Научная статья на тему 'О совершенствовании правовой регламентации доставления несовершеннолетних правонарушителей'

О совершенствовании правовой регламентации доставления несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / АНТИОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПРЕПРОВОЖДЕНИЕ / ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевцов Александр Валерьевич

В статье исследованы полномочия сотрудников полиции при осуществлении принудительного препровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, безнадзорных и беспризорных в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции, а также помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевцов Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании правовой регламентации доставления несовершеннолетних правонарушителей»

А. В. Шевцов

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОЙ

РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОСТАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

В статье исследованы полномочия сотрудников полиции при осуществлении принудительного препровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, безнадзорных и беспризорных в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции, а также помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Ключевые слова: служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции, несовершеннолетние, антиобщественные действия, принудительное препровождение, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, общественно опасные действия, специальные учебно-воспитательные учреждения, социальная реабилитация.

A. V. Shevtsov

ABOUT THE IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF ESCORTING JUVENILE DELINQUENTS

The author analyzes police officers’ powers when for cibly escorting juveniles who committed delinquencies or antisocial actions as well as neglected and homeless juveniles to official premises of territorial police agencies or subdivisions, and juvenile delinquents to be put in juvenile delinquents temporary detention centers to specialized institutions for those juveniles who need social rehabilitation.

Keywords: official premises of territorial police agencies or subdivisions, juveniles, antisocial actions, forcible escort, juvenile delinquents temporary detention centers, socially dangerous actions, special training and educational institutions, social rehabilitation.

Существенную роль в развитии отечественной системы профилактики антиобщественного поведения и правонарушений лиц, не достигших 18-ти лет, играет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (далее — Закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). Помимо основных задач и принципов профилактической деятельности, в нем изначально были определены конкретные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних, а также закреплено право должностных лиц

подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел доставлять в свои территориальные подразделения

несовершеннолетних, совершивших

правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных детей [1].

Под доставлением Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. №3-Ф3 (далее — Закон о полиции) подразумевает осуществление принудительного препровождения в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение [2] в целях:

— решения вопроса о задержании (при невозможности решения на месте);

— установления личности разыскиваемого правонарушителя либо без вести пропавшего лица;

— защиты от непосредственной угрозы жизни и здоровью.

Для всестороннего анализа правовой основы принудительного препровождения

несовершеннолетних правонарушителей в органы внутренних дел обратимся к юридической терминологии, используемой законодателем при наделении сотрудников полиции

соответствующими правами.

По мнению Н. И. Матузова, правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан [3].

Соответственно к несовершеннолетним правонарушителям закон относит лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, совершивших противоправное, виновное,

наказуемое, общественно-опасное деяние,

причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Положения п.15 ст.13 Закона о полиции закрепляют за ее сотрудниками право доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее ЦВСНП), в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции.

Такой подход законодателя к правовой регламентации порядка осуществления сотрудниками полиции одной из мер административного пресечения основан на понятийном аппарате, введенном Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, антиобщественными признаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в

систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничестве или попрошайничестве, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Безнадзорным считается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный — это безнадзорный несовершеннолетний, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Учитывая социальную значимость

профилактического влияния сотрудников правоприменительных органов на состояние правопорядка, представляется интересным мнение Н. И. Крюковой о том, что предупреждение преступности несовершеннолетних — это не только устранение, нейтрализация негативных обстоятельств, но и использование, стимулирование позитивных процессов социальной жизни общества [4, с. 12]. Такие позитивные социальные процессы могут быть успешно интегрированы в сознание несовершеннолетнего лишь в специально созданных (моделированных) социальных условиях.

К существующей ныне системе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

а) социально-реабилитационные центры для

несовершеннолетних, осуществляющие

профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

б) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся

в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи;

в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для

временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве [5].

При этом более радикальной профилактической формой воздействия на несовершеннолетних, совершивших правонарушения или

антиобщественные действия, безнадзорных и беспризорных детей, представляется их помещение в ЦВСНП, образованные в структуре органов внутренних дел [6]. Они обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в

целях защиты их жизни, здоровья и

предупреждения повторных правонарушений. В ЦВСНП осуществляется проведение

индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними,

выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно

опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению,

информирование об этом соответствующих

органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений. В соответствии с Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние в случаях:

1) направления по приговору суда (по

постановлению судьи) [7] в специальные

учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (подп. 1 п. 2 ст. 22);

2) временного ожидания рассмотрения судьей вопроса о помещении их в специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа (подп. 2 п. 2 ст. 22; п. 6 ст. 26);

3) самовольного ухода из специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа (подп. 3 п. 2 ст. 22);

4) совершения общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность (подп. 4 п. 2 ст. 22);

5) совершения правонарушения, влекущего административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает

административная ответственность (подп. 5 п. 2 ст. 22);

6) совершения несовершеннолетними правонарушения, влекущего административную ответственность (подп. 6 п. 2 ст. 22).

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 [8] в специальные учебно-воспитательные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. При этом основанием их содержания являются соответствующие судебные решения.

Исходя из анализа правовых установлений законов «О полиции» (п. 15 ч. 1 ст. 13) и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (п. 3, 4 ст. 22), можно предположить, что основанием для принудительного препровождения

несовершеннолетнего, помещаемого в ЦВСНП, является постановление руководителя органа внутренних дел (при помещении на срок не более 48 часов), а также соответствующий приговор суда или постановление судьи (при помещении на срок не более 30 суток).

По мнению ряда авторов, работа по предупреждению правонарушений

несовершеннолетних часто сопряжена с ограничением их прав, которое должно применяться исключительно в рамках закона. Нельзя применять не определенные законом виды ограничения, нарушать установленный законом порядок их применения [9, с. 22]. Высокая степень ответственности сотрудников полиции, осуществляющих принудительное

препровождение несовершеннолетних в целях их помещения

в ЦВСНП, в полной мере обусловлено имеющимся социальным портретом малолетнего

правонарушителя. Психологическое исследование Е. А. Бастриковой и М. А. Пименовой показало, что две трети помещаемых в данные учреждения детей находятся в возрасте от 8 до 13 лет, каждый второй воспитывается в неполной семье. 69 % семей, в которых проживают подростки, характеризуются как неблагополучные, в 56 % семей родители злоупотребляют спиртными

напитками. Подавляющее большинство подростков испытывает острую потребность в материнском внимании [10].

Анализ статистики свидетельствует о том, что до 90 % несовершеннолетних помещается в ЦВСНП за совершение общественно опасного деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности. Из них 45 % совершили деяния, в которых усматриваются признаки преступлений средней тяжести, 30 % — небольшой тяжести, 12 % — тяжких и особо тяжких преступлений. Наиболее характерными противоправными деяниями являются кражи — 53 %,

мошенничества — 20 %, грабежи — 17 % и побои

— 10 %. Совершение административных

правонарушений является основанием для помещения в ЦВСНП 8 % подростков.

В этом смысле необходимо еще раз подчеркнуть, что принудительное препровождение сотрудниками полиции несовершеннолетних, осуществляемое в целях их помещения в ЦВСНП или в специализированные социальнореабилитационные учреждения

несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных является мерой административного пресечения, основанной на одной из радикальных форм профилактического воздействия.

Федеральное законодательство, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты МВД России предусматривают определенный порядок принудительного препровождения несовершеннолетних,

совершивших правонарушения или

антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции. Так, в соответствии Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 26.05.2000 г. № 569 [11], в указанные помещения могут быть принудительно препровождены несовершеннолетние:

1) совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения

возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность;

2) совершившие правонарушения, влекущие меры административного взыскания, или совершившие антиобщественные действия;

3) самовольно ушедшие из специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа;

4) направляемые в ЦВСНП по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа;

5) безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждения органов здравоохранения, в том числе: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; заблудившиеся и подкинутые; самовольно оставившие семью; не имеющие места жительства или средств к существованию; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении. Перечисленные лица могут содержаться в ОВД не более 3 часов.

Несовершеннолетние, достигшие установленного законом возраста для привлечения к уголовной ответственности и совершившие преступления, а также несовершеннолетние, находящиеся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, доставляются только в дежурную часть территориального органа или подразделения полиции.

Нормативно закреплен перечень необходимых действий сотрудников полиции при осуществлении ими принудительного препровождения

несовершеннолетних. Среди них:

— установление данных, характеризующих личность несовершеннолетнего, сведения о родителях или законных представителях, условиях воспитания;

— выяснение обстоятельств совершения

правонарушения или обнаружения

заблудившегося, подкинутого ребенка;

— оформление материалов, необходимых для привлечения к административной ответственности несовершеннолетнего, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии наркотического опьянения

либо употребил наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, по возможности в установленном порядке направить на медицинское освидетельствование;

— передача доставленного

несовершеннолетнего родителям или законным представителям, должностным лицам

образовательных учреждений, специализированных учреждений для несовершеннолетних,

нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения;

— направление в лечебные учреждения органов здравоохранения подростков, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо одурманивания или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также в случае необходимости несовершеннолетних, имеющих телесные повреждения.

На заблудившихся и подкинутых несовершеннолетних составляется акт о принудительном препровождении (доставлении) подкинутого или заблудившегося ребенка. Заблудившиеся, подкинутые и другие дети в возрасте до 4 лет, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, направляются в учреждения органов здравоохранения.

Вышеизложенный порядок осуществления сотрудниками полиции принудительного препровождения несовершеннолетних

правонарушителей позволяет сделать ряд выводов.

Принудительное препровождение

несовершеннолетних, совершивших

правонарушения или антиобщественные действия, осуществляется сотрудниками полиции с учетом соблюдения принципа уважения прав и свобод человека, содержащихся в Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права. Основания для его осуществления установлены Федеральными законами, а также нормативными правовыми актами МВД России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принудительное препровождение

несовершеннолетних осуществляется

сотрудниками полиции в целях пресечения административных правонарушений или иных антиобщественных действий, когда исчерпаны

другие меры профилактического воздействия на сознание и волю лиц, не достигших 18-летнего возраста, совершивших или имеющих намерение совершить противоправное деяние.

Под принудительным препровождением несовершеннолетних, совершивших

правонарушения или антиобщественные действия, следует понимать кратковременное ограничение действий и передвижения последних в целях решения вопроса об их помещении в ЦВСНП, в специальные учебно-воспитательные учреждения, установления личности и осуществления действий, регламентированных административным и уголовно-процессуальным законодательством. Указанное кратковременное ограничение

осуществляется сотрудниками полиции

одновременно с незамедлительным

уведомлением родителей или иных законных представителей несовершеннолетних

правонарушителей.

Принудительное препровождение

несовершеннолетних, достигших

шестнадцатилетнего возраста, совершивших

административные правонарушения,

осуществляется, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении указанных несовершеннолетних правонарушителей и, следовательно, является мерой

административного пресечения. Принудительное препровождение несовершеннолетних, достигших шестнадцатилетнего возраста, совершивших административные правонарушения, применяется также в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в целях установления личностей нарушителей, составления протоколов об административных правонарушениях, если их составление является обязательным.

Конституция Российской Федерации,

провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности. В Российской Федерации никто не может быть подвергнут принудительному препровождению, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом. Признание, соблюдение

и защита прав и законных интересов

несовершеннолетних является обязанностью государства, всех его органов и должностных лиц.

Список библиографических ссылок

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

2. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004.

4. Крюкова Н. И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997.

5. Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: постановление Правительства РФ от 27.11.2000 г. № 896 // СЗ РФ 2000. № 49. Ст. 4822.

6. О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: приказ МВД России от 02.04.2004 г. № 215 // Рос. газ. 2004. 25 авг.

7. Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением: постановление Правительства РФ от 25.04.1995 г. № 420.

8. Об образовании: закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

9. Величко О., Зайцева М. Помещение несовершеннолетнего в центры временного содержания // Законность. 2007. № 7.

10. Бастрикова Е. А., Пименова М. А. Несовершеннолетние правонарушители о своей семье // Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 1.

11. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: приказ МВД России от 26.05.2000 г. № 569.

© Шевцов А. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.