УДК 614.72:621.43.013.19(474.2-25)
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ТАЛЛИНА ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ АВТОТРАНСПОРТА
Э. М. Васильева, канд. мед. наук О. М. Тамм, X. Я- Янес
Мы изучали степень загрязненности воздуха отдельных районов города в зависимости от интенсивности транспортного потока и планировочных решений улиц и кварталов, в частности возле автозаправочных станций. Воздух на содержание окиси углерода, окислов азота, сажи, свинца, сернистого ангидрида и формальдегида исследовали в 2 пунктах, расположенных на автомагистралях (Центральной площади и Сыпрусе пуйестее), в 2 точках жилой зоны (в центре города и новом жилом районе Мустамяэ) и вокруг 2 бензоколонок.
Сводные данные о содержании в воздухе отдельных ингредиентов выхлопных газов автомобильного транспорта приведены в табл. 1.
Наивысшие концентрации окиси углерода обнаружены на Центральной площади. Из табл. 1 видно, что по всем ингредиентам (окислы азота, формальдегид, сернистый ангидрид) в новом жилом районе (Мустамяэ) воздух загрязнен меньше, чем в центре старого города.
Таблица 1
Содержание выхлопных газов автотранспорта в воздухе улиц (5 м от проезжей части) и на автомагистралях Таллина1
Центральная площадь Мустамяэ
Определяемый ингредиент число проб концентрация (в мг/м») % проб, превышающих пдк ** концентрация . <0
ма кси-мальная средняя X о. В* С максимальная средняя а 3е*
Окись углерода 25 12,0 5,1 73 23 8,0 3,8 46
25 38,0 11,2 81 23 30,0 11,2 81
Окись азота1 25 0,60 0,12 39 23 0,38 0,09 15
25 0,60 0,16 41 23 0,4 0,13 23
НСНО 25 0,17 0,007 12 23 0,000 0,000 0
25 0,270 0,027 33 23 0,110 0,021 17
Сернистый ангид- 25 0,92 0,27 18 23 0,82 0,21 24
рид 25 0,92 0,3 37 23 0,62 0,10 18
Сажа 25 0,31 0,15 62 23 0,42 0,13 36
25 0,31 0,17 85 23 0,42 0,14 57
Свинец 25 0,0000 0,0000 0 23 0,0000 0,0000 0
25 0,0014 0,0003 32 23 0,0000 0,0005 15
1 Над чертой указаны концентрации на тротуаре, под чертой — на автомагистрали.
* Содержание в атмосферном воздухе окислов азота сопоставлялось с ранее действующим нормативом.
р
Сравнивая результаты анализов, проведенных на Центральной площади и в Мустамяэ, можно заключить, что более широкая проезжая часть, лучшая возможность проветривания улиц (прямые сквозные магистрали, как в Мустамяэ, небольшая плотность застройки и т. д.) создают благоприятные услоЕия рассеивания окиси углерода и других газов. Но и в Мустамяэ всевозможные меры борьбы с выхлопными газами не использованы. Этот жилой район еще скудно озеленен; между проезжей частью улицы и тротуаром должна создаваться плотная непросматриваемая полоса зеленых насаждений; редкие же посадки обладают незначительными газозащитныыи свойствами (Б. К. Байков и Ю. Т. Фельдман).
Концентрация окиси углерода в воздухе улиц зависела также от интенсивности транспортного потока. При наибольшей интенсивности транспортного потока, составлявшей 884 машины в час. обнаружена наивысшая концентрация окиси углерода в пробах воздуха (38 мг/м3). Отмечена определенная зависимость концентраций газа в пробах воздуха от метеорологических условий. Наиболее частое превышение ПДК ингредиентов зарегистрировано в осенне-весенний период при влажности воздуха 81—87% и скорости ветра 1,6— 1,8 м/сек.
Исследования загрязненности атмосферного воздуха Таллина показали, кроме того, что интенсивными источниками загрязнения служат автозаправочные станции. Особое
Таблица 2
Загрязненность атмосферного воздуха на территории автозаправочных станций Таллина
Определяемый ингредиент Бензоколонка на Нарва мнт Бензоколонка на ул. Татари
число п роб концентрация (в мг/м*) число проб концентрация (в мг/м')
минимальная максимальная средняя минимальная максимальная средняя
Окись углерода 23 3,0 40,0 10,9 25 2,0 34,0 10,8
Окись азота . . . 23 0,00 0,79 0,13 27 0,00 0,77 0,16
Формальдегид . . 22 0,000 0,190 0,018 26 0,000 0,270 0,006
Сернистый ангид-
рид ...... 22 0,0 0,90 0, 17 27 0,00 0,80 0,17
Сажа...... 22 0,05 0,20 0,09 27 0,07 0,27 0,11
Свинец ..... 19 0,0000 0,0010 0,0002 25 0,0000 0,0015 0,0003
Тетраэтил свинца 19 0,000 0,010 0,005 27 0,000 0,005 0,002
Пары бензина . . 19 1,3 200,0 87,4 13 .3,3 209,0 56,3
внимание мы уделили бензоколонкам, находящимся в центре жилого массива старого города — на улице Татари и Нарва мнт. Здесь максимальные разовые концентрации в воздухе всех определяемых нами ингредиентов значительно превышали ПДК (табл. 2).
Превышение ПДК паров бензина в пробах наблюдалось в 80% случаев. Даже на тротуаре (200 м от бензоколонки) концентрация паров бензина иногда была выше предельно допустимой в 30—40 раз. Повышгнным оказалось и содержание соединений свинца в воздухе на территории автозаправочных станций и вокруг них.
Требуется скорейшге решзние вопроса о переводе автозаправочных станций за черту города, так как они сооружгны без учета гигиенических рекомендаций (Чжан Цзю-гей, и др.).
В целях уменьшения загрязненности атмосферного воздуха выхлопными выбросами автотранспорта в Таллине проведен и проводится ряд мероприятий. В частности, работники государственной автоинспекции при обнаружении неправильной регулировки систем питания и зажигания во время технического осмотра транспортных средств не делали отметок об осмотре автомашин и разрешали их эксплуатацию только после устранения неисправностей. При проверке технического состояния транспортных средств на линии и при надзоре за движением машины, имевшие повышенное дымление, снимались с линий, а у их водителей отбирался технический талон.
В Таллине, как и некоторых других городах республики, введено одностороннее движение на ряде улиц, что существенно сократило задержки транспорта и его остановки и уменьшило загрязнение воздуха выхлопными газами. Все автохозяйства приобрели необходимые регулировочные устройства и внедрили планово-предупредительное техническое обслуживание.
Осуществляется электрификация городского транспорта. В Мустамяэ сейчас эксплуатируется первая троллейбусная линия. Строительство второй линии скоро закончится.
Однако полностью проблема оздоровления атмосферного воздуха Таллина от выхлопных газов автотранспорта еще не решгна. Количество выбрасываемых автомобилем вредных веществ зависит от технического состояния его двигателя. Исправный отрегулированный двигатель на основных рабочих режимах выбрасывает в 10 раз меньше окиси углерода, чем неисправный (И. Л. Варшавский и Р. В. Гаргала). Но в республике до настоящего времени ремонт двигателей не находится на должном уровне. Существует и ряд других вопросов, требующих разрешения не только в нашей республике. Так, предусмотренные объемы работ при профилактическом ремонте ТО-2 почему-то не обязывают определять процентное содержание окиси углерода в выхлопных газах.
Решить проблему охраны атмосферного воздуха можно комплексно, усилиями градостроителей, работников автотранспорта, автоинспекции и санитарной службы.
ЛИТЕРАТУРА
Б а й к о в Б. К., Ф е л ь д м а н Ю. Т. Гиг. и сан., 1966, № 12, с. 3. — В а р -шавский И. Л., Гаргала Р. В. В кн.: Оздоровление воздушного и водного бассейнов и городов. Киев, 1968, с. 57. — Чжан Ц з ю - ч е й. Гиг. и сан., 1959, № 10, с. 17.
Поступила 9/УШ 1968 г.