Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности будущих педагогов'

Педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION IN EDUCATION / INNOVATION-ORIENTED STYLE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / TRAINING TEACHERS FOR INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворожейкина А.В.

Введение. В статье проведен теоретический анализ состояния проблемы инновационной профессиональной деятельности, определено понятие и составляющие компоненты инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности. Представлены педагогические условия, позволяющие оптимизировать процесс формирования готовности студентов педагогических вузов к инновационной деятельности. Цель статьи заключается в педагогическом обеспечении проблемы формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности. Материалы и методы. Материалами являлись научно-теоретические исследования проблемы формирования стиля педагогической и подготовки педагога к инновационной деятельности. Методы исследования: анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования стиля профессиональной деятельности педагогов, профессиональной подготовки педагогов к инновационной деятельности в условиях педвуза, ретроспективный, системный, понятийно-терминологический анализ, обобщение. Результаты и их обсуждение. Определены составляющие инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности, которые включают: знание собственных индивидуально-личностных особенностей; профессиональные знания своего предмета, а также методики его преподавания, знания педагогики и психологии; владение инновационными педагогическими технологиями, современными информационными технологиями, инновационными средствами обучения; личностные характеристики педагога. Предложены педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности. Заключение. Представленные педагогические условия включают развитие основных составляющих инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности студентов педвузов, опираются на возможности высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» и способствуют успешному формированию инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности будущих педагогов. Основные положения: определено понятие инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности педагога и его составляющие; проведено эмпирическое исследование потребности студентов в развитии инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности, констатированы уровни его развития: стихийный, экспериментальный, творческо-поисковый; предложены педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности студентов педвузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворожейкина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF INNOVATIVE-ORIENTED STYLE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS

Introduction. The article presents a theoretical analysis of the state of the problem of innovation professional activity, defines the concept and components of the innovation-oriented style of professional activity. The pedagogical conditions are presented, allowing to optimize the process of formation of readiness of students of pedagogical universities for innovative activity. The purpose of the article is to provide pedagogical support for the problem of forming an innovation-oriented style of professional activity. Materials and methods. The materials were scientific and theoretical studies of the problem of forming a pedagogical style and preparing a teacher for innovative activity. Research methods: analysis of scientific literature devoted to the problem of formation of the style of professional activity of teachers, professional training of teachers for innovative activities in the conditions of a teacher training university, a retrospective, systematic, conceptual and terminological analysis, generalization. Results and its discussion. The components of the innovation-oriented style of pedagogical activity are defined, which include: knowledge of their own individual and personal characteristics; professional knowledge of their subject, as well as methods of teaching, knowledge of pedagogy and psychology; possession of innovative pedagogical technologies, modern information technologies, innovative teaching aids; personal characteristics of the teacher. The pedagogical conditions for the formation of an innovation-oriented style of professional activity are proposed. Conclusion. The presented pedagogical conditions include the development of the main components of the innovation-oriented style of professional activity of students of pedagogical institutes, rely on the higher education opportunities in the “Pedagogical education” area of training and contribute to the successful formation of an innovative-oriented style of pedagogical activity of future teachers. Highlights: defined the concept of innovative-oriented style of professional activity of the teacher and its components; an empirical study of the needs of students in the development of an innovation-oriented style of professional activity was conducted, the levels of its development were stated: spontaneous, experimental, creative and exploratory; pedagogical conditions for the formation of an innovation-oriented style of professional activity of students of pedagogical universities are proposed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности будущих педагогов»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.76..6..006

УДК 378 ББК 74.489

А. В. Ворожейкина

ORCID № 0000-0003-0618-6347 Доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: vorogejkina_av@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

Введение. В статье проведен теоретический анализ состояния проблемы инновационной профессиональной деятельности, определено понятие и составляющие компоненты инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности. Представлены педагогические условия, позволяющие оптимизировать процесс формирования готовности студентов педагогических вузов к инновационной деятельности. Цель статьи заключается в педагогическом обеспечении проблемы формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности.

Материалы и методы. Материалами являлись научно-теоретические исследования проблемы формирования стиля педагогической и подготовки педагога к инновационной деятельности. Методы исследования: анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования стиля профессиональной деятельности педагогов, профессиональной подготовки педагогов к инновационной деятельности в условиях педвуза, ретроспектив-| ный, системный, понятийно-терминологический анализ, обобщение.

Результаты и их обсуждение. Определены составляющие инновацией

с§ онно-ориентированного стиля педагогической деятельности, которые

oj

^ включают: знание собственных индивидуально-личностных особенностей;

профессиональные знания своего предмета, а также методики его преподавания, знания педагогики и психологии; владение инновационными педагогическими технологиями, современными информационными технологиями, инновационными средствами обучения; личностные характеристики педагога. Предложены педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности.

Заключение. Представленные педагогические условия включают развитие основных составляющих инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности студентов педвузов, опираются на возможности высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» и способствуют успешному формированию инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности будущих педа-

Ключевые слова: инновации в образовании; инновационно-ориентированный стиль профессиональной деятельности; подготовка педагогов к инновационной деятельности; формирование стиля деятельности, педагогические условия, образовательный процесс, инновационная деятельность, инновационные методы обучения.

Основные положения:

- определено понятие инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности педагога и его составляющие;

- проведено эмпирическое исследование потребности студентов в развитии инновационно-ориентированного стиля профессиональной дея-

тальный, творческо-поисковьш;

- предложены педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности студентов педвузов.

В современных условиях модер- значение личности современного пе-низации системы образования, ре- дагога, способного мобильно реаги-формирования всех уровней образо- ровать на инновационные процессы

Л

д

а г о г к

Л

о §

№ £

о

№ К

So £

3 о

№ а к

гогов. §

к ж

ж о

№ а

-к к

о

ж ж о

о3к

к

№ ж

S к

3

о №

а ж

ж о

г о

3

о ^

е о о и н

тельности, констатированы уровни его развития: стихийный, эксперимен- Л

н

о

Й ^

е

Ж о

о

1. Введение (Introduction) вательной системы актуализируется V

к

ж

№ д

а

г о

г о

а

ж

жки

>s

е

о

о3о

сц и;

в сфере образования, применять в своей собственной профессиональной деятельности инновационные формы и методы обучения. Несмотря на активную поддержку инноваций в сфере образовании и науки, необходимых для повышения конкурентоспособности личности во всех сферах и определяющих будущее государства, зачастую многие педагоги по-прежнему не используют в своей профессиональной деятельности инновационные образовательные технологии. В целом, для системы образования во многих странах, в том числе и в России, характерно, что учитель, несмотря на большое количество электронных образовательных ресурсов и других источников, остаётся транслятором информации: учитель говорит - ученики слушают [1, 2]. Анализ инновационной деятельности учебных заведений указывает на существующее противоречие между необходимостью внедрять новые знания, использовать современные способы передачи информации, применять инновационные образовательные технологии и низким уровнем психолого-педагогической подготовленности учителей

к реализации инноваций в собственной профессиональной деятельности [3, 8]. Очевидно, что учитель, не применяющий в своей педагогической деятельности современных инновационных, интерактивных и информационных образовательных технологий, готовит выпускника «вчерашнего дня», что обусловило обращение к проблеме формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности у студентов педагогических вузов.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Для успешной реализации поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы; системный анализ послужил основой целостного рассмотрения проблемы; наблюдение, анкетирование, опрос и констатирующий эксперимент по оценке сфор-мированности инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности студентов позво-

лили выявить уровни сформирован-ности инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности (стихийный, экспериментальный, творчески-поисковый). Изучение уровней сформированнос-ти инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности проводилось при помощи анкетирования, метода экспертных оценок, наблюдения.

3. Результаты и их обсуждение (Results and discussion)

Вопросами подготовки педагогов к инновационной профессиональной деятельности занимались такие авторы, как В. А. Сластенин и Л. С. Подымова, которые отмечают, что одним из недостатков педагогики высшей школы является то, что процесс становления будущего учителя не моделирует структуры инновационной деятельности [4]. В исследованиях А. И. Пригожина отмечается, что главная характеристика субъекта инноваций - это его деятельное самосознание, понимание личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования [5].

Для обозначения инновационных

аспектов в профессиональной деятельности субъектов профессионального образования Л.А. Холод-кова вводит понятие инновационной культуры человека, под которым понимает область его духовной жизни, отражающую его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающую восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни [6]. При этом определение инновационной культуры не учитывает индивидуально-типологических свойств личности, определяющих многообразие стилей профессиональной деятельности педагогов, обладающих инновационной культурой.

На наш взгляд, говоря об инновационно-ориентированном стиле педагогической деятельности, необходимо учитывать следующие его составляющие:

- знание собственных индивидуально-личностных особенностей;

- профессиональные знания своего предмета, а также методики его преподавания, знания педагогики и психологии;

Сй

д

а г о г s л №

о §

№ g

о № S

So ^

S

3

о

№ а ж

So S

ж

ж о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ а -к

s о

ж ж

о

s

s

№ ж

S s

3

о №

а ж

ж о

г о

кЙ 3

о

№ о

о s

о ж §

о-ж

о Kl

д

§

So

Ж о

о

д

S

g

ж

№ д

а

г о

г о

а

ж

§

»а

50

О

сц сц

- владение инновационными педагогическими технологиями, современными информационными технологиями, инновационными средствами обучения;

- понимание личностных характеристик педагога: коммуникативные способности, перцептивные умения, эмоциональная устойчивость, креативность, толерантность, восприимчивость к новшествам и готовность к их реализации, способность к самоорганизации, мобильность.

Мы полагаем, что формирование инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов включает в себя образование, преобразование, изменение отдельных качеств и облика личности в целом, которые происходят в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее, или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир [2, 8]. При этом процесс становления инновационно-ориентированного стиля направлен наразви-тие способности студентов к самоорганизации на основе личностно-деятельностной рефлексии.

Таким образом, под инновационно-

ориентированным стилем профессиональной деятельности педагога понимаем целенаправленно формируемую интегративную характеристику личности педагога, включающую функциональные и личностные особенности, обеспечивающую высокий уровень готовности педагога к принятию и реализации инновационных образовательных технологий в собственной практической деятельности на основе субъект-субъектного взаимодействия в педагогической деятельности.

С целью выявления потребности в формировании инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности проведено анкетирование студентов старших курсов: физико-математического, филологического, исторического факультетов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). В анкетировании приняли участие 218 студентов, осваивающих программы по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Для определения представлений студентов об инновациях в образовании и современных технологиях обучения проведены дидактические

тесты, результаты которых показали, что большинство студентов (87 %) отождествляют понятие «инновации» с понятием «реформы в образовании», инновационные технологии связывают лишь с дистанционными формами обучения (92 %), при этом формы организации урока учителем рассматривают с традиционных позиций классно-урочной системы.

Была осуществлена серия диагностических опросов студентов педвузов по осознанию ими роли и значимости применения инновационных технологий в собственной педагогической деятельности, саморазвития стиля педагогической деятельности, направленного на реализацию инноваций. Как показали наши исследования, интерес к данной проблеме у студентов педагогического вуза достаточно высокий, студенты видят практическую ценность инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности, почти половина из них (48 %) считают, что сформированный инновационно-ориентированный стиль педагогической деятельности будет способствовать эффективности их дальнейшей профессиональной деятельности.

В ходе диагностики уровней формирования инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности студентов экспериментальных и контрольной групп на констатирующем этапе мы выяснили, что большинство студентов, принимавших участие в эксперименте, имеют стихийный уровень (54,0 %); экспериментальный уровень (39,0 %); творческо-поисковый уровень (7,0 %) сформированности инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленного формирования инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности непосредственно в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов педвузов.

Опрос преподавателей вуза (73 чел.) подтвердил, что формирование инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности будущих педагогов будет проходить более успешно, если содержание и структура преподаваемых дисциплин в педагогических университетах будет направлена на формирование готовности будущих

л д а г о г и ч е

о §

е У

л о

в и

и

и

р о

в

а

н и

и н н о

в

а ц

и о н н

о

и и

е н

з

и

р о в а н н о

г о

р о ^ е

о

о и

о н §

он

о

й

д

е

¡0

ж о

о

и

а

е

д

а

г о

г о

в

а н

нки

»а

е

о

оро

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сц

педагогов к реализации инновационных технологий, при этом преподаватели отмечают необходимость пересмотра методики преподавания собственных дисциплин, моделирования учебных занятий, основанных на инновационных технологиях (технологии перевернутого класса, интерактивные технологии, проектные технологии и т. д.). Таким образом, студентам, будущим учителям, будет проще реализовы-вать инновационные технологии в своей деятельности.

Данные факты подтвердили необходимость усиления инновационных аспектов в формировании профессионального стиля деятельности будущих педагогов. На наш взгляд, а также исходя из анализа психолого-педагогической литературы, собственных изысканий, обобщения опыта профессиональной подготовки будущих педагогов, условиями, обеспечивающими успешное формирование инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности будущих педагогов, будут являться:

- наполнение содержания вариативной части основных профессиональных образовательных программ

по направлению «Педагогическое образование» дисциплинами по выбору с инновационно-ориентированной тематикой;

- наполнение содержания дисциплин основных профессиональных образовательных программ по направлению «Педагогическое образование» инновационными образовательными технологиями и профессиональными компетенциями, ориентированными на формирование готовности к реализации инноваций;

- актуализация у студентов потребности в саморазвитии инновационно-ориентированного стиля педагогической деятельности на основе стимулирования их рефлексивной позиции;

- проведение мониторинга уровня сформированности инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности студентов педвуза [7].

Выявленные педагогические условия опираются на возможности высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» и включают формирование основных составляющих ин-новацино-ориентированного стиля

профессиональной деятельности студентов педвузов, к которым относятся: знание собственных индивидуально-личностных особенностей; профессиональные знания своего предмета, методики его преподавания; владение инновационными педагогическими и информационными технологиями, инновационными средствами обучения; знание личностных характеристик педагога: коммуникативные способности, перцептивные умения, эмоциональная устойчивость, креативность, толерантность, восприимчивость к новшествам и готовность к их реализации, способность к самоорганизации, мобильность.

4. Заключение (Conclusion)

Таким образом, изучение проблемы формирование инновационно-ориентированного стиля педа-

гогическои деятельности ставит задачу объединить все стороны такого многомерного явления, как стиль, наИти подходы к его реализации в образовательном процессе. При этом исследование, посвященное формированию инновационно-ориентированного стиля, должно учитывать специфику психологических и педагогических детерминант стиля; ориентацию на индивидуальные особенности будущих педагогов; специфику педагогической деятельности в зависимости от объекта, предмета, субъектов деятельности и инновационных процессов в образовании. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы высших учебных заведений и в системе повышения квалификации специалистов.

Библиографический список

1. Соболева Е. В., Соколова А. Н., Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Применение обучающих программ на игровых платформах для повышения эффективности образования [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. - № 4 - С. 7-25. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2362 (дата обращения: 11.09.18). DOI:10.15293/2226-3365.1704.01

2. Ворожейкина А. В., Семченко А. А., Богачев А. Н. Инновационные формы обучения как средство формирования и развития личности обучающихся всех уровней образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. - № 1. -С. 116-123.

3. Вознюк Г. Ф., Мельникова Н. Л. Организационно-методические условия формирования инновационной культуры современного педагога [Электронный ресурс] // Все для администратора школы. 2015. - № 7 (43) - С. 17-28. URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_15_43_11966.pdf (дата обращения: 10.11.18).

л g

а г о г s

4 №

о §

№ s

о №

5

So ^

S

о

№ ö Ж

So S Ж

Ж о

№ ö -К

s о

Ж Ж

о

s

s

№ Ж

S s

о №

ö Ж

Ж о

г о

►S 3

о

№ о

о s

о Ж §

о-Ж

о Kl

g §

So

Ж о

о

g

S

s

ж

№ g

а

г о

г о

4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2007. - № 1. -С. 42-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-pedagoga-k-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.11.18).

5. Абдалина Л. В. Некоторые аспекты исследования инновационной направленности личности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. № 3-2. С. 4-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-issledovaniya-innovatsionnoy-napravlennosti-lichnosti (дата обращения: 17.01.18).

6. Холодкова Л. А. Инновационная культура субъектов профессионального образования: концепция, условия формирования // Инновации. 2005. - № 7 (48) - С. 83-87. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/innovatsionnaya-kultura-subektov-professionalnogo-obrazovaniya-kontseptsiya-usloviya-formirovaniya (дата обращения: 16.10.18).

7. Ворожейкина А. В. Педагогические условия формирования гендерно-ориен-тированного стиля педагогической деятельности студентов педвузов // Новые педагогические исследования. 2007. - № 4. - С. 56-59.

8. Рындак В. Г. Креативная личность как ценность: научно-этическое сопровождение развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. - № 4. - С. 7-14. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/108/7-14.pdf (дата обращения: 17.11.18).

A. V. Vorozheykina

ORCID No. 0000-0003-0618-6347 Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology,

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: vorogejkina_av@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION

OF INNOVATIVE-ORIENTED STYLE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS

Abstract

Introduction. The article presents a theoretical analysis of the state of the problem of innovation professional activity, defines the concept and components of the innovation-oriented style of professional activity. The pedagogical conditions are presented, allowing to optimize the process of formation of readiness of students of pedagogical universities for innovative activity. The purpose of the ar-

J ticle is to provide pedagogical support for the problem of forming an

Ik

| innovation-oriented style of professional activity.

О

£ Materials and methods. The materials were scientific and theoret-

~ ical studies of the problem of forming a pedagogical style and preparing

a teacher for innovative activity. Research methods: analysis of scientific literature devoted to the problem of formation of the style of professional activity of teachers, professional training of teachers for innovative activities in the conditions of a teacher training university, a retrospective, systematic, conceptual and terminological analysis, generalization.

Results and its discussion. The components of the innovation-oriented style of pedagogical activity are defined, which include: knowledge of their own individual and personal characteristics; professional knowledge of their subject, as well as methods of teaching, knowledge of pedagogy and psychology; possession of innovative pedagogical technologies, modern information technologies, innova- № tive teaching aids; personal characteristics of the teacher. The pedagogical conditions for the formation of an innovation-oriented style of professional activity are proposed. 5

Conclusion. The presented pedagogical conditions include the §

<o

development of the main components of the innovation-oriented style 9 of professional activity of students of pedagogical institutes, rely on the higher education opportunities in the "Pedagogical education" area of training and contribute to the successful formation of an inno- | vative-oriented style of pedagogical activity of future teachers.

Keywords: innovation in education; innovation-oriented style of professional activity; training teachers for innovation; the for- § mation of the style of activity, pedagogical conditions, the educational process, innovation, innovative teaching methods.

Highlights:

- defined the concept of innovative-oriented style of professional activity of the teacher and its components;

- an empirical study of the needs of students in the development of an innovation-oriented style of professional activity was conducted, the levels of its development were stated: spontaneous, experimental, creative and exploratory;

t 5

c'

ö ^^

c o

o n

s n

Co l ft

e

№ §

i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

n ö

ö c

5

ft ft

№ ö

o

№ 2

a

R -R

£

- pedagogical conditions for the formation of an innovation-oriented style of professional activity of students of pedagogical universities are proposed.

References

1. Soboleva E.V. Sokolova A.N., Isupova N.I., Suvorov T.N. (2017) Primeneniye obuchayushchikh programm na igrovykh platformakh dlya povysheniya effek-tivnosti obra-zovaniya [Application of training programs on gaming platforms to improve the efficiency of education]. VestnikNovosibirskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 4, 7-5. Available at: http://vestnik.nspu.ru/article/2362 (Accessed: 11.09.2018). DOI: 10.15293 / 2226-3365.1704.01

2. Vorozheykina A.V., . Semchenko A., Bogachev A.N. (2018) Innovatsionnyye formy obucheniya kak sredstvo formirovaniya i razvitiya lichnosti obuchayushchikhsya vsekh urov-ney obrazovaniya [Innovative forms of education as a means of forming and developing the personality of students of all levels of education]. Sovremennaya vysshaya shkola: inno-vatsionnyy aspekt. 1, 116-123.

3. Woznuk G.F., Melnikov N.L. (2015) Organizatsionno-metodicheskiye usloviya formirovaniya innovatsionnoy kul'tury so-vremennogo pedagoga [Organizational and methodological conditions for the formation of the innovative culture of the modern teacher]. Vso dlya administratora shkoly. 7 (43), 17-28. Available at: http://www.e-osnova.ru/PDF/os-nova_15_43_11966.pdf (Accessed: 10.11.2018).

4. Slastenin V.A., Podymova L.S. (2007) Gotovnost' pedagoga k innovatsionnoy deyatel'nosti [The readiness of the teacher for innovation]. Sibirskiypedagogicheskiy zhurnal. 1, 42-49. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-pedagoga-k-innovatsion-noy-deyatelnosti (Accessed: 11/17/2018).

5. Abdalina L.V. (2014) Nekotoryye aspekty issledovaniya innovatsionnoy napravlen-nosti lichnosti [Some aspects of the research of the innovation orientation of the personality]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 3-2, 4-7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-issledovaniya-innovatsionnoy-napravlen-nosti-lichnosti (Accessed: 17.1.2018).

6. KHolodkova L.A. (2005) Innovatsionnaya kul'tura sub"yektov professional'nogo obrazovaniya: kontseptsiya, usloviya formirovaniya [Innovative culture of subjects of vocational education: concept, conditions of formation]. Innovatsii. 7 (48), 83-87. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-kultura-subektov-professionalnogo-obra-zovaniya-kontseptsiya-usloviya-formirovaniya (Accessed: 10.16.2018).

7.Vorozheykina A.V. (2007) Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya genderno-ori-yentirovannogo stilya pedagogi-cheskoy deyatel'nosti studentov pedvuzov [Pedagogical conditions of the formation of a gender-oriented style of pedagogical students' pedagogical activity]. Novyyepedagogicheskiye issledovaniya. 4, 56-59.

8. Ryndak V.G. (2016) Kreativnaya lichnost' kak tsennost': nauchno-eticheskoye so-provozhdeniye razvitiya [Creative personality as a value: scientific and ethical development support]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 4, 7-14.

^ Available at: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/108/7-14.pdf (Accessed: 17.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.