Научная статья на тему 'Технология организации психолого-педагогических классов в малом городе'

Технология организации психолого-педагогических классов в малом городе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутришкольная профилизация / методическое объединение / педагогоцентризм / психолого-педагогические классы (группы) / сетевое взаимодействие / intra-school profiling / methodical association / teacher-centrism / psychological and pedagogical classes (groups) / network interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривцова Юлия Петровна, Филиппова Светлана Геннадьевна, Фомин Андрей Петрович

Целью статьи является анализ опыта практической реализации проекта по созданию сети групп психолого-педагогической направленности в общеобразовательных организациях города с численностью населения менее 50 000 человек (г. Кириши Ленинградской области) при непосредственном участии организации высшего образования (Волховский филиал РГПУ им. А.И. Герцена). Методы определяются поставленной целью и задачами исследования и носят комплексный характер. На разных этапах работы использовались методы моделирования, тестирования, анкетирования, наблюдения, эксперимента, анализа научной и учебно-методической литературы. Результаты. Выявлены подходы к организации психолого-педагогических классов (групп), определены условия и направления их развития, план работы по созданию сети психолого-педагогических классов в малом городе. Выводы. Классы или группы психолого-педагогической направленности являются одной из важных составляющих реализуемого на сегодняшний день проекта по обеспечению педагогическими кадрами российской системы образования. Комплексная модель и сетевая форма организации психолого-педагогических классов с участием педагогического вуза позволяет привлечь к работе заинтересованных в проекте педагогов и интегрировать в учебную программу более широкий спектр мероприятий профориентационной направленности, тем самым содействуя ее более результативной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривцова Юлия Петровна, Филиппова Светлана Геннадьевна, Фомин Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of Organizing the Psychological and Pedagogical Classes in a Small Town

The aim of the paper is to analyze the experience of the practical implementation of a project to create a network of groups of a psychological and pedagogical orientation in general educational organizations of a city with a population of less than 50,000 people (Kirishi, Leningrad Region) with the direct participation of a higher education organization (Volkhov Branch of Herzen State Pedagogical University of Russia). Complex methods are determined by the goal and objectives of the study. At different stages of the work, methods of modeling, testing, questioning, observation, experiment, analysis of scientific and educational literature were used. Results. Approaches to the organization of psychological and pedagogical classes (groups) were identified, the conditions and directions for their development were determined, a work plan was developed to create a network of psychological and pedagogical classes in a small town. Conclusions. Classes or groups of psychological and pedagogical orientation are one of the important components of the project currently being implemented to provide the Russian education system with teachers. The complex model and network form of organization of psychological and pedagogical classes with the participation of a pedagogical university makes it possible to involve an association of teachers interested in the project and integrate a wider range of career guidance activities into the curriculum, thereby contributing to its more effective work.

Текст научной работы на тему «Технология организации психолого-педагогических классов в малом городе»

Education, 2020; no. 1 (80), pp. 207-209 (in Russian).

6. Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: teoriya i praktika. [Folk art as part of culture: theory and practice]. Moscow, Publishing House "Izobrazitel'noe iskusstvo", 1983, 334 p. (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Кандаева Нажибат Абдулаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, [email protected]

Принята в печать 05.05.2023

7. Rozhdestvenskaya S. B. Russkaya narod-naya hudozhestvennaya tradiciya vsovremennom obshchestve: Arhitekturnyj dekor i hudozhestven-nyepromysly. [Russian folk art tradition in modern society: Architectural decor and art crafts]. Ed. by. G. S. Maslova. Moscow, Publishing House "Nauka", 1981, 208 p. (in Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation Nazhibat A. Kandaeva, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, [email protected]

Received 05.05.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-33-41

Технология организации психолого-педагогических

классов в малом городе

© 2023 Кривцова Ю. П., Филиппова С. Г., Фомин А. П.

Волховский филиал РГПУ им. А. И. Герцена, Волхов, Ленинградская обл., Россия, [email protected], [email protected], [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ опыта практической реализации проекта по созданию сети групп психолого-педагогической направленности в общеобразовательных организациях города с численностью населения менее 50 000 человек (г. Кириши Ленинградской области) при непосредственном участии организации высшего образования (Волховский филиал РГПУ им. А. И. Герцена). Методы определяются поставленной целью и задачами исследования и носят комплексный характер. На разных этапах работы использовались методы моделирования, тестирования, анкетирования, наблюдения, эксперимента, анализа научной и учебно-методической литературы. Результаты. Выявлены подходы к организации психолого-педагогических классов (групп), определены условия и направления их развития, план работы по созданию сети психолого-педагогических классов в малом городе. Выводы. Классы или группы психолого-педагогической направленности являются одной из важных составляющих реализуемого на сегодняшний день проекта по обеспечению педагогическими кадрами российской системы образования. Комплексная модель и сетевая форма организации психолого-педагогических классов с участием педагогического вуза позволяет привлечь к работе заинтересованных в проекте педагогов и интегрировать в учебную программу более широкий спектр мероприятий профориентационной направленности, тем самым содействуя ее более результативной работе.

Ключевые слова: внутришкольная профилизация, методическое объединение, педагогоцентризм, психолого-педагогические классы (группы), сетевое взаимодействие

Формат цитирования: Кривцова Ю. П., Филиппова С. Г., Фомин А. П. Технология организации психолого-педагогических классов в малом городе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 2. С. 33-41. 001: 10.31161/19950659-2023-17-2-33-41

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 2. 2023

Technology of Organizing the Psychological and Pedagogical Classes in a Small Town

© 2023 Yulia p. Krivtsova, Svetlana G. Filippova, Andrey P. Fomin

Volkhov Branch of Herzen State Pedagogical University of Russia,

Volkhov, Leningrad region, Russia, [email protected], [email protected], [email protected]

ABSTRACT. The aim of the paper is to analyze the experience of the practical implementation of a project to create a network of groups of a psychological and pedagogical orientation in general educational organizations of a city with a population of less than 50,000 people (Kirishi, Leningrad Region) with the direct participation of a higher education organization (Volkhov Branch of Herzen State Pedagogical University of Russia). Complex methods are determined by the goal and objectives of the study. At different stages of the work, methods of modeling, testing, questioning, observation, experiment, analysis of scientific and educational literature were used. Results. Approaches to the organization of psychological and pedagogical classes (groups) were identified, the conditions and directions for their development were determined, a work plan was developed to create a network of psychological and pedagogical classes in a small town. Conclusions. Classes or groups of psychological and pedagogical orientation are one of the important components of the project currently being implemented to provide the Russian education system with teachers. The complex model and network form of organization of psychological and pedagogical classes with the participation of a pedagogical university makes it possible to involve an association of teachers interested in the project and integrate a wider range of career guidance activities into the curriculum, thereby contributing to its more effective work.

Keywords: intra-school profiling, methodical association, teacher-centrism, psychological and pedagogical classes (groups), network interaction

For citation: Krivtsova Yu. P., Filippova S. G., Fomin A. V. Technology of organizing the psychological and pedagogical classes in a small town. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2023, vol. 17, no. 2, pp. 33-41. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-33-41 (in Russian)

Введение

Проблемы образования, в первую очередь массовой школы, снижение престижа педагогической профессии в России в течение ряда лет находятся под пристальным вниманием общественности, науки и государства. Массовая школа как исторически сложившийся, устойчивый социальный институт обучения и воспитания новых поколений россиян, работающий на базовых педагогических принципах природо- и культуросообразности, системности обучения с учетом исторических и культурных особенностей российского народа, нашей цивилизации, по мнению некоторых исследователей, например [14], находится в опасности.

Так, по данным опроса РАНХиГС 2019 года, пять самых популярных ответов на вопрос «Почему учителя не доверяют ученикам и родителям, а те - учителям» суть следующие: 1) обман и неискренность со стороны учеников (в том числе и поощряемые

или игнорируемые родителями); 2) агрессия со стороны родителей, неуважение к учителям и потребительское отношение к процессу образования; 3) непрозрачные отношения с администрацией учебного заведения; 4) обман и неискренность со стороны родителей при разговоре с учителем; 5) безответственное и безразличное отношение родителей к учебе отпрыска [8].

Представляется, что для вывода массовой школы из кризиса необходимо развернуть государственную образовательную политику в сторону, по крайней мере, двух важнейших концептов: научного педагого-центризма и здорового коллективизма.

Педагогоцентризм предполагает педагога-профессионала как истинного организатора педагогического процесса. Профессия педагога - это служение педагогической идее - педагогике как объективно развивающейся науке и практике [3; 5]. И такое служение требует известной самоотверженности, примеров которой более чем

достаточно в истории образования. Тьютор-консультант по менеджменту образования, занимающийся организацией школьной самодеятельности в цифровой среде, не заменит профессионального педагога.

Здоровый коллективизм предполагает восстановление ориентации на формирование коллективов как высшей формы самоорганизации малой группы (класс, школа).

Цели и задачи настоящего исследования обусловлены необходимостью в разветвленной сети групп психолого-педагогической направленности в малом городе, в задачи которых, в свою очередь, входит формирование представлений о педагогической профессии у учащихся школы, их профессиональное самоопределение, а также повышение престижа педагогической профессии в обществе.

Материалы и методы

Письмо Министерства просвещения от 30 марта 2021 г. (№ ВБ-511/08) об открытии на базе средних общеобразовательных школ психолого-педагогических классов более чем своевременно. По сути, это шаг к реформе образования, поскольку диалог поколений сегодня - насущная потребность эпохи, и обеспечивать этот диалог призваны прежде всего социальные институты социализации, в числе которых основным является образование.

Решение Минпроса, нацеленное на улучшение ситуации в школе путем ранней профориентации школьников на педагогическую профессию, демонстрирует направленность государственной политики на качественную подготовку педагогических кадров. Однако такая политика только тогда будет иметь успех, когда она будет не формально, а содержательно поддержана «снизу», самими педагогами, которые всегда чувствительны к формальным предписаниям. Классы психолого-педагогической направленности являются одной из форм обеспечения этого встречного движения, без которого успешная реализация реформ сомнительна, если вообще возможна.

В современной научной литературе описывается история развития психолого-педагогических классов в России, начиная со становления женского среднего образования, ориентированного на подготовку педа-

гогов [2], и заканчивая организацией современных психолого-педагогических классов как формы предпрофильной и профильной подготовки к педагогической деятельности на уровне средней школы [13].

Ряд работ посвящен проблеме сетевого взаимодействия педагогического вуза и школы по организации классов психолого-педагогической направленности. В частности, реализуется Программа взаимодействия Комитета СПб и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, в рамках которой разработана Концепция психолого-педагогических классов, направленная на создание профессиональной образовательной среды [4]. Эта проблема исследуется и Оренбургским государственным университетом посредством проекта «Психолого-педагогические классы Оренбуржья» [1]. Организация психолого-педагогических классов уже проводится Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом [10], Институтом педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета [7], Нижегородским государственным университетом им. К. Минина [12], Уральским государственным педагогическим университетом [11], Ярославским государственным педагогическим университетом им. К. Д. Ушинского [6].

Заметим, что существует опасность сосредоточенности научно-педагогического сообщества на организации психолого-педагогических классов в больших городах, за счет которых статистика открытия про-фориентированных групп школьников будет значительной. Однако наибольшая нехватка педагогических кадров, как известно, существует в малых городах и на селе. Крупным педагогическим вузам России в силу их местоположения удобнее развивать сети психолого-педагогических классов в тех городах, в которых они находятся. Так, например, РГПУ им. А. И. Герцена реализует в этом году проект «Герце-новская среда», целью которого является организация мероприятий для учащихся психолого-педагогических классов Санкт-Петербурга на территории университета. Из этого следует, что филиалы российских вузов, расположенные в отдалении от крупных городов, каковым является Волховский филиал РГПУ им. А. И. Герцена,

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 17. N0. 2. 2023

могут решать задачи организации психолого-педагогических классов в малых городах.

Результаты и обсуждение

Авторы статьи являются организаторами проекта работы с психолого-педагогическими классами в г. Кириши Ленинградской области с численностью населения 50 тысяч. Это совместный проект Волховского филиала РГПУ им. А. И. Герцена и профессиональной педагогической общественности г. Кириши, представленной сначала администрацией МОУ «Гимназия» г. Кириши, а затем МОУ КСОШ № 2 и № 8.

При разработке и реализации проекта авторы отталкивались от рекомендаций Минпроса и описаний такого вида работы в научной и методической литературе, а также использовали собственный опыт организации классов психолого-педагогической направленности в 2003-2005 годах в г. Волхове (школа № 8) и в 2022/2023 учебном году в г. Кириши (Гимназия).

Целью проекта организации профильных психолого-педагогических классов в г. Кириши является выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению; интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе.

Задачи проекта:

- формировать у школьников представления о педагогической деятельности;

- развивать у школьников склонности и способности к психолого-педагогической деятельности;

- предоставлять школьникам возможности для получения практического опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы);

- разработать систему выявления и сопровождения педагогически одаренных школьников, в том числе мониторинга результатов профильного обучения и профессионального самоопределения школьников.

Ожидаемые результаты для образовательных организаций общего образования видятся следующими:

- формирование новой педагогической культуры школы, основанной на поддержке педагогических инициатив детей, их образовательной самостоятельности и

совместном педагогическом творчестве детей и взрослых, развитие новых форм и способов образования;

- совершенствование системы учета образовательных результатов школьников;

- повышение качества и персонализа-ции образования;

- подготовка выпускника нового типа, способного раньше начать движение в профессию;

- активизация процессов профессионального самообразования сотрудников школ (новый профессионализм учителя, необходимость развития у него спектра компетенций, определяющих его готовность и умение быть в профессионально ориентированном диалоге с учениками, совместно проектировать и организовывать педагогические события);

- расширение социального партнерства, в том числе с родителями учеников, создание условий для раннего проявления и развития педагогической одаренности школьников.

В организации и реализации проекта используются следующие концептуальные подходы:

Социально-ориентированный подход, который предусматривает формирование у обучающихся ответственной, активной, созидательной позиции при организации всех видов деятельности, социально значимых дел; развитие механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции через коллектив. Именно коллективная, а не индивидуальная деятельность выступает средством становления и развития субъ-ектности обучающегося, так как изменяет и формирует личность как «ансамбль» отношений индивида с миром, людьми и самим собой.

Деятельностный подход, который предполагает опору на все структурные компоненты деятельности: задача (условие), цель, мотив, потребность. Развитие определенных смысловых и ценностных образований, осознанное выполнение школьником различных действий профессиональной направленности, анализ перспектив и опыта своих профессиональных проб, определение траектории развития своих личностных и профессионально важных качеств - все это возможно, если мы ставим правильно задачу, то есть создаем условия деятельности, каковыми и являются психолого-педагогические

классы. Из правильно организованных условий вырастают цели, формируются мотивы, которые преобразуются в потребности, а это и есть основа профессионального самоопределения школьника.

Практико-ориентированный подход, который означает практическую направленность всего процесса обучения, его связь с реальной действительностью, понимание социального контекста и рисков, связанных с проблемами образования и воспитания в современном мире. Важнейшим средством реализации данного подхода является организация социально-педагогической практики обучающихся, цель которой - выявление и проверка склонностей к педагогической деятельности, развитие мотивации, интереса к профессии, приобретение обучающимися педагогических, организаторских навыков, умений, необходимых для будущей профессии, а также освоение опыта самостоятельной организаторской, коммуникативной деятельности.

Организация работы в психолого-педагогических классах основана на принципах коллективности, последовательности, системности, научности, современности, продуктивности, гуманистической направленности и добровольности [9, с. 19-20].

В настоящем проекте реализуется комплексная модель организации профильных психолого-педагогических классов, совмещающая все три формы, предложенные в разработанном Минпросом учебно-методическом пособии «Организация деятельности психолого-педагогических классов»:

- внутришкольная профилизация,

- сетевое взаимодействие школы и вуза,

- организация ресурсного центра [9, с. 21-22].

Остановимся подробнее на каждой из этих форм в рамках представленного проекта.

Внутришкольная профилизация была начата по инициативе руководства МОУ «Гимназия» г. Кириши. В 2022/2023 учебном году здесь была сформирована первая группа психолого-педагогической направленности учащихся 10 класса для экспериментальной работы по обучению дисциплине «Азбука педагогики», разработанной и реализованной А. П. Фоминым, профессором кафедры гуманитарного образования и педагогических технологий Волховского филиала РГПУ им. А. И. Герцена.

В результате было разработано методическое пособие для учителей педагогически-направленной дисциплины с поурочным планированием, а также рабочая тетрадь для школьников.

Проведенная опытная работа стала основой сетевого взаимодействия между Комитетом образования и школами г. Кириши с одной стороны и Волховским филиалом РГПУ им. А. И. Герцена с другой. Следующим шагом в развитии сетевого взаимодействия - организация с 2023/2024 учебного года групп школьников психолого-педагогической направленности еще в двух школах г. Кириши и создание на уровне города методического объединения педагогов, работающих в этих группах. На основе результатов анкетирования участвующих в проекте школьных учителей вузом - Волховским филиалом РГПУ им. А. И. Герцена - подготовлен план работы данного объединения, в который помимо еженедельных занятий по психологии и педагогике включены:

- ежеквартальные заседания методического объединения,

- ежемесячные сетевые занятия с преподавателями Волховского филиала РГПУ им. А. И. Герцена,

- научные семинары и конференции, организуемые Волховским филиалом РГПУ им. А. И. Герцена,

- внеурочные мероприятия на базе ресурсного центра г. Кириши (церемония посвящения в педагоги, круглый стол, педагогическая игра, конкурс на лучшего вожатого, Герценовская олимпиада),

- внеурочные мероприятия на базе Волховского филиала и/или онлайн (Неделя иностранных языков, Декада науки, Педагогический день студента),

- внеурочные мероприятия в рамках взаимодействия с учащимися психолого-педагогических классов других городов Ленинградской области и Санкт-Петербурга,

- психологические тренинги для учителей.

Важной составляющей развития сетевого взаимодействия является привлечение студентов педагогического вуза к разработке и проведению мероприятий для учащихся групп психолого-педагогической направленности. Так, в 2022/2023 учебном году студенты Волховского филиала РГПУ им. А. И. Герцена, обучающиеся

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023

••• DSPU JOURNAL Уо!. 17. N0. 2. 2023

по направлению «Педагогическое образование», провели для школьников мастер-класс по разработке исследовательского проекта, а также приняли участие в психологическом тренинге. Кроме того, обучающиеся в Волховском филиале РГПУ им. А. И. Герцена принимают участие в разработке и проведении церемонии посвящения в педагоги, круглого стола на тему «Образ современного педагога», педагогической игры для школьников. Активно используется в проекте вожатский потенциал обучающихся Волховского филиала. В частности, организуются профильные смены для учеников психолого-педагогических классов с вожатыми из Волховского педагогического отряда, проводятся мастер-классы вожатых и конкурс на лучшего вожатого среди учащихся школ. По результатам опросов и тестирования школьников анализируется школьная мотивация, ценностные ориентации.

Наконец, для работы методического объединения, которое становится основной формой сетевого взаимодействия вуза и школы, организован ресурсный центр на базе Гимназии г. Кириши. Направления деятельности этого методического объединения включают такие аспекты, как:

- учебная работа с учащимися психолого-педагогических классов,

- внеурочная воспитательная работа с учащимися школ,

- научно-методическая работа,

- внешние связи с государственными органами и структурами гражданского общества.

Деятельность методического объединения по обеспечению учебной работы направлена на реализацию программы дисциплин психолого-педагогической направленности в соответствии с учебным планом. Кроме того, проводится цикл познавательных занятий профориентацион-ной направленности по гуманитарным дисциплинам. Также в задачи методического объединения входит оказание поддержки и помощи учителям школ в их работе по проекту посредством организации курсов повышения квалификации, методических семинаров и психологических тренингов.

Основные мероприятия в рамках внеурочной воспитательной работы с учащи-

мися школ включают творческие конкурсы, предметные олимпиады, студенческие мероприятия, проводимые Волховским филиалом. Еще одним направлением воспитательной работы является внедрение элементов самоуправления и системы наставничества в группах психолого-педагогической направленности.

Научно-методическая работа предполагает методическое сопровождение проекта, а именно разработку учебно-методических материалов для преподавания дисциплин учебного плана, а также ознакомление с психолого-педагогической литературой, методами и технологиями организации работы в психолого-педагогических классах.

Внешние связи с государственными органами и структурами гражданского общества осуществляются на уровне администрации школ и Комитета по образованию Киришского района Ленинградской области. Деятельность в этом направлении призвана привлечь внимание государственных органов к реализуемому проекту с целью поддержки и поощрения его участников, а также ознакомить широкие слои населения с проводимой работой посредством СМИ.

Выводы

Важной составляющей политики обеспечения массовой школы профессиональными педагогическими кадрами является открытие и организация классов (групп) психолого-педагогической направленности в малых городах России. Технология организации таких классов (групп) предполагает использование комплексной модели с участием педагогического вуза (филиала). Эта технология является интеграцией таких форм организации классов (групп) психолого-педагогической

направленности, как: 1) внутришкольная профилизация, включающая в себя обучение дисциплинам педагогической и психологической направленности при методической поддержке вуза; 2) сетевое взаимодействие между школами и вузом, представленное работой методического объединения учителей города, работающих в психолого-педагогических классах, под руководством вуза; 3) ресурсный центр для проведения мероприятий по плану работы методического объединения.

Список источников

1. Аллагулов А. М., Кузьменкова О. В., Дроздова Н. В. Развитие психолого-педагогических классов Оренбуржья // Вестник Самарского государственного технического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihologo-pedagogicheskih-klassov-orenburzhya (дата обращения: 08.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Среднее женское образование в России. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2009. 285 с.

3. Иванов В. Г., Лезгина М. Л. Педагогическая идея как смыслоопределяющее ядро педагогического поиска // Философия образования и творчество. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 447-453.

4. Купцова С. А. Психолого-педагогические классы как средство формирования единого образовательного пространства // Kant. 2021. № 3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologo-pedagogicheskie-klassy-kak-sredstvo-formirovaniya-edinogo-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения: 08.03.2023).

5. Лезгина М. Л., Фомин А. П. Педагогическая идея: теория и практика. Учебно-методическое пособие. Ч. 1. СПб.: Лема, 2017. 121 с.

6. Научный центр Российской академии образования на базе ЯГПУ // Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Сайт. URL: https://yspu.org/ Nauchny~j_centr_Rossijskoj_akademii_obra-zovaniya_na_baze_YaGPU (дата обращения: 08.03.2023).

7. Новый педагогический класс в московской школе // Московский педагогический государственный университет. Сайт. URL: http://m pgu .su/ob-m pgu/struktu ra/faculties/ fakultet-pedagogiki-i-psyhologii/pedagogicheskij-moskovskoj-shkole/ (дата обращения: 10.03.2023).

8. Обман и агрессия: почему учителя не доверяют ученикам и их родителям? Специали-

сты ФИРО РАНХиГС провели масштабное исследование // Образование в России. Сайт. URL: https://russiaedu.ru/news/obman-i-agressiia-pochemu-uchitelia-ne-doveriaiut-uchenikam-i-ikh-roditeliam (дата обращения: 10.03.2023).

9. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.

10. Психолого-педагогический класс // Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Сайт. URL: https://vspu.ru/node/34985 (дата обращения: 10.03.2023).

11. Проект «Психолого-педагогические классы» // Учитель будущего. https://mp.uspu.ru/proekty/psihologo-pedagogicheskie-klassy/ (дата обращения: 10.03.2023).

12. Современные форматы деятельности психолого-педагогического класса // Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Сайт. https://mininuniver.ru/training/retraining/tsentr-povysheniya-professionalnogo-masterstva/sovremennie-formati-deyatelnosti-psihologich-pedagogicheskogo-klassa (дата обращения: 10.03.2023).

13. Шамигулова О. А, Василина Д. С., Муси-фуллин С. Р. Организация психолого-педагогических классов как ресурс личностного развития и ранней профилизации обучающихся // Концепт. 2022. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/organizatsiya-psihologo-pedagogicheskih-klassov-kak-resurs-lichnostnogo-razvitiya-i-ranney-profilizatsii-obuchayuschihsya (дата обращения: 10.03.2023).

14. Математика. Школа. Будущее. Сайт. URL: http://www.shevkin.ru/ (дата обращения: 10.03.2023).

References

1. Allagulov A. M., Kuzmenkova O. V., Drozdova N. V. Razvitie psikhologo-pedagog-icheskikh klassov Orenburzhya. [Development of psychological and pedagogical classes of Orenburg region]. Vestnik of Samara State Technical University. Series "Psychological and pedagogical sciences", 2022, no. 2, available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/razvitie-psihologo-pedagog-icheskih-klassov-orenburzhya (accessed: 08.03.2023).

2. Dneprov E. D., Usacheva R. F. Srednee zhenskoe obrazovanie v Rossii. Uchebnoe posobie. [Secondary female education in Russia.

Study guide.]. Moscow, Drofa Publ., 2009, 285 p. (in Russian)

3. Ivanov V. G., Lezgina M. L. Pedagog-icheskaya ideya kak smymsloopredelyayushhee yadro pedagogicheskogo poiska. [Pedagogical idea as a sim-defining core of pedagogical search]. Filosofiya obrazovaniya i tvorchestvo. SPb, Publishing House of Herzen State Pedagogical University of Russia, 2002, pp. 447-453 (in Russian).

4. Kupczova S. A. Psikhologo-pedagogiches-kie klassy kak sredstvo formirovaniya edinogo obrazovatelnogo prostranstva. [Psychological and

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 2. 2023

pedagogical classes as a means of forming a unified educational space]. Kant, 2021, no. 3 (40), available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/psihologo-pedagogicheskie-klassy-kak-sredstvo-formirovaniya-edinogo-obrazovatelnogo-prostranstva (accessed: 08.03.2023).

5. Lezgina M. L., Fomin A. P. Pedagog-icheskaya ideya: teoriya i praktika: Uchebno-metodicheskoeposobie. Ch. 1. [Pedagogical idea: theory and practice. Educational and methodical manual. Part 1]. Saint Petersburg, Lema Publ., 2017, 121 p. (in Russian)

6. Nauchnyj centr Rossijskoj akademii obra-zovaniya na baze YAGPU. [Scientific Center of the Russian Academy of Education on the basis of Yaroslavl State Pedagogical University]. K. D. Ushin-sky Yaroslavl State Pedagogical University. Website, available at: //yspu.org/Nauchny~j_centr_ Rossijskoj_akademii_obrazovaniya_na_baze_ YaGPU (accessed: 08.03.2023).

7. Novyj pedagogicheskij klass v mos-kovskojshkole. [A new pedagogical class in a Moscow school]. Moscow Pedagogical State University. Website, available at: http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/fakultet-pedagogiki-i-psyhologii/pedagogicheskij-moskovskoj-shkole/ (accessed: 10.03.2023).

8. Obman i agressiya: pochemu uchitelya ne doveryayut uchenikam i ih roditelyam? Specialisty Federal'nogo instituta razvitiya obrazovaniya RANHiGS proveli masshtabnoe issledovanie. [Deception and aggression: why don't teachers trust students and their parents? Specialists of Federal Institute for Educational Development of the RANEPA conducted a large-scale study]. Education in Russia. Website, available at: https://rus-siaedu.ru/news/obman-i-agressiia-pochemu-uchitelia-ne-doveriaiut-uchenikam-i-ikh-roditeliam (accessed: 10.03.2023).

9. Organizaciya deyatel^nosti psikhologo-pedagogicheskikh klassov: uchebno-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Кривцова Юлия Петровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра гуманитарного образования и педагогических технологий, Волховский филиал Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Волхов, Ленинградская обл., Россия, [email protected]

Филиппова Светлана Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного образования и педагогических технологий, Волховский филиал Российского государственного педагогического университета

metodicheskoe posobie. [Organization of the activities of psychological and pedagogical classes: educational and methodical manual]. Moscow, The Academy of the Ministry of Education of Russia Publ., 2021, 392 p. (in Russian)

10. Psikhologo-pedagogicheskij klass [Psychological and pedagogical class]. Volgograd State Socio-Pedagogical University. Website, available at: https://vspu.ru/node/34985 (accessed: 10.03.2023).

11. Proekt "Psihologo-pedagogicheskie klassy". [Project "Psychological and pedagogical classes"]. The teacher of the future. Website, available at: https://mp.uspu.ru/proekty/psi-hologo-pedagogicheskie-klassy/ (accessed: 10.03.2023).

12. Sovremennye formaty deyatel^nosti psikhologo-pedagogicheskogo klassa. [Modern formats of psychological and pedagogical class activity]. Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Website, available at: https://mininuniver.ru/training/retraining/tsentr-povysheniya-professionalnogo-masterstva/sov-remennie-formati-deyatelnosti-psihologich-peda-gogicheskogo-klassa (accessed: 10.03.2023).

13. Shamigulova O. A, Vasilina D. S., Musi-fullin S. R. Organizaciya psikhologo-pedagog-icheskikh klassov kak resurs lichnostnogo razvitiya i rannej profilizacii obuchayushhikhsya. [Organization of psychological and pedagogical classes as a resource for personal development and early profiling of students]. Journal "Koncept", 2022, no. 6, available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/organizatsiya-psihologo-ped-agogicheskih-klassov-kak-resurs-lichnostnogo-razvitiya-i-ranney-profilizatsii-obuchayuschikhsya (accessed: 10.03.2023).

14. Matematika. Shkola. Budushchee. Sajt. [Mathematics. School. Future. Website]. Available at: http://www.shevkin.ru/ (accessed: 10.03.2023).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Yulia P. Krivtsova, Ph. D. (Philology), associate professor, chair of Humanitarian Sciences and Pedagogical Technologies, Volkhov Branch of Herzen State Pedagogical University of Russia, [email protected]

Svetlana G. Filippova, Ph. D. (Philology), head of the chair of Humanitarian Sciences and Pedagogical Technologies, Volkhov Branch of Herzen State Pedagogical University of Russia, [email protected]

Andrey P. Fomin, D. Sc. (Philosophy), professor, chair of Humanitarian Sciences and Pedagogical Technologies, Volkhov Branch of

Психолого-педагогические науки ••• Psychological and Pedagogical Sciences •• 41 •

им. А. И. Герцена, Волхов, Ленинградская обл., Россия, [email protected] Фомин Андрей Петрович, доктор философских наук, профессор, кафедра гуманитарного образования и педагогических технологий, Волховский филиал Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Волхов, Ленинградская обл., Россия, [email protected] Herzen State Pedagogical University of Russia, [email protected]

Принята в печать 28.05.2023 Received 28.05.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378 DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-41-46

Основы формирования информационно-коммуникационной компетентности у будущих бакалавров педагогического образования

© 2023 Курбанова А. М., Алиханова С. А., Куччаев Р. М., Дибирова К. С.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть теоретические и практические аспекты формирования информационно-коммуникационной компетентности бакалавров педагогического образования. Методы. Анализ научной и научно-методической литературы, обобщение, систематизация полученных результатов. Результаты. Обоснована необходимость формирования информационно-коммуникационной компетентности у бакалавров педагогического образования, определены направления, методы и формы работы по ее формированию в ходе изучения дисциплины «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение». Выводы. Возрастание интереса и мотивации студентов к изучению предмета «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение» показало, что использованные нами технологии обеспечивают развитие у бакалавров педагогического образования информационно-коммуникационной компетентности как способности к поиску и преобразованию информации и применению информационных и коммуникационных технологий с целью создания и передачи нового знания.

Ключевые слова: бакалавры педагогического образования, информационные и коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность, социально-гуманитарный модуль

Формат цитирования: Курбанова А. М., Алиханова С. А., Куччаев Р. М., Дибирова К. С. Основы формирования информационно-коммуникационной компетентности у будущих бакалавров педагогического образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 2. С. 41-46. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-41-46_

Fundamentals of Developing the Information and Communication Competence of Future Bachelors of Pedagogical Education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.