Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 628.58
В.В. БАЛАКИН, канд. техн. наук ([email protected]) В.Ф. СИДОРЕНКО, д-р техн.наук ([email protected])
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (400074, г. Волгоград, ул. Академическая, 1)
Защита пешеходных зон и жилои застроики от выбросов автомобильного транспорта средствами озеленения
Анализируются результаты натурных наблюдений и физического моделирования рассеяния выбросов автомобильного транспорта полосами зеленых насаждений на городских дорогах и улицах. Установлено, что формирование очагов загрязнения атмосферного воздуха в уличном пространстве связано со снижением скорости и замкнутой циркуляцией воздушного потока в условиях плотной двусторонней застройки. Определены конструктивные характеристики полос зеленых насаждений, повышающих эффект рассеяния выбросов автомобилей. Приводится методика расчета газозащитной эффективности полос озеленения в зонах пешеходного движения. Даются рекомендации по формированию линейно-полосных структур ландшафтно-средозащитного озеленения, обеспечивающих оптимизацию и доведение до нормативных пределов факторов дискомфорта на территории жилой застройки.
Ключевые слова: выбросы автомобилей, зеленые насаждения, рассеяние, газозащитная эффективность.
V.V. BALAKIN, Candidate of Sciences (Engineering) ([email protected]), V.F. SIDORENKO, Doctor of Sciences (Engineering) ([email protected]) Volgograd State University ofArchitecture & Civil Engineering (1, Akademicheskaya St., Volgograd, 400074)
Use of Protective Planting Against Car Emissions in Residential Areas and Pedestrian Zones
The article describes the results of in-situ observations and physical model experiments for dispersion of automobile exhaust pollutants by planted areas in urban streets and roads. It is determined that formation of pollution bubbles in the air of a street is related to lower speed of air flow and its closed recirculation conditioned by densely positioned buildings on both sides of the street. Structure and composition of protective planting is defined for better dispersion of car emissions. Protective efficiency calculation methods are suggested for linear/strip plantation in pedestrian areas. Guidelines are provided for linear and strip protective/decorative plantation structuring for bringing the environmental discomfort factors in residential areas down to the environmental standards.
Keywords: air pollution, motor vehicle exhaust, car emissions, planted area, protective plantation, dispersion, protective efficiency.
Пешеходное движение на городских улицах, тесно связанных с жилой застройкой, объектами культурно-бытового обслуживания и торговли, приобретает все более массовый характер в больших, крупных и крупнейших городах и требует «обеспечения удобств и безопасности движения пешеходов, снижения уровня шума и загрязнения воздуха отработавшими газами» [1], а также формирования благоприятного микроклимата.
В связи с этим при благоустройстве элементов уличной сети в пределах жилой зоны города, в том числе и пешеход-но-транспортных улиц, выделенных в отдельную категорию (СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*), возникает необходимость формирования специальных полос зеленых насаждений комплексного средозащитного назначения.
Формирование объектов озеленения на транспортных территориях, особо подверженных техногенному воздействию, органично связано с решением наиболее общей задачи «реконструкции, конструирования и восстановления городских ландшафтов» [2]. Участки прохождения трассы магистральных дорог и улиц отличаются от участков территории жилой застройки в высокой степени трансфор-
5'2016 ^^^^^^^^^^^^^
мированным, «особым видом» природно-антропогенного ландшафта, характерными признаками которого являются уменьшение «мягкости» и увеличение «жесткости» за счет сокращения площади растительного покрова, увеличения плотности застройки и т. п. В результате интенсификации использования городского пространства здесь «исчезли растительные комплексы (биогеоценозы), которые обязаны нести средоформирующие, природоохранные и эстетические функции» [3, 4].
С экологической точки зрения положение и поведение человека в таком пространстве ухудшается. И здесь озеленение выступает в качестве основного средства формирования «объемно-пространственной композиции и структуры территории, способствующей снижению негативного влияния урбанизированной среды» [3]. При этом достигается гармонизация «жестких ландшафтов» со «сплошной и безликой застройкой» и ограниченным растительным покровом путем «стирания границ между архитектурой и природой» [2] с восстановлением их «мягкости», улучшением эстетики и повышением привлекательности.
Вместе с тем зеленые насаждения являются важным компонентом городского ландшафта, принимающим в со- 3
Градостроительство и архитектура
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
четании с травяным покровом и почвой участие в процессах накопления, трансформации и выведения из городской среды атмосферных загрязнений. Газы не только накапливаются в листьях и хвое растений, но и подвергаются транслокации по органам, а также удаляются в корни и почву. Древесно-кустарниковые насаждения могут усваивать и вовлекать в метаболизм веществ диоксид серы, оксиды азота, аммиак и другие ингредиенты, ассимилируя их листьями [5, 6].
Особенно велика защитная роль зеленых насаждений на магистральных улицах, где происходит массовое выделение вредных выбросов автомобилей на небольшой высоте непосредственно в зону дыхания людей и жилую застройку.
Также известна роль зеленых насаждений в обогащении воздуха кислородом и поглощении углекислого газа, уменьшении бактериальной загрязненности и повышении степени ионизации атмосферы.
Многочисленные исследования показывают, что средствами озеленения вполне осуществимо при одновременном повышении уровня эстетики городской среды решение задач регулирования, оптимизации и доведения до нормативных пределов таких факторов дискомфорта, как загазованность и пылевое загрязнение атмосферного воздуха, транспортный шум, неудовлетворительный аэрационный режим в жилой застройке [7-11].
На магистральных дорогах и улицах широко используются ландшафтно-средозащитные композиции и линейно-полосные структуры зеленых насаждений, имеющие форму чередующихся сплошных плоскостей в виде прямолинейных, криволинейных, а также расположенных по зигзагообразной линии «стен», формируемых в пределах разделительных полос между проезжей частью и жилой застройкой. Однако сложившиеся к настоящему времени «приемы и традиции в озеленении городов, а также ландшафтно-эстетические принципы их проектирования» [11] еще не в полной мере обеспечивают экологическое благополучие и комфорт на примагистральных территориях.
Результат успешной реализации средозащитного потенциала зеленых насаждений на улицах будет выражаться в их оптимальной планировочной позиции по отношению к транспортному потоку как источнику дискомфорта, правильном выборе структуры, конструкции и породного состава, а также в достигнутой степени гармонизации и эстетической выразительности ландшафта в пределах общего планировочного построения застройки.
При многофакторном негативном воздействии транспортного потока следует выделить доминирующий фактор и определить имеющиеся ресурсы снижения его влияния на городскую среду приемами озеленения.
Натурные наблюдения и анализ градостроительной проектной практики показывают, что в качестве доминирующих экологических факторов в условиях, как правило, пере-
а 30
20
10
25
30
40
55 —V 50
-1,5
2 3 Расстояние
6 h
б 30
>
а, 20
сот
15 т 10
0
25 ---^^^^
30 --—^---■
50 50
1 40
1,5
0
1
2
3
4
5
6 h
Расстояние
Рис. 1. Зоны газозащитного воздействия полос зеленых насаждений продуваемой (а) и плотной (б) конструкции. Цифры и изолинии — концентрации оксидов азота (N0 + N0) в воздухе, %о; h — высота полосы озеленения. За 100% принято содержание оксидов азота в воздухе на высоте 1,5м над краем проезжей части
уплотненной современной застройки магистральных улиц выступают уровень загазованности и аэрационный режим, между которыми существует функциональная связь. Поэтому снижение их влияния на качество жилой среды градостроительными средствами является первостепенной научной задачей.
Снижение загрязнения воздуха полосами зеленых насаждений на магистральных улицах происходит частично путем поглощения отдельных компонентов отработавших газов (ОГ) автомобилей листвой [5], а также - и в основном - благодаря их рассеянию в верхнем слое атмосферы за счет аэродинамических свойств посадок [9]. Поэтому высота, форма и плотность крон деревьев и кустарников, шаг посадки в ряду и величина междурядий должны соответствовать оптимальной конструкции формируемых полос озеленения с точки зрения их средозащитного воздействия.
В связи с этим целью исследования явилось изучение закономерностей рассеяния ОГ полосами зеленых насаждений разной конструкции на магистральных улицах с вы-
Газозащитная эффективность полос зеленых насаждений на магистральных дорогах (по данным натурных наблюдений)
Тип посадки Высота, м Ширина, м Коэффициент ажурности Газозащитная эффективность, %
Однорядная посадка деревьев с однорядным кустарником 5-8 8-10 10-15 15-20 4-6 0,2-0,4 17-28 18-29 20-32 22-34
Двухрядная посадка деревьев с однорядным кустарником 5-8 8-10 10-15 15-20 6-8 0,3-0,6 23-27 24-38 26-42 28-45
Двухрядная посадка деревьев с двухрядным кустарником 5-8 8-10 10-15 15-20 8-10 0,4-0,7 28-41 29-43 32-47 34-50
Трех-четырехрядная посадка деревьев с двухрядным кустарником 5-8 8-10 10-15 15-20 10-15 0,5-0,8 33-45 34-47 37-51 40-55
Пяти-шестирядная посадка деревьев с четырехрядным кустарником 5-8 8-10 10-15 15-20 20-30 0,7-1 37-48 38-50 42-55 45-65
0
4
5
Научно-технический и производственный журнал
* s
X
О
70
60
50
40
30
20
10
- 3
- 2
- / _L_
¿--I........
0,1 0,2
0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 Коэффициент ажурности, Каж
0,8 0,9
ÔS
О
5 10 15
Расстояние от проезжей части, м
150
100
Рис. 2. Зависимость газозащитной эффективности полос зеленых насаждений от их ажурности и высоты. По оси абсцисс - коэффициент ажурности; по оси ординат - снижение концентрации оксида углерода (СО) в %; 1 - h = 1,6 м; 2 - 9 м; 3 - 14 м
явлением эффектов снижения загазованности в зонах пешеходного движения и жилой застройке.
Изучение газозащитных функций зеленых насаждений проведено в натурных условиях на улицах Волгограда и на полигоне крупномасштабного моделирования с использованием моделей полос зеленых насаждений плотной, ажурной и продуваемой конструкций в масштабе 1:20, представляющих собой металлические проволочные каркасы, заполненные до заданной плотности (ажурности) синтетическим волокном. В качестве источника ОГ использовали специальный трубопровод, имитирующий транспортный поток, который подсоединялся к выхлопной трубе двигателя автомобиля. В результате анализа проб воздуха, отобранных в узлах сетки с шагом по высоте 1,5 м на расстояниях, кратных высоте насаждений, получены поля концентраций оксида углерода (СО) и оксидов азота (NO+NO2) в вертикальной плоскости по схемам «проезжая часть - зеленая полоса» (рис. 1), а также «проезжая часть - зеленая полоса - здание». Параллельно с отбором проб воздуха выполнена анемометрическая съемка с использованием чашечных анемометров МС-13.
Исследования показали, что снижение концентрации ОГ полосами зеленых насаждений на магистрали в значительной мере зависит от двух показателей: плотности и высоты. Эта зависимость представлена на рис. 2. Показатели газозащитной эффективности полос озеленения разной конструкции даются в таблице. Здесь коэффициент ажурности (К„) - отношение площади, занимаемой стволом, ветвями и листвой деревьев и кустарников, к общей площади фронтальной проекции защитной полосы зелени.
По ходу кривых на рис. 2 видно, что с увеличением густоты посадок газозащитное влияние их сначала резко повышается, а затем наблюдается менее интенсивное снижение концентрации СО. Это следует учитывать в тех случаях, когда при наличии технической полосы для прокладки инженерных сетей ширина улицы оказывается недостаточной для формирования древесно-кустарниковых насаждений с коэффициентом ажурности, близким к единице. В таких условиях необходимо размещать в пределах разделительных полос между проезжей частью и жилой застройкой зеленые насаждения такой плотности и высоты, которые соответ-
50
0
21
5 10 15
Расстояние от проезжей части, м
Рис. 3. Изменение концентрации оксидов азота в воздухе (а) и скорости ветра (б) на уровне 1,5 м в поперечном сечении улицы с пятиэтажной фронтальной (1—5) и свободной (6) застройкой под влиянием четырехрядной посадки деревьев с двухрядным кустарником: 1 - при h = 0,3 Н; 2 - h = 0,5 Н; 3 - h = 0,7 Н; 4 - h = Н; 5 - без озеленения. Н - высота зданий, м. 100% - содержание оксидов азота в воздухе и скорость ветра на высоте 1,5м над краем проезжей части
ствуют отрезку наиболее крутого подъема кривой газозащитной эффективности.
По характеру изолиний на рис. 1, а и 1, б видно, что полосы зеленых насаждений представляют собой полупрозрачные экраны, через которые часть загрязнений проходит вместе с воздушным потоком, а другая отклоняется в верхний слой атмосферы и более эффективно рассеивается.
С учетом этого эффекта концентрацию СО - ведущего компонента ОГ за полосами озеленения на высоте 1,5 м можно рассчитать по формулам:
при х < 30 м «=*0(1 (1)
при х > 30 м, в,= 0,29г0^1-^-0Д4(*-30), (2)
где х - расстояние от края проезжей части до расчетной точки, м; ю - газозащитная эффективность полос зеленых насаждений, %, определяемая по формуле:
о» = <1 — <7з/<70)ЮО,
(3)
где <70 и - концентрации СО перед экраном и за экраном, мг/м3.
С увеличением ширины и густоты посадок соотношение просачивающейся беспрепятственно и переваливающей через полосу частей газовоздушной смеси уменьшается, а при максимальной плотности растений, когда пространство под кронами деревьев закрыто кустарником в виде живой изгороди или подлеском, поток практически полностью огибает преграду сверху. Газозащитный эффект у такой поло-
52016
5
а
б
0
2
6
Градостроительство и архитектура
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
-20 20
10 Г" 10
И
Р~
100 50 о
Концентрация СО, %
0 50 100
-30 , , 30
20 10 г™ 20 10
и
Г"
г™
и
и
г™
_1_
150 100 50 0 0 50 100
Концентрация СО,%
Рис. 4. Вертикальные профили концентрации СО у фасадов жилых многосекционных зданий при взаимодействии с полосой зеленых насаждений продуваемой конструкции: а — при h = Н; б — при h = 0,5 Н
Г 20
-10
20
10
100 50 0
0 50 100
Концентрация СО,%
-30 Р 30 -
г™
- г- -
20 г- 20
г™
- г- -
10 г- 10 -
г-
г-
г-
150 100 50 0 0 50 100
Концентрация СО, %
Рис. 5. Вертикальные профили концентрации СО у фасадов жилых многосекционных зданий при взаимодействии с полосой зеленых насаждений плотной конструкции: а — при h = Н; б — при h = 0,5 Н
сы при одинаковой высоте и тех же значениях коэффициента ажурности на 30% больше, чем у полосы продуваемой конструкции. Причем наиболее низкий уровень загазованности наблюдается непосредственно за полосой - в зоне пешеходного движения вдоль дороги (рис. 1, б).
Таким образом, для эффективной защиты тротуаров и прилегающей территории от проникновения ОГ с проезжей части магистралей, не связанных с застройкой, их необходимо экранировать от транспортного потока плотными древесно-кустарниковыми насаждениями шириной 15-30 м (см. таблицу).
Однако при этом в пределах самой посадки концентрации ОГ оказываются более высокими по сравнению с открытой территорией из-за резкого снижения скорости ветра (рис. 3). Полоса плотной конструкции в данном случае, по-
добно лесному массиву, «начинает играть роль накопителя загрязняющего вещества» [12].
Кроме того, при формировании придорожных полос по двум сторонам в виде вертикальных стен над проезжей частью появляется обратная циркуляция воздушного потока, вследствие чего «происходит процесс накопления выбросов автотранспорта над автомобильной дорогой из-за близкого расположения первых рядов деревьев» [13]. Поэтому в многорядных посадках плотной конструкции ближайшие ряды от проезжей части должны быть представлены кустарником в двухъярусной живой изгороди, а затем деревьями меньшей высоты с низким штамбом и густо сомкнутыми кронами. В последующих рядах высоту посадок следует увеличивать.
Здания, располагаемые за древесно-кустарниковыми посадками фронтально к набегающему воздушному потоку, существенно деформируют поля концентраций загрязняющих веществ в зонах влияния полос озеленения. А при двусторонней застройке многосекционными зданиями с минимальными разрывами в ряду в уличном пространстве наблюдается устойчивая замкнутая циркуляция примесей. В данном случае ветер перпендикулярного направления, дующий над крышами слева направо, вызывает образование рециркуляционного вихревого потока большого размера, увлекающего загрязняющие вещества на дне уличного каньона в направлении справа налево. Вследствие этого концентрации ОГ оказываются более высокими у подветренных стен первого по потоку ряда зданий, чем у наветренных стен второго ряда зданий, так как скорость восходящей части потока у наветренного здания становится ниже скорости нисходящей части у подветренного здания. Потеря кинетической энергии ветрового потока при этом происходит при преодолении встречного конвективного противотока у подветренного здания [14], а также препятствий в виде «микрошероховатостей» [15] - элементов озеленения и благоустройства (деревья, кустарники, газоны, откосы, подпорные стенки) и выступающих частей зданий (балконы, эркеры и др.).
Наибольшие значения концентрации ОГ у подветренной стены наветренного здания отмечаются обычно у нижних этажей из-за локальной циркуляции примесей. В данном случае «в углу между дном каньона и подветренной стеной наветренного здания образуется вихрь малого размера» [16], который удерживает основную часть загрязняющих веществ, поступающих с проезжей части с большим вихревым потоком. С увеличением высоты за пределами локального вихря по траектории главного циркуляционного потока отмечается резкое экспоненциальное уменьшение концентрации примесей на уровне средних и верхних этажей.
По этим причинам основному воздействию атмосферного загрязнения, согласно выборке из базы данных по заболеваемости населения жилого массива [17], подвергаются первые - третьи и реже четвертые этажи жилых зданий, являющихся на исследуемых магистральных улицах наветренными по отношению к господствующему направлению ветра.
В подобных случаях линейно-полосные структуры зеленых насаждений, формируемые на городских улицах и плотно застроенных участках магистральных дорог, должны иметь продуваемую конструкцию, обеспечивающую необходимый воздухообмен в пределах тротуарной части
а
б
а
б
Научно-технический и производственный журнал
100
ж 80
60
■в-■в-
40
20
0
0,4 0,6 0,8
Высота полосы зеленых насаждений, h/H
легко переносят обрезку стволов и дают много побегов на штамбах.
Исследования показали, что характер рассеяния выбросов автомобилей в системе «зеленая полоса - здание» существенно зависит как от конструкции, высоты полос зеленых насаждений и этажности зданий, так и от расстояния между ними, т. е. ширины тротуарной части. С учетом этих факторов газозащитная эффективность приемов озеленения по отношению к зоне пешеходного движения между полосой озеленения и застройкой может быть рассчитана по формуле:
со = 57
llo 1 + 2,63À"? \h
1,65
„1,87 3,34h/H
H e
-1
(4)
Рис. 6. Снижение концентрации СО в воздухе пешеходной зоны между полосой озеленения и фронтальной застройкой в зависимости от высоты посадок при Каж = 0,1 (1); 0,2 (2); 0,4(3) и 0,8 (4). По оси абсцисс — высота полосы зеленых насаждений И по отношению к высоте зданий Н; по оси ординат — газозащитная эффективность полосы, %
и более равномерное распределение концентрации ОГ по фасадам зданий (рис. 4, б).
Здесь следует иметь в виду, что в системе «зеленая полоса - здание» средозащитные посадки являются особенно чувствительными к изменению их относительной высоты. Если при равенстве высот полосы (И) и застройки (Н) отмечаются повышенные концентрации компонентов ОГ перед зданиями (рис. 4, а, 5, а), то при И = 0,5Ннаблюда-ется существенное разбавление примесей по фасадам и в зоне пешеходного движения, где стимулируется интенсивный турбулентный обмен (рис. 3, а, б - кривые 2; 4, б, 5, б). Для полос озеленения с различной плотностью наиболее предпочтительной является высота посадок в пределах 0,4-0,6Н, обеспечивающая их максимальную газозащитную эффективность (рис. 6).
Поэтому при достижении деревьями уровня середины фасадов жилых зданий, необходимо ограничивать их рост и предупреждать развитие крон в сторону проезжей части путем проведения систематических конструктивных рубок, рубок ухода, омоложения и стрижек. В этих целях участки магистралей со сплошной фронтальной застройкой необходимо озеленять такими породами деревьев, которые
где Ь - расстояние от края проезжей части до линии регулирования застройки, м.
По мере приближения высоты деревьев к высоте зданий отмечается дополнительное снижение загазованности воздуха у их дворовых фасадов и на внутри-квартальной территории за счет увеличения пути переноса и рассеяния примесей в верхнем слое атмосферы (рис. 4, а, 5, а).
Однако плотные посадки в сочетании с застройкой, проявляя лучшие показатели газозащитной эффективности по отношению к дворовому пространству с увеличением высоты, выступают в качестве вторичного источника загрязнения воздуха накапливаемыми примесями, которые дрейфуют в пределах полосы с незначительной скоростью (рис. 3, а). Поэтому густые посадки из крупномерных деревьев с плотной кроной следует применять как в обособленном варианте, так и в сочетании с застройкой нежилого назначения на отдельных участках магистральных дорог для защиты от негативного воздействия транспорта прилегающих массивов жилой застройки.
Насаждения для озеленения улиц и дорог должны быть достаточно газоустойчивыми и способными поглощать вредные вещества. При корректировке видового состава древесных и кустарниковых растений рекомендуется высаживать клен полевой, тополя серебристый и черный, каштан конский, кизильник, боярышники, бересклет, пузыре-плодник, снежноягодник [11].
При подборе состава насаждений в средозащитных полосах необходимо также учитывать конкурентные взаимоотношения отдельных пород между собой в процессе роста, выделять из них главные, дополнительные и декоративные (отделочные). Для обеспечения скорейшего вступления в работу посадки должны быть быстрорастущими.
Список литературы
References
Рекомендации по модернизации транспортной системы городов. МДС 30-2.2008 / ЦНИИП градостроительства РААСН. М.: ОАО «ЦПП», 2008. 70 с. Кочуров Б.И., Ивашкина И.В. Городские ландшафты Москвы: от традиционных до гармоничных и сбалансированных // Экология урбанизированных территорий. 2012. № 1. С. 6-11.
Ивашкина И.В., Кочуров Б.И. Формирование пространственной композиции культурного ландшафта города
Rekomendatsii po modernizatsii transportnoy sistemy gorodov. [Guidelines for modernization of urban transport systems] MDS 30-2.2008. TSNIIP gradostroitelst-va RAASN. Moscow: OAO OAO «TSPP», 2008. 70 p. (In Russian).
Kochurov B.I., Ivashkina I.V. Moscow landscaping: from tradition to harmony and balance. Ekologiya urbanizirovannykh territory. 2012. № 1, pp. 6-11. (In Russian).
5'2016
7
Градостроительство и архитектура
------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Научно-технический и производственный журнал
II Экология урбанизированных территорий. 2012. № 3. С. 22-28.
4. Кочуров Б.И., Ивашкина И.В. Культурный городской ландшафт: геоэкологические и эстетические аспекты изучения и формирования II Экология урбанизированных территорий. 2010. № 4. С. 15-23.
5. Попов В.А., Негруцкая Г.М., Петрова В.К. Газопоглотительная способность растений. Газоустойчивость растений. Новосибирск, 1980. С. 52-60.
6. Кулагин Ю.З. Индустриальная дендрология и прогнозирование. М.: Наука. 1985. 120 с.
7. Осипов Г.Л., Прутков Б.Г., Шишкин И.А., Карагоди-на И.Л. Градостроительные меры борьбы с шумом. М.: Стройиздат, 1975. 215 с.
8. Балакин В.В., Сидоренко В.Ф. Шумозащитная эффективность разделительных полос озеленения на объектах транспортной инфраструктуры II Ежемесячный научный журнал: Материалы XIV Международной научно-практической конференции «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени». Екатеринбург. 2015. № 9 (14). С. 110-111.
9. Константинов А.Р. Влияние лесных полос на ветер и турбулентный обмен в приземном слое воздуха. Вопросы гидрометеорологической эффективности полезащитного лесоразведения. Л.: Гидрометеоиздат, 1950. С. 44-56.
10. Ивченко Т.В., Романова P.A., Короткова Е.Ю. Озеленение крупных населенных пунктов как компенсация загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом II Экология урбанизированных территорий. 2014. № 1. С. 30-33.
11. Городков А.В. Рекомендации по проектированию сре-дозащитного озеленения территорий городов. СПб: СПб ГАСУ, 1998. 141 с.
12. Бояршинов М.Г. Влияние лесного массива на перенос и рассеивание автотранспортных выбросов I Новое в экологии и безопасности жизнедеятельности: Доклады Международного экологического конгресса. СПб: БГТУ, 2000. Т. 2. С. 235-237.
13. Подольский В.П., Канищев А.Н., Рудаев В.Н. Определение ажурности в снегозадерживающих лесополосах. Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе: Сборник докладов V Международной научно-технической конференции. М.: МАДИ (ГТУ), 2001. С. 129.
14. Uehara Kiyoshi, Murakami Shuzo, Oikawa Susumu, Wakamatsu Shinji. Wind tunnel experiments on how thermal stratification affects flow in and above urban street canyons II Atmospheric Environment. 2000. Vol. 34, № 10, pp. 1553-1562.
15. Серебровский Ф.Л. Аэрация населенных мест. М.: Стройиздат, 1985. 172 с.
16. Chan T.L., Dong G., Leung C.W., Cheung C.S., Hung W.T. Validation of a two -dimensional pollutant dispersion model in an isolated street canyon II Atmospheric Environment. 2002. Vol. 36, № 5, pp. 861-872.
17. Ванкевич Р.Е. Применение методов системного анализа и ГИС-технологий для исследования количественных взаимосвязей в системе «автотранспорт - среда - здоровье». Дисс ... канд. техн. наук. Санкт-Перербург, 2003. 135 с.
8Í -
3. Ivashkina I.V., Kochurov B.I. Shaping the spatial composition of urban cultural landscape. Ekologiya urbanizirovannykh territory. 2012. № 3, pp. 22-28. (In Russian).
4. Kochurov B.I., Ivashkina I.V. Cultural urban landscape: geoecological and aesthetic aspects of examining and shaping. Ekologiya urbanizirovannykh territory. 2010. № 4, pp. 15-23. (In Russian).
5. Popov V.A., Negrutskaya G.M., Petrova V. K. Gettering action of plants. Gas-resistance of plants. Novosibirsk. 1980, pp. 52-60. (In Russian).
6. Kulagin YU. Z. Industrialnaya dendrologiya i prognozirovaniye. [Industrial dendrology and prognosticating]. Moscow: Nauka, 1985. 120 p. (In Russian).
7. Osipov G.L., Prutkov B.G., Shishkin I.A., Karagodina I.L. Gradostroitelnye mery borby s shumom [City planning methods for moise control]. Moscow: Stroiizdat,1975. 215 p. (In Russian).
8. Balakin V.V., Sidorenko V.F. Noise-protection efficiency of planted road divisors and shoulders. Monthly journal: Proceedings of the 14th International Research and Practice Conference "Domestic science in the age of changes: postulates if the past and theories of nowadays". Eraterinburg, 2015. № 9 (14), pp. 110-111. (In Russian).
9. Konstantinov A.R. The effect from forest belts on the wind and turbulent exchange in the ground air. The problems of hydro-meteorological efficiency of field-protective afforestation. Leningrad: Gidrometeoizdat,1950, pp. 44-56. (In Russian).
10. Ivchenko T.V., Romanova R.A., Korotkova E.YU. Landscape gardening in major population centers as compensation for air pollution from motor vehicles. Ekologiya urbanizirovannykh territory. 2014. № 1, pp. 30-33. (In Russian).
11. Gorodkov A.V. Rekomendatsii po proektirovaniyu sredo-zashchitnogo ozeleneniya territori gorodov. [Design guidelines for protective verdurization in urban territories] Saint-Petersburg: SPb GASU. 1998. 141 p. (In Russian).
12. Boyarshinov M.G. The effect from woodlands on transfer and dispersion of motor vehicle emissions. The new things in environment protection and life safety. Papers from the International Ecology Congress. Saint-Petersburg: BGTU, 2000. T. 2, pp. 235-237. (In Russian).
13. Podolski V.P.,Kanishchev A.N., Rudaev V.N. Determining the openness of snow-arresting tree belts. Solutions to environmental problems in motor-transport complex: Book of papers from the 5th International science and technology conference. Moscow: MADI (GTU), 2001, pp. 129. (In Russian).
14. Uehara Kiyoshi, Murakami Shuzo, Oikawa Susumu, Wakamatsu Shinji. Wind tunnel experiments on how thermal stratification affects flow in and above urban street canyons. Atmospheric Environment. 2000. Vol. 34, № 10, pp. 1553-1562.
15. Serebrovskiy F.L Aeratsiya naselyonnykh mest [Ventilation of residential territories]. Moscow: Stroiizdat,1985. 172 p. (In Russian).
16. Chan T.L., Dong G., Leung C.W., Cheung C.S., Hung W.T. Validation of a two-dimensional pollutant dispersion model in an isolated street canyon. Atmospheric Environment. 2002. Vol. 36, № 5, pp. 861-872.
17. Vankevich R.E. Application of system analysis methods and GIS technologies for research into quantitative correlations in the "motor transport - environment - health" system. Cand. Diss. (Engineering). Saint-Petersburg. 2003. 135 p. (In Russian).
^^^^^^^^^^^^^^ |5'2016