Научная статья на тему 'НОВОЕ В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

НОВОЕ В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1259
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
брак / семейные отношения / права и обязанности родителей / marriage / family relations / rights and obligations of parents

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Левоновна Кдлян, Галина Андреевна Магдесян

В статье исследуются вопросы, связанные с внесением изменений в Семейный кодекс РФ в 2020 году, оказавшие влияние на процесс формирования новых правовых институтов семейного права. Кроме того, анализируются существующие противоречия и пробелы правового регулирования семейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New in family law

The article examines issues related to the amendments to the Family code of the Russian Federation in 2020, which influenced the process of forming new legal institutions of family law. In addition, the article analyzes the existing contradictions and gaps in the legal regulation of family relations.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

УДК 347.4 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-48-51

НОВОЕ

В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Елена Левоновна КДЛЯН, Галина Андреевна МАГДЕСЯН,

кандидат юридических наук, доцент кандидат юридических наук, доцент

Сочинского государственного университета Сочинского государственного университета

garunt-plus@yandex.ru galina01.75@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуются вопросы, связанные с внесением изменений в Семейный кодекс РФ в 2020 году, оказавшие влияние на процесс формирования новых правовых институтов семейного права. Кроме того, анализируются существующие противоречия и пробелы правового регулирования семейных отношений.

Ключевые слова: брак, семейные отношения, права и обязанности родителей.

Annotation. The article examines issues related to the amendments to the Family code of the Russian Federation in 2020, which influenced the process of forming new legal institutions of family law. In addition, the article analyzes the existing contradictions and gaps in the legal regulation of family relations.

Keywords: marriage, family relations, rights and obligations of parents.

Брачно-семейные, родительские отношения, отношения по установлению форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, составляющие предмет семейно-правовой регламентации, имеют, бесспорно, актуальное и важное социальное значение.

Отметим, что в целях усиления консолидации действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации, направленный на обеспечение условий для устойчивого демографического развития страны, была разработана и принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. [5], где в качестве одной из основных задач демографической политики определено укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Безусловно, выполнение обозначенных задач вызывает затруднения без надлежащей системы правовых средств, детально определяющих содержание соответствующих семейных правоотношений и обеспечивающих более эффективную реализацию прав и обязанностей. И, соб-

ственно, от правильного применения законодательных и договорных конструкций зависит должный уровень правовой защиты прав субъектов семейных правоотношений, а потому актуальным остается вопрос правового регулирования семейных отношений [8, с. 36].

В настоящее время в России продолжаются серьезные преобразования в социальной, экономической, политической сферах, не исключением является и семейное законодательство. Актуальность темы исследования объясняется следующим.

Во-первых, тем, что происходит процесс формирования новых правовых институтов, что приводит к усложнению системы семейного права.

Во-вторых, необходим комплексный анализ существующих противоречий и пробелов правового регулирования семейных отношений.

В-третьих, выработкой предложений по изменению законодательства с целью его оптимизации.

Подчеркнем, что особенностью правового регулирования семейных отношений является приоритетная значимость специальных принципов семейного права, а также усиление договорного регулирования имущественных и личных неимущественных отношений.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

Напомним, что 2020 г. стал самым _ 1 рекордным по событиям в различных областях жизни общества. Не менее значительные перемены произошли в российском законодательстве, во многие законы, в том числе и в Семейный кодекс Российской Федерации [2], были внесены изменения.

СК РФ как основной нормативно-правовой акт, который регулирует семейные отношения на территории РФ, периодически обновляется. Так, в 2020 г. начали действовать следующие важные нововведения в сфере семейных отношений.

В частности, с 1 января 2020 г. вступили в силу поправки в СК РФ, а также в ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [3]. Законодателем создан реестр недобросовестных опекунов (попечителей), приемных либо патронатных родителей, а также лиц, лишенных родительских прав в целях недопущения в будущем передачи им детей на воспитание.

В свою очередь, суд, вынесший решение о лишении или ограничении родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав и отмене усыновления, должен направлять выписку из этого решения в местный орган опеки и попечительства, а также в ЗАГС или МФЦ в течение трех дней со дня вступления в силу решения.

Затем сотрудники органа опеки должны также в течение трех дней передать сведения в региональный и федеральный банк данных о детях, которые остались без попечения родителей.

Вторая поправка в СК РФ начала действовать с 17 февраля 2020 г., которая наложила обязанность на родителей по обеспечению детей, не имеющих жилья, пригодным жилым помещением, а также по привлечению родителей к участию в несении дополнительных расходов по найму жилого помещения [4]. Причем данная обязанность возникает исключительно по решению суда. Таким образом, отдельно проживающий от ребенка родитель может быть обязан судом обеспечить его жильем.

3 июля 2020 г. Президент РФ подписал Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» [6]. В числе поправок, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля, были положения о семейных отношениях, защите семьи и воспитании детей.

Конституция РФ [1] была дополнена ст. 67.1, установившей, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Согласно п. 4 новой нормы государство создает условия для всестороннего развития детей в духовном, нравственном, интеллектуальном и физическом направлениях, а также способствует воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Государство также берет на себя обязанности родителей в отношении детей, которые остались без попечения, но обеспечивает приоритет семейного воспитания.

Кроме того, была дополнена п. «ж. 1» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация и ее субъекты защищают семью, материнство, отцовство и детство, а также институт брака, под которым подразумевается союз мужчины и женщины. Помимо этого, они создают условия для достойного воспитания детей в семье и для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

В новой редакции Основного закона был изменен п. «в» в ч. 1 ст. 114. Теперь он гласит, что Правительство РФ, помимо прочего, обеспечивает поддержку, укрепление и защиту семьи, а также сохранение традиционных семейных ценностей.

Работа над поправками в СК РФ продолжается; с этой целью руководство Совета Федерации приняло решение о создании в Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству специального подкомитета по гражданскому и семейному праву. Его возглавила Е. Мизулина. Под ее руководством в июле 2020 г. внесен в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи» [7] об изменении СК РФ, предпола-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

гающий 112 поправок в 69 из 170 статей кодекса, а также дополняющий его двумя новыми главами и 27 новыми статьями с учетом изменений Конституции РФ.

Рассмотрим лишь некоторые из них.

Так, авторы законопроекта предлагают закрепить в СК РФ понятия «родная семья» и «родители». Более того, под родителями предложено понимать кровных мать и отца ребенка, родной семьей — семью родителей ребенка и (или) их родственников.

Сенаторы предлагают запретить заключение брака между лицами одного пола (в том числе при смене пола). В настоящее время СК РФ не содержит легального определения брака, поэтому для того, чтобы понять его суть, приходиться обращаться к теории семейного права. В связи с этим планируется ввести в С К РФ понятие «брак» как добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, и запрет на однополые браки для представителей ЛГБТ-сообщества (в том числе и для лиц, сменивших пол, — трансгендеров). Лицам, сменившим пол, нельзя будет усыновлять детей.

Много поправок касается правил работы органов опеки и изъятия детей из семьи. Так, принудительно разлучить ребенка с родителями можно будет только при виновном поведении родителей на основании судебного решения о лишении или ограничении родительских прав, вступившего в законную силу. Данная поправка вызывает противоречивые мнения.

С одной стороны, закон будет защищать семьи от произвольных действий органов. Ведь были случаи, когда органы опеки безосновательно забирали ребенка из семьи. С другой стороны, судебный процесс может затянуться, а ребенок в это время будет подвергаться жестокому обращению и ненадлежащему уходу. Кроме всего прочего, сотрудники органов опеки без согласия жильцов лишены права входить в дома и квартиры, чтобы проверить условия проживания ребенка. В настоящее время согласно СК РФ органы опеки могут изымать ребенка из семьи незамедлительно без какого-либо судебного решения.

Органы опеки не вправе вынести решение, содержащее отказ родственникам ребенка в его передаче на попечение на основании низкого уровня их материального положения; несоответствия жилья санитарным нормам; наличия у них на содержании недееспособных лиц при условии отсутствия со стороны недееспособного опасно-

сти для жизни и здоровья ребенка. В свою очередь, родители получат право привлекать родственников для воспитания детей, не оформляя при этом на них какие-либо специальные полномочия. Поэтому отобрать ребенка у бабушки и дедушки, у которых отсутствует доверенность от родителей, станет невозможно.

В СК РФ предполагается включить главу о временных мерах защиты детей в сложных ситуациях. Родители, которые не смогут временно выполнять свои обязанности при наличии уважительной причины, например из-за болезни или при экстренной госпитализации, при задержании полицией или из-за длительной командировки, будут наделены правом по назначению ребенку любого опекуна; при этом органы опеки не смогут отказать родителям в назначении того лица, которого они определили в качестве опекуна. Если таких людей не окажется, ребенка могут отправить в специальное учреждение, которое обязано возвратить его родителям по первому требованию.

У ребенка старше десяти лет в обязательном порядке будет истребовано и учтено его мнение при определении лица, обеспечивающего временную защиту. Лица, временно осуществляющие присмотр за ребенком, могут быть с учетом их согласия прикреплены к организации социального обслуживания.

Предлагается также в С К РФ закрепить принцип презумпции добросовестности родителей при осуществлении родительских прав, если иное не установлено вступившим в законную силу решением суда.

Ребенку, оставшемуся без попечения родителей, предоставляется право на сохранение своего семейного окружения и устройство на попечение своих родственников. Ребенок, достигший 14 лет и оставшийся без попечения, вправе самостоятельно обратиться в орган опеки с заявлением о назначении попечителем конкретного лица.

При устройстве ребенка в другую семью орган опеки обеспечивает право ребенка на воспитание в семье с учетом возможности сохранения преемственности, этнического происхождения, родного языка, религиозной и культурной принадлежности. Более того, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботясь об их физическом, психическом и духовном здоровье, нравственном развитии в

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

пределах своих способностей и финансовых возможностей.

Кроме того, нельзя будет вернуть ребенка в детский дом спустя три года после усыновления. Отмена усыновления возможна в течение трех лет со дня вступления в силу решения суда. По истечении указанного срока усыновители приобретают родительские права.

Считаем, что предлагаемые изменения необходимы в связи с несовершенством законодательства в области семейного права, а также согласно утвержденной новой редакцией Конституции РФ, в которой тоже появились ранее не закрепленные положения об охране семьи, о защите семьи от произвола чиновников.

В заключение следует сказать, что проект закона, хоть и конкретизирует права детей и родителей, обновляет порядок осуществления родительских прав, регулирует деятельность органов опеки и попечительства, не лишен и критических замечаний, что, в свою очередь, требует более подробной и детальной проработки каждого предложенного изменения в семейное законодательство.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 06.02.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 г. № 44-Ф3 // С3 РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.

4. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации» от 06.02.2020 г. № 10-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

5. Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (ред. от 01.07.2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // С3 РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

6. Указ Президента РФ от 03.07.2020 г. № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» // С3 РФ. 2020. № 27. Ст. 4196.

7. 3аконопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи» // https: //ria.ru/ 20200805/1575366128.html

8. Епифанов А.Е., Жесткое Д.В. Тендерная проблематика в деятельности профсоюзов. // Профсоюзы и реализация прав и свобод личности в Российской Федерации: Сб. матер. IV науч.-практ. конф. Волгоград, 26 — 27 ноября 2008 г. Волгоград: Принт, 2009.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.