Научная статья на тему 'НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРЕБОВАНИЯХ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ'

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРЕБОВАНИЯХ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФССП России / судебный пристав / кандидат / требования / FSSP of Russia / bailiff / candidate / requirements

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васягина Марина Михайловна

В данной статье проанализированы новые нормативно-правовые акты, установившие требования к кандидатам на должности судебных приставов. Автор разработал комплекс изменений, направленных на уточнение п. 3 ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 328-ФЗ, запрещающего принимать на службу в органы принудительного исполнения лиц, совершивших административные правонарушения: срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, необходимо рассчитывать по правилам ст. 4.6 КоАП РФ; неоднократность совершения административных правонарушений должна рассчитываться на период одного года, предшествующего дню подачи заявления кандидатом. Кроме того, автор обосновал необходимость закрепления в законодательстве о службе в органах принудительного исполнения перечня конкретных составов административных правонарушений или их групп, совершение которых дважды в течение одного года препятствует принятию правонарушителя на службу. Поскольку совершение дважды в течение года таких административных правонарушений несовместимо со статусом сотрудника органа принудительного исполнения, автор предложил отнести это к основаниям для увольнения со службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEWS IN THE LEGISLATION ON REQUIREMENTS FOR CANDIDATES FOR THE POSTS OF BARRIERS

This article analyzes the new regulatory legal acts that established the requirements for candidates for the positions of bailiffs. The author has developed a set of changes aimed at clarifying clause 3 of part 4 of Art. 17 of the Federal Law No. 328-FZ, which prohibits the recruitment of persons who have committed administrative offenses to the compulsory enforcement bodies: the period during which a person is considered subject to administrative punishment must be calculated according to the rules of Art. 4.6 of the Administrative Code of the Russian Federation; the repeated committing of administrative offenses should be calculated for the period of one year preceding the day of filing the application by the candidate. In addition, the author substantiated the need to enshrine in the legislation on service in the compulsory enforcement bodies a list of specific elements of administrative offenses or their groups, the commission of which twice within one year prevents the offender from being accepted into service. Since the commission of such administrative offenses twice a year is incompatible with the status of an employee of an enforcement agency, the author proposed to attribute this to the grounds for dismissal from service.

Текст научной работы на тему «НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРЕБОВАНИЯХ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.96

DOI: 10.24411/2618-8120-2021 -4-22-29

М. М. Васягина

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия, e-mail: wasjagina_mm@mail.ru

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРЕБОВАНИЯХ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

В данной статье проанализированы новые нормативно-правовые акты, установившие требования к кандидатам на должности судебных приставов. Автор разработал комплекс изменений, направленных на уточнение п. 3 ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 328-ФЗ, запрещающего принимать на службу в органы принудительного исполнения лиц, совершивших административные правонарушения: срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, необходимо рассчитывать по правилам ст. 4.6 КоАП РФ; неоднократность совершения административных правонарушений должна рассчитываться на период одного года, предшествующего дню подачи заявления кандидатом. Кроме того, автор обосновал необходимость закрепления в законодательстве о службе в органах принудительного исполнения перечня конкретных составов административных правонарушений или их групп, совершение которых дважды в течение одного года препятствует принятию правонарушителя на службу. Поскольку совершение дважды в течение года таких административных правонарушений несовместимо со статусом сотрудника органа принудительного исполнения, автор предложил отнести это к основаниям для увольнения со службы.

Ключевые слова: ФССП России, судебный пристав, кандидат, требования.

M. M. Vasyagina

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice

(RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia, e-mail: wasjagina_mm@mail.ru

NEWS IN THE LEGISLATION ON REQUIREMENTS FOR CANDIDATES

FOR THE POSTS OF BARRIERS

This article analyzes the new regulatory legal acts that established the requirements for candidates for the positions of bailiffs. The author has developed a set of changes aimed at clarifying clause 3 of part 4 of Art. 17 of the Federal Law No.

328-FZ, which prohibits the recruitment of persons who have committed administrative offenses to the compulsory enforcement bodies: the period during which a person is considered subject to administrative punishment must be calculated according to the rules of Art. 4.6 of the Administrative Code of the Russian Federation; the repeated committing of administrative offenses should be calculated for the period of one year preceding the day of filing the application by the candidate. In addition, the author substantiated the need to enshrine in the legislation on service in the compulsory enforcement bodies a list of specific elements of administrative offenses or their groups, the commission of which twice within one year prevents the offender from being accepted into service. Since the commission of such administrative offenses twice a year is incompatible with the status of an employee of an enforcement agency, the author proposed to attribute this to the grounds for dismissal from service.

Keywords: FSSP of Russia, bailiff, candidate, requirements.

Введение

Совершенствование законодательной основы функционирования государственных органов в современных условиях, несомненно, актуально. Бесспорным представляется тот факт, что от состояния правовых норм, регулирующих требования к кандидатам на должности судебных приставов, а также деятельность Федеральной службы судебных приставов России (далее -ФССП России), напрямую зависит профессионализм и уровень правосознания лиц, которые замещают соответствующие должности в ФССП России, эффективность выполнения задач, стоящих перед данным государственным органом.

Методы

При анализе законодательства о требованиях к кандидатам на должности судебных приставов использованы следующие методы: системно-структурный, сравнительно-правовой, общенаучный диалектический метод познания.

Результаты и обсуждение

Законная деятельность судебных приставов является гарантией правильного и своевременного исполнения судебных решений и актов иных государственных органов и должностных лиц, обеспечения установленного порядка деятельности судов. От качества работы судебных приставов зависит состояние законности и правопорядка в вышеуказанных сферах [6, с. 25; 8, с.

17].

В 2020 г. под охраной судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов находились 3031 здание федеральных судов и 2906 зданий судебных участков мировых судей [1]. Судебные приставы выполняют огромный объем работы по взысканию денежных сумм по исполнительным документам, который имеет тенденцию к росту. Так, в 2020 г. органами ФССП России было возбуждено более 70 млн. исполнительных производств, что на 2 % больше, чем в 2019 г. и на 44 % больше, чем в 2014 г.

Вышесказанное свидетельствует о важности правильной правовой регламентации требований, предъявляемых к кандидатам на должности судебных приставов. В настоящее время проводится реформа государственной службы в ФССП России. Порядок поступления на службу в данный орган, в том числе на различные должности судебных приставов, урегулирован рядом новых нормативных актов, в том числе новым законом о службе в органах принудительного исполнения.

Рассмотрим ряд требований, предъявляемых к кандидатам на должности судебных приставов.

Самостоятельным требованием к кандидату на должности судебных приставов является наличие у него способности по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья, физической подготовке выполнять возложенные на него в связи с занятием должности судебного пристава обязанности. Для проверки на соответствие данному требованию кандидат проходит тестирование, психофизиологическое исследование в порядке, установленном Приказом Минюста России от 30 марта 2020 г. № 62 [3]. Кроме того, с гражданином проводится собеседование, медицинское освидетельствование, проверка уровня физической подготовки, а также дополнительные проверки, например, связанные с допуском к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну, в порядке, установленном Приказом ФССП России от 13 марта 2020 г. № 190 [4].

Важным требованием к кандидату является отсутствие у него судимости, включая снятую или погашенную, либо вынесение в отношении него вступившего в законную силу обвинительного приговора суда [7, с. 96-99]. Оно, на наш взгляд, оправданно и обусловлено необходимостью занятия данных должностей лицами, имеющими безупречную репутацию, с тем, чтобы граждане не сомневались в морально-этических и нравственных качествах судебного пристава. Здесь важно подчеркнуть, что лицо, освобожденное, например, по амнистии, от наказания, и считающееся несудимым, тем не менее, не имеет право занимать должности в органах принудительного исполнения. Данная позиция была подтверждена в Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2021 по делу № 88-642/2021, 2-1238/2020 [5].

Близкое к вышеуказанному требование заключается в том, что не может претендовать на замещение должности в органах принудительного исполнения лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, либо подвергавшееся уголовному преследованию, которое было прекращено по основаниям, указанным в п. 4 ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 328-Ф3.

Факт привлечения кандидата по решению суда к административной ответственности за умышленное правонарушение с назначением и отбыванием наказания также препятствует принятию на службу в органы принудительного исполнения, если это было неоднократно, т.е. два раза и более в течение года, предшествующего дню поступления на службу.

Данное ограничение, на наш взгляд, нуждается в уточнении.

Во-первых, если умышленное совершение административных правонарушений по мнению законодателя так вредит репутации будущего должностного лица, то почему данные обстоятельства не отнесены к основаниям для увольнения со службы. Мы считаем, что общественная вредность административных правонарушений сильно различается и, например, за дважды совершенное нарушение правил движения через железнодорожные пути (по ч. 3 ст. 12.10 КоАП РФ наказание назначает суд) и тому подобные нарушения лишать человека права занимать должности в ФССП России несправедливо. Предлагаем закрепить в законодательстве о службе в органах принудительного исполнения конкретные составы КоАП РФ, привлечение к ответственности за которые препятствует поступлению на службу в ФССП России.

Во-вторых, в рассматриваемой норме непонятно, кого считать подвергнутым административному наказанию. Если буквально толковать данный термин, то лицо по решению суда подвергается административному наказанию с момента вступления в законную силу данного судебного решения и до истечения срока отбывания наказания. Если учесть требования ст. 4.6 КоАП РФ о том, кого считать лицом, подвергнутым административному наказанию, то к вышеуказанному сроку необходимо добавить еще один год со дня исполнения наказания. Однако, в Федеральном законе № 328-ФЗ нет ссылки на ст. 4.6 КоАП РФ. Считаем, что для исключения неправильного толкования закона необходимо дополнить п. 3 ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 328-ФЗ положением о том, что срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, необходимо рассчитывать по правилам ст. 4.6 КоАП РФ.

В-третьих, неоднократность рассчитывается на год, предшествующий дню поступления на службу в органы принудительного исполнения. Возникает вопрос, как на этапе принятия заявления рассчитать этот срок, ведь дата поступления на службу кандидату неизвестна. Правильнее было бы неоднократность рассчитывать с учетом правонарушений, совершенных в течение года, предшествующего дню подачи заявления кандидатом.

Важным требованием является установление образовательного ценза. В общем можно отметить, что у кандидата на должность судебного пристава должно быть высшее или среднее профессиональное образование. Однако, фактически для каждой группы должностей судебных приставов требования к образованию устанавливаются отдельно:

1) самые низкие требования предъявляются к должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, которая относится к группе младшего начальствующего состава -среднее профессиональное или высшее образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

2) судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны иметь высшее образование по специальностям и (или) направлениям подготовки, которые входят в укрупненную группу

«Юриспруденция», «Экономика и управление», «Военное управление»;

3) кандидаты на должность судебного пристава-исполнителя, ведущего судебного пристава-исполнителя должны иметь высшее образование по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы «Юриспруденция», «Психологические науки», «Экономика и управление», «Образование и педагогические науки».

Эти и другие требования к образованию кандидатов в судебные приставы закреплены в Приказе ФССП России от 17 января 2020 № 102 [2].

Считаем правильным принятое решение установить столь высокие требования к уровню образования.

Заключение

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1) Законодательство о службе в органах принудительного исполнения должно содержать перечень конкретных составов административных правонарушений или их групп, совершение которых два раза в течение одного года препятствует принятию правонарушителя на службу. Если совершение дважды в течение года таких административных правонарушений не совместимо со статусом сотрудника органа принудительного исполнения, то предлагаем отнести совершение данных правонарушений к основаниям для увольнения со службы.

2) Предлагаем внести следующие уточнения в п. 3 ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 328-Ф3:

- срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, необходимо рассчитывать по правилам ст. 4.6 КоАП РФ;

- неоднократность совершения административных правонарушений должна рассчитываться на период одного года, предшествующего дню подачи заявления кандидатом.

Библиографический список

1. Итоговый доклад о результатах деятельности ФССП в 2020 г. URL: https://fssp.gov.ru/files/fssp/db/files/02021/itogovyj_doklad_2020_vizual_20213221 449.pdf

2. Об установлении квалификационных требований к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации : Приказ ФССП России от 17.01.2020 № 102 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Перечня отдельных должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы принудительного

исполнения Российской Федерации, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, а также Порядка их проведения : Приказ Минюста России от 30.03.2020 № 62 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Порядка проведения проверок в отношении гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации : Приказ ФССП России от 13.03.2020 № 190 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2021 по делу № 88-642/2021, 2-1238/2020 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Шигуров А. В. Обжалование решений судебного пристава-исполнителя вышестоящим должностным лицам : анализ судебной практики // Мир науки и образования. 2015. № 4 (4). С. 25.

7. Шигуров А. В. Правовые позиции российских судов по процедуре обжалования действий судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов // Трансформация социальных систем: проблемы и поиски путей решения: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2016. С. 96-99.

8. Шигуров А. В. Судебный контроль за деятельностью судебного пристава-исполнителя: особенности, проблемы правового регулирования // Мир науки и образования. 2016. № 3 (7). С. 17.

References

1. Itogovyj doklad o rezul'tatah dejatel'nosti FSSP v 2020 g (Final report on the results of the FSSP activities in 2020). URL: https://fssp.gov.ru/files/fssp/db/files/02021/itogovyj_doklad_2020_vizual_20213 221449.pdf

2. Ob ustanovlenii kvalifikacionnyh trebovanij k stazhu sluzhby v organah prinuditel'nogo ispolnenija Rossijskoj Federacii ili stazhu (opytu) raboty po special'nosti, obrazovaniju, professional'nym znanijam i navykam sotrudnika, neobhodimym dlja zameshhenija dolzhnostej v organah prinuditel'nogo ispolnenija Rossijskoj Federacii : Prikaz FSSP Rossii ot 17.01.2020 № 102 (On the establishment of qualification requirements for the length of service in the enforcement bodies of the Russian Federation or the length of service (experience) of work in the specialty, education, professional knowledge and skills of an employee necessary to fill positions in the enforcement bodies of the Russian Federation : Order of the FSSP of Russia dated 17.01.2020 No. 102). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

3. Ob utverzhdenii Perechnja otdel'nyh dolzhnostej v organah prinuditel'nogo ispolnenija Rossijskoj Federacii, pri zameshhenii kotoryh

fyMaHumapHbie u noAumuKO-npaeoebie uccAedoeaHun. 2021. № 4 (15).

provodjatsja psihofiziologicheskoe issledovanie, testirovanie grazhdan Rossijskoj Federacii, postupajushhih na sluzhbu v organy prinuditel'nogo ispolnenija Rossijskoj Federacii, napravlennoe na izuchenie moral'no-jeticheskih i psihologicheskih kachestv, vyjavlenie potreblenija bez naznachenija vracha narkoticheskih sredstv ili psihotropnyh veshhestv i zloupotreblenija alkogolem ili toksicheskimi veshhestvami, a takzhe Porjadka ih provedenija : Prikaz Minjusta Rossii ot 30.03.2020 № 62 (On the approval of the List of individual positions in the enforcement bodies of the Russian Federation, the replacement of which is carried out psychophysiological research, testing of citizens of the Russian Federation entering the service in the enforcement bodies of the Russian Federation, aimed at the study of moral, ethical and psychological qualities, identification of consumption without a doctor's appointment of narcotic drugs or psychotropic substances and alcohol abuse or toxic substances, as well as the Procedure for their conduct : Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of 30.03.2020 No. 62). Access from the ConsultantPlus legal reference system.

4. Ob utverzhdenii Porjadka provedenija proverok v otnoshenii grazhdanina, postupajushhego na sluzhbu v organy prinuditel'nogo ispolnenija Rossijskoj Federacii : Prikaz FSSP Rossii ot 13.03.2020 № 190 (On approval of the Procedure for conducting inspections in respect of a citizen entering the service of the enforcement authorities of the Russian Federation : Order of the FSSP of Russia dated 13.03.2020 No. 190). Access from the ConsultantPlus legal reference system.

5. Opredelenie Sed'mogo kassacionnogo suda obshhej jurisdikcii ot 26.01.2021 po delu № 88-642/2021, 2-1238/2020 (The ruling of the Seventh Cassation Court of General Jurisdiction dated 26.01.2021 in case No. 88-642/2021, 2-1238/2020). Access from the ConsultantPlus legal reference system.

6. Shigurov A. V. Obzhalovanie reshenij sudebnogo pristava-ispolnitelja vyshestojashhim dolzhnostnym licam : analiz sudebnoj praktiki (Appealing decisions of the bailiff to higher officials : analysis of judicial practice) // The world of science and education. 2015. No. 4 (4). p. 25.

7. Shigurov A. V. Pravovye pozicii rossijskih sudov po procedure obzhalovanija dejstvij sudebnogo pristava-ispolnitelja v porjadke podchinennosti vyshestojashhemu dolzhnostnomu licu sluzhby sudebnyh pristavov (The legal positions of Russian courts on the procedure for appealing the actions of a bailiff in the order of subordination to a higher official of the bailiff service) // Transformation of social systems: problems and search for solutions: a collection of scientific papers based on the materials of the All-Russian Scientific and practical Conference. Saransk, 2016. pp. 96-99.

8. Shigurov A. V. Sudebnyj kontrol' za dejatel'nost'ju sudebnogo pristava-ispolnitelja: osobennosti, problemy pravovogo regulirovanija (Judicial control over the activities of the bailiff : features, problems of legal regulation) // The world of science and education. 2016. No. 3 (7). p. 17.

Сведения об авторе

Васягина Марина Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Занимается изучением проблем организации и осуществления правоохранительной деятельности. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. E-mail: wasjagina_mm@mail.ru

About the author

Vasyagina Marina Mikhailovna - PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Criminology of the Middle-Volga Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). Studies the problems of organizing and implementing law enforcement activities. Author of more than 100 scientific and educational works. E-mail: wasjagina_mm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.