной остается проблема формирования у будущих бакалавров педагогов-психологов профессиональной компетентности, в том числе в процессе осуществления педагогического сопровождения вхождения в профессиональную деятельность будущих бакалавров педагогов-психологов. В данной статье мы представим результаты формирования профессиональной компетенции у будущих бакалавров педагогов-психологов.
Исследованию данного вопроса посвящены работы Е.А. Александровой, Е.В. Барышниковой, Е.И. Казаковой, Л.М. Митиной, В.А. Петровского, М.М. Поташника, Г.Н. Серикова, Д.С. Ткач, Е.М. Фешенко, Л.К. Фортовой и др. [1,2,3,4].
Основываясь на имеющихся определениях, требованиях ФГОС ВО направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Педагог-психолог»), анализ собственного практического опыта дадим определение профессиональной компетентности будущего бакалавра педагога-психолога. В нашем понимании профессиональная компетентность будущего бакалавра педагога-психолога представляет собой интегративную характеристику личностного образования педагога-психолога, содержание и структура которого состоят из осознанного позитивного отношения к выбранной профессии, успешной интеграции в профессиональную деятельность, овладения всеми профессиональными компетенциями в сфере взаимодействия с подопечными разных возрастов и здоровья, сформированности у педагога-психолога устойчивого интереса к инновациям в профессиональной деятельности, направленными на формирование и развитие личности подопечных, их самореализации и успешного вхождения в социокультурную жизнь общества. Профессиональная компетентность включает следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный и операционально-деятельностный.
Формирование профессиональной компетентности будущего бакалавра педагога-психолога осуществлялось нами в ходе специально организованного педагогического эксперимента, который был реализован в период с 2016 по 2022 год. Целью педагогического эксперимента была проверка продуктивности модели педагогического
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
сопровождения вхождения в профессиональную деятельность будущих бакалавров педагогов-психологов в условиях интеграции образовательной и дополнительной внеучебной деятельности в процессе их профессиональной подготовки. Достижение данной цели предполагало формирование у будущих бакалавров педагогов-психологов профессиональной компетенции, необходимой для успешного вхождения ими в профессиональную деятельность.
Экспериментальной базой исследования являлись Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Московский региональный социально-экономический институт (г. Видное), Шуйский детский дом-школа; «Молодежный информационный центр» г. Шуя; Шуйский центр социального обслуживания населения, Шуйская коррекционная школа-интернат. В эксперименте были задействованы 300 студентов - будущих педагогов-психологов, 20 вузовских педагогов. Будущие бакалавры педагоги-психологи были разделены на контрольные и экспериментальные группы, гомогенность которых была соблюдена. Студенты обучались как по очной, так и по заочной формам обучения.
Таблица 1. Характеристика уровней сформированности операционально-деятельностного компонента профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогов-психологов
Уровни сформированности показателей операционально-деятельностного компонента профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов
Низкий уровень (31-45 баллов) Необоснованно применяет коррекцион-ные программы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. Отсутствует желания личностно и профессионально развиваться. Не системно владеет психолого-педагогическими знаниями.
Средний уровень (46-80 баллов) Применяет прикладные методы и технологии в соответствии с поставленными целями и задачами. Проводит качественные консультации с учащимися, испытывающими трудности в обучении, поведении, адаптации и пр. Обладает средним уровнем логического мышления.
Высокий уровень (81-100 баллов) Владеет системными психолого-педагогическими знаниями. Владеет методами групповой и индивидуальной диагностики, интерпретирует полученные диагностические материалы. Анализирует условия и факторы в выявленных проблемах. Научно обосновывает подбор диагностических методик и коррекционных программ
уровень, 46-80 баллов - средний уровень, 81100 - высокий уровень. Учитывались результаты промежуточной аттестации, выполнение студентами творческих проектов, результаты самоанализа психолого-педагогической деятельности, тестов. С учетом этих данных по каждому из компонентов профессиональной компетентности были определены уровни сформированности показателей ценностно-мотивационного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогов-психологов. В качестве примера представим характеристики уровней сфор-мированности операционально-деятельностного компонента профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогов-психологов (таблица 1).
Формирование профессиональной компетентности, а, следовательно, каждого из ее компонентов - поэтапный и последовательный процесс, охватывающий весь период обучения студентов в вузе. Данный процесс охватывает как учебное, так и внеучебное время.
Представим динамику развития компонентов профессиональной компетентности студентов -будущих педагогов-психологов на протяжении обучения в университете(рисунок 1).
о с
U
см л
Уровни сформированности каждого из компонентов профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов определялись по числу набранных баллов (31-45 баллов - низкий
Рис. 1. Динамика развития компонентов профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов для экспериментальных групп (%)
Как видим из рисунка 1, к концу первого курса наиболее высокий уровень сформированности показывает ценностно-мотивационный компонент (80% студентов), а наименьший -операционально-деятельностный (60%). К концу обучения наблюдается рост всех компонентов, при этом операционально-деятельностный так же занимает меньшее значение (80%) по сравнению с ценностно-мотивационным (90%) и когнитивным (90%) компонентами.
Для определения итогового уровня профессиональной компетентности будущего бакалавра педагога-психолога нами использовалась методика, представленная в работе А.А. Михайлова [6]. В соответствии с данной метоликой, мы составили
-k (n + k -1) комбинаторную формулу Cn - ; , в кото-
(n -1)! k!
рой n=3 (три уровня профессиональной компе-
тентности будущего бакалавра педагога-психолога: низкий, средний, высокий), а к=3 - это количество компонентов профессиональной компетентности: ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный. Таким образом, нами получено, что итоговый уровень сформированности профессиональной компетентности у бакалавров - будущих педагогов-психологов включает в себя совокупность из десяти промежуточных уровней
5 = (3 + 3 -1! = = 120 = ю 3 (3 -1)!3! 2!3! 12
Отметим, что высокий уровень предполагает сформированность как всех трех компонентов на высоком уровне, так и двух или одного на высоком и одного или двух на среднем. Если один из компонентов сформирован на низком уровне, то итоговый уровень сформированности профессиональной готовности будущих бакалавров педагогов-психологов к профессиональной деятельности уже не может соответствовать высокому.
Нами было произведено распределение компонентов профессиональной компетентности по трём уровням: высокому, среднему и низкому (таблица 2).
Таблица 2. Результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогов-психологов
Уровень развития профессиональной компетентности 1 курс 2 курс 3 курс 4-5 курс
Высокий 10% 26% 47% 62%
Средний 36% 43% 47% 33%
Низкий 54% 31% 6% 5%
Из таблицы 2 следует, что высокий уровень профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов увеличился с 10% на первом курсе до 62% на выпускном курсе, а низкий уровень профессиональной компетентности уменьшился с 54% до 5% на выпускном курсе.
Данные, полученные нами в ходе педагогического эксперимента, были обработаны при помощи метода математической статистики - критерия Пирсона «хи-квадрат» (х2). При исследовании всех компонентов профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогов-психологов нами было установлено, что эмпирическое значение критерия х2 составило 8,86, а критическое значение на уровне значимости р=0,05 составляет 5,89. Это дает нам основания констатировать, что использование в нашем исследовании методики критерия Пирсона «хи-квадрат» даёт статистически значимый результат. Такой вывод можно сделать со статистической погрешностью не более 5%.
Таким образом, нами получены результаты, показывающие положительную динамику фор-
мирования у будущих бакалавров педагогов-психологов профессиональной компетенции в процессе реализации модели педагогического сопровождения вхождения ими в будущую профессиональную деятельность.
Литература
1. Александрова Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. 2014. № 9 (1442). С. 180-187.
2. Барышникова, Е.В. Профессиональная компетентность будущих педагогов-психологов: монография / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 239 с. ISBN 978-5-906908-33-9.
3. Заморская, Т.В. Психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях института повышения квалификации: специальность 19.00.07 - педагогическая психология: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. / Заморская Татьяна Викторовна. - Курск, 2003. - 22 с.
4. Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1. С. 36-46.
5. Малыгин А.А., Михайлов А.А. Подготовка педагога в классическом университете: профессиональная и социальная мобильность // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 1. С-3-10.
6. Михайлов, А.А. Методическая система подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») в условиях социального партнерства с организациями силовых ведомств: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Михайлов Алексей Александрович; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2019. - 46 с.
7. Михайлов, А.А. Методическая система подготовки бакалавров по профилю «Безопасность жизнедеятельности» в условиях партнерства с силовыми ведомствами / А.А. Михайлов // ОБЖ: Основы безопасности жизни. - 2020. -№ 2. - С. 27-39.
RESULTS OF THE EXPERIMENTAL STUDY OF THE SYSTEM FOR FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE PSYCHOLOGIST TEACHERS
Keremli N.V.
Shuya branch of Ivanovo State University
In the domestic education system, one of the positions involved in organizing the support of the educational process is the position of a teacher-psychologist, the training of which is carried out within the framework of direction 44.03.02 "Psychological and pedagogical education" (profile "Teacher-psychologist") in many universities of the country (as pedagogical universities, as well as in classical uni-
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о
m О
от
З
ы о со
versities). The productivity of professional training of future bachelors of pedagogical psychologists is largely determined by the basis on which their professional competence is formed. The article presents the results of an experimental study of the system of formation of professional competence in future teachers-psychologists in the process of organizing pedagogical support for their entry into professional activities. The author's vision of this concept, its structure is given, as an example, the characteristics of the levels of formation of one of the components of the professional competence of future pedagogues-psychologists - operational and activity are presented. The dynamics of the development of the components of professional competence of future educational psychologists for experimental groups is presented. There is an increase in the levels of components of professional competence from the first year to the end of training. The method of calculating the final level of formation of professional competence of bachelors - future teachers-psychologists based on the methods of combinatorics is described. The data obtained during the pedagogical experiment were processed using the method of mathematical statistics - Pearson's "chi-square" criterion (X2), the use of which gave a statistically correct result.
Keywords: professional competence, level of formation, educational psychologists.
Referenes
1. Aleksandrova E.A. Psychological and pedagogical support: individual trajectory of development // Public education. 2014. No. 9 (1442). pp. 180-187.
2. Baryshnikova E.V. Professional competence of future teachers-psychologists: monograph / E.V. Baryshnikov. - Chelyabinsk: Yuzh.-Ural Publishing House. state human.-ped. un-ta, 2017. -239 p. ISBN 978-5-906908-33-9.
3. Zamorskaya, T.V. Psychological and pedagogical features of improving the professional competence of teachers-psychologists in the conditions of the institute for advanced training: specialty 19.00.07 - pedagogical psychology: dissertation abstract for the degree of Cand. psychol. Sciences. / Zamorskaya Tatyana Vik-torovna. - Kursk, 2003. - 22 p.
4. Kazakova E.I. The process of psychological and pedagogical support // On the way to a new school. 2009. No. 1. S. 36-46.
5. Malygin A.A., Mikhailov A.A. Training of a teacher in a classical university: professional and social mobility // Scientific search: personality, education, culture. 2023. No. 1. C-3-10.
6. Mikhailov, A.A. Methodical system of training bachelors of the direction "Pedagogical education" (profile "Safety of life") in the conditions of social partnership with organizations of law enforcement agencies: abstract dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Mikhailov Alexey Aleksandrovich; [Place of protection: Nizhegorsk. state un-t im. N.I. Lobachevsky]. - Nizh-ny Novgorod, 2019. - 46 p.
7. Mikhailov, A.A. Methodical system for training bachelors in the field of "Life Safety" in partnership with law enforcement agencies / A.A. Mikhailov // OBZh: Fundamentals of life safety. -2020. - No. 2. - S. 27-39.
o ci u
CM
in