Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 159.99+371.214.1
Б01: 10.32343/2409-5052-2023-17-2-227-237
Научная статья
Проблемы обновления содержания дисциплин и сопровождения классов психолого-педагогической направленности
О. В. Каракулова1, Г. Ю. Титова2, А. А. Лыба3
1,2,3Томский государственный педагогический университет, г. Томск '[email protected], https://orcid.org/0000-0001-5319-3377 2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7757-5329 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2131-6840
Аннотация.
Введение. В статье рассмотрена актуальность открытия классов психолого-педагогической направленности, приведены основные положения документов, регламентирующих работу в этих классах.
Материалы и методы. Использовались аналитические методы, а также анализ ответов, полученных в ходе группового обсуждения в процессе стратегической сессии. Результаты исследования. В ходе стратегической сессии с участием представителей образовательных организаций города Томска и Томской области были выявлены дефициты, трудности при реализации мероприятий
и учебного плана классов/групп психолого-педагогической направленности: недостаточное понимание сути открытия психолого-педагогических классов, проблема содержания инвариативных курсов и методики преподавания, недостаточная вовлечённость других педагогических работников, проблемы хронической усталости, дефицита времени, распространённые среди многих.
Ключевые слова: концептуально-технологическое обновление, классы психолого-педагогической направленности, профессиональное самоопределение, проблемы, дефициты учителей, пути решения, методические разработки, практико-ориентирован-ность
Для цитирования: Каракулова О. В., Титова Г. Ю., Лыба А. А. Проблемы обновления содержания дисциплин и сопровождения классов психолого-педагогической направленности // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. С. 227-237 . Б01: Щр8:/Мо1 о^/10.32343/2409-5052-2023-17-2-227-237
© О. В. Каракулова, Г. Ю. Титова, А. А. Лыба, 2023
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
227
Problems of Updating the Content of Subjects and Support for Classes of Psychological and Pedagogical Orientation
Original article
Olga V. Karakulova1, Galina Yu. Titova2, Alla A. Lyba3
1,2,3Tomsk State Pedagogical University, Tomsk '[email protected], https://orcid.org/0000-0001-5319-3377 2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7757-5329 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2131-6840
Abstract.
Introduction. The article examines the relevance of opening classes of psychological and pedagogical orientation; the main provisions of the documents regulating the work in these classes are given.
Materials and methods. We used analytical methods and an analysis of the responses received in the course of the group discussion of the strategic session. Results. During the strategic session with the participation of representatives of educational organizations of the city of Tomsk and the Tomsk region, deficits and difficulties in the implementation of activities and the curriculum of classes and groups of psychological and pedagogical orientation were identified: insufficient understanding of the essence of the opening of psychological and pedagogical classes, the issue of the content of invariant courses and teaching methods, the lack of involvement of other educators, the problems of chronic fatigue, and the lack of time that are common among many.
Keywords: conceptual and technological renewal, classes of psychological and pedagogical orientation, professional self-determination, issues, teacher deficits, solutions, methodological developments, practice orientation
For citation: Karakulova O.V., Titova G.Yu., LybaA.A. Problems of Updating the Content of Subjects and Support for Classes of Psychological and Pedagogical Orientation. Pedagog-icheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2023; 17(2): 227-237. (In Russ.). DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-227-237
Введение
Создание классов психолого-педагогической направленности актуально для современных образовательных организаций Российской Федерации. По статистике, молодые учителя не задерживаются в школах. И в течение первых лет после завершения обучения для получения педагогических профессий всё чаще задумываются о смене профессиональной деятельности. Причины могут быть разные, одна из которых - неосознанный выбор профессии старшеклассниками. Обучение же в классах психолого-педагогической направленности предполагает погружение в будущую профессию в старших классах, что, возможно, будет способствовать осознанному выбору педагогических профессий и существенно сократит уход молодых педагогов из профессии. Подрастающему поколению важно осознать разные варианты самореализации в педагогических профессиях, но для этого необходимо обновлённое содержание профориентационной работы. И в профессию педагогов, по мнению С. Кравцова, придут «лучшие кадры, готовые к наставническому труду заранее» [1]. При этом необходимо создать все необходимые условия, предвидеть риски, чтобы
228 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 227-237
была реализована основная идея обучения в классах психолого-педагогической направленности. Цель статьи заключается в обобщении проблем, с которыми столкнулись учителя, курирующие обучающихся в психолого-педагогических классах, для формирования обновлённого содержания и планирования дальнейшей научной, информационно-методической работы, направленной на повышение качества образования. Задачей настоящей статьи является детальное описание трудностей, проблем педагогических работников, работающих с обучающимися классов/групп психолого-педагогической направленности, и формулирование направлений работы по их преодолению.
Обзор литературы
Истоки создания педагогических классов уходят глубоко в историю становления педагогического образования в нашей стране. Более подробно остановимся на идеях отечественного деятеля К. Д. Ушинского, со дня рождения которого в этом году исполнилось 200 лет. Он в 1859 году определил ориентацию на педагогические профессии, реализуя новаторскую идею соединения полноценного образования девушек с их профессиональной педагогической подготовкой в Смольном институте благородных девиц. В 1869-1870 годах К. Д. Ушинский в проекте программы педагогического курса для женских учебных заведений указывал на следующую последовательность компонентов содержания: «Физиологическое обозрение», «Психология», «Педагогика», «Психические основы религиозного чувства в человеке», «Общая и частная дидактика», «Краткая история педагогики». Такая последовательность объясняется тем, что все темы взаимосвязаны: необходимо знать анатомию, чтобы понимать психологию и на основе этих знаний грамотно подбирать педагогические средства обучения и воспитания. Первая же тема в психологии должна быть посвящена вниманию, так как «внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира» [2]. Понимая роль внимания, педагог может использовать эти знания при воспитании детей, расставляя акценты детям на вредном и полезном при оценке жизненных явлений. К. Д. Ушинский сформулировал требование к преподавателям педагогики: это должны быть «инспектора класса», «заведуя всей системою образования в данном учебном заведении, они более, чем кто-либо другой, могут свести его к одному результату в курсе педагогики» [2]. Следующий раздел должен касаться психических основ религиозного чувства, в котором педагог указывает на крайности: и грубых предрассудков, и бессмысленного неверия. Общая же дидактика опирается на весь предыдущий материал и устойчиво базируется на психологических дисциплинах. При изучении частной дидактики необходимо разобрать все темы лучшего учебника по данной дисциплине, размышляя и делая выводы о том, на что лучше опираться (на память, чувства или рассудок) при разъяснении темы.
В это же время педагогические классы как дополнительные открывались при епархиальных училищах, в женских гимназиях. Тем самым повышается роль женщины в воспитании ребёнка, занятость женщины в трудовой деятельности. Выпускницы получали возможность быть «домашними наставницами», «домашними учительницами». Большое внимание уделялось педагогической практике под руководством опытных преподавателей, приветствовались в обучении разнообразные и специфические формы и методы обучения, способствующие профессионально-творческому развитию [3]. На протяжении XIX века поднимались вопросы о сроках обучения, содержании обучения.
В 20-е годы ХХ века в Советской России в старших классах Единой трудовой школы были введены различные профессиональные уклоны, в том числе и педагогический уклон. В середине XX века начинают развивать идею о соединении обучения с трудом.
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
229
Вступает в действие «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24 декабря 1958 года. В разделе I «О средней школе» указано: «.. .установить, что полное среднее образование молодёжи, начиная с 15-16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодёжь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд» [4].
В Приказе Минпроса СССР от 14.01.1981 № 6 «Об утверждении Временного положения об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений» указано, что выпускники педагогических классов обязаны проработать не менее двух лет в детских дошкольных учреждениях, куда они направлены по окончании указанных классов. А также слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивается квалификация «Воспитатель детского сада» и выдаётся удостоверение установленного образца [5]. Таким образом, данный приказ направлен на решение проблемы нехватки педагогических кадров за счёт подготовки педагогических кадров без высшего образования для дошкольных образовательных учреждений.
В конце ХХ века в разных регионах активно развивались практики функционирования педагогических классов: в Московской, Тульской, Свердловской, Томской областях и др. Многие выпускники педагогических классов продолжили своё профессиональное становление в педагогических вузах.
В .И. Ревякина, профессор Томского государственного педагогического университета, рассматривает педагогические классы как организационную форму целевой ориентации школьников на педагогические профессии. К признакам педагогических классов относятся: комплектование на основе глубокой профдиагностики по инвариантным критериям педагогических профессий; профилирование обучения через включение в учебный план психолого-педагогических дисциплин и гуманитарных спецкурсов; активное освоение и использование школьниками педагогических технологий; целевое проектирование путей профессиональной подготовки выпускников педагогических классов к наиболее вероятному месту работы по результатам лонгитюдных наблюдений за индивидуальным развитием обучающихся; наличие отлаженной структуры взаимодействия педагогических классов с учреждениями профессионального образования [6].
В 2021 году Министерство просвещения Российской Федерации поставило задачу об открытии психолого-педагогических классов на базе школ. Таких классов к 2024 году должно быть более 5 тысяч. Основная цель создания психолого-педагогических классов - выявление педагогически одарённых школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению; интеграция педагогически одарённых школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе.
В Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р, указано в качестве задачи «внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одарённой молодёжи, включая реализацию программ дополнительного предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии» [7].
В «Методических рекомендациях для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования» от 30.03.2021 № ВБ-511/08 указано, что «целями создания «Психолого-педагогических классов» является формирование у обучающихся представления о
230 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 227-237
педагогической профессии, отношение к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организацию самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии» [8].
По мнению Л. Г. Смышляевой, Е. Ю. Брель, при подготовке обучающихся в классах психолого-педагогической направленности необходимо современным подросткам показать спектр профессиональных ролей педагога 21 века (дизайнер образовательной среды, модератор, коуч, ментор, наставник, тьютор, эксперт, исследователь, организатор цифровых и гибридных образовательных сред/коммуникаций), познакомить с разными типами педагогических карьер. В процессе профориентационных практик организовывать пробные действия, нацеленные на определённый тип педагогической карьеры [9].
Материалы и методы
Для достижения цели исследования нами была проведена стратегическая сессия с участием учителей (35 человек), курирующих классы/группы психолого-педагогической направленности. У участников стратегической сессии был разный педагогический стаж и опыт в сопровождении классов психолого-педагогической направленности, педагогических классов. Возраст участников - от 23 до 62 лет. Стратегическая сессия была направлена на выявление актуальных проблем, дефицитов и определение путей развития профильной психолого-педагогической подготовки обучающихся.
Результаты исследования
На стратегической сессии для организации групповой работы учителей использовался метод фасилитации. Этот метод позволяет эффективно организовать групповое обсуждение, выявление проблем и поиск решений из сложившейся ситуации. Первая часть работы направлена на ознакомление с документами, регламентирующими деятельность и сопровождение обучающихся классов психолого-педагогической направленности, обмен опытом среди учителей, анализ педагогической деятельности.
Вторая часть - это выявление проблемного поля на основе сопоставления между тем, как должно быть, и реальной деятельностью с обучающимися. Одними из ключевых вопросов, заданных участникам, были следующие: «Соответствует ли реально проводимая работа в психолого-педагогических классах ожидаемому результату, описанному в Концепции психолого-педагогических классов?», «Используемый материал, методы, приёмы, педагогические технологии способствуют ли пониманию подростком своей индивидуальности, развитию эмоционального интеллекта, развитию социальной активности и социальной ответственности, повышению самооценки, расширению представлений о мире людей и мире профессий, формированию позитивного и осмысленного имиджа педагогической профессии?»
Учителя перечислили проблемы (каждый учитель сформулировал не менее 3 наиболее значимых), далее оценили их выраженность по шкале от 0 до 100 баллов. В ходе анализа проблемного поля все перечисленные учителями дефициты ранжировали на три группы: незначительные проблемы (0-33 балла), средневыраженные проблемы (34-67 баллов) и сильновыраженные проблемы (68-100 баллов).
К незначительным проблемам отнесли отсутствие опыта у учителей по сопровождению психолого-педагогических классов, малое количество учителей из образовательной организации, задействованных в реализации, а также, тот факт, что не все педагогические работники понимают необходимость открытия этих классов. Количество ответов этой группы составило 20 % от общего числа ответов участников данного мероприятия.
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
231
Средневыраженные проблемы (37 % ответов) в большей степени включали вопросы о содержании: насколько глубоко обучающиеся должны погружаться в предметную область психологии и педагогики, насколько это содержание не будет дублироваться при обучении для получения педагогических профессий в высшем учебном заведении и, как следствие, не наступит ли разочарование в первые годы обучения. К средневыраженным проблемам учителя отнесли следующую: обучающиеся психолого-педагогических классов отличаются от обучающихся других профильных классов активностью, инициативностью и, как правило, эти подростки уже активно задействованы в мероприятиях, в том числе конкурсных, разного уровня. Приведём цитату учителя: «Дети-активисты нарасхват». Учителя высказали опасение: не наступит ли выгорание у этих обучающихся ещё на уровне обучения в общеобразовательной организации и не оттолкнёт ли их от педагогической профессии на стадии получения профессионального образования? К этой группе проблем учителя отнесли следующее: подростки наблюдают за повседневной деятельностью учителя, которая характеризуется ненормированным рабочим днём («рабочий день заканчивается с завершением проверки тетрадей»), «зашкаливающим» функционалом и многим другим, что позволяет подросткам сделать выбор не всегда в пользу педагогической профессии.
Сильновыраженные проблемы (43 % ответов): эмоциональное выгорание учителей - одно из наиболее часто встречающих ответов педагогов. Приведём цитату учителей: «С погасшими от усталости глазами очень трудно говорить о том, как здорово быть учителем». Дефицит времени, многозадачность, усталость, раздражительность, загруженность выступают психологическими факторами, препятствующими реализации мероприятий в психолого-педагогических классах с полной эмоциональной (положительной) отдачей. Тем самым происходит нарушение конгруэнтности учителей, что, безусловно, чувствуют подростки. Цитата учителя: «Не хочется, чтобы работа была "для галочки"». Проблема, которую заявили педагоги, - мотивация учителей и обучающихся. Ещё одна из ключевых проблем, на которую указали учителя, - отсутствие учебно-методических материалов. Цитата учителя: «Как хотелось бы прочитать УМК и на основе его работать, так как нет времени каждое занятие разрабатывать самостоятельно».
Третья часть стратегической сессии заключалась в формулировании путей решения перечисленных дефицитов, для этого учителей объединили в группы в соответствии с заявленными дефицитами. Приведём обобщённые результаты групповой работы.
Первое направление - преодоление трудностей в работе учителей, курирующих классы психолого-педагогической направленности, просветительская деятельность о значимости этих классов, о необходимости их открытия не только среди педагогических работников, но и административно-управленческого персонала. Участие в подготовке обучающихся не только учителей, которые ведут предметные дисциплины по психологии и педагогике, но и заместителей директоров по воспитательной работе, советников по воспитанию, педагогов-организаторов, педагогов-психологов.
Второе направление - работа с учителями, курирующими психолого-педагогические классы, и другими педагогическими работниками. Проведение мероприятий по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Третье направление - создание психологически безопасной образовательной среды для обучающихся классов/групп психолого-педагогической направленности. Грамотное соединение предметного материала с практической подготовкой обучающихся, что позволило бы подросткам познать и понять свою индивидуальность, расширить представление о собственных педагогических способностях. Теоретический материал должен быть в виде дискуссий, мастер-классов, проработки кейсов. Практическая подготовка должна быть направлена на развитие субъектности обучающихся через
232 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 227-237
персонализацию профессиональных проб и создание индивидуальных учебных проектов. Практическая подготовка в виде исследовательской, проектной, вожатской и медиативной деятельности.
Четвёртое направление - создание учебно-методического комплекса по дисциплинам «Основы психологии», «Основы педагогики», что позволит снизить нагрузку, уменьшить временные и личностные затраты при подготовке к занятиям. Необходимо проработать содержание образования в профильных классах психолого-педагогической направленности и методику обучения, а также выстроить научное и информационно-методическое сопровождение учителей, курирующих эти классы/ группы.
На этом направлении было решено сконцентрировать внимание и на дальнейшей работе по оформлению методического проекта «Метод_и_К@ППК», в котором участвуют научно-педагогические работники университета и педагогические работники образовательных организаций Томска и Томской области. Данный проект подразумевает научное, информационно-методическое сопровождение учителей.
Инициаторы и организаторы методического проекта «Метод_и_К@ППК» ставят следующие задачи: создать инициативную группу из числа преподавателей ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ), специалистов, представителей образовательных организаций, ответственных за открытие и функционирование классов/групп психолого-педагогической направленности на территории г. Томска и Томской области; организовать педагогическое сообщество для проектной деятельности; разработать методические и дидактические материалы по каждому модулю инвариантных курсов «Основы педагогики», «Основы психологии»; организовать апробацию и экспертизу разработанных методических материалов; подготовить и издать сборник лучших методических материалов по сопровождению классов психолого-педагогической направленности.
Учителя объединились в проектные группы для разработки учебных модулей инвариантных курсов. В проектные группы вошли учителя разных муниципалитетов, образовательных организаций, представители разных предметных областей, имеющие разный стаж и опыт работы по сопровождению классов/групп психолого-педагогической направленности. В каждую проектную группу входит научно-педагогический работник Томского государственного педагогического университета в качестве модератора, организующего деятельность, онлайн-встречи, сбор материала. Дальнейшая работа проектных групп проводится в дистанционном формате. Перед каждой группой стоят следующие задачи: разработать практико-ориентированные методические материалы с обновлённым содержанием, технологиями, способами и инструментами оценивания результатов. Эти материалы должны включать в себя сценарий учебного занятия; методические рекомендации по его проведению; дидактические материалы (раздаточные материалы, фрагменты фильмов/ мультфильмов с заданиями, презентации, кейсы, настольные игры (с правилами)); упражнения, задания для работы, в том числе с сайтами/ платформами/ ресурсами.
Обсуждение и заключение
Открытие классов психолого-педагогической направленности решает несколько задач, одна из которых - популяризация педагогических профессий, создание предпосылок для осмысленного профессионального самоопределения, развитие у обучающихся уважительного и ценностного отношения к человеку и самому себе. Как показала проведённая нами работа, при реализации учебного плана, инвариативных курсов у учителей, курирующих эти классы/ группы, возникает ряд проблем, что, безусловно, может повлиять на качество обучения в этих классах. Для решения некоторых проблем были созданы проектные группы для разработки методических материалов с учётом особенностей подростков и запросов общества.
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
233
Новое поколение подростков подразумевает и новое содержание профориентационных практик, профориентационно-профессиональных проб, пробных действий. Одним из таких пространств для профориентационных практик могут выступать педагогические технопарки и кванториумы. Практическая подготовка - ещё одна форма профориентационных практик, которая максимально приближена к реальной жизни (участие в социально значимых проектах, организация перемен для младшеклассников) и способствует формированию личностных качеств (ответственность, трудолюбие, чуткость).
Итогом работы будут разработанные обновлённые методические материалы по каждому модулю инвариантных курсов «Основы педагогики», «Основы психологии», а также сформированное профессиональное сообщество педагогических работников, мотивированных на совместную продуктивную деятельность в целях развития классов/ групп психолого-педагогической направленности на территории города Томска и Томской области, способных к обобщению и тиражированию собственного опыта.
Заявленный вклад авторов
Каракулова О. В.: идея статьи, анализ и обобщение материалов стратегической сессии, ведущий стратегической сессии.
Титова Г. Ю.: сбор, анализ теоретического материала, инициатор, организатор и координатор методического проекта «Метод_и_К@ППК».
Лыба А. А.: сбор материала, инициатор, организатор и координатор методического проекта «Метод_и_К@ППК».
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список источников
1. В российских школах появятся психолого-педагогические классы : новость [ Электронный ресурс] // Вести образования. 25 августа 2022 года. URL: https://vogazeta.ru/ articles/2022/8/25/quality_of_education/20597-Kravtsov_rasskazal_o_sozdanii_psihologo_ pedagogicheskih_klassov_dlya_detey (дата обращения: 14.02.2023).
2. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» [Электронный ресурс] / Собрание сочинений. В 11 т. Т. 10. / ред. кол.: Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский ; гл. ред. А. М. Еголин ; ред. Н. А. Сундуков [и др.]. М. ; Л. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950. С. 19-49. - URL: https://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=434877 (дата обращения: 28.04.2023).
3. Шамахов Ф. Ф. Педагогические (восьмые) классы женских гимназий Западной Сибири // Ученые записки Томского государственного педагогического института. 1953. Т. 10. С. 47-102.
4. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР [Электронный ресурс] : Закон СССР от 24 декабря 1958 года. URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (дата обращения 20.04.2023).
5. Об утверждении Временного положения об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения СССР от 14.01.1981. № 6. URL: https://base.garant.ru/70592744/ (дата обращения 20.04.2023).
6. Ревякина В. И. Историческое взаимодействие образовательной политики государства и реальной подготовки учительских кадров на примере развития педагогических классов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 3 (43). С. 133-141. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-3-133-141
7. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на
234 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 227-237
период до 2030 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/7y sclid=lhjxa8h4qr658647353 (дата обращения 14.02.2023).
8. Методические рекомендациях для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей для реализации образовательных программ среднего общего образования [Электронный ресурс] : письмо Министерства просвещения РФ от 30.03.2021 № ВБ-511/08. URL: https://togirro.ru/assets/files/2021/cnppmpr_tyumen/met_rek_klassy_ppn.pdf (дата обращения 14.02.2023).
9. Брель Е. Ю., Смышляева Л. Г. Концептуально- технологическое обновление практики психолого-педагогических классов // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. № 3 С. 95-110. DOI: https://doi. org/10.51314/2073-2635-2022-3-95-110
References
1. V rossiiskikh shkolakh poyavyatsya psikhologo-pedagogicheskie klassy: novost [Psychological and pedagogical classes will appear in Russian schools: news]. Available at: https://vogazeta.ru/articles/2022/8/25/quality_of_education/20597-Kravtsov_rasskazal_o_ sozdanii_psihologo_pedagogicheskih_klassov_dlya_detey (Accessed 14 February 2023) (in Russian).
2. Ushinsky K. D. Materialy k tretyemu tomu «Pedagogicheskoy antropologii» Materials for the third volume of Pedagogical Anthropology]. Sobranie sochineniy V 11 t. T. 10. / red. kol.: E. N. Medynskiy, V. Ya. Struminskiy; gl. red. A. M. Egolin; red. N. A. Sundukov [i dr.]. [Collected works in 11 V V.10. Edited by E. N. Medynsky, V. Ya. Struminsky ; chief ed. A.M. Egolin ; ed. N. A. Sundukov [et al.]. Moscow ; Leningrad: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1950. pp. 19-49. Available at: https:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434877 (Accessed: 28 April 2023) (in Russian).
3. Shamakhov F.F. Pedagogicheskie (vosmye) klassy zhenskikh gimnaziy Zapadnoy Sibiri [Pedagogical (eighth) classes of female gymnasiums of Western Siberia]. Uchenye zapiski Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. [Scientific Notes of the Tomsk State Pedagogical Institute], 1953, V. 10, pp. 47-102. (in Russian).
4. Ob ukreplenii svyazi shkoly s zhiznyu i o dalneyshem razvitii sistemy narodnogo obra-zovaniya v SSSR: Zakon SSSR ot 24 dekabrya 1958 goda. [On strengthening the relationship between school and life and on the further development of the national education system in the USSR: Law of the USSR of December 24, 1958]. Available at: https://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_5337.htm (Accessed 20 April 2023) (in Russian).
5. Ob utverzhdenii Vremennogo polozheniya ob odnogodichnykh pedagogicheskikh klas-sakh pri srednikh obshcheobrazovatelnykh shkolakh po podgotovke vospitateley doshkolnykh uchrezhdeniy: Prikaz Ministerstva prosveshcheniya SSSR ot 14.01.1981. № 6. [On approval of the Temporary Provisions for one-year teacher training classes at secondary general education schools to train pre-school teachers: Order of the Ministry of Education of the USSR of January 14, 1981. № 6].
Available at: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_10615.htm (Accessed 20 April 2023).
6. Revyakina V.I. Istoricheskoe vzaimodeystvie obrazovatelnoy politiki gosudarstva i realnoy podgotovki uchitelskikh kadrov na primere razvitiya pedagogicheskikh klassov. [Historical interaction of the educational policy of the state and the real training of teachers on the example of the development of pedagogical classes]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Scientific and pedagogical Review], 2022, no. 3 (43), pp. 133-141. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-3-133-141 (in Russian).
7. O Konceptsii podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy obrazovaniya na pe-
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
235
riod do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 24 iyunya 2022 g. № 1688-r. [On the Concept of training of pedagogical staff for the education system for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation from June 24, 2022, № 1688-r.]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/?ysclid=lhjxa8h-4qr658647353 (Accessed 14 February 2023) (in Russian).
8. Metodicheskie rekomendatsii dlya obshcheobrazovatelnykh organizatsiy po otkrytiyu klassov «Psihologo-pedagogicheskoy napravlennosti» v ramkakh razlichnykh profiley dlya realizatsii obrazovatelnykh programm srednego obshchego obrazovaniya: pismo Minister-stva prosveshcheniya Rf ot 30.03.2021 № VB-511/08. [Methodical recommendations for general educational organizations to open classes of "Psychological and pedagogical orientation" as part of various profiles for the implementation of educational programs of secondary general education: Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation from 30.03.2021 № VB-511/08]. Available at: https://togirro.ru/assets/files/2021/cnppmpr_tyu-men/met_rek_klassy_ppn.pdf (Accessed 14 February 2023).
9. Brel E. Yu., Smyshlyaeva L. G. Konceptualno- tekhnologicheskoe obnovlenie praktiki psihologo-pedagogicheskikh klassov [Conceptual and technological updating of the practice of psychological and pedagogical classes]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie.[Bulletin of the Moscow University. Series 20: Pedagogical education], 2022, no.3, pp. 95-110. DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2022-3-95-110
Ольга Викторовна Каракулова
кандидат психологических наук, декан факультета психологии и специального образования
АЫкогЮ: 590724
Томский государственный педагогический университет
634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60
тел.: +7 (382) 311340
Olga V. Karakulova
Candidate of Sciences (Pedagogy), Dean of the Faculty of Psychology and Special Education
AuthorlD: 590724
Tomsk State Pedagogical University
60 Kievskaya St, Tomsk, Russia, 634061
Tel.: +7 (382) 311340
236 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 227-237
Галина Юрьевна Титова
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики
АЫкогЮ: 451300
Томский государственный педагогический университет
634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60
тел.: +7 (382) 311340
Galina Yu. Titova
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of Social Pedagogy
AuthorlD: 451300
Tomsk State Pedagogical University
60 Kievskaya St, Tomsk, Russia, 634061
Tel.: +7 (382) 311340
Алла Анатольевна Лыба
старший преподаватель кафедры социальной педагогики
АЫкогЮ: 904087
Томский государственный педагогический университет
634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60
тел.: +7 (382) 311340
Alla A. Lyba
Senior Lecturer of the Department of Social Pedagogy
AuthorlD: 904087
Tomsk State Pedagogical University
60 Kievskaya St, Tomsk, Russia, 634061
Tel.: +7 (382) 311340
Статья поступила в редакцию 07.04.2023, одобрена после рецензирования 20.04.2023, принята к публикации 25.04.2023.
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
237