DOI 10.25588/CSPU.2019.13.27.016
УДК 378 ББК 74.489
А. Н. Богачев
ORCID № 0000-0002-3206-5963 Доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Введение. В статье проведен теоретический анализ состояния проблемы развития правовой компетенции студентов педвуза, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Определено понятие правовой компетенции психолога в образовании и его составляющие. Представлены направления реализации развития правовой компетенции. Предложены педагогические условия, способствующие целенаправленному развитию правовой компетенции студентов вуза.
Материалы и методы. Материалами явились научно-теоретические исследования проблемы развития правовой компетенции студентов педвузов. Методы исследования: анализ научной литературы по проблемам формирования профессиональной компетентности будущих психологов и развития | их правовой компетенции, профессиональной подготовки психологов к эф- | фективной деятельности в образовательных учреждениях;, ретроспективный; системный; понятийно-терминологический анализ; обобщение. и
Результаты и их обсуждение. Определена траектория развития пра- С вовой компетенции будущих психологов в вузе, ориентированная на развитие следующих компонентов: когнитивный — наличие системы знаний о нормативно-правовых аспектах деятельности психолога в образовании; мо-тивационно-ценностный — ориентация на ценности правовой культуры и мотивов правозащитной деятельности; рефлексивный — контроль и анализ
Р
а i
0
р
1 р
в в и
S и
So р
а
во
в
о
Й о
л и
и
д д
о
х
л о
г о
в в о
р
з о
в
а
н и
и
результатов и прогнозирование последствий своей деятельности. Предложены направления реализации траектории развития правовой компетенции студентов: содержательное (учебный план, образовательная программа), деятельностное (интерактивные формы и методы обучения), процессуальное (особенности организации обучения), а также педагогические условия развития правовой компетенции в педагогическом вузе.
Заключение. Представленные направления развития правовой компетенции опираются на возможности высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» и отражают содержательный, деятельностный и процессуальный компоненты.
Ключевые слова: психолого-педагогическое образование; правовая компетенция; педагогические условия, психолого-правовые кейсы, траектория развития правовой компетенции будущих психологов. Основные положения:
- определено понятие правовой компетенции психолога в образовании и его составляющие;
- предложены направления развития правовой компетенции: содержательное, деятельностное и процессуальное;
- предложены педагогические условия, обеспечивающие целенаправленное развитие правовой компетенции студентов педвузов.
1 Введение (Introduction) ванию правовой культуры населе-
В современных условиях рефор- ния и правового образования в Рос-мирования образовательной систе- сии, нередко многие педагоги и пси-мы актуализируется значение лич- хологи по-прежнему демонстрируют ности современного педагога, облада- недостаточный уровень развития ющего юридической грамотностью, правовой компетенции и гражданско-соблюдающего правовые нормы сис- правовой ответственности, что приво-темы образования и государства в дит к нарушениям или неполной ре-целом, ориентированного на защиту ализации личных прав субъектов об-
50 г-
| прав ребенка и человека. Несмотря на разования.
со
^ активную поддержку со стороны го- Профессиональная деятельность ^ сударства мероприятий по формиро- будущих психологов в образовании
ориентирована не только на оказание психологической помощи, но и на социально-правовую защиту субъектов образовательного процесса. Очевидно, что необходимым фактором профессионального становления будущего психолога в образовании является знание нормативно-правовых аспектов деятельности психолога, умение применять полученные знания на практике [1].
Обладая правовой компетенцией, психолог в образовании сможет отстаивать законные права участников образовательного процесса, вовремя предупредить правонарушения в отношении детей и подростков [2].
ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» указывает на необходимость развития правовой компетенции у будущих психологов. В соответствии с требованиями вышеуказанного стандарта выпускник педвуза должен быть готов решать множество разнообразных профессиональных задач, среди них: реализация прав ребенка на практике; следование профессионально-этическим нормам; правовая консультация и защита подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и ситу-
ации насилия, включая организацию взаимодействия социальных институтов и др. Вместе с тем анализ учебных планов и рабочих программ дисциплин по направлению подготовки бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.02, выявил недостаточное присутствие дисциплин нормативно-правового порядка: данные вопросы отражены как одна - две темы практических занятий в рамках дисциплин «Педагогика», «Психология семьи и семейного консультирования», а также в факультативах: «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса».
Очевидно, что психолог в образовании, не умеющий ориентироваться в нормативно-правовом поле своей профессиональной деятельности, не сможет эффективно решать такие практические задачи, как защита интересов участников образовательного процесса и собственных законных прав, что обусловило обращение к проблеме поиска траектории развития правовой компетенции психологов в образовании.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Для успешной реализации поставленной цели использовались сле-
р
а е
кто ор
I р
в в
и т и
So п
р
а
во в
о Ki
комп п
е т е н
-к
и
и
д
и
п
с
ол о
г о в в о р о в а н и и
«о У
а
го
3
дующие методы исследования: теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы; системный анализ послужил основой целостного рассмотрения проблемы.
3 Результаты и обсуждение (Results and discussion)
Деятельность психолога в образовании реализуется в различных образовательных учреждениях и ориентирована на широкий спектр участников образовательного процесса. Обращаясь к проблеме поиска траектории развития правовой компетенции психологов в образовании, прежде всего, необходимо определить понятие правовой компетенции.
В психолого-педагогической литературе понятие компетенции изучалось такими авторами, как Э. Ф. Зеер, И. А.Зимняя, В. Г. Зарубин, С. Спенсер и др. Несмотря на разнообразие подходов к определению понятия, многие авторы отмечают, что компетенция — это показатель внутренней готовности личности к решению той или иной профессиональной проблемы [3].
С. А. Юн-Хай, в исследованиях по формированию правовой компетенции выделяет критерии сформи-рованности правовых умений, которые включают в себя: объем правовых умений, операциональный состав умений, точность выполняемых действий, самостоятельность при выполнении заданий, гибкость (перенос в новые ситуации), комплексность, применение теоретических знаний на практике [4].
Анализ этих и других точек зрения, собственная преподавательская деятельность со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» позволили понимать под правовой компетенцией способность психолога применять систему правовых знаний, умение оперативно вычленить правовую проблему и ее содержание, проникнуть в ее суть, готовность конструктивно решать профессиональные задачи в целях защиты прав и интересов всех участников образовательного процесса.
Исследованием установлены структурные компоненты правовой компетенции психологов в образовании: когнитивный — наличие системы знаний о нормативно-правовых
аспектах деятельности психолога в образовании; мотивационно-цен-ностный — ориентация на ценности правовой культуры и мотивов правозащитной деятельности; рефлексивный — контроль и анализ результатов и прогнозирование последствий своей деятельности.
Опираясь на положения правового подхода (Н. М. Коркунов, Е. Н. Трубецкой, Ю. С. Гамбаров), ориентированного на формирование такого поведения гражданина страны, которое согласовано с нормами и ценностями общества, под траекторией развития правовой компетенции в условиях вуза мы пониманием упорядоченный путь реализации комплекса мероприятий нормативно-правовой направленности, которые возможно реализовать в условиях образовательного процесса вуза в процессе подготовки будущих психологов для системы образования [5].
Говоря о траектории развития правовой компетенции, можно выделить направления ее реализации: содержательное (учебный план, образовательная программа), деятельностное (интерактивные формы и методы обучения) и процессуальное (особенности организации обучения).
На наш взгляд, развитие правовой компетенции у будущих психологов должно осуществляться целенаправленно, с опорой на правовой подход, в течение всего периода обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, собственных изысканий, обобщения опыта профессиональной подготовки будущих педагогов в образовании, траектория, обеспечивающая целенаправленное развитие правовой компетенции студентов педвузов, возможна при реализации следующих педагогических условий:
- создание в вузе особой образовательной среды, ориентированной на нормативно-правовые ценности (уважение прав и свобод друг друга, культура общения, построенная на нормативно-правовой коммуникации между преподавателями и студентами, семьей и вузом);
- актуализация у студентов потребности в саморазвитии правовой компетенции на основе стимулирования их рефлексивной позиции;
- наполнение учебных планов и содержания дисциплин по направлению «Психолого-педагогическое об-
3
а
л §
3 I
3
№ 3
а §
№ О Й
5
а
е
е ж
-к
|
а
о §
О г О № № О
з
8 О № а ж
8
«о У
а
го
3
разование» дисциплинами по выбору с нормативно-правовой тематикой;
- использование системы специальных психолого-правовых кейсов, применяемых на дисциплинах психолого-педагогической направленности.
Ключевую роль в организации траектории развития правовой компетенции студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», мы отводим дисциплине по выбору «Нормативно-правовые и этические основы деятельности психолога в образовании», поскольку она позволяет синтезировать все вышеперечисленные условия в одном конкретном, но при этом, разноплановом теоретическом знании. Данная дисциплина направлена на развитие у будущих психологов правовой компетенции, развитие у них качеств (уверенность в себе, умение отстаивать свою точку зрения и защищать права участников образовательного процесса), способствующих профессиональному успеху. Внедрение дисциплины по выбору с нормативно-правовой тематикой позволит решить комплекс задач: рассмотреть нормативно-правовые теоретические осно-
новы деятельности психолога в образовании; сформировать у студентов умения и потребность в саморазвитии правовой компетенции; приобщить будущих психологов к нормативно-правовому взаимодействию с участниками образовательного процесса.
Анализ научно-педагогической литературы позволил определить содержательный, организационный и методический аспекты предлагаемой дисциплины по выбору: 1) различные аспекты деятельности психолога рассматриваются в данной дисциплине как целостное единство задач, содержания, форм и методов, подчиненное цели развития правовой компетенции; 2) в основе содержания дисциплины лежат современные исследования в области нормативно-правовой деятельности психолога в образовании; 3) теоретические занятия носят комплексный характер; 4) практические занятия носят контекстный характер, опираются на активные методы обучения и психолого-правовые кейсы [6].
Обращение к кейс-методу как эффективному способу развития правовой компетенции будущих психологов связано с тем, что он позволяет
заранее смоделировать, преобразовать и интегрировать знания, касающиеся правовых аспектов сопровождения участников образовательного процесса [7].
По окончании изучения дисциплины по выбору «Нормативно-правовые и этические основы деятельности психолога в образовании» студент должен овладеть базовыми понятиями теории (узнавать законы, регулирующие тот или иной случай в практике психолога, понимать сущность установленных законами понятий, интерпретировать термины), уметь применять нормативно-правовые основы законодательства сферы образования на практике.
Условиями успешной реализации дисциплины «Нормативно-правовые и этические основы деятельности психолога в образовании» являются: активное участие студентов в семинарах и практических занятиях; усвоение содержания дисциплины; оформление и защита творческого проекта по правовому образованию будущего психолога.
Предложенные педагогические условия полностью соответствуют траектории развития правовой ком-
петенции будущих психологов в образовании, поскольку отражают содержательный, деятельностный и процессуальный компоненты.
4 Заключение (Conclusion)
Таким образом, изучение проблемы развития правовой компетенции в образовании ставит задачу объединить все стороны такого разноас-пектного явления, как нормативно-правовое поле профессиональной деятельности психолога. Развитие правовой компетенции студентов должно осуществляться по целенаправленной траектории, особому маршруту, учитывающему специфику психолого-педагогической деятельности и индивидуальные особенности будущих психологов. Внедрение в практику подготовки будущих психологов нормативно-правовых аспектов существенно расширяет границы профессиональной психолого-педагогической деятельности и способствует готовности выпускников педагогического вуза решать задачи по защите прав всех субъектов образовательного процесса. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы высших учебных заведений.
3
а
л §
I
№ S
S
So ►S
а §
№ О Kl
S
S л S л ж -к
S
S ^
S
g
S
о g
g
О г О № № О
8 О № а
ж S
S
IS
а
Библиографический список
1. Крайнева С. В. Моделирование процесса формирования учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата // Профессиональное образование. Столица 2018. № 2. С. 29-31.
2. Майсак Н. В. Правовые основы деятельности психолога : учебное пособие [Электронный ресурс]. Астрахань, 2005. 119 с. URL: http://lit.lib.ru/m/majsak_n_w/maisak_ 2005_legal_basis_of_psychology.shtml (дата обращения: 21. 11.2018)
3. Путило Н. В., Волкова Н. С. Образовательное законодательство России: новая веха развития : монография. - М. : Изд-во: «Юриспруденция», 2015. - 470 с.
4. Юн-Хай С. А. Формирование правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка [Электронный ресурс] // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1.1 С. 255-262. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formi rovanie-pravovoy-kompetentsii-buduschih-pedagogov-v-sfere-obespecheniya-prav-rebenka (дата обращения: 01.12.2018).
5. Никитина Е. Ю., Елисеенко О. В. Теоретические аспекты проблемы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста // Вестник ЮУрГГПУ 2018. № 6. С.159-169. DOI: 10.25588/CSPU.2018.53.6.012
6. Ворожейкина А. В. Гендерно-ориентированный стиль педагогической деятельности. Челябинск, Изд-во : ЮУрГГПУ, 2018. 188 с.
7. Цилицкий В.С. Модель формирования готовности будущих педагогов к тьютор-ской деятельности // Вестник ЧГПУ 2018. № 3. С. 163-170. DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.17
A. N. Bogachev
ORCID No. 0000-0002-3206-5963
Associate Professor of the Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
TRAJECTORY OF DEVELOPMENT OF LEGAL COMPETENCE OF FUTURE PSYCHOLOGISTS IN EDUCATION
Abstract
Introduction. The article presents a theoretical analysis of the state of the problem of the development of the legal competence of students of a teacher training institute who are studying in the direction of training "Psychological and pedagogical education". The concept of the legal competence of a psychologist in education and its components are defined. Presents areas for the implementation of the development of legal competence. Pedagogical conditions that pro-
oq mote the targeted development of the legal competence of university ^ students are proposed.
Materials and methods. The materials were scientific and theoretical studies of the development of the legal competence of students of higher education institutions. Research methods: analysis of scientific literature on the problem of the formation of professional competence of future psychologists and the development of their legal competence, the problem of professional training of psychologists for effective activity in educational institutions, retrospective, systemic, conceptual and terminological analysis, synthesis.
Results and its discussion. The trajectory of the development of the legal competence of future psychologists in the university, focused on the development of the following components: cognitive - the presence of a system of knowledge about the legal aspects of the psychologist's activities in education; motivational-value-oriented on the values of legal culture and the motives of human rights activities; reflexive - control and analysis of results and forecasting the consequences of their activities. The directions for the implementation of the trajectory of the development of students' legal competence are proposed: substantive (curriculum, educational program), activity (interactive forms and teaching methods) and procedural (features of training) and pedagogical conditions for the development of legal competence in a pedagogical university.
Conclusion. The presented directions for the development of | legal competence are based on the possibilities of higher education in the direction of training "Psychological and pedagogical education" and reflect the substantive, activity and procedural compo-
y ^
b
№
№
s № n
a
№
№
№ n
o №
nents. H
Keywords: psychological and pedagogical education; legal ^ competence; pedagogical conditions, psychological and legal cases, | the trajectory of development of the legal competence of future psy-
chologists. S
Highlights: ^
Defined the concept of the legal competence of the psychologist §
in education and its components;
Proposed directions for the development of legal competence: substantive, activity and procedural;
Pedagogical conditions have been proposed that ensure the targeted development of the legal competence of students in the higher education institutions.
References
1. Krayneva S.V. (2018) Modelirovaniye protsessa formirovaniya uchebno-profes-sional'noy motivatsii studentov bakalavriata [Modeling the process of formation of educational and professional motivation of undergraduate students]. Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa. 2, 29-31. (In Russian).
2. Maysak N.V. (2005) Pravovyye osnovy deyatel'nosti psikhologa. Uchebnoye posobiye [The legal framework of the psychologist. Tutorial]. Astrakhan. 119 p. (In Russian).
3. Putilo N.V., Volkova N.S. (2015) Obrazovatel'noyezakonodatel'stvoRossii: novaya vekha razvitiya: monografiya [Educational legislation of Russia: a new milestone of development: a monograph]. Moscow, Izdatel'stvo "Yurisprudentsiya". 470 p. (In Russian).
4. Yun - Khay S. A. (2012) Formirovaniye pravovoy kompetentsii budushchikh peda-gogov v sfere obespecheniyaprav rebenka [Formation of the legal competence of future teachers in the field of ensuring the rights of the child]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 1.1, 255-262. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v7formirovanie-pravovoy-kompetentsii-buduschih-pedagogov-v-sfere-obespecheniya-prav-rebenka (Accessed: 01.12.2018). (In Russian).
5. Nikitina E.YU., Yeliseyenko O.V. (2018) Teoreticheskiye aspekty problemy formirovaniya pravovykh umeniy detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Theoretical aspects of the problem of the formation of legal skills of children of senior preschool age]. Vestnik YUUrGGPU. 6, 159-169. (In Russian).
6. Vorozheykina A.V. (2018) Genderno-oriyentirovannyy stil' pedagogicheskoy deyatel'nosti [Gender-oriented style of pedagogical activity]. Chelyabinsk, Izdatel'stvo YUUrGGPU. 188 p. (In Russian).
7. Tsilitskiy V.S. (2018) Model' formirovaniya gotovnosti budushchikh pedagogov k t'yutorskoy deyatel'nosti [Model of the formation of readiness of future teachers to tutor activities]. Vestnik CHGPU. 3, 163-170. (In Russian).
50