УДК 008+663.953(510) Чжоу Сяовэй
преподаватель Хэйлунцзянского института иностранных языков (КНР)
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
ЧАЙНОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЕ
https://doi.org/10.24158/fik.2019.3.19 Zhou Xiaowei Lecturer,
Heilongjiang International University (PRC)
THE ASPECTS OF STUDYING TEA CULTURE IN CHINA
Аннотация:
В статье определяются подходы и методы, необходимые для исследования чайной культуры в Китае. В качестве основного в рамках изучения повседневной культуры предлагается социокультурный подход. Анализируются труды современных китайских ученых Лу Юй, Го Менлян, Чжан Чжунлян, Мао Сяньпо и др. Автором обосновывается, что чайная культура уже на ранних этапах развития становится предметом интереса китайских мыслителей, которые определяли ее связь с религией и деятельностью религиозных адептов, оценивали влияние чая на здоровье людей, анализировали формирование ритуала чаепития. В работах обобщающего характера выявляются значение китайской чайной культуры, ее характеристики, роль в социокультурной коммуникации. Ученые подчеркивают, что в чайной культуре находят отражение черты национальной ментальности, духовной жизни народа, в частности идея гармоничного сосуществования, дух коллективизма и идеи единства. Перспективы исследования в данной области могут быть связаны с комплексным рассмотрением феномена чайной культуры, ее эволюции, социокультурных факторов существования и развития.
Ключевые слова:
чайная культура, китайская культура, традиции, повседневная культура, духовная культура, культурная коммуникация, социокультурный подход.
Summary:
The research defines the approaches and methods employed to investigate Chinese tea culture. A sociocul-tural approach is regarded as the main one in the study of everyday culture. The paper analyzes the works of modern Chinese scientists such as Lu Yu, Guo Men-lyan, Zhang Zhongliang, Mao Xianpo and others. The author proved that the early tea culture was of interest to Chinese thinkers who revealed its relationship with religion and religious adherents, assessed the effects of tea on human health, and analyzed the development of tea drinking ritual. The study identifies the meaning of tea culture, its characteristics and role in sociocul-tural communication in general works. Researchers emphasize that tea culture reflects the Chinese mentality, the spiritual life of people, in particular the idea of harmonious coexistence, team spirit, and unity. The further research in this regard implies the comprehensive consideration of the phenomenon of tea culture, its evolution, the sociocultural factors of its existence and development.
Keywords:
tea culture, Chinese culture, traditions, everyday culture, spiritual culture, cultural communication, soci-ocultural approach.
История развития чайной культуры в Китае и ее современное состояние свидетельствуют о том, она представляет собой не только часть национальной культуры питания, но и элемент культурной коммуникации, явление, которое обусловлено влиянием традиций, религиозных идей, общественных норм. Существует ряд глубоких исследований, рассматривающих значение чайной культуры в Китае и ее воздействие на культуры других стран, историю ее становления, специфические черты. В качестве основного подхода к изучению данного феномена наиболее целесообразно использовать социокультурный, позволяющий выявить ее особенности, связанные с характеристиками культуры Китая в целом, например роль в повседневной жизни, взаимодействие с другими сферами культуры - технологической, системой питания, искусством, литературой и т. д., а также связь с социальным нормированием, выраженным в ритуале. В рамках социокультурного подхода актуальным выступает и определение способов репрезентации мен-тальности китайцев в чайной культуре.
Безусловно, в социокультурном исследовании необходимо опираться на концептуальные идеи таких авторов, как П. Сорокин - о роли ценностей в развитии культуры (в том числе материальной), символических значениях в динамике культуры [1]; Р. Мертон - о структурно-функциональном подходе в анализе социокультурных явлений [2]; Н. Луман - о значении средств коммуникации в развитии общества [3]; Э. Гидденс - о связи культуры с образом жизни членов общества [4] и др. Важным аспектом изучения чайной культуры является рассмотрение ее функций в повседневной культуре, основные подходы к рассмотрению которой разработаны в трудах многих ученых. Например, М. Блок обосновывал необходимость оценки повседневной жизни людей как проявления синтеза объективных и субъективных факторов истории [5, с. 354]. Ф. Бродель выделял элементы (структуру) повседневной культуры [6]. Ж. ле Гофф определял роль ментальности в развитии культуры повседневности [7]. А. Шютц уделял внимание практикам повседневной культуры [8].
Работы известных российских исследователей также посвящены данной тематике. В частности, А. Гуревич говорил о необходимости обращения к опыту повседневного освоения мира в рамках историко-антропологического подхода [9]. Г. Кнабе определял связь повседневных практик и универсальных культурных форм [10]. Т. Георгиева экстраполировала идеи изучения повседневности на анализ локальных историко-культурных процессов [11]. Содержательная оценка особенностей китайской чайной культуры будет способствовать развитию комплексных культурологических исследований, включающих названные подходы.
При анализе трудов, посвященных чайной культуре в Китае, устанавливаются культурологические акценты, направленность на изучение разных явлений культуры в целом. Работы можно разделить на следующие группы: 1) рассмотрение чайной культуры в контексте истории культуры Китая; 2) определение связей чайной культуры с наиболее значимыми социокультурными феноменами, например религией; 3) источниковедческие исследования чайной культуры, акцентирующие внимание на ее репрезентации в древних текстах; 4) оценка связи явлений чайной культуры с ментальностью и мировосприятием китайцев; 5) определение роли чайной культуры в процессах межкультурной коммуникации и при обозначении ее места в культурных обменах стран и регионов; 6) поиск места чайной культуры в повседневности китайцев, репрезентирующей эволюцию китайской культуры в целом; 7) компаративистские исследования чайной культуры. Подробное рассмотрение всех работ, реализующих эти направления, вряд ли возможно в рамках статьи. Мы остановились на тех источниках, которые максимально ярко, на наш взгляд, отражают данную тематику.
Ряд исследований посвящен решению сразу нескольких перечисленных задач. К ним относится работа «Китайская чайная культура» Ван Лин, который представил результаты глубокого анализа предмета в контексте истории китайской культуры - от повседневности до роли в человеческой цивилизации [12]. С этой точки зрения он рассматривал формирование и эволюцию чайной культуры (в частности, чайной церемонии, чайного этикета), определяя ее в качестве феномена, связанного с конфуцианством, даосизмом, философией буддизма, а также с повседневной жизнью. Изучая «Чайный канон» Лу Юй, написанный в период династии Тан и ставший одним из классических произведений в данной области, Ван Лин отмечает ее связь со следующими явлениями: «во-первых, с развитием буддизма в династии Тан; во-вторых, с имперской системой экзаменов династии Тан; в-третьих, с бурным расцветом поэзии династии Тан; в-четвертых, с появлением чая для подношения императору; в-пятых, с запретом на алкоголь начиная со среднего периода династии Тан и далее» [13]. Достоинством указанной работы выступает определение методологических подходов к изучению чайной культуры: исторического материализма, опоры на «самые ранние письменные памятники» и анализа слов и понятий, связанных с описанием чайной культуры в древних текстах [14].
Системный подход к изучению чайной культуры Китая представлен в фундаментальном труде «Двадцать один разговор о чае и чайной культуре» [15]. В названном произведении чайная культура предстает как сумма материальных благ и элементов духовного богатства, созданных человечеством в процессе социального и исторического развития; вещественный носитель, точно передающий духовную составляющую; продукт, в высшей степени гармонично соединяющий материальную и духовную культуру. Автор выявляет интегрирующую функцию чайной культуры Китая, включающей историю чая, технику и традиции чаепития, многообразие чайных принадлежностей, чайное дао, поэзию и изображения чая и другие культурные и художественные формы, а также воздействие чайной культуры на общественную жизнь и др. Этот феномен находит проявления в таких объектах, как литературные и исторические памятники, книги, известные сорта высокого качества, чайные заведения, чайная утварь, песни и танцы, искусство чайной церемонии и т. д. Достоинством данной работы выступает определение связи чайной культуры с экономикой, идеологией и политикой государства, которая проявляется, например, в налогах на чай, этикете и ритуале, привычках и обычаях. «Именно поэтому система культуры чая подразумевает соответствующую материальную культуру, нормативную мотивацию и духовную культуру. Дух чайной культуры предусматривает четыре аспекта: питание жизни, развитие характера, поднятие настроения и уважение к ритуалу» [16, с. 188].
В рамках четвертой группы трудов о чайной культуре в Китае, отражающей взаимосвязь ее явлений и элементов с ментальностью и мировоззрением китайцев, следует рассматривать книгу Сюй Сяоцунь «Китайская чайная культура» [17]. В ней акцентируется внимание на отношениях между культурой чая и «китайским культурным духом», на определенной идеологии чайной культуры. Автор считает, что вещественная природа чая связана с китайским духовным миром, становится своеобразным духовным «проводником». «Влияние чая на человека обусловлено множеством сложных причин, но решающими факторами являются следующие: во-первых, это особая природа напитка; во-вторых, это особый характер и образ мышления китайского народа. С функциональной точки зрения самое выдающееся в чае - способность заставить человека "прийти в себя"; с точки зрения вкуса наиболее существенная особенность - его неописуемая
тонкость». Таким образом, «материальная база» чайной культуры основана на ее ментальной значимости, функциях психологической регуляции и связи с определенной идеологией [18, с. 64].
К этой же группе исследований, но с акцентом на определении соответствия мировоззрения китайцев политической системе страны можно отнести работу Го Менлян «История китайского чая». В ней развитие культуры чая связывается с политическим строем государства, анализируются взаимоотношения между чайной культурой и политической и экономической структурами. Например, одна из глав монографии называется «Порядок торговли чаем династии Тан: чай высшего сорта; налоги на чай; торговля чаем и лошадьми и монополия на чай династии Сун» [19, с. 133].
Дин Ишу в книге «Китайская чайная культура» рассматривал историческое развитие как систему и изучал времена династий Хань, Вэй, период шести династий, Тан, период пяти династий, Сун, Юань, Мин и Цин, а также современность, выделяя при этом пять этапов становления чайной культуры Китая и уделяя внимание содержанию стандартов качества товара. Особенностью данной работы являются отношение к рассматриваемому предмету как к части культуры повседневности Китая и определение связей с другими сферами (экономикой, идеологией, литературой и т. п.) [20]. Соавтор анализируемой работы Ван Кунжэнь исследовал такие аспекты традиционной китайской чайной культуры, как беседа за чаем, высказывания о нем, древние и современные обычаи чаепития, выбор воды для заваривания, искусство изготовления и выбора чайных принадлежностей и т. д. Здесь же подробно описаны этапы прессования, многообразие рассыпного чая, мнения правителей, мифы и легенды о чае [21].
Комплексный подход лежит в основе масштабного труда известного исследователя чайной культуры Чэнь Сянбэя «Китайская чайная культура», состоящего из трех частей, объединенных историко-антропологическим ракурсом работы в целом. В первой части изложена история чая, определено отношение чайной культуры к значимым ценностям - «оптимизации экологии» и «оптимизации жизнедеятельности человека». Во второй выделены семь аспектов чайной культуры, заложивших основу чайной философии Китая, направляющей индивида на духовное саморазвитие путем наслаждения внутренней красотой, что гармонизирует душевное состояние человека. Данная концепция, по мнению автора, является основополагающим принципом чайной культуры Китая. Связь между ценностями китайской культуры, задачами социального развития и гармонией индивида, выраженная в чайной культуре, придала ей устойчивость и способствовала ее долговременности. Третий раздел определяет особенности закона о чайном налоге на примере использования чая в округе Чаочжоу, полностью доказывая единство явлений чайного дао, китайского чая и чаочжоу ча. Как считает автор, чайная церемония - это основа истории и современности, концепции нации и мира, а также семейной культуры [22, с. 85].
В «Исследованиях древнекитайской культуры чая» авторства Хуан Чжонсиань дан системный анализ формирования и особенностей развития чайной промышленности и чайной культуры, при этом акцентируется внимание на их взаимодействии [23].
Особую группу работ по рассматриваемой тематике составляют исследования в контексте сравнения с чайной культурой других стран, при этом внимание может акцентироваться на специфике разных традиций в пространстве повседневности. Примером произведения данной группы является «Мировая культура чая в Китае» Чжан Чжунлян и Мао Сяньпо. Монография разделена на две части, в первой разносторонне описана китайская чайная культура: зарождение, распространение, развитие, производство, а также традиции чаепития; во второй анализируется всемирная культура чая, в частности «японское чайное дао, корейское чайное дао, английский послеобеденный чай, российское чаепитие, индийская культура чая» и множество других форм в этой области, оценка которых позволяет осознать сильное влияние китайской культуры чая [24].
Чжао Жунгуан в книге «История культуры китайской пищи» проанализировал разнообразие вариантов культуры питания китайцев, а также историю развития идеи эстетического восприятия еды и питья. Так, в пятой главе автор рассматривает «историю развития чайной культуры китайского народа, в частности происхождение чая, выведение сортов, особенности тибетского чая, связи чая и буддизма и т. д. Это многообразие аспектов продемонстрировало исключительную силу очарования китайской чайной культуры» [25, с. 196].
Анализ исследований чайной культуры в китайской гуманитарной культуре позволяет сделать следующий вывод о ее основных чертах. Со времен возникновения, начиная с периода Чжа-ньго, или династии Цинь, она является предметом интереса китайских мыслителей, которые в работах определяли связь чайной культуры с религией и деятельностью религиозных адептов, изучали влияние чая на здоровье людей, рассматривали формирование ритуала чаепития. Среди трудов, посвященных данной тематике, особое место занимают работы обобщающего характера. В них определяются значение китайской чайной культуры, ее характеристики, роль в социокультурной коммуникации, цивилизационный аспект. В монографиях историко-культурного плана акцентируется внимание на эволюции чайной культуры, чайной церемонии, чайного этикета как культурных феноменов. Авторы особо подчеркивают, что в китайской чайной культуре
находят отражение черты национальной ментальности, духовной жизни народа, в частности идея гармоничного сосуществования, дух коллективизма и идеи единства. Свойства чая и ритуал чаепития философы связывают с чистотой, простотой и естественностью человеческого характера. При этом само чаепитие как часть повседневной культуры является демонстрацией сердечности, дружелюбия и скромности.
Безусловно, в рамках статьи невозможно рассмотреть весь спектр работ китайских исследователей, посвященных чайной культуре. Однако материал, представленный в ней, введение в научный оборот новых китайских источников по данной теме могут послужить основанием для комплексного изучения феномена чайной культуры, рассмотрения ее эволюции и социокультурных условий ее существования. Перспективным в дальнейшем станет сравнительное исследование китайской и российской чайных культур, которое позволит выявить роль межкультурного взаимодействия, определить особенности восприятия китайской чайной культуры и факторы развития чайной культуры в России.
Ссылки:
1. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ. В.В. Сапова. М., 2017. 964 с.
2. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / пер. с англ. Е.Н. Егоровой [и др.]. М., 2006. 873 с.
3. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. И.Д. Газиева. СПб., 2007. 648 с.
4. Гидденс Э., Саттон Ф. Основные понятия в социологии. М., 2018. 333 с.
5. Блок М. Феодальное общество / пер. с фр. М.Ю. Кожевниковой, Е.М. Лысенко. М., 2003. 503 с.
6. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVI11 вв. Т. 1. Структуры повседневности. М., 2000. 592 с.
7. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / пер. с фр. А. Поповой. СПб., 2014. 397 с.
8. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003. 336 с.
9. Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб., 2007. 560 с.
10. Кнабе Г. Избранные труды. Теория и история культуры. СПб., 2006. 1199 с.
11. Георгиева Т.С. Русская повседневная культура XVIII в. М., 2018. 197 с.
12. Ван Лин. Китайская чайная культура. Пекин, 1995. 349 с. На кит. яз.
13. Лу Юй. Чай. Харбин, 2010. 214 с. На кит. яз.
14. Там же.
15. Чэн Цикунь, Яо Гокунь, Чжан Лиьин. Двадцать один разговор о чае и чайной культуре. Шанхэй, 2010. 345 с. На кит. яз.
16. Там же. С. 188.
17. Сюй Сяоцунь. Китайская чайная культура. Пекин, 2009. На кит. яз.
18. Там же. С. 64.
19. Го Менлян. История китайского чая. Тайюань, 2002. 240 с. На кит. яз.
20. Дин Ишу, Ван Кунжэнь. Китайская чайная культура. Хэфэй, 2011. 200 с. На кит. яз.
21. Там же.
22. Чэнь Сянбэй, Го Менлян. Китайская чайная культура. Тайюань, 2002. 200 с. На кит. яз.
23. Хуан Чжонсиань. Исследования древнекитайской культуры чая. Пекин, 2010. 241 с. На кит. яз.
24. Чжан Чжунлян, Мао Сяньпо. Мировая культура чая в Китае. Пекин, 2007. 505 с. На кит. яз.
25. Чжао Жунгуан. История культуры китайской пищи. Гуйлинь, 2006. 320 с.
References:
Block, M 2003, Feudal Society, Moscow, 503 p., (in Russian).
Braudel, F 2000, Material Civilization, Economics and Capitalism, 15th - 18th Centuries, vol. 1, The Structure of Everyday Life, Moscow, 592 p., (in Russian).
Chen Xiangbei & Guo Menlyan 2002, Chinese Tea Culture, Taiyuan, 200 p., (in Chinese).
Cheng Tsikun, Yao Gokun & Zhang Liying 2010, Twenty-One Talk about Tea and Tea Culture, Shanghai, 345 p., (in Chinese).
Ding Ishu & Wang Kunren 2011, Chinese Tea Culture, Hefei, 200 p., (in Chinese).
Georgieva, TS 2018, Russian Daily Culture of the 18th Century, Moscow, 197 p., (in Russian).
Giddens, A & Sutton, F 2018, Basic Concepts in Sociology, Moscow, 333 p., (in Russian).
Guo Menlyan 2002, The History of Chinese Tea, Taiyuan, 240 p., (in Chinese).
Gurevich, AYa 2007, Selected Works. The Medieval World, St. Petersburg, 560 p., (in Russian).
Huang Zhongsian 2010, Studies of the Ancient Chinese Tea Culture, Beijing, 241 p., (in Chinese).
Knabe, G 2006, Selected Works. Theory and History of Culture, St. Petersburg, 1199 p., (in Russian).
Le Goff, J 2014, The Birth of Europe, St. Petersburg, 397 p., (in Russian).
Lu Yu 2010, Tea, Harbin, 214 p., (in Chinese).
Luman, N 2007, Social Systems. Essay on the General Theory, St. Petersburg, 648 p., (in Russian). Merton, RK 2006, Social Theory and Social Structure, Moscow, 873 p., (in Russian). Sorokin, PA 2017, Social and Cultural Dynamics, Moscow, 964 p., (in Russian).
Schutz, A 2003, The Semantic Structure of the Everyday World: Essays on Phenomenological Sociology, Moscow, 336 p., (in Russian).
Wang Ling 1995, Chinese Tea Culture, Beijing, 349 p., (in Chinese). Xu Xiaocun 2009, Chinese Tea Culture, Beijing, (in Chinese).
Zhang Zhongliang & Mao Xianpo 2007, World Tea Culture in China, Beijing, 505 p., (in Chinese). Zhao Rongguan 2006, The History of Chinese Food Culture, Guilin, 320 p., (in Chinese).