Научная статья на тему 'Новейшее учебное пособие по преподаванию чайной культуры для студентов Китайских вузов. Рецензия на «Введение в китайскую чайную культуру»'

Новейшее учебное пособие по преподаванию чайной культуры для студентов Китайских вузов. Рецензия на «Введение в китайскую чайную культуру» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / церемония / чай / китайская чайная церемония / развитие / основы / culture / ceremony / tea / Chinese tea ceremony / development / fundamentals

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Сяолин

В Китае термин «чайная культура» возник и стал применяться в 1980-х годах. Термин «чайная культура» был официально утвержден как новое понятие в начале 1990-х годов. «Наука чайной культуры», будучи продуктом естественных и социальных наук, является детищем 21 века. Вкратце, чайная культура — это сложная дисциплина, изучающая культурные явления, созданные людьми в процессе разработки, производства и потребления чая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on «Introduction to Chinese tea culture» — the newest tea culture tutorial for Chinese university students

In China, the term “tea culture” came into use in the 1980s. The term “tea culture” was officially approved as a new concept in the early 1990s. The “science of tea culture”, being a product of the natural and social sciences, is the brainchild of the 21st century. In short, tea culture is a complex discipline that studies the cultural phenomena created by humans through the development, production, and consumption of tea.

Текст научной работы на тему «Новейшее учебное пособие по преподаванию чайной культуры для студентов Китайских вузов. Рецензия на «Введение в китайскую чайную культуру»»

Чжан Сяопин

Доктор гуманитарных наук, доцент Института языков и культуры (Института международных обменов), Шанхайский политико-юридический университет.

Новейшее учебное пособие по преподаванию чайной культуры для студентов Китайских вузов. Рецензия на «Введение в китайскую чайную культуру»

Эта статья выполнена при поддержке "Фонда Центра международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС (Китай), № проектов: CNSCO17039", а также при поддержке "Фонда Шанхайского политико-юридического университета для молодых ученных", № проекта: 2021XQN21.

В Китае термин «чайная культура» возник и стал применяться в 1980-х годах. Термин «чайная культура» был официально утвержден как новое понятие в начале 1990-х годов. «Наука чайной культуры», будучи продуктом естественных и социальных наук, является детищем 21 века. Вкратце, чайная культура — это сложная дисциплина, изучающая культурные явления, созданные людьми в процессе разработки, производства и потребления чая1. Китайская чайная культура прошла четыре периода: появление, формирование, развитие и становление. Первый — период созревания в династиях Цинь и Хань. Второй — процветания династий Тан и Сун. Третий олицетворил упадок чайной культуры во время правления Мин и Цин. Четвертый увидел возрождение современной чайной культуры в 1980-х. Развитие китайского чая и чайной культуры является движущей силой национального развития, а понимание чайной культуры распахнет дверь каждому, кто хочет постичь квинтэссенцию китайской культуры.

С начала политики реформ и открытости в 1980-х чайная культура также встала на путь возрождения на фоне культурного возрождения всей страны. В 1980-е годы высшее образование по специальности чай-

1 Яо Гуокунь: Наука китайской чайной культуры, Beijing: China Agriculture Press, 2019. С. 4.

ного искусства и культуры постепенно развивалось и вступило в эпоху всестороннего развития. В 21 веке высшее образование в области чайной культуры и искусства вышло на новый уровень развития, прошло стадии преобразования и развития, внедрения и обновления. Кроме того, увеличилось количество специальностей в области. В некоторых университетах и колледжах Китая один за другим были созданы центры исследования чая и чайной культуры (институты). Например, в Чжэцзянском университете, Нанкинском университете, Синьаньском университете, Циндаоском сельскохозяйственном университете открылись научно-исследовательские институты чая; в Пекинском университете действует Исследовательский центр восточной культуры чая; в Юньнаньском университете был открыт Исследовательский институт древнего чайного пути в Аньхойском сельскохозяйственном университете — Институт чайной культуры. Кроме того, в Академии общественных наук пр. Цзянси открыт Исследовательский центр китайской культуры чая, в Чжэцзянском университете по подготовке кадров — Центр исследования и развития культуры чая2, в Сельскохозяйственном университете пр. Цзянси — Исследовательский центр науки о чае и культуре чая, в Уханьском университете — Исследовательский центр культуры чая, в Китайском народном университете — Исследовательский институт философии чайных церемоний, в Хубэйском университете — Исследовательский институт Великого чайного пути.

В 2003 году в Чжэцзянском университете по подготовке кадров впервые была создана специальность «Прикладной чайной культуры» в Китае. В 2006 году Чжэцзянский аграрный университет основал первый в Китае Институт чайной культуры и начал проводить обучение по специальности чайной культуры (ступень бакалавра). Возрождение чайной культуры и развитие чайного образования в значительной степени способствовали публикации книг по популяризации китайской чайной культуры и учебных материалов по теме. В настоящее время основные учебные материалы, связанные с чайной культурой в Китае, следующие: «Китайская чайная культура»3, «Курс китайской чайной культуры»4, «Введение в чайную культуру и обучение чайному искусству»5, «Чайная

2 Там же, С. 244-245.

3 Под гл. Редакцией Сюй Сяоцунь: Китайская чайная культура, Beijing: China Agricultural University Press, 2005.

4 Под гл. редакцией Ван Мэнши и Йе Цин: Курс китайской чайной культуры, Beijing: Higher Education Press, 2012.

5 Под гл. Редакцией Цзя Хунвэньи, Чжао Яньхун: Введение в чайную культуру и обучение чайному искусству, Beijing: Tsinghua University Press, Beijing Transport University Press, 2012.

культура»6, «Китайская чайная культура»7, «Чайная культура и воспитание студентов»8, «Чайная культура и здоровье»9, «Введение в китайскую чайную культуру» (2018)10 и др. Кроме того, в последние годы в Китае было опубликовано множество научных трудов и научно-популярных произведений по чайной культуре и истории чая. В этом контексте в декабре 2020 года издательство Peking University Press опубликовало «Введение в китайскую чайную культуру».

«Введение в китайскую чайную культуру» — основной учебник по чайной культуре для студентов общеобразовательных университетов Китая. Учебник написан под главной редакцией двух авторов. Лю Литан — профессор и директор Исследовательского центра чайной культуры Уханьского университета — отвечает за академический контроль содержания учебных материалов. У Юаньчжи — декан Академии сертифицированных китайских чайных мастеров — отвечает за проверку главных вопросов, связанных с чаем. Команда редакторов книги включает в себя специалистов из Китайской академии общественных наук, Академии общественных наук пр. Цзянси, Чжэцзянского аграрного университета, Аньхойского сельскохозяйственного университета, Уханьского университета и других учебных заведений. Команда редакторов состоит из экспертов, давно занимающихся исследованиями и практикой в области чая и чайной культуры, имеющих строгие академические требования к себе и своим произведениям. Сун Шилей, являющийся заместителем директора Исследовательского центра чайной культуры Уханьского университета, отвечает за полную редакцию книги.

Центр исследований чайной культуры Уханьского университета был основан в июне 2016 года при поддержке исторического факультета Уханьского университета. Центр открыт для создания академического исследования истории чая, содействия развитию и трансформации китайской чайной культуры, а также улучшения обменов и сотрудничества между Китаем и зарубежными кругами чайной культуры. Это заведение является первоклассным аналитическим центром по исследованию чайной культуры в современном Китае. Академия сертифицированных

6 Под гл. редакцией Гуань Цзяньпин: Чайная культура, Beijing: China Agricultural University Press,

2015.

7 Под гл. редакцией Чжан Линьюнь: Китайская чайная культура, Beijing: China Light Industry Press,

2016.

8 Под гл. редакцией Ли Лу и др.: Чайная культура и воспитание студентов, Chongqing: Chongqing University Press, 2017.

9 Под гл. редакцией Ван Юэфэя и Сюй Пина: Чайная культура и здоровье, Beijing: Tourism Education Press, 2014.

10 Под гл. редакцией Дин Ишоу: Введение в китайскую чайную культуру, Beijing: Science Press, 2018.

китайских чайных мастеров (ACCTM, Academy of Certified Chinese Tea Master) — профессиональное учреждение по сертификации и обучению чайных мастеров в Китае, основанное в Куньмине в мае 2010 года. Основатель академии—господин У Юаньчжи, занимающийся организацией обучения, конкурсов и рейтингов профессиональных чайных мастеров. В целом, он отвечает за обмен и продвижение знаний о чайной церемонии. У Юаньчжи — лидер китайской чайной промышленности, президент корпорации Dayi Tea Group и декан Академии сертифицированных китайских чайных мастеров11. «Девять глав чайной церемони-и»12, «Восемь методов обучения китайской чайной церемонии»13, «Курс чайной церемонии для студентов ВУЗов» 14, «Просветление посредством чая»15, «И духовные наставники любят чай — восемь видов чайной цере-мониии восемь шагов жизни»16 — некоторые известные труды господина У Юаньчжи.

Книга «Введение в китайскую чайную культуру» была основана на книге «Курс чайной церемонии для студентов» (У Юаньчжи, 2011 г.). Последний обобщил концепцию, значение, искусство, культуру, науку, обычаи, историю и международный обмен в области чайной церемонии с разных сторон и точек зрения. Во время встречи Лю Литана и У Юань-чжи, они договорились о написании «Введения в китайскую чайную культуру» для высококвалифицированных студентов китайских ВУЗов. Авторы хотели создать пособие с теоретическими, научными и практическими особенностями.17.

«Введение в китайскую чайную культуру» разделен на три части: введение, основная часть и заключение. Основная часть состоит из 9 глав.

Глава 1. История происхождения. В ней описываются этапы развития и характеристики истории китайской чайной культуры, объясняются основной процесс, правила и особенности заваривания чая в династиях Тан (варка чая), Сун (распаривание чая) и Мин (заваривание чая кипятком). Кроме того, авторы обсуждают совместное развитие

11 Официальный сайт Академии сертифицированных китайских чайных мастеров // URL: http://www. acctm.com.cn/about/ (Дата обращения: 06.08.21)

12 У Юаньчжи: Девять глав чайной церемонии, Beijing: China Bookstore, 2015.

13 У Юаньчжи: Восемь методов обучения китайской чайной церемонии, Beijing: China Bookstore,

2014.

14 У Юаньчжи: Курс чайной церемонии для студентов ВУЗов(2-е издание), Beijing: Intellectual Property Press, 2013.

15 У Юаньчжи, У Жан: Просветление посредством чая // Xian: Shanxi People's Publishing House, 2008.

16 У Юаньчжи, Чжэн Хуэй: И духовные наставники любят чай - восемь видов чайной церемонии и восемь шагов жизни, Beijing: Religious Culture Press, 2019.

17 Под гл. Редакцией Лю Литан и У Юаньчжи: Введение в китайскую чайную культуру, Beijing: Peking University Press, 2020. С. 306.

литературы, искусства и чайной культуры.

Глава 2. Культурная идеология. В этой главе анализируются четыре версии происхождения концепции «чай и чань (будд. дъяна, созерцание) — одного вкуса». Также обсуждаются концепция, значение и эволюция идеологии китайской чайной культуры. В книге редакторы замечают, что «совершенствование и умеренность», означающие высокие требования к характеру и нравственности «чайных» людей, как и их стремление к достижению поставленных целей, являются важнейшими идеями китайской чайной культуры. Понятие «совершенствования и умеренности» было впервые выдвинуто Лу Юем в первом трактате о чайной культуре «Классика чая», написанным во времена династии Тан. Император Чжао Цзи из династии Северной Сун выдвинул вторую важную идею китайской чайной культуры в своей книге «Наблюдения о теории чая». Он рассказал о стремлении к дегустации чая и чаепитию — «Чжициндаохэ». Третья важная мысль китайской чайной культуры — «благородство и умиротворение» — также была выдвинута Чжао Цзи в том же произведении. «Чжициндаохэ» означает стремление китайских «чайных» людей к чаепитию и духовному миру; идея «благородства и отстаивает стремление к различным видам дегустации чая.

Чжао Цзи считает, что дегустация чая может привести людей к состоянию сверхъестественности и чувству утонченности, что и есть «благородство и умиротворение». Еще одна важная идея китайской чайной культуры — «чай и чань — одного вкуса». Эта концепция зародилась в Китае, а затем вместе с распространением дзен-буддизма попала в Японию, таким образом сформировав традицию японской чайной церемонии. Позже эта идея стала ядром японской чайной церемонии. В 1990-х случился новый бум китайской чайной культуры и творчества. Идея «чай и чань — одного вкуса» привлекла внимание китайских исследователей и экспертов чайной культуры, после чего стала важным предметом исследования в области 18.

Глава 3. Чайное искусство. Чайное искусство — важная часть чайной культуры; форма культурного выражения, отражающая различные виды чайной деятельности (посадка деревьев, выращивание, обработка, производство, купля-продажа, заваривание и питье). Выделяют жанры и формы чайного искусства как стихи, парные надписи, проза, роман, драма, каллиграфия и живопись (статические); а также песни, танцы и

18 Там же, С. 53-59.

традиционная китайская музыкальная драма (динамические)19. Произведения различных жанров способны задействовать слух, зрение и другие органы чувств, что позволит ощутить всю красоту чайной культуры. В третьей главе описаны четыре аспекта: «Чай и стихи», «Чай и проза», «Чай, песни и танцы», «Чай, каллиграфия и живопись». Изучая содержание этой главы, читатели познакомятся с характеристикой чайных стихов разных эпох, почувствуют влияние различных форм искусства на распространение чайной культуры и взаимосвязь между чаем и духовной жизнью человека.

Глава 4. Чайные обычаи и традиции. Чайные обычаи — это региональные и национальные особенности использования чая, например, традиция использования чая на свадьбах и похоронах, или особенности чаепития во время приема гостей20. В этой главе обсуждаются форма и содержание китайских чайных обычаев в четырех аспектах: чайные обычаи во время приема пищи, сезонные чайные обычаи, этикетные чайные обычаи и религиозные чайные обычаи. Авторы рассказывают о чайных традициях в разных регионах, описывают географические характеристики и условия для их формирования, обсуждают особенности их распространения и причины формирования, а также указывают на взаимосвязь между чайными обычаями и разнообразием этнических культурных традиций.

Глава 5. Применение различных видов чая. Чай является материальным носителем чайной культуры. Для понимания китайской чайной культуры необходимо также знать основные характеристики чайного дерева, различия в сортах чая и его условия хранения21. В этой главе описываются аспекты «понимания чайного дерева», «классификации чая», «покупки и хранения чая» и «чаепития и здоровья». Изучив содержание этой главы, читатели получат более ясное представление о чайных деревьях и общие сведения о внешнем виде, аромате, вкусовых характеристиках и различиях шести основных чаев Китая. В учебнике говорится: «При покупке чая следует обращать внимание на такие факторы, как внешний вид, цвет, аромат и вкус. Что касается способов хранения, основными факторами, вызывающими порчу чая, являются свет, температура, влажность, микроорганизмы, загрязнение, посторонние запахи

19 Там же, С. 79.

20 Под гл. редакцией Дин Ишоу: Искусство китайской чайной церемонии, Hefei: Anhui Education Press, 2008. С. 12.

21 Под гл. Редакцией Лю Литан и У Юаньчжи: Введение в китайскую чайную культуру, Beijing: Peking University Press, 2020. С. 151.

и другие»22. В главе также описываются фармакологическое действие чаепития и его научное применение. Как известно, чай содержит множество питательных веществ, соответственно, его употребление полезно для здоровья человека. Эта глава рассказывает читателям, как пить чай с пользой и по науке.

Глава 6. Современное чайное искусство. Чайное искусство — это технология дегустации чая, основанная на навыках его заваривания23. В этой главе описываются «элементы чайного искусства» и роль каждого из них, и основные методы приготовления чая, например, заваривание в чашке, чайнике, пиале с крышкой и другой чайной утвари. Обычно чай заваривают в чашке с целью приготовления зеленого, желтого чая и цветочного чая. Заваривание в чайнике издавна является традиционным методом приготовления чая в Китае. Для заваривания улуна, черного и красного чая часто используются небольшие чайники. Заваривание в пиале с крышкой подходит для черного, красного, белого, цветочного и молочного чая. Редакторы книги считают, что основа чайного искусства есть чай. Чай, вода, посуда и окружающая среда — основные элементы чайного искусства. Окружающая среда может повысить уровень чайного искусства. Чаепитие также имеет требования к окружающей среде. Это выражается в создании или заимствовании декораций. Изучив содержание этой главы, читатели познакомятся с практикой и целями чайного искусства, после чего насладятся его процессом в целом.

Глава 7. Удивительные чайные принадлежности. Чайный принадлежности — это посуда и приборы для чаепития. Древняя китайская поговорка гласит: «Вода — мать чая, а посуда — отец его». Идеальное сочетание воды и чайной утвари сможет полностью раскрыть красоту чая и прекрасно отразить его цвет, аромат, вкус и форму. В истории чаепития в Китае посуда постоянно менялась, приспосабливаясь к новым способам чаепития. Чайная утварь отражает образ жизни, обычаи чаепития и эстетическое восприятие определенной эпохи. Она несет в себе историю развития и эволюции китайской чайной культуры24. В начале главы представлены общие сведения о чайных принадлежностях и история их развития. Затем дается подробное описание основных характеристик светло-синего, белого, черного и декоративного фарфора. Авторы также рассказывают об особенностях чайников из темно-красной (исинской) глины и базовых методах их оценки.

22 Там же, С. 168.

23 Там же, С. 183.

24 Там же, С. 201.

Глава 8. Особенности чайных. В Китае места для чаепития имеют различные названия (в зависимости от региона и эпохи). Редакторы рассматривают историю развития китайских чайных с четырех аспектов: «происхождение и развитие», «тип управления», «региональные характеристики» и «функциональное назначение». Именно на основе данных аспектов описываются особенности и различия чайных в Сычуане, Гуандуне, Пекине, Ханчжоу, южном Фуцзянь и сельских районах. Как известно, чайные являются местом для проведения досуга и развлечений. Редакторы также полагают, что чайные имеют коммуникативную, культурную, экономическую и социальную функции. Чайные играют уникальную роль в общественной жизни Китая: они сочетают в себе коммерческие и культурные особенности, несут в себе важное значение и уникальные функции.

Глава 9. Распространение за границей. В этой главе рассматривается взаимосвязь между расширением китайского культурного круга чаепития и китайской цивилизацией. Кроме того, говорится о роли чая в системе управления пограничных районов Китая. Редакторы описывают распространение китайского чая и китайской чайной культуры с пяти аспектов: «Распространение на юго-запад и древний чайный путь», «Дорога на восток. Связи с Японией и Южной Кореей», «Дорога на запад. Великий шелковый путь», «Дорога на север. Великий чайный путь», «Распространение по морю. Развитие мировой культуры». Распространение китайской чайной культуры заграницу напоминает круг с центром в середине равнины, который постепенно двигается к приграничным районам проживания этнических меньшинств, изначально находившихся вне сферы управления центрального правительства. Позже распространение чая вышло на восток в Северную Корею и Японию, на запад — в Центральную и Западную Азию, на юг — в Юго-Восточную Азию, на север — в Монголию и Россию посредством Великого чайного пути. В эпоху Великих географических открытий чайная культура постепенно «разошлась» по всем уголкам мира благодаря Морскому шелковому пути25.

«Введение в китайскую чайную культуру» стало настоящим прорывом в области по сравнению с учебниками и книгами предшественников. Данное учебное пособие представляет собой теоретический, академический, практический и открытый материал по чайной культуре. В начале составления учебника целевой аудиторией считались студенты

25 Там же, С. 261.

китайских ВУЗов. Принимая во внимание сильную базу и широкий кругозор выдающихся студентов, учебник составлялся с богатым содержанием, большим кол-вом информации, ясной логикой, множеством глав и полной исследовательской рамкой. Пособие всесторонне описывает коннотацию, историю развития, искусство, этикет, обычаи, международный обмен и другие аспекты, связанные с китайской чайной культуры. В нем систематически излагаются профессиональные базовые знания, конкретные методы обучения чайного искусства, основные культурные идеи и концепции. Кроме того, в учебном материале поставлен акцент на обучение студентов университетов, исследующих китайскую чайную церемонию. В каждой главе актуальные документы и источники указываются в виде сносок на текущей странице, таким образом предоставляя заинтересованным студентам руководство для дальнейшего изучения и исследования. В части внеклассных упражнений содержатся задания для рассуждения, анализа и обсуждения академических вопросов. Таким образом, данное учебное пособие помогает студентам практиковать чайную культуру, проводить соответствующие исследования, а также читать дополнительные материалы.

Во-первых, публикация данного учебника и открытие общих курсов по чайной культуре в колледжах и университетах Китая способствуют обогащению исторических, гуманитарных и культурных знаний студентов. Во-вторых, эти меры помогают учащимся лучше понять китайскую чайную культуру и предлагают отличный запас знаний для более углубленного изучения предмета. В-третьих, с точки зрения практики чайной культуры студенты обучаются способности различать и выполнять на практике. В-четвертых, учебник и курсы способствуют продвижению и развитию китайской чайной культуры в новую эпоху; также ускоряют процесс возрождения китайской чайной культуры и «чаепития для всех». В-пятых, это распространяет истории о чае и китайской традиционной культуре.

Китай — родина чая и чайной культуры. Китайская чайная культура имеет долгую историю, но «чайная культура» как самостоятельный предмет изучения молода. Публикация учебника «Введение в китайскую чайную культуру» имеет большое значение для развития и совершенствования новой дисциплины, а также для преобразования и повышения качества высшего образования в области чая. Таким образом, издание учебного пособия «Введение в китайскую чайную культуру» — важная веха в развитии деятельности чайных, культурных и научных кругов

Китая. Нельзя умалить значение учебника и для развития высшего гуманитарного образования в целом.

Список литературы:

1. Официальный сайт Академии сертифицированных китайских чайных мастеров // URL: http://www.acctm.com.cn/about/ (Дата доступа: 06.08.21)

2. Под гл. редакцией Ван Мэнши и Йе Цин: Курс китайской чайной культуры, Beijing: Higher Education Press, 2012.

3. Под гл. редакцией Ван Юэфэя и Сюй Пина: Чайная культура и здоровье, Beijing: Tourism Education Press, 2014.

4. Под гл. редакцией Гуань Цзяньпин: Чайная культура, Beijing: China Agricultural University Press, 2015.

5. Под гл. редакцией Дин Ишоу: Введение в китайскую чайную культуру, Beijing: Science Press, 2018.

6. Под гл. редакцией Дин Ишоу: Искусство китайской чайной церемонии, Hefei: Anhui Education Press, 2008.

7. Под гл. редакцией ЛиЛу и др.: Чайная культура и воспитание студентов, Chongqing: Chongqing University Press, 2017.

8. Под гл. Редакцией Лю Литан и У Юаньчжи: Введение в китайскую чайную культуру, Beijing: Peking University Press, 2020.

9. Под гл. Редакцией Сюй Сяоцунь: Китайская чайная культура, Beijing: China Agricultural University Press, 2005.

10. Под гл. Редакцией Цзя Хунвэньи, Чжао Яньхун: Введение в чайную культуру и обучение чайному искусству, Beijing: Tsinghua University Press, Beijing Transport University Press, 2012.

11. Под гл. редакцией Чжан Линьюнь: Китайская чайная культура, Beijing: China Light Industry Press, 2016.

12. У Юаньчжи: Восемь методов обучения китайской чайной церемонии, Beijing: China Bookstore, 2014.

13. У Юаньчжи: Девять глав чайной церемонии, Beijing: China Bookstore, 2015.

14. У Юаньчжи: Курс чайной церемонии для студентов ВУЗов (2-е издание), Beijing: Intellectual Property Press, 2013.

15. У Юаньчжи, У Жан: Просветление посредством чая, Xian: Shanxi People's Publishing House, 2008 .

16. У Юаньчжи, Чжэн Хуэй: И духовные наставники любят чай — восемь видов чайной церемонии и восемь шагов жизни, Beijing: Religious Culture Press, 2019.

17. Яо Гуокунь: Наука китайской чайной культуры, Beijing: China Agriculture Press, 2019.

Bibliography

1. Official website of the Academy of Certified Chinese Tea Masters // URL: http://www.acctm.com.cn/about/ (08.06.21)

2. Under Ch. edited by Wang Mengshi and Ye Qing: A Course in Chinese Tea Culture, Beijing: Higher Education Press, 2012.

3. Under Ch. edited by Wang Yuefei and Xu Ping: Tea culture and health, Beijing: Tourism Education Press, 2014.

4. Under Ch. edited by Guan Jianping: Tea Culture, Beijing: China Agricultural University Press, 2015.

5. Under Ch. edited by Ding Yishou: An Introduction to Chinese Tea Culture, Beijing: Science Press, 2018.

6. Under Ch. edited by Ding Yishou: The Art of the Chinese Tea Ceremony, Hefei: Anhui Education Press, 2008.

7. Under Ch. edited by Li Lu et al.: Tea culture and student education, Chongqing: Chongqing University Press, 2017.

8. Under Ch. Edited by Liu Litang and Wu Yuanzhi: An Introduction to Chinese Tea Culture, Beijing: Peking University Press, 2020.

9. Under Ch. Edited by Xu Xiaocun: Chinese Tea Culture, Beijing: China Agricultural University Press, 2005.

10. Under Ch. Edited by Jia Hongwenyi, Zhao Yanhong: An Introduction to Tea Culture and Teaching the Art of Tea, Beijing: Tsinghua University Press, Beijing Transport University Press, 2012.

11. Under Ch. edited by Zhang Lingyun: Chinese Tea Culture, Beijing: China Light Industry Press, 2016.

12. Wu Yuanzhi: Eight Methods for Teaching the Chinese Tea Ceremony, Beijing: China Bookstore, 2014.

13. Wu Yuanzhi: Nine Heads of the Tea Ceremony, Beijing: China Bookstore, 2015.

14. Wu Yuanzhi: A Tea Ceremony Course for University Students (2nd Edition), Beijing: Intellectual Property Press, 2013.

15. Wu Yuanzhi, Wu Zhang: Enlightenment Through Tea, Xian: Shanxi People's Publishing House, 2008.

16. Wu Yuanzhi, Zheng Hui: And Spiritual Masters Love Tea—Eight Types of Tea Ceremony and Eight Steps of Life, Beijing: Religious Culture Press, 2019.

17. Yao Guokun: The Science of Chinese Tea Culture, Beijing: China Agriculture Press, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.