Научная статья на тему 'Совершенствование организации деятельности службы судебных приставов'

Совершенствование организации деятельности службы судебных приставов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9196
1152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РОССИИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / THE BAILIFF OF THE FEDERAL BAILIFF SERVICE OF RUSSIA / LEGAL STATUS / PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткаченко В. В.

В статье на основе действующего законодательства Российской Федерации раскрываются правовые и организационные основы деятельности Федеральной службы судебных приставов. Институт судебных приставов в настоящее время имеет большое значение, поскольку деятельность данной службы затрагивает интересы огромного количества физических и юридических лиц, направлена на реальное и своевременное исполнение судебных решений, актов других государственных органов и должностных лиц, обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение законодательства и защиту прав и свобод граждан и организаций. В ходе своего становления и развития служба судебных приставов претерпевает многочисленные организационно-правовые изменения, обусловленные как государственной политикой, так и социально-экономическими предпосылками. Исследуются отдельные проблемы, связанные с квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, анализируется зарубежный опыт по организации служб по принудительному исполнению судебных решений. Делается вывод о закреплении за Федеральной службой судебных приставов статуса правоохранительного органа и предоставлении ее сотрудникам дополнительных социальных гарантий. При этом служба судебных приставов-исполнителей должна оставаться государственной и выступать в качестве единственного органа принудительного исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE BAILIFF SERVICE

In article on the basis of the current legislation of the Russian Federation, reveals the legal and organizational basis of the Federal bailiff service. The institution of bailiffs is of great importance at present, since the activities of this service affect the interests of a huge number of individuals and legal entities, aimed at the real and timely execution of court decisions, acts of other state bodies and officials, ensuring the established order of the courts, the implementation of legislation and the protection of the rights and freedoms of citizens and organizations. In the course of its formation and development, the bailiff service has undergone numerous organizational and legal changes, due to both state policy and socio-economic conditions. The article studies some problems related to the qualification requirements for persons appointed to the position of bailiff, analyzes the foreign experience in the organization of services for the enforcement of court decisions. It is concluded that the Federal bailiff service has the status of a law enforcement Agency and provides its employees with additional social guarantees. At the same time, the service of bailiffs must remain state and act as the sole enforcement body.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации деятельности службы судебных приставов»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

IMPROVEMENT OF THE BAILIFF SERVICE

УДК 347.96

В.В. ТКАЧЕНКО,

кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

VLADIMIR V. TKACHENKO,

Candidate of Economics (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье на основе действующего законодательства Российской Федерации раскрываются правовые и организационные основы деятельности Федеральной службы судебных приставов. Институт судебных приставов в настоящее время имеет большое значение, поскольку деятельность данной службы затрагивает интересы огромного количества физических и юридических лиц, направлена на реальное и своевременное исполнение судебных решений, актов других государственных органов и должностных лиц, обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение законодательства и защиту прав и свобод граждан и организаций.

В ходе своего становления и развития служба судебных приставов претерпевает многочисленные организационно-правовые изменения, обусловленные как государственной политикой, так и социально-экономическими предпосылками.

Исследуются отдельные проблемы, связанные с квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, анализируется зарубежный опыт по организации служб по принудительному исполнению судебных решений.

Делается вывод о закреплении за Федеральной службой судебных приставов статуса правоохранительного органа и предоставлении ее сотрудникам дополнительных социальных гарантий. При этом служба судебных приставов-исполнителей должна оставаться государственной и выступать в качестве единственного органа принудительного исполнения.

Ключевые слова: судебный пристав, Федеральная служба судебных приставов России, правовой статус, государственная служба.

Для цитирования: Ткаченко В.В. Совершенствование организации деятельности службы судебных приставов // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 28-34.

Abstract: in article on the basis of the current legislation of the Russian Federation, reveals the legal and organizational basis of the Federal bailiff service. The institution of bailiffs is of great importance at present, since the activities of this service affect the interests of a huge number of individuals and legal entities, aimed at the real and timely execution of court decisions, acts of other state bodies and officials, ensuring the established order of the courts, the implementation of legislation and the protection of the rights and freedoms of citizens and organizations.

In the course of its formation and development, the bailiff service has undergone numerous organizational and legal changes, due to both state policy and socio-economic conditions.

The article studies some problems related to the qualification requirements for persons appointed to the position of bailiff, analyzes the foreign experience in the organization of services for the enforcement of court decisions.

It is concluded that the Federal bailiff service has the status of a law enforcement Agency and provides its employees with additional social guarantees. At the same time, the service of bailiffs must remain state and act as the sole enforcement body.

Keywords: the bailiff of the Federal bailiff service of Russia, legal status, public service.

For citation: Valadimir V. Tkachenko. Improvement of the bailiff service // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 4. Pp. 28-34.

Служба судебных приставов, являясь разновидностью государственной службы, находится под особым вниманием как органов власти, так и общества в целом, а от качества и эффективности работы этой службы напрямую зависит состояние законности и правопорядка в стране.

В ходе реформирования органов исполнительной власти произошло разделение функций управления общественными отношениями, оказания определенных услуг и контроля. Функции управления переданы министерствам, оказания услуг - федеральным агентствам, а контроля -федеральным службам. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 была создана Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП РФ).

Порядок организации и деятельности ФССП РФ определяется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах»2 и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»3.

ФССП РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов и актов других органов, а также обеспечению установленного порядка деятельности судов, и подведомственна Минюсту России. Основными задачами службы являются обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполне-

1Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.

2Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 3. Ст. 3590

3Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 42. Ст. 4111.

ния судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП РФ.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона «О судебных приставах» закреплено, что Положение о ФССП РФ, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом РФ. Он назначает и освобождает от должности директора ФССП РФ - главного судебного пристава Российской Федерации, а также его заместителей. За Министерством юстиции сохранились полномочия по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении ФССП РФ, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности службы (статья 7).

Административная реформа установила двойное подчинение ФССП РФ - Президенту и Министерству юстиции РФ, что может препятствовать оперативному решению организационно-правовых вопросов в деятельности службы.

ФССП РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законом РФ. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В структуру службы входят Центральный аппарат и территориальные органы - главные управления (управления, отделы), действующие на территории субъектов РФ.

Возглавляет ФССП РФ директор - главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Это должностное лицо обладает организационно-административными и контрольными полномочиями. Организационные полномочия дирек-

тора ФССП РФ заключаются в осуществлении руководства деятельностью службы судебных приставов; в пределах установленной компетенции он издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы, обязательные для исполнения всеми сотрудниками; в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы.

В исполнительном производстве контрольная функция выражается посредством текущего и последующего контроля. Главный судебный пристав РФ в рамках текущего контроля обеспечивает исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах службы, приостанавливает его в случае поступления жалобы на действия подчиненных должностных лиц. В рамках последующего контроля - рассматривает жалобы на действия сотрудников ФССП РФ в порядке подчиненности. В соответствии со статьей 78 Конституции РФ4 для реализации полномочий федеральные органы исполнительной власти создают территориальные органы и назначают соответствующих должностных лиц. На уровне субъектов Российской Федерации сегодня действуют 83 территориальных органа ФССП РФ, которые подчинены центральному аппарату службы. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП РФ и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В территориальный орган входят: аппарат управления и структурные подразделения, состоящие из государственных служащих, технического и обслуживающего персонала, возглавляемые начальниками отделов - старшими судебными приставами.

Возглавляют территориальные органы ФССП РФ главные судебные приставы субъектов РФ, назначаемые на должность и освобождаемые от должности приказом Министерства юстиции РФ по представлению директора ФССП РФ5. Они обладают контрольными и административными полномочиями, осуществляют представительство службы в суде. Административные полномочия состоят в руководстве соответствующей службой судебных приставов, координации и контроле их деятельности; назначении на должность и освобождении от должности судебных приставов; поощрении

"Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. № 4. ст. 445.

5Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 21мая 2013 года № 74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета, № 133, 21.06.2013.

сотрудников за успехи в работе и наложении на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

Кроме того, главный судебный пристав субъекта РФ осуществляет контроль над исполнением сложных исполнительных производств, организуя районное, межрайонное подразделение судебных приставов по особым исполнительным производствам.

В рамках последующего контроля над исполнительным производством он рассматривает жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, а также их действия (бездействие) в порядке подчиненности.

В системе принудительного исполнения судебных актов основным звеном являются районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, которые включают в себя судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возглавляют их старшие судебные приставы.

Старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов; обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений судьи; координирует действия судебных приставов.

Текущий контроль старшего судебного пристава заключается в утверждении постановлений судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, он дает письменное разрешение на совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в нерабочие дни и в период с 22 часов до 6 часов; утверждает акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания; разрешает вопросы об отводе судебного пристава-исполнителя.

В связи с созданием в структуре ФССП РФ подразделений по осуществлению дознания и административной практики можно говорить о появлении новой категории судебных приставов: судебных приставов-дознавателей, осуществляющих деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства.

В связи с возложением на службу судебных приставов функции по осуществлению дознания и административной практики, создан механизм обеспечения исполнения судебных решений в рамках уголовно-процессуального законодательства [10, с. 114].

Некоторые авторы предлагают введение института участковых судебных приставов, что сделает организацию ФССП РФ более гибкой, а деятельность в регионах - более оперативной [5, с. 67].

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

ФЗ «О судебных приставах» в части 1 статьи 3 предъявляет определенные требования к лицу, претендующему на должность судебного пристава. Так, судебным приставом может быть гражданин России, достигший возраста 21 год, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе (часть 2 статьи 3 ФЗ «О судебных приставах»). В связи с этим правовое положение судебного пристава-исполнителя как государственного служащего регламентируется Федеральными законами от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»6, от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»7, которые устанавливают основные права и обязанности государственного служащего, принципы государственной службы, связанные с ней ограничения, ответственность, а также порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

Следует отметить, что ФЗ «О судебных приставах» не устанавливает наличие высшего профессионального образования в качестве обязательного требования к кандидату на указанную должность. Для эффективной работы судебному приставу-исполнителю требуются глубокие знания в сфере юриспруденции, так как законодательство, регламентирующее принудительное исполнение,рассредоточено по многим отраслям права.

По нашему мнению, необходимо привести ФЗ «О судебных приставах» в соответствие с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ввести для лиц, претендующих на должность судебного пристава-исполнителя, такие квалификационные требования, как наличие высшего юридического образования и стажа работы по специальности.

В процессе исполнительного производства

6 Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

7Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

действующее законодательство наделяет судебного пристава-исполнителя рядом определенных полномочий. Согласно статье 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

Кроме того, он имеет право вызывать стороны исполнительного производства, запрашивать и получать от них объяснения, информацию; проводить проверку, в том числе финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; входить в нежилые помещения, занимаемые должниками; с письменного разрешения старшего судебного пристава входить без согласия должника в жилое помещение; накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить оценку имущества; производить розыск должника, его имущества, ребенка; взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы8.

В настоящее время ФССП России наиболее тесно взаимодействует с различными правоохранительными органами (подразделения полиции, налоговые и таможенные органы) по следующим направлениям:

- принудительное исполнение судебных решений, в том числе связанных с взысканиями имущественного характера;

- направление соответствующим органам и организациям предписаний, исполнение которых необходимо для принудительного исполнения судебных актов и обеспечения установленного порядка деятельности судов;

- истребование документов, необходимых для принудительного исполнения судебных актов.

Так, например, сотрудники органов внутренних дел обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер

8Ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

принудительного исполнения (ст. 62 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Органами внутренних дел осуществляется также исполнение постановлений судебных приставов об объявлении розыска ребенка или должника.

При этом следует отметить, что судебные приставы-исполнители, наделенные правом применения различных мер принуждения, фактически не имеют надежных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, предусмотренных для правоохранительных органов, хотя работа в ФССП РФ в значительной степени сопряжена с угрозами для жизни и здоровья ее сотрудников.

В настоящее время система правоохранительных органов до конца не сформирована, и вопрос закрепления статуса правоохранительного органа за Федеральной службой судебных приставов остается открытым.

Отнесение данной службы к правоохранительным органам даст возможность законно использовать новые механизмы и возможности применения мер воздействия в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений.

Среди таких возможностей можно предусмотреть наделение ФССП России полномочиями на проведение оперативно-разыскных мероприятий.

В связи с этим считаем, что назрела необходимость усовершенствования статуса судебных приставов и перевод их в категорию правоохранителей. При этом в рамках нового статуса они должны получить материальные и социальные гарантии, аналогичные гарантиям сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и ряда других служб.

Сегодня в процессе осуществления исполнительного производства существенное внимание уделяется использованию электронных ресурсов. Обратиться в ФССП РФ и ее территориальные органы можно через сеть «Интернет», также действует телефон доверия. Внедряется практика обмена информацией в электронном виде с кредитными организациями, задолженность по исполнительному производству можно оплатить с помощью электронных платежных систем КиВи, Город, Веб-мани.

Обмен информацией по запросам судебных приставов-исполнителей, постановлений о наложении обременения на имущество должника между ФССП России, МВД России, Росреестром, ФНС России и другими государственными органами осуществляется в электронном виде [1, с. 82].

Введение электронного документооборота и обмена информацией между приставом и другими организациями существенно повышает эффективность исполнения судебных актов.

Однако состояние законности в сфере исполнительного производства оставляет желать лучшего.

Так, в первом полугодии 2018 года в отношении 112 государственных служащих, а также граждан, ранее проходивших службу в ФССП России, возбуждено 115 уголовных дел по должностным преступлениям. Наблюдался рост количества выявленных фактов превышения и злоупотребления должностными полномочиями, взяточничества9.

Наиболее распространенными правонарушениями при осуществлении исполнительных действий следует считать бездействие судебных приставов-исполнителей, несоблюдение сроков возбуждения исполнительных производств, нарушение порядка наложения ареста на имущество должника, прекращение или окончание исполнительного производства без законных на то оснований [3].

В развитии службы судебных приставов антикоррупционный фактор в процессе исполнения судебных решений играет особую роль, так как обусловливает выполнение обязанностей честно, добросовестно, в полном соответствии с законом, компетентно и высокопрофессионально [2, с. 110].

В связи с увеличением количества неисполненных долговых обязательств и нагрузки на судебных приставов нередко поднимается вопрос о введении частных судебных приставов. Такие сторонники перехода России к частноправовой модели принудительного исполнения, как А.Г. Рубцов [9], В.В. Захаров [7], В.В. Ярков [11] склоняются к тому, что переход будет способствовать сокращению расходов государства на финансирование аппарата исполнения и повышению эффективности его работы.

Так, в западной практике можно выделить различные системы органов, осуществляющих принудительное исполнение: ориентированные на суд; на судебных приставов; смешанные и административные системы. В таких западноевропейских странах как Дания, Испания и Австрия должностные лица, исполняющие судебные акты, являются служащими судов и состоят при них [12]. Частноправовая система исполнительного производства, где судебный исполнитель является самостоятельным и полностью несущим имущественную ответственность, организована во Франции, Италии, Нидерландах, Греции.

Исполнительное производство во Франции реализуется как судебными исполнителями, так и генеральными прокурорами, прокурорами Республики, командирами и офицерами полицейских сил. Однако основные действующие лица - это

9Информация об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов по профилактике и выявлению коррупционных и иных должностных правонарушений в первом полугодии 2018 года. URL: http://fssprus.ru/2552128/(Дата обращения: 28.11.2018).

судебные исполнители. Статус судебного исполнителя сочетает в себе элементы независимого практикующего лица и государственного служащего [6, с. 204].

Смешанная модель, когда к исполнению судебных актов допускаются организации, действующие на различной правовой основе (розыск, оценка имущества), существует в Великобритании, Швеции, Финляндии и ФРГ.

Судебных приставов в «туманном Альбионе» называют «бейлифами», которые состоят на государственной службе, а если они не справляются, то привлекают частные структуры [4, с. 60].

Исполнением судебных решений в США занимается старейшая государственная служба «маршалов», которая, по сути, выполняет те же функции, что и российские судебные приставы, но имеет больше полномочий [8, с. 49].

Таким образом, в современном мире существуют различные системы исполнительного производства, но все они эффективно осуществляют исполнение судебных решений в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Право на доступ к исполнительному производству, несомненно, требует государственной регламентации, которая может изменяться в соответствии с потребностями общества.

По нашему мнению, служба судебных приставов-исполнителей должна оставаться государственной и выступать в качестве единственного органа принудительного исполнения. Только при такой организации исполнения судебных решений возможно соблюдение процессуальных га-

рантий прав участников исполнительного производства. При введении в России частноправовой системы исполнения возможна активизация деятельности преступных группировок, повышение коррупционной составляющей. Осуществление исполнительных действий частными приставами поставит вопрос о способах получения ими информации о должнике и его имуществе. Потребуются гарантии соблюдения конституционных прав неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, сохранения коммерческой и банковской тайны.

Таким образом, в осуществление принудительного исполнения судебных актов включены все структурные подразделения ФССП России. С целью повышения эффективности исполнения судебных решений необходимо привести ФЗ «О судебных приставах» в соответствие с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», введя для лиц, претендующих на должность судебного пристава-исполнителя, квалификационные требования наличия высшего юридического образования и стажа работы по специальности.

Отнесение ФССП России к правоохранительным органам расширит круг применения мер воздействия в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений. При этом в рамках нового статуса сотрудники должны получить дополнительные социальные гарантии.

Служба судебных приставов-исполнителей должна оставаться государственной и выступать в качестве единственного органа принудительного исполнения.

Литература

1. Бакурова Н.Н. Административная реформа и институт судебных приставов // Вестник Университета имени О.Е. Кута-фина. 2018. № 1 (41). С. 78-84.

2. Власова Ю. И. Должность судебного пристава как элемент в системе государственной службы Российской Федерации // Вестник исполнительного производства. 2016. № 3. С. 107-111.

3. Гадиятова М.В. Проблемы оспаривания прокурором действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в административном судопроизводстве // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://doi.org/10.24158/tipor.2017.11.18 (Дата обращения: 28.11.2018).

4. Гладышев С.И. Исполнительное производство Англии. - М.: Лекс-Книга, 2002. - 223 с.

5. Гуреев В.А., Салов А.А. Совершенствование территориальной организации Федеральной службы судебных приставов // Современное право. 2011. № 6. С. 67.

6. Долгополов О. А. Служба судебных приставов: опыт России и зарубежных стран // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 3. С. 203-207.

7. Захаров В.В. Перспективы «приватизации» системы принудительного исполнения судебных решений в Российской Федерации // Практика исполнительного производства. 2009. № 4. С. 25-28.

8. Новосельцев Е.В. Специфика исполнительного производства в США // Бюллетень службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 1. С. 49-52.

9. Рубцов А.Г. Зарубежный опыт подготовки кадров судебных приставов и возможность его использования в современной России // Юридический мир. 2011. № 7. С. 73-75.

10. Симонов А.А. Место Федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов России // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 1. С. 111-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ярков В.В. Исполнительное производство в государствах - членах Международного союза судебных исполнителей (отдельные тенденции) // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 8. С. 32-37.

12. Hess B. Comparative analysis of the national reports // Enforcement Agency. Practice in Europe. London, 2005. P. 34-35.

= References =

1. Bakurova N.N. Administrativnaya reforma i institut sudebnyh pristavov // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. 2018. № 1 (41). S. 78-84.

2. Vlasova YU. I. Dolzhnost' sudebnogo pristava kak ehlement v sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii // Vestnik ispolnitel'nogo proizvodstva. 2016. № 3. S. 107-111.

3. Gadiyatova M.V. Problemy osparivaniya prokurorom dejstvij (bezdejstviya) sudebnyh pristavov-ispolnitelej v administrativnom sudoproizvodstve // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2017. № 11. [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https:// doi.org/10.24158/tipor.2017.11.18 (Data obrashcheniya: 28.11.2018).

4. Gladyshev S.I. Ispolnitel'noe proizvodstvo Anglii. - M.: Leks-Kniga, 2002. - 223 c.

5. Gureev V.A., Salov A.A. Sovershenstvovanie territorial'noj organizacii Federal'noj sluzhby sudebnyh pristavov // Sovremennoe pravo. 2011. № 6. S. 67.

6. Dolgopolov O. A. Sluzhba sudebnyh pristavov: opyt Rossii i zarubezhnyh stran // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2008. № 3. S. 203-207.

7. Zaharov V.V. Perspektivy «privatizacii» sistemy prinuditel'nogo ispolneniya sudebnyh reshenij v Rossijskoj Federacii // Praktika ispolnitel'nogo proizvodstva. 2009. № 4. S. 25-28.

8. Novosel'cev E.V. Specifika ispolnitel'nogo proizvodstva v SSHA // Byulleten' sluzhby sudebnyh pristavov Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii. 2001. № 1. S. 49-52.

9. Rubcov A.G. Zarubezhnyj opyt podgotovki kadrov sudebnyh pristavov i vozmozhnost' ego ispol'zovaniya v sovremennoj Rossii // YUridicheskij mir. 2011. № 7. S. 73-75.

10. Simonov A.A. Mesto Federal'noj sluzhby sudebnyh pristavov v sisteme pravoohranitel'nyh organov Rossii // YUrist»-Pravoved». 2010. № 1. S. 111-115.

11. Yarkov V.V. Ispolnitel'noe proizvodstvo v gosudarstvah - chlenah Mezhdunarodnogo soyuza sudebnyh ispolnitelej (otdel'nye tendencii) // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2011. № 8. S. 32-37.

12. Hess B. Comparative analysis of the national reports // Enforcement Agency. Practice in Europe. London, 2005. P. 34-35.

(статья сдана в редакцию 19.11.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.