Научная статья на тему 'Особенности полномочий судебных приставов-исполнителей'

Особенности полномочий судебных приставов-исполнителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5287
786
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИСТАВ / ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНЫЙ ОРГАН / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / BAILIFF / COURT BAILIFF / BAILIFF SERVICE / JUDICIAL POWER / JUDICIAL AUTHORITY / EXECUTIVE POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арзамасцев Николай Иосифович

В статье рассматривается тема особенностей полномочий судебных приставов-исполнителей на современном этапе функционирования данной службы, а также их правового статуса в системе судебных органов и органах исполнительной власти. Автором проанализированы основные положения законодательства, касающиеся службы судебных приставов-исполнителей, произведена оценка внесенных в данное законодательство отдельных положений, повысивших их правовой статус. В результате исследования было подтверждено, что, несмотря на то, что деятельность службы судебных приставов тесно взаимосвязана с исполнением судебной власти, она является относящейся всецело к структурам исполнительной власти. Судебные приставы в равной мере участвуют как в исполнительном производстве, так и в обеспечении деятельности судов судебной системы Российской Федерации. Автором внесены предложения по улучшению деятельности судебных приставов-исполнителей. Статья адресована практическим работникам службы судебных приставов-исполнителей и юристам, занимающимся данной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF COURT BAILIFF POWERS

The purpose of the article is to consider the features of court bailiff powers at the present stage of this service in Russia, as well as their legal status in the system of judicial bodies and executive authorities. The author analyzes the main provisions of the legislation relating to the service of bailiffs, making a special focus on the recent provisions that increased bailiffs’ legal status. As a result of the study it was confirmed that despite the fact that bailiff service is closely linked with judiciary power, it is related entirely to the structures of executive power. Court bailiffs are equally involved both in enforcement proceedings and court proceedings of the judicial system of the Russian Federation. The author made some proposals to improve court bailiff service. The article is intended for practitioners in the service of court bailiffs and the lawyers concerned with this issue.

Текст научной работы на тему «Особенности полномочий судебных приставов-исполнителей»

РАЗДЕЛ IV. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 347, 962 (470)

DOI: 10.18384/2310-6794-2019-2-106-114

ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Арзамасцев Н. И.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская

Федерация

Аннотация: В статье рассматривается тема особенностей полномочий судебных приставов-исполнителей на современном этапе функционирования данной службы, а также их правового статуса в системе судебных органов и органах исполнительной власти. Автором проанализированы основные положения законодательства, касающиеся службы судебных приставов-исполнителей, произведена оценка внесенных в данное законодательство отдельных положений, повысивших их правовой статус. В результате исследования было подтверждено, что, несмотря на то, что деятельность службы судебных приставов тесно взаимосвязана с исполнением судебной власти, она является относящейся всецело к структурам исполнительной власти. Судебные приставы в равной мере участвуют как в исполнительном производстве, так и в обеспечении деятельности судов судебной системы Российской Федерации. Автором внесены предложения по улучшению деятельности судебных приставов-исполнителей. Статья адресована практическим работникам службы судебных приставов-исполнителей и юристам, занимающимся данной проблематикой.

Ключевые слова: пристав, пристав-исполнитель, служба судебных приставов, судебная власть, судебный орган, исполнительное производство.

© ^ BY Арзамасцев Н. И., 2019.

THE FEATURES OF COURT BAILIFF POWERS

N. Arzamastsev

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoi st., Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation

Abstract. The purpose of the article is to consider the features of court bailiff powers at the present stage of this service in Russia, as well as their legal status in the system of judicial bodies and executive authorities. The author analyzes the main provisions of the legislation relating to the service of bailiffs, making a special focus on the recent provisions that increased bailiffs' legal status. As a result of the study it was confirmed that despite the fact that bailiff service is closely linked with judiciary power, it is related entirely to the structures of executive power. Court bailiffs are equally involved both in enforcement proceedings and court proceedings of the judicial system of the Russian Federation.

The author made some proposals to improve court bailiff service. The article is intended for practitioners in the service of court bailiffs and the lawyers concerned with this issue.

Keywords: bailiff, court bailiff, bailiff service, judicial power, judicial authority, executive power.

Вопросы организации деятельности по исполнению вынесенных судебных решений и приговоров, касающихся наложенных в судебном порядке имущественных взысканий, являются в Российской Федерации самостоятельной сферой правовой охраны. Решением поставленных в этом направлении задач занимается Федеральная служба судебных приставов, входящая в состав Министерства юстиции РФ. В соответствии с российским законодательством данная служба определена как «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению порядка деятельности судов, исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности»1.

1 Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 (ред. от 15.12.2016 г.) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Собрание

В связи с тем, что деятельность службы судебных приставов тесно взаимосвязана с исполнением судебной власти, может возникнуть ошибочное представление об этой службе как об органе судебной власти, однако это не соответствует реальной действительности.

Поскольку судебные приставы в равной мере участвуют как в исполнительном производстве, так и в обеспечении деятельности судов судебной системы РФ, то и «полномочия и требования, предусмотренные Федеральным законом О судебных приставах в равной мере распространяются по субъектам приставов обеих компетенций» [4].

Институт судебных приставов-исполнителей был образован «на основе ранее действовавшей системы судебных исполнителей» [3]. По мнению А. А. Рассохиной, именно с созданием этой службы «появилась возможность

законодательства Российской Федерации.

2016. № 51. Ст. 7357.

V107y

обеспечить реальное исполнение актов судебных и иных органов» [7].

Практика показывает, что основная нагрузка деятельности службы судебных приставов направлена на исполнение судебных решений. Тем самым судам предоставляется свобода от осуществления несвойственных им распорядительных функций по выполнению собственных решений. Таким образом, во-первых, функция вынесения судом решения отделяется от функции его исполнения, а во-вторых, исполнение вынесенного судом решения возлагается на конкретную структуру исполнительной власти.

В настоящее время служба судебных приставов является одной из разновидностей государственной правоохранительной службы. При этом внешне она приобрела статус органа исполнительной власти федерального значения с централизованной структурой, вертикальной системой подчинения, процессуальной самостоятельностью, а также необходимым объёмом прав и обязанностей, содержание которых позволяет обеспечить беспрепятственное осуществление правосудия и эффективное исполнение судебных решений и иных отнесённых к её компетенциям правоохранительных функций.

Для решения стоящих перед данной службой задач судебные приставы наделяются имеющими свои особенности функциями и полномочиями, правами и обязанностями, необходимыми для принудительного исполнения решений судов.

Являясь государственным должностным лицом, судебный пристав, по мнению Д. А. Шемерикиной, «выступает конечной инстанцией по восста-

новлению законных прав и интересов граждан и организаций, т. е. осуществляет правозащитные и правоохранительные функции во исполнение действующего законодательства» [9]. А так как исполнение судебного решения является важной составляющей судебной защиты нарушенных прав, соответственно, качество осуществляемого российскими судами правосудия зависит и от деятельности судебных приставов-исполнителей.

На компетенцию судебных приставов-исполнителей распространяется принцип территориальности, т. к. в соответствии с действующим законодательством «исполнение осуществляется на территории, закрепленной за определенным подразделением судебных приставов» [6].

Организация деятельности судебных приставов, как правило, состоит из ряда последовательных действий. В первую очередь следует отметить, что конкретное дело может быть передано на исполнение судебным приставам только после соответствующего решения суда. Каждому проигравшему в судебном процессе даётся срок добровольной уплаты задолженности. Если же человек отказывается это делать, к делу подключается пристав. В этот момент открывается исполнительное производство, которое даёт приставам право на решительные действия1.

Как уже отмечалось ранее, права и полномочия судебных приставов имеют свои своеобразные черты. Судебный пристав предпринимает комплекс мер по полному и правильному испол-

1 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О судебных приставах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3590.

V^ioey

нению исполнительных документов. Он дает возможность проходящим по делу сторонам ознакомиться с материалами исполнительного производства, рассматривает заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства. Судебные приставы наделены полномочиями для выполнения задач правосудия в части усиления защиты прав и интересов граждан и организаций. Они имеют право самостоятельно определить порядок проведения исполнительного производства, использования необходимых мер принудительного характера.

Судебный пристав должен взять самоотвод, если в ходе исполнительного производства выяснится, что он имеет какой-либо интерес в этом деле, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его незаинтересованности.

Вместе с тем в федеральный закон «Об исполнительном производстве» внесён ряд новых положений. Ранее судебные приставы могли наложить арест на счета с социальными выплатами (пенсиями по потере кормильца или по причине вреда здоровью, алиментами, материнским капиталом). У многих малоимущих граждан, оказавшихся в долговой кабале, арестовывались последние средства на счетах. В настоящее время социальные выплаты гражданам, получаемые от государства, приставы не могут использовать в качестве погашения долга. С зарплаты и иного дохода может быть взыскано не более 50%. Изменения в законодательстве направлены на защиту социальных средств населения именно на банковских счетах. В свою очередь, кредитно-финансовые организации обяжут проверять источник этих сумм и

не допускать списания средств, которые аресту не подлежат. При перечислении денег, не подлежащих списанию (пособий, материнского капитала), плательщик будет обязан указывать код средств, который маркирует их, обозначает, что они ни при каких обстоятельствах не подлежат списанию.

Судебный пристав вправе прибегать к таким неординарным действиям, как принуждение должников к общественно-полезным работам, двукратному увеличению штрафа, запрет на некоторые услуги, изъятие прав на управление автомобилем. Следует отметить, что в настоящее время изымать водительское удостоверение стало намного проще. Теперь пристав вправе сразу изъять удостоверение, уведомив о такой необходимости владельца автомашины в устной форме. Однако такое возможно лишь в том случае, если задолженность нарушителя составляет более 10 тыс. руб.1.

Судебному приставу-исполнителю предоставлены широкие полномочия в других сферах исполнительного производства. Так, он уполномочен объявлять в розыск должника и его имущество, вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве. На них возлагается обязанность исполнения постановления судьи по обеспечению возмещения вреда, причинённого преступлением, либо по возможной конфискации имущества, принятого по ходатайству потерпевшего, гражданского истца или их представителя, либо прокурора.

1 Федеральный закон от 08.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 03.09.2018) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации.

В полномочия судебных приставов вменяется и содействие в розыске тех, кто скрывается от следствия, дознания и суда.

Судебные приставы-исполнители наделены серьёзными правами не только начинать розыск должника и его имущество, но и самостоятельно осуществлять его как по своей инициативе, так и по заявлению взыскателя. Собственную инициативу пристав может проявить в следующих случаях: если дело касается возмещения вреда, причинённого здоровью, или связано со смертью кормильца, если речь об алиментах. Кроме этого, приставы имеют право на розыск детей по исполнительным документам, содержащим требования об их отобрании. Это касается тех случаев, когда разведённые супруги начинают прятать ребёнка друг от друга. Во всех остальных случаях розыск начинается только по заявлению взыскателя. С должниками приставы обязаны разбираться на месте, а ребёнка передать законному представителю, опекуну или попечителю.

Судебным приставам вменена такая серьёзная обязанность, как выдворение за пределы территории России по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства. Суть данной обязанности заключается в осуществлении ряда последовательных действий после того, как суд вынес постановление о депортации, а иностранец не смог осуществить контролируемый выезд в течение 5 дней. Однако судебный пристав вправе прибегать к запрету на пересечение границы государства, если речь идёт о крупной задолженности.

Законодательно урегулированы действия судебных приставов в отно-

шении арестованного имущества. До изменения законодательства действовало следующее правило: собственность, подвергнутая аресту, передавалась на ответственное хранение либо владельцу-должнику, либо специализированной организации. Сейчас же закон разрешает арестованное имущество передавать взыскателю.

Для достижения положительного результата судебные приставы могут использовать в отношении нарушителя методы психологического воздействия. Это может выражаться в различных действиях, например: опрашивание близких и знакомых, общение с работодателями и коллегами. Всё это значительно портит человеку социальную жизнь, может нанести вред семейной жизни и карьере. Однако всё это является следствием нарушения закона со стороны должника, и поэтому подобные действия считаются оправданными.

У судебных приставов имеется ряд полномочий, характерных только для силовых структур. Так, они могут применять физическую силу, специальные средства и даже табельное оружие, если того требует ситуация.

К индивидуальным качествам судебных приставов постоянно повышаются требования. В настоящее время активно лоббируется идея ужесточения требований к образованию кандидатов - только специалисты с высшим юридическим или экономическим образованием. Предполагается, что высокий уровень квалификации сотрудников поможет им лучше исполнять судебные решения. Но возникает вопрос по поводу сотрудников, на сегодняшний день не имеющих высшего образования. А это значительная

y^iioy

часть личного состава. Учитывая этот фактор, а также невысокую заработную плату, не стоит ждать наплыва дипломированных специалистов на эту службу. На наш взгляд, не стоит торопиться с решением этого вопроса, т. к. оставшийся личный состав не справится с увеличенным объемом работы, что, в свою очередь, отрицательно скажется на деятельности всей судебной системы в целом.

Определенный интерес представляет деятельность по совершенствованию законодательства РФ по вопросу выплаты денежного вознаграждения судебному приставу-исполнителю за проделанную работу по своевременному и тщательному исполнению исполнительного документа. Действующее законодательство не предусматривает никаких вознаграждений. Но большинство европейских стран и некоторые страны СНГ данный вопрос решили положительно. Вместе с тем вопрос о возобновлении данного института в российском законодательстве на сегодняшний день является крайне востребованным. В настоящее время в ходе проводимой работы по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве рассматривается положение о том, что пристав может претендовать на часть взысканных средств: часть изъятых денег пойдёт в особый фонд, из которого будут выплачиваться премии.

С развитием современных информационных систем возникает задача по использованию их возможностей в деятельности службы. На сегодняшний день в службе судебных приставов функционирует автоматизированная информационная система Федераль-

ной службы судебных приставов России, которая позволяет направлять запросы в электронном виде в различные регистрирующие органы, а также формировать процессуальные документы в электронной форме. Данная система также является базой данных, в которой регистрируются все документы, касающиеся исполнительного производства. Как показывает практика, электронный документооборот не уменьшит объём документов, с которыми приходится работать судебным приставам, но может ускорить доставку документов, облегчить процесс их обработки [1]. Для более эффективной работы судебных приставов «необходимо создание единой информационной структуры, объединяющей в себе систему судов и службы судебных приставов» [2].

Вопросами возврата долгов, кроме судебных приставов-исполнителей занимаются и частные организации -коллекторские агентства. Имеются случаи, когда в ходе выполнения своей работы по возврату долгов сотрудники этих организаций представляются «приставами». А с учётом того, что имеются факты незаконных и грубых действий с их стороны, в сознании простых граждан формируется отрицательное отношение к данному федеральному органу исполнительной власти. В настоящее время за незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний юридические лица и индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности.

От того «насколько эффективно служба судебных приставов будет выполнять свои задачи, зависит реальное восстановление нарушенных прав,

свобод и законных интересов физических и юридических лиц» [5]. В свою очередь, эффективность деятельности службы судебных приставов зависит также и от осуществления тесного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В настоящее время заслуживают пристального внимания вопросы взаимодействия службы судебных приставов с правоохранительными органами. Соответственно при исполнении своих служебных обязанностей судебный пристав имеет право обращаться за содействием к сотрудникам органов вну-

тренних дел, ФСБ, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и иных органов. Также он имеет право обращаться за содействием к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии РФ. Вместе с тем не мешало бы на законодательном уровне согласовать вопросы взаимодействия приставов-исполнителей с другими заинтересованными органами.

Сотрудничество в данной сфере представляет собой сложную, непрерывную, взаимосвязанную и согласованную деятельность, которая направлена на выполнение общей задачи -укрепление законности, правопорядка и борьбы с преступностью [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Т. А. Институт службы судебных приставов и использование в информации ресурсов сети «Интернет» в их работе // Молодой ученый. 2016. № 23-1. С. 15-18.

2. Кандибор П. И. Понятие и основные направления совершенствования административно-исполнительной деятельности ФССП России»// Студенческий. 2017. № 18-2. С. 73-75.

3. Карпов О. В., Бережная Т. А. К вопросу о правовом статусе судебных приставов // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 16. С. 152-156.

4. Копытов Ю. А. Административное право: учеб. М.: Юрайт, 2016 649 с.

5. Михин А. В. Взаимодействие Министерства внутренних дел с Федеральной службой судебных приставов: теоретический и исторический аспект // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской Академии МВД России. 2015. № 1. С. 140-142.

6. Корицкая В. В., Рекун А. А. Правовой статус судебных приставов-исполнителей // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 4. С. 848-858.

7. Рассохина А. А., Проданова А. Р. Некоторые проблемы исполнительного производства в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 21. С. 656-658.

8. Филиппенко М. А. Проблема взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами при производстве дознания // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки. 2016. № 9 (38). С. 218-223.

9. Шемерикина Д. А. К вопросу о необходимости совершенствования деятельности Федеральной службы судебных приставов // Современная наука: актуальные проблемы теории и права. Серия: Экономика и право. 2016. № 8. С. 79-81.

Vm^

REFERENCES

1. Vasilyeva T. A. [The Institute of bailiffs and the use of information resources of the Internet in their work]. In: Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2016, no. 23-1, pp. 15-18.

2. Kandibor P. I. [The concept and basic directions of improvement of administrative and executive activities of the Federal Bailiff Service of the Russian Federation]. In: Studencheskii [Student's], 2017, no. 18-2, pp. 73-75.

3. Karpov O. V., Berezhnaya T. A. [To the issue of the legal status of bailiffs]. In: Alleya nauki [Avenue of Science], 2017, vol. 2, no. 16, pp. 152-156.

4. Kopytov Y. A. Administrativno epravo: ucheb [Administrative Law: A Textbook]. Moscow, Yurait Publ., 2016. 649 p.

5. Mikhin A. V. [Cooperation of the Ministry of Internal Affairs with the Federal Court Bailiff Service: theoretical and historical aspect]. In: Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi Akademii MVD Rossii [Jurisprudence and Practice: Bulletin of Nizhny Novgorod Russian Interior Ministry Academy], 2015, no. 1, pp. 140-142.

6. Koritskaya V. V., Rekun A. A. [The Legal Status of Court Bailiffs]. In: Uchenye zametki TOGU [Scientific Notes of Pacific National University], 2014, vol. 5, no. 4, pp. 848-858.

7. Rassokhina A. A., Prodanova A. R. [Some problems of Executive proceedings in the Russian Federation]. In: Molodoiuchenyi [Young Scientist], 2016, no. 21, pp. 656-658.

8. Filippenko M. A. [The problem of interaction between the Federal Bailiff Service and other law enforcement agencies during the inquiry]. In: Molodezhnyi nauchnyi forum: Obshchestvennyei ekonomicheskie nauki [Youth Scientific Forum: Social and Economic Sciences], 2016, no. 9 (38), pp. 218-223.

9. Shemerikina D. A. [To the issue of the necessity of improving the activities of the Federal Bailiff Service]. In: Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i prava. Seriya: Ekonomika ipravo [Modern Science: Current Problems of Theory and Law. Series: Economy and Law], 2016, no. 8, pp. 79-81.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Арзамасцев Николай Иосифович - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nikolay I. Arzamastsev - PhD in Law, associate professor at the Department of Constitutional and Municipal Law, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Арзамасцев Н. И. Особенности полномочий судебных приставов-исполнителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 2. С. 106 - 114. БОТ: 10.18384/2310-6794-2019-2-106-114

Vrny

FOR CITATION

Arzamastsev N. I. The Features of Court Bailiff Powers.In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2019, no.2, pp. 106 - 114. DOI: 10.18384/2310-6794-2019-2-106-114

V11V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.