http://www.zabvektor.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853
УДК 94(315):008
Чжоу Сяовэй
преподаватель,
Хэйлунцзянский институт иностранных языков (150025, г. Харбин, Зона развития Ли Минь, ул. Шиданайлу,1),
e-mail: 3076380781@qq.com
Исследования чайной культуры в Древнем Китае
В статье рассмотрена история исследования чайной культуры в Древнем Китае. У китайской чайной культуры длинная история, её развитие отражает изменение социальной культуры, является значимым показателем цивилизации: древний китайский народ изучил характер природы и покорил её.
Чайная культура является важной частью культуры Китая. Употребление чая имело разные функции: чай использовался как еда, как лекарственное средство и как элемент жертвоприношения. Процесс формирования чайной культуры представляет собой результат достижения народом определённого этапа в развитии цивилизации. Буддизм, конфуцианство и даосизм играли важную роль в развитии чайной культуры. Содержание чайной культуры не ограничивается только одним чаем и вбирает в себя другие культурные факторы.
В статье представлен анализ разных исследований чайной культуры известных учёных и некоторых народных сказок о чае. Автор пытается определить направления исследования чайной культуры.
Цель статьи - выявить роль чайной культуры, установить особенности её функционирования. В работе используются следующие методы: описательный метод с использованием приёмов наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения; метод сплошной выборки; количественный метод; метод компонентного и контекстуального анализа.
Ключевые слова: чайная культура, употребление чая, китайская культура, лекарственное средство
Известно, что родиной чая является Китай, у которого есть длинная история выращивания и использования чая. Чай появился ещё в неолитической эпохе. Лу Юй, учёный династии Тан, написал в «Трактате о чае»:
[3, с. 12].
Согласно философскому толкованию высказывания учёного, чай использовался как напиток начиная с эпохи китайского врача Шеньнуна, а человеком, открывшим Китаю способы заваривания чая, является Чжоу-гун. Шеньнун, представитель древнего народа, доказал, что много тысяч лет назад, когда наши предки жили ещё в матриархальном родовом обществе, чай уже появился и использовался. По данным исследования до династии Тан, чай назывался «ту» или «горький ту» Во многих древних
китайских трактатах есть много упоминаний о чае.
В начале эпохи западной Чжоу учёный страны Цинь Чжань Цюй создал «Записки страны Хуа Ян» [5, с. 25], в них есть записи: «ДЕ1Ш1 Ког-
да император У напал на императора Чжоу, страна Ба уже преподносила чай и другие дорогие подарки императору У. Учёный сообщает, что к тому времени уже была чайная плантация, на которой работали специалисты. В
«Шэнь Нун Ши Цзин» указано следующее: НЯН0Ж» (с. 537) «в районе Чэнду провинции Сычуань выращивали чай лучшего качества, который должны были собрать третьего марта» (перевод мой - В. Ч.).
В 59 году до н. э. в «Правилах служащих» Ван Бо пишет о том, что «Ж^^Л» и «ЙРВ^^» [1, с. 5] «чайная посуда должна быть обязательно чистой, и чай необходимо покупать в Уяне (сейчас в провинции Сычуань)» (перевод мой - В. Ч.). Это стало знаком того, что 2000 лет назад в семьях дворянства чаепитие - это роскошный ритуал, который отражал ситуацию экономической жизни династии Хань. Тогда же в городе Уяни уже были чайные рынки. В Мвеке до н. э. учёный династии Цзинь отметил следующее: «ЙЭДФ
ШЧ-, ^гЩШ^ЪШ, -
^)» [9, с. 28] «это дерево маленькое похоже на гардению, его листья могут готовиться как суп, называется "ту" и "мао" (весенний чай), а те листья, что были сорваны рано, называются "минь" (летний чай), для более старых листьев чая использовалось название "чуань" (листья старые)» (перевод мой - В. Ч.). Во время династии Хань народ уже освоил технику выращивания чая и уже умел отличать хорошее его качество от плохого по времени
года, когда собирали урожай. Гэ Суань династии восточного Хань сам создал чайный сад, заботясь о благотворном влиянии напитка на здоровье [9, с. 12].
Тань Ханьэ в «Записках времён года» опубликовал точные сведения о технике выращивания чая. Это самая ранняя запись в истории чайной культуры. Он указал техническую точность проведения таких процедур выращивания чая, как сев, внесение удобрений, орошение, удаление сорняков и др. Эта книга представляет собой драгоценное наследство нашего древнего народа.
В самом начале чай использовался как компонент питания, древние люди для того чтобы выжить собирали различные растения, корни, стебли, листья, цветы, фрукты и всё, что было пригодно для пищи, особенно во время эпохи земледелия и эпохи, когда уровень производительности был низкий. Это уже стало обычным явлением «есть растительную пищу» тщшш»). Действительно, чай, особенно свежие листья, много использовался в горных районах. В современном Китае люди до сих пор едят чайные листья. И это стало уже традицией некоторых национальностей Китая. Так стали известны миру «юй» (чай национальностей мяо и дун) и «лянбан» (чай национальности цзино).
Чай использовался как пища, как лекарственное средство и как элемент жертвоприношения. Люди открыли лекарственное свойство чая во время его употребления в пищу. В «Травнике Шэн-нуна» написано: ШШ, [10, с. 56].
Из этой цитаты следует, что Шэн-нун попробовал сто видов трав, из которых 72 видами трав получил отравление, только чай дезин-токсицировал его. Он называется чай «ту» Кроме способности оказывать детокси-кацию, люди ещё заметили и другие лекарственные свойства чая. ^¿^ЛЙ Ж, 'РЕЕ, ЭДН» «горький чай у людей, которые использовался для прояснения мыслей, физической активности, улучшения зрения» (перевод мой - В. Ч.).
Именно из-за способности чая лечить, очищать организм люди стали относить его к классу лекарственных средств. В Древнем Китае есть много книг о лекарственных свойствах чая. Отечественные и зарубежные учёные уверены, что в чае есть множество химических компонентов, таких, как кофеин, тео-филлин, углеводы, белки, полифенолы и т. д., которые полезны для лечения разных болезней, например, дизентерии, гастроэнтерита,
Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 3
диабета, гипертонии, атеросклероза, рака и т. д. Именно эти чудодейственные свойства чая сделали его одним из популярных элементов жертвоприношения.
Полезные свойства чайного листа были открыты приблизительно в 2500-х годах до н. э. китайским императором Шен Нуном, которого называли также Божественным Целителем из-за его увлечения лекарственными растениями. С тех пор чай употреблялся на церемониях во время медитаций, чтобы не заснуть, а также как заменитель вина. Из Китая чайная культура проникла в Японию, где зелёный чай довольно долгое время оставался излюбленным напитком, а также на Цейлон, в Индию, Индонезию и другие восточные государства. В России зелёный чай был в употреблении ещё в XVN-XVNI веках (а не начиная с ХХ в., как считают многие), однако потом по непонятным причинам его вытеснил чёрный. Сейчас же зелёный чай приобрел популярность во всем мире, и особенно в Европе и США, что напрямую связано с его целебными свойствами.
Разница заключается прежде всего в обработке. Если чёрный чай получается в результате резки, скручивания и многих других операций над чайным листом, то при обработке зелёного чая сохраняются лечебные биологически активные вещества. Для этого собранный лист просто высушивают на огне или в закрытой духовке. Но основное различие этих двух видов чая - во вкусах. Качественный зелёный чай, в отличие от чёрного, обладает ярким ароматическим букетом, в котором преобладают цитрусовые и цветочные оттенки. Однако неправильная обработка, хранение и заваривание способствуют вырождению аромата, поэтому для того чтобы насладиться зелёным чаем, надо следовать элементарным правилам, как-то: заваривать чай не более 3 минут (некоторые источники рекомендуют 20 секунд), в противном случае во вкусе напитка появляется горечь; хранить зелёный чай не более полугода, иначе возникает грубый привкус сена. Также при покупке следует учесть, что производителями лучших сортов чая вообще, и в частности, зелёного, являются Китай и Япония.
Зелёный чай отличается от всех остальных уникальным содержанием витаминов, микроэлементов и питательных веществ. Наверняка многие заметили, что зелёный чай очень сытный. Это объясняется высоким содержанием в его составе белка (около 25 %). Традиционно считается, что зелёный чай снижает аппетит, поэтому этот напиток идеально
подойдет людям, следящим за своим весом. Однако стоит приготовиться к тому, что чашка ароматного и тонкого чая всё равно не заменит полноценного ужина, поэтому предпочтительной является умеренная диета, в которую, помимо зелёного чая, входят овощи и фрукты.
Одним из главных полезных для похудения элементов в составе зелёного чая является катехин, сжигающий калории. Однако это не единственное его свойство. Катехин предотвращает возможность возникновения рака, инфарктов, инсультов, сахарного диабета, а также препятствует сужению сосудов, борется с вирусами и вредными бактериями ротовой полости, снижает риск пародонтоза, регулирует деятельность кишечника, предотвращает воздушно-капельные заболевания. Помимо катехина, зелёный чай содержит такие элементы, как кальций, железо, магний, барий, цинк, медь, хром, а также витамин С (в свежем чае его содержится даже больше, чем в целом лимоне), витамины группы В, помогающие справиться с депрессией и повышающие иммунитет, и РРР, нормализующие уровень холестерина в крови и рекомендуемые при диабете и остеоартрите.
Существует более ста методов заварки зелёного чая с различными ингредиентами.
Что касается чайной культуры, необходимо сказать о Садо (Путь чая).
Совместное творение природы и человека, чай давно уже стал связующим звеном в культурах разных стран и континентов, не утратив при этом свой изначальный южноазиатский аромат.
В Китае чай - патриарх среди напитков. Предания относят начало чаепития ко временам сотворения неба и земли, связывая его с именем прозрачно-нефритового, буйволого-лового Государя Солнца Яньди по прозвищу Божественный Оратай (Шэньнун), зачинателя медицины, земледелия и создателя системы Ицзин. Однажды, гласит легенда, Яньди велел вскипятить воду для дворцового ритуала. Несколько листочков, случайно занесённых в котёл ветром, придали воде удивительный привкус, который столь восхитил государя, что он повелел ввести этот напиток по всей стране.
Чаепитие и чайная культура являются результатом развития социального прогресса, отражая процесс познания чая не только как лекарственного средства, но и напитка, начиная с периода Чжаньго или династии Цинь. Развитие чайной культуры охватило период традиций династии Западного Хань, княжества Ба и царства Шу (через династию Хань),
период Троецарствия Саньго, династию Западного Цинь, династию Восточного Цинь, эпохи Южных и Северных династий, посте-пеннораспространяясь в центральные места. Чаепитие было популярно среди дворянства, учёных, монахов и людей всех слоёв общества.
Во время периода Троецарствия (Саньго) в стране У Сунь Хао наградил чиновника Вэй-яо чаем. Это стало знаком того, что чай был драгоценным напитком дворянства страны У. В «Записках об императоре У» сказано: «Ш
МЕ» «не используйте животных в жертвоприношении, только хлеба, чая, риса и вина будет уже достаточно» (перевод мой - В. Ч.). Чай часто использовался как элемент обрядов жертвоприношения: в древние времена дворянство любило пить чай.
В рассказе «Биография женщин в Куан-лине» написано:
ШЩ, ЖЛЙ^» «во время династии
Цинь была женщина, каждый день она брала с собой чайник, продавала чай, который жители скупали очень быстро» (перевод мой - В. Ч.).
С периода Чжаньго до эпохи Южных и Северных династий в народе чаепитие постепенно стало популяризироваться. Это сделало чай частью культуры династии Тан, благодаря Лу Юй.
В древнем Китае правление династии Тан является важным периодом, когда экономика быстро развивалась, в стране появлялись многие артефакты культуры, общество достигло стабильности. Император Тайцзун внедрял в политические верхи мысль о том, что надо облегчить нагрузку на народ, развивать сельскохозяйственное производство. Времена царствования Жен Гуана можно отметить как важный этап быстрого развития чайной культуры. Появление книги Лу Юй «Трактат о чае» особенно мотивировало развитие чайной культуры. По мере развития общества чаепитие и чайная культура проникли в обычную жизнь народа и стали её нормой. Появляются чайные. Посещение чайных и распитие чая стало одной из модных тенденций времени и досуга людей.
Буддизм, конфуцианство и даосизм играли важную роль в развитии чайной культуры. В «Записках о Луншане» сказано, что раньше во времена правления династии Цинь на горе Лушань «монахи в
храмах сажали чай» (перевод мой - В. Ч.). Известный монах династии Цинь принимал поэта Тао Юаньмин, он угощал гостя собственным выращенным чаем. Они
Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 3
й, ЖШ&Ш» «разговаривали о поэ-
тах, пили чай, рассказывали историю, читали канонические книги до утра» (перевод мой -В. Ч.). Буддизм мотивировал развитие чайной культуры, одновременно развитие чайной культуры тоже мотивировало распространение буддизма. В Китае есть много известных гор, на них располагались значимые храмы, в которых стало традицией выращивать чай. Например, чай «Хуаншань Мао Фэн» произрастал на горе Хуаншань, «Би Ло Чунь» производили в храмах Сугун и Юуньгун, в горах Дунтиншань, в храме Дунтин. Чай «Лунцзин» выращивали в храме Лунцзин, чай «Да Хун Пао» - в храме Тианьшан.
Древний китайский народ прославлял китайскую культуру в течение развития общества, наследовал чайную культуру, сделал чайную культуру константой китайских традиционных ценностей, открыл миру важную роль чаепития. Именно чаепитие в современном социуме является одним из значимых культовых элементов процесса взаимодействия людей, без которого не обходятся бытовая и официальная сферы общения.
Выращивание монахами чая, приготовление ими чая, культ чаепития в жизни монастыря обусловили важную роль представителей религиозного слоя в развитии и распространении чайной культуры.
Список литературы
1. Ван Бо. Правила служащих. М.: Современный писатель, 1987. 96 с.
2. Ли Ваньфань. История выращивания китайского растения. М.: Вост. лит, 2007. 55 с.
3. Лу Юй. Канон чая / пер. с кит., введ. и коммент. А. Т. Габуева и Ю. А. Дрейзис. М.: Гуманитарий, 2009. 123 с.
4. У Цзюеноу. Комментарии к Трактату о чае. М.: Вост. лит.,1987. 120 с.
5. Хань Э. Записки о временах года. М.: Наука, 1987. 87с.
6. Цвэй Хао. Трактат о питании. М.: Астрель, 2002. 570 с.
7. Цинь Чжань Цюй. Записки страны Хуа Ян. М.: Вост. лит., 1998. 97 с.
8. Чжуан-цзы. Даосские каноны / пер., вступ. ст., коммент. В. В. Малявина. М.: Астрель: АСТ, 2002. 55 с.
9. Чэнь Юань. История Чая. М.: Вост. лит., 1984. 76 с.
10. Шэнь Нун. Травник Шэн-нуна. М.: Эксмо, 2001. 82 с.
Библиографическое описание статьи
Чжоу Сяовэй. Исследования чайной культуры в Древнем Китае // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 3. С. 157-161.
The article briefly examines the history of the study of tea culture in ancient China. Chinese tea culture has a long history; its development reflects the changes in social culture. It is a significant indicator of civilization: the ancient Chinese people studied the character of nature, conquered nature. Chinese tea culture is also an important part of Chinese culture. The use of tea had different functions: tea was used as a drink, as a medicine and as an element of sacrifice. The formation process of tea culture is the result of the people's achievement of civilization. Even Buddhism, Confucianism and Taoism played an important role in the development of tea culture. At the same time, the content of tea culture is not limited to just drinking tea. It also includes other cultural factors.The article analyzes different studies of tea culture conducted by famous scientists and some folk tales about Tea. It generalizes these studies and determines the directions for the study of tea culture.The purpose of this research is to determine the role of tea culture, to establish the features of its functioning. The work is based on the theoretical achievements of science on tea culture. The methods of this work include the descriptive method using the techniques of observation, interpretation, comparison, generalization; the method of continuous sampling; the quantitative method; the method of component and contextual analysis.
Keywords: tea culture, tea consumption, Chinese culture, medicinal product
Статья поступила в редакцию 16.01.2017; принята к публикации 25.02.2017
Zhou Xiaowei,
Lecturer,
Heilongjiang International University (1 South Shida Road, Limin Development Zone, Harbin, China, 150025), e-mail: 3076380781@qq.com
Research on Chinese Tea Culture in Ancient China
References
1. Van Bo. Pravila sluzhashchikh. M.: Sovremennyi pisatel', 1987. 96 s.
2. Li Van'fan'. Istoriya vyrashchivaniya kitaiskogo rasteniya. M.: Vost. lit., 2007. 55 s.
3. Lu Yui. Kanon chaya / per. s kit., wed. i komment. A. T. Gabueva i Yu. A. Dreizis. M.: Gumanitarii, 2009. 123 s.
4. U Tszyuenou. Kommentarii k Traktatu o chae. M.: Vost. lit.,1987. 120 s.
5. Khan' E. Zapiski o vremenakh goda. M.: Nauka, 1987. 87s.
6. Tsvei Khao. Traktat o pitanii. M.: Astrel', 2002. 570 s.
7. Tsin' Chzhan' Tsyui. Zapiski strany Khua Yan. M.: Vost. lit., 1998. 97 s.
8. Chzhuan-tszy. Daosskie kanony / per., vstup. st., komment. V. V. Malyavina. M.: Astrel': AST, 2002. 55 s.
9. Chen' Yuan'. Istoriya Chaya. M.: Vost. lit., 1984. 76 s.
10. Shen' Nun. Travnik Shen-nuna. M.: Eksmo, 2001. 82 s.
Received: January 16, 2017; accepted for publication February 25, 2017
Reference to the article
ZhouXiaowei. Research on Chinese Tea Culture in Ancient China // Humanitarian Vector. 2017. Vol. 12, No. 3. PP. 157-161.