Научная статья на тему 'Модель обучения в профильных психолого-педагогических классах'

Модель обучения в профильных психолого-педагогических классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональное образование / предпрофильное образование / предпрофессиональное образование / профессиональное обучение / профильное обучение / психолого-педагогические классы / модель обучения / vocational education / pre-professional education / pre-professional education / vocational training / specialized training / psychological and pedagogical classes / training model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хитрова Анна Викторовна, Колосова Наталия Николаевна

Профильное обучение сегодня призвано решить ряд насущных и актуальных проблем, одной из которых является повышение мотивации молодых людей к будущей профессиональной деятельности, формирование у них необходимых для ее осуществления ключевых компетенций и практических навыков. Профориентация и самоопределение школьников, казалось бы, должны способствовать этому, но, как показывает опыт работы в профильных психолого-педагогических классах, это далеко не так. Стоит отметить, что профориентация и самоопределение ориентированы на устранение частных проблем и являются частью общей работы по организации профильного обучения, которое, однако, по нашему мнению, значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому аспект изучения системы обучения в профильных классах представляется нам особо важным. Данное обстоятельство дает возможность сформулировать цель статьи, заключающуюся в описании модели обучения в профильных психолого-педагогических классах. Системно-деятельностный подход как основополагающий принцип образования позволяет выстроить соответствующую модель деятельности педагога по организации обучения в классах психолого-педагогической направленности. Практическая вовлеченность старшеклассников в активную педагогическую деятельность способствует формированию мотивационной, личностной, поведенческих сфер, о чем свидетельствуют их качественные изменения. Предложенная модель обучения существенно отличается от традиционного видения построения предпрофессионального образования. В основе авторского толкования лежит комплексный подход, позволяющий охватить всех обучающихся через вовлечение в проектную, научно-исследовательскую, практическую деятельность. Школьники уже на этапе профильной подготовки примеряют на себя роли воспитателя, учителя, преподавателя, исследователя. Теоретическая значимость статьи заключается в описании модели обучения в профильных психолого-педагогических классах; сравнительном анализе подходов к организации предпрофильного и профессионального образования в отечественной и зарубежной практике; обобщении современной системы профильного обучения. Практическая значимость статьи состоит в обосновании авторской модели обучения в профильных психолого-педагогических классах на примере школ города Евпатории, что в дальнейшем поможет как авторам, так и научному сообществу, занимающемуся вопросами профилизации, разнообразить виды, формы вовлечения педагогически заинтересованного поколения в будущую профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хитрова Анна Викторовна, Колосова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of teaching in specialized psychological and pedagogical classes

Specialized training today is designed to solve a number of pressing and urgent problems, one of which is to increase the motivation of young people for future professional activity, the formation of key competences and practical skills necessary for its implementation. Career guidance and self-determination of schoolchildren seem to contribute to this but, as the practical work in specialized psychological and pedagogical classes shows, this is far from the real case. It is worth noting that career guidance and self-determination are focused on the elimination of particular problems, and are part of the overall work on the organization of specialized training, which, however, in our opinion, is much broader than it may seem at first glance. Therefore, the aspect of studying the system of education in specialized classes seems to us particularly important. This circumstance makes it possible to formulate the purpose of the article, which is to describe the model of teaching in specialized psychological and pedagogical classes. The system activity-oriented approach, as a fundamental principle of education, allows us to build an appropriate model of a teacher's activity in organizing training in classes of psychological and pedagogical orientation. The practical involvement of high school students in active pedagogical activity contributes to the formation of motivational, personal, behavioral spheres, as evidenced by their qualitative changes. The proposed training model differs significantly from the traditional vision of building a pre-professional education. The author's interpretation is based on an integrated approach that allows to reach all students through involvement in project, research, and practical activities. Schoolchildren already at the stage of special training try on the roles of educator, teacher, instructor, researcher. The theoretical significance of the article lies in the description of the model of training in specialized psychological and pedagogical classes; comparative analysis of approaches to the organization of pre-professional and vocational education in domestic and foreign practice; generalization of the modern system of specialized training. The practical significance of the article consists in substantiating the author's model of teaching in specialized psychological and pedagogical classes (the case of Yevpatoria schools), which will help both the authors and the scientific community deal in the future with issues of specializing to diversify the types and forms of involvement of the pedagogically interested generation in future professional activities.

Текст научной работы на тему «Модель обучения в профильных психолого-педагогических классах»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 11 (ноябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231113 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11113 УДК 373.66

Модель обучения в профильных психолого-педагогических классах

The model of teaching in specialized psychological and pedagogical classes

Авторы статьи

L

Authors of the article

Хитрова Анна Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Евпатория, Российская Федерация [email protected]

ORCID: 0000-0003-4848-9661

Колосова Наталия Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Евпатория, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-3965-8606

Anna V. Khitrova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Primary, Preschool and Psychological and Pedagogical Education, Yevpatoriya Institute of Social Sciences, branch of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Evpatoria, Russian Federation [email protected]

ORCID: 0000-0003-4848-9661 Nataliya N. Kolosova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Primary, Preschool and Psychological and Pedagogical Education, Yevpatoriya Institute of Social Sciences, branch of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Evpatoria, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-3965-8606

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Для

цитирования

| Conflict of interest is not declared _ For citation

Хитрова А. В., Колосова Н. Н. Модель обучения в профильных психолого-педагогических классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11. - С. 115-131. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231113.htm - DOI 10.24412/2304-120X-2023-11113

A. V. Khitrova, N. N. Kolosova, The model of teaching in specialized psychological and pedagogical classes // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2023. - No. 11. - P. 115-131. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231113.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11113

Поступила в редакцию Received 19.09.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.10.23

Принята к публикации Accepted for publication 21.10.23 Опубликована Published 30.11.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Хитрова А. В., Колосова Н. Н., 2023

Аннотация

L

Abstract

L

Профильное обучение сегодня призвано решить ряд насущных и актуальных проблем, одной из которых является повышение мотивации молодых людей к будущей профессиональной деятельности, формирование у них необходимых для ее осуществления ключевых компетенций и практических навыков. Профориентация и самоопределение школьников, казалось бы, должны способствовать этому, но, как показывает опыт работы в профильных психолого-педагогических классах, это далеко не так. Стоит отметить, что профориентация и самоопределение ориентированы на устранение частных проблем и являются частью общей работы по организации профильного обучения, которое, однако, по нашему мнению, значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому аспект изучения системы обучения в профильных классах представляется нам особо важным. Данное обстоятельство дает возможность сформулировать цель статьи, заключающуюся в описании модели обучения в профильных психолого-педагогических классах. Системно-деятельност-ный подход как основополагающий принцип образования позволяет выстроить соответствующую модель деятельности педагога по организации обучения в классах психолого-педагогической направленности. Практическая вовлеченность старшеклассников в активную педагогическую деятельность способствует формированию мотивационной, личностной, поведенческих сфер, о чем свидетельствуют их качественные изменения. Предложенная модель обучения существенно отличается от традиционного видения построения предпро-фессионального образования. В основе авторского толкования лежит комплексный подход, позволяющий охватить всех обучающихся через вовлечение в проектную, научно-исследовательскую, практическую деятельность. Школьники уже на этапе профильной подготовки примеряют на себя роли воспитателя, учителя, преподавателя, исследователя. Теоретическая значимость статьи заключается в описании модели обучения в профильных психолого-педагогических классах; сравнительном анализе подходов к организации предпро-фильного и профессионального образования в отечественной и зарубежной практике; обобщении современной системы профильного обучения. Практическая значимость статьи состоит в обосновании авторской модели обучения в профильных психолого-педагогических классах на примере школ города Евпатории, что в дальнейшем поможет как авторам, так и научному сообществу, занимающемуся вопросами профилизации, разнообразить виды, формы вовлечения педагогически заинтересованного поколения в будущую профессиональную деятельность.

Specialized training today is designed to solve a number of pressing and urgent problems, one of which is to increase the motivation of young people for future professional activity, the formation of key competences and practical skills necessary for its implementation. Career guidance and self-determination of schoolchildren seem to contribute to this but, as the practical work in specialized psychological and pedagogical classes shows, this is far from the real case. It is worth noting that career guidance and self-determination are focused on the elimination of particular problems, and are part of the overall work on the organization of specialized training, which, however, in our opinion, is much broader than it may seem at first glance. Therefore, the aspect of studying the system of education in specialized classes seems to us particularly important. This circumstance makes it possible to formulate the purpose of the article, which is to describe the model of teaching in specialized psychological and pedagogical classes. The system activity-oriented approach, as a fundamental principle of education, allows us to build an appropriate model of a teacher's activity in organizing training in classes of psychological and pedagogical orientation. The practical involvement of high school students in active pedagogical activity contributes to the formation of motivational, personal, behavioral spheres, as evidenced by their qualitative changes. The proposed training model differs significantly from the traditional vision of building a pre-profes-sional education. The author's interpretation is based on an integrated approach that allows to reach all students through involvement in project, research, and practical activities. Schoolchildren already at the stage of special training try on the roles of educator, teacher, instructor, researcher. The theoretical significance of the article lies in the description of the model of training in specialized psychological and pedagogical classes; comparative analysis of approaches to the organization of pre-professional and vocational education in domestic and foreign practice; generalization of the modern system of specialized training. The practical significance of the article consists in substantiating the author's model of teaching in specialized psychological and pedagogical classes (the case of Yevpatoria schools), which will help both the authors and the scientific community deal in the future with issues of specializing to diversify the types and forms of involvement of the pedagogically interested generation in future professional activities.

Ключевые слова

Key words

профессиональное образование, предпрофильное образование, предпрофессиональное образование, профессиональное обучение, профильное обучение, психолого-педагогические классы, модель обучения

vocational education, pre-professional education, pre-professional education, vocational training, specialized training, psychological and pedagogical classes, training model

Благодарности

_ Acknowledgements

Авторы выражают благодарность педагогическому коллективу кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» за оказанную помощь и содействие при подготовке и проведении исследования.

The authors express their gratitude to the teaching staff of the Department of Primary, Preschool and Psychological-Pedagogical Education of the Evpatoria Institute of Social Sciences, branch of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky for their assistance in preparing and conducting the study.

Введение / 1п^о^сйоп

Сегодня в российском государстве наблюдаются изменения и сдвиги практически во всех сферах жизни, в том числе и системе образования. Наметилась одна из ключевых тенденций - отказ от зарубежных и европейских стандартов, концентрация на национальных интересах, о чем свидетельствует Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1]. Приоритетное и долгосрочное развитие государства обеспечивается в условиях создания фундаментальной модели образования, где основой выступает современная школа. В одном из своих выступлений В. В. Путин отметил: «То, какой должна быть современная школа: ее инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций - все это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей, потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни» [2].

В этой связи важнейшей задачей модернизации системы образования становится подготовка педагогов нового поколения, самостоятельных, инициативных, ответственных, способных эффективно решать профессиональные задачи. Именно поэтому возникает потребность в как можно более раннем развитии личностных качеств, творческих способностей молодых людей, формировании умения самостоятельно приобретать новые знания. Это становится возможным только в ситуации, когда они мотивированы и заинтересованы в своем профессиональном становлении.

Обозначенный круг вопросов решается через организацию профильного обучения в школе. В 2023-2024 годах в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (поручение Президента Российской Федерации от 20 декабря 2020 года № Пр-2182) [3] будет реализован проект «Билет в будущее» (поручение Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года № Пр-328) [4], а также через повышение престижа профессии педагога. Не зря 2023 год объявлен Указом Президента РФ от 27.06.2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» Годом педагога и наставника [5].

К текущему моменту в рамках обеспечения профильного обучения старшеклассников создана вполне работающая нормативно-правовая база, регламентирующая специфику и особенности организации такого обучения. В частности, речь идет о «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002) [6], «Методических рекомендациях для общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования» (2021) [7], письме Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» [8].

Однако опыт работы показывает, что педагоги-практики, осуществляющие деятельность в профильных классах в целом и в психолого-педагогических в частности, сталкиваются с рядом трудностей, одну из которых можно обозначить как отсутствие унифицированной модели построения обучения; ее наличие могло бы обеспечить эффективность и результативность профилизации подрастающего поколения.

Обзор литературы / Literature review

В отечественной педагогической науке и практике с понятием профильного обучения связан ряд дефиниций, по звучанию очень схожих, но по смысловой направленности различных. Для того чтобы выстроить логически верную цепочку понятийных категорий, в первую очередь обратимся к раскрытию термина «профессиональное образование». В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [9] данное понятие трактуется как «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [10]. Из данной формулировки вполне ясно, что отсылка идет к виду, уровню, а также реализуемой программе профессиональной подготовки. В таком случае возникает вполне закономерный вопрос о связи профессионального образования как самостоятельной позиции с профильным обучением. Ответ на него мы находим в монографии Н. В. Ронжиной, которая отмечает, что «профессиональная ориентация школьников является неотъемлемым пропедевтическим элементом профессионального образования» [11].

Таким образом, профильное обучение, в основе которого лежат профессиональная ориентация и самоопределение, - эта связующее звено между общим и профессиональным образованием. Кроме этого в качестве таких «мостиков» можно обозначить предпрофильное и предпрофессиональное образование. Реализация названных типов происходит, как отмечает А. А. Супрун, так: «Предпрофильное на уровне основного общего образования и предпрофессиональное образование - на уровне среднего общего образования» [12]. Исследователи Л. В. Байбородова, Е. В. Новикова раскрывают дефиницию предпрофильного образования в контексте системы «педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения...» [13]. Исходя из этого, можно сказать, что нет единого мнения и рекомендаций у педагогов-практиков в части, когда необходимо проводить работу по предпрофиль-ной подготовке школьников, но, как заметил Л. Н. Серебренников, «ее целесообразно начинать за два года до отбора в профильные классы, чтобы учащиеся могли узнать

0 различных профессиях, попробовать свои силы в различных сферах деятельности и осознанно сделать выбор дальнейшего образовательного пути.» [14]. Поэтому данный тезис позволяет нам сделать вполне логичный вывод, что предпрофильное образование в современной школе совпадает с обучением детей в 7-9-х классах и является выполнением одного из уровней профессионального минимума, который вводится с

1 сентября 2023 года в России.

В рамках нашего исследования понятия «предпрофессиональное образование» и «профессиональное обучение» по содержательной семантике являются близкими и относятся к одному смысловому ряду с той лишь разницей, что первое призвано достичь выполнения приоритетных целей, стоящих перед системой профильного обучения школьников, второе - разрешает поставленную задачу в узком ключе и предполагает приобретение обучающимися профессиональной компетенции, получение рабочей профессии в 11-м классе. С аттестатом школьникам вручается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Дефиниция «профильное обучение» детально раскрыта авторами методических рекомендаций: это «средство дифференциации и индивидуализации обучения <.. .> позволяющее <.. .> более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [15]. Данное определение позволяет назвать ключевые концептуальные подходы, лежащие в основе профилизации обучения, а именно индивидуально-дифференцированный, личностно ориентированный, которые дают возможность выстроить работу в профильных психолого-педагогических классах - объектах нашего исследования. А. В. Хитровой в одной из последних публикаций дается определение этому понятию как объединению «обучающихся образовательной организации, что характеризуется избирательностью состава класса, профилизацией за счет включения в учебный план дисциплин и модулей психолого-педагогической направленности, технологизацией образовательного процесса, осуществляемому в ходе взаимодействия с другими организациями и социальными партнерами» [16]. Кроме этого исследователь описывает специфику организации проектной деятельности обучающихся в профильных психолого-педагогических классах, что имеет принципиальное значение для построения модели, о которой речь пойдет ниже [17].

Нам представляется интересным современный взгляд Д. И. Гриц, оперирующей понятиями «профильное», «предпрофессиональное» обучение и отмечающей, что именно они наиболее часто используются в России. При этом первая категория по сущностному наполнению соответствует авторской трактовке, представленной в «Концепции», а вторая, по мнению автора, выступает «частным случаем профилизации, ориентированным на освоение практических навыков и умений, необходимых для входа в профессию» [18].

Таким образом, в настоящий момент отечественной наукой и практикой накоплен значительный опыт по рассмотрению и описанию основных категорий, образующих систему профильного обучения.

Анализ зарубежных источников по рассматриваемой проблематике позволяет сделать некоторые умозаключения: в вопросе использования единого термина, раскрывающего суть профессионального образования, нет согласованности (vocational learning, vocational training, career education), что вызывает много дискуссий в профессиональных кругах в отношении его сущностного наполнения. В частности, A. Робертс приводит в качестве примера следующее определение дефиниции «профессиональное образование»: «развитие знаний, навыков и установок посредством запланированной программы получения опыта в сфере образования и профессиональной переподготовки, которая поможет студентам принимать обоснованные решения относительно вариантов их учебы и/или работы и обеспечит эффективное участие в трудовой жизни» [19]. При этом ученый отмечает, что в контексте исследований по изучению эффективности профессионального образования важным аспектом является проведение консультаций по вопросам карьеры, информации или консультирования.

Д. Браун, E. Кидд обращают внимание на необходимость целенаправленного профессионального образования на уровне средней школы, что становится возможным путем разработки факультативных и обязательных курсов [20]. Результаты исследований впечатляют, доказанным становится факт того, что чем в меньшем количестве мероприятий по развитию карьеры участвуют молодые люди, тем больше вероятность того, что они будут испытывать неуверенность в своей карьере, не будут получать образование или профессиональную подготовку и останутся безработными [21].

Карьеру как сложное явление рассматривает M. Л. Савицкас, настаивая на необходимости «разработки концепции проектирования карьеры и жизни, при которой клиенты и специалисты по профессиональному образованию работают вместе для принятия карьерных решений» [22]. Автором описаны три парадигмы «карьерного вмешательства»:

1) профессиональная ориентация - для определения профессиональной пригодности;

2) профессиональное образование - для содействия профессиональному развитию;

3) жизненный дизайн - для построения карьеры [23].

Обобщая, M. Л. Савицкас подчеркивает, что новая общая модель карьерного вмешательства включает в себя конструирование, деконструкцию, реконструкцию и совместное конструирование, которые приводят к действиям в реальном мире. Парадигма жизненного проектирования не заменяет, а скорее занимает свое место наряду с парадигмами профессиональной ориентации и карьерного образования [24].

Отсюда становится понятным, что в зарубежной практике в качестве основы организации профильного обучения выступает конкретная программа профессиональной подготовки, которая позволит обеспечить готовность молодых людей к будущей карьере. Данные смысловые значения отличаются от того, что принято в российском образовательном поле.

В качестве основных программ профессионального образования, представленных в зарубежной педагогической практике, назовем следующие:

1) advanced placement - модель углубленного изучения предмета в старшей школе, за которой следует сдача специального экзамена;

2) career and technical training - «карьерное и техническое обучение» - предпрофес-сиональное обучение, включающее в себя как академические, так и прикладные курсы;

3) dual enrollment (DE) - «двойное зачисление» - параллельное обучение старшеклассников в школе и вузе;

4) post-16 - предпрофессиональное обучение, которое ученики получают в старших классах (после 16 лет);

5) pre-university training - обучение или опыт работы, предшествующий поступлению в вуз;

6) vocational education and training - комплексное обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимым для освоения профессии.

Для нашего обзора особый интерес представляет американская программа dual enrollment, которую можно соотнести с такой отечественной моделью допрофессио-нальной подготовки, как сетевое взаимодействие школы и вуза.

Один из исследователей программы «двойного зачисления» В. Килгор отмечает, что название программы варьируется в зависимости от типа и уровня учреждения и может звучать как «двойной зачет», «одновременная регистрация» или «совместная регистрация» [25]. Среди способов организации подобной модели профессионального образования, автор называет такие: «курс или программа, предлагаемые старшеклассникам для получения зачета в колледже через высшее учебное заведение; зачет за курсы или программу может быть получен как на уровне средней школы, так и на уровне колледжа одновременно или только на уровне колледжа; зачет может быть получен сразу по окончании отдельных курсов, по завершении программы или при зачислении после окончания средней школы; курсы и программы могут преподаваться в кампусе колледжа, в кампусе средней школы, в каком-либо другом месте или посредством дистанционного обучения»

[26]. При этом В. Килгор резюмирует, что для более чем 75 процентов респондентов двойное зачисление служит инструментом набора персонала, за которым следует помощь в выполнении миссии учебного заведения, или механизмом общественных работ и является эффективной моделью построения современного американского профессионального образования. Исследования, которые проведены Э. Барнетт, Д. Ким в школах города Мемфис, служат тому подтверждением [27]. В них сделан вывод: «Программа двойного зачисления, разработанная городскими школами Мемфиса, могла бы быть воспроизведена в других крупных городских школьных округах, заинтересованных в предоставлении этих возможностей учащимся» [28].

Таким образом, завершая обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросам организации профильного обучения, можно обозначить схожие позиции: ключевую роль в нем играет правильно организованная профессиональная ориентация и подготовка молодых людей к овладению компетенциями; необходимость тесного взаимодействия между уровнями образования; построение целостной модели профильного обучения.

А. Н. Дахин отмечает, что модель - это «представление реального объекта, системы или понятия в виду, что отличается от его реального состояния существования. Она является источником информации об объекте и помогает объяснить, понять или усовершенствовать этот объект» [29]. В свою очередь, Б. С. Волков продолжает, что «это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явления), отображает и воспроизводит в более простом и приблизительном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [30]. Опираясь на мнение А. И. Богатырева, мы считаем, что «практическая ценность модели определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования - наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании» [31].

Отметим, что построение моделей осуществляется через моделирование. Специфика содержательного наполнения моделирования как одного из теоретических методов исследования раскрыта в работах Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. Авторы подчеркивают, что «моделирование дает возможность изучить процесс до его осуществления. При этом возможно выявить негативные последствия и ликвидировать или ослабить их до реального проявления; моделирование позволяет более целостно изучить процесс, поскольку можно увидеть не только элементы, но и связь между ними, рассмотреть ситуацию с разных сторон» [32].

Исходя из сказанного, становится вполне ясным, что эффективность и результативность функционирования профильных классов психолого-педагогической направленности во многом определяется профессиональной позицией педагогического сообщества, которая вырабатывается через приобретение опыта и осмысление практических запросов социума. Так, исследователь Н. Н. Колосова обращается к проблеме становления профессиональной позиции, решение которой зависит от управления данным процессом и «должно осуществляться в целесообразно организованном образовательном пространстве, обеспечивающем становление гуманистической направленности, мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, формирование необходимых компетенций, готовности решать профессиональные задачи, потребности в постоянном профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании» [33].

Кроме этого в контексте исследуемой проблематики коллективом авторов [34] предлагаются нормативные и методические способы организации деятельности психолого-педагогических классов, раскрываются модели и механизмы, реализуемые в таких классах, описывается ресурсное обеспечение, по нашему мнению, названные аспекты способствуют снижению рисков, связанных с особенностями их функционирования. При этом предлагаемая Н. Н. Колосовой и А. В. Хитровой модель обучения нисколько не обесценивает и не отменяет существующий организационно-методический инструментарий организации работы в профильных классах, а напротив, выступает авторской позицией и может способствовать содержательному и предметному наполнению деятельности преподавателя в этих классах, побуждает авторов к поиску эффективных путей разрешения обозначенных трудностей. Отметим, что исследователи имеют опыт проектирования педагогических моделей, что позволяет представить результаты разработки модели обучения в профильных психолого-педагогических классах на основе теоретического и эмпирического осмысления практического материала и опыта работы [35, 36].

Итак, результатом нашего исследования выступает модель обучения в профильных психолого-педагогических классах, под которой мы понимаем организационную структуру построения профессионально ориентированного педагогического процесса, в основе которого лежат научные подходы и принципы, определяющие сетевое взаимодействие школы и института, что влияет на показатели успешности и общий результат обучения.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методологической основой исследования выступила группа теоретических методов, среди которых - анализ, синтез, сравнение и обобщение литературных источников. Систематизирующую и основополагающую роль выполнил метод моделирования, результатом использования которого и стала разработка модели обучения в профильных психолого-педагогических классах. При этом фундаментальной базой построения авторской модели стали системно-деятельностный, функциональный, практико-ориентированный научные подходы.

Результаты исследования / Research results

Идея разработки модели обучения в профильных психолого-педагогических классах возникла как результат работы в 2022/ 2023 учебном году в школах города Евпатории. Исследованием охвачены образовательные организации, в которых функционируют профильные психолого-педагогические классы: МБОУ «Средняя школа № 16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатории Республики Крым», МБОУ «Средняя школа № 2 имени Героев Евпаторийского десанта города Евпатории Республики Крым».

В методических рекомендациях, о которых уже упоминалось выше, представлены модели профилизации, которые скорее демонстрируют способы организации или формат обучения, но не раскрывают детали или сущностное наполнение данной работы. Поэтому была поставлена цель: разработать авторскую модель, которая станет универсальным или вспомогательным способом преодоления ряда трудностей, возникающих в системе профильного обучения старшеклассников.

Для объективизации проведенного исследования важно понимать, как организован педагогический процесс в профильных классах. Для этого приведем результаты

анализа структуры учебных планов двух школ и определения в них места психолого-педагогических дисциплин (табл. 1).

Таблица 1

Место психолого-педагогических дисциплин в структуре учебного плана

№ Название образовательной организации Название учебной дисциплины / предмета Часть учебного плана Система оценивания

1 МБОУ «Средняя школа № 2 имени Героев Евпаторийского десанта города Евпатории Республики Крым» Основы педагогики Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Предметы и курсы по выбору/элективные курсы Отметочная

Педагогический практикум

Основы психологии

2 МБОУ «Средняя школа № 16 имени Героя Советского Союза Степана Иванова города Евпатории Республики Крым» Основы педагогики Внеурочная деятельность/ элективные курсы Безотметочная

Методика воспитательной работы

Основы психологии

Как показано в табл. 1, психолого-педагогическое дисциплины могут относиться к части, формируемой участниками образовательных отношений, являются предметами и курсами по выбору (элективные курсы), а также входят во внеурочную деятельность. Данные обстоятельства оказывают влияние на организационно-педагогические условия построения образовательного процесса, но никак не на содержательное наполнение курсов. При этом обозначенные аспекты рекомендуется учитывать преподавателю, работающему в профильных классах психолого-педагогической направленности. Итак, все это позволяет нам перейти непосредственно к описанию авторской модели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель предложенной модели - выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению. Ожидаемый результат - формирование позитивного и осмысленного имиджа педагогической профессии, профессионально-личностное самоопределение. Модель представлена на рисунке.

Конкретизируя цель обучения в профильных психолого-педагогических классах, отметим, что педагогически одаренные школьники - это обучающиеся, демонстрирующие высокий уровень включенности в педагогическую деятельность, а также интерес и позитивную мотивацию к построению оригинальных способов обучения и воспитания. Названные характеристики одаренных детей определяют готовность к профессионально-личностному самоопределению, выражающуюся в единстве функционирования таких структурных компонентов личности, как мотивационно-ценностный (потребность и ориентация на педагогическую деятельности), когнитивный (знания и умения, необходимые для выбора профессии), оценочно-поведенческий (адекватная оценка своих возможностей, проявление самостоятельности и независимости, владение разнообразными способами практической деятельности). Итогом сформированной готовности педагогически одаренных школьников является профессионально-личностное самоопределение, понимаемое нами как осознанный выбор личностью своей будущей профессиональной деятельности, отражающий внутреннюю позицию и стремление спроектировать своей индивидуальный жизненный путь.

Авторская модель охватывает научные подходы (системно-деятельностный, функциональный, практико-ориентированный), принципы (системности, комплексности, преемственности, персонализации и индивидуализации, гуманистической направленности), виды деятельности, мероприятия, в которые вовлекаются школьники как в школе, так и в институте, критерии успешности обучения (содержательный, профессиональный, личностный), а также результат обучения.

Модель обучения в профильных психолого-педагогических классах

Содержание приведенной модели раскрывается в плоскости концептуальных подходов и методологических принципов. Среди приоритетных подходов нами обозначены системно-деятельностный, функциональный, практико-ориентированный.

Системно-деятельностный подход определен системой российского образования как ведущий и ключевой, в основе которого лежит принцип «научить ребенка учиться». Обозначенное обстоятельство является эффективным инструментом профильного обучения. Кроме этого данный подход позволяет проявлять инициативность и самостоятельность, где школьник - активный архитектор своей будущей профессии.

Функциональный подход направлен на реализацию профессиональных функций, в основе которых - выполнение и реализация трудовых действий, связанных как с будущей профессией, так и с ценностной, эмоционально-волевой и поведенческими сферами личности.

Практико-ориентированный подход позволяет старшеклассникам овладеть профессиональной компетенцией через погружение в различные виды практической деятельности педагогической направленности. Цель данной работы - выявить склонности и способности к будущей профессиональной деятельности, отработать в реальных обстоятельствах практические умения и навыки.

Названные выше научные подходы реализуются через комплекс принципов, реализуемых в классах психолого-педагогической направленности.

Принцип системности отражает специфику организации работы в психолого-педагогических классах как целостного компонента сложной системы профильного обучения. Согласно указанному принципу, процесс допрофессиональной подготовки обусловлен гармоничным развитием определенных взаимосвязанных новообразований в структуре личности; фрагментарность, переоценка значения одних новообразований и пренебрежение другими, стремление воспитывать и развивать в личности лишь отдельные сферы негативно влияют на психолого-педагогические механизмы, которые являются действенными только при условии наличия системы определенных составляющих.

Принцип комплексности предусматривает установление взаимосвязей между отдельными составляющими педагогического процесса, конструирования единого содержания, ориентированного на непрерывное профильное обучение. Этот принцип предусматривает обеспечение тесного взаимодействия и сочетания учебного и воспитательного компонентов, усилий школы и института. В условиях реализации сетевого способа взаимодействия «институт - школа» могут возникнуть ситуации «несогласованных действий», отсутствия единой концепции. Реализация названного принципа позволяет минимализировать риски, с этим связанные.

Принцип преемственности в системе профильного обучения выступает основой для разработки содержания профессиональной педагогической подготовки, что служит вектором установления преемственной связи между учебными планами профильных классов и планами подготовки в высших учебных заведениях.

Принцип персонализации и индивидуализации направлен на личность каждого обучающегося, способного самостоятельно, добровольно выбирать способ обучения, что дает возможность преподавателю выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Интересы и потребности школьников - основа профильной работы и выбора будущей профессии.

Принцип гуманистической направленности раскрывается через философию челове-коцентризма и реализуется в практике педагогического взаимодействия в контексте построения субъект-субъектных отношений в парадигме равноправия, сотрудничества и диалога.

Обеспечение эффективности процесса профильного обучения старшеклассников требует реализации совокупности всех названных принципов, а также позволяет вовлекать школьников в разнообразные виды деятельности, связанные с будущей профессией педагога. В качестве приоритетных видов деятельности выступают учебная и проектная, педагогическое волонтерство, фестиваль психолого-педагогических достижений со стороны школы и научно-исследовательская деятельность, профори-ентационные мероприятия, интерактивный мастер-класс, участие в студенческих форумах со стороны института. Наглядно результаты работы отражены в табл. 2.

Таблица 2

Количественные показатели эффективности организации обучения в профильных психолого-педагогических классах города Евпатории

№ Мероприятия Кол-во участников из числа старшеклассников Достижения

Студенческий форум «Психология: новые горизонты» II Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» (09 декабря 2022 года, г. Евпатория) 20 Три научные публикации с размещением в системе РИНЦ

VII Региональная дистанционная психолого-педагогическая олимпиада обучающихся 10-11-х профильных психолого-педагогических классов города Евпатории и Республики Крым (25 февраля 2023 года, г. Евпатория) 50 1-е место - 2 2-е место - 2 3-е место - 1

Всероссийский конкурс учебных проектов социальной направленности «Начни с себя» (30 марта 2023 года, г. Санкт-Петербург) 3 Проект «Мир ценностей глазами молодежи», диплом 2-й степени

Весенняя психологическая школа (20-24 марта 2023 года, г. Евпатория) 50 Сертификаты участников

Разработка и защита проекта «Система ценностей учащейся молодежи» (29 апреля 2023 года, г. Евпатория) 50 1-е место - 7 2-е место - 8 3-е место - 10

Таким образом, изучение и анализ результатов обучения в психолого-педагогических классах позволяют не только оценивать его, но и вносить необходимые коррективы в дальнейшую работу, отслеживать наиболее целесообразные средства и условия, влияющие на эффективность этого процесса.

Результат всегда соотносится с целью обучения, его задачами, рассматривается в их контексте и выражается качественно и/ или количественно. В научном педагогическом исследовании результат измеряется в нескольких аспектах: с точки зрения выявления зависимостей и с точки зрения развития исследуемого явления (первый результат невозможно определить без изучения второго). Поэтому прежде всего остановимся на втором аспекте.

При определении показателей успешности обучения в психолого-педагогических классах необходимо принимать во внимание такие требования, как четкость содержания, возможность измерения; системность показателей, которая должна обеспечивать наиболее полную характеристику изучаемого процесса, гибкость, адаптивность, способность отразить все возможные изменения субъектов образовательного процессы и, наконец, результативность и эффективность. С учетом этих требований и специфики организации обучения в психолого-педагогических классах были определены следующие критерии и показатели, представленные в табл. 3.

Таблица 3

Критерии и показатели успешности обучения в психолого-педагогических классах

№ п/п Критерии успешности обучения в психолого-педагогических классах Показатели успешности обучения в психолого-педагогических классах

1 Содержательный Предметные результаты обучения: уровень освоения программы, успеваемость по предметам

2 Профессиональный Достижения обучающихся в научно-исследовательской деятельности: участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах

3 Личностный Приобретенные личностные новообразования: знания, умения, компетенции, изменения в развитии интересов, склонностей, качеств личности

Заключение / Conclusion

Проведенный анализ теоретических аспектов сущности и специфики организации профильного обучения, а также имеющаяся нормативно-правовая база дают возможность говорить о приоритетности данного направления в условиях модернизации всей системы российского образования. Федеральные проекты, реализуемые в рамках нацпроекта «Образование», служат тому подтверждением, причем обучению подрастающего поколения сегодня уделяется особое внимание. Современный школьник - это активный, инициативный и критически мыслящий строитель своей будущей профессиональной деятельности.

Применение модели обучения в профильных психолого-педагогических классах позволит не только в целом обогатить педагогический процесс в школе, но и, самое главное, создать условия для полноценного осуществления профильного обучения, удовлетворить образовательные потребности школьников, связанные с последующими жизненными планами, сформировать необходимую теоретическую базу, показать возможности использования приобретенных знаний и умений в будущей профессии.

Благодаря включению старшеклассников в разноплановые виды деятельности они становятся активными участниками профильного обучения, у них развивается познавательная активность, интерес к своему внутреннему миру, стимулируется стремление к самоутверждению, формируется позиция активного субъекта собственной жизни.

Общие результаты работы, рекомендации и перспективы исследования мы видим в дальнейшем обосновании и проверке эффективности различных видов деятельности и форм работы в профильных психолого-педагогических классах.

Ссылки на источники / References

1. Указ Президента РФ «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», подписанный 02 июля 2021 г. № 400. - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD1ZzmR5cER0g5tZC.pdf

2. Из выступления президента В. В. Путина 25 августа 2021 г. - URL: https://tass.ru/obschestvo/12216987

3. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка». - URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/07/17/1597041961/ФП%20Успех%20каждого%20ребенка.pdf

4. Проект «Билет в будущее». - URL: https://bvbinfo.ru/

5. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003

6. Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». - URL: https://docs.cntd.ru/document/901837067

7. Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию

классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования»). - URL: https://rcoko18.rU/upload/medialibrary/ad8/03whu09ffo468q2jhjl3b2wigjpk47zx/2.1.8.1.pdf

8. Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». - URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80799.html

9. Федеральный закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

10. Федеральный закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

11. Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика / под науч. ред. Г. М. Роман-цева; Министерство просвещения Российской Федерации; ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». - 3-е изд., стереотип. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2023. - С. 10.

12. Супрун А. А. Постнеклассическая методология профориентационной деятельности в условиях профильного обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. - С. 270.

13. Байбородова Л. В., Новикова Е. В. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 27.

14. Серебренников Л. Н. Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников // Школа и производство. - 2006. - № 5. - С. 65.

15. Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения». - URL: https://uo-prohladny.kbr.eduru.ru/media/2018/07/19/1239560748/pismo_03-412.pdf

16. Хитрова А. В. Профильные классы психолого-педагогической направленности: проблемы и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-2. - С. 389.

17. Хитрова А. В. Специфика организации проектной деятельности в профильных психолого-педагогических классах // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: сб. материалов X Всерос. науч.-практ. конф., Евпатория, 14-15 апреля 2023 года. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. - С. 341-345.

18. Гриц Д. И. Зарубежные модели профильного и предпрофессионального обучения старшеклассников. - URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/326626285

19. Roberts A. et al. Future Ready: Research on incorporating career education in the Australian Curriculum // Career Industry Council of Australia. - 2019. - URL: https://cica.org.au/wp-content/uploads/future_ready_-_re-search_on_incorporating_career_education_in_the_australian_curriculum.pdf

20. Career development: defining and measuring quality // Youth Action, Career guidance: the missing link in school to work transitions / report prepared by Gabrielle Brown and Eliza Kidd, 8; Centre for Vocational and Educational Policy, University of Melbourne. - 2017.

21. Career development: defining and measuring quality.

22. Savickas M. L. Career-style assessment and counseling // Adlerian counseling: A practical approach for a new decade / ed. T. Sweeney. - 3rd ed. - Accelerated Development Press, Muncie, IN, 1989. - Р. 289-320.

23. Savickas M. L. Career-style assessment and counseling.

24. Savickas M. L. Life Design: A Paradigm for Career Intervention in the 21st Century // Journal of Counseling & Development. - 2012. - January. - Vol. 90. - Р. 19. - URL: https://www.thegcda.org/resources/Docu-ments/CCI%20SAVICKAS/Life%20Design%20Counseling.pdf

25. Kilgore W., Taylor A. Dual Enrollment in the Context of Strategic Enrollment Management An insight into practice at U.S. institutions. - 2016. - URL: https://www.luminafoundation.org/files/resources/dual-enrollment-in-the-context-of-strategic-enrollment-management.pdf

26. Kilgore W., Taylor A. Dual Enrollment in the Context of Strategic Enrollment Management An insight into practice at U.S. institutions.

27. NCREST Memphis City Schools Dual Enrollment/Early College program: 2010-11 students, college coursework and performance (Addendum). - New York: NCREST, Teachers College, Columbia University, 2011a.

28. Barnett E., Kim J. Expanding Access to Dual Enrollment and College: A Case Study of Memphis City Schools // Chapel Hill: National Alliance of Concurrent Enrollment Partnerships. Retrieved August 16, 2016. - URL: nacep.org/docs/research-and-policy/MCSCaseStudy.pdf

29. Холина Л. И., Абаскалова Н. П., Дахин А. Н. Моделирование и неопределённость педагогических результатов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 101.

30. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования / науч. ред. Б. С. Волков: [учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., испр. и доп.]. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. - С. 22.

31. Богатырев А. И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) // Издательский дом «Образование и наука». - URL: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.Ldoc.htm

32. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001. - С. 225-226.

33. Колосова Н. Н. Профессиональная позиция будущего педагога: теоретический аспект // Реализация компе-тентностного подхода в системе профессионального образования педагога: сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф., Евпатория, 18-19 апреля 2019 года. - Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. - С. 41-45.

34. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учеб.-метод. пособие. - М.: Академия Мин-просвещения России, 2021. - 392 с.

35. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования: коллективная монография / Д. П. Алимасова, Л. С. Анисимова, О. Ю. Горячук [и др.]; Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2016. - 300 с.

36. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях трансформации современного образования / В. Н. Раскалинос, Н. Н. Колосова, А. В. Хитрова [и др.]. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. - 200 с.

1. Ukaz Prezidenta RF "Ob utverzhdenii Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii", podpisannyj 02 iyulya 2021 g. № 400. [Decree of the President of the Russian Federation "On approval of the National Security Strategy of the Russian Federation", signed on July 02, 2021 No. 400]. Available at: http://static.kremlin.ru/me-dia/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD1ZzmR5cER0g5tZC.pdf (in Russian).

2. Iz vystupleniya prezidenta V. V. Putina 25 avgusta 2021 g [From the speech of President Vladimir Putin on August 25, 2021]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/12216987

3. Pasport federal'nogo proekta "Uspekh kazhdogo rebenka" [Passport of the federal project "Success of every child"]. Available at: https://ioe.hse.ru/data/2020/07/17/1597041961/FP%20Uspekh%20kazhdogo%20rebenka.pdf (in Russian).

4. Proekt "Bilet v budushchee" [The project "Ticket to the future"]. Available at: https://bvbinfo.ru/ (in Russian).

5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 27.06.2022 № 401 "O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda pedagoga i nastavnika" [Decree of the President of the Russian Federation dated June 27, 2022 No. 401 "On holding the Year of the Teacher and Mentor in the Russian Federation"]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202206270003 (in Russian).

6. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 18 iyulya 2002 № 2783 "Ob utverzhdenii koncepcii profil'nogo obucheniya na starshej stupeni obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 2783 dated July 18,2002 "On approval of the concept of specialized training at the senior level of general education"]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901837067 (in Russian).

7. Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 30.03.2021 № VB-511/08 "O napravlenii metodicheskih rekomendacij" (vmeste s "Metodicheskimi rekomendaciyami dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij po otkrytiyu klassov "Psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti" vramkah razlichnyh profilejpri realizacii obrazovatel'nyh programm srednego obshchego obrazovaniya") [Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 30.03.2021 No. VB-511/08 "On the direction of methodological recommendations" (together with "Methodological recommendations for general education organizations on the opening of classes of "Psychological and pedagogical orientation " within various specializations in the implementation of educational programs of secondary general education")]. Available at: https://rcoko18.ru/upload/mediali-brary/ad8/03whu09ffo468q2jhjl3b2wigjpk47zx/2.1.8.1.pdf (in Russian).

8. Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 01.06.2023 № AB-2324/05 "O vnedrenii Edinoj modeli professional'noj ori-entacii" [Letter of the Ministry of Education of Russia dated 01.06.2023 No. AB-2324/05 "On the introduction of a unified model of vocational guidance"]. Available at: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80799.html

9. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii № 273 ot 29 dekabrya 2012 g. "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law of the Russian Federation No. 273 of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation "]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).

10. Ibid.

11. Ronzhina, N. V. (2023). Professional'naya pedagogika: teoriya, metodologiya, praktika [Professional pedagogy: theory, methodology, practice], Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii; FGAOU VO "Rossijskij gosudar-stvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet", 3-e izd., stereotip, Rossijskij gosudarstvennyj profession-al'no-pedagogicheskij universitet, Ekaterinburg, p. 10 (in Russian).

12. Suprun, A. A. (2022). "Postneklassicheskaya metodologiya proforientacionnoj deyatel'nosti v usloviyah profil'nogo obucheniya" [Post-non-classical methodology of career guidance in the context of specialized training], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 77-1, p. 270 (in Russian).

13. Bajborodova, L. V., & Novikova, E. V. (2016). "Pedagogicheskoe soprovozhdenie predprofil'noj podgotovki Shkolnikov" [Pedagogical support of pre-professional training of schoolchildren], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, № 4, p. 27 (in Russian).

14. Serebrennikov L. N. (2006). "Predprofil'naya praktiko-orientirovannaya podgotovka shkol'nikov" [Pre-professional practice-oriented training of schoolchildren], Shkola i proizvodstvo, № 5, p. 65 (in Russian).

15. Pis'mo Minobrnauki RF ot 04 marta 2010 № 03-413 "O metodicheskih rekomendaciyah po voprosam organizacii profil'nogo obucheniya" [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated March 04, 2010 No. 03-413 "On methodological recommendations on the organization of specialized training"]. Available at: https://uo-prohladny.kbr.eduru.ru/media/2018/07/19/1239560748/pismo_03-412.pdf (in Russian).

16. Hitrova, A. V. (2023). "Profil'nye klassy psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti: problemy i perspektivy" [Specialized classes of psychological and pedagogical orientation: problems and prospects], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 79-2, p. 389 (in Russian).

17. Hitrova, A. V. (2023). "Specifika organizacii proektnoj deyatel'nosti v profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassah" [The specifics of the organization of project activities in specialized psychological and pedagogical classes], Real-izaciya kompetentnostnogopodhoda vsisteme professional'nogo obrazovaniyapedagoga: sb. materialovX Vseros. nauch.-prakt. konf., Evpatoriya, 14-15 aprelya 2023 goda, Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Iz-datel'stvo "Tipografiya Anal", Simferopol', pp. 341-345 (in Russian).

18. Gric, D. I. Zarubezhnye modeli profil'nogo i predprofessional'nogo obucheniya starsheklassnikov [Foreign models of specialized and pre-professional training of high school students]. Available at: https://www.hse.ru/mir-ror/pubs/share/326626285

19. Roberts, A. et al. (2019). "Future Ready: Research on incorporating career education in the Australian Curriculum", Career Industry Council of Australia. Available at: https://cica.org.au/wp-content/uploads/future_ready_-_re-search_on_incorporating_career_education_in_the_australian_curriculum.pdf

20. (2017). "Career development: defining and measuring quality", Youth Action, Career guidance: the missing link in school to work transitions / report prepared by Gabrielle Brown and Eliza Kidd, 8; Centre for Vocational and Educational Policy, University of Melbourne.

21. Centre for Vocational and Educational Policy, University of Melbourne, Career development: defining and measuring quality.

22. Savickas, M. L. (1989). "Career-style assessment and counseling", in Sweeney, T. (ed.). Adlerian counseling: A practical approach for a new decade, 3rd ed., Accelerated Development Press, Muncie, IN, pp. 289-320.

23. Ibid.

24. Savickas, M. L. (2012). "Life Design: A Paradigm for Career Intervention in the 21st Century", Journal of Counseling & Development, January, vol. 90, p. 19. Available at: https://www.thegcda.org/resources/Docu-ments/CCI%20SAVICKAS/Life%20Design%20Counseling.pdf

25. Kilgore, W., & Taylor, A. (2016). Dual Enrollment in the Context of Strategic Enrollment Management An insight into practice at U. S. institutions. Available at: https://www.luminafoundation.org/files/resources/dual-enroll-ment-in-the-context-of-strategic-enrollment-management.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Ibid.

27. NCREST (2011a). Memphis City Schools Dual Enrollment/Early College program: 2010-11 students, college course-work and performance (Addendum), NCREST, Teachers College, Columbia University, New York.

28. Barnett, E., & Kim, J. (2014). Expanding Access to Dual Enrollment and College: A Case Study of Memphis City Schools. Chapel Hill: National Alliance of Concurrent Enrollment Partnerships. Retrieved August 16, 2016. Available at: nacep.org/docs/research-and-policy/MCSCaseStudy.pdf.

29. Holina, L. I., Abaskalova, N. P., & Dahin, A. N. (2015). "Modelirovanie i neopredelyonnost' pedagogicheskih rezul'ta-tov" [Modeling and uncertainty of pedagogical results], Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 6, p. 101 (in Russian).

30. Volkov, B. S., Volkova, N. V., & Gubanov, A. V. (2005). Metodologiya i metody psihologicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psychological research], Akademicheskij Proekt, Fond "Mir", Moscow, p. 22 (in Russian).

31. Bogatyrev, A. I. "Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo modelirovaniya (sushchnost' i effektivnost')" [Theoretical foundations of pedagogical modeling (essence and effectiveness)], Izdatel'skij dom "Obrazovanie i nauka". Available at: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.Ldoc.htm (in Russian).

32. Shamova, T. I. (2001). Upravlenie obrazovatel'nym processom v adaptivnoj shkole [Management of the educational process in an adaptive school], Pedagogicheskij poisk, Moscow, pp. 225-226 (in Russian).

33. Kolosova, N. N. (2019). "Professional'naya poziciya budushchego pedagoga: teoreticheskij aspect" [Professional position of the future teacher: theoretical aspect], Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v sisteme professional'nogo obrazovaniya pedagoga: sb. materialov VI Vseros. nauch.-prakt. konf., Evpatoriya, 18-19 aprelya 2019 goda, Obshchestvo s ogranichennoj otvetstven-nost'yu "Izdatel'stvo "Tipografiya Arial", Evpatoriya, pp. 41-45 (in Russian).

34. (2021). Organizaciya deyatel'nosti psihologo-pedagogicheskih klassov [Organization of the psychological and pedagogical classes work]: ucheb.-metod. posobie, Akademiya Minprosveshcheniya Rossii, Moscow, 392 p. (in Russian).

35. Alimasova, D. P. et al. (2016). Model' i modelirovanie v pedagogike professional'nogo obrazovaniya [Model and modeling in the pedagogy of vocational education]: kollektivnaya monografiya, Obshchestvo s ogranichennoj ot-vetstvennost'yu "Izdatel'stvo "Tipografiya Arial", Simferopol', 300 p.

36. Raskalinos, V. N. et al. (2021). Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa v usloviyah transformacii sovremennogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical support of the educational process in the context of modern education transformation], Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo "Tipografiya Arial", Simferopol', 200 p. (in Russian).

Вклад авторов

А. В. Хитрова - разработка концепции статьи; написание введения, обзора отечественных исследований; описание методологической основы и результатов исследования.

Н. Н. Колосова - подбор и анализ зарубежных источников по проблематике статьи; обоснование модели обучения в профильных психолого-педагогических классах; подготовка заключения статьи.

Contribution of the authors

A.V. Khitrova - development of the the article concept; writing the introduction, a review of domestic research works; description of the methodological basis and results of the study.

N. N. Kolosova - selection and analysis of foreign sources on the issues of the article; substantiation of the model of teaching in specialized psychological and pedagogical classes; preparation of the conclusion of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.