молодежи в интересах общественного и государственного развития, повышения конкурентоспособности будущих специалистов, формирование кадрового резерва для государства в целом и для региона в частности.
В представленной структуре реализации государственной молодежной политики (рисунок 1) показано осуществление мер по реализации государственной молодежной политики, нормативное обеспечение реализации государственной молодежной политики на уровне государства, региональном уровне и уровне учебного заведения.
Федеральный уровень представлен организационными и управленческими документами, выступающими основой реализации государственной молодежной политики, определяющими ключевые понятия и приоритетные направления данного процесса и являющимися правовой основой реализации государственной молодежной политики на региональном уровне и уровне образовательного учреждения.
Региональный уровень реализации государственной молодежной политики, обеспечивает решение задач, связанных со спецификой социально-экономической деятельности региона, реализации целевых программ по поддержке молодых специалистов и развитию молодежных движений.
Уровень образовательного учреждения позволяет не только решать сложные проблемы и задачи реализации государственной молодежной политики в образовательном процессе вуза, но и создавать проекты, разрабатывать методики, планы, программы, определяющие стратегию реализации государственной молодежной политики в вузе и систему взаимодействия образовательного учреждения с предприятиями и организациями региона для решения задач развития личности будущих специалистов.
Исходя из предложенной структуры, можно сделать вывод, что государственная молодежная политика является динамично формирующимся элементом общей политики государства с единой концептуальной основой, создающей условия для личностного и профессионального развития молодежи.
Анализ нормативных документов на всех уровнях показал, что основными направлениями реализации государственной молодежной политики в вузе являются:
- выявление и поддержка талантливой молодежи;
- выработка у молодых граждан навыков эф-
фективного поведения на рынке труда, положительной трудовой мотивации.
- подготовка кадрового резерва для региона;
- разработка и реализация молодежных проектов;
- развитие молодежной науки;
- содействие разностороннему и своевременному развитию молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
Государственная моложенная политика является системным явлением, нормативно обоснованным на федеральном, региональном и местном уровнях. Единство стратегических задач и направлений реализации государственной молодежной политики обеспечивает комплексность ее реализации на федеральном, региональном уровне и уровне учебного заведения, единое правовое регулирование данного процесса, согласованность в работе образовательного учреждения, предприятий и органов по работе с молодежью разного уровня, гармоничное включение вуза в процесс реализации государственной молодежной политики как базового учреждения осуществляющего работу со студенческой молодежью.
Библиографический список
1. О молодежной политике в Нижегородской области [Электронный ресурс]: Закон Нижегородской области .№70-3 от 25 апреля 1997 г. (с изменениями от 21 июня 2001г., 27 декабря 2002 г., 17 марта 2006г., 5 мая, 25 декабря 2008 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - 696 с.
3. Менеджмент в молодежной политике: Учеб. пособие / Под ред. М.П. Переверзева. - М.: ИНФ-РА-М, 2007. - 238 с.
4. Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации. [Электронный ресурс] Постановление Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. .№5090-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №1760-р). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 37
Трухачева Тамара Викторовна
Ассоциация исследователей детского движения, г. Москва
trutamvik@mail. т
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ -ЧЛЕНСТВО ВЗРОСЛЫХ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
В статье представлены размышления автора о членстве взрослого в рядах детской организации, руководство которой он осуществляет, о проблемах на пути преобразования статуса взрослого в детском общественном объединении.
Ключевые слова: детские общественные объединения, участие взрослых, взаимодействие взрослых и детей.
Членство взрослых в детских объединениях. Казалось бы, что тут неясного? Если взрослый возглавляет детскую общественную организацию то, естественно, он должен быть членом этой организации. Увы! Практика свидетельствует об обратном.
Проблема статуса взрослого в детском объединении чрезвычайно актуальна. Степень принадлежности к общественному объединению влияет на характер взаимодействия взрослых с детьми и подростками, на стиль, тон отношения в нем,
и, что особенно важно, на принятие решений.
К сожалению, история пионерской организации свидетельствует об опыте, в котором взрослый не был членом детской организации. Причина тому - возрастные рамки, ограничивающие пребывание в ее рядах четырнадцатью годами. Взрослые принадлежали к молодежной организации - комсомолу и по его поручению осуществляли повседневное руководство детской организацией, ее структурными звеньями - отрядами, дружинами, районными, городскими, областными, краевыми, республиканскими и даже Всесоюзной организацией. Такая практика, даже при доброжелательности и ровном тоне отношений вожатого с пионерами и руководящими органами комсомола, направившего его в дружину, с одной стороны, вызывала некоторое недоумение со стороны подростков, членов советов дружин, а порой и конфликт («А вы разве член совета дружины?»), а, с другой, недоумение или непонимание комсомольского актива, на заседании которого появлялся вожатый («А что он-то здесь делает, ведь его место в пионерской дружине»).
Уместно предположить, что в состоянии кризиса, который переживала пионерская организация в конце 80-х годов минувшего века и трансформа-
ции всесоюзной пионерской организации в Союз пионерских организаций - Федерацию детских организаций, вожатые в абсолютном большинстве оставили и пионерскую организацию и комсомол, так как не стали своими ни среди пионеров, ни среди комсомольцев. И столь же уместно предположить, что прошедшие школу пионерорганизации и возглавляющие сегодня детские объединения взрослые, психологически не готовы к «вступлению в ряды какой-либо организации». Пока нет и процедуры вступления для таких взрослых.
Для чего необходимо членство взрослого в рядах детской организации, руководство которой он осуществляет?
Для того, чтобы облегчить строительство отношений детей и взрослого (или взрослых) внутри и вне объединения, так как в этом случае принадлежность к конкретному объединению выступает основой для диалога.
Для того, чтобы облегчить влияние детей на взрослого, а не только взрослого на ребенка (детей). Принадлежность к конкретному сообществу позволит принимать решение, касающееся участия детей в обустройстве социальной жизни, жизни внутри объединения и не только взрослого, но взрослого вместе с детьми и при их непосредственном участии.
Это необходимо и для того, чтобы уточнить (скорректировать) права и ответственность взрослых и детей, закрепить общее решение, принятое высшим органом детского сообщества вместе с взрослым (взрослыми).
Членство (непосредственная причастность) позволит создать опыт, при котором подбор и подготовка кадрового корпуса станет опираться в основной своей части на воспроизводство его силами самого объединения.
Такой подход «потянет» за собой и концептуальную перестройку деятельности объединения в целом, то есть разработку ступеней роста члена (участника) объединения и сопровождающих этот процесс процедур.
Членство в рядах детского объединения оставляет реальную возможность для создания внутри самого детского объединения сообщества взрослых организаторов (руководителей, вожатых, инструкторов) с ясными целевыми установками, нравственными законами (правилами), что обеспечит помощь, поддержку новичкам и сформирует ответственность взрослых, главные принципы взаимодействия, как с детьми, так и с коллегами.
Естественно, что переход со ступени на ступень может и должен сопровождаться яркими эмоциональными процедурами. В противном случае фальш будет видна сразу и идея «завянет» даже не успев «расцвести».
Безусловно, столь сложная задача потребует от взрослых организаторов целенаправленной последовательной настойчивой работы. И работы не на один месяц и даже не на один год. Предстоит создать специальный проект в связи с этим. Заказчиками его могут и должны стать органы управления городской (областной, краевой, республиканской) организации или движения наиболее мощного и наиболее популярного среди взрослых организаторов. Но вполне вероятно и допустимо в решении этой задачи объединение усилий нескольких объединений. Это придаст импульс разработчикам, ведь деловое взаимодействие обогащает участников.
Исполнителями проекта станут взрослые организаторы (руководители. Инструкторы, вожатые), их консультанты, методисты и специалисты данного профиля - юристы, психологи, социологи, педагоги. Что касается группы разработчиков, то она может включать как представителей заказчика (или заказчиков), так и представителей от исполнителя, а еще и специалистов в разных областях деятельности.
Целевая установка такого проекта - содействие преобразованию отношений в детских объединениях; создание опыта освоения демократии в процессе соответствующим образом организованных процедур и утвержденных нравственных заповедей, законов.
Разумеется, что осознавая важность и значимость идеи, разработчики в конкретных условиях
предложат свой вариант ее осуществления. Путь, предложенный ниже, может быть рассмотрен как отправная точка.
Итак, сложность целевой установки предполагает этапное движение к ней.
Первый, подготовительный этап, потребует того, чтобы были создана организационная, информационная, психологическая готовность принятия идеи членства взрослыми и детьми. По существу самая значительная часть времени должна уходить на первом этапе на то, чтобы:
разработать идею на документальном уровне, то есть:
создать Положение, Устав или другой документ, который станет своего рода регулятором деятельности и отношений взрослого с другими взрослыми, непосредственно или опосредованно причастными к объединениям (взрослыми организаторами, родителями детей, представителями органов государственной власти и т.д.); с детьми - членами (участниками) объединения и детьми - участниками других объединений, потенциальными членами (участниками) объединения; с представителями официальных государственных и общественных структур, бизнес-структур и т.д.;
создать Законы (заповеди, правила, нормы и т.п.) взрослого организатора (руководителя, вожатого, инструктора), как норму, обязательную для выполнения;
разработать порядок формирования органа (или органов) управления сообществом взрослых и организацию его деятельности;
разработать исходные положения (принципы), которыми взрослым следует руководствоваться в повседневной деятельности и отношениях с детьми и взрослыми;
разработать ступени роста взрослого и, если будет принято предложение, соответствующие названия каждой ступени, а также соответствующие этим ступеням отличительные знаки (значки), форму и т.п. Порядок перевода со ступени на ступень. Процедура присвоения знаний и вручения значков (знаков), лент и т.п.
Этот минимум будет уточняться в конкретных условиях. Лучше, если к документу сразу будут приложения (или одно приложение), разъясняющие то, или иное положение, ту или иную процедуру, то или иное правило. Это облегчит практику. В то время как Положение (Устав) предполагает изложение, притом жесткое,
только самого основного. Чем понятнее и подробнее документы, тем меньше усилий потребуется на разъяснительную работу.
Подготовительный этап включает и разработку плана по осуществлению проекта.
Результат этого периода - пакет документов с объяснительной запиской к проекту.
Основной период - время ознакомления с проектом всех, кто причастен к его осуществлению: взрослых организаторов, представителей органов власти, обеспечивающих государственную поддержку детских общественных объединений, средств массовой информации, основных действующих, а также потенциальных партнеров. Это время изучения проекта и психологической готовности к его принятию.
В какой-то мере это своеобразная рекламная кампания, которая сопровождается обсуждением документов, внесением необходимых изменений и дополнений в них. Время открытых дискуссий, предложений и т.п.
Результат этого периода - съезд, открытое собрание, на котором принимаются документы. И, возможно, официальное обращение, заявление или открытое письмо, которое адресуется всем - детям и взрослым, которые непосредственно или опосредованно причастны к деятельности детских общественных объединений.
Заключительный период - время осуществления проекта, время практических действий. И тут особую значимость приобретают процедуры. Такие, как проведение общих собраний или посвящений взрослых в члены детских сообществ - организаций, движений, союзов, ассоциаций и т.п. Возможно, следует определить экспериментальные площадки и попробовать «открытый показ» с последующим анализом происшедшего. А уже дальше -последовательное включение всех объединений.
Все это лишь штрихи к проекту. На самом деле он, наверняка, будет более объемным.
Заметим, что в нашем случае за точку отсчета берется нулевая отметка. На самом деле может оказаться, что в уставных документах каких-то отдельных объединений роль взрослого определена, только нет тех нюансов, о которых шла речь выше. А потому потребуется серьезная и длительная работа по консультированию взрослых организаторов. Речь будет идти о внесении необходимых изменений в документы, регулирующие или регламентирующие деятельность конкретного объединения.
Дальнейшие практические шаги по реализации нового (абсолютно нового для РФ) шага органов управления детским движением, организацией, союзом будут определяться практикой.
Следует подчеркнуть, что такой серьезный шаг, как определение роли взрослого внутри детского объединения может сделать только мощное сообщество (организация. Движение), охватывающее если не абсолютное, то все равно большинство детских объединений, с которым органы власти только и готовы взаимодействовать. Введение института членства в одной, немногочисленной, отдельно взятой организации не оправдано. Такая работа требует скоординированных действий аппарата управления организацией с методистами. Но не только. Такая работа требует непременной поддержки со стороны органов власти и средств массовой информации. А еще и со стороны самих детей, консультаций юристов, социологов, психологов. Участия - непременного в этом проекте - журналистов. Но... «игра стоит свеч». Мы. Взрослые, наконец, сможем по форме (пока только по форме!) избавиться от фальшивости отношений внутри и вне объединения, сможем перейти от простого авторитарного стиля к другому - демократическому, основанному на диалоге и уважении прав детей.
Но по сути это еще только старт к решению проблемы. Дальнейшее движение потребует не меньших усилий, а больших. Ведь в этом случае, как уже отмечалось, у взрослого появляется другое основание для строительства отношений с детьми. Не только возраст («Слушать меня почему ты должен? - Хотя бы потому, что я старше!), не только образование (Вот закончишь институт, станешь педагогом, тогда и будешь давать мне советы), а потому, что «мы члены одного объединения. И думать над тем, как наполнить его жизнь новыми делами, нам необходимо вместе.
Это же можно отнести и к диалогу двух взрослых, диалогу коллег. И в том, и в другом случае все будет непросто. Конфликты возможны. Но другого пути нет.
Проблемы преобразования статуса взрослого в детском общественном объединении и введения членства взрослого в нем
Процесс изменения статусного положения взрослого внутри детского общественного объединения сложен и заключает в себе одновременно организационный, психологический, техноло-
гический аспекты. Процесс требует ломки представлений самих взрослых о своей роли (статусе), детей - о правах и ответственности взрослых, педагогов, родителей, широкой общественности о взрослых, непосредственно причастных к детским объединениям. И не только представлений, но перестройки сложившейся за последние почти два десятилетия практики отношений внутри действующих детских объединений, взрослых между собой, а также с другими взрослыми, представителями органов власти, представителями органов власти, средств массовой информации, родителями подростков. Без преувеличения можно сказать, что в данном конкретном случае речь о революции в отношениях. Естественно, что такое явление сопровождают проблемы.
Определенность статуса взрослого (членство) предполагает, как уже отмечалось выше, во-первых, объединение взрослых и создание союза, ассоциации, организации - выбор организационно-правовой формы, управления которым и станет осуществлять «революцию». Это обязательное условие.
Во-вторых, подготовку и проведение специальной кампании (разработку и осуществление) по введению членства взрослого в детском общественном объединении.
Первая проблема - идея НЕ овладела массами. Психологическая готовность к «революции» есть у очень незначительной части взрослых организаторов (руководителей, инструкторов, вожатых). Их обсуждение на самых разных уровнях может вызвать разную реакцию. Какая-то часть не готова к объединению, а какая-то - к обретению нового положения внутри детского сообщества.
Если допустить, что идея объединения с коллегами более понятна и, скорее всего, не встретит резкого сопротивления, то введение членства, вероятнее всего, встретит сомнение и потребует работы значительно больше и значительно тоньше.
Вторая проблема - отторжение идеи членства взрослого в детском общественном объединении.
Зачем это? Мы, взрослые, в этом случае снижаем свой статус.
Говорите: путь к демократии? Но авторитар останется авторитаром. Членство тут ни при чем.
Введем правила или законы для взрослых? Кто «давил» ребят своим авторитетом без правил и с правилами будет «давить».
И хотя каждое высказывание - аргумент, казалось бы, убедительный, думается, что истинный смысл отторжения в другом. Сдерживающим фактором выступает боязнь прав детей.
Третья проблема - психологическое торможение перед неизвестностью. Как строить отношения с детьми, когда у тебя, как у каждого участника (члена) объединения только один голос и ничего больше? Они (дети) так любое решение проведут и что хорошего из этого будет?
И как строить отношения с коллегами, когда мы становимся в новую для нас позицию, позицию члена (участника) одного объединения? И теперь они мне станут делать замечания и давать рекомендации?.. Ну, нет!..
Действительно, членство тянет за собой повышение ответственности и требовательности к самому себе. И, возможно, внутренней и внешней перестройке стиля и тона отношений, которые уже сложились. А это очень непросто.
Четвертая проблема - стереотип представлений, память об опыте пионерской организации. Ведь в ее истории статус вожатого все время повышали. Особенно, когда организация была переведена в школу. Вожатый постепенно стал членом педагогического совета. Добились того, что на него распространились льготы, установленные для учителя (продолжительность отпуска и другие). И хотя ситуация сегодня совсем не похожа на ту, о которой идет речь, определенная часть педагогов не принимает позиции взрослого организатора внутри объединения, сохраняя верность прежней позиции «вожатый -организатор, руководитель и воспитатель пионеров». В целом, в соответствии с новым подходом, теоретически отношение «Что говорить? Это хуже. Это принижает взрослого, опускает его «до ребенка», а этого делать никогда не надо».
Пятая проблема - освоение нового статуса.
Если вчера взрослый организатор разговаривал с позиции взрослого, сегодня он иначе не сможет. Как и прежде, взрослый голосует при принятии решения. Но голосует уже как член объединения (организации). И, как уже отмечалось, у него один голос. Ведущая роль теперь принадлежит способности убеждать, а не возрасту, как прежде (всегда нужно старших слушать) и мало известному подросткам опыту.
Это то, что касается отношений внутри объединения. Но есть еще и внешние. С коллегами,
родителями и педагогами подростков, с представителями органов власти и т.д.
Словом, процесс освоения нового статуса не простой. Психологически сложный. Не обойдется без конфликтов. Потребует времени и напряжения.
Шестая проблема. Принятие широкой общественностью, близкими и, что важно, средствами массовой информации, нового статуса взрослого. Принятие позитивное, поддерживающее. Именно оно необходимо взрослым организаторам. Но может произойти и другое. Насмешки. «Уколы» и т.п. В этом случае следствием может стать отток взрослых из детских объединений.
Библиографический список
1. Детское движение: словарь-справочник / Сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2005.
2. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / Сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2009.
3. Трухачева Т.В., Зарахович И.С. Взрослые в детском движении: Рабочий вариант концепции // ТИМ: теория, история, методика детского движения. Вып. 7: К 15-летию Ассоциации исследователей детского движения. - М., 2006. - С. 150-161.