Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГАЗОЗАЩИТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГАЗОЗАЩИТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF GAS PROTECTING PROPERTIES OF GREENERIES ALONG THE HIGHWAYS

The authors found, that a quantitative decrease of the extent of air pollution with motor exhaust gas due to greeneries, depended on the type and density of existing plants. For the purpose of classification of greeneries a method of determining the density coefficient of a raw of greeneries is suggested.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГАЗОЗАЩИТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ»

физической культурой и спортом. Поиски оптимального объема двигательной деятельности и физических нагрузок представляют важную современную задачу гигиены детей и подростков.

Гигиеническое нормирование и создание оптимальных величин физических нагрузок в детском и подростковом возрасте будут способствовать укреплению здоровья и повышению работоспособности подрастающего поколения и тем самым выполнению грандиозных задач, выдвинутых XXIV съездом КПСС.

Поступила 30/У 1973 г.

УДК в14.72:в21.43.013.19]-084.778

Канд. техн. наук В. Ф. Сидоренко, Г. П. Кириллов, канд. мед. наук Ю. Г. Фельдман

ИССЛЕДОВАНИЕ ГАЗОЗАЩИТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ

Волгоградский институт инженеров городского хозяйства, Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Нашей задачей было уточнить количественные показатели, характеризующие газозащитный эффект зеленых насаждений, включаемых в поперечный профиль городских улиц. Исследования выполнены в натурных условиях и на экспериментальном полигоне с применением метода моделирования, предложенного для изучения закономерностей распространения выбросов автотранспорта в условиях городской застройки (В. Ф. Сидоренко и соавт.). Натурные наблюдения проведены в 2 крупных городах средней полосы страны. В воздухе определяли содержание окиси углерода. Объекты наблюдений — магистральные улицы общегородского и районного назначения мы выбрали, исходя из следующих соображений. Застройка улиц типична для современного массового строительства: участки магистралей находились на значительном расстоянии от регулируемых перекрестков, что обеспечивало движение машин на этих участках с достаточно устойчивой скоростью; магистрали расположены на таком удалении от промышленных предприятий, которое исключало влияние их выбросов на результаты измерений концентраций окиси углерода.

Отбору проб воздуха сопутствовала регистрация метеорологических факторов (по общепринятым методикам). В дальнейшем при анализе результатов сопоставляли лишь данные, полученные при одинаковых метеорологических условиях, поскольку последние могут оказать заметное влияние на уровень загрязнения. При отборе проб воздуха за зелеными насаждениями параллельно вели наблюдения на открытой местности, что позволяло оценить газозащитную роль зелени. Пробы воздуха отбирали на высоте 1,5 м от уровня земли одновременно в 3—4 точках. Всего взято 420 проб, проанализированных с помощью газоанализатора ТГ-5.

Газозащитный эффект зеленых насаждений зависит от способа озеленения, пород деревьев и кустарников и времени года. Для оценки этого эффекта, помимо изучения концентраций окиси углерода перед полосой зелени и за нею, находили коэффициент ажурности зеленых насаждений, характеризующий их плотность. Этот показатель представляет собою процентное отношение площади, занимаемой стволом, ветвями и листвой деревьев и кустарников, к общей площади (фронтальной проекции) защитной полосы зелени. Вполне понятно, что летом коэффициент ажурности будет иметь более высокое значение, чем осенью и зимой, когда лиственный покров отсутствует.

Коэффициент ажурности определяли фотометрическим способом, сущность которого заключается в следующем. Выбранный участок посадок фотографировали на пленку с размером кадра 24x36 мм. При этом для

Снижение уровня загазованности воздуха зелеными насаждениями

Тнпы посадок деревьев Коэффициент ажурности Снижение уровня загрязнения (в %)»

время года

знма лето зима лето

Однорядная ...... 0,11 0,22 0—3 7—10

Двухрядная...... 0,15 0,37 3—5 10—20

Двухрядная с кустарни-

ком ........ 0,18 0,58 5—7 30—40

Четырехрядная с кустар-

ником ........ 0,23 0,75 10—15 50-60

■ Уровень загрязнения на краю проезжей части магистрали с подветренной стороны принят за 100 %.

сопоставления различных типов посадок обязательно соблюдать масштабность, т. е. фотографировать их с одинакового расстояния. Отпечатанные снимки переносили на кальку,что помогало устранить фон (здания и т. п.). Затем картину снимали на узкую пленку (16л<л<), негатив помещали в камеру фотоэлектроколоримет-ра и определяли его оптическую плотность, сравнивая и с плотностью засвеченного негатива. Газозащитную эффективность зеленых насаждений оценивали лишь по их аэродинамическим свойствам. Биохимические процессы в системе «зелень — компоненты выхлопа» не учитывали.

Показатели снижения концентраций окиси углерода за зелеными насаждениями с учетом типа посадок и их плотности приведены в таблице.

Как видно из таблицы, однорядная посадка деревьев между проезжей частью и тротуаром оказывает ничтожное защитное действие. Только многорядная плотная полоса древесно-кустарниковых насаждений способна заметно снизить концентрацию выхлопных газов в зоне пешеходного движения.

В экспериментах по моделированию добивались геометрического подобия модели и натурного объекта (по коэффициенту ажурности зеленых насаждений). В качестве моделей использовали мелколистные кустарники (шиповник и др.). С помощью автомобильного двигателя «Урал АЗ» моделировали линейный источник выброса, так как транспортный поток состоит из ряда точек загрязнения (автомобилей), расположенных на близком расстоянии друг от друга. В воздухе одновременно в 18 точках определяли концентрацию двуокиси азота, которая так же, как и окись углерода, является ведущим компонентом автомобильного выброса. Взаимодействие определяемого вещества с подстилающей поверхностью учитывали на основании результатов исследований Е. Н. Теверовского, проведенных на линейном источнике. Пробы воздуха отбирали при устойчивых атмосферных условиях, когда температурный градиент имел минимальное значение.

Точки отбора проб воздуха при моделировании однорядной полосы зеленых насаждений показаны на рис. 1. Всего проанализировано около 500 проб воздуха колориметрическим методом (Н. Г. Полежаев и В. В. Ги-рина).

Результаты исследований позволили установить графическую зависимость между коэффициентом ажурности защитной полосы зелени и степенью снижения концентраций выхлопных газов (рис. 2).

Известно, что горячие газы при смешении с окружающим воздухом довольно быстро охлаждаются, и их плотность приближается к плотности

Рис. 1. Схема точек наблюдений (1—18) при исследовании газозащитной эффективности зеленых насаждений на моделях.

1 (г/з) ) \ш (/О./б) От)

1 ' X (л ! ¿з з 4 5 6

§ + ^-V У——1 1 !5см

Расстояние от источника (8 м)

IT 70 \ 60

. so I 40 30 20 10 О

7.

/

OOJ 0.20.3Q10.5as(¡7as0.3/.0 Коэффициент ажурности

воздуха. При этом отдельные составляющие газов теряют динамическую индивидуальность и движутся как «некий» средний газ (Г. В. Шелейховский; П. И. Андреев). Поэтому, очевидно, окись углерода и двуокись азота, находясь в воздухе в диффузном состоянии, в своем движении подчиняются одним и тем же закономерностям, разделяя судьбу всей смеси газов. Можно предположить правомерность сопоставления данных натурных и экспериментальных исследований, хотя в том и другом случае в воздухе определяли не один и тот же компонент. Однако такое предположение нуждается в проверке путем одновременного изучения защитной функции зелени по отношению к обоим веществам.

Из рис. 2 видно, что газозащитный эффект зеленых насаждений в натурных условиях и при моделировании процесса существенно не различается, разница не превышает 15%. Следовательно, методика моделирования может быть с успехом использована для гигиенической оценки барьерной роли зеленых насаждений в отношении выбросов автотранспорта, позволяя изменить конструкцию зеленых полос, их положение в профиле улицы и таким образом находить наиболее приемлемые решения.

Рис. 2. Зависимость уровня снижения концентраций выхлопных газов автомобилей в воздухе от плотности зеленых насаждений на автомагистралях.

/ — в натурных условиях; 2 — в условиях моделирования.

ЛИТЕРАТУРА. Андреев П. И. Рассеяние в воздухе газов, выбрасываемых промышленными предприятиями. М., 1952. — П о л е ж а е в Н. Г., Гири-и а В. В. Гиг. и сан., 1949, № 11, с. 26. — С и д о р е н к о В. Ф., Ф е л ь д -м а и Ю. Г., К и р и л л о в Г. П. и др. Там же, 1972, № 5, с. 9. — Т е в е р о в с . с к и й Е. Н. О диффузии и коагуляции частиц аэрозоля в турбулентном потоке в атмо. сфере. М., 1949. — Шелейховский Г. В. Задымление городов. М. — Л., 1949

Поступила 13/XI 1972 г.

A STUDY OF OAS PROTECTING PROPERTIES OF GREENERIES ALONG THE

HIGHWAYS

V. F. Sidorenko, G. P. Kirillov, Yu. G. Feldman

The authors found, that a quantitative decrease of the extent of air pollution with motor exhaust gas due to greeneries, depended on the type and density of existing plants. For the purpose of classification of greeneries a method of determining the density coefficient of a raw of greeneries is suggested.

УДК 628.181.087

Канд. мед. наук Е. Г. Жук

ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ВОДЫ В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ ИМПУЛЬСНЫМИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ РАЗРЯДАМИ

Томский медицинский институт

При обеззараживании питьевой и сточной воды в отдаленных северных районах необходимо учитывать постоянно низкую температуру ее, нередко высокую микробную обсемененность исходной воды, большое содержание органических веществ в водоемах в весенне-осенний период. Наряду с этим в условиях холодного климата и вечной мерзлоты наблюдаются повреждения водоводов из-за деформации грунта (Н. В. Багдасаров). Поэтому здесь нередко прибегают к поверхностной укладке водопроводных труб, что сопряжено с необходимостью подогрева воды. В Норильске, например, такой подогрев производят путем добавления в нее теплой воды из системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.