Научная статья на тему 'НОВЕЛЛЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ СУДОМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕБЫВАНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

НОВЕЛЛЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ СУДОМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕБЫВАНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМЕЩЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЦВСНП ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барамзина Ольга Николаевна, Кощеева Елена Сергеевна

В статье авторы рассматривают изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ в части нововведений порядка рассмотрения судом административных дел, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. Данная сфера, с одной стороны, имеет сложившуюся судебную практику, а, с другой стороны, - следует предусмотреть меры, обеспечивающие достижение ключевой цели этого института -обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, предупреждая совершение ими повторных противоправных деяний. В связи с этим отдельные положения процессуального законодательства нуждаются в разъяснениях и уточнениях, разработки которых представлены в данной научно-практической статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Барамзина Ольга Николаевна, Кощеева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVELTIES OF THE PROCEDURAL PROCEDURE FOR CONSIDERATION BY THE COURT OF ADMINISTRATIVE CASES RELATED TO THE STAY OF A MINOR IN A TEMPORARY DETENTION CENTER FOR JUVENILE OFFENDERS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODY

In the article, the authors consider changes to the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation in terms of innovations in the procedure for consideration by the court of administrative cases related to the stay of a minor in a temporary detention center for juvenile offenders of the internal affairs body. This area, on the one hand, has an established judicial practice, and, on the other hand, measures should be provided to ensure the achievement of the key goal of this institution - ensuring the protection of the life and health of minors, preventing them from committing repeated illegal acts. In this regard, certain provisions of the procedural legislation need clarifications and clarifications, the developments of which are presented in this scientific and practical article.

Текст научной работы на тему «НОВЕЛЛЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ СУДОМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕБЫВАНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_467 УДК 347

НОВЕЛЛЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ СУДОМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕБЫВАНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Novels of the procedural procedure for consideration by the court of administrative cases related to the stay of a minor in a temporary detention center for juvenile offenders of the internal affairs body

БАРАМЗИНА Ольга Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и административного процесса Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 610002, Россия, Кировская обл., г. Киров, Ленина ул., 99. E-mail: olga-baramsina@msalkirov.ru;

КОЩЕЕВА Елена Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент,

заведующая кафедрой гражданского и административного процесса Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 610002, Россия, Кировская обл., г. Киров, Ленина ул., 99. E-mail: koshcheeva@msalkirov.ru;

Baramzina Olga Nikolaevna,

PhD in Law, associate professor of the Department civil and administrative process of the Volga-Vyatka Institute (branch) of the University named after O.E. Kutafin (MSAL). 610002, Russia, Kirov region, Kirov, Lenina st., 99. E-mail: olga-baramsina@msalkirov.ru;

Koshcheeva Elena Sergeevna,

PhD in Law, associate professor, head of department civil and administrative process of the Volga-Vyatka Institute (branch) of the University named after O.E. Kutafin (MSAL). 610002, Russia, Kirov region, Kirov, Lenina st., 99. E-mail: koshcheeva@msalkirov.ru

Краткая аннотация. В статье авторы рассматривают изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ в части нововведений порядка рассмотрения судом административных дел, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. Данная сфера, с одной стороны, имеет сложившуюся судебную практику, а, с другой стороны, - следует предусмотреть меры, обеспечивающие достижение ключевой цели этого института -обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, предупреждая совершение ими повторных противоправных деяний. В связи с этим отдельные положения процессуального законодательства нуждаются в разъяснениях и уточнениях, разработки которых представлены в данной научно-практической статье.

Abstract. In the article, the authors consider changes to the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation in terms of innovations in the procedure for consideration by the court of administrative cases related to the stay of a minor in a temporary detention center for juvenile offenders of the internal affairs body. This area, on the one hand, has an established judicial practice, and, on the other hand, measures should be provided to ensure the achievement of the key goal of this institution - ensuring the protection of the life and health of minors, preventing them from committing repeated illegal acts. In this regard, certain provisions of the procedural legislation need clarifications and clarifications, the developments of which are presented in this scientific and practical article.

Ключевые слова. помещении несовершеннолетних в ЦВСНП органов внутренних дел, судебная практика.

Keywords. placement of minors in the TDCJO of internal affairs bodies, judicial practice.

Для цитирования: Барамзина О.Н., Кощеева Е.С. Новеллы процессуального порядка рассмотрения судом административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 467-470. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_467.

For citation: Baramzina O.N., Koshcheeva E.S. Novels of the procedural procedure for consideration by the court of administrative cases related to the stay of a minor in a temporary detention center for juvenile offenders of the internal affairs body // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 467-470. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_467.

Статья поступила в редакцию: 13.05.2023

Право детей на защиту и помощь, в том числе право на особое внимание детям, живущим в исключительно трудных условиях, изначально было зафиксировано в Резолюции 40/33 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1985 года, когда были приняты Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, - «Пекинские правила» [1].

Затем в целях совершенствования международного законодательства об улучшении жизни детей, в Резолюции 44/25 Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке от 20 ноября 1989 года, когда была подписана Конвенция о правах ребенка [2], которая вступила в силу 2 сентября 1990 года [3]. Кроме того, основные положения международного права по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями нашли отражение и в Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде») [4].

Международные стандарты правосудия в отношении несовершеннолетних в нашей стране нашли свое отражение в нормах Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту - ФЗ №120) [5].

В связи с наличием вопроса о том, в каком же процессуальном порядке подлежит рассмотрению эта категория дел, Конституционный Суд Российской Федерации дал четкие разъяснения, согласно которым связанные с временным пребыванием несовершеннолетних в центрах временного содержания и учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа дела возникают из административных и иных публичных правоотношений, а поэтому разрешение этих дел осуществляется в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» [6] (действовал на дату вынесения определения). Общеизвестно, что с 15 сентября 2015 года этот подраздел ГПК РФ утратил силу в связи и вступил в силу КАС РФ, но в первоначальной редакции КАС РФ законодатель не предусмотрел рассмотрения исследуемой категории дел по правилам этого Кодекса.

Потому 25 декабря 2018 года, то есть спустя пять лет после вынесения определения Конституционным судом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7].

В пояснительной записке к законопроекту исчерпывающе обоснована необходимость внесения соответствующих изменений, которые сводятся к обеспечению соблюдения конституционных прав и свобод несовершеннолетних, основных процессуальных гарантий несовершеннолетних и приоритет наилучшего обеспечения интересов ребенка [8].

Федеральным законом от 21.11.2022 № 445-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [9] введены в Кодекс административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) [10] глава 31.2 «Производство по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел» и глава 31.3 «Производство по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа».

Необходимо отметить, что и до внесения указанных изменений материалы о помещении несовершеннолетних в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее по тексту - ЦВСНП) органов внутренних дел рассматривались судами по правилам административного судопроизводства, но с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ №120.

В настоящее время в порядке главы 31.2 КАС РФ судами могут быть рассмотрены административные исковые заявления органов внутренних дел о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП в случаях, предусмотренных подпунктами 3-6 пункта 2 статьи 22 ФЗ №120.

До внесения в КАС РФ главы 31.2 административное исковое заявление о помещении несовершеннолетнего, указанного в подпунктах 3 - 6 статьи 22 ФЗ №120, в ЦВСНП и материалы, подтверждающие обоснованность помещения несовершеннолетних в указанные центры, должны были направляться в суд начальником органа внутренних дел или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних правонарушителей не позднее, чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в центрах временного содержания.

После внесения изменений в КАС РФ согласно ч. 2 ст. 285.6 КАС РФ административное исковое заявление в указанном случае может быть подано в суд органом внутренних дел также по месту нахождения центра временного содержания.

Административное исковое заявление в случае, если задержание к несовершеннолетнему не применялось, должно быть подано в суд в течение месяца со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или об отказе в возбуждении уголовного дела либо возникновения иных обстоятельств, являющихся основанием для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП. Тем не менее, данный срок не является пресекательным и не влечет возвращение или отказ в принятии административного искового заявления, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении (ч. 4 ст. 285.6 КАС РФ). В то же время, следует учитывать, что по прошествии длительного времени с момента совершения общественно-опасного деяния актуальность направления несовершеннолетнего в ЦВСНП для профилактики совершения повторных деяний во многом утрачивается, поэтому соблюдение указанных сроков крайне важно.

Требования к административному исковому заявлению, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, предусмотрены в статей 125 КАС РФ с особенностями, установленными ст. 285.7 КАС РФ (до введения в действие главы 31.2 КАС РФ, требования содержались в ст. 31.1 ФЗ №120).

Согласно положениям ч. 1 ст. 285.8 КАС РФ вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, разрешается судьей незамедлительно. На практике данный срок судами соблюдается, самое позднее данный вопрос разрешается на следующий день после поступления административного искового заявления. До изменений подобных требований законодательство не содержало.

Еще одной новеллой главы 31.2 КАС РФ стало информирование уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации о возбуждении производства по административному делу (ч. 2 ст. 285.7 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 285.9 КАС РФ административное дело, связанное с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, рассматривается судом до истечения срока нахождения несовершеннолетнего в центре временного содержания. В остальных случаях в течение 10 дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда (ранее материалы рассматривались в течение

суток с момента представления указанных материалов органом внутренних дел, но не позднее истечения срока их нахождения в центре временного содержания).

Закон не предусматривал срока рассмотрения административного искового заявления в случае, если несовершеннолетний не задерживался, тем не менее, суды были ориентированы на рассмотрение подобных дел в срок не более 10 дней с момента принятия административного искового заявления.

Согласно положениям ч. 2 ст. 285.9 КАС РФ рассмотрение дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в ЦВСНП, осуществляется в закрытом судебном заседании (ранее этот вопрос отдельно регламентирован не был, но на основании ч. 2 ст. 11 КАС РФ и пункта 3 статьи 9 ФЗ №120 целесообразно было проводить закрытые судебные заседания).

Лица, участвующие делах данной категории, определены в чч. 3, 4, 5, 6 ст. 285.9 КАС РФ, помимо административного истца, несовершеннолетнего административного ответчика и его законного представителя в деле участвуют представитель административного ответчика, отвечающий требованиям, предусмотренным ст. 55 КАС РФ. Если такого представителя у несовершеннолетнего нет, ему назначается в качестве представителя адвокат. В качестве заинтересованных лиц суд может привлечь комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, орган опеки и попечительства.

Для дачи заключения в делах данной категории участвует прокурор, извещается уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, который также вправе принять участие в судебном разбирательстве для дачи заключения по делу (ч. 2 ст. 285.8 КАС РФ). Участие представителя несовершеннолетнего и прокурора в рассмотрении административного дела является обязательным (ч. 6 ст. 285.9 КАС РФ).

По нашему мнению следует привлекать к участию в деле в качестве заинтересованного лица и ЦВСНП, поскольку данным центром разрабатываются программы реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, и он может ориентировать суд на срок помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП, а обсуждение данного вопроса является для суда обязательным (ч. 2 ст. 285.10 КАС РФ).

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делам данной категории, определены в ст. 285.10 КАС РФ. Один лишь факт совершения общественно опасного деяния или административного правонарушения не может служить основанием для их помещения в центр временного содержания.

Вопрос о помещении в Центр несовершеннолетних, перечисленных в подпункте 4 - 6 пункта 2 статьи 22 ФЗ №120, правомерно ставить лишь в том случае, если несовершеннолетний не только совершил общественно опасное деяние или административное правонарушение, но еще необходимо обеспечить их защиту жизни или здоровья; предупредить совершение ими повторных общественно опасных деяний; если их личность не установлена либо у них нет места жительства, места проживания; они не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо они проживают на территории субъекта Федерации, где было совершено общественно опасное деяние, но в силу удаленности их места жительства не могут быть переданы родителям в течение трех часов.

Следует учитывать, что перечень указанных оснований для помещения в ЦВСНП является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

К сожалению, законом не установлено нижней границы возраста, с которого несовершеннолетний может быть помещен в ЦВСНП. С позиции международных правил «орган по контролю за осуществлением Конвенции о правах ребенка неизменно рассматривает любой минимальный возраст ниже 10 лет как слишком низкий» [11, С.4]. Судам необходимо учитывать, что при решении вопроса о помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП следует исходить из каждого конкретного случая.

Необходимо обратить внимание, что пункт 1 части 2 статьи 285.11 КАС РФ обязывает суд в резолютивной части решения указывать срок содержания несовершеннолетнего в центре временного содержания.

Ранее до внесенных изменений в законодательство суды не указывали конкретный срок (указывали до 30 суток), что позволяло ЦВСНП самостоятельно определять период времени, минимально необходимый для устройства несовершеннолетнего. При определении срока учитывалось мнение заинтересованного лица ЦВСНП, которым предоставлялись сведения о разработанном плане психокоррекционной работы с подростком, рассчитанном на 30 суток.

В соответствии с ч. 3 ст. 285.11 КАС РФ по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в ЦВСНП, мотивированное решение суда должно быть изготовлено в день его принятия.

Согласно положениям ст. 285.12 КАС РФ решение суда по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетних в центре временного содержания, может быть обжаловано по общим правилам, установленным КАС РФ, то есть в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 298 КАС РФ). Ранее такой срок составлял 10 суток со дня получения копии указанного постановления, лицами имеющими право его обжаловать.

Таким образом, изменения процессуального законодательства требуют изменения подходов, применяемых в судебной практике при рассмотрении дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в ЦВСНП.

Библиография:

1. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), утв. Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1985 года. Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/40/docs/40res.shtml

2. Конвенция о правах ребенка, принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

3. Постановление Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9009714?ysclid=li3egw73ff411719777

4. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде), приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года № 45/112. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901739168?ysclid=li3ea6g5cv338730448

5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изменениями на 21 ноября 2022 года). Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901737405?ysclid=li3eq8mln993224633

6. Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 690-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Назармамадова Дидора Гулма-мадовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 6 пункта 2 статьи 22 и пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Режим доступа: СПС «Консультант плюс».

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 51 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Режим доступа: СПС «Консультант плюс».

8. Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводств Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/333901-8?ysclid=lin1znda3t294130429

9. Федеральный закон от 21.11.2022 г. № 445-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48550

10. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (в ред. от 17.02.2023 г.). Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102380990&ysclid=li3evvysqa495544470

11. Правосудие по делам несовершеннолетних. Общие вопросы: пособие по оценке систем уголовного правосудия. Режим доступа: https://www.unodc.org/pdf/criminal_justice/10-52547_4_Cross-cutting_2_ebook.pdf

References:

1. Minimal'nye standartnye pravila OON, kasayushchiesya otpravleniya pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih («Pekinskie pravila»), utv. Rezolyuciej 40/33 General'noj Assamblei Organizacii Ob"edinennyh Nacij ot 10 dekabrya 1985 goda. Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/ga/40/docs/40res.shtml

2. Konvenciya o pravah rebenka, prinyata Rezolyuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 goda. Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

3. Postanovlenie Verhovnogo Soveta SSSR ot 13.06.1990 № 1559-I «O ratifikacii Konvencii o pravah rebenka». Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/9009714?ysclid=li3egw73ff411719777

4. Rukovodyashchie principy Organizacii Ob"edinennyh Nacij dlya preduprezhdeniya prestupnosti sredi nesovershennoletnih (Rukovodyashchie principy, prinyatye v Er-Riyade), prinyaty rezolyuciej General'noj Assamblei OON ot 14 dekabrya 1990 goda № 45/112. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/901739168?ysclid=li3ea6g5cv338730448

5. Federal'nyj zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» ot 24.06.1999 № 120-FZ (s izmeneniyami na 21 noyabrya 2022 goda). Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/901737405?ysclid=li3eq8mln993224633

6. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 14.05.2013 № 690-0 «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby' Nazarmamadova Didora Gulmamado-vicha na narushenie ego konstitucionny'x prav podpunktom 6 punkta 2 stat'i 22 i punktom 3 stat'i 30 Federal'nogo zakona «Ob osnovax sistemy' profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnix». Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tant plyus».

7. Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda RF ot 25.12.2018 № 51 «O vnesenii v Gosudarstvennuyu Dumu Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii proekta federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii i Federal'ny'j zakon «Ob osnovax sistemy' profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnix». Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tant plyus».

8. Poyasnitel'naya zapiska «K proektu federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Kodeks administrativnogo sudoproizvodstv Rossi jskoj Federacii i Federal'ny'j zakon «Ob osnovax sistemy' profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnix». Rezhim dostupa: https://sozd.duma.gov.ru/bill/333901-8?ysclid=lin1znda3t294130429

9. Federal'nyj zakon ot 21.11.2022 g. № 445-FZ «O vnesenii izmenenij v Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii i Federal'nyj za-kon «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih». Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48550

10. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii (v red. ot 17.02.2023 g.). Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102380990&ysclid=li3evvysqa495544470

11. Pravosudie po delam nesovershennoletnih. Obshchie voprosy: posobie po ocenke sistem ugolovnogo pravosudiya. Rezhim dostupa: https://www.unodc.org/pdf/criminal_justice/10-52547_4_Cross-cutting_2_ebook.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.