10.3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ В КАЗАХСТАНЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Аблаева Эльвира Бекболатовна, канд. юрид. наук, докторант. Место учебы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: [email protected]
Аннотация: В настоящей работе рассматриваются вопросы принудительного исполнения судебных актов в Казахстане. Автор изучает проблемы казахстанского исполнительного производства, связанные с отсутствием необходимого механизма и достаточных мер воздействия на должников, ограничением полномочий судебных исполнителей и низким уровнем правового статуса частных судебных исполнителей, а также с воспрепятствованием их законной деятельности. В научной статье в качестве сравнительно-правового материала используются нормативно-правовые акты России в сфере исполнительного производства. Особое внимание уделено практике исполнения судебных актов Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации, наделенных функциями дознания и полномочиями правоохранительных органов.
Ключевые слова: судебные акты; реализация судебной власти; добровольное и принудительное исполнение судебных актов в России; государственные судебные исполнители; судебные приставы-исполнители; частные судебные исполнители; реформа исполнительного производства в Казахстане.
SOME PROBLEMS OF COMPULSORY EXECUTION OF
JUDICIAL ACTS IN KAZAKHSTAN: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS WITH RUSSIA
Ablayeva Elvira Bekbolatovna, PhD at law, competitor to Dr's degree. Place of study: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of RF. Email: [email protected]
Annotation: In the present work deals with the questions of compulsory execution of judicial acts in Kazakhstan. The author studies the issues of Kazakhstan of enforcement proceedings related to the lack of necessary mechanism and adequate measures of influence on debtors, limitation in the powers of bailiffs and the low level of the legal status of private enforcement agents, and obstruction of their lawful activities. In the scientific article as a comparative legal material used normative legal acts of Russia in the sphere of Executive production. Special attention is paid to the practice of execution of judicial acts of the Federal bailiff sewice of the Russian Federation with functions of inquiry and powers of law enforcement agencies. Keywords: judicial acts; the implementation of the judicial authorities; voluntary and compulsory execution of judicial acts in Russia; state court officers; court bailiffs; bailiffs; reform of Executive production in Kazakhstan.
Авторитет судебной власти подрывается из-за неисполненных судебных решений, как верно отмечено Президентом Республики Казахстан в Послание - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14
декабря 2012 года Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства [1].
Обеспечение верховенства закона и повышение конкурентоспособности национальной правовой системы являются одним из важнейших условий вхождения Казахстана в тридцатку развитых стран мира. Несомненно, надо прилагать все усилия, направляя их на развитие и совершенствование системы правосудия. В этом плане не без внимания остается и сфера исполнения судебных актов, по той причине, что она придает инвестиционную привлекательность нашей стране и удобства для ведения различного бизнеса. Без своевременного, обязательного и надлежащего исполнения судебных актов не может быть и речи о высоком авторитете судебной ветви власти и повышенной конкурентоспособности национальной правовой системы. В этой связи, на протяжении нескольких лет принимаются меры по кардинальному решению возникших на практике исполнительного производства проблем и исправлению допущенных в связи с этим, ошибок.
Во исполнение пункта 80 Общенационального плана мероприятий по реализации отмеченного выше Послания [2] была разработана «Государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы РК на 2014-2020 годы». Одной из задач программы является достижение эффективной системы исполнения судебных и иных актов путем создания новых механизмов исполнительного производства и применения мер организационного и правового характера [3].
Указанные задачи в полной мере согласуются с положениями п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированной РК, согласно которому, каждое государство-участник обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве и развивать возможности судебной защиты, а также применение компетентными властями средств правовой защиты [4].
Аналогичная задача - построение эффективной системы исполнительного производства, повышение открытости и доступности системы принудительного исполнения была поставлена Правительством РФ в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» [5]. В результате выполнения мероприятий, отраженных в Программе, также предполагается повышение качества исполнения судебных актов.
В этом направлении Верховный Суд РК п. 1 нормативного постановления от 19 декабря 2003 г. № 12 «Об ответственности за неисполнение судебных актов» разъясняет, что в соответствии с п. 3 ст. 76 Конституции РК, ст.ст. 127, 472 УПК РК, ст. 21 ГПК РК, вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления, определения, приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей, связанные с исполнением судебных актов и исполнительных документов, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РК [6].
Неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа, а равно воспрепятствова-
ние их исполнению, как правило, влечет уголовную ответственность по ст. 430 УК РК. В этой связи, с принятием нового УК РК 2014 года, ст. 430 УК РК усилила уголовную ответственность и ужесточила уголовное наказание за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа. К примеру, утративший силу УК РК 1997 года п. 3 ст. 362 предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до семи лет. А ныне УК РК 2014 года при наличии тех же квалифицирующих признаков, п. 3 ст. 430 УК РК грозит ограничением свободы на срок от пяти до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с обязательным назначением дополнительного вида наказания как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Тем не менее, несмотря на принятие со стороны казахстанского государства мер нормативного, организационного, методического, инструктивного, материально-технического и информационного характера, направленных на создание эффективной системы принудительного исполнения судебных и иных актов, качество, полнота и своевременность исполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта остается на низком уровне. Практика применения ст. 430 УК РК, предусматривающей уголовную ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа, а равно воспрепятствование их деятельности свидетельствует о своей неэффективности. Помимо неплатежеспособности и недобросовестности должников, причиной указанных проблем является отсутствие необходимого механизма и достаточных мер воздействия на должников, ограничение в полномочиях судебных исполнителей и в низком уровне правового статуса частных судебных исполнителей, а также воспрепятствование их законной деятельности.
В этой части, казахстанская система правосудия и практика исполнения судебных актов обращает свое пристальное внимание на российскую правоприменительную практику принудительного исполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта федеральными исполнительными органами РФ, выполняющими одновременно функции и полномочия правоохранительных органов. Также система правосудия Казахстана продолжает вести тщательную работу для создания эффективной системы принудительного исполнения судебных и иных актов в РК.
В РФ дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях, связанных с неисполнением приговора суда, решения суда или иного судебного акта производится дознавателями Федеральной службы судебных приставов в пределах их компетенций. Правоприменительная практика России в сфере принудительного исполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта, свидетельствует об изоляции осуждённых должников от общества, о понуждении должников к обязательным или принудительным работам, а также о наложении штрафных санкций за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.
Правовое положение и статус судебных приставов-исполнителей позволяет им в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом «О судебных приставах» совершать следующие действия:
- объявлять розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу;
- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их,
- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
- а также проводить исполнительные розыскные мероприятия и мн.др.
Такой порядок и условия осуществления судебными приставами-исполнителями исполнительного производства, а также производство судебными приставами предварительного расследования в форме дознания, позволяют ФССП РФ в полной мере использовать уголовно-процессуальные и административно-процессуальные механизмы воздействия на неправомерное поведение участников исполнительного производства и дальнейший ход исполнительного производства.
Однако, как полагают некоторые авторы, отсутствие полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности препятствует эффективной работе по выявлению преступлений и расследованию уголовных дел, подследственных ФССП России, возмещению причиненного преступлением ущерба. ФССП, являясь единственным органом принудительного исполнения судебных и иных актов, занимающимся в соответствии с определенной законом подследственностью расследованием преступлений за их неисполнение, не всегда может результативно и самостоятельно осуществить деятельность по установлению местонахождения должников и их имущества, возместить ущерб, причиненный преступлением [7, с.15].
В этой части, опираясь на российский опыт, вторым стратегическим направлением Министерства юстиции РК на 2014 - 2018 годы в сфере совершенствования института исполнения судебных актов было рассмотрение вопроса о наделении государственных органов функцией по расследованию уголовных правонарушений, связанных с неисполнением судебных актов [8].
В своей деятельности ФССП РФ с 2009 года осуществляет тесное международное сотрудничество с Международным союзом судебных исполнителей и широко использует в своей практике европейские стандарты правосудия, касательно вопросов принудительного исполнения судебных актов. Как известно, РК офици-
ально вступила в Международный союз судебных исполнителей в 2012 году.
Согласно нормам уголовно-процессуального законодательства РК, по делам об уголовных правонарушениях, связанных с неисполнением приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа, производство предварительного следствия не обязательно и материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. По этим делам, соответственно, дознание производится органами внутренних дел РК.
Основным законом, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правовое положение судебных исполнителей в РК, является закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 2 апреля 2010 г., а также нормативные постановления Верховного суда РК, касательно вопросов применения судами законодательства об исполнительном производстве. В РФ - федеральные законы «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. и «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.
В рамках реализации 27-го шага второй институциональной реформы по обеспечению верховенства закона, обозначенных главой государства Н. Назарбаева в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» [9] в части дальнейшего развития института частных судебных исполнителей, соответствующими Законами РК были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам:
- предпринимательства;
- совершенствования системы отправления правосудия;
- саморегулирования, реабилитации и банкротств;
- неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального Банка РК;
- защиты прав инвалидов;
- арбитража.
Среди существенных изменений и дополнений, внесенных в закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» во исполнение приоритетных направлений государственных программ и посланий Президента РК по совершенствованию судебной власти и системы органов исполнительного производства, можно отнести следующее.
Законодательными актами РК усовершенствованы и включены новые понятия, используемые в законе, а также расширены задачи исполнительного производства и полномочия частных судебных исполнителей. Пункт 1 ст. 1 закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», исполнительное производство определяется как меры, направленные на принудительное исполнение исполнительных документов с взысканием с должника исполнительской санкции, пени, расходов по исполнительному производству, в том числе и оплаты деятельности частного судебного исполнителя. Не случайно исполнительное производство РК ставит своей задачей - обязательное и своевременное принятие мер указанных мер [10].
Впервые к исполнению частным судебным исполнителем принимаются исполнительные документы по социально значимой категории дел о взыскании алиментов при наличии задолженности три и более месяцев в связи с розыском должника и отсутствии у долж-
ника постоянного дохода, места работы и имущества, на которое возможно обратить взыскание, а также о взыскании заработной платы при отсутствии у должника денег и имущества, на которое также возможно обратить взыскание.
В связи с этими нововведениями, отменено установление доли исполнительных документов, находящихся на исполнении у частных судебных исполнителей, по социально значимым категориям дел (взыскание алиментов, заработной платы и других взысканий. Ранее, как правило, указанная доля определялась соответствующими подзаконными актами Министерства юстиции РК.
Так, доля исполнительных документов, находящихся на исполнении у частных судебных исполнителей, по социально значимым категориям дел (взыскание алиментов, заработной платы и других взысканий) устанавливается на следующий отчетный период (календарный квартал) в зависимости от взысканной суммы по исполнительным производствам в отчетном периоде, в следующем порядке:
Где, взысканная сумма до 25 тыс. тенге, не менее 10 исполнительных документов по социально значимым категориям дел;
Свыше 25 млн. до 50 млн. тенге, не менее 20 исполнительных документов;
Свыше 50 млн. до 100 млн. тенге, не менее 40 исполнительных документов;
Свыше 100 млн. до 200 млн. тенге, не менее 80 исполнительных документов;
Свыше 200 млн. до 400 млн. тенге, не менее 160 исполнительных документов;
Свыше 400 млн. до 600 млн. тенге, не менее 240 исполнительных документов;
Свыше 600 млн. до 800 млн. тенге, не менее 300 исполнительных документов;
Свыше 1 млрд. тенге, не менее 400 исполнительных документов [11].
В целях совершенствования системы принудительного исполнения судебных и иных актов введен электронный сервис «Автоматизированная информационная система органов исполнительного производства», в которой в электронной форме ведется учет исполнительного производства, происходит автоматизация процессуальных действий судебного исполнителя. На официальном сайте МЮ РК в использование запущен электронный кабинет для взыскателя и должника, являющимися сторонами исполнительного производства, который позволяет им получать необходимые сведения о ходе исполнительного производства, ознакомиться с материалами исполнительного производства, задавать вопросы судебному исполнителю, направлять документы, касательно исполнительного производства, а также производить оплату денежной задолженности через электронные платежные системы.
Аналогичный электронный Сервис «Банк данных исполнительных производств» представлен и на официальном сайте ФССП России. Примечательным является то, что с помощью приложения «ФССП» для мобильных устройств в режиме онлайн можно получить информацию о наличии либо отсутствии задолженности по исполнительному производству и производить по нему оплату задолженности посредством электронных платежных систем. Такая возможность предоставлена и для пользователей социальных сетей «В контакте» и «Одноклассники» через специальное приложение «Банк данных исполнительных производств».
За 6 лет со дня существования института частного судебного исполнения подверглась реформе его организационно-правовая структура путем преобразования с 18 февраля 2015 года Республиканской коллегии частных судебных исполнителей в Республиканскую палату частных судебных исполнителей, региональные коллегии реорганизованы в филиалы палаты. Предполагается, что при этой организационно-правовой структуре есть возможность осуществлять действенный контроль за деятельностью частных судебных исполнителей и гармонично скоординировать деятельность института частного судебного исполнения совместно с уполномоченным государственным органом в лице Департамента по исполнению судебных актов МЮ РК.
Перечень исполнительных документов был дополнен исполнительными листами, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении арбитражных решений; определениями судов об обеспечении иска или отмене обеспечения иска; постановлением судебного исполнителя о возмещении расходов, понесенных при совершении исполнительных действий; постановлением частного судебного исполнителя об утверждении сумм оплаты его деятельности; предписанием о необходимости уплаты штрафа, выданные органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административные взыскания; исполнительной надписью нотариуса; постановлением суда о наложении ареста на имущество, вынесенного по уголовному делу.
В соответствии с правилами статьи 241 ГПК РК, со дня вступления решения в законную силу или возвращения дела из вышестоящего суда, судом первой инстанции исполнительный лист выписывается в течение трех рабочих дней, за исключением решений суда, подлежащему немедленному исполнению. При вынесении электронного исполнительного документа он должен быть удостоверен электронной цифровой подписью судьи.
Исполнительный документ выдается судом непосредственно взыскателю либо по его заявлению направляется судом для исполнения в территориальный уполномоченный орган юстиции, в Региональную палату частных судебных исполнителей.
В отличие от установленного гражданским процессуальным законодательством РК порядка обращения решения суда к исполнению, в соответствии с положениями статей 7-9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ в РФ может быть исполнен органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц может быть направлен непосредственно взыскателем для исполнения в банк или иную кредитную организацию, эмитенту, в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи [12].
Рассматриваемый Закон РК к лицам, осуществляющим исполнительное производство приравнял сотрудников органов внутренних дел, помощников частных судебных исполнителей и иных государственных органов, которые в предусмотренных законом случаях оказывают содействие судебным исполнителям при применении мер принудительного исполнения по испол-
нению исполнительных документов. Пунктом 4 статьи 4 рассматриваемого Закона, состав участников исполнительного производства был дополнен новыми субъектами - сотрудники органов внутренних дел и иных государственных органов, судебный пристав, помощник частного судебного исполнителя, переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество. Названные субъекты самостоятельно не исполняют исполнительные документы, а лишь оказывают содействие судебным исполнителям при осуществлении ими исполнительного производства. Следуя курсу повышения эффективности исполнения судебных актов и совершенствования его правоприменительной практике, Верховный суд РК вносит свои предложения необходимости внесений изменений и дополнений в Закон РК «О судебных приставах» касательно пересмотра функций судебных приставов, с которыми можно ознакомиться на официальном интернет сайте Верховного суда РК [13].
Судебный исполнитель по поступившему исполнительному документу проверяет соответствие или несоответствие его содержания, установленным в статье 241 ГПК РК требованиям, устанавливает наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, указанных в статье 38 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», а также соблюдение или истечение сроков, предъявляемых статьей 11 данного закона к исполнению исполнительных документов, о чем в течение трех рабочих дней выносит постановление.
С этого момента и начинается начальная стадия принудительного исполнения судебного акта - возбуждение исполнительного производства. До вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель никакие исполнительные действия не совершает, поскольку их совершение, безусловно, связано с принятием мер обеспечительного характера и установлением в отношении должника мер ограничительного характера, предусмотренных законодательством РК об исполнительном производстве. К тому же на совершение исполнительных действий также требуется и санкционирование их судом.
Исполнительное производство в отношении судебных актов, вынесенных по гражданским и вытекающим из них правоотношений, возбуждается судебным исполнителем без предоставления должнику пятидневного срока для добровольного исполнения исполнительного документа. Добровольное исполнение постановления о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях имеет место и в новом КоАП РК, и составляет также 30 суток со дня вступления постановления в законную силу.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» сохранил пятидневный срок, в течение которого должник добровольно исполняет требования, содержащиеся в исполнительном документе. Так, согласно пункту 11 статьи 30 указанного федерального закона, судебный пристав-исполнитель одновременно с возбуждением исполнительного производства, постановлением о его возбуждении устанавливает должнику пятидневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить исполнительный документ и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него ис-
полнительской сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Исключение из правоприменительной практики исполнительного производства Казахстана добровольного пятидневного срока для исполнения исполнительного документа объясняется умышленным затягиванием должниками исполнительного производства реализации судебного или иного акта в целях уклонения от выполнения своих обязательств, возрастанием коррумпированности в сфере исполнительного производства.
Перечень оснований отказа в возбуждении исполнительного производства, перечисленных в статье 38 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» дополнен двумя юридическими фактами. Судебный исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, если к исполнительному документу не приложена копия судебного акта с отметкой о вступлении в законную силу, заверенная подписью судьи и печатью суда, а также, если уполномоченными органами с постановлением о наложении штрафа или предписанием о необходимости уплаты штрафа не представлены сведения о не поступлении суммы штрафа в доход государства. При этом закон не предусматривает возможность отложения совершения исполнительных действий на срок до 10 дней, как это предусматривалось ранее действовавшей статьей 41 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», которое приводило к затягиванию исполнительного производства.
В числе основных принципов осуществления исполнительного производства является своевременность и прозрачность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. По общим условиям исполнительного производства, судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, исполнение по которым он должен закончить не более чем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. В этой связи, ст. 11 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» устанавливает сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, которые напрямую зависят от органа или лица, которыми были выданы исполнительные документы.
Следует отметить, что по некоторым исполнительным документам, подвергнуты изменению сроки предъявления их к исполнению. Так, сокращены на срок от 3 лет до 1 года сроки предъявления к принудительному исполнению постановлений судов, вынесенных по делу об административном правонарушении, а также постановлений органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, то есть указанные исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению лишь до 1 года. В данном вопросе, к сожалению, позиция законодателя нам не ясна.
Установлен также новый порядок предъявления исполнительных документов к принудительному исполнению - не ранее пяти рабочих дней после вступления в законную силу, за исключением постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Закона РК «Об испол-
нительном производстве и статусе судебных исполнителей»).
Обязанности должника, который является одной из сторон исполнительного производства, расширены. Пункт 2 статьи 16 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» обязывает должника не только в течение трех рабочих дней письменно сообщать судебному исполнителю об изменении места работы и о появлении у него новых источников доходов и имущества, но и об изменении своего места жительства и нахождения. При этом должник до окончания исполнительного производства раз в месяц обязан являться к судебному исполнителю. Неявка может повлечь ответственность в соответствии с законами РК. Отказ от представления должником по требованию судебного исполнителя предоставить информацию об имеющемся у него имуществе, а также сведений об источниках доходов может быть зафиксирован посредством аудио- и (или) видеофиксации. Участники исполнительного производства помимо заказного письма, телеграммы с уведомлением о вручении также извещаются или уведомляются без заявленного ходатайства телефонограммой, посредством коротких текстовых сообщений по каналам сотовой связи или электронной почты, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова.
Также в сответствии с пп. 4 п. 2 ст. 30 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», отказ от принятия повестки, извещения, уведомления и (или) процессуальных документов судебного исполнителя, а также отказ от подписи об их получении могут быть зафиксированы посредством аудио- и (или) видеофиксации с составлением акта об отказе. Данная норма, по мнению судей, позволит безосновательно исключить факты уклонения должников от получения указанных процессуальных документов. Указанный способ фиксации является бесспорным доказательством надлежащего извещения сторон [14].
Здесь также стоит отметить, что в настоящее время обеспечен действенный прокурорский надзор за деятельностью судебных исполнителей. Прокурорскому надзору подвергаются не только незаконные действия, но и впервые бездействия судебного исполнителя. В полномочия прокурора входит право изъятия из производства частного судебного исполнителя исполнительного документа и передача его для исполнения государственному судебному исполнителю, если действия (бездействие) частного судебного исполнителя по исполнительному производству могут причинить вред правам и свободам человека и гражданина, охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства, а также препятствовать функционированию государственных органов, учреждений и предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность населения. В соответствии с пунктом 9 Инструкции по организации прокурорского надзора за законностью исполнительного производства, в случае вынесения судебным исполнителем незаконного постановления прокурором в пределах его компетенции соответственно руководителю территориального отдела судебных исполнителей, частному судебному исполнителю вносится протест с требованием о его отмене. В случае незаконного приостановления исполнительного производства в протесте также ставится вопрос о незамедлительном его возобновлении и принятии мер к исполнению исполнительного документа [15].
Таким образом, в отличие от Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», соответствующими законодательными актами РК сотрудники органов прокуратуры наделены правом вмешательства в деятельность по принудительному исполнению судебного акта. Федеральные законы РФ не наделяют работников органов прокуратуры полномочиями по непосредственно вмешательству в процесс принудительного исполнения судебных и иных актов, выносить предписание о проведении конкретных исполнительных действий, вносить протесты с требованием об отмене незаконного постановления или о незамедлительном возобновлении незаконно приостановленного исполнительного производства и принятии мер к исполнению исполнительного документа.
В соответствие со статьей 36 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», Министерство юстиции РК в целях необходимых для осуществления задач по принудительному исполнению исполнительных документов ведет «Единый реестр должников», формируемый посредством автоматизированной информационной системы по исполнительному производству. После прекращения исполнительного производства по основаниям, предусмотренным статьей 47 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», и при отсутствии задолженности по исполнительным производствам о периодических взысканиях, а также после окончания исполнительного производства по основаниям, предусмотренным статьей 48 этого же Закона, при исполнении должником требований исполнительного документа его исключают из Единого реестра должников. Сроки, в течение которых судебный исполнитель принимает меры по исключению должника из Единого реестра должников пунктом 3 статьи 36 сокращены от пяти до трех рабочих дней.
В обязанности судебного исполнителя входит принятие мер по обеспечению исполнения исполнительных документов. Одним из мер по обеспечению исполнения исполнительного документа является установление временного ограничения на выезд физического лица, должностного лица (исполняющего обязанности) юридического лица, являющегося должником, из РК. Механизм реализации указанного ограничения был таков, что предоставлял судебному исполнителю право по собственной инициативе, а по заявлению взыскателя возлагал на судебного исполнителя обязанность выносить постановление о временном ограничении на выезд должника из РК при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе. В силу последних изменений, внесенных в законодательные акта по вопросам исполнительного производства, совершение таких полномочий судебным исполнителем не допустимо. Постановление о временном ограничении на выезд должника из РК, судебным исполнителем выносится лишь при неисполнении должником требований на сумму более двадцати месячных расчетных показателей, содержащихся в исполнительном документе, а также при неисполнении более трех месяцев исполнительных документов о взыскании периодических платежей.
В соответствии с правилами статьи 67 федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», временные ограничения на выезд должника из РФ устанавливаются по заявлению взыскателя или по собственной инициативе судебным пристав-исполнителем
путем вынесения, им утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем постановления в отношении должника добровольного не исполнившего в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей. Временные ограничения на выезд должника из РФ устанавливаются по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом. В иных случаях, взыскатель или судебный пристав-исполнитель обращаются в суд с заявлением об установлении в отношении должника-гражданина или должника, являющимся индивидуальным предпринимателем указанных ограничений.
Законом РК от 29 октября 2015 года № 376^ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства» с 1 января 2016 года к исключительному исполнению частным судебным исполнителем отнесено исполнение исполнительных документов о взыскании в пользу физических и юридических лиц, за исключением исполнительных документов:
О взыскании с государства;
О взыскании с юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилиированным с ним юридическим лицам;
О взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;
О взыскании в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячи месячных расчетных показателей;
О конфискации имущества либо о передаче имущества государству;
О выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства.
Опасаясь увеличения объема нагрузки на суды, связанных с необходимостью санкционирования действий частных судебных исполнителей по взысканиям, в том числе ныне и в пользу юридических лиц, Верховный суд РК инициирует предложение об отмене судебного санкционирования, которое, в конечном счете, приведет к уравниванию прав государственных и частных судебных исполнителей.
Статья 21 Конституции РК признает за каждым, кто законно находится на территории РК, право свободного передвижения по ее территории и право выезда за ее пределы [16]. Указанные конституционные права определяют правовой статус личности и вытекают из статьи 13 ратифицированного РК Международного пакта о гражданских и политических правах. Конституционное право въезда гражданина РК в РК в отличие от конституционного права выезда из РК является беспрепятственным. Ограничение конституционного права выезда из РК может быть установлено только законом в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения, охраны общественного порядка, неразглашения государственной тайны. Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусматривает возможность ограничения конституционного права выезда из РК в интересах достижения целей исполнительного производства и решения, стоящих перед ним задач, и носит, как правило, только временный характер. Исходя из выше из-
ложенных нами соображений, решение вопроса уменьшения нагрузки на суды недопустимо полной отменой санкционирования исполнительных действий в части установления ограничений конституционных прав гражданина - свободы передвижения. Учитывая проводимую в Казахстане институциональную реформу по обеспечению верховенства закона касательно постепенного перехода исполнения судебных актов в ведение частных судебных исполнителей, следовало бы обратить внимание на приведенную выше практику исполнительного производства судебных приставов-исполнителей ФССП РФ.
Законом РК от 29 декабря 2014 года № 269^ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК» выработан новый механизм осуществления исполнительного производства. Согласно п. 1 ст. 162 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», Региональная палата частных судебных исполнителей производит распределение исполнительных документов между частными судебными исполнителями в порядке, определяемом уполномоченным органом. В этой связи, взыскатели физические и юридические лица обращаются в Региональную палату частных судебных исполнителей, которая осуществляет координацию деятельности частных судебных исполнителей. При таком порядке законодатель полагает, что будет пропорциональное исполнение каждым судебным исполнителем исполнительных документов и, соответственно, равномерное распределение рабочей нагрузки.
На совершенствование казахстанского исполнительного производства поспособствовало также принятие в 2015 году нового ГПК РК. По мнению судьи Верховного суда РК - М. Одинцовой, до сегодняшних дней был не ясен вопрос о порядке рассмотрения судами споров об оспаривании результатов торгов и оценки арестованного имущества должника, поскольку судебная практика по данной категории споров была не единообразной. Причиной тому, на взгляд судьи, в статье 240-5 ГПК не было конкретизировано в каком порядке должны рассматриваться такие споры, что, в конечном счете, приводило к тому, что суды ошибочно их рассматривали как в особом исковом, так и в исковом производстве. В этом случае исполнение решения суда затягивалось порой на годы, что приводило к длительному неисполнению судебного акта. В условиях нового ГПК РК пробел устранен закреплением положения о том, что споры, связанные с проведением торгов и оценкой имущества, должны рассматриваться в порядке обжалования действий (бездействия) судебного исполнителя, т.е. в особом исковом производстве в срок до 10 рабочих дней [14].
Изложенное мнение, на наш взгляд, представляется ошибочным. Подраздел 3 «Особое исковое производство» нового ГПК РК 2015 года четко определяет, что в порядке особого искового производства рассматриваются следующие дела:
по заявлениям о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, республиканском референдуме;
по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя;
по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, мест-
ного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих.
Возможность рассмотрения и других дел в порядке особого искового производства, новый ГПК РК не предусматривает.
Обращаясь к содержанию ст. 183 ГПК РК, устанавливающей сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел судом первой инстанции, можно предположить, что рассмотрение жалоб на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов, в том числе по оспариванию торгов, в процессе исполнительного производства либо на отказ в совершении таких действий является отдельной категорией гражданских дел. В отношении данной категории гражданских дел ст. 250 ГПК РК устанавливает иные сроки их рассмотрения и разрешения. Так, в соответствии с положениями ст. 250 ГПК РК, жалоба на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов рассматривается судом в течение десяти рабочих дней со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству. В соответствии с ч. 2 этой же статьи, подготовка дела к судебному разбирательству проводится в течение десяти рабочих дней по правилам ст. 165 ГПК РК.
Обзор судебной практики по рассмотрению дел, связанных с исполнительным производством судами Нижегородской области, показывает аналогичные нарушения. В ходе изучения практики рассмотрения судами Нижегородской области гражданских дел по исполнительному производству выявлены следующего характера нарушения. В первом случае, нарушения связаны с пропуском установленного ч.2 ст.441 ГПК РФ срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия). Во втором случае, установлена ошибочная позиции судей, которые исходя из положений ч.1 ст.154 ГПК РФ рассматривали и разрешали судом заявления по данной категории дел до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. В третьем случае, суды при рассмотрении заявления не выясняли у заявителей причину пропуска срока, ошибочно полагая, что входить в обсуждение данного вопроса можно только в том случае, если на это обстоятельство ссылались заинтересованные лица. Указанная позиция судов представилась ошибочной в силу следующего. Президиум Нижегородского областного суда отмечает, что пропуск 10-дневного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом судьи судов Нижегородской области не учитывали, что часть 3 ст. 154 ГПК РФ предусматривает, что федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел. Президиум Нижегородского областного суда обращает внимание судов, что в силу части 4 ст. 128 Закона РФ «Об исполнительном производстве», рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом [17].
Затрагивая вопросы касательно порядка и сроков обжалования действий (бездействий) судебного исполнителя, отметим, что в связи с последними изменениями, введенными в законодательные акты РФ по вопросам исполнительного производства, стороны исполнительного производства могут подавать заявления, ходатайства, объяснения, жалобы непосредственно должностному лицу ФССП РФ в электронном виде.
Список литературы:
1. «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства [Электронный ресурс]: Послание - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ K1200002050
2. «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1200000449
3. «Государственная программа по дальнейшей модернизации правоохранительной системы РК на 201 42020 годы» [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 720. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan. kz/rus/docs/U1300000720#z6
4. «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах» [Электронный ресурс]: Закон РК от 28 ноября 2005 года № 91. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z050000091_
5. «Развитие судебной системы России на 2013 -2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №1406 о федеральной целевой программе. Доступ из справочной правовой системы «Консультан-тПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=192169
6. «Об ответственности за неисполнение судебных актов» [Электронный ресурс]: Нормативное постановление Верховного Суда РК от 19 декабря 2003 года № 12. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P03000012S_
7. Виниченко А.М. Организационно-правовые основы деятельности органов дознания федеральной службы судебных приставов: Автореферат дисс. канд. юрид.наук. М., 2012 г. 22 с.
8. «О Стратегическом плане Министерства юстиции Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2013 года № 1439. (утративший силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2015 года № 223). URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001439
9. План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» [Электронный ресурс]: Программа Президента РК от 20 мая 2015 года. Доступ из Информационно-правовой системы норма-
тивных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100
10. «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV (с изм. и доп., внесенными Законом РК от 26.07.16 г. № 12-VI). Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000261_
11. «Об установлении доли исполнительных документов, находящихся на исполнении у частных судебных исполнителей, по социально значимым категориям дел» [Электронный ресурс]: Приказ Министра юстиции РК от 17 марта 2014 года № 109. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/V1400009250#z6
12. «Об исполнительном производстве» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 03.07.2016 № 274-ФЗ, от 03.07.2016 № 326-ФЗ, от 03.07.2016 № 360-ФЗ). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=201449#0
13. Аналитическая справка о состоянии исполнения судебных актов по гражданским делам [Электронный ресурс]: Анализы по основным направлениям судебной деятельности Верховного суда РК за 2014 год. Доступ из сайта Верховного суда РК. URL: http://sud.gov.kz/rus/co ntent/za-2014-god
14. Маргарита Одинцова. Судоисполнение - от государственного к частному [Электронный ресурс]: ежедн. интернет-изд. АО «Республиканская газета «Казахстанская правда». 2016. 29 июля. URL: http://www.kaz-pravda.kz/fresh/view/sudoispolnenie--ot-gosudarstvennogo-k-chastnomu/
15. «Об утверждении Инструкции по организации прокурорского надзора за законностью исполнительного производства» [Электронный ресурс]: Приказ Генерального Прокурора РК от 28 декабря 2010 года № 8. Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan. kz/rus/docs/V1000006737
16. Конституция РК [Электронный ресурс]: «Казахстанская правда» от 8 сентября 1995 г.; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 4, ст. 217 (с изм. и доп., внесенными Законами РК от 07.10.98 г. № 284-I; от 21.05.07 г. № 254-III; от 02.02.11 г. № 403-IV). Доступ из Информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_
17. «Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с исполнительным производством» [Электронный ресурс]: Президиум Нижегородского областного суда от «11» февраля 2015 г. Доступ из интернет-ресурса Нижегородского областного суда. URL: http://www.oblsudnn.ru/index.php/obzory-sudebnoj-praktiki/1219-obzor-sudebnoj-praktiki-rassmotreniya-del-svyazannykh-s-ispolnitelnym-proizvodstvom
Отзыв
на научную статью Аблаевой Эльвиры Бекболатовны по теме «Некоторые вопросы принудительного исполнения судебных актов в Казахстане: сравнительно-правовой анализ»
Научная статья Аблаевой Э.Б., докторанта РАНХ и ГС при Президенте РФ по специальности «12.00.11-Судебная деятельность; прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность», посвящена вопросам принудительного исполнения судебных актов в Казахстане, в ней проводится сравнительно-правовой анализ с законодательством и практикой РФ в сфере принудительного производства.
В представленной статье изучены проблемы, связанных с принудительным исполнением судебных актов в Казахстане частными судебными исполнителями. В настоящее время, в РК проводятся судебно-правовые реформы, направленные на повышение конкурентоспособности национальной правовой системы и реализацию институциональных реформ по обеспечению верховенства закона. Исполнительное производство, как правило, является формой реализации судебной власти и выступает конечным результатом реализации нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
Своевременное и обязательное исполнение судебных актов в полном объеме и надлежащем порядке свидетельствует о совершенствовании судебной системы и эффективности работы вспомогательных служб. Тем не менее, в практике осуществления частного принудительного исполнения судебных актов РК существуют определенные сложности, связанные с отсутствием достаточного механизма воздействия на положительное поведение участников исполнительного производства и необходимых функций по осуществлению исполнительного производства.
В этой связи, докторант акцентирует свое внимание на положительной практике исполнения судебных актов Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации, которые в своей деятельности по принудительному исполнению судебных актов осуществляют, в том числе и функции дознания.
Научная новизна, актуальность и уникальность работы не вызывает сомнений, и представляет большой интерес для широкого круга исследователей.
Научный консультант д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, директор ИГСУ РаНХиГС при Президенте РФ И.Н. Барциц
Статья проверена системой «Антиплагиат», оценка оригинальности: 75,16%