Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ВОЗДУХА ГОРОДОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА '

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ВОЗДУХА ГОРОДОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE PLANNING MEANS OF PROTECTION OF URBAN AIR FROM CONTAMINATION WITH MOTOR TRAFFIC DISCHARGES

The author studied the extent ol spread of exhaust gases from the motor transport in relation to intensity of traffic, meteorological factors, the lay-out of roads and adjacent buildings. The level of atmospheric contamination was proved to depend on the intensity of traffic and certain meteorological conditions, such as, wind rate, air temperature etc. The level of air contamination may be decreased by 70 to 90 per cent by proper planning means.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ВОЗДУХА ГОРОДОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА »

УДК 614.72.в21.43.13.18]-084:1711.2:656.13

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ВОЗДУХА ГОРОДОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

• ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА

В. А. Максимова

Институт общей и коммунальной гнгиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Среди источников загрязнения воздуха современных городов все большее значение приобретает автомобильный транспорт. Широкое распространение его во всех функциональных частях города, выброс биологически активных веществ (окись углерода, окислы азота, канцерогенные углеводороды и др.) непосредственно в зоне пребывания человека, способность автомобильных газов участвовать в атмосферных фотохимических реакциях с образованием новых соединений (фотооксидантов), обладающих выражен-

♦ ным раздражающим и общетоксическим эффектом — все это требует неотложной разработки защитных мероприятий. Актуальность этой проблемы в ближайшие годы будет возрастать в связи с ускоренными темпами автомобилизации страны.

Несомненно, профилактика загазованности воздуха лежит главным образом в области техники и технологии. Но в ближайшие годы с помощью технических усовершенствований можно ожидать лишь снижения, но не полного устранения загрязнения воздуха. Максимальный гигиенический эффект возможен при условии сочетания технических средств с защитными планировочными мероприятиями. В литературе содержатся лишь отдельные указания на наличие коррелятивной связи между степенью загрязнения воздуха автотранспортом, профилем автомагистралей и типом застройки (А. С. Лыкова; Б. К. Байков и Ю. Г. Фельдман; Д. П. Парцеф), однако в количественном отношении этот вопрос изучен крайне недостаточно.

- Задачей настоящей работы явилось исследование распространения

* выбросов автотранспорта и фотооксидантов в жилой застройке с количественной характеристикой газозащитной эффективности планировочных элементов и их сочетаний. Объектами наблюдений явились 6 магистралей крупного города средней полосы страны, отличающиеся различным поперечным профилем, приемами озеленения и застройки, а также интенсивностью движения автотранспорта.

В качестве показателя загрязнения воздуха взяли один из основных компонентов автомобильного выхлопа — двуокись азота \ Изучали также рассеивание в атмосфере фотооксидантов. Двуокись азота определяли по методу Н.Г.Полежаева и соавт., фотооксиданты — фенолфталеиновым методом (МсСаЪе; Haagen-Smit и ВгипеНе). Отбор проб воздуха производили одновременно на 3—5 точках каждого объекта с 10 до 17 — 18 часов с параллельной регистрацией метеорологических условий и интенсивно-сти движения транспорта. Всего в течение 2 летних периодов отобрано и проанализировано около 3000 проб воздуха.

Исследованию рассеивания выхлопных газов в жилой застройке предшествовало изучение распространения этих газов на открытой местности. Установлено, что концентрации двуокиси азота и фотооксидантов по мере удаления от транспортного потока снижаются довольно медленно (на расстоянии 50—100 м от магистрали концентрация двуокиси азота снижается на 30—40%, а концентрация фотооксидантов— на 20—25%). Следовательно, роль фактора расстояния в рассеивании газов не следует переоценивать.

1 Поскольку в процессе смешения с окружающим атмосферным воздухом автомобильные газы быстро охлаждаются и их плотность приближается к плотности воздуха, при изучении характера рассеивания выхлопных газов учитывать.их удельный вес нет необходимости. Результаты распространения одного из компонентов выхлопных газов могут быть перенесены

41 на весь комплекс.

Газозащитную эффективность элементов застройки изучали на примере 2 основных вариантов: свободной и замкнутой (периметральная, П-образ-ная). Различные варианты свободной застройки получили широкое распространение в современной градостроительной практике в связи с их преимуществами перед другими видами организации жилой зоны (микроклиматические показатели, эстетическая выразительность, разнообразие видовых перспектив и т. д.). Тем не менее при отсутствии защитного озеленения или других экранирующих устройств между магистралью и жилой зоной этот тип застройки открывает внутриквартальное пространство навстречу загрязненным воздушным потокам и не обеспечивает необходимой чистоты воздуха даже при значительном удалении от магистрали (на 50—100 м). Снижение концентраций двуокиси азота и фотооксидантов на таком расстоянии не превышает 40% (см. рисунок).

Поэтому для магистральных улиц со свободной застройкой могут быть рекомендованы поперечные профили с экранирующими устройствами в виде зданий коммунально-бытового назначения, плотных многорядных посадок между проезжей частью и тротуаром и др.

Что касается замкнутых видов застройки, то выраженный газозащитный эффект достигается лишь в отношении внутриквартальной территории (снижение концентраций двуокиси азота и фотооксидантов на 70—90%), что, однако, не служит показателем санитарно-гигиенического благополучия, если учесть, что внешний фасад здания с окнами жилых помещений, обращенных в сторону магистрали, и тротуары оказываются в зоне максимального загрязнения в связи с созданием подпора загрязненных воздушных потоков. Наличие арок со стороны магистрали снижает газозащитную эффективность этого варианта. Следовательно, замкнутые виды должны иметь ограниченное применение (например, для предупреждения гипервентиляции внутридомового пространства в районах с большими скоростями ветра).

Газозащитные свойства зелени изучали на древесно-кустарниковых посадках, отличающихся размерами, структурой, организацией в профиле улицы. Результаты наблюдений демонстрируют незначительную газозащитную эффективность 1—2-рядной полосы деревьев на тротуаре. Концентрации изучаемых веществ за такими полосами снижаются на 10—20%. С увеличением ширины зеленой полосы ее роль как защитного экрана возрастает. Так, для 4-рядной полосы древесно-кустарниковых насаждений газозащитный эффект составляет уже 30—60%.

Однако оздоровительный эффект достигается не простым увеличением площади зеленых насаждений, а их рациональной пространственной организацией в профиле улицы. Так, наблюдения, проведенные на бульваре шириной 80 м, размещенном по осевой линии магистральной улицы с интенсивностью 2-стороннего движения около 2000 машин в час, показали, что концентрация двуокиси азота в середине бульвара мало отличается от таковой на проезжей части. Подобная картина характерна и для пешеходных аллей, расположенных в пределах зеленой защитной полосы между транспортным потоком и тротуаром. Таким образом, по соображениям загазованности воздуха создание бульваров в середине автомагистралей, а также пешеходных путей в защитной полосе зелени недопустимо. Указанные показатели газозащитной эффективности зелени относятся к летнему

/ 0.20

0.16 а/2 0.08 0.04

г\ —..

— н —

ПДн

О -

О Ю 20 30 40 50 60 70 80 30

0/0

0.06

йог

Распространение двуокиси азота (/) и фотооксидантов (2) в воздухе свободной застройки На оси ординат: / — концентрация двуокиси азота (в мг/м'): II — концентрация фотооксидантов (в мг/мг)\ на оси абсцисс — расстояние (в м).

■периоду. При отсутствии лиственного покрова защитная функция деревьев и кустарников снижается почти вдвое.

На степень рассеивания выхлопных газов существенное влияние оказы-ф вают также метеорологические факторы, правильный учет которых и формирование в желаемом направлении с помощью планировочных средств может способствовать в некоторой степени оздоровлению воздушного бассейна. Ведущим из этих факторов является скорость ветра, при малых значениях которой и низких источниках выброса, какими являются автомобили, могут создаваться застойные ситуации, сопровождаемые повышением уровня загрязнения в приземном слое воздуха. Результаты наших исследований показали, что при одной и той же интенсивности движения на магистралях с различным аэрационным режимом концентрации выхлопных газов существенно отличались. Поэтому при проектировании крупных автомагистралей должны учитываться микроклиматические и планировочные условия, обеспечивающие достаточную аэрацию (трассировка вдоль ф господствующих ветров, значительная ширина и др.).

Анализ данных натурных наблюдений позволяет сделать вывод, что, используя градостроительные средства, можно добиться суммарного снижения концентраций выхлопных газов и фотооксидантов на внутрикварталь-ной территории на 70—90%. Из изложенного следует, что проектировщик-градостроитель располагает комплексом планировочных средств, правильное использование которых позволяет в известной мере регулировать в желаемом направлении качество городского воздуха.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева М. В. Определение атмосферных загрязнений. М., 1963. — Б а й -ков Б. К., Фельдман Ю. Г. Гиг. и сан., 1966, № 12, с. 3. — Лыкова А. С. Труды Ленинградск. санитарно-гигиенического мед. ин-та. Л., 1953, т. 14, с. 89. — П а р -л е ф Д. П. Гигиеническая оценка загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта (на примере Москвы). Автореф. дисс. канд. М., 1967.

Поступила 4/V1 1971 г.

Л HYGIENIC ASSESSMENT OF THE PLANNING MEANS OF PROTECTION OF

URBAN AIR FROM CONTAMINATION WITH MOTOR TRAFFIC DISCHARGES

V. A. Maximova

The author studied the extent of spread of exhaust gases from the motor transport in relation to intensity of traffic, meteorological factors, the lay-out of roads and adjacent buildings. The level of atmospheric contamination was proved to depent on the intensity of traffic and •certain meteorological conditions, such as, wind rate, air temperature etc. The level of air •contamination may be decreased by 70 to 90 per cent by proper planning means.

УДК 628.162.82(282.247.32)

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОБРАБОТКЕ ВОДЫ р. ДНЕПРА ОЗОНОМ

А Проф. Р. Д. Габович, канд. техн. наук Г. Г. Руденко, канд. хим.-фарм.

наук М. А. Чайковская (Киев)

Качество воды р. Днепра весьма своеобразно в связи с поступлением в нее большого количества гуминовых веществ с водой р. Припяти (цветность воды до 250° и более) и цветением воды в водохранилищах (табл. 1). Помимо того, река на отдельных участках загрязняется недостаточно очищенными промышленными и бытовыми сточными водами, атмосферными осадками, смывающими с полей и лесов остатки стойких пестицидов, а также вследствие проживания в летнее время на ее живописных берегах миллионов отдыхающих. Поэтому качество воды Днепра не всегда полностью отвечает требованиям ГОСТ к источникам централизованного водоснабжения, что вынуждает применять на днепровских водопроводах весьма сложные схемы обработки воды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.