Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРИЕМНИКИ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

В статье рассмотрено развитие административно-правового статуса специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, в процессе реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации. С учетом результатов проведенного исследования автором предложены первоочередные меры, требующие детальной правовой регламентации в рамках обеспечения повышения профилактического потенциала центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF SPECIALIZED SUBDIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION PROVIDING TEMPORARY DETENTION OF JUVENILE OFFENDERS: MAIN STAGES, PROBLEMS, PROSPECTS

The article considers the development of the administrative and legal status of specialized units of internal affairs bodies that provide temporary detention of juvenile offenders in the process of reforming the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Taking into account the results of the study, the author proposed priority measures that currently require detailed legal regulation in the framework of improving the preventive capacity of temporary detention centers for juvenile offenders of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

С. А. Бражников, кандидат исторических наук

ТРАНСФОРМАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

TRANSFORMATION OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL

STATUS OF SPECIALIZED SUBDIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION PROVIDING TEMPORARY DETENTION OF JUVENILE OFFENDERS: MAIN STAGES, PROBLEMS, PROSPECTS

В статье рассмотрено развитие административно-правового статуса специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, в процессе реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации.

С учетом результатов проведенного исследования автором предложены первоочередные меры, требующие детальной правовой регламентации в рамках обеспечения повышения профилактического потенциала центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

The article considers the development of the administrative and legal status of specialized units of internal affairs bodies that provide temporary detention of juvenile offenders in the process of reforming the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Taking into account the results of the study, the author proposed priority measures that currently require detailed legal regulation in the framework of improving the preventive capacity of temporary detention centers for juvenile offenders of the internal affairs bodies.

В настоящее время одной из важнейших задач, решаемых в Российской Федерации на государственном уровне, является обеспечение благополучного и безопасного детства. В этих целях период с 2018 года по 2027 год объявлен указом Президента Российской Федерации Десятилетием детства [1]. Плановые мероприятия, предусмотренные для реализации в этот временной промежуток, предполагают разработку и реализацию мер по совершенствованию механизмов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая мероприятия по противодействию криминализации подростковой среды [2]. В качестве ответственных соисполнителей в этой работе задействованы: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Общероссийская обще-

ственно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» и другие заинтересованные структуры.

В этих условиях разноформатное изучение возможностей совершенствования деятельности субъектов отечественной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних приобретает особую актуальность и практическую значимость.

Одним из важнейших субъектов этой системы являются органы внутренних дел, в составе которых функционируют специализированные подразделения, осуществляющие временное содержание несовершеннолетних правонарушителей.

Следует отметить, что за время реформирования правоохранительной сферы, которое началось с момента образования Российской Федерации и продолжается до настоящего времени, административно-правовой статус данных подразделений претерпел значительные изменения, имевшие

неоднозначные последствия, требующие научного осмысления и объективной оценки.

Административно-правовой статус специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, представляет собой их правовое положение в системе административных правоотношений, определенное соответствующими нормативными правовыми актами. Важнейшими элементами, формирующими административно-правовой статус этих подразделений, являются их цели, задачи, права, обязанности; порядок их создания, реорганизации, ликвидации, взаимодействия с другими подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными органами, иными государственными и общественными структурами; их финансирование и материально-техническое обеспечение.

В период с 1991 года по настоящее время в процессе трансформации административно-правового статуса специализированных подразделений, осуществляющих временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, в структуре органов внутренних дел Российской Федерации были последовательно образованы:

1) приемники-распределители для несовершеннолетних — функционировали с конца 1991 года по 1999 год (далее — ПРН ОВД);

2) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей — функционировали с 1999 года по 2003 год (далее — ЦВИНП ОВД);

3) центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей — действуют с 2003 года по настоящее время (далее — ЦВСНП ОВД).

В начале исследуемого периода специализированные подразделения, осуществляющие временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, были представлены ПРН ОВД, административно-правовой статус которых определялся Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года № 5266-1Х «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], а также приказом Министра внутренних дел СССР от 14 октября 1981 года № 325 «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы приемников-распределителей для несовершеннолетних органов внутренних дел». В соответствии с этими нормативными правовыми актами ПРН ОВД:

1) осуществляли временное содержание и принимали соответствующие меры, направленные на устройство, возвращение в семьи, детские

и учебно-воспитательные учреждения лиц в возрасте от трех до восемнадцати лет, которые нуждались в помощи со стороны государства и общества, а также подростков-правонарушителей;

2) обеспечивали условия содержания детей и подростков, исключавшие возможность их самовольного ухода и совершения ими правонарушений;

3) устанавливали причины и условия, которые стимулировали безнадзорность и правона-рушительство в среде несовершеннолетних;

4) направляли в государственные органы и общественные организации соответствующие предложения по устранению выявленных причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

В ПРН ОВД подлежали помещению дети и подростки:

1) совершившие общественно опасные деяния в возрасте от одиннадцати до четырнадцати лет, при необходимости немедленной изоляции;

2) направлявшиеся в лечебно-воспитательные профилактории, специальные общеобразовательные школы, специальные профессионально-технические училища;

3) самовольно ушедшие из лечебно-воспитательных профилакториев, специальных общеобразовательных школ, специальных профессионально-технических училищ, а также из других детских учреждений;

4) оставшиеся в возрасте до шестнадцати лет без попечения родителей или лиц, их заменявших, при необходимости оказания им помощи со стороны государства и общества;

5) заблудившиеся и подкинутые;

6) самовольно оставившие семью в возрасте до шестнадцати лет, а также оставившие семью в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, личность которых не была установлена и которые нуждались в соответствующей помощи и надзоре.

Дети и подростки содержались в ПРН ОВД в течение времени, которое было необходимо для их устройства, но не свыше тридцати суток. Время их содержания могло быть продлено только при наличии исключительных обстоятельств по решению соответствующих комиссий по делам несовершеннолетних на срок не более тридцати суток.

Сотрудники ПРН ОВД были наделены следующими основными правами:

1) запрашивать в учебных заведениях, учреждениях, предприятиях, организациях информацию, необходимую для устройства детей и подростков, установления их личности, причин безнадзорности и совершенных правонарушений;

2) в случаях самовольного ухода детей и подростков из семьи, а также из детских, учебных, специальных учебно-воспитательных учреждений вызывать родителей или лиц, их заме-

нявших, представителей этих учреждений для возвращения им детей и подростков;

3) при наличии данных о нахождении у подростков-правонарушителей, содержащихся в ПРН ОВД, предметов, запрещенных к хранению, производить в установленном порядке для изъятия таких предметов личный осмотр подростков, их вещей, передач, посылок, а также осмотр спальных и других помещений ПРН ОВД.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4] действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года № 5266-1Х «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» было отменено на территории Российской Федерации. В структуре органов внутренних дел были созданы ЦВИНП ОВД, основные элементы административно правового статуса которых получили закрепление в ст. 22 указанного федерального закона.

В рамках предоставленных полномочий ЦВИНП ОВД:

1) обеспечивали в круглосуточном режиме прием и временное содержание подростков в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения с их стороны совершения повторных противоправных деяний;

2) проводили индивидуальную профилактическую работу с доставленными подростками, выявляли среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливали обстоятельства, причины и условия, способствовавшие их совершению, и в установленном порядке уведомляли об этом соответствующие подразделения органов внутренних дел и иных органов и учреждений;

3) доставляли подростков в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также реализовывали в рамках установленной компетенции иные меры, направленные на устройство лиц, содержащихся в данных учреждениях.

В ЦВИНП ОВД могли помещаться подростки:

1) направлявшиеся по приговорам судов и постановлениям судей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидавшие рассмотрения судами вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случае:

а) необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья;

б) необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния;

в) отсутствия места жительства, места пребывания;

г) злостного уклонения от явки в суд либо от медицинского освидетельствования;

3) самовольно покинувшие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

4) совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, при необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья или предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний, а также в случаях, если их личность не была установлена либо они не имели места жительства, места пребывания или не проживали в субъекте Российской Федерации, на территории которого ими было совершено общественно опасное деяние;

5) совершившие административные проступки в случаях, когда их личность не была установлена либо когда они не имели места жительства, места пребывания или не проживали на территории субъекта Российской Федерации, где ими были совершены административные правонарушения.

Основаниями помещения в ЦВИНП ОВД указанных подростков являлся приговор суда (постановление судьи).

В ночное время, выходные дни, праздничные дни или в иных исключительных случаях несовершеннолетние отдельных категорий, а именно: самовольно покинувшие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, при необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья или предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний, а также в случаях, если их личность не была установлена либо они не имели места жительства, места пребывания или не проживали в субъекте Российской Федерации, на территории которого ими было совершено общественно опасное деяние; совершившие административные проступки в случаях, когда их личность не была установлена либо когда они не имели места жительства, места пребывания или не проживали на территории субъекта Российской Федерации, где ими были совершены административные правонарушения, могли помещаться в ЦВИНП ОВД на основании постановлений руководства или оперативного дежурного соответствующих органов внутренних дел.

Несовершеннолетние могли находиться в ЦВИНП ОВД на протяжении времени, необходимого для их надлежащего устройства, но не более тридцати суток. В исключительных обсто-

ятельствах данный срок мог быть продлен на основании соответствующих постановлений судей до пятнадцати суток.

Должностные ЦВИНП ОВД были наделены следующими правами:

1) доставлять в органы внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных;

2) вызывать представителей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений для передачи им в установленном порядке несовершеннолетних, самовольно покинувших данные учреждения;

3) приглашать родителей (законных представителей) несовершеннолетних для передачи им в установленном порядке детей, самовольно ушедших из семей;

4) проводить личный осмотр несовершеннолетних, осмотр их вещей, полученных и отправлявшихся ими писем, посылок и иных почтовых сообщений, территории ЦВИНП ОВД, спальных, бытовых, иных помещений и находившегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению;

5) изымать в установленном порядке у лиц, содержащихся в ЦВИНП ОВД, предметы, запрещенные к хранению;

6) применять в исключительных случаях в течение минимально необходимого времени меры физического сдерживания (физическую силу) в пределах, не унижающих человеческого достоинства, в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью либо для устранения иной опасности, непосредственно угрожающей охраняемым законом интересам других лиц или государства;

7) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством, в отношении несовершеннолетних, совершивших различные правонарушения или антиобщественные действия, их родителей, законных представителей либо должностных лиц, не исполнявших или ненадлежащим образом исполнявших свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влиявших на их поведение либо жестоко обращавшихся с ними;

8) вносить в компетентные структуры предложения об устранении причин и условий, которые способствовали правонарушениям и антиобщественным деяниям со стороны несовершеннолетних;

9) принимать участие в рассмотрении соответствующими субъектами материалов о фактах

противоправного поведения несовершеннолетних, их родителей (законных представителей);

10) собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности, отражавшую противоправную активность несовершеннолетних, их родителей, законных представителей либо должностных лиц, не исполнявших или ненадлежащим образом исполнявших свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влиявших на их поведение либо жестоко обращавшихся с ними.

В 2000 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации была обобщена практика правоохранительной деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Результаты проведенного анализа показали наличие ряда проблем, являвшихся следствием преобразования ПРН ОВД в ЦВИНП ОВД. Так, широкое распространение на практике получили нарушения при применении статьи 22 и пункта 6 статьи 26 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, которые содержали перечни лиц, подлежавших помещению в ЦВИНП ОВД, а также основания для помещения. Сотрудники правоохранительных органов действовали в соответствии со старыми стереотипами, не обращая внимания на изменения в законодательстве. В результате в ЦВИНП ОВД незаконно помещались дети и подростки, самовольно покинувшие свои семьи, детские дома, школы-интернаты, занимавшиеся бродяжничеством, то есть малолетние и несовершеннолетние лица, которые подлежали помещению в учреждения органов социальной защиты населения в целях оказания им соответствующей социальной, психологической и медицинской помощи в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. Такое положение дел было особенно характерно для субъектов Российской Федерации, не имевших надлежащей инфраструктуры, позволявшей осуществлять специальную социальную профилактику девиантного поведения несовершеннолетних. Кроме того, при рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВИНП ОВД по основаниям, предусматривавшимся подпунктом 5 пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, представленных органами внутренних дел, суды зачастую неправильно толковали данную норму и помещали в ЦВИНП ОВД подростков, не являвшихся субъектами правонарушений по причине недостижения возраста наступления административной ответственности. Часто фиксировались случаи, когда должностные лица правоохранительных органов неправильно толковали положения Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ в части предмета его регулирования. Так, данный законодательный акт уста-

новил основы правовой регламентации отношений, возникающих в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а не меры административной ответственности в виде изоляции на определенный срок за совершение правонарушений или общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, как это трактовали в большинстве случаев должностные лица правоохранительных органов. Сотрудники органов внутренних дел обращались в суды с ходатайствами о помещении в ЦВИНП ОВД несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, при отсутствии оснований, предусматривавшихся подпунктом 5 пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, а судьи часто соглашались с такими ходатайствами и фактически превращали ЦВИНП ОВД в учреждения исполнения административного наказания в виде административного ареста, который в соответствии с действовавшим законодательством к несовершеннолетним не применялся [5. — С. 2—3].

Указанные проблемы удалось частично решить путем создания в системе органов внутренних дел ЦВСНП ОВД. Эти учреждения были образованы на основании соответствующих изменений и дополнений от 7 июля 2003 года [6], внесенных в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. Кроме законодательной регламентации их административно-правовой статус был детально урегулирован приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 215 «О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел» [7], а в настоящее время приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» [8].

В соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов ЦВСНП ОВД решают следующие основные задачи:

1) осуществление в круглосуточном режиме приема и временного содержания подростков-правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения совершения ими повторных правонарушений;

2) осуществление индивидуальной профилактической работы с доставленными подростками, установление среди них лиц, причастных к преступлениям и общественно опасным деяниям, а также причин, условий и обстоятельств, которые способствовали их совершению, информирование об этом соответствующих структур;

3) доставление подростков в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также реализация в пределах установленной компетенции иных мер, направленных на устройство подростков.

Преобразование ЦВИНП ОВД в ЦВСНП ОВД не повлекло кардинального изменения категорий несовершеннолетних, подлежащих помещению в эти учреждения, а также оснований для этой процедуры, общих сроков их содержания и прав должностных лиц данных учреждений. Вместе с тем принципиально важным стало то, что для отдельных категорий несовершеннолетних, помещаемых в ЦВСНП ОВД не по решениям суда, в Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ были уточнены порядок помещения и сроки содержания. Так, в ЦВСНП ОВД могут быть помещены на срок не более сорока восьми часов на основании постановлений начальников органов внутренних дел или соответствующих сотрудников, состоящих в одной из должностей специального перечня, утвержденного Министром внутренних дел Российской Федерации [9], следующие категории несовершеннолетних:

1) самовольно покинувшие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, при необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья или предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний, а также в случаях, если их личность не была установлена либо они не имели места жительства, места пребывания или не проживали в субъекте Российской Федерации, на территории которого ими было совершено общественно опасное деяние;

3) совершившие административные проступки в случаях, когда их личность не была установлена либо когда они не имели места жительства, места пребывания или не проживали на территории субъекта Российской Федерации, где ими были совершены административные правонарушения;

4) совершившие административные проступки в случаях, когда их личность не была установлена либо когда они не имели места жительства, места пребывания или не проживали на территории субъекта Российской Федерации, где ими были совершены административные правонарушения, однако по причине удаленности их места жительства не могут быть переданы родителям (законным представителям) в течение трех часов.

В настоящее время перспективным направлением дальнейшей трансформации административно-правового статуса специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, является развитие профилактического потенциала ЦВСНП ОВД. Рассмотрению проблемных вопросов в данной сфере был посвящен круглый стол, состоявшийся 27 мая 2021 года в г. Москве под председательством первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации А. В. Горового с участием

представителей Государственной Думы, Департамента Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российской академии образования, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации. В ходе обсуждения результативности служебной деятельности ЦВСНП ОВД было отмечено, что помещение в эти учреждения как форма профилактического воздействия на лиц, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, безнадзорных и беспризорных используется лишь в отношении 16% детей и подростков из числа совершивших общественно опасные деяния, а в отдельных субъектах Российской Федерации эта доля не превышает 10% [10].

По итогам работы круглого стола заинтересованным субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было предложено следующее:

1) подготовить предложения в проект федерального закона «О защите прав несовершеннолетних и профилактике их антиобщественного и противоправного поведения», предусматривающие расширение категорий лиц, помещаемых в ЦВСНП ОВД, а также о переименовании этих учреждений при положительном решении о расширении их профилактического потенциала;

2) в целях совершенствования механизмов раннего выявления потенциала противоправной активности проработать возможность проведения более глубоких медицинских и психологических обследований несовершеннолетних в период их нахождения в ЦВСНП ОВД относительно установления скрытых заболеваний и рисков преступного поведения;

3) рассмотреть возможность предоставления на безвозмездной основе несовершеннолетним, содержащимся в ЦВСНП ОВД, площадок для организованного досуга, занятий спортом и творче-

ством, а также посещения музеев, театров, концертов, спортивных соревнований, матчей и турниров;

4) проработать вопросы организации на базе ЦВСНП ОВД мастер-классов, выступлений коллективов, познавательных мероприятий, встреч с известными людьми, молодежью, имеющей высокие достижения в науке, спорте и культуре.

Резолюция круглого стола 9 июня 2021 года направлена в субъекты Российской Федерации для исполнения в установленном порядке.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы и предложения:

1. Изучение процесса трансформации административно-правового статуса специализированных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, показало, что их развитие в целом имеет поступательный характер, но по своей динамике не в полном объеме соответствует требованиям времени.

2. В рамках нормативного обеспечения наметившейся в ближайшей перспективе дальнейшей трансформации административно-правового статуса специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, представляется целесообразным детально регламентировать следующие неурегулированные в настоящее время вопросы:

а) порядок организации приема, размещения и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП ОВД;

б) порядок определения максимально допустимого количества лиц, которое может одновременно содержаться в ЦВСНП ОВД;

в) механизм организации индивидуальной профилактической и психологической работы с несовершеннолетними правонарушителями, помещаемыми в ЦВСНП ОвД.

Высказанные предложения направлены прежде всего на обеспечение повышения полноты реализации профилактических возможностей ЦВСНП ОВД при работе с несовершеннолетними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 // Российская газета. — 2017. — 30 мая.

2. Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — № 5. — Ст. 914.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года № 5266-1Х // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. — 1977. — № 8. — Ст. 138.

4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.

5. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. — 2000. — № 7. — С. 2—5.

6. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 28. — Ст. 2880.

7. О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел : приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 2 апреля 2004 года № 215 // Российская газета. — 2004. — 25 авг.

8. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 839 // Российская газета. — 2012. — 17 дек.

9. Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных выносить постановление о помещении несовершеннолетних на срок до 48 часов в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел : приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 9 апреля 2013 года № 198 // Российская газета. — 2013. — 26 июня.

10. В МВД России обсудили профилактический потенциал центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://xn--b 1 aew. xn--p 1 ai/news/item/24411692 (дата обращения: 21.02.2022).

REFERENCES

1. Ob ob"yavlenii v Rossijskoj Federacii Desya-tiletiya detstva : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2017 goda № 240 // Rossijskaya gazeta. — 2017. — 30 maya.

2. Ob utverzhdenii plana osnovnyh meropriyatij, provodimyh v ramkah Desyatiletiya detstva, na period do 2027 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 yanvarya 2021 goda № 122-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 2021. — # 5. — St. 914.

3. Ob osnovnyh obyazannostyah i pravah inspekcij po delam nesovershennoletnih, priemnikov-raspre-delitelej dlya nesovershennoletnih i special'nyh uchebno-vospitatel'nyh uchrezhdenij po predupre-zhdeniyu beznadzornosti i pravonarushenij nesover-shennoletnih : ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 15 fevralya 1977 goda # 5266-IX // Vedomos-ti Verhovnogo Soveta Soyuza Sovetskih Socialistich-eskih Respublik. — 1977. — # 8. — St. 138.

4. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornos-ti i pravonarushenij nesovershennoletnih : federal'nyj zakon ot 24 iyunya 1999 goda # 120-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1999. — # 26. — St. 3177.

5. Volkova N., Velichko O. Profilaktika beznad-zornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih // Zakonnost'. — 2000. — # 7. — S. 2—5.

6. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Feder-al'nyj zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki bez-nadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih»

i drugie zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 2003. — # 28. — St. 2880.

7. O merah po sovershenstvovaniyu deyatel'nosti centrov vremennogo soderzhaniya dlya nesovershennoletnih pravonarushitelej organov vnutrennih del : prikaz Ministra vnutrennih del Rossijskoj Federacii ot 2 aprelya 2004 goda # 215 // Rossijskaya gazeta. — 2004. — 25 avg.

8. O sovershenstvovanii deyatel'nosti centrov vremennogo soderzhaniya dlya nesovershennoletnih pravonarushitelej : prikaz Ministra vnutrennih del Rossijskoj Federacii ot 1 sentyabrya 2012 goda # 839 // Rossijskaya gazeta. — 2012. — 17 dek.

9. Ob utverzhdenii Perechnya dolzhnostej sotrud-nikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, upolnomochennyh vynosit' postanovlenie o pomesh-chenii nesovershennoletnih na srok do 48 chasov v centry vremennogo soderzhaniya dlya nesovershen-noletnih pravonarushitelej organov vnutrennih del : prikaz Ministra vnutrennih del Rossijskoj Federacii ot 9 aprelya 2013 goda # 198 // Rossijskaya gazeta. — 2013. — 26 iyunya.

10. V MVD Rossii obsudili profilakticheskij potencial centrov vremennogo soderzhaniya dlya nesover-shennoletnih pravonarushitelej organov vnutrennih del // Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Feder-acii: [sajt]. — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/ item/24411692 (data obrashcheniya: 21.02.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бражников Сергей Александрович. Начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат исторических наук.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: [email protected]

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-90.

Brazhnikov Sergey Aleksandrovich. Head of the chair of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-90.

Ключевые слова: административно-правовой статус; трансформация, органы внутренних дел Российской Федерации; приемники-распределители для несовершеннолетних; центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Key words: administrative and legal status; transformation; internal affairs bodies of the Russian Federation; reception and placement centers for minors; temporary isolation centers for juvenile offenders; temporary detention centers for juvenile offenders.

УДК 343.85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.