Научная статья на тему 'НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛАХ'

НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛАХ»

УДК 371.7.001.12

Проф. Г. Н. Сердюковская (Москва)

НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛАХ

Перед советской школой выдвинуты задачи — завершить переход ко всеобщему среднему образованию, освоить новые программы, всемерно совершенствовать учебно-воспитательный процесс. В решениях XXIV съезда КПСС придается большое значение народному образованию как фактору, способствующему научно-техническому прогрессу, обеспечивающему высокую квалификацию трудящихся, их техническое творчество и повышение производительности труда. Ведущая роль в осуществлении всеобщего среднего образования принадлежит общеобразовательной школе. Через нее проходит каждый человек, она обеспечивает обязательное восьмилетнее обучение детей.

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» \ принятом во исполнение решении XXIV съезда партии, предусматривается ряд мероприятий по укреплению материально-технической базы школ и повышению уровня образования. «Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о народном образовании» еще раз подчеркивают значимость воспитания подрастающего поколения, формирования всесторонне развитой личности, подготовки новых поколений к активному участию в коммунистическом строительстве.

Происходящее сейчас коренное преобразование школьного обучения привело к значительному изменению содержания учебных программ, которое повлекло за собой интенсификацию учебной деятельности детей и подростков, особенно младших школьников. В свою очередь это вызвало необходимость введения новых организационных форм учебного процесса и режима занятий. Применяются технические средства обучения, осуществляется профилизация школ и классов, введены факультативные курсы, программированное обучение, используется активный метод преподавания и др.

Жизнь школы предъявляет возросшие требования к гигиенической науке, которая призвана изучать функциональные возможности усвоения того или иного вида информации в зависимости от возраста школьника, степень его умственного и физического развития, а также разрабатывать гигиенические рекомендации, направленные на создание оптимальных условий обучения и воспитания подрастающего поколения.

Научные исследования гигиенистов в ряде городов показывают, что учебная нагрузка в старших классах велика. Суммарная учебная нагрузка (в школе и дома) в ряде случаев достигает 12 часов в сутки. Это приводит к грубым нарушениям всего режима дня учащихся, к сокращению их сна и отдыха, пребывания на воздухе. Учебная перегрузка и нарушения в режиме дня часто приводят к снижению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма школьников в концу учебного дня, учебной недели и года.

1 «Правда» от 25 июня 1972 г.

Директивы XXIV съезда партии обязывают совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Эту задачу должны решать повсеместно педагоги и врачи.

В современных условиях обучения изменилось не только содержание учебного процесса, но и формы и способы подачи учебной информации. Широкое распространение получили программированное обучение, технические средства. Как показали исследования, проведенные Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, технические средства и программированное обучение предъявляют повышенные требования к организму учащихся. Так, на телевизионных уроках у учащихся наблюдаются неблагоприятные сдвиги нейродинамики в 1*/2—2 раза чаще, чем на обычных уроках. Для сохранения высокого уровня работоспособности школьников использование телевизора на уроках не должно превышать 25—36 мин.

Несмотря на очевидную эффективность применения технических средств в учебном процессе, нужно продолжать исследования для определения оптимального режима их использования для учащихся различного возраста. Следует изучать влияние каждого урока и учебного дня в целом на организм учащихся в зависимости от содержания занятий, методов обучения, используемых технических средств и т. д. с тем, чтобы для каждого вида учебной работы создать гигиенически обоснованные нормативы ее интенсивности и длительности. Это вызывает необходимость разработки объективных адекватных методов исследования, применимых непосредственно в процессе учебных занятий.

Особо следует коснуться изменения срока обучения детей в начальной школе, когда прохождение четырехлетней программы обеспечивается в течение 3 лет. Новая более насыщенная программа требует от детей младшего возраста повышенного умственного напряжения, значительно увеличивает их учебную нагрузку.

Поступление в школу для многих детей не является безразличным, и в начале учебного года они испытывают определенные трудности, не всегда справляются со школьными обязанностями. В 7 лет еще продолжает развиваться головной мозг, совершенствуются нервные пути, происходит функциональное развитие всей нервной системы. Значит, успех учебных занятий младших школьников в значительной мере зависит от степени физиологической подготовленности детского организма.

Семилетние дети в основном справляются с новой учебной программой, но все-таки привыкают к новым условиям школьной жизни нелегко. Так, умственное утомление и мышечная нагрузка у младших школьников проявляются в более значительной степени в начале учебного года, что в свою очередь вызывает неблагоприятные изменения у них вегетативных функций и центральной нервной системы.

Первоочередной задачей является рационализация учебной работы учащихся начальных классов в соответствии с их возрастными и функциональными возможностями, поэтому особую остроту сейчас приобретает дифференцированный подход к обучению. К такому мнению склоняются не только врачи, но и педагоги, так как учащиеся даже одного возраста обладают различным уровнем развития, разной степенью быстроты в усвоении знаний и различной работоспособностью.

Требуют своего решения и вопросы строительства школ. Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрено в девятой пятилетке значительное расширение сети общеобразовательных школ — не менее чем на 6 млн. мест. Новые школы должны стать прообразом школ будущего. Созданные в последнее время типы школьных зданий призваны в полной мере отвечать задачам советской школы, обеспечивать максимальные удобства и оптимальные условия внешней среды для воспитания и обучения школьников. Особого внимания заслуживают разработка научно обоснованных оптимальных условий размещения, вместимости, конструктивных решений

и санитарно-технического оборудования школьных зданий, установление размеров и взаимного расположения помещений, возможности применения новых строительных и отделочных материалов и др.

Все это очень важно в связи не только с перестройкой системы народного образования, но и с изменением принципов градостроительства, применением новых строительных и отделочных материалов, нового инженерно-технического оборудования, предопределивших уже теперь появление школ нового типа — школ крупной вместимости (на 40—50—60 классов) с продленным днем для части учащихся (согласно Директивам XXIV съезда КПСС, эта часть школьников должна составлять 4,7 млн. человек) и применением технических средств обучения, которые получат в дальнейшем еще большее распространение.

Отдельные вопросы, в частности, касающиеся нормирования некоторых факторов внешней среды, изучены достаточно полно. Разработаны оптимальные и допустимые параметры микроклимата различных помещений школ в возрастном, климатическом и сезонном аспектах, допустимые уровни шума в учебных помещениях, нормативы естественного и искусственного освещения. Изучены и разработаны гигиенические требования к школам крупной вместимости. Исследования показали, что строительство школ, рассчитанных на обучение более чем 1600 детей, возможно только при максимальном расчленении крупных детских коллективов по возрастам путем создания зданий блочного, секционного типа или изоляции начальной школы в отдельном строении. Оборудование городских школ совмещенными системами отопления и вентиляции с частичным кондиционированием должно решить проблему чистого воздуха в зданиях школ.

Дальнейшее укрупнение школьных зданий, по-видимому, пойдет по линии создания школьных городков с выделением в самостоятельные здания детей разных возрастных групп со всеми необходимыми помещениями и возможным объединением отдельных общешкольных помещений (физкультурных залов, мастерских, столовой). Однако вопрос о проектировании и строительстве детских учреждений большой вместимости нуждается в дальнейшем изучении. Следует провести комплексные исследования гигиенистов, архитекторов, педагогов и психологов в экспериментальных зданиях с обязательным выяснением психологического воздействия на организм ребенка больших детских коллективов.

В ближайшие годы дальнейшей разработки потребует проблема нормирования в школах и других детских учреждениях химических факторов внешней среды — как естественных, так и искусственных, появление которых связано со все более широким внедрением в школьное строительство полимерных материалов. Необходимо уделить больше внимания гигиеническому изучению полимерных материалов, применяемых в строительстве детских учреждений, включая школы, детские больницы, различные оздоровительные учреждения, а также при изготовлении одежды, обуви и предметов детского обихода.

Гипокинезия, представляя собой бич XX века, распространилась и на школьников. Это подчеркивает важность оптимизации двигательного режима детей и подростков в современных условиях. Работы Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР показали, что двигательная активность школьников определяется не столько их биологической потребностью (кинезофилией), сколько факторами, обусловленными учебным процессом, условиями внешней среды и организацией физического воспитания. Малая двигательная активность приводит к комплексу полиморфных расстройств, затрагивающих локомоторный аппарат, вегетативные функции и обменные процессы. Показатели силы, выносливости и общей физической работоспособности у школьников при гиподинамии снижены. Вызванные гиподинамией расстройства устраняются с введением такого режима двигательной активности, при котором ликвидируется дефицит мышечной активности. Этому способствуют занятия

физической культурой и спортом. Поиски оптимального объема двигательной деятельности и физических нагрузок представляют важную современную задачу гигиены детей и подростков.

Гигиеническое нормирование и создание оптимальных величин физических нагрузок в детском и подростковом возрасте будут способствовать укреплению здоровья и повышению работоспособности подрастающего поколения и тем самым выполнению грандиозных задач, выдвинутых XXIV съездом КПСС.

Поступила 30/У 1973 г.

УДК в14.72:в21.43.013.19]-084.778

Канд. техн. наук В. Ф. Сидоренко, Г. П. Кириллов, канд. мед. наук Ю. Г. Фельдман

ИССЛЕДОВАНИЕ ГАЗОЗАЩИТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ

Волгоградский институт инженеров городского хозяйства, Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Нашей задачей было уточнить количественные показатели, характеризующие газозащитный эффект зеленых насаждений, включаемых в поперечный профиль городских улиц. Исследования выполнены в натурных условиях и на экспериментальном полигоне с применением метода моделирования, предложенного для изучения закономерностей распространения выбросов автотранспорта в условиях городской застройки (В. Ф. Сидоренко и соавт.). Натурные наблюдения проведены в 2 крупных городах средней полосы страны. В воздухе определяли содержание окиси углерода. Объекты наблюдений — магистральные улицы общегородского и районного назначения мы выбрали, исходя из следующих соображений. Застройка улиц типична для современного массового строительства: участки магистралей находились на значительном расстоянии от регулируемых перекрестков, что обеспечивало движение машин на этих участках с достаточно устойчивой скоростью; магистрали расположены на таком удалении от промышленных предприятий, которое исключало влияние их выбросов на результаты измерений концентраций окиси углерода.

Отбору проб воздуха сопутствовала регистрация метеорологических факторов (по общепринятым методикам). В дальнейшем при анализе результатов сопоставляли лишь данные, полученные при одинаковых метеорологических условиях, поскольку последние могут оказать заметное влияние на уровень загрязнения. При отборе проб воздуха за зелеными насаждениями параллельно вели наблюдения на открытой местности, что позволяло оценить газозащитную роль зелени. Пробы воздуха отбирали на высоте 1,5 м от уровня земли одновременно в 3—4 точках. Всего взято 420 проб, проанализированных с помощью газоанализатора ТГ-5.

Газозащитный эффект зеленых насаждений зависит от способа озеленения, пород деревьев и кустарников и времени года. Для оценки этого эффекта, помимо изучения концентраций окиси углерода перед полосой зелени и за нею, находили коэффициент ажурности зеленых насаждений, характеризующий их плотность. Этот показатель представляет собою процентное отношение площади, занимаемой стволом, ветвями и листвой деревьев и кустарников, к общей площади (фронтальной проекции) защитной полосы зелени. Вполне понятно, что летом коэффициент ажурности будет иметь более высокое значение, чем осенью и зимой, когда лиственный покров отсутствует.

Коэффициент ажурности определяли фотометрическим способом, сущность которого заключается в следующем. Выбранный участок посадок фотографировали на пленку с размером кадра 24x36 мм. При этом для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.