Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3240
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вороткова Ирина Юрьевна, Усачева Алена Вячеславовна

В статье представлены результаты исследования профессиональных дефицитов современных учителей. Проблема исследования является актуальной с точки зрения педагогической теории и практики и имеет важное общественное значение. Ее решение соответствует стратегическим ориентирам государственной политики, отраженным в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования». В социально-педагогическом аспекте актуальность исследования обусловлена потребностями общества и государства в педагогах, готовых к осуществлению профессиональной деятельности на основе реализации ООП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога. В научно-теоретическом аспекте актуальность исследования определяется необходимостью определения методологических, теоретических основ и педагогических условий преодоления профессиональных дефицитов учителей в процессе реализации профессиональной деятельности. В научно-методическом аспекте актуальность исследования определяется потребностью в научно обоснованных методиках и технологиях, способствующих успешному преодолению профессиональных дефицитов в процессе осуществления профессиональной педагогической деятельности. Исследование осуществлялось в октябре - ноябре 2021 года, методом сбора информации выступил анкетный опрос. В ходе исследования была проведена диагностика профессиональных дефицитов, которая строилась на основании рефлексии педагогами своей профессиональной деятельности. Результаты диагностики демонстрируют наличие достаточно большого процента учителей, испытывающих профессиональные затруднения в разных аспектах профессиональной деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные диагностические материалы станут основой для построения индивидуальных маршрутов профессионального развития педагога, преодоления профессиональных дефицитов и построения методической сети. А в перспективе послужат опорой для поиска эффективных методических стратегий преодоления профессиональных дефицитов в процессе подготовки к педагогической деятельности студентов непедагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вороткова Ирина Юрьевна, Усачева Алена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL DEFICITS OF MODERN TEACHERS BASED ON THE RESULTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The article presents the results of a study of professional deficits of modern teachers. The problem of research is relevant from the point of view of pedagogical theory and practice and has an important social significance. Its decision corresponds to the strategic guidelines of state policy reflected in the state program of the Russian Federation “Development of Education”. In the socio-pedagogical aspect, the relevance of the study is due to the needs of society and the state for teachers who are ready to carry out professional activities based on the implementation of the general educational program in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard and the professional standard of the teacher. In the scientific and theoretical aspect, the relevance of the study is determined by the need to determine the methodological, theoretical foundations and pedagogical conditions for overcoming professional deficits of teachers in the process of implementing professional activities. In the scientific and methodological aspect, the relevance of the research is determined by the need for scientifically based methods and technologies that contribute to the successful overcoming of professional deficits in the process of professional pedagogical activity. The study was carried out in October - November 2021, the method of collecting information was a questionnaire survey. During the study, the diagnosis of professional deficits was carried out, which was based on the reflection of teachers of their professional activities. The diagnostic results demonstrate the presence of a fairly large percentage of teachers experiencing professional difficulties in various aspects of professional activity. The practical significance of the study lies in the fact that the diagnostic materials obtained will become the basis for building individual routes of professional development of a teacher, overcoming professional deficits and building a methodological network. And in the future, they will serve as a support for the search for effective methodological strategies for overcoming professional deficits in the process of preparing for pedagogical activity of students of non-pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.12

ББК Ч420.42 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08 (5.8.7)

Вороткова Ирина Юрьевна,

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]

Усачева Алена Вячеславовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональные стандарты; педагоги; профессиональная компетентность; профессиональные дефициты; профессиональные затруднения; профессиональная деятельность; психологическая диагностика.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты исследования профессиональных дефицитов современных учителей. Проблема исследования является актуальной с точки зрения педагогической теории и практики и имеет важное общественное значение. Ее решение соответствует стратегическим ориентирам государственной политики, отраженным в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования». В социально-педагогическом аспекте актуальность исследования обусловлена потребностями общества и государства в педагогах, готовых к осуществлению профессиональной деятельности на основе реализации ООП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога. В научно-теоретическом аспекте актуальность исследования определяется необходимостью определения методологических, теоретических основ и педагогических условий преодоления профессиональных дефицитов учителей в процессе реализации профессиональной деятельности. В научно-методическом аспекте актуальность исследования определяется потребностью в научно обоснованных методиках и технологиях, способствующих успешному преодолению профессиональных дефицитов в процессе осуществления профессиональной педагогической деятельности.

Исследование осуществлялось в октябре - ноябре 2021 года, методом сбора информации выступил анкетный опрос. В ходе исследования была проведена диагностика профессиональных дефицитов, которая строилась на основании рефлексии педагогами своей профессиональной деятельности. Результаты диагностики демонстрируют наличие достаточно большого процента учителей, испытывающих профессиональные затруднения в разных аспектах профессиональной деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные диагностические материалы станут основой для построения индивидуальных маршрутов профессионального развития педагога, преодоления профессиональных дефицитов и построения методической сети. А в перспективе послужат опорой для поиска эффективных методических стратегий преодоления профессиональных дефицитов в процессе подготовки к педагогической деятельности студентов непедагогических вузов.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Вороткова, И. Ю. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности / И. Ю. Вороткова, А. В. Усачева. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2022. - № 2. - С. 105-112.

Vorotkova Irina Yurievna,

Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Psychology of Education, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

Usacheva Alena Viacheslavovna,

Candidate of History, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology of Education, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL DEFICITS OF MODERN TEACHERS BASED ON THE RESULTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

KEYWORDS: professional standards; teachers; professional competence; professional deficits; professional difficulties; professional activity; psychological diagnostics.

ABSTRACT. The article presents the results of a study of professional deficits of modern teachers. The problem of research is relevant from the point of view of pedagogical theory and practice and has an important social significance. Its decision corresponds to the strategic guidelines of state policy reflected in the state program of the Russian Federation "Development of Education". In the socio-pedagogical aspect, the relevance of the study is due to the needs of society and the state for teachers who are ready to carry out professional activities based on the implementation of the general educational program in accordance with

© Вороткова И. Ю., Усачева А. В., 2022

the requirements of the Federal State Educational Standard and the professional standard of the teacher. In the scientific and theoretical aspect, the relevance of the study is determined by the need to determine the methodological, theoretical foundations and pedagogical conditions for overcoming professional deficits of teachers in the process of implementing professional activities. In the scientific and methodological aspect, the relevance of the research is determined by the need for scientifically based methods and technologies that contribute to the successful overcoming of professional deficits in the process of professional pedagogical activity.

The study was carried out in October - November 2021, the method of collecting information was a questionnaire survey. During the study, the diagnosis of professional deficits was carried out, which was based on the reflection of teachers of their professional activities. The diagnostic results demonstrate the presence of a fairly large percentage of teachers experiencing professional difficulties in various aspects of professional activity. The practical significance of the study lies in the fact that the diagnostic materials obtained will become the basis for building individual routes of professional development of a teacher, overcoming professional deficits and building a methodological network. And in the future, they will serve as a support for the search for effective methodological strategies for overcoming professional deficits in the process of preparing for pedagogical activity of students of non-pedagogical universities.

FOR CITATION: Vorotkova, I. Yu., Usacheva, A. V. (2022). Diagnostics of Professional Deficits of Modern Teachers Based on the Results of Professional Activity. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 105-112.

Концепция модернизации российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, работы в области повышения квалификации педагогов. С разработкой профессионального стандарта1 педагога в условиях исполнения указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» появляется современный перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации. Внедрение профессионального стандарта кардинально изменяет сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством ее творческого освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современные проблемы требуют от педагогов новых профессиональных и личностных качеств, таких как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, использовать в своей педагогической деятельности имеющиеся ресурсы, современные методы и технологии, оценивать собственную профессиональную компетентность, способность к осознанному анализу своей деятельности, демонстрировать инновационное поведение, способность са-

1 Профессиональный стандарт «Педагог (педаго-

гическая деятельность в дошкольном, начальном об-

щем, основном общем, среднем общем образовании)

(воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Мини-

стерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н // Портал ГА-

РАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://base.garant.ru/

70535556/ (дата обращения: 21.01.2022).

мостоятельно решать сложные задачи, управлять, быстро адаптироваться к меняющимся условиям, демонстрировать навыки сохранения и укрепления здоровья, обладать стрессоустойчивостью.

Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя на разных этапах его профессиональной карьеры является одним из важнейших направлений современной государственной политики в области образования. Так, в целях реализации поручения Президента РФ Министерство образования и науки РФ утвердило план мероприятий по формированию и введению национальной системы учительского роста (приказ от 26 июля 2017 г. № 703), связанной с повышением достигнутого уровня педагогической квалификации.

Профессиональную компетентность специалиста можно раскрыть как интегральную характеристику личности, определяющую ее способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [8].

Между тем высокий уровень требований к современному учителю, темпы преобразований образовательной практики, основанные на диверсификации, индивидуализации, цифровизации образования, а также развитии опережающего и непрерывного образования, приводят к тому, что педагоги накапливают значительные профессиональные дефициты, которые проявляются как отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций, вызывающее типичные затруднения по пути достижения поставленных целей и задач профессиональной деятельности. Происходит это вследствие того, что педагоги не всегда успевают за темпами происходящих преобразований в системе образования на современном этапе.

Ситуация осложняется тем, что в образовательные учреждения с желанием осуществлять педагогическую деятельность приходят не только выпускники профильных педагогических вузов, но и выпускники непедагогических вузов. И вопрос педагогической подготовки студентов-бакалавров непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности в условиях отсутствия достаточного количества часов на теоретическую и практическую подготовку по предметам педагогического цикла, остается проблемным. Как следствие, недостаточное развитие профессионально-педагогических компетенций и появление профессиональных дефицитов при реализации педагогической деятельности.

Дефицитарный характер профессиональных компетенций педагога в своих трудах исследуют такие ученые, как И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова, А. В. Хуторской и другие.

Профессиональные дефициты - это осознанные или неосознанные недостатки (ограничения) в профессиональной компетентности, которые создают препятствия к осуществлению профессиональных действий.

С позиции управления персоналом профессиональные дефициты могут, с одной стороны, рассматриваться как кадровый дефицит, с другой стороны, изучаться как дефицитные профессиональные навыки (квалификационный дефицит), которые необходимо у работников сначала формировать, а затем развивать и совершенствовать.

Профессиональные дефициты выступают как разница между компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций и имеющимися у педагога в реальной ситуации.

Однако наиболее часто в психолого-педагогической литературе понятие «профессиональные дефициты педагога» раскрывается как затруднения, которые испытывает учитель при решении профессиональных задач.

Одно из первых комплексных рассмотрений затруднений в педагогической деятельности принадлежит Н. В. Кузьминой (1967) [9]-

Типичные затруднения учителей в решении задач оптимизации учебно-воспитательного процесса впервые в отечественной дидактике проанализировал Ю. К. Бабанский (1977)- Им была представлена разработка системы методов совершенствования методической подготовки педагогов, включающая выполнение системных упражнений, анализ примеров по использованию передового педагогического опыта, самоанализ успехов и неуспехов в собственной деятельности. Также ученый

выявил необходимые условия в школе, создание которых будет способствовать внедрению в практику идей оптимизации процесса обучения [2].

Таким образом, в период с 1967 по 1999 годы различные авторы так или иначе уделяли внимание проблеме профессиональных затруднений в своих исследованиях:

A. П. Виноградова, Н. В. Кузьмина, Т. С. Полякова, С. Г. Вершловский, А. Г. Мороз,

B. Т. Ащепков, С. В. Аранова, А. Д. Деминцев, Н. С. Подходова, В. Г. Сусов, Н. Н. Леонтьева и другие ученые.

Так, ученые А. Д. Деминцев (1986),

C. Г. Вершловский (1987, 1988), А. Г. Мороз (1986), В. Т. Ащепков (1987) особым образом выделяли проблему профессиональных затруднений, с которыми сталкиваются молодые педагоги в начале своего профессионального пути.

Рассматривая педагогическое взаимодействие между учениками и учителем, И. А. Зимняя (1999) выделила такие области взаимодействия, в которых учителя испытывают наибольшие затруднения [6].

В своих работах Н. В. Кузьмина и А. А- Реан дают определение понятию «педагогические затруднения», раскрывая его как «субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов, образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и отношения к ней» [10, с. 78-79]-

Начиная с 2000-х годов профессиональные затруднения учителей являются предметом рассмотрения многих современных российских исследований, посвященных изучению профессиональной педагогической деятельности учителя: Е. Н. Лазарева

(2000) занималась выявлением причин значительной доли затруднений, А. П. Гуреев

(2001) проанализировал содержание понятия «затруднение» и разработал авторскую классификацию профессиональных затруднений педагогов образовательных учреждений, Т. А. Загривная (2006) исследовала уровень профессиональной компетентности учителей, Е. В. Перенкова (2003) осуществила поиск инструментов преодоления трудностей в работе педагогов, С. В. Аранова, Н. Н. Леонтьева, Н. С. Подходова, В. Г. Сусов (2013) рассмотрели типичные затруднения учителей, В. С. Собкин и Д- В. Адамчук (2014-2016) исследовали множественные аспекты деятельности учителя.

С 2019 г. по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки периодически проводятся исследования компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образова-

тельную деятельность по образовательным программам общего образования.

Таким образом, обзор научных работ, которые посвящены выявлению дефицитов учителей, особенностей их возникновения и их внутренней динамики, а также способов их преодоления, демонстрирует факт того, что проблема профессиональных дефицитов современных педагогов не просто актуальна на сегодняшний день, а находится вне времени.

Исследование, организованное в октябре - ноябре 2021 года, посвящено рассмотрению двух аспектов данной проблемы -выявлению профессиональных дефицитов педагогических работников в процессе реализации педагогической деятельности на современном этапе и поиску научно обоснованных методик и технологий, способствующих успешному преодолению профессиональных дефицитов в процессе подготовки к педагогической деятельности студентов непедагогических вузов.

Первый этап опытно-поисковой работы - констатирующий - позволил провести диагностику профессиональных дефицитов современных учителей на основании осуществления ими рефлексии профессиональной деятельности и выявить процент педагогов, испытывающих профессиональные затруднения в различных аспектах

профессиональной деятельности.

Всего в диагностике профессиональных дефицитов в рамках констатирующего этапа педагогического исследования в указанный период приняли участие 132 педагога из образовательных учреждений Ленинского района г. Екатеринбурга. Базой для исследования выступил МАОУ Лицей № 173 как методическая площадка городского ресурсного центра «Призвание».

Направления диагностики профессиональных дефицитов педагогических кадров были определены согласно нормативно установленному перечню профессиональных компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных компетенций, которые, в свою очередь, связаны с трудовыми функциями, обозначенными в профессиональном стандарте «Педагог» [14].

В процессе диагностики педагогам было предложено проанализировать результаты своей профессиональной деятельности и ответить на 50 вопросов анкеты, разделенных, в свою очередь, на 5 разделов (табл.).

После получения результатов анкетирования были подсчитаны количество и соответствующий процент педагогов, которые на вопросы анкеты дали ответы следующего характера: «Получается, но необходимо совершенствование», «Испытываю затруднения».

Количество педагогов, имеющих профессиональные дефициты (чел.) Количество педагогов, имеющих профессиональные дефициты (%)

Раздел I. Профессиональные дефициты в области общепедагогической профессиональной компетентности Составление рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей 60 45,8

Разработка программ курсов внеурочной деятельности 76 58,0

Организация и поддержание разнообразных видов деятельности обучающихся 57 43,5

Организация самостоятельной работы обучающихся 49 37,4

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся 70 53,4

Применение в образовательной деятельности: проблемного, развивающего, дифференцированного обучения и других СОТ 85 64,9

Оценка эффективности и результатов обучающихся по предмету 66 50,4

Выявление причин неуспеваемости обучающихся по предмету 60 45,8

Организация работы с хорошо успевающими и одаренными обучающимися 70 53,4

Организация работы со слабо мотивированными обучающихся 91 69,5

Формирование мотивации к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся 75 57,3

Осуществление межпредметных связей 66 50,4

Освоение и применение современных достижений науки, техники, практики в профессиональной деятельности 75 57,3

Таблица

Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов

Продолжение таблицы

Количество педагогов, имеющих профессиональные дефициты (чел.) Количество педагогов, имеющих профессиональные дефициты (%)

Раздел II. Профессиональные дефициты в области оценочно-рефлексивной компетентности Оценка результатов своей профессиональной деятельности 69 52,7

Коррекция своей профессиональной деятельности 69 52,7

Прогнозирование результатов своей профессиональной деятельности 71 54,2

Раздел III. Профессиональные дефициты в области педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков Подбор необходимого учебного материала в соответствии с поставленной целью урока 31 23,7

Учет психолого-педагогических возрастных особенностей обучающихся 45 34,4

Подбор учебных заданий различной степени сложности 41 31,3

Подбор методического обеспечения урока (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях) 38 29,0

Постановка цели урока 38 29,0

Включение обучающихся в формулирование целей урока 76 58,0

Постановка образовательных задач урока 53 40,5

Постановка воспитательных задач урока 53 40,5

Постановка развивающих задач урока 49 37,4

Включение обучающихся в планирование деятельности по достижению цели и задач урока 76 58,0

Четкое определение места каждого урока в системе уроков по данной теме 51 38,9

Выбор оптимальных методов, форм, приемов и средств обучения 61 46,6

Рациональное распределение времени урока 61 46,6

Подготовка комфортных санитарно-гигиенических условий (материально-техническое обеспечение, расстановка рабочих мест и др.) 42 32,1

Создание условий для актуализации опыта обучающихся 66 50,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемное изложение материала урока 66 50,4

Предоставление возможности выбора для обучающихся оптимальных методов, форм, приемов и средств обучения 84 64,1

Проверки знаний учащихся 38 29,0

Подведение итогов урока 45 34,4

Формулирование и разъяснение домашнего задания, определение его места в структуре урока 31 23,7

Умение использовать рефлексию на уроке 65 49,6

Вовлечение в урочную деятельность обучающихся с различной учебной мотивацией и учебными достижениями 82 62,6

Комментирование учебных достижений обучающихся 49 37,4

Формирование положительной эмоциональной сферы обучающихся на уроке 40 30,5

Продолжение таблицы

Количество педагогов, имеющих профессиональные дефициты (чел.) Количество педагогов, имеющих профессиональные дефициты (%)

= 2 о а « н К 5 Учет психологических особенностей возраста в процессе обучения обучающихся 59 45,0

Раздел IV. Пр« ональные деф в области пси: педагогическ« петентно! Владение приемами планирования и организации учебной деятельно-нести обучающихся 59 45,0

пеВладение приемами планирования и организации личного труда 67 51,1

Раздел V. Профессиональные дефициты в области коммуникативной компетентности Социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоце-ночности 60 45,8

Разрешение конфликтных ситуаций 72 55,0

Взаимодействие с родителями обучающихся 61 48,9

Организация совместной деятельности родителей и обучающихся 73 55,7

Взаимодействие со смежными специалистами по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся 63 48,1

Взаимодействие с администрацией ОО 44 33,6

Участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях 77 58,8

В Разделе 1 отражены трудовые действия педагога, связанные с разработкой и реализацией программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, осуществлением профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, формированием мотивации к обучению, оценкой эффективности и результатов обучающихся по предмету, выявлением причин неуспеваемости, с осуществлением индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и построением личностно-ориентированного обучения. Анализируя результаты по данному разделу, можно определить наибольший показатель дефицитов, который связан с организацией работы для слабо мотивированных обучающихся - 69,5%. На втором месте дефициты, вызванные применением в образовательной деятельности современных образовательных технологий - 64,9%. В целом можно констатировать, что 9 из 13 показателей общепедагогической компетентности вызывают затруднения у более чем 50% опрошенных учителей.

Раздел 2 содержит такие характеристики трудовых действий педагога, которые проявляются в оценке, коррекции и прогнозировании результатов своей профессиональной деятельности. Полученные диагностические материалы свидетельствуют о наличии профессиональных дефицитов в

области оценочно-рефлексивной компетентности у порядка 70% педагогов, что является достаточно высоким показателем имеющихся затруднений.

Трудовые действия педагогов, представленные в Разделе 3, раскрываются с позиции планирования и проведения учебных занятий, целеполагания, создания благоприятных условий для продуктивной познавательной деятельности обучаемых, осуществления психолого-педагогического сопровождения своей деятельности, предоставления обучающимся возможности принимать самое активное участие в планировании и реализации учебно-воспитательного процесса. Полученные результаты демонстрируют факт того, что появление наибольших показателей профессиональных дефицитов в области педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков связано, во-первых, с предоставлением возможности выбора для обучающихся оптимальных методов, форм, приемов и средств обучения -подобные затруднения испытывают 64,1% педагогов; во-вторых, с вовлечением обучающихся с различной учебной мотивацией и учебными достижениями в урочную деятельность - такого рода дефициты проявились у 62,6% опрошенных педагогов.

Профессиональные дефициты, которые были выявлены в области психолого-педагогической компетентности современ-

ных учителей (Раздел 4), связаны с такими трудовыми действиями учителей, как учет психологических особенностей возраста в процессе обучения обучающихся, владение приемами планирования и организации учебной деятельности обучающихся. Самой затруднительной для педагогов при анализе результатов своей профессиональной деятельности оказалась позиция по владению приемами планирования и организации личного труда. Такой профессиональный дефицит проявился у более чем половины респондентов - 51,1%.

Раздел 5 представлен трудовыми действиями, ориентированными на установление педагогически целесообразных контактов с обучающимися и их родителями, принятие оптимальных педагогических решений при возникновении конфликтных ситуаций, оказание положительного воздействия на обучающихся. Затруднения учителей, которые они испытывают в области коммуникативной компетентности, связаны в первую очередь с участием в профессиональных дискуссиях и обсуждениях -58,8%, во вторую очередь - с организацией совместной деятельности родителей и обучающихся - 55,7%, в третью - с разрешением конфликтных ситуаций - 55,0%

Таким образом, по результатам диагностики профессиональных дефицитов современных учителей можно выделить устойчивые затруднения в конструктивном, организаторском, коммуникативном, гностическом и других компонентах педагогической деятельности, что, в свою очередь,

не дает возможности педагогам полноценно выполнять свои трудовые функции.

Результаты исследования показали, что для полноценной реализации федеральных проектов национального проекта «Образование» необходимы организация адресной помощи педагогам, испытывающим профессиональные затруднения, а также пересмотр и трансформация системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки учителей, направленной на повышение качества общего образования в целом. Очевидно, что модернизация системы педагогического образования должна способствовать повышению качества подготовки педагогических работников новой формации, способных реализовать принятую стратегию модернизации системы российского образования и эффективно участвовать в реализации ООП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога.

Полученные на констатирующем этапе педагогического исследования материалы послужат основой для построения индивидуальных маршрутов профессионального развития педагога, преодоления профессиональных дефицитов и построения методической сети, предназначенной для оказания адресной помощи учителям. А на следующих этапах исследования станут отправной точкой в изучении профессиональных дефицитов в процессе подготовки к педагогической деятельности студентов непедагогических вузов и поиске эффективных методических стратегий их преодоления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аранова, С. В. Подготовка будущих учителей к организации педагогической поддержки неуспешных учащихся : учебно-методическое пособие / С. В. Аранова, О. А. Ивашова, Н. Н. Лазукова, О. В. Леонтьева, Н. С. Подходова, В. Г. Суслов. - СПб. : Свое издательство, 2013. - 137 с.

2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю. К. Бабан-ский. - М. : Педагогика, 1977. - 256 с.

3. Виноградова, А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе / А. П. Виноградова. - Текст : электронный / / Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20976.

4. Гуреев, А. Рефлексия профессиональной деятельности педагога как психолого-педагогическая проблема : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гуреев А. - Челябинск, 2001. - 21 с.

5. Загривная, Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Загривная Т. А. - СПб., 2006.

6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. -3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 447 с.

7. Каменев, Р. В. Профессиональные дефициты учителя технологии, анализ предметных и методических компетенций / Р. В. Каменев. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29854 (дата обращения: 17.01.2022).

8. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков, И. В. Клещева [и др.]. - СПб. : НИУИТМО, 2014. - 98 с.

9. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина ; Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. - 183 с.

10. Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. Л. Реан. -СПб. ; Рыбинск : Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи, 1993. - 54 с.

11. Лазарева, Е. Н. Система диагностики и коррекции профессиональной деятельности учителя : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Лазарева Е. Н. ; Ин-т сред. проф. образования Рос. акад. образования. -Йошкар-Ола, 2000. - 216 с.

12. Перенкова, Е. В. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы : дис. ... канд. пед. наук / Перенкова Е. В. - М., 2003. - 187 с.

13. Петунин, О. В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образования / О. В. Петунин. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=2406i (дата обращения: 23.01.2022).

14. Собкин, В. С. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации / В. С. Собкин, Д. В. Адамчук // Труды по социологии образования. T. XVIII. Вып. ХХХ. - М. : ИУО РАО, 2016.

REFERENCES

1. Aranova, S. V., Ivashova, O. A., Lazukova, N. N., Leontyeva, O. V., Podkhodova, N. S., Suslov, V. G. (2013). Podgotovka budushchikh uchitelei k organizatsii pedagogicheskoi podderzhki neuspeshnykh uchash-chikhsya [Training Future Teachers for the Organization of Pedagogical Support for Unsuccessful Students]. Saint Petersburg, Svoe izdatel'stvo. 137 p.

2. Babansky, Yu. K. (1977). Optimizatsiya protsessa obucheniya (obshchedidakticheskii aspekt) [Optimization of the Learning Process (General Didactic Aspect)]. Moscow, Pedagogika. 256 p.

3. Vinogradova, A. P. (2015). Issledovanie professional'nykh zatrudnenii uchitelei v postroenii obra-zovatel'nogo protsessa v osnovnoi shkole [The Study of Teachers' Professional Difficulties in Building the Educational Process in the Basic School]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 4. URL: http: //www.science-education.ru/ru/ article/view?id=20976.

4. Gureev, A. (2001). Refleksiya professional'noi deyatel'nosti pedagoga kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Reflection of the Professional Activity of a Teacher as a Psychological and Pedagogical Problem]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk. 21 p.

5. Zagrivnaya, T. A. (2006). Stanovlenie nauchno-metodicheskoi kompetentnosti pedagogov v protsesse professional'noi deyatel'nosti [The Formation of Scientific and Methodological Competence of Teachers in the Process of Professional Activity]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Saint Petersburg.

6. Zimnyaya, I. A. (2010). Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. 3rd edition. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta, Voronezh, MODEK. 447 p.

7. Kamenev, R. V. (2020). Professional'nye defitsity uchitelya tekhnologii, analiz predmetnykh i meto-dicheskikh kompetentsii [Professional Deficits of Technology Teacher, Analysis of Subject and Methodological Competence]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 3. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=29854 (mode of access: 17.01.2022).

8. Shekhonin, A. A., Tarlykov, V. A., Kleshcheva, I. V., et al. (2014). Kompetentnostno-orientirovannye za-daniya v sisteme vysshego obrazovaniya [Competence-Oriented Tasks in the System of Higher Education]. Saint Petersburg, NIUITMO. 98 p.

9. Kuz'mina, N. V. (1967). Ocherkipsikhologii truda uchitelya: Psikhologicheskaya struktura deyatel'nosti uchitelya i formirovanie ego lichnosti [Essays on the Psychology of the Teacher's Work: The Psychological Structure of the Teacher's Activity and the Formation of His Personality]. Leningrad, Izdatel'stvo Leningradskogo uni-versiteta. 183 p.

10. Kuz'mina, N. V., Rean, A. L. (1993). Professionalizm pedagogicheskoi deyatel'nosti [Professionalism of Pedagogical Activity]. Saint Petersburg, Rybinsk, Nauchno-issledovatel'skii tsentr razvitiya tvorchestva mo-lodezhi. 54 p.

11. Lazareva, E. N. (2000). Sistema diagnostiki i korrektsii professional'noi deyatel'nosti uchitelya [The System for Diagnosing and Correcting the Professional Activity of a Teacher]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ioshkar-Ola. 216 p.

12. Perenkova, E. V. (2003). Razvitie sposobnosti uchitelya k samoanalizu professional'noi deyatel'nosti v protsesse metodicheskoi raboty [Development of the Teacher's Ability to Introspection of Professional Activity in the Process of Methodical Work]. Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 187 p.

13. Petunin, O. V. (2016). Professional'nye zatrudneniya pedagoga pri vnedrenii FGOS obshchego obrazo-vaniya [Professional Difficulties of the Teacher in the Implementation of the Federal State Educational Standard of General Education]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24061 (mode of access: 23.01.2022).

14. Sobkin, V. S., Adamchuk, D. V. (2016). Sovremennyi uchitel': zhiznennye i professional'nye orientatsii [Modern Teacher': Life and Professional Orientations]. In Trudy po sotsiologii obrazovaniya. Vol. XVIII. Issue XXX. Moscow, IUO RAO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.