итогам XXIV съезда КПСС и задачам медицинской науки1, министр здравоохранения СССР Б. В. Петровский указывал: «XXIV съезд КПСС поставил перед советскими учеными крупные задачи повышения результативности научных исследований — внедрения их в практику народного хозяйства. Для выполнения всех этих ответственных и жизненных решений у нас имеются все условия». В докладе проф. Ф. Г. Кроткова «Проблемы гигиены в улучшении естественной среды, окружающей человека» наряду с анализом задач в области гигиены среды и показом путей их реализации была дана критика теории «адаптации к последствиям химического загрязнения окружающей среды», концепции «экологической катастрофы», концепции «возврата к природным условиям».
В предисловии к своей книге Р. Дюбо признает, что «очерк книги — это модель действительности, формируемая сознанием автора». По существу, речь идет о соотношении идеологии и науки. В действительности же книга Р. Дюбо проникнута, с одной стороны, заботой о здоровье человека, а с другой — скептицизмом, пессимизмом, неверием в разрешимость социальных проблем медицины и здравоохранения. В этом сказалась буржуазная идеология автора в трактовке им социальных проблем медицины. Сам он отмечает, что «успешное развитие науки зависит от того, как ученые смогут увязать свою научную проблематику с главными направлениями общественного развития», не понимая, однако, что самое прогрессивное направление современного общественного развития — это социализм, что, когда идеи защищают гибнущий общественный строй, они задерживают прогресс. Отсюда противоречивость, скептицизм, пессимизм Р. Дюбо. В отличие от этого сила марксистско-ленинской идеологии в том, что она правильно отражает объективные закономерности прогрессивного развития общества, служит выражением потребностей его.
Поступила 15/У1 1972 г-
УДК 613.95:00»
В. И. Кардашенко
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
Научно-техническая революция оказала огромное влияние на социально-экономические условия жизни современного общества. Проникновение науки во все сферы человеческой деятельности, изменения в производстве и во всем укладе жизни под воздействием науки сказываются на здоровье, работоспособности и долголетии людей.
В социалистическом обществе созданы объективные предпосылки, позволяющие использовать научно-технический прогресс в интересах человека для подъема его материального благосостояния и культурного роста, для улучшения его здоровья и продления трудоспособности. XXIV съездом КПСС выдвинуто положение об органическом соединении научно-технического прогресса с преимуществами социалистической системы. Человечество вступает в такой период развития, когда эффективность работы определяется прежде всего умением и способностью управлять машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, целесообразно использовать бурно растущий поток информации. На современном этапе уровень образованности и здоровья определяет трудоспособность и социальную активность человека. Поэтому проблема образования
1 АМН СССР. Тезисы и авторефераты научных докладов, XXXI сессия АМН СССР-М., 1971.
и воспитания здорового подрастающего поколения является сейчас одной из важных.
В содержании общего образования в последние годы произошли существенные изменения. Советская школа перешла на обучение по новым программам, приведя их в соответствие с требованиями научно-технического прогресса. Экспериментами, проведенными педагогами и психологами, доказано, что усвоение большого количества информации возможно только путем укрупнения единиц усвоения, т. е. формирования теоретических обобщений. На основании исследования особенностей и закономерностей психического развития детей установлено, что усиление теоретического материала является единственно правильным направлением при изменении содержания программ обучения как в старших, так и в младших классах, лишь благодаря этому возрастает влияние обучения на умственное развитие ребенка. В связи с этим гигиена детей и подростков призвана определить соответствие новых учебных программ морфолого-функциональным возможностям детей и подростков, изучить воздействие обучения в новых условиях на здоровье учащихся.
В ходе обучения по новым программам проведена предварительная гигиеническая оценка влияния его на состояние работоспособности и здоровья школьников. Выявлено, что у учащихся 2—5-х классов, занимающихся по этим программам, динамика работоспособности на протяжении учебного дня имеет обычную направленность, вегетативные функции проявляют известную суточную периодичность, погодовые прибавки, касающиеся основных показателей физического развития, соответствуют возрастно-половым стандартам, показатели иммунной реактивности остаются высокими, артериальное давление не превышает возрастных нормативов (М. В. Антропова). При правильной методике преподавания изучаемый материал оказался посильным морфолого-функциональным возможностям детей.
Вместе с тем обучение по новым программам внесло существенные изменения в режим дня школьника. Значительно увеличилось время, затрачиваемое на подготовку домашних заданий, это привело к сокращению активного отдыха детей на воздухе и к уменьшению продолжительности ночного сна. Систематическое сокращение времени на двигательную активность и полный отдых всего организма, естественно, не может не отразиться на состоянии здоровья и трудоспособности. Получены данные, свидетельствующие о том, что на фоне общего неуклонного улучшения физического развития и акселерации детей увеличивается процент школьников, имеющих значительные функциональные отклонения со стороны нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, отмечается также увеличение процента детей со сниженной реактивностью и изменением аллергических реакций (М. В. Антропова, С. М. Громбах, Г. П. Сальникова, Г. Н. Сердюковская, М. Я. Студеникин и др.).
Перед гигиеной детей и подростков стоит проблема рационального нормирования умственной и физической деятельности школьников. Необходимо вскрыть физиологические, гигиенические, психологические и педагогические факторы, влияющие на здоровье, функциональное и умственное развитие учащихся, изучить нейрофизиологические механизмы памяти, суточную биоритмику растущего организма, процессы адаптации в развивающемся организме, воздействие различных новых методов обучения на состояние работоспособности и утомление школьников. С учетом этого следует подойти к гигиеническому нормированию умственной деятельности и построению рационального режима дня школьников. При этом не только объем, но и характер и содержание работы должны определять физиологическую норму умственной нагрузки ребенка. Подобное решение проблемы рациональной организации обучения требует проведения комплексных исследований силами гигиенистов, физиологов, педагогов, психологов и педиатров.
3*
67
Не менее важна разработка эффективных методов физического воспитания и закаливания, определение оптимальных величин двигательной активности ребенка на различных этапах его развития. Движение есть основной фактор нормального роста и развития растущего организма. Поэтому необходимо изучить сложные формы двигательного поведения ребенка, движения его при трудовой и спортивной деятельности, познать процессы взаимодействия эндогенных и экзогенных факторов, раскрыть их механизмы и затем подойти к отысканию путей целенаправленного влияния через движение на процессы роста и развития. Только правильное сочетание умственной и физической деятельности обеспечит гармоническое развитие и физическое совершенство растущего организма, повысит его реактивность.
Все более высокие требования в наши дни предъявляются к рабочим кадрам. В связи с развитием техники, изменениями в организации труда и производства усложняются профессии, затрудняется самостоятельный выбор их подростками. Вместе с тем в условиях высокой степени автоматизации производства значительно возросли требования к скорости действия в процессе труда и переработке необходимой информации. Все это вызывает необходимость научной разработки более совершенных методов оценки профессиональной пригодности подростков к новым профессиям и специальностям. Большое значение приобретает не только определение профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей при освоении профессии, но и распознавание приспособительных возможностей организма в будущей деятельности.
В условиях научно-технического прогресса не могут быть стабильными гигиенические нормативы, касающиеся внешней среды. Применение в строительстве и оборудовании детских учреждений современных технических средств, новых планировочных решений требует специальных гигиенических исследований. Использование синтетических материалов для изготовления предметов детского обихода, детской одежы и обуви диктует необходимость более широкого изучения их влияния на организм ребенка.
Чрезвычайно важно изучить воздействие всей суммы факторов научно-технического прогресса на здоровье детского населения. Состояние здоровья служит объективным критерием оценки влияния многообразных факторов (материальных, социальных, психологических и др.) внешней среды на здоровье детей и подростков. Поэтому очень существенны динамические наблюдения за здоровьем и физическим развитием подрастающего поколения, проводимые в широком социально-гигиеническом аспекте.
Динамические наблюдения позволяют уловить неблагоприятные функциональные сдвиги временного характера, установить функциональную неустойчивость организма в наиболее ответственный период обучения, совпадающий подчас с незавершенностью процесса роста и развития или гормональной перестройкой, выявить коррелятивную зависимость отклонений в состоянии здоровья от микросоциальных условий, определить в какой-то мере удельный вес генетического и социального факторов в физическом и умственном развитии детей. Исследования такого рода помогут, с одной стороны, оценить эффективность оздоровительных и гигиенических мероприятий, а с другой — наметить дальнейшее направление исследований по оздоровлению внешней среды и охране здоровья детского населения.
Эффективное решение поставленных задач требует проведения на высоком научном уровне комплексных исследований, обогащения новыми методами, всестороннего анализа полученных результатов и широкого внедрения научно обоснованных рекомендаций в практику здравоохранения и образования.
Поступила 28/1У 1978 г.