УДК 340
DOI 10.23672/15800-3814-9221 -r
Боровских Роман Николаевич Roman N. Borovskikh
доктор юридических наук, Doctor of Law,
доцент Associate Professor
[email protected] [email protected]
Зыков Даниил Алексеевич
кандидат юридических наук, доцент,
заведующий кафедрой публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России [email protected]
Новеллы уголовного
законодательства в свете противодействия распространению коронавирусной инфекции на территории рф
Daniil A. Zykov
Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor, Head of the Department Public Law Disciplines, Vladimir Law Institute Federal Service
execution of punishments in Russia [email protected]
Novelties of criminal
legislation in the light of counteraction to proliferation coronavirus infection
in the russian federation
Аннотация. Стремительное распространение коро-новирусной инфекции вынудило органы законодательной и судебной власти максимально мобилизовать все ресурсы и активизировать различные меры по противодействию распространению коронови-русной инфекции. В статье авторы рассматривают уголовно-правовые меры противодействия распространению короновирусной инфекции в Российской Федерации.
Ключевые слова: короновирусная инфекция, противодействие распространению короновирусной инфекции, уголовное законодательство, уголовная политика.
Annotation. ^e Rapid spread of coronavirus infection has forced the legislative and judicial authorities to maximize all resources and activate various measures to counteract the spread of coronavirus infection. In the article, the authors consider criminal legal measures to counter the spread of coronavirus infection in the Russian Federation.
Keywords: coronavirus infection, countering the spread of coronavirus infection, criminal law, criminal policy.
Федеральным законом РФ от 01.04.2020 г.
№ 100-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен новыми положениями, предусматривающими ответственность за преступления, характер общественной опасности которых связан с распространением на территории РФ новой коронавирусной инфекции (далее - СОУЮ-19).
В пояснительной записке к соответствующему законопроекту авторы инициативы обосновывали необходимость усиления уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ). Однако в итоговом законодательном решении новеллы состоялись по двум направлениям.
Направление первое: УК РФ дополнен нормами, предусматривающими ответственность за намеренную дезинформацию граждан и общественности относительно СОУЮ-19, мер по ее предупреждению.
Соответствую щие положения содержатся в настоящее время в Уголовном кодексе РФ в статье 207.1 «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» и 207.2. «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия».
Состав преступления, предусмотренного ст. 207.1 УК РФ, сконструирован законодателем как формальный. Ответственность предусмотрена за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Преступление признается юридически оконченным с момента распространения в любой форме
указанной информации. В примечании в ст. 207.1 УК РФ дано понятие обстоятельств, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. Преступление относится к категории небольшой тяжести. Санкция не предусматривает наказание в виде лишения свободы, максимальное наказание -ограничение свободы на срок до трех лет.
Состав преступления, предусмотренного ст. 207.2 УК РФ, является материальным. Ответственность предусмотрена за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 207.1 УК РФ, предметом преступления в ст. 207.2 УК РФ признается информация о СОУЮ-19, обладающая свойством общественной значимости. Обязательным условием уголовной ответственности признается наступление общественно опасных последствий в виде неосторожного причинения вреда здоровью человека (ч. 1) либо причинения человеку смерти по неосторожности или иных тяжких последствий (ч. 2). Законом предусмотрен квалифицированный вид данного преступления. По части 1 максимальное наказание - до трех лет лишения свободы, по части 2 - до пяти.
Направление второе: положения статьи 236 УК РФ дополнены нормами, устанавливающими более строгие меры ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
В связи с возникшими вопросами, Верховный Суд РФ подготовил соответствующие разъяснения и представил в формате двух обзоров:
1. Обзор № 1 Президиума Верховного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением мер противодействия распространению на территории РФ СОУЮ-19 (от 21.04.2020 г.).
2. Обзор № 2 Президиума Верховного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением мер противодействия распространению на территории РФ СОУЮ-19 (30.04.2020 г.).
В указанных выше Обзорах даны разъяснения, в том числе, по вопросам применения уголовного законодательства о противодействии распространению СОУЮ-19.
Данные разъяснения можно представить и охарактеризовать по следующим основным направлениям:
1. Разъяснения относительно действия новелл УК РФ во времени.
2. Разъяснения относительно признаков предмета преступлений, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК РФ.
3. Разъяснения относительно объективной стороны составов преступлений, предусмотренных в ст. 207.1 и 207.2 УК РФ в части признака обстановки совершения данных преступлений.
4. Разъяснения относительно отграничения преступлений, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК РФ от смежных административно наказуемых деяний (ст. 13.15. КоАП РФ).
5. Разъяснения относительно отграничения преступления, предусмотренного частью 2 статьи 236 УК РФ, от смежного административного прав о нару ш ения (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ).
Рассмотрим данные положения по порядку.
1. Разъяснения относительно действия новелл УК РФ во времени.
Вопрос 1: Возможна ли уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации, если оно совершено до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ, устанавливающего пре-сту п н ость этого деяния, но пресечено в период, когда указанная статья уже действовала?
Позиция ВС РФ: Лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 207.1 УК РФ, если деяние совершено до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ, то есть до 1 апреля 2020 года
В о п р о с 2: Наступает ли ответственность по статье 207.2 УК РФ за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, совершенное до вступления в силу Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 100-ФЗ, в случаях, когда последствия этих действий в виде причинения вреда здоровью человека, смерти человека или иные тяжкие последствия наступили после вступления его в силу?
Позиция ВС РФ: Уголовно наказуемыми по статье 207.2 УК РФ могут быть признаны только те действия, которые были совершены в период, начиная с 01 апреля 2020 года.
2. Разъяснения относительно признаков предмета преступлений, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК РФ.
Вопрос 1: Относятся ли обстоятельства распространения СОУЮ-19 на территории РФ к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан?
Позиция ВС РФ: Относятся, поскольку распространение СОУЮ-19 на территории РФ повлекло и может еще повлечь:
- человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей;
- значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Кроме этого, на противодействие СОУЮ-19 направлены принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий.
Вопрос 2: Что является общественно значимой информацией?
Позиция ВС РФ: Предмет преступления, предусмотренного статьей 207.2 УК РФ, является содержательно более широким по отношению к предмету преступления, ответственность за которое установлена в ст. 207.1 УК РФ. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общественно значимой признает информацию, которая:
- создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу;
- угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности;
- угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Если в результате распространения информации о СОУЮ-19 последствия, указанные в статье 207.2 УК РФ, не наступили, содеянное надлежит квалифицировать по статье 207.1 УК РФ.
Вопрос 3: Что следует понимать в диспозициях статей 207.1 и 207.2 УК РФ под заведомо ложной информацией?
Позиция ВС РФ: Под заведомо ложной информацией следует понимать такую информацию (сведения, сообщения, данные и т.п.), которая изначально не соответствует действительности, о чем достоверно было известно лицу, ее распространявшему
Вопрос 4: Что следует понимать в диспозициях статей 207.1 и 207.2 УК РФ под распространением под видом достоверных сообщений?
Позиция ВС РФ: О придании ложной информации вида достоверной могут свидетельствовать, например:
- формы, способы ее изложения (ссылки на компетентные источники, высказывания публичных лиц и пр.);
- использование поддельных документов, видео-и аудиозаписей либо документов и записей, имеющих отношение к другим событиям.
Лицо должно действовать с прямым умыслом, сознавать, что размешенная им, например, в сети Интернет под видом достоверной информация является ложной и иметь цель довести эту информацию до сведения других лиц.
3. Разъяснения относительно объективной стороны составов преступлений, предусмотренных в ст. 207.1 и 207.2 УК РФ - признака обстановки совершения данных преступлений.
Вопрос: В чем состоит публичность распространения информации, указанной в диспозициях статей 207.1 и 207.2 УК РФ?
Позиция ВС РФ: Признак публичности распространения означает, что информация адресована группе или неограниченному кругу лиц, а также, что информация выражена в любой доступной форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств).
При оценке наличия признака публичности распространения следует учитывать место, способ, обстановку и другие обстоятельства.
Публичный характер распространения заведомо ложной информации - например, использование для этого СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров ^Ь^эАрр, У1Ьег и других), в массовой рассылке электронных сообщений, путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.
4. Разъяснения относительно отграничения преступлений, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК РФ от смежных административно наказуемых деяний (ст. 13.15. КоАП РФ).
Позиция ВС РФ: Критерии разграничения данных правонарушений являются следующими:
1) уголовно-наказуемое распространение - это публичное распространение, но не только путем использования СМИ и интернета, но и посредством выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.);
2) уголовно-наказуемое распространение - это распространение заведомо ложной информации (в случае административно наказуемого деяния распространяемая информация является заведомо недостоверной).
3) для целей разграничения необходимо учитывать условия, в которых осуществляется распространение, цели и мотивы (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка).
5. Разъяснения относительно отграничения преступления, предусмотренного частью 2 статьи 236 УК РФ, от смежного административного правонарушения (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ).
Позиция ВС РФ: правила разграничения правонарушений следующие:
1) административная ответственность по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ наступает лишь в тех случаях, когда действия (бездействие) правонарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния;
2) за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность;
3) в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК РФ;
4) если наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного человека или нескольких лиц), то содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ;
5) если установлено массовое заболевание людей либо создание угрозы наступления таких последствий - то ч. 1 ст. 236 УК РФ.
Таким образом, сложившаяся нестандартная ситуация вынудила максимально мобилизовать все ресурсы и активизировать различные меры по противодействию распространению короновирус-ной инфекции, в том числе и меры уголовно-правового характера. Анализ указанных мер показывает, что, и законодательная, и судебная власти оперативно отреагировали и внесли соответствующие изменения в регулирование общественных отношений.
Литература:
1. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой ко-ронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 / Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года. URL : https://www.vsrf.ru/files/28856/
2. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой ко-ронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 / Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года. URL : https://www.vsrf.ru/documents/all/28882/
Literature:
1. Review of certain issues of judicial practice related to the application of legislation and measures to counteract the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) on the territory of the Russian Federation № 1 / Approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on April 21, 2020. URL : https://www.vsrf.ru/files/28856/
2. Review of certain issues of judicial practice related to the application of legislation and measures to counteract the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) on the territory of the Russian Federation № 2 / Approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on April 30, 2020. URL : https://www.vsrf.ru/documents/all/ 28882/