УДК 343.852
Екатерина Юрьевна ЧУМАРОВА,
доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск),
кандидат юридических наук, доцент
ПОМЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА
COMPULSORY PLACEMENT OF JUVENILE OFFENDERS
INTO SPECIALIZED INSTITUTIONS: PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT AND LAWMAKING
В статье рассматривается помещение в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в соотношении с такой принудительной мерой, как помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Проанализирована правовая основа, определяющая процессуальный порядок помещения несовершеннолетних в указанные учреждения, обозначены затруднения, возникающие в правоприменительной деятельности, и перспективы совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений.
The article considers the issue of placement into temporary detention centers of internal affairs bodies for juvenile delinquents in correlation with such a compulsory measure as placement into special educational institutions of closed type. The legal basis determining the procedural order for placing minors into these institutions is analyzed, difficulties arising in law enforcement activities and prospects for improving the current legislation in the field of legal relations under consideration are presented.
Ключевые слова: центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Keywords: temporary detention centers of internal affairs bodies for juvenile delinquents, special educational institutions of closed type.
Эффективное воспитание подрастающего поколения является одной из основополагающих задач любого общества и любого государства. С этой целью в Российской Федерации создана и относительно успешно функционирует система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в которую включены
такие специализированные учреждения, как центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - ЦВСНП) и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее - СУВУЗТ), помещение в которые осуществляется в принудительном порядке.
Несмотря на то что помещение в ЦВСНП может предшествовать направлению в СУВУЗТ, данные меры принуждения не следует отождествлять, поскольку они имеют различную правовую природу.
Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ N 120) ЦВСНП выполняют следующие задачи:
1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;
3) доставляют несовершеннолетних в СУВУЗТ, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.
Очевидно, что помещение в ЦВСНП не является «уголовно-правовой мерой, заменяющей наказание» [2], как ошибочно отмечают отдельные исследователи.
Авторы отчета о научно-исследовательской работе «Деятельность полиции по пресечению правонарушений несовершеннолетних», подготовленного сотрудниками Уральского юридического института МВД России, справедливо отмечают, что ЦВСНП не должны ассоциироваться с местами отбывания наказания или исправления несовершеннолетних, а также восприниматься как крайняя и жесткая мера. Деятельность этих учреждений носит профилактическую направленность, имеющую целями обеспечение защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетних, предупреждение
совершения ими повторных правонарушений, а также социально-педагогическую реабилитацию [1]. Аналогичной точки зрения придерживаются и авторы методических (практических) рекомендаций «Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних», которые отмечают, что помещение несовершеннолетних в ЦВСНП «в целях коррекции поведения», «для перевоспитания» и по иным, не указанным в ФЗ N 120, основаниям, недопустимо [4].
Категории несовершеннолетних, помещаемых в ЦВСНП, определены п. 2 ст. 22 ФЗ N 120. Условно их можно распределить на две группы:
1) несовершеннолетние, помещаемые в СУВУЗТ (направляемые по приговору суда или по постановлению судьи; временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении; самовольно ушедшие из СУВУЗТ) (пп. 1-3 п. 2 ст. 22 ФЗ N 120);
2) несовершеннолетние, совершившие противоправные деяния (такие как общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние; правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность либо административное правонарушение), в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено противоправное деяние, либо они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено противоправное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 21 ФЗ N 120 (пп. 4-6 п. 2 ст. 22 ФЗ N 120). При этом в случае совершения общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, помимо обстоятельств, связанных с невозможностью своевременной передачи таких
несовершеннолетних родителям или иным законным представителям, их могут поместить в ЦВСНП, если необходимо обеспечить защиту их жизни или здоровья или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния.
В то же время в соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ N 120 в СУВУЗТ могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, а именно:
1) несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности (в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого она наступает, либо достигли такого возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими) (пп. 1,2 п. 4 ст. 15 ФЗ N 120);
2) несовершеннолетние, осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобожденные судом от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ (пп. 3 п. 4 ст. 15 ФЗ N 120).
При этом в отношении второй категории несовершеннолетних помещение в СУВУЗТ следует рассматривать как принудительную меру воспитательного воздействия, применяемую исключительно в качестве альтернативы лишению свободы.
Таким образом, помещение несовершеннолетних в ЦВСНП регулируется нормативными правовыми актами, относящимися к источникам административного, а не уголовного права, преследует цель защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений, предполагает проведение с ними индивидуальной профилактической работы, установление обстоятельств, при-
1 Данные получены в результате изучения статистической по Красноярскому краю.
чин и условий, способствующих совершению правонарушений, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений, а также дальнейшее устройство несовершеннолетних. Юридическая сущность этой меры отражает ее административно-правовой характер. Отметим, что ведомственная принадлежность ЦВСНП к органам внутренних дел не меняет правовую природу данной меры. В то время как СУВУЗТ, будучи учреждениями, подчиненными органам, осуществляющим управление в сфере образования, тем не менее осуществляют реализацию принудительной меры воспитательного воздействия, заменяющей собой лишение свободы - одно из наиболее строгих наказаний, предусмотренных УК РФ.
Несмотря на значимость функций, осуществляемых ЦВСНП, их профилактический потенциал и ресурсные возможности как субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используются далеко не в полной мере. В последние годы отмечается стабильное уменьшение количества несовершеннолетних, помещенных в указанные учреждения. Так, лимит наполняемости ЦВСНП ГУ МВД России по Красноярскому краю составляет 52 койко-места, но среднесуточная наполняемость за последние три года не превышает 7 человек. При этом в 2005 г. в данный ЦВСНП были помещены 378 несовершеннолетних, в 2010 г. - 251, в 2015 г. - 218, в 2020 г. - 127, а за 10 месяцев 2021 г. всего 981. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах России. Например, на территории Ставропольского края расположены два ЦВСНП, в которые ежегодно помещаются в среднем до 150 несовершеннолетних правонарушителей. При этом среднесуточная наполняемость данных учреждений составляет от 3 до 5 человек при лимите каждого центра в 25 койко-мест [3, с. 68-71]. Тенденция, связанная с уменьшением количества несовершеннолетних правонарушителей, помещаемых в ЦВСНП, прослеживается
информации, подготовленной ЦВСНП ГУ МВД России
и в ходе анализа ведомственной статистической информации, представленной на сайте ФКУ ГИАЦ МВД России. Так, в 2016 г. в эти учреждения были помещены 13426 несовершеннолетних (-3,3% АППГ), в 2017 г. - 12202 (-9,1% АППГ), в 2018 г. - 11450 (-6,2% АППГ), в 2019 г. - 11053 (-3,5% АППГ)2. В 2020 г. такое уменьшение отмечалось в 69 субъектах Российской Федерации. В целом по России в 2020 г. в ЦВСНП были помещены 8113 несовершеннолетних (-26,6% АППГ)3.
К сожалению, обозначенная тенденция связана не с уменьшением криминогенной активности рассматриваемой категории населения, а с проблемами нормативно-правового регулирования и сложившейся судебной практикой.
ФЗ N 120, закрепляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет, что рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП и СУВУЗТ относится к ведению суда, устанавливает порядок и сроки их рассмотрения, а также порядок обжалования, опротестования и исполнения соответствующего постановления судьи. Однако данный нормативный правовой акт не регламентирует всех стадий процесса рассмотрения дел, не определяет порядка судопроизводства по данным делам и основных принципов его осуществления.
В то же время ч. 1 и ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации устанавливают, что судебная власть реализуется исключительно посредством четырех видов судопро-
изводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.
Хотя в настоящее время помещение в СУВУЗТ и в ЦВСНП не указано в перечне, содержащемся в ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), но такие производства фактически относятся к числу административных дел, возникающих из публичных правоотношений, связанных с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам. Принимая во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации4, следует констатировать, что рассмотрение дела о помещении несовершеннолетнего в указанные учреждения должно осуществляться в соответствии с нормами КАС РФ.
Между тем в настоящее время КАС РФ не предусматривает специального порядка рассмотрения дел данных категорий, в связи с чем суды используют закрепленные в нем общие принципы и процедуры.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, в частности ее ст. 118 (ч. 1 и ч. 2), не исключает установления в рамках предусмотренных ею видов судопроизводства специальных процедур разрешения отдельных категорий дел, а потому закрепление в ФЗ N 120 специфических правил рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП и СУВУЗТ не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя при условии, что такое регулирование не отменяет действия общих принципов, присущих право-
2 Статистические данные ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России». Форма 180. Книга 56. URL: http: 10.5.0.16/csi/files/stat/ book/text/txt 180_202012.056.txt.; http: 10.5.0.16/csi/files/stat/book/text/txt180_201912.056.txt; http: 10.5.0.16/ csi/files/stat/book/text/txt 180_201812.056.txt; http: 10.5.0.16/csi/files/stat/book/text/txt180_201712.056.txt; http: 10.5.0.16/csi/files/stat/book/text/txt180_201612.056.txt. (дата обращения: 07.02.2022).
3 На момент подготовки статьи в ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» отсутствовали статистические данные о количестве несовершеннолетних, помещенных в ЦВСНП в 2021 г. (дата обращения: 07.02.2022).
4 Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 8-КГ17-10, а также п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018.
судию, и процессуальных гарантий, необходимых для полноценного судебного разбира-тельства5.
Недостаточная определенность правового регулирования вопросов, связанных с помещением несовершеннолетних в рассматриваемые учреждения, является причиной затруднений в правоприменительной деятельности.
Так, проведенное нами в рамках подготовки отчета о научно-исследовательской работе анкетирование 235 сотрудников ПДН и ЦВСНП, представляющих 32 субъекта Российской Федерации, показало, что на вопрос: «В каком процессуальном порядке, по Вашему мнению, должны рассматриваться вопросы о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП (за исключением несовершеннолетних, направляемых в СУВУЗТ в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ)?» - 80,6% респондентов ответили, что в порядке, предусмотренном ФЗ N 120, 22,6% - в порядке, предусмотренном КАС РФ, 3,2% указали, что такие вопросы должны рассматриваться в рамках КАС, но с обязательным внесением в него отдельных положений, касающихся особенностей помещения в ЦВСНП. В Красноярском крае при ответе на рассматриваемый вопрос ответы распределились следующим образом: 63% указали в качестве предпочитаемого источника правового регулирования ФЗ N 120, а 37% - КАС РФ [подр.: 5].
Следует заметить, что затруднения в выборе нормативного основания для помещения несовершеннолетних в ЦВСНП и СУВУЗТ испытывают не только сотрудники органов внутренних дел, но и судьи.
Так, Волосовским районным судом (Ленинградская область) было принято постановление, в резолютивной части которого указано: «Постановление начальника ОМВД России по Волосовскому району Ленинградской области о возбуждении перед судом
ходатайства о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и помещении в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО1 удовлетворить. Несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, место рождения (адрес), Россия, направить в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на срок 3 (три) года. До получения путевки в указанное учреждение поместить ФИО1 в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на срок до 30 суток»6. При этом в качестве нормативного обоснования принятого решения указаны ст. 15, 22, 2628, 31 ФЗ N 120, а упоминание о КАС РФ отсутствует. Кроме того, нарушен порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ, предусмотренный п. 1 ст. 26 ФЗ N 120, предполагающий, что возбуждение перед судом ходатайства о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, в то время как в соответствии сост. 125 КАС РФ орган внутренних дел должен подать административное исковое заявление о помещении несовершеннолетнего в указанное учреждение, то есть выступить в качестве административного истца через своего представителя, обязательно имеющего высшее юридическое образование (ст. 55 КАС РФ). При этом процессуальный документ, принимаемый судом по результатам рассмотрения дел, должен именоваться не постановлением, как предусмотрено ФЗ N 120, а решением, как требуют ст. 175-180 КАС РФ.
В то же время следует отметить, что вопрос о территориальной подсудности таких административных дел следует решать с уче-
5 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Назармамадова Дидора Гулмамадовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 6 пункта 2 статьи 22 и пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» : определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 N 690-0.
6 См.: постановление Волосовского районного суда (Ленинградская область) от 16.09.2020 N 2А-672/2020 2А-672/2020~М-580/2020 М-580/2020 по делу 2А-672/2020. URL: https://sudact.ru/.
том положений, содержащихся в ФЗ N 120, поскольку между нормами права, содержащимися в КАС РФ и в указанном федеральном законе, имеется коллизия.
Согласно ч. 3 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено КАС РФ. В соответствии же с п. 1 ст. 31.1 ФЗ N 120 постановление о помещении несовершеннолетних, указанных в пп. 3-6 п. 2 ст. 22 ФЗ N 120, в ЦВСНП и материалы, подтверждающие обоснованность такого их помещения, направляются в суд начальником органа внутренних дел или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних.
Учитывая, что для второй группы несовершеннолетних, помещаемых в ЦВСНП, одним из обязательных условий помещения в указанные места принудительного содержания является тот факт, что они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено противоправное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено противоправное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 21 ФЗ N 120 (пп. 4-6 п. 2 ст. 22 ФЗ N 120), подача искового заявления в суд по месту жительства в силу объективных причин невозможна и нецелесообразна. Решение об устройстве таких несовершеннолетних правонарушителей, оставшихся без
надлежащего надзора со стороны родителей или иных законных представителей, должно приниматься своевременно с учетом таких обстоятельств, как необходимость обеспечения защиты их жизни или сохранения здоровья либо предупреждение совершения ими повторного общественно опасного деяния (п. 2 ст. 31.1 ФЗ N 120).
Таким образом, в данном случае при решении вопроса о территориальной подсудности дела о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП (СУВУЗТ) следует руководствоваться нормами, предусмотренными ст. 27, 31.1 ФЗ N 120, поскольку они являются специальным по отношению к КАС РФ. Это не противоречит требованиям законности, поскольку не отменяет действия общих принципов, присущих правосудию, и процессуальных гарантий, необходимых для полноценного судебного разбирательства7. То есть по пп. 1, 2 п. 2 ст. 22 ФЗ N 120 административное исковое заявление направляется в суд по месту жительства несовершеннолетнего, а по пп. 3-6 п. 2 ст. 22 ФЗ N 120 - по месту задержания.
Учитывая, что дела о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП и в СУВУЗТ обладают определенными особенностями, требующими их специального правового регулирования, Верховным Судом Российской Федерации в качестве законодательной инициативы был разработан проект федерального закона N 618625-7 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"» (далее - законопроект)8.
Указанным законопроектом вносятся изменения в раздел I (Общие положения) КАС РФ, в соответствии с которыми дела о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП и СУВУЗТ включаются в перечень административных
7 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Назармамадова Дидора Гулмамадовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 6 пункта 2 статьи 22 и пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» : определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 N 690-О.
8 О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 51.
дел, рассматриваемых судами в порядке судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Кроме того, предусматривается включение в КАС РФ отдельных глав, посвященных производству по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в ЦВСНП (гл. 31.2) и СУВУЗТ (гл. 31.3).
Для наилучшего обеспечения интересов ребенка законопроектом предусмотрен ряд процессуальных гарантий судебной защиты прав несовершеннолетних.
В частности, законопроектом закрепляются:
- право несовершеннолетнего на личное участие в судебном заседании (ч. 6 ст. 285.9, ч. 8 ст. 285.16);
- право на оказание несовершеннолетнему профессиональной юридической помощи, реализуемое путем обязательного участия в деле адвоката, если у суда отсутствуют сведения о наличии у несовершеннолетнего представителя, отвечающего требованиям ст. 55 КАС РФ (ч.ч. 3, 5 ст. 285.9, ч. 5, 7 ст. 285.16). При этом определено, что участие представителя несовершеннолетнего и прокурора в рассмотрении дела является обязательным (ч. 5 ст. 285.9, ч. 7 ст. 285.16);
- право апелляционного и кассационного обжалования в порядке, предусмотренном гл. 34, 35 КАС РФ (ст. 285.12, 285.19).
В целях соблюдения конфиденциальности информации, касающейся несовершеннолетних, законопроектом предлагается закрепить возможность рассмотрения дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в ЦВСНП и СУВУЗТ, в закрытом судебном заседании (ч. 2 ст. 285.9 и ч. 4 ст. 285.16), что будет соответствовать положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 6) и Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Правило 8).
Законопроект устанавливает, что о принятии заявления к производству суд информирует уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, который вправе участвовать в рассмотрении дела и дать заключение по делу (ч. 2 ст. 285.8, ч. 2 ст. 285.15). Предполагается, что это позволит уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации оперативно реагировать на возникшую ситуацию и реализовать свои права в защиту интересов несовершеннолетнего.
Законопроект предусматривает возможность утверждения судом соглашения о примирении по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в СУВУЗТ (ч. 10 ст. 285.16). К числу вопросов, по которым судом может быть утверждено соглашение о примирении, относится вопрос о порядке (сроках, месте) проведения медицинского освидетельствования, которое необходимо для определения возможности помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ (например, в каком медицинском учреждении может быть проведено медицинское освидетельствование несовершеннолетнего). Возможность заключения соглашения о примирении по указанной категории дел направлена на сохранение семейных связей.
Предлагаются изменения в ст. 120 раздела II («Меры процессуального принуждения»), допускающие возможность применения привода к несовершеннолетним лицам старше четырнадцати лет, что улучшает положение несовершеннолетних по сравнению с действующими нормами ФЗ N 120-ФЗ, допускающими применение привода к несовершеннолетним независимо от их возраста (п. 5 ст. 26 указанного закона).
В связи с изменениями, которые предлагается внести в КАС РФ, законопроект предусматривает также внесение корреспондирующих изменений в ФЗ N 120.
28 декабря 2018 г. рассматриваемый законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а 30 мая 2019 г. принят ею в
первом чтении9, после чего процесс был приостановлен.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Россия как правовое государство обязана обеспечивать действенную защиту прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, гарантирующего их охрану от произвола властей и отвечающего требованиям справедливости, а также осуществляемого на основе законодательно закрепленных критериев, которые в нормативной форме (в виде общих правил) предопределяют, в каком суде и в какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, - это позволяет суду, участникам процесса, иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в данном вопросе10.
В то же время из принципа юридического равенства применительно к реализации права на судебную защиту (ст. 19, ч.ч. 1 и 2; ст. 46, ч. 1; ст. 123, ч. 3, Конституции Российской Федерации) вытекает требование, в силу которого однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом11.
Так, в настоящее время правоприменительная практика отражает острую необходимость внесения в действующее законодательство изменений, направленных на совершенствование регулирования судопроизводства по делам о помещении несовершеннолетних в такие места принудительного содержания, как ЦВСНП и СУВУЗТ.
9 О проекте федерального закона N 618625-7 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»» : постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30.05.2019 N 6251-7 ГД.
10 См.: постановления Конституционного Суда РФ от 24.04.2003 N 7-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 21.01.2010 N 1-П, от 26.05.2011 N 10-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 25.06.2013 N 14-П, от 11.11.2014 N 28-П, от 20.10.2015 N 27-П, от 02.03.2017 N 4-П, от 29.11.2019 N 38-П и др.
11 См.: постановления Конституционного Суда РФ от 2712.1999 N 19-П, от 16.07.2007 N 12-П и от 25.03.2008 N 6-П; определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2006 N 455-О, от 07.02.2008 N 226-О-О, от 15.04.2008 N 263-О-О, от 15.07.2010 N 943-О-О и др.
Библиографический список
1. Деятельность полиции по пресечению правонарушений несовершеннолетних : отчет о НИР / науч. рук. Ж.Ю. Третьякова. - Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2013.
2. Ищенко, Е.В. Организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних : учебное пособие / Е.В. Ищенко, О.И. Копытина, А.И. Четверикова. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2019.
3. Осадчая, Е.М. Обеспечение применения к несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия путем помещения в ЦВСНП (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) / Е.М. Осадчая, А.Н. Димитров, С.С. Сотников // Административное право и административный процесс. - 2020. - N 1. - С. 68-71.
4. Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних : методические (практические) рекомендации / А.А. Бондарев [и др.]. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2015.
5. Чумарова, Е.Ю. Подготовка материалов для помещения несовершеннолетних правонарушителей в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел : отчет о НИР / Е.Ю. Чумарова, Ю.А. Роженюк. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2021.