Научная статья на тему '"Чайный трактат" Лу Юя как доказательство существования чайной философии'

"Чайный трактат" Лу Юя как доказательство существования чайной философии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1453
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / ЛУ ЮЙ / ЧАЙ / TEA / ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ / TEA CEREMONY / ДРЕВНИЙ ТРАКТАТ / ANCIENT TRACTATE / КОНФУЦИАНСТВО / CONFUCIANISM / LU YU

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кукова Д. А., Сенюткина О. Н.

В статье рассматривается значение чайной культуры в истории Китая. Объектом исследования статьи является “Трактат о чае”, написанный в VIII веке китайским мыслителем Лу Юем. Данная работа первый в Китае, и во всем мире, труд, посвященный чаю. «Трактат о чае» или «Чайный канон» сыграл немаловажную роль при династии Тан, а также всех последующих династиях, как источник, помогающий понять структуру чая, а также уметь его использовать. Через призму данного трактата в статье выясняется ответ на вопрос, почему же чайная культура стала неотъемлемой частью китайской культуры, а также китайским достоянием и отличительной особенностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRACTATE OF TEA" BY LU YU IS THE PROOF OF THE EXISTENCE OF THE TEA PHILOSOPHY

The problem of significance of tea culture in Chinese history is examined in the article. The object of the article is “Tractate of tea” written in the VIII century by Chinese philosopher Lu Yu. This work is the first work dedicated to tea in China, and all over the world. "Tractate of tea" or "Tea Canon" being a great source to help understanding the structure of tea and the specification of using tea has played an important role during the Tang dynasty, as well as during all subsequent dynasties. Through the prism of this tractate, the article reveals the answer to the question why tea culture has become an integral part of Chinese culture, also the Chinese heritage and the distinctive feature.

Текст научной работы на тему «"Чайный трактат" Лу Юя как доказательство существования чайной философии»

Art history and Culture | Juvenis scientia 2018 № 5

35

УДК: 8 ГРНТИ: 13

«ЧАЙНЫЙ ТРАКТАТ» ЛУ ЮЯ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ

Д. А. Кукова, О. Н. Сенюткина

Нижегородский государственный лингвистический университет Россия, 603155 г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31A.

S3 Кукова Дарья Алексеевна - [email protected]

В статье рассматривается значение чайной культуры в истории Китая. Объектом исследования статьи является "Трактат о чае", написанный в VIII веке китайским мыслителем Лу Юем. Данная работа - первый в Китае, и во всем мире, труд, посвященный чаю. «Трактат о чае» или «Чайный канон» сыграл немаловажную роль при династии Тан, а также всех последующих династиях, как источник, помогающий понять структуру чая, а также уметь его использовать. Через призму данного трактата в статье выясняется ответ на вопрос, почему же чайная культура стала неотъемлемой частью китайской культуры, а также китайским достоянием и отличительной особенностью.

Ключевые слова: Китай, Лу Юй, чай, чайная церемония, древний трактат, конфуцианство.

"TRACTATE OF TEA " BY LU YU IS THE PROOF OF THE EXISTENCE OF THE TEA PHILOSOPHY D. A. Kukova, O. N. Senutkina

Linguistics University of Nizhny Novgorod 31A Minin St., 603155 Nizhny Novgorod, Russia

El Kukova Daria - [email protected]

The problem of significance of tea culture in Chinese history is examined in the article. The object of the article is "Tractate of tea" written in the VIII century by Chinese philosopher Lu Yu. This work is the first work dedicated to tea in China, and all over the world. "Tractate of tea " or "Tea Canon " being a great source to help understanding the structure of tea and the specification of using tea has played an important role during the Tang dynasty, as well as during all subsequent dynasties. Through the prism of this tractate, the article reveals the answer to the question why tea culture has become an integral part of Chinese culture, also the Chinese heritage and the distinctive feature.

Keywords: China, Lu Yu, tea, tea ceremony, ancient tractate, Confucianism.

«Если долго пить чай - могут вырасти крылья».

Лу Юй

Китай - родина чая. Китайцы первыми в мире стали разводить культуру чая, разработали технологию переработки чайного листа, заварки и т.д. Чай - это не только напиток, обладающий многими полезными для организма человека свойствами, а также неотъемлемая часть китайской культуры в целом, национальное отличие и достояние. Именно в этой стране чай стал, в первую очередь, не источником высококачественного производства, а объектом духовной культуры. Цель данной статьи - проанализировать, почему же чайная культура не только стала наследием культуры Китая, а также сумела сохранить данный статус до сегодняшнего дня.

Анализ данного вопроса будет проводиться на основании трактата Лу Юя [1]. «Чайный трактат» включает в себя десять глав. Первая глава повествует о происхождении чая, наименовании, его природе, свойствах, местах произрастания, подходящих климате и почве. Вторая глава - это информация о приспособлениях, применяемых в чайном производстве. Следующая глава - это история изготовления чая (время и условия сбора). Четвертая глава описывает 23 инструмента для чаепития. Пятая глава - это приготовление напитка (вода и ее влияние на чай) и ритуалы, связанные с этим процессом. Глава шестая - история развития чаепития, различные способы употребления напитка, а также стандарты качества чая. Следующая, седьмая глава, излагает чайные традиции китайского народа (упоминания о чае в

древней литературе, легенды и басни о чае). Восьмая глава рассматривает классификацию чая, разные сорта, и их описание. Девятая глава рассматривает чайные приборы для разных способов заваривания. И заключительная глава - наглядные иллюстрации, зарисовки на чайную тему.

К этой работе обращались такие китайские мыслители, как Фэй Вэн [2] и Пи Жисю. Они изучили чайный трактат Лу Юя, тщательно рассмотрели процесс обработки чая. Тем не менее, некоторые фрагменты этого великого трактата остаются не проанализированы до сих пор. Так, например, чайные традиции китайского народа и ритуалы, связанные с процессом чаепития; эти вопросы по-прежнему изучены не до конца.

"Трактат о чае" был написан в VIII в. Данная работа -первый в Китае, и во всем мире, труд, посвященный чаю. «Трактат о чае» или «Чайный канон» сыграл немаловажную роль при династии Тан, а также всех последующих династиях, как источник, помогающий понять структуру чая, а также уметь его использовать.

Лу Юй (733—804 гг.) - это первый, кто усовершенствовал чайное искусство и создал чайную церемонию. В историю Лу Юй вошел, как «Бог чая», «Чайный святой», «Чайный предок», «Чайный бессмертный». Лу Юй родился в Цзинлине, провинция Фучжоу (нынешний округ Тяньмэнь в провинции Хубэй) около 733 г. и умер в 804 г. Родители его бросили и он воспитывался буддийским монахом в храме. Монахи любили чай; на территории храма, где жил Лу Юй было посажено множество чайных кустов. Это способствовало расширению кругозора мальчика в области чая. Не-

36

Juvenis scientia 2018 № 5 | Искусствоведение и культурология

смотря на то, что воспитывался Лу Юй в буддийском храме, он увлекся конфуцианством. Однажды он сбежал из храма и присоединился к группе бродячих артистов. Будучи одаренным, он смог стать и фокусником, и акробатом, также писал юмористические истории. По счастливому случаю, Лу Юй был замечен богатым чиновником, который помог ему получить образование. Выучившись, Лу Юй много путешествовал, в особенности, по чайным районам, где общался с чаеводами, узнавал способы сбора и заваривания чая, познакомился с многими образованными людьми (поэтами, каллиграфами, монахами и государственными деятелями. Позднее Лу Юй уединился и стал жить в горах, где, благодаря накопленным им знаниям, и был написан легендарный труд - «Чайный канон».

Его «Чайный трактат» (или «Чайный канон»), первая чайная энциклопедия, - это символ чайной культуры династии Тан. Появление «Чайного трактата» Лу Юя заложило фундамент изучению чайной культуры, стало почти полноценным источником знаний о чае, это своего рода энциклопедия чайного листа, это идеальное сочетание чайной науки, чайной церемонии и чадао (философско-эстетическая концепция, основанная на практиках заваривания чая) [3].

В целом главная идея трактата заключается в следующем: чайная культура как материальная, так и духовная породила культуру чайной церемонии, которая в свою очередь воплотила в себе идеи конфуцианства, даосизма и буддизма, стала духом чайной культуры Китая.

Следует заметить, что Лу Юй, несмотря на всю материальность содержания книги, уделяет большое внимание духовной составляющей чайной культуры. Чай, согласно Лу Юю, - это лучший способ очиститься с моральной стороны, поэтому и существует связь между процессом чаепития и процессом медитации [4]. Лу Юй, будучи воспитанным буддистами, взял лучшее в стремлении познать истину; последующий по пути конфуцианства, изучил конфуцианские представления о добродетели; получив образование и ознакомившись с даосской теорией, он усвоил, что человек - неотъемлемая часть природы. В результате синтеза данного опыта Лу Юй создал свою философию, в которой все лучшее из трех верований объединяется в одно - процесс чаепития, позволяющий человеку достичь высшей чистоты. Главная идея китайской чайной церемонии заключается как раз в том, чтобы не только прочувствовать глубину необычайного вкуса чая и силу его аромата, а также прислушаться к своему внутреннему голосу и растворить мысли о

ЛИТЕРАТУРА

ежедневной рутине в процессе чайной медитации.

Корни истории чая уходят в далекое прошлое. Существует множество легенд, рассказывающих о зарождении чайной культуры. Мифологические представления о чае переплетаются с ботаническими исследованиями. Чайный куст был известен китайским ботаникам и лекарям еще с древних времен. Уже тогда люди открыли в чайном напитке могучую силу исцеления от многих недугов, как физических, так и духовных. Чай укрепляет волю, снимает усталость, делает острее зрение, а все негативное отходит на второй план или же исчезает вообще. Наряду с изучением свойств чая, сформировались представления о процедуре его приготовления и преподнесения. Так зародилось чайное искусство [5].

Считается, что искусство чаепития сформировалось в эпоху китайской династии Тан, но поскольку сама чайная культура, согласно преданиям и легендам, была обнаружена намного раньше, то многие китайские мыслители упоминают чай и в более ранние периоды. В целом большое влияние на чайную культуру оказало конфуцианство, в русле которого она и развивалась. Сформировавшаяся под идеями конфуцианства чайная культура впитала в себя дух гармонии и единства, как и каждый ее атрибут.

Чай, будучи мягким в прямом смысле и мирным в переносном, идеально соответствует идеям конфуцианства. Несмотря на то, что немаловажную роль при зарождении чайной культуры сыграли даосизм и буддизм, идеи Конфуция все-таки стали фундаментом ключевой составляющей чайной церемонии, ее духовного аспекта. Можно выделить четыре фактора неразрывной связи чайной культуры и конфуцианства:

1. Чайная церемония сохраняет идею, заложенную в основу конфуцианства - «золотую середину»

2. Процесс чайной церемонии приносит радость

3. Чай учит людей человеколюбию

4. Чайная церемония - строгий ритуал

Лу Юй, посвятивший свой труд изучению чайной культуры, доказал, что чай, бесспорно, являясь частью природы, т.е. будучи не созданным человеком, в это же время, является неотъемлемой частью культуры, вследствие своего преобразования в нечто большее, чем просто зеленый куст. Сформировавшаяся под влиянием конфуцианства чайная культура воспринималась как философия китайским народом, вследствие чего стала национальным наследием Китая.

1. Лу Юй «Чайный трактат». Полный текст. URL: URL: http://www.360doc.com/index.html / пер. Куковой Д.А.

2. Описание чая (династия Тан: Фэй Вэн). . URL: http://blog.sina.com.cn/chenxy108 / пер. Куковой Д.А.

3. Душа чая. URL: http://www.shiciminau.com / пер. Куковой Д.А.

4. Ван Лин. Китайское искусство чаепития. М.: Центрполиграф, 2003.

5. Ван Сюйфэн. История чая и человека. М.: Шанс, 2016.

Поступила в редакцию 27.04.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.