Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФССП России / судебный пристав / кандидат / требования. / Federal bailiffs service of Russia / bailiff / candidate / requirements.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васягина Марина Михайловна

В данной статье проанализированы новые нормы российского законодательства о требованиях к кандидатам на должности судебных приставов; рассматриваются основные требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. В соответствии с последними изменениями в законодательстве представлены необходимые требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки граждан, претендующих на замещение должности судебного пристава. В целях повышения уровня профессионализма служащих Федеральной службы судебных приставов России обозначены дополнительные критерии для замещения должности судебного пристава. Автор выступает за дифференциацию предельного возраста судебных приставов в зависимости от выполняемых ими функций и требований, предъявляемых к физической подготовке и состоянию здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF REQUIREMENTS FOR CANDIDATES FOR THE OFFICE OF BAILIFFS

This article analyzes the new norms of the Russian legislation on the requirements for candidates for the positions of bailiffs; the main requirements for a person appointed to the position of a bailiff are considered. In accordance with the latest changes in the legislation, the necessary requirements for the level of professional education, the experience of civil service or work in the specialty, the direction of training of citizens applying for the position of bailiff are presented. In order to increase the level of professionalism of employees of the Federal bailiffs service of Russia, additional criteria for filling the position of a bailiff have been identified. The author advocates differentiation of the age limit of bailiffs depending on the functions performed by them and the requirements for physical fitness and health status.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ»

DOI: 10.24411/2618-8120-2021-2-42-49

УДК 347.96

М. М. Васягина

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия,

e-mail: wasjagina_mm@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ТРЕБОВАНИЙ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТИ

СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

В данной статье проанализированы новые нормы российского законодательства о требованиях к кандидатам на должности судебных приставов; рассматриваются основные требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. В соответствии с последними изменениями в законодательстве представлены необходимые требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки граждан, претендующих на замещение должности судебного пристава. В целях повышения уровня профессионализма служащих Федеральной службы судебных приставов России обозначены дополнительные критерии для замещения должности судебного пристава. Автор выступает за дифференциацию предельного возраста судебных приставов в зависимости от выполняемых ими функций и требований, предъявляемых к физической подготовке и состоянию здоровья.

Ключевые слова: ФССП России, судебный пристав, кандидат, требования.

M. M. Vasyagina

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice

(RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,

e-mail: wasjagina_mm@mail.ru

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

OF REQUIREMENTS FOR CANDIDATES

FOR THE OFFICE OF BAILIFFS

This article analyzes the new norms of the Russian legislation on the requirements for candidates for the positions of bailiffs; the main requirements for a person appointed to the position of a bailiff are considered. In accordance with the latest changes in the legislation, the necessary requirements for the level of professional education, the experience of civil service or work in the specialty, the direction of training of citizens applying for the position of bailiff are presented. In order to increase the level of professionalism of employees of the Federal bailiffs service of Russia, additional criteria for filling the position of a bailiff have been identified. The author advocates differentiation of the age limit of bailiffs depending on the functions performed by them and the requirements for physical fitness and health status.

Keywords: Federal bailiffs service of Russia, bailiff, candidate, requirements.

Введение

Совершенствование законодательной основы функционирования государственных органов в современных условиях, несомненно, актуально. Бесспорным представляется тот факт, что от состояния правовых норм, регулирующих требования к кандидатам на должности судебных приставов, а также деятельность Федеральной службы судебных приставов, напрямую зависит профессионализм и уровень правосознания лиц, которые замещают соответствующие должности в ФССП, эффективность выполнения задач, стоящих перед данным государственным органом.

Методы

При анализе проблем правового регулирования требований к кандидатам на должности судебных приставов использованы следующие методы: системно-структурный, сравнительно-правовой, общенаучный диалектический метод познания.

Результаты и обсуждение

Проводимая в настоящее время реформа органов принудительного исполнения заставляет вновь обратиться к положениям законодательства о статусе судебного пристава. За последние два года было существенно обновлено законодательство государственной службе в органах принудительного исполнения. Принят Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3, ст. 5488], внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» [4, ст. 3590]. Были приведены в соответствие с вышеуказанными законами подзаконные правовые акты, регулирующие службу судебных приставов.

В новой редакции были изложены и положения о требованиях, предъявляемых к кандидатам, претендующим на должности судебных приставов. Рассмотрим отдельные из этих требований подробнее, поскольку от того, насколько они правильно сформулированы, зависит профессионализм и уровень правосознания тех конкретных лиц, которые замещают соответствующие должности в настоящее время в ФССП, а, следовательно, от этого зависит эффективность выполнения задач, стоящих перед данным государственным органом [8, с. 17; 6, с. 25].

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судебного пристава, определены несколькими взаимосвязанными нормативно-правовыми актами. В первую очередь отметим, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» правом поступать на службу в данные органы, в том числе на должности судебных приставов, наделены лишь граждане России. Данное требование является традиционным для всех видов государственной службы [7, с. 96-99]. Содержание данного требования уточняется в п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» тем, что запрещается нахождение на службе в данных органах лиц, которые имеют еще и иностранное гражданство или подданство, либо вид на жительство или иной документ, которые подтверждает право на постоянное проживание в иностранном государстве. С учетом вышесказанного, обязательным требованием к кандидату на должность судебного пристава является наличие только одного, российского, гражданства.

Требование к возрасту судебного пристава после изменения было снижено с принятием рассматриваемого закона с 21 года до 18 лет. Тем не менее, требования, предъявляемые к образованию кандидата – высшее образование, делает фактически невозможным в обычной ситуации занятие должности судебного пристава лицом до 21 года. Однако, данное снижение открыло возможности для занятия в ФССП России должностей младшего начальствующего состава (например, младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов) лицами, получившими среднее профессиональное образование до 21 года.

Установлен законом и предельный возраст поступления на службу судебных приставов – 40 лет, что, однако, не мешает занимать соответствующую должность лицам, уже принятым на службу и достигшим данного возраста. Вместе с тем, в ч. 1 ст. 87 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлены виды предельных возрастов сотрудников органов принудительного исполнения в зависимости от специального звания (от 50 до 65 лет), по достижении которых продление контракта возможно лишь после успешного прохождения сотрудником проверки каждый раз на один год, а в общей сумме не больше, чем в течении 5 лет после истечения вышеуказанного предельного возраста.

Приведем данные о возрасте судебных приставов, проходящих службу на конец 2020 г. в территориальных органах ФССП России (см. табл. 1).

Таблица 1 / Table 1.

Распределение по возрасту сотрудников, проходящих службу в территориальных органах ФССП России, на различных должностях судебных приставов / Age distribution of employees serving in the territorial bodies of the FSSP of Russia, in various positions of bailiffs

Должность / Post до 29 лет / up to 29 years old от 30 до 39 лет / from 30 to 39 years old от 40 до 49 лет / 40 to 49 years old от 50 до 54 лет / from 50 to 54 years old

кол-во / quantity доля, в % / share, in % кол-во / quantity доля, в % / share, in % кол-во / quantity доля, в % / share, in% кол-во / quantity доля, в % / share, in%

Начальник отделения – старший судебный пристав / Head of the Department-Senior bailiff 23 2,4 406 42,5 424 44,4 102 10,7

Ведущий судебный пристав-исполнитель / Lead Bailiff-executor 999 69,4 331 23,0 100 6,9 10 0,7

Судебный пристав-исполнитель / Bailiff-executor 1009 29,7 1666 49,1 604 17,8 114 3,4

Старший смены на объекте – судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов / Senior shift manager at the facility – bailiff to ensure the established procedure for the activities of the courts 183 7,6 1029 43,0 943 39,4 240 10,0

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов / Bailiff to ensure the established procedure for the activities of the courts 93 10,9 392 45,8 304 35,6 66 7,7

Младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов / Junior bailiff to ensure the established order of the courts activities 4652 30,9 5886 39,1 3441 22,9 1060 7,0

Составлена по: Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов за 2020 г. URL: https://fssp.gov.ru/statistics/

Как видим, лишь небольшая доля судебных приставов-исполнителей (3,4 %) имеет возраст от 50 до 54 лет. Это связано с тем, что в территориальных органах ФССП России лица, занимающие должности имеют специальное звание «старший лейтенант внутренней службы», что относит его к среднему начальствующему составу. Это означает, что для него установлен предельный возраст пребывания на службе – 55 лет.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов и предложений.

Считаем, что с учетом повышения общего пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, необходимо изменить и дифференцировать предельный возраст пребывания на службе в органах принудительного исполнения с учетом особенностей должностных обязанностей. Очевидно, что законодатель, регламентируя предельный возраст пребывания на службе в органах принудительного исполнения, ориентировался на аналогичные нормы, установленные в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [2, ст. 7020]. Однако, очевидно, во-первых, что обязанности сотрудников полиции, связанные с противодействием преступности, требуют от них большей степени готовности к применению физической силы для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, чем предъявляются, например, к судебным приставам-исполнителям. Во-вторых, в рамках органов принудительного исполнения неправильно устанавливать одни и те же требования к возрасту и, соответственно, состоянию здоровья судебных приставов-исполнителей и судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

Анализ Приказа ФССП России от 17 марта 2020 г. № 194 [5] показывает, что руководство данного органа признает наличие этой разницы, устанавливая различные квалификационные требования к физподготовке судебных приставов-исполнителей и судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

Считаем, что и предельный возраст занятия данных должностей должен различаться: для судебных приставов-исполнителей необходимо установить более поздний предельный срок прекращения с ними контракта. В целом, считаем неправильным установление возрастных ограничений. Более эффективным является учет профессиональных знаний, навыков, состояния здоровья, физической подготовки лиц, занимающих соответствующие должности. Действующее же законодательство фактически устанавливает дискриминацию граждан по возрасту, что недопустимо с учетом конституционного принципа равенства граждан перед законом.

Библиографический список

1. Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов за 2020 г. URL: https://fssp.gov.ru/statistics/ (дата обращения: 25.05.2021).

2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

3. О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 40. Ст. 5488.

4. Об органах принудительного исполнения Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

5. Об утверждении Порядка проверки уровня физической подготовки гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудника органа принудительного исполнения Российской Федерации, и квалификационных требований к уровню физической подготовки, необходимому для замещения отдельных должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации: Приказ ФССП России от 17.03.2020 № 194 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Шигуров А.В. Обжалование решений судебного пристава-исполнителя вышестоящим должностным лицам: анализ судебной практики // Мир науки и образования. 2015. № 4 (4). С. 25.

7. Шигуров А.В. Правовые позиции российских судов по процедуре обжалования действий судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов // Трансформация социальных систем: проблемы и поиски путей решения: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2016. С. 96-99.

8. Шигуров А.В. Судебный контроль за деятельностью судебного пристава-исполнителя: особенности, проблемы правового регулирования // Мир науки и образования. 2016. № 3 (7). С. 17.

References

1. Vedomstvennaya statisticheskaya otchetnost' Federal'noj sluzhby sudebnyh pristavov za 2020 g. (Departmental statistical reporting of the Federal Bailiff Service for 2020). URL: https://fssp.gov.ru/statistics/ (data obrashcheniya (date of access): 25.05.2021).

2. O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 30.11.2011 № 342-FZ (On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 342-FZ of 30.11.2011) // SZ RF. 2011. № 49 (ch. 1). St. 7020.

3. O sluzhbe v organah prinuditel'nogo ispolneniya Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 01.10.2019 № 328-FZ (On Service in the Bodies of compulsory enforcement of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 328-FZ of 01.10.2019) // SZ RF. 2019. № 40. St. 5488.

4. Ob organah prinuditel'nogo ispolneniya Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21.07.1997 № 118-FZ (On the bodies of compulsory enforcement of the Russian Federation: Federal Law No. 118-FZ of 21.07.1997) // SZ RF. 1997. № 30. St. 3590.

5. Ob utverzhdenii Poryadka proverki urovnya fizicheskoj podgotovki grazhdanina, postupayushchego na sluzhbu v organy prinuditel'nogo ispolneniya Rossijskoj Federacii, i sotrudnika organa prinuditel'nogo ispolneniya Rossijskoj Federacii, i kvalifikacionnyh trebovanij k urovnyu fizicheskoj podgotovki, neobhodimomu dlya zameshcheniya otdel'nyh dolzhnostej mladshego, srednego i starshego nachal'stvuyushchego sostava v organah prinuditel'nogo ispolneniya Rossijskoj Federacii: Prikaz FSSP Rossii ot 17.03.2020 № 194 (About the approval of the Procedure for checking the level of physical fitness of a citizen entering the service of the enforcement bodies of the Russian Federation and an employee of the enforcement body of the Russian Federation, and the qualification requirements for the level of physical fitness required to fill certain positions of junior, middle and senior commanding staff in the enforcement bodies of the Russian Federation: Order of the FSSP of Russia No. 194 of 17.03.2020) // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». (Access from the reference legal system «ConsultantPlus».).

6. SHigurov A.V. Obzhalovanie reshenij sudebnogo pristava-ispolnitelya vyshestoyashchim dolzhnostnym licam: analiz sudebnoj praktiki (Appeal of decisions of the bailiff to higher officials: analysis of judicial practice) // Mir nauki i obrazovaniya (The world of science and education). 2015. № 4 (4). S. 25.

7. SHigurov A.V. Pravovye pozicii rossijskih sudov po procedure obzhalovaniya dejstvij sudebnogo pristava-ispolnitelya v poryadke podchinennosti vyshestoyashchemu dolzhnostnomu licu sluzhby sudebnyh pristavov (The legal positions of the Russian courts on the procedure for appealing the actions of the bailiff-executor in the order of subordination to a higher official of the bailiff service) // Transformaciya social'nyh sistem: problemy i poiski putej resheniya: sbornik nauchnyh trudov po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Transformation of social systems: problems and the search for solutions: a collection of scientific papers based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical conference). Saransk, 2016. S. 96-99.

8. SHigurov A.V. Sudebnyj kontrol' za deyatel'nost'yu sudebnogo pristava-ispolnitelya: osobennosti, problemy pravovogo regulirovaniya (Judicial control over the activities of the bailiff: features, problems of legal regulation) // Mir nauki i obrazovaniya (The world of science and education). 2016. № 3 (7). S. 17.

Сведения об авторе

Васягина Марина Михайловна – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Занимается изучением проблем организации и осуществления правоохранительной деятельности. Автор более 100 научных и учебно-методических работ.

Тел.: 89375144017;

E-mail: wasjagina_mm@mail.ru

About the author

Vasyagina Marina Mikhailovna – PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Criminology of the Middle-Volga Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). Studies the problems of organizing and implementing law enforcement activities. Author of more than 100 scientific and educational works.

E-mail: wasjagina_mm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.