В работе, как с курсантами, так и с действующими сотрудниками диагностика личности безопасного типа поведения играет неоспоримую роль, так как в результате диагностики может быть подобран сценарий ведения профилактической и психологической работы.
Таким образом, исходя из диагностики можно выбрать корректный маршрут психологического ведения курсанта на этапе обучения или сотрудника системы МВД РФ на этапе осуществления профессиональной деятельности.
Литература:
1. Гуща, Р.А. Формирование стрессоустойчивости у курсантов военных институтов войск национальной гвардии средствами физической культуры / Р.А. Гуща // Педагогические науки. - 2020. - № 3 (5). - С. 44-47
2. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2020. - 63 с.
3. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития // ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб: Питер, 2022. - С. 126-128
4. Луценко, В.А. Структура тренинга по физической подготовке военнослужащих с направленностью на повышение стрессоустойчивости / В.А. Луценко // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 12 (92). - С. 291-297
5. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - СПб: Питер, 2020. - 166 с.
6. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В.Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2022. - 212 с.
7. Рыбников, В.Ю. Экспресс-методика "Прогноз-2" для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ / В.Ю. Рыбников // Тез. докл. на I всеарм. совещании. - М.: Воениздат, 1990. - С. 132-135
8. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ / Л.Н. Собчик. - СПб: Речь, 2020. - 219 с.
Педагогика
УДК 373.6
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна
Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Талышева Ирина Анатольевна
Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ УЧИТЕЛЕЙ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема дефицитов профессиональных компетенций учителей в построении образовательных стратегий обучающихся профильных психолого-педагогических классов. Обоснована необходимость определения профессиональных дефицитов педагогов, сопровождающих образовательные процессы в психолого-педагогических классах, на основе получения от них информации о затруднениях осуществления педагогической деятельности в процессе рефлексии этой деятельности. Теоретические методы исследования: анализ нормативных документов и психолого-педагогической литературы, обобщение современных подходов к исследуемой проблеме. Эмпирический метод: анкетирование учителей школ с психолого-педагогическими классами Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Математическим методом была осуществлена обработка результатов анкетирования. По результатам проведенного анкетирования учителей, целью которого было выявление затруднений в деятельности педагогов по организации педагогической профилизации образовательного процесса в психолого-педагогических классах, установлено, что респонденты испытывают устойчивые затруднения в методическом, психолого-педагогическом, коммуникативном, организаторском и других компонентах педагогической деятельности. Полученные в ходе анкетирования учителей данные могут послужить основой для построения индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов и оказания адресной помощи педагогам, испытывающим профессиональные затруднения, преодоления профессиональных дефицитов в организации деятельности профильных классов психолого-педагогической направленности.
Ключевые слова: психолого-педагогический класс, профессиональные дефициты педагога, профессиональный выбор, предметная компетентность учителя, методическая компетентность учителя, психолого-педагогическая компетентность учителя, коммуникативная компетентность учителя, организаторская компетентность учителя.
Annotation. The article deals with the problem of teachers' professional competence deficits in the construction of educational strategies of students of specialized psychological and pedagogical classes. The necessity of identifying professional deficits of teachers, who accompany the educational processes in psychological and pedagogical classes, on the basis of obtaining information from them about the difficulties in the implementation of pedagogical activity in the process of reflection of this activity is substantiated. Theoretical research methods: analysis of normative documents and psychological and pedagogical literature, generalization of modern approaches to the problem under study. Empirical method: questionnaire survey of teachers of schools with psychological and pedagogical classes in Yelabuga municipal district of the Republic of Tatarstan. Mathematical method was used to process the results of the survey. According to the results of the teachers' survey, the purpose of which was to identify difficulties in teachers' activities in the organization of pedagogical profiling of the educational process in psychological and pedagogical classes, it was found that the respondents have persistent difficulties in methodical, psychological and pedagogical, communicative, organizational and other components of pedagogical activities. The data obtained in the course of the teachers' survey can serve as the basis for the construction of individual routes of professional development of teachers, providing targeted assistance to teachers, experiencing professional difficulties, overcoming professional deficits in the organization of profile classes of psychological and pedagogical orientation.
Key words: psycho-pedagogical classroom, teacher professional deficits, professional choice, teacher subject competence, teacher methodological competence, teacher psycho-pedagogical competence, teacher communicative competence, teacher organisational competence.
Введение. В современных условиях значимость той или иной профессии для выпускников школ становится одним из оснований при выборе направления дальнейшего обучения в построении профессиональной траектории. Популяризация же педагогической профессии среди школьников выступает одной из ключевых задач государственной политики РФ.
Процесс сопровождения профессионально-личностного самоопределения школьников целесообразно начинать как можно раньше. В российских школах при выборе старшеклассниками профильных направлений для обучения, как правило,
возникают трудности с их определением. По результатам исследования союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» более 70% школьников не знают, кем хотят стать [4].
Целью данной статьи является определение профессиональных дефицитов учителей, сопровождающих образовательные процессы в психолого-педагогических классах, на основе получения от них информации о затруднениях осуществления педагогической деятельности в процессе рефлексии этой деятельности.
Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогические знания носят общечеловеческий характер, а значит, полезны каждому, независимо от избираемой профессии и образа жизни. Создание психолого-педагогических классов будет способствовать решению проблемы осознанного выбора будущими выпускниками школ сферы деятельности. В образовательной практике российских школ используются различные варианты организации допрофессиональной педагогической подготовки: педагогические классы, объединения психолого-педагогической направленности, «Школы юного педагога», которые создаются на базе вузов, колледжей, организаций дополнительного образования [1].
Идея рассмотрения развития психолого-педагогического класса в современных условиях на основе целостного подхода была представлена еще в концептуальных положениях В.С. Ильина [3]. Он проанализировал особенности и возможности психолого-педагогических классов в контексте взаимодействия его с воспитательной системой образовательной организации.
В 2021 году было опубликовано поручение Министерства Просвещения РФ по созданию до 2024 года в нашей стране 5000 классов «Психолого-педагогической направленности» с целью возможного выбора педагогического будущего.
В 2022 году этот проект получил старт на территории Республики Татарстан. В соответствии с поручением Министерства Просвещения РФ в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан (ЕМР РТ) в 2022 году был запущен проект создания профильных классов психолого-педагогической направленности. Сетевым партнером школ с психолого-педагогическими классами выступил Елабужский институт КФУ.
На предварительном этапе формирования психолого-педагогических классов нами была поставлена задача выявления затруднений, которые видят учителя в своей деятельности по организации педагогической профилизации образовательного процесса в психолого-педагогических классах. Целесообразность выявления этих затруднений заключалась в определении дефицитов профессиональных компетенций учителей в процессе построения образовательных стратегий обучающихся профильных психолого-педагогических классов.
Установлено, что в настоящее время в педагогической среде достаточно часто педагоги сталкиваются с профессиональными дефицитами [2]. Данная проблема в рамках реализации национального проекта «Образование» вызвала потребность в разработке Министерством Просвещения РФ распорядительного документа с утверждением методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана [6].
На наш взгляд, организация учебно-воспитательного процесса с обучающимися профильных классов психолого-педагогической направленности - это достаточно ответственная работа учителей в формировании мотивации этих детей к педагогической деятельности, требующая от них применения профессиональных компетенций к осуществлению успешной педагогической деятельности. В этом отношении достаточно серьезными препятствиями к осуществлению успешной деятельности педагога выступают профессиональные дефициты.
Под профессиональными дефицитами понимаются профессиональные компетенции педагогических работников, которые отсутствуют вовсе или выражены недостаточно для эффективного осуществления образовательной деятельности [5].
В психолого-педагогической литературе существует достаточное количество методик по определению дефицитов педагогов. В частности, разработанные Министерством Просвещения РФ методические рекомендации нацелены на поддержку педагогов в сфере общего образования, которые способны решать задачи национальной образовательной политики, и создание единой и непрерывной вариативной системы адресного научно-методического сопровождения учителя.
Однако, несмотря на внешний контроль управленческих структур сферы образования в выявлении профессиональных дефицитов педагогов, более важным для учителя является самооценка готовности к предстоящей работе в психолого-педагогических классах. Поэтому, наше исследование было направлено на получение от учителей рефлексии своих профессиональных дефицитов, препятствующих эффективности педагогического взаимодействия с обучающимися психолого-педагогических классов.
Для этого на начальном этапе реализации проекта профильных психолого-педагогических классов в ЕМР РТ нами было проведено анкетирование учителей, задействованных в данном проекте.
Целью анкетирования являлось выявление затруднений в деятельности педагогов по организации педагогической профилизации образовательного процесса в психолого-педагогических классах. Для определения наиболее дефицитных компонентов готовности учителей к организации работы с психолого-педагогическими классами нами была разработана анкета. Содержание вопросов анкеты основывалось на следующих критериях: предметная компетентность учителя, методическая компетентность учителя, психолого-педагогическая компетентность учителя, коммуникативная компетентность учителя, организаторская компетентность учителя.
Участниками анкетирования стали 26 педагогов, которым предстояло работать с обучающимися психолого-педагогических классов. На рисунке 1 по ответам участников анкетирования видно, что работать с обучающимися профильных классов психолого-педагогической направленности в школах ЕМР РТ предстояло педагогам с большим трудовым стажем (30,8% - стаж свыше 30 лет, 30,8% - стаж от 21 до 30 лет, т.е. более половины респондентов).
Рисунок 1. Педагогический стаж учителей психолого-педагогических классов Елабужского муниципального района РТ
Из представленной выборки педагогов с высшей квалификационной категорией - 26,9%, первой квалификационной категорией - 61,5% (Рисунок 2). Полученные данные указывают на многолетний опыт работы и достаточно высокий уровень квалификации респондентов.
ВЗ. Квалификационная категория
26 ответов
У
Ш 61,5% у/11,5% 1
1) Я
9 Высшая квалификационная категория # Первая квалификационная категория ф Вторая квалификационная категория ф Без категории
Рисунок 2. Квалификационная категория учителей психолого-педагогических классов ЕМР РТ
Для определения того, какие из выделенных нами критериев профессиональных дефицитов педагога (предметная компетентность учителя, методическая компетентность учителя, психолого-педагогическая компетентность учителя, коммуникативная компетентность учителя, организаторская компетентность учителя) будут наиболее выраженными в самооценке учителями своей предстоящей деятельности с обучающимися психолого-педагогических классов, им был задан вопрос: «С какими затруднениями Вы можете столкнуться при подготовке и проведении занятия в психолого-педагогических классах? (выберите 3 варианта ответов)». Из предложенных вариантов респонденты выбрали те факторы, которые, с их точки зрения, могут повлиять на проявление профессиональных дефицитов педагогов в работе с психолого-педагогическими классами.
На первом месте оказался «недостаток методических материалов для разработки содержания профильных занятий» (61,5%), который мы относим к методической компетентности учителя. На втором месте - «разработка критериев оценивания учебных достижений учащихся» (38,5%) - методическая компетентность учителя, «предвидение возможных затруднений у учащихся и путей их преодоления» - коммуникативная компетентность учителя (38,5%), «недостаточный уровень собственной психолого-педагогической компетентности» (38,5%) - психолого-педагогическая компетентность учителя. На третьем месте респонденты указали «сложно распределять содержание факультативных занятий по времени» (30,8%) - организаторская компетентность учителя. Предметная компетентность учителя оказалась на последнем месте («подбор и/или разработка заданий для самостоятельной или групповой работы») - 23,1% (см. Рисунок 3).
Рисунок 3. Данные опроса учителей школ ЕМР РТ о возможных затруднениях в работе с обучающимися
психолого-педагогических классов
Полученные в ходе опроса данные (см. Рисунок 3) свидетельствуют о том, что методическая компетентность учителя является наиболее дефицитной для данной выборки, но при этом и другие компетентности охарактеризованы респондентами как проблемные.
В определении задач, которые являются достаточно сложными в работе с учащимися психолого-педагогических классов, учителя отметили задачу «повышения мотивации к освоению содержания факультативных занятий профильной направленности» - 34,6% (см. Рисунок 4). Это указывает на то, что учителя сомневаются в возможности эффективного формирования мотивов осознанного выбора старшеклассниками будущей педагогической профессии.
В6. Какая из задач, на Ваш взгляд, будет для Вас достаточно сложной в работе с учащимися психолого-педагогических классов (выберите один вариант ответа)?
26 ответов
Ф повышение мотивации к освоению
содержания факультативных заняти... ф затруднения в организации работы с
портфолио «Я - педагог» в оценивание учебны* достижений
учащихся ф проведение педагогических проб учащихся
Ф сложности, связанные с активизаци... ф применение методов активного обу...
Рисунок 4. Данные опроса учителей школ ЕМР РТ о задачах, представляющих сложность в работе с обучающимися психолого-педагогических классов
Обобщая полученные данные (Рисунок 4), мы пришли к выводу о том, что респонденты сомневаются в возможности эффективного психолого-педагогического взаимодействия с обучающимися профильных классов с использованием интерактивных методов обучения.
Следующий вопрос анкеты указал на мнение учителей о недостаточной мотивации обучающихся психолого-педагогических классов к выбору профилей обучения. Только 38,5% респондентов считают, что «учащиеся сделали осознанный выбор». 46,2% учителей указали, что эти ученики не осознанно пришли в психолого-педагогические классы, и при этом имеют низкую мотивацию, т.к. набор в эти классы был произведен случайно с отношением к выбору профессии учителя как «запасному пути» (см. рисунок 5).
Рисунок 5. Данные опроса учителей школ ЕМР РТ по вопросу об осознанности выбора обучающимися психолого-педагогических классов будущей профессии
Выводы. Таким образом, полученные результаты анкеты по выявлению дефицитов профессиональных компетенций учителей в построении образовательных стратегий обучающихся профильных психолого-педагогических классов показали устойчивые затруднения респондентов в методическом, психолого-педагогическом, коммуникативном, организаторском и других компонентах педагогической деятельности.
Эти данные могут послужить основой для построения индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов и оказания адресной помощи педагогам, испытывающим профессиональные затруднения, преодоления профессиональных дефицитов в организации деятельности профильных классов психолого-педагогической направленности.
Литература:
1. Байбородова, Л.В. Психолого-педагогический класс в воспитательной системе образовательной организации / Л.В. Байбородова // Известия ВГПУ. - 2022. - №4 (167). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-klass-v-vospitatelnoy-sisteme-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 12.01.2023).
2. Вороткова, И.Ю. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности / И.Ю. Вороткова, А.В. Усачева // Педагогическое образование в России. - 2022. - №2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-professionalnyh-defitsitov-sovremennyh-pedagogov-na-osnovanii-rezultatov-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.01.2023).
3. Ильин, В.С. Целостный подход к трактовке органического единства учебного и воспитательного процессов / В.С. Ильин // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2012. - № 10(74). - С. 4-9
4. Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка // РБК. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/606573e79a794759466ad6b7 (дата обращения: 17.01.2023).
5. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-140 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование". - URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-17122019-n-r-140-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 23.01.2023).
6. Распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 N Р-201 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана". - URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-27082021-n-r-201-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 23.01.2023).
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Байкалова Любовь Владимировна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Мальченкова Виктория Валерьевна Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); аспирант Меннер Марсель Олегович
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)
ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ
ВРЕМЯ
Аннотация. В статье представлен теоретический и практический аспект проблемы воспитания профессионально-педагогического мастерства студентов во внеучебное время. Поиск путей формирования основ профессионального мастерства, воспитание интереса к избранной специальности учителя по-прежнему волнуют исследователей, занимающихся проблемами педагогики высшей школы. Наряду с дальнейшим совершенствованием учебно-воспитательного процесса, обусловленного учебным планом по специальности «физическая культура», мы попытались разработать рекомендации по