20 ЛЕТ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РФ
З.И. Цыбуленко
СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье анализируются основные дополнения и изменения, внесенные в Семейный кодекс РФ с момента введения его в действие с 1 марта 1996 г. По настоящее время обращается внимание на положительные моменты и недостатки в правовом регулировании семейных отношений; рассматриваются меры, принимаемые для их устранения.
Ключевые слова: семейное законодательство России; брак; права и обязанности родителей; лишение родительских прав; алименты на детей; усыновление (удочерение) детей; опека и попечительство над детьми; приемная семья.
Z.I. Tsybulenko
FAMILY LAW OF RUSSIA: CONDITION AND DEVELOPMENT PROSPECTS
The article analyzes the main amendments and changes to the Family code of the Russian Federation from the moment of its putting into effect from March 1, 1996 to the present time attention is drawn to the positive aspects and shortcomings in the legal regulation of family relations, discusses the measures taken to address them.
Keywords: family law; marriage; the rights and duties of parents; termination of parental rights; child support; adoption of children; guardianship of children; the foster family.
Семейный кодекс РФ (далее — СК РФ) введен в действие с 1 марта 1996 г. В развитие и в целях конкретизации его положений был принят ряд федеральных законов1 и иных нормативных правовых актов2. В процессе применения норм СК РФ и выявления имеющихся недостатков в него вносились следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 2 ст. 25 СК РФ (в ред. Федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 183-Ф3) предусматривает норму, в соответствии с которой супруги не имеют права вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органах загса по месту жительства любого из них или по месту государственной регистрации заключения брака.
2. В п. 2 ст. 21 внесено изменение, в силу которого под уклонением от расторжения брака должен пониматься отказ от подачи заявления о согласии на расторжение брака одним из супругов и др. (Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 457-ФЗ).
© Цыбуленко Зиновий Иванович, 2016
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия) 11
3. Федеральном законом от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ изменена редакция п. 3 ст. 35, регулирующей отношения по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом супругов, согласно которой теперь необходимо получение нотариально удостоверенного согласия другого супруга для совершения одним из них сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом предусмотрена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации.
4. Федеральными законами от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ и от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ в ст. 48 уточнены основания и порядок установления происхождения детей.
5. В соответствии с федеральными законами от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ и от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ в п. 2 ст. 55 расширены права ребенка, находящегося в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и т.д.). Он наделяется правом на общение не только с родителями (лицами, их заменяющими), но и другими родственниками в порядке, установленном законом.
6. Теперь согласно абз. 3 ст. 63 СК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) родители наделены преимущественным правом не только на воспитание своих детей, но и на обучение их перед всеми другими лицами.
7. На основании Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ ст. 65 дополнена п. 4 о праве родителей (лиц, их заменяющих) на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юриди-
й ческой, социальной помощи при осуществлении родительских прав родителями 3 (лицами, их заменяющими).
^ Согласно Закону № 167-ФЗ изменена редакция абз. 2п. 1 ст. 77, в силу ко-
^ торой теперь немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или | у других лиц, на попечении которых он находится, в случае непосредственной | угрозы жизни ребенка или его здоровью должно производиться органом опеки ° и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной
0
| власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, | если они наделены такими полномочиями.
>§ 8. Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ п. 2 ст. 79 дополнен
| указанием, в силу которого принудительное исполнение решений об отобрании | ребенка и передаче его другому лицу (лицам) должно производиться не только с | обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а при необходимости с участием представителя | органов внутренних дел, но и детского психолога, врача, педагога, переводчика § и иных специалистов.
1 9. В соответствии с правилом п. 2 ст. 84 СК РФ (в ред. федеральных законов | от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ, от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ, от 4 ноября 2014 г.
№ 333-ФЗ, от 28 ноября 2015 г. № 358-ФЗ) о взыскании и использовании алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей и помещенных в воспитательные учреждения, медицинские организации, организации социального обслуживания и в аналогичные организации алименты, взыскиваемые с родителей, зачисляются на счета этих организаций и учитываются отдельно по 12 каждому ребенку.
Организации вправе помещать эти суммы в банки. 50% дохода от обращения поступивших сумм алиментов используется на содержание детей в указанных организациях. При оставлении ребенком такой организации сумма полученных на него алиментов и 50% дохода от их обращения должны зачисляться на счет или счета, открытые на имя ребенка в банке при условии, что указанные денежные средства и начисленные проценты на их сумму застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает размер возмещения по вкладам, который предусмотрен Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.)3.
10. Сейчас индексация алиментов, которые взыскиваются на основании решения суда в твердой денежной сумме, должна производиться судебным приставом-исполнителем, организацией или иным лицом, получившим исполнительный документ, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства получателя алиментов, а в случае отсутствия в нем названной величины индексацию производят пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации, а не минимального размера оплаты труда, как было раньше. Кроме того, размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в
В
целях их индексации должен определяться судом кратным величине прожиточ- т
н
ного минимума, определенной в соответствии с изложенными выше правилами С п. 1 ст. 117 СК РФ (в ред. от 30 ноября 2011 г. № 363-ФЗ). При этом размер али- | ментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума. к
11. Органами опеки и попечительства признаны органы исполнительной вла- г
о
сти субъекта РФ, а также органы местного самоуправления в случае наделения Д
а
их законом субъекта РФ такими полномочиями в соответствии с федеральными в законами (абз. 2 п. 2 ст. 121 СК РФ (в ред. от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ)). Ц
12. Уточнены обязанности должностных лиц дошкольных образовательных ю организаций, общеобразовательных, медицинских и иных организаций и граж- д
и
дан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, с
к
органов опеки и попечительства, руководителей организаций, оказывающих а социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, | оставшиеся без попечения родителей, органов исполнительной власти субъектов ии РФ (ст. 122 СК РФ (в ред. от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ)). №
Положения ст. 122 конкретизированы в Федеральном законе от 16 апреля 1 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без по- ° печения родителей» (в ред. от 8 марта 2015 г.)4 и других нормативных правовых б актах5.
13. Важные изменения и дополнения коснулись норм об усыновлении (удочерении) детей:
усыновление (удочерение) детей признано приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что было закреплено в п. 1 ст. 124 СК РФ (в ред. от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ); 13
оно допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ (в ред. от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ);
с 6 до 12 мес. со дня поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в федеральный банк данных увеличен срок, по истечении которого такие дети могут быть усыновлены гражданами Российской Федерации, постоянно проживающим за ее пределами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками детей (абз. 2 п. 4 ст. 124 СК РФ (в ред. от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ));
дела об усыновлении детей должны рассматриваться судом с обязательным участием не только органов опеки и попечительства, но и самих усыновителей, а также прокурора (абз. 2 п. 1 ст. 125 СК РФ (в ред. от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ и от 30 декабря 2015 г. № 457-ФЗ));
статья 125 дополнена правилом, согласно которому для усыновления ребенка требуется заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления, а также о его соответствии интересам ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.
Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством РФ (п. 2 ст. 125)6;
СК РФ Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 558-ФЗ дополнен ст. 126.1, запрещающей любую деятельность других лиц с целью подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, которые желают усыновить детей й (т.е. посредническая деятельность), кроме деятельности по усыновлению детей 3 органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти по выявлению ^ и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельно? сти уполномоченных иностранными государствами органов или организаций | по усыновлению детей в Российской Федерации на основании международного | договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности; 1 С 1 января 2013 г. запрещена передача детей — граждан Российской Феде-
0
| рации на усыновление (удочерение) гражданам США, а также деятельность | органов и организаций в целях подбора и передачи таких детей на усыновление >§ (удочерение) гражданам США. В связи с этим прекращено действие соглашения | между Российской Федерацией и США о сотрудничестве в области усыновления | (удочерения) детей от 13 июля 2011 г.7
| В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 237-ФЗ в ст. 127
СК РФ расширен перечень лиц, которые не могут быть усыновителями, за счет ё включения в него лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или § подвергавшихся уголовному преследованию (кроме лиц, уголовное преследо-
1 вание в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за | преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности,
а также за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, семьи и несовершеннолетних и другие тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, предусмотренных подп. 9-11 п. 1 ст. 127 СК РФ.
При вынесении решения об усыновлении ребенка лицом, имевшим судимость либо подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в 14 подп. 9 п. 1 ст. 127 СК РФ, относящиеся к преступлениям небольшой или средней
тяжести, при признании таких лиц опасными для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка, суд должен учитывать обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в т.ч. поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства с целью выяснения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни и здоровья ребенка.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П, признавшего абз. 10 п. 1 ст. 127 СК РФ не соответствующим Конституции РФ, указано, что суд не имеет права формально отказать в усыновлении лицам, названным в данном абзаце, и обязан рассмотреть вопрос о возможности такового по существу. Вместе с этим суд не освобождается от обязанности оценить с учетом совершения или возможного совершения такими лицами преступления, насколько усыновление ребенка конкретным лицом соответствует цели максимальной защиты прав и охраняемых законом интересов усыновляемого, обеспечения его полноценного физического, духовного, психического и нравственного развития без риска быть подвергнутым какой-либо опасности.
Не могут быть усыновителями и лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном п. 6 ст. 127 СК РФ (за исключением лиц, указанных в подп. 12 п. 1 ст. 127 СК РФ; лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица — граждане указанного государства и не состоящие в браке (подп. 11-13 п. 1 ст. 127 СК РФ § (в ред. от 20 апреля 2015 г. № 101-ФЗ)). С
В силу дополнений, внесенных названным Федеральным законом: |
1) принимая решения об усыновлении ребенка, суд имеет право отступить от к правил, установленных подп. 7 и 12 п. 1 ст. 127 СК, с учетом интересов усынов- г
ляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств (п. 2 ст. 127 СК РФ); Д
а
2) правила, закрепленные в названных подпунктах, не должны распростра- в нятся на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка; нн
3) если несколько лиц желают усыновить одного и того же ребенка, преиму- ю
щественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обяза- д
и
тельного соблюдения требований пп. 1 и 4 ст. 127 СК РФ и интересов усынов- с
к
ляемого ребенка; а
4) в целях содействия психолого-педагогической и юридической подготовке е лиц, которые желают принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося ии без попечения родителей, должна производиться их подготовка по программе, № утвержденной органами исполнительной власти субъектов РФ8. 1
Подготовка названных лиц осуществляется органами опеки и попечительства °
за счет средств бюджета субъекта РФ. 6
В указанных случаях иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, могут представить документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено названными требованиями. 15
Если такие граждане не прошли соответствующую подготовку в государстве, где они постоянно проживают, она проводится на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 127 СК РФ9.
В связи с тем, что в силу подп. 6 п. 1 ст. 127 СК РФ не могут быть усыновителями лица по состоянию здоровья (Перечень соответствующих заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»)10.
При наличии уважительных причин судом может быть разрешено изменение даты рождения усыновленного ребенка, достигшего возраста одного года и старше (абз. 2 п. 1 ст. 135 СК РФ (в ред. от 28 декабря 2004 г. № 185-ФЗ)).
Важное значение имеют разъяснения норм СК РФ об усыновлении (удочерении) детей, которые содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (в ред. от 17 декабря 2013 г.)11. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ «Об опеке и попечительстве»: уточнены нормативные правовые акты об опеке и попечительстве над детьми, оставшимися без родительского попечения, в качестве которых, помимо СК РФ, признаны Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ «Об опеке и попечительстве», принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, если иное не установлено СК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права12;
закреплено правило о том, что устройство ребенка под опеку или попечительство производится с учетом его мнения, а назначение опекуна ребенку, которому 10 лет, — с его согласия;
запрещена передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам, кроме случаев, если она отвечает интересам детей;
установлено, что передача ребенка под опеку и попечительство допускается по договору о приемной семье либо по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании);
предусмотрены обязанность органа опеки и попечительства при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении их оформлять актом названного органа, а также юридические последствия уклонения от выполнения такой обязанности (пп. 2-7 ст. 145 СК РФ (в ред. от 24 апреля 2008 г. №49-ФЗ)).
В ст. 146 СК РФ (в ред. от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ и от 13 июля 2015 г. № 237-ФЗ) расширен перечень лиц, которые не могут назначаться опекунами (попечителями) детей, совпадающий в основном с перечнем лиц, которые не могут быть усыновителями детей согласно ст. 127 СК РФ (в ред. от 13 июля 2015 г. № 277-ФЗ).
В ст. 152 СК РФ (в ред. от 24 апреля 2008 г. № 39-ФЗ) внесены существенные изменения и дополнения:
1) дано определение приемной семьи;
2) указано, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения гл. 20 СК РФ, а в части, не урегулированной СК РФ, должны применяться правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг;
3) установлено, что порядок создания приемной семьи определяется Правительством РФ13.
Уточнено понятие «приемные родители» (ст. 153 СК РФ); введены в СК РФ новые статьи: 153.1 «О содержании договора о приемной семье» и 153.2 «Об основаниях его прекращения».
Следует обратить внимание на то, что лица, желающие усыновить, взять под свою опеку и попечительство, в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей, должны проходить медицинское освидетельствование в порядке, утвержденном Приказом Минздрава России от 18 июня 2014 г. № 290 н.
СК РФ дополнен гл. 22, регулирующей отношения, связанные с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ст. 155.1-155.3 СК РФ (в ред. от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ) урегулированы:
1) порядок устройства таких детей в названные организации;
2) перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг;
3) требования к условиям пребывания в этих организациях;
4) порядок осуществления такой деятельности, обязанности этих организаций по содержанию, воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов, а также права помещенных в них детей14.
В семейном законодательстве России имеются и другие дополнения его норм, направленные на их конкретизацию, развитие и совершенствование правового регулирования семейных отношений, укрепление семьи, создание благоприятных условий для надлежащего осуществления прав и исполнения обязанностей родителями, другими членами семьи, повышения уровня их правовой защиты. е
Вместе с тем анализ практики применения названных норм свидетельствует об ни имеющихся еще недостатках в правовом регулировании семейных отношений, в Са частности, вследствие несовершенства некоторых норм семейного законодатель- о
в
ства России, слабой эффективности отдельных норм из-за недостаточного эконо- §
мического обеспечения их, недостатков в работе органов опеки и попечительства, с
контроля за из деятельностью, отсутствия должной ответственности органов |
государственной власти и органов местного самоуправления за ненадлежащее е
исполнение ими своих обязанностей в сфере семейных отношений. Так, представ- о
ляется не совсем понятным правило абз. 2 п. 2 ст. 12 СК РФ о праве субъектов РФ р
своими законами разрешать в виде исключения с учетом особых обстоятельств Ч
вступать в брак до достижения возраста 16 лет без установления минимального |
возраста, по достижении которого это возможно. Это может повлечь снижение к
такого возраста не только до достижения 14 лет, как это предусмотрено сейчас м
в большинстве субъектов РФ, уже принявших подобные законы. I
Возникает вопрос о том, не приведет ли это к превращению особых обстоя- №
со
тельств из исключительных в обычные, распространению браков с лицами, не ц достигшими и 14 лет, к уклонению взрослых от ответственности за совращение ^ несовершеннолетних, учитываются ли при этом отрицательные последствия, 6 которые могут наступить. Ведь речь идет о заключении брака с детьми, которые ни физически, не психологически, ни морально не готовы к семейной жизни, к исполнению семейных обязанностей, не имеют необходимого жизненного опыта, вследствие чего такие браки очень часто распадаются.
Уменьшается количество заключаемых в органах загса браков, выросло число незарегистрированных фактических брачных отношений, а значит, и внебрачных 17
детей (23% от общего числа родившихся в 2013 г.), еще много разводов, особенно в молодых семьях (на 1000 браков 545 разводов)15, в стране насчитывается десятки тысяч детей-сирот, имеющих живых родителей, недостаточно пропагандируются традиционные ценности семьи, заключается немало фиктивных браков в корыстных целях (приобретения права на жилище, гражданства, вида на жительства, права на работу и т.п.) за вознаграждение в обход законов РФ.
Одной из возможных причин прекращения брака является установление в п. 2 ст. 22 СК РФ небольшого 3-месячного срока, на который суд вправе отложить рассмотрение дела о разводе для примирения супругов, что явно недостаточно для этого, вместо 6 мес., как было в прежнем СК.
По данным территориальных управлений ФМС, около 80% всех обращений иностранных граждан за получением разрешений на временное проживание в Российской Федерации основывается именно на свидетельстве государственной регистрации брака с гражданином России. Во многих случаях такие браки являются фиктивными, о чем свидетельствуют значительная разница в возрасте супругов, незначительный срок с момента оформления брака до момента обращения иностранного гражданина с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, асоциальный образ жизни второго супруга — гражданина Российской Федерации, как правило, злоупотребляющего спиртными напитками, проживание супругов в разных регионах страны и после регистрации брака.
На практике не всегда соблюдаются требования абз. 3 ст. 63 СК РФ о преимущественном праве родителей на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, на оказание им содействия в предоставлении семье медицин-з ской, психологической, социальной и других видов помощи, встречаются труд? ности, допускаются ошибки при решении вопросов о лишении родительских
0
з прав, ограничении их, восстановлении в них, при исполнении решений судов
т 0
§1 по делам, связанным с воспитанием детей.
1 Имеются трудности при исполнении решений о взыскании алиментов на
1 детей (в 2013 г. 2,2 млн детей, из них 400 тыс. из малообеспеченных семей не | получали алиментов), решении споров об усыновлении детей, оставшихся без | попечения родителей, в т.ч. детей — граждан Российской Федерации иностран-| ными гражданами и лицами без гражданства, в деятельности органов опеки и
2 попечительства, детских домов, образовательных организаций, приемных семей, ° организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
« В целях устранения отмеченных недостатков, укрепления и защиты семьи, | повышения ее роли в жизни общества, уровня защиты прав и интересов нео совершеннолетних, преодоления семейного неблагополучия Распоряжением 1 Правительства РФ от 25 августа 2014 г. 1618-р утверждена Концепция государ° ственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года
го _
3 (далее — Концепция), а Распоряжением Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р — 1 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года I (далее — Стратегия)16. Оба акта разработаны во исполнение положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 мая 2012 г. № 76117.
В названных документах определены цели, принципы, задачи, приоритетные направления государственной семейной политики, меры и механизмы их реализации, а также ожидаемые результаты. В числе таких результатов: уменьшение 12 доли малоимущих семей, увеличение количества детей в возрасте до 3-х лет,
охваченных дошкольным образованием, уменьшение числа разводов, увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия, снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличение числа таких детей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, уменьшение количества детей, не получающих алименты в полном объеме. Предусмотрено также укрепление общественного согласия в вопросах воспитания детей, повышение престижа семьи, отцовства и материнства, охранение и укрепление традиционных семейных ценностей, развитие общественно-государственной системы воспитания и др. Достижению указанных результатов должны способствовать изменения и дополнения в семейное законодательство РФ. Для борьбы с фиктивными браками предлагается:
1) выдавать разрешение на работу при предъявлении свидетельства о браке между иностранным гражданином и гражданином (гражданкой) России. Не раньше чем через год после заключения брака;
2) аннулировать выданный иностранному гражданину вид на жительство после регистрации им брака в случае его расторжения в течение года18.
В целях уменьшения количества разводов рекомендуется усложнить эту процедуру, в частности:
1) увеличить с одного до тех месяцев время для принятия супругами окончательного решения о расторжении брака в органах загса при их взаимном согласии на развод и отсутствии общих несовершеннолетних детей (п. 3 ст. 19 СК РФ);
2) отменить заочное расторжение брака без выяснения мнения другого супруга;
3) в случаях рассмотрения дела о разводе при отсутствии согласия одного из супругов на развод и наличии у них общих несовершеннолетних детей суд должен принимать меры к примирению супругов, отложить рассмотрение дела на 6 мес. (как было по КОБС РСФСР 1968 г., дать возможность специалистам по примирению принять меры к примирению супругов. Сейчас, как известно, по п. 2 ст. 22 СК РФ суд вправе принять такие меры и отложить рассмотрение дела для этого в пределах 3-х мес., что явно недостаточно.
В связи с изложенным представляются необоснованными предложения отдельных авторов о том, чтобы приравнять фактические браки к зарегистрированным в органах загса, если фактические брачные отношения продолжались в течение определенного срока, например, не менее 2-х лет, подтвержденные свидетельскими показаниями, фотографиями и другими доказательствами. Кроме того, предлагается приравнять церковный брак к законному браку путем внесения соответствующих изменений в СК РФ. При этом в последнем случае наличие решения суда о расторжении законного брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения о выводе суда19.
Нельзя также поддержать не совсем понятное предложение о закреплении в СК РФ правила, в силу которого «сожительство двух граждан Российской Федерации свыше определенного срока должно автоматически признаваться законным браком и приравниваться к нему со всеми вытекающими правовыми последствиями, в том числе и разделом имущества»20. Как видим, в данном предложении не говорится о каком сожительстве идет речь: мужчины и женщины или двух мужчин, или двух женщин — граждан Российской Федерации, поэтому создается впечатление, что делается попытка приравнять к законному,
зарегистрированному браку однополые браки, признаваемые в некоторых государствах Европы и других странах. Здесь не учитывается тот факт, что это приведет к развалу нормальной традиционной семьи как союза мужчины и женщины с ее функциями рождения и воспитания детей, к тяжелым демографическим последствиям21.
Представляется нецелесообразным принятие в настоящее время Федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», который сейчас обсуждается и имеет следующие цели:
1) закрепление в нем постоянного, излишнего и неконтролируемого вмешательства государственных органов, общественных организаций в дела семьи вопреки желанию ее членов, в т.ч. пострадавших от насилия;
2) наделение неопределенного числа организаций правом контроля семейных отношений, выявления случаев семейно-бытового насилия, не считаясь с мнением пострадавшего, который может не признавать себя таковым, и направлять материалы о насильнике-члене семьи в правоохранительные и другие органы.
По обоснованному мнению председателя комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Е. Мизулиной, данный законопроект предполагает чрезмерное вмешательство государства в семейные дела, после его принятия все меры воздействия на детей окажутся нелегальными, поскольку повышение голоса и критика будут расцениваться как психологическое насилие, отказ от выдачи карманных денег и запрет пользоваться компьютером как экономическое, а некоторые запреты как физическое насилие. Как верно замечает она, одним из слабых мест действующего Семейного кодекса РФ является правовой з статус родителей, который надо менять. Сейчас он по отношению к ребенку ? ниже статуса представителей органов опеки и попечительства, а законопроект
0
з усугубляет ситуацию вместо усиления защиты семьи от несанкционированного
т 22
ц вмешательства22.
1 В законопроекте не дается четкого и понятного определения насилия и таких
1 его форм, как «физическое», «психологическое», «экономическое», понятия
го
| «преследование» пострадавшего (ст. 3 законопроекта). Это создает возможность
| понимать под ними весьма широкий круг самых различных действий, хотя и
| не относящихся к названным формам насилия. Субъективность указанных по-
2 нятий, их оценочный характер расширяют возможность привлечения членов ° семьи к юридической ответственности, могут повлечь увеличение количества « злоупотреблений чиновников, числа случаев необоснованного изъятия детей | у родителей. Законопроект наделяет полномочиями субъекта профилактики е семейно-бытового насилия не только органы государственной власти РФ, ее 1 субъектов, местного самоуправления, но и некоммерческие, международные и
0
° иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противо-
го
3 действия такому насилию. Им предоставляются следующие права: выявлять
1 случаи подобного насилия; проводить информационные компании по его про-| филактике и просвещению населения в области семейно-бытовых отношений;
вести просветительную работу с пострадавшими; участвовать в организации специальных учреждений по оказанию помощи пострадавшим от семейно-бытового насилия; обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо неопределенного круга лиц. Заявление в защиту недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в 20 таких случаях они могут подать независимо от просьбы заинтересованного лица
или его законного представителя (ст. 6 законопроекта). Это нарушает положения ст. 23 Конституции РФ о том, что каждый имеет «право на неприкосновенность частной жизни, личную, и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».
В качестве мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия законопроект предусматривает профилактическую беседу, специализированные психологические программы, защитное предписание, судебное защитное предписание (ст. 18). Основанием для принятия названных мер может служить заявление пострадавшего, родственников, свидетелей семейно-бытового насилия, социального работника, обнаружение сотрудником ОВД обстоятельств, которые свидетельствуют не только о совершении такого насилия, но и попытке или угрозе его совершения (ст. 19).
При наличии перечисленных обстоятельств сотрудник ОВД должен вынести защитное предписание, а в случаях, указанных в законопроекте, и без согласия пострадавшего. Лицо, в отношении которого вынесено такое предписание, органом внутренних дел ставится на профилактический учет и должно являться в этот орган от одного до четырех раз в месяц для профилактической беседы с ним (п. 3 ст. 20). Названным предписанием нарушителю запрещается совершать семейно-бытовое насилие, приобретать и пользоваться различными видами оружия, преследовать пострадавшего. Кроме того, нарушитель обязан пройти специализированную психологическую программу. Предписание действует в течение одного месяца, но по письменному заявлению пострадавшего его действие может быть продлено до двух месяцев (ст. 23).
Судебное защитное предписание выносится в тех же целях, в таком же порядке, с запрещением нарушителю совершения тех же действий, что и по первому е
т
предписанию. Оно выносится мировым судьей на срок от одного до двенадцати и месяцев и с возможностью его неоднократного продления на срок до шести ме- а сяцев в случаях, указанных в законопроекте (ст. 24). При этом не является пре- о
в
пятствием в рассмотрении заявления о вынесении такого предписания неявка §
в суд заявителя, пострадавшего либо предполагаемого нарушителя — семейно- а
бытового насильника (ст. 25). Отсюда очевидно, что после предполагаемой Р
ссоры между членами семьи, родителями и детьми они не имеют возможности е
пообщаться друг с другом, попросить прощения, помириться, поскольку их о
разлучают с пострадавшим, а присутствие участников семейного конфликта р
при рассмотрении судом вопроса о вынесении судебного защитного предписания Ч
не обязательно. Плохо и то, что названным предписанием могут быть предпри- о
няты дополнительные меры, в т.ч. предложение нарушителю покинуть место К
совместного проживания с пострадавшим, независимо от того, кто является м
собственником жилого помещения (п. 3 ст. 26 законопроекта). I
Законопроект обязывает государственные органы обеспечивать сотрудниче- ¡§
со
ство с некоммерческими, международными и иными неправительственными 1 организациями, СМИ и гражданами, поддерживать их деятельность по преду- 22 преждению и профилактике семейно-бытового насилия в целях повышения ее 6 эффективности (ст. 36). В нем не конкретизируются перечисленные организации, формы и пределы сотрудничества с ними и их поддержки. Однако известно, что среди них таких немало. Центры финансирования, идейные вдохновители, руководители и координаторы их деятельности в России находятся в иностранных государствах, проводящих антироссийскую политику, в т.ч. в сфере семейных отношений. Но согласно законопроекту они наделяются правом участия в ре- 21
шении судьбы граждан России. Некоммерческим организациям должна предоставляться финансовая поддержка за счет средств государственного и (или) регионального бюджетов (п. 3 ст. 36).
Принятие и применение данного закона может:
1) привести не только к нарушению прав родителей, детей, других членов семьи, искусственной криминализации их, но и к разрушению брачно-семейных отношений, снижению престижа семьи в Российской Федерации, где 30% матерей-одиночек, ослаблению семейных связей супругов, родителей и детей, между другими членами семьи, увеличению числа разводов, изъятых из семей детей, случаев семейно-бытового насилия, распространению международного усыновления детей;
2) подорвать авторитет родителей и взрослых, способствовать разрушению семьи, традиционных для России духовно-нравственных и семейных ценностей, росту социального сиротства в России, где сейчас 50% детей-сирот составляют социальные сироты, т.е. сироты при наличии живых родителей;
3) поставить под сомнение презумпцию добросовестности родителей при исполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей, а вместо оказания семьи с детьми необходимой помощи со стороны государственных и муниципальных организаций предлагается постепенное внедрение платных услуг семье теми организациями, которые должны защищать ее;
4) способствовать расширению контроля за жизнью семьи, возможности неоправданного вмешательства во внутрисемейные отношения со стороны не только государственных и негосударственных, в т.ч. и международных органи-
з заций, разрушению традиционной российской семьи как основы Российского ? государства, нарушению неприкосновенности и автономии семейной жизни,
0
з преимущественного права родителей на воспитание своих несовершеннолетних
т 0
§1 детей, прав на самостоятельное решение опросов их воспитания традиционными
1 для России способами, которые помогают устранить причины семейного небла-| гополучия, а не его последствия.
го
| Невозможно согласиться со следующими положениями, содержащимися в
§ Стратегии Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016-2021 годов: | 1) семья является основным источником насилия для детей, хотя именно
2 нормальная семья представляет для них наиболее безопасное, уютное место;
° 2) ребенок — такой же субъект права, как и взрослый человек, несмотря на
« предусмотренные в законодательстве России ограничения дееспособности детей; | 3) необходимы лоббирование в Российской Федерации закона о предупре-
0 ждении и профилактике семейно-бытового насилия, о крайне отрицательных
1 последствиях принятия и применения которого для традиционной российской ° семьи и интересов государства говорилось выше, пропаганда среди детей но-
го
3 вых форм семьи, которая состоит из двух отцов или двух матерей, создавших I однополый брак; обязательная защита и пропаганда права ребенка на участие в I цифровом пространстве, т.е. в Интернете, с помощью которого идет развращение
детей, в т.ч. порнографией, дети становятся интернет-зависимыми, посвящая значительную часть времени интернет-играм, другим развлечениям.
Эти предложения противоречат основным началам семейного законодательства России, в силу которых признается брак, заключенный только в органах загса, регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с
22
принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины (ст. 1, 12 СК
РФ) менталитету, семейным традициям подавляющего большинства граждан России. Они не соответствуют положениям разд. III Концепции о том, что «к традиционным семейным ценностям относятся ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям...».
Представляется, что реализация положений Концепции и Стратегии, их экономическое обеспечение, дальнейшее совершенствование норм семейного законодательства и практики его применения должны способствовать выполнению задач, достижению целей и результатов, намеченных в названных и иных нормативных правовых актах.
1 См.: Федеральные законы: от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(в ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 52, ст. 5880; 2015. № 48, ч. 1, ст. 6724; от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3802; 2015. № 48, ч. 1, ст. 6724; от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 8 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 17, ст. 1643; 2015. № 10, ст. 1393; от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 17, ст. 1755; 2015. № 48, ч. 1, ст. 6724.
2 См.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собр. законодательства Рос. Федерации». 2012. № 53, ч. 2, ст. 7860; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. от 9 апреля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 31, ст. 3743 ; 2015. № 16, ст. 2372 и др.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 52, ч. 1, ст. 5029; 2015. № 29, ч. 1, ст. 4355.
4 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 17, ст. 1643; 2015. № 10, ст. 1393.
5 См.: Постановления Правительства РФ: от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 15, ст. 1434; 2014. № 30, ч. 2, ст. 4321; Приказ Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 23.03.2015).
6 В настоящее время данный вопрос регулируется постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (в ред. от 10 сентября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 15, ст. 1590; 2015. № 38, ст. 5289.
7 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (в ред. от 23 мая 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7597; 2015. № 21, ст. 2981.
8 Требования к содержанию Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей: утверждены Приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623 // Российская газета. 2012. 30 авг.
9 Порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей: утвержден Приказом Минобрнауки России от 13 марта 2015 г. № 235 // Российская газета. 2015. 19 мая.
10 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 36, ст. 4577; Порядок медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: утвержден Приказом Минздрава России от 18 июня 2014 г. № 290н // Российская газета. 2014. 18 июня.
11 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 6; 2014. № 2.
12 См.: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», которым утверждены „Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", „Правила
заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", „Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", „Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей"» (в ред. от 10 сентября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21, ст. 2572; 2015. № 38, ст. 5289.
13 Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье (в ред. от 10 сентября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21, ст. 2572; 2015. № 38, ст. 5289.
14 Для конкретизации требований ст. 155.1-155.3 СК РФ Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 22, ст. 2887.
15 См.: Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 35, ст. 1618-р. См. также: Николаев Я. Мимо ЗАГСа // Российская газета. 2015. 29 апр.
16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 23, ст. 3357.
17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23, ст. 2994.
18 См.: Козлова Н. Свадьба со сроком давности // Российская газета. 2011. 24 мая.
19 См.: Николаев Я. Указ. раб.
20 Маркова А. Без брака // Российская газета. 2015. 25 июня.
21 См.: Яковлева Е. Венец любви // Российская газета. 2015. 13 авг.
22 См.: Гарант. ру. 2014. 19 окт.
А.Я. Ахмедов
УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОЕ НАЧАЛО СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В статье рассматривается проблема, связанная со стабильностью семейных правоотношений; определяются меры, реализация которых может способствовать укреплению семьи.
Ключевые слова: семья, укрепление семьи, расторжение брака, помолвка, семейное предпринимательство, материнский (семейный) капитал.
A.Y. Ahmedov
CONSOLIDATION OF FAMILY AS THE FUNDAMENTAL PRINCIPLE OF FAMILY LAW
This article deals with the problem of family stability. The article's task is determination of the measures, implementation of which may promote consolidation of family.
Keywords: family, consolidation of family, divorce, betrothal, family business, maternal (family) fund.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи (абз. 2 п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее СК — РФ)). Представляется, что в ст. 1 СК РФ закрепляются основные начала или принципы семейного законодательства. В ст. 1 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. были определены задачи семейного законодательства, среди которых выделялась задача «дальнейшего
© Ахмедов Арсен Ярахмедович, 2016
Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]