ОЗЕЛЕНЕНИЕ В ЗОНАХ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К ТРАНСПОРТНЫМ ГОРОДСКИМ МАГИСТРАЛЯМ
А.А. МАКСИМОВА, Н.С. РОДИОНОВСКИЙ, И.С. РОДИОНОВСКАЯ, Московский государственный строительный университет
-сагазованность атмосферы оказывает пагубное влияние на все виды живых организмов. Расположение вблизи жилой застройки автомобильных дорог влияет на микроклимат жилого района не в лучшую сторону, но система «дорога-здание» представляет собой структуру, составляющую город. Задача максимально ослабить вредное воздействие отработавших газов автомобильного транспорта на воздушный бассейн города является актуальной на сегодняшний день.
В сложившейся городской среде наиболее тяжело решить поставленную задачу. Для защиты жилой застройки может быть использовано озеленение. Зеленые насаждения с успехом можно использовать для очищения городской среды от пыли и газа. Некоторые газы оказывают на растения вредное действие. Несмотря на это, растительность обладает свойством поглощать газообразные отходы транспорта.
Для посадок, изолирующих жилую застройку от источника загрязнения (дороги), выбирают растения, стойкие к токсич-ныму загрязнению воздуха и усваивающие из атмосферы значительное количество этих загрязнений.
Защита от загрязнения отработавшими газами автотранспорта необходима не только в селитебных зонах, но и в лесопарковых зонах.
Лесопарк, расположенный вблизи автомобильной дороги, подвергается токсичному воздействию отработавших газов. Деревья и кустарники, составляющие в основном такие зоны, не всегда способны противостоять загрязнению от автотранспорта. Они начинают «болеть». Большая часть древесных насаждений находится в «угнетенном» или «критическом» состоянии. Лесной массив аккумулирует вредные вещества, а затем начинает их выбрасывать в атмосферу,
что также оказывает вредное воздействие на селитебные территории.
Необходимо использование искусственного озеленения.
Можно использовать биопозитивные подпорные стены. Они выполняются в виде конструкций с внутренним заполнением растительным грунтом и наружным сплошным озеленением; активные стены конструируют с постоянно действующими фильтрами для очистки воздуха, причем фильтры работают от давления воздуха при движении автотранспорта вдоль стены (рис. 1).
Возможно и объединение способов озеленения откосов с приданием почве свойств защиты от загрязнения и их переработки. Американскими учеными разработана конструкция биологической защиты от загрязнения почвы нефтепродуктами. Вначале укладывается в сухом состоянии слой микроорганизмов, перерабатывающих нефтепродукты, а затем - слой гравия с системой труб для подачи питательных веществ и воздуха к микроорганизмам, далее - слой почвы. При попадании нефтепродуктов на почву они будут переработаны микроорганизмами. Подобные системы могут быть разработаны и для других типов загрязнения, они осуществляют некий барьер для проникновения вредных веществ в почву, расположенную в радиусе действия дороги, в растительность.
Использование биопозитивных стен наиболее эффективно для городских магистралей с высокой транспортной загрузкой. При таком типе озеленения снижение загазованности достигает 50 %. В нашей стране такой вид озеленения не востребован так широко, как за рубежом, но с постоянно растущей проблемой - загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом, особенно в мегаполисах - это будет один из широко применяемых способов.
•ЖТГГЯГЖ
Рис. 1. Биопозитивные подпорные стены
□ СП
сп: а
□ СГ)
□ СП
□ СП
ст сггэ
□ □
СІ] с=з
□ □
□ СП
[=3 □
Рис. 2. Организация вертикального озеленения
Также возможно возведение вертикального озеленения с использованием вьющихся растений, которые будут защищать не только от газа, но и шума (рис. 2).
В основном широко применяемый способ в нашей стране зеленого газозащитного экрана - это озеленение специально высаженными деревьями и кустарниками.
Газозащитная роль деревьев может характеризоваться различными параметрами: рядность, вид озеленения, коэффициент ажурности, высота «зеленого экрана».
На рис. 3 приведены графики снижения концентрации отработавших газов в зависимости от коэффициента ажурности и высоты экрана.
Коэффициент ажурности характеризует просветы между листьями в летний период, а в зимний - прозрачность кроны. Поэтому за основу определения ажурности в первую очередь применяют вид озеленения, т.е. рядность, сочетание деревьев и кустарников.
Эффект от зеленых насаждений в снижении загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от вида озеленения приведен в табл. 1.
-кМ.1 : •кї=0.15 -кМ).2 її -кТ=0.3 || •М=0А || -кі=0.5 | 'кї>0.5 ;І
Высота экрана, м
Рис. 3. Снижение концентрации отработавших газов в зависимости от коэффициента ажурности (/су)
Таблица 1
Эффективность зеленых насаждений в снижении загрязнения атмосферного воздуха
(для летнего периода)
Вид и рядность зеленых насаждений Снижение концентрации загрязняющих веществ за зелеными насаждениями, %
Однорядная посадка деревьев с кустарником высотой 1,5 м 10-15
Двурядная посадка деревьев с одним рядом кустарника высотой 30-35
1,5 м на полосе шириной 10-12 м
Двурядная посадка деревьев на полосе шириной 10-12 м 15-20
Трехрядная посадка деревьев с двумя рядами кустарника на поло- 40-50
се шириной до 20 м
Четырехрядная посадка деревьев с кустарниками высотой 1,5 м на До 70
полосе шириной до 50 м
Как видно из таблицы, эффект снижения до 50 % возникает при трехрядной посадке деревьев с двумя рядами кустарника на полосе шириной до 20 м, и точно такой же эффект возникает при использовании вертикального озеленения, который по ширине занимает намного меньше места. При использовании многорядной посадки снижение концентрации вредных веществ происходит уже из-за расстояния от бордюра проезжей части. В ветреную погоду, с направлением скорости ветра на жилую застройку, газозащитный эффект снижается. Иногда невозможно использовать многорядные посадки деревьев уже в сложившемся городе из за нехватки территории. В таких случаях необходимо применение вертикального озеленения. Конструкцию «зеленого экрана» можно дополнительно оснастить с учетом ветрового режима так, чтобы газозащитный эффект при штилевом режиме и при скорости ветра более 3 м/с был практически одинаков.
Приведем распределение концентраций отработавших газов автотранспорта в вертикальном и горизонтальном направлении при использовании озеленения (рис. 4).
Опыт показывает, что именно искусственное озеленение используется не так активно, как это необходимо, а главное, даже при использовании расчетов на снижение концентрации и оптимального выбора вариантов применяется крайне редко и в основе своей носит хаотичный характер. С возрастающей проблемой загрязнение воздушного бассейна города,
необходим методологический подход к системе «дорога-озеленение-жилая застройка».
СП сп
сп СП
сп СП
сп СИ
СП СП
сгз СП
СИ сп
□ СП
сп СП
СП СП
сп СП
а
СП СП
СП СП
СП СП
СП СП
СП СП
СП СП
СП СП
СП СП
СП] !=□
СП СП
СП СП
Рис. 4. Распределение концентраций отработавших газов автотранспорта в вертикальном и горизонтальном направлении при использовании озеленения: а - вертикальное озеленение; 6 - двурядная посадка деревьев с кустарником
Литература
1. Рекомендации по разработке раздела «Охрана окружающей среды» ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего
пользования. ЦНИИП Градостроительства. -Москва: 1992.
2. Тетиор А.Н. Экология. - Киев: Будівельник, 1992.
3. Николаевская И.А. Благоустройство городов. - М.:
Высшая школа, 1990.
О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛКАХ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛЫХ РАЙОНОВ
Е.А. ШАБАЛИНА, МГУЛ
Территории жилых районов - самая близкая среда к человеческому жилью, наиболее часто посещаемая, и поэтому она должна быть наиболее благоустроена, сформирована и озеленена. Зеленые насаждения на участках жилых домов оказывают непосредственное влияние на микроклимат жилых помещений, а также служат для ежедневного отдыха населения [1], то есть вступают в наиболее близкий и продолжительный контакт с человеком в течение его жизни. В связи с этим объяснима повышенная требовательность к этой категории насаждений.
Анализируя сад-двор при группе жилых домов как объект озеленения для построения функционально-стоимостной модели, на основе которой возможно правильно оценить значимость и стоимость каждой функции, ради чего осуществляется проект и что лежит в основе будущей планировочной структуры объекта, было обращено внимание на ряд факторов, в значительной мере влияющих на некоторое изменение функций сада-двора. Это возникшие на современном этапе в связи с переустройством политической и, как следствие, экономической и социальной сферы людей социально-экономические изменения.
Следует отметить, что в настоящее время происходит некоторая дифференциация жилой застройки на коммерческое и муниципальное жилье [2], что приводит к различиям по насыщенности номенклатурными элементами озелененных территорий и их удельными размерами. Возникает смешанное жилье - жилая застройка
разной этажности и архитектуры. При строительстве нового жилья нарушаются планировочные нормы организации территории жилого района [2]. При этом повышение плотности застройки путем включения новых многоэтажных зданий, подвода коммуникаций и дорожной сети ведется за счет озелененных территорий [3].
По существующим требованиям жилая территория должна включать: непосредственно участки жилых зданий и придомовые полосы; проезды, автостоянки, детские игровые площадки, спортивные площадки, площадки отдыха, хозяйственные площадки для установки мусоросборников, просушивания домашних вещей и выбивания ковров, площадки для выгула собак; тротуары вдоль проездов, прогулочные и транзитные дорожки; насаждения в виде деревьев, кустарников, газонов, цветников [2]. Анализируя существующую ситуацию с позиций социально-экономических изменений в обществе, можно предположить следующее.
Автостоянки. Происходит увеличение количества индивидуального автотранспорта, недостаточно мест для стоянок, и как следствие, парковка и установка гаражей-«ракушек» на территории, отведенной под озеленение. Видимо, здесь существует дифференциация между коммерческим и муниципальным жильем, так как жители коммерческой застройки, в основном, обеспечены подземными индивидуальными гаражами, а жители муниципальной застройки зачастую не могут себе позволить приобрести гараж, имея при этом личный автотранспорт.