Научная статья на тему 'Озеленение в зонах, прилегающих к транспортным городским магистралям'

Озеленение в зонах, прилегающих к транспортным городским магистралям Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1101
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Максимова А. А., Родионовский Н. С., Родионовская И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Озеленение в зонах, прилегающих к транспортным городским магистралям»

ОЗЕЛЕНЕНИЕ В ЗОНАХ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К ТРАНСПОРТНЫМ ГОРОДСКИМ МАГИСТРАЛЯМ

А.А. МАКСИМОВА, Н.С. РОДИОНОВСКИЙ, И.С. РОДИОНОВСКАЯ, Московский государственный строительный университет

-сагазованность атмосферы оказывает пагубное влияние на все виды живых организмов. Расположение вблизи жилой застройки автомобильных дорог влияет на микроклимат жилого района не в лучшую сторону, но система «дорога-здание» представляет собой структуру, составляющую город. Задача максимально ослабить вредное воздействие отработавших газов автомобильного транспорта на воздушный бассейн города является актуальной на сегодняшний день.

В сложившейся городской среде наиболее тяжело решить поставленную задачу. Для защиты жилой застройки может быть использовано озеленение. Зеленые насаждения с успехом можно использовать для очищения городской среды от пыли и газа. Некоторые газы оказывают на растения вредное действие. Несмотря на это, растительность обладает свойством поглощать газообразные отходы транспорта.

Для посадок, изолирующих жилую застройку от источника загрязнения (дороги), выбирают растения, стойкие к токсич-ныму загрязнению воздуха и усваивающие из атмосферы значительное количество этих загрязнений.

Защита от загрязнения отработавшими газами автотранспорта необходима не только в селитебных зонах, но и в лесопарковых зонах.

Лесопарк, расположенный вблизи автомобильной дороги, подвергается токсичному воздействию отработавших газов. Деревья и кустарники, составляющие в основном такие зоны, не всегда способны противостоять загрязнению от автотранспорта. Они начинают «болеть». Большая часть древесных насаждений находится в «угнетенном» или «критическом» состоянии. Лесной массив аккумулирует вредные вещества, а затем начинает их выбрасывать в атмосферу,

что также оказывает вредное воздействие на селитебные территории.

Необходимо использование искусственного озеленения.

Можно использовать биопозитивные подпорные стены. Они выполняются в виде конструкций с внутренним заполнением растительным грунтом и наружным сплошным озеленением; активные стены конструируют с постоянно действующими фильтрами для очистки воздуха, причем фильтры работают от давления воздуха при движении автотранспорта вдоль стены (рис. 1).

Возможно и объединение способов озеленения откосов с приданием почве свойств защиты от загрязнения и их переработки. Американскими учеными разработана конструкция биологической защиты от загрязнения почвы нефтепродуктами. Вначале укладывается в сухом состоянии слой микроорганизмов, перерабатывающих нефтепродукты, а затем - слой гравия с системой труб для подачи питательных веществ и воздуха к микроорганизмам, далее - слой почвы. При попадании нефтепродуктов на почву они будут переработаны микроорганизмами. Подобные системы могут быть разработаны и для других типов загрязнения, они осуществляют некий барьер для проникновения вредных веществ в почву, расположенную в радиусе действия дороги, в растительность.

Использование биопозитивных стен наиболее эффективно для городских магистралей с высокой транспортной загрузкой. При таком типе озеленения снижение загазованности достигает 50 %. В нашей стране такой вид озеленения не востребован так широко, как за рубежом, но с постоянно растущей проблемой - загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом, особенно в мегаполисах - это будет один из широко применяемых способов.

•ЖТГГЯГЖ

Рис. 1. Биопозитивные подпорные стены

□ СП

сп: а

□ СГ)

□ СП

□ СП

ст сггэ

□ □

СІ] с=з

□ □

□ СП

[=3 □

Рис. 2. Организация вертикального озеленения

Также возможно возведение вертикального озеленения с использованием вьющихся растений, которые будут защищать не только от газа, но и шума (рис. 2).

В основном широко применяемый способ в нашей стране зеленого газозащитного экрана - это озеленение специально высаженными деревьями и кустарниками.

Газозащитная роль деревьев может характеризоваться различными параметрами: рядность, вид озеленения, коэффициент ажурности, высота «зеленого экрана».

На рис. 3 приведены графики снижения концентрации отработавших газов в зависимости от коэффициента ажурности и высоты экрана.

Коэффициент ажурности характеризует просветы между листьями в летний период, а в зимний - прозрачность кроны. Поэтому за основу определения ажурности в первую очередь применяют вид озеленения, т.е. рядность, сочетание деревьев и кустарников.

Эффект от зеленых насаждений в снижении загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от вида озеленения приведен в табл. 1.

-кМ.1 : •кї=0.15 -кМ).2 її -кТ=0.3 || •М=0А || -кі=0.5 | 'кї>0.5 ;І

Высота экрана, м

Рис. 3. Снижение концентрации отработавших газов в зависимости от коэффициента ажурности (/су)

Таблица 1

Эффективность зеленых насаждений в снижении загрязнения атмосферного воздуха

(для летнего периода)

Вид и рядность зеленых насаждений Снижение концентрации загрязняющих веществ за зелеными насаждениями, %

Однорядная посадка деревьев с кустарником высотой 1,5 м 10-15

Двурядная посадка деревьев с одним рядом кустарника высотой 30-35

1,5 м на полосе шириной 10-12 м

Двурядная посадка деревьев на полосе шириной 10-12 м 15-20

Трехрядная посадка деревьев с двумя рядами кустарника на поло- 40-50

се шириной до 20 м

Четырехрядная посадка деревьев с кустарниками высотой 1,5 м на До 70

полосе шириной до 50 м

Как видно из таблицы, эффект снижения до 50 % возникает при трехрядной посадке деревьев с двумя рядами кустарника на полосе шириной до 20 м, и точно такой же эффект возникает при использовании вертикального озеленения, который по ширине занимает намного меньше места. При использовании многорядной посадки снижение концентрации вредных веществ происходит уже из-за расстояния от бордюра проезжей части. В ветреную погоду, с направлением скорости ветра на жилую застройку, газозащитный эффект снижается. Иногда невозможно использовать многорядные посадки деревьев уже в сложившемся городе из за нехватки территории. В таких случаях необходимо применение вертикального озеленения. Конструкцию «зеленого экрана» можно дополнительно оснастить с учетом ветрового режима так, чтобы газозащитный эффект при штилевом режиме и при скорости ветра более 3 м/с был практически одинаков.

Приведем распределение концентраций отработавших газов автотранспорта в вертикальном и горизонтальном направлении при использовании озеленения (рис. 4).

Опыт показывает, что именно искусственное озеленение используется не так активно, как это необходимо, а главное, даже при использовании расчетов на снижение концентрации и оптимального выбора вариантов применяется крайне редко и в основе своей носит хаотичный характер. С возрастающей проблемой загрязнение воздушного бассейна города,

необходим методологический подход к системе «дорога-озеленение-жилая застройка».

СП сп

сп СП

сп СП

сп СИ

СП СП

сгз СП

СИ сп

□ СП

сп СП

СП СП

сп СП

а

СП СП

СП СП

СП СП

СП СП

СП СП

СП СП

СП СП

СП СП

СП] !=□

СП СП

СП СП

Рис. 4. Распределение концентраций отработавших газов автотранспорта в вертикальном и горизонтальном направлении при использовании озеленения: а - вертикальное озеленение; 6 - двурядная посадка деревьев с кустарником

Литература

1. Рекомендации по разработке раздела «Охрана окружающей среды» ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего

пользования. ЦНИИП Градостроительства. -Москва: 1992.

2. Тетиор А.Н. Экология. - Киев: Будівельник, 1992.

3. Николаевская И.А. Благоустройство городов. - М.:

Высшая школа, 1990.

О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛКАХ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛЫХ РАЙОНОВ

Е.А. ШАБАЛИНА, МГУЛ

Территории жилых районов - самая близкая среда к человеческому жилью, наиболее часто посещаемая, и поэтому она должна быть наиболее благоустроена, сформирована и озеленена. Зеленые насаждения на участках жилых домов оказывают непосредственное влияние на микроклимат жилых помещений, а также служат для ежедневного отдыха населения [1], то есть вступают в наиболее близкий и продолжительный контакт с человеком в течение его жизни. В связи с этим объяснима повышенная требовательность к этой категории насаждений.

Анализируя сад-двор при группе жилых домов как объект озеленения для построения функционально-стоимостной модели, на основе которой возможно правильно оценить значимость и стоимость каждой функции, ради чего осуществляется проект и что лежит в основе будущей планировочной структуры объекта, было обращено внимание на ряд факторов, в значительной мере влияющих на некоторое изменение функций сада-двора. Это возникшие на современном этапе в связи с переустройством политической и, как следствие, экономической и социальной сферы людей социально-экономические изменения.

Следует отметить, что в настоящее время происходит некоторая дифференциация жилой застройки на коммерческое и муниципальное жилье [2], что приводит к различиям по насыщенности номенклатурными элементами озелененных территорий и их удельными размерами. Возникает смешанное жилье - жилая застройка

разной этажности и архитектуры. При строительстве нового жилья нарушаются планировочные нормы организации территории жилого района [2]. При этом повышение плотности застройки путем включения новых многоэтажных зданий, подвода коммуникаций и дорожной сети ведется за счет озелененных территорий [3].

По существующим требованиям жилая территория должна включать: непосредственно участки жилых зданий и придомовые полосы; проезды, автостоянки, детские игровые площадки, спортивные площадки, площадки отдыха, хозяйственные площадки для установки мусоросборников, просушивания домашних вещей и выбивания ковров, площадки для выгула собак; тротуары вдоль проездов, прогулочные и транзитные дорожки; насаждения в виде деревьев, кустарников, газонов, цветников [2]. Анализируя существующую ситуацию с позиций социально-экономических изменений в обществе, можно предположить следующее.

Автостоянки. Происходит увеличение количества индивидуального автотранспорта, недостаточно мест для стоянок, и как следствие, парковка и установка гаражей-«ракушек» на территории, отведенной под озеленение. Видимо, здесь существует дифференциация между коммерческим и муниципальным жильем, так как жители коммерческой застройки, в основном, обеспечены подземными индивидуальными гаражами, а жители муниципальной застройки зачастую не могут себе позволить приобрести гараж, имея при этом личный автотранспорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.