Научная статья на тему 'НОВАЯ ЭРА РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ: СЛИЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ -ШАГ К ПОВЫШЕНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

НОВАЯ ЭРА РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ: СЛИЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ -ШАГ К ПОВЫШЕНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
670
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ / СЛИЯНИЕ / РОССИЙСКАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНИН / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Вадим Александрович, Ахмедова Бэлла Керимовна

Российская пенсионная система переживает серьезные преобразования в связи с объединением Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования. Эта новая эра для российской пенсионной системы направлена на повышение эффективности и предоставление более качественных услуг своим гражданам. Данная статья посвящена тонкостям слияния, анализируя его возможные выгоды и препятствия, с которыми оно может столкнуться. Кроме того, в статье анализируются последствия такого слияния для российской пенсионной системы, раскрываются его нюансы. Предстоящее слияние рассматривается как необходимый и естественный шаг в упорядочении социальных услуг и снижении административной нагрузки на граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW ERA OF THE RUSSIAN PENSION SYSTEM: THE MERGER OF THE PENSION FUND AND THE SOCIAL INSURANCE FUND IS A STEP TOWARDS IMPROVING BUDGET EFFICIENCY

The Russian pension system is undergoing a major transformation due to the merger of the Russian Pension Fund and the Social Insurance Fund. This new era for the Russian pension system aims to improve efficiency and provide better services to its citizens. This article focuses on the intricacies of a merger, analyzing its possible benefits and the obstacles it may face. In addition, the authors analyze the consequences of such a merger for the Russian pension system and reveal its nuances. The upcoming merger is seen as a necessary and natural step in streamlining social services and reducing the administrative burden on citizens.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ЭРА РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ: СЛИЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ -ШАГ К ПОВЫШЕНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

ФИНАНСЫ

УДК. 336.57

Романов В.А.1 Ахмедова Б.К.2

НОВАЯ ЭРА РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ: СЛИЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ -ШАГ К ПОВЫШЕНИЮ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация. Российская пенсионная система переживает серьезные преобразования в связи с объединением Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования. Эта новая эра для российской пенсионной системы направлена на повышение эффективности и предоставление более качественных услуг своим гражданам. Данная статья посвящена тонкостям слияния, анализируя его возможные выгоды и препятствия, с которыми оно может столкнуться. Кроме того, в статье анализируются последствия такого слияния для российской пенсионной системы, раскрываются его нюансы. Предстоящее слияние рассматривается как необходимый и естественный шаг в упорядочении социальных услуг и снижении административной нагрузки на граждан.

Ключевые слова: социальное страхование, Пенсионный фонд России, слияние, российская пенсионная система, гражданин, пенсионное обеспечение, проблема, социальное обеспечение, правительство, услуга.

Romanov V Akhmedova B.

A NEW ERA OF THE RUSSIAN PENSION SYSTEM: THE MERGER OF THE PENSION FUND AND THE SOCIAL INSURANCE FUND IS A STEP TOWARDS IMPROVING BUDGET EFFICIENCY

Abstract. The Russian pension system is undergoing a major transformation due to the merger of the Russian Pension Fund and the Social Insurance Fund. This new era for the Russian pension system aims to improve efficiency and provide better services to its citizens. This article focuses on the intricacies of a merger, analyzing its possible benefits and the obstacles it may face. In addition, the authors analyze the consequences of such a merger for the Russian pension system and reveal its nuances. The upcoming merger is seen as a necessary and natural step in streamlining social services and reducing the administrative burden on citizens.

Keywords: social insurance, Russian Pension Fund, merger, Russian pension system, citizen, pension provision, problem, social security, government, service.

В последние годы российская пенсионная система столкнулась с рядом проблем. К ним относятся: ограниченные пенсионные выплаты,

низкий уровень пенсионных накоплений и высокий уровень бедности среди пожилых людей. В попытке решить эти проблемы правительство

1 Романов Вадим Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: rv-ilc@mail.ru

Vadim Romanov, PhD in Economics, Associate Professor, Department of Public and Municipal Administration and Law, North Caucasus Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: rv-ilc@mail.ru

2 Ахмедова Бэлла Керимовна, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: akhmedova_b99@mail.ru

Bella Akhmedova, Graduate Student, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: akhmedova_b99@mail.ru

предприняло ряд шагов, включая недавнее слияние Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).

Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования недавно объединились в одну структуру, которая теперь будет отвечать за управление пенсионными выплатами и социальное страхование граждан в России. Этот шаг был направлен на упорядочение процесса получения выплат и облегчение доступа к ним.

Правительством Российской Федерации 20 мая 2022 года в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации был внесен проект Федерального закона № 127389-8 «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Суть данного законопроекта была в объединении ПФР и ФСС в один фонд под единым руководством. Законопроект провозглашал такие принципы деятельности объединенного фонда как обеспечение финансовой устойчивости (стабильности) и сбалансированности бюджета Фонда, автономность и независимость бюджета Фонда. Важным являлся вопросом формирования бюджета объединенного фонда, в ст. 8 законопроекта указывались источники финансирования бюджета. К ним

относятся: страховые взносы, средства федерального бюджета, доходы от инвестирования средств резервов фонда [8].

Ранее Пенсионный фонд и Фонд социального страхования являлись двумя основными институтами, ответственными за обеспечение социальной защиты населения в России. Пенсионный фонд осуществлял надзор за пенсионной системой страны, которая обеспечивает пенсионные выплаты гражданам, достигшим определенного возраста или отвечающим определенным критериям. С другой стороны, Фонд социального страхования отвечал за предоставление пособий по социальному страхованию, таких как пособия по нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по беременности и родам и др.

Первоначально ПФР включал в себя свыше 2,5 тыс. клиентских служб, а в ФСС их было только 437. После объединения в единых клиентских службах оказываются услуги, получаемые как в ПФР, так и в ФСС [10].

Теперь же Социальный фонд России предоставляет все те услуги, которые раньше предоставляли ПФР и ФСС. В настоящий момент их более 20 наименований, основные из которых (Рисунок 1) [9]:

Рисунок 1. Основные услуги, предоставляемые Социальным фондом России

(разработано авторами на основе материалов Социального фонда России https://sfr.gov.ru/grazhdanam/social_fond/)

С 1 января 2023 года начал свою работу Социальный фонд России (СФР), который объединил два других фонда - Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, которые ранее предоставляли гражданам услуги по социальному и пенсионному обеспечению. Несмотря на различие их полномочий, эти организации были объединены с целью улучшения качества предоставляемых услуг и оптимизации управления программами социального обеспечения в России.

На наш взгляд, слияние позволит создать более эффективную и действенную систему, поскольку теперь граждане смогут получать доступ ко всем своим выплатам через одну организацию, вместо того чтобы обращаться в разные. Это также снизит административную нагрузку на граждан и сделает процесс получения льгот более прозрачным и доступным.

Помимо этих преимуществ, новая организация будет располагать ещё более значительными ресурсами и опытом, что позволит ей лучше удовлетворять потребности граждан и повышать качество предоставляемых услуг. Слияние также сможет устранить дублирование усилий и снизить затраты на управление выплатами, высвободив ресурсы, которые будут использованы для других целей.

В настоящее время многие меры поддержки назначаются автоматически, и получить их можно, просто подав заявление. Как правило, заявление подается в режиме онлайн через цифровую платформу. На сайте государственных услуг гражданам доступно более 100 он-лайн-услуг. Социальный фонд намерен и дальше совершенствовать систему упреждающего назначения выплат и предоставлять электронные услуги. В будущем граждане получат доступ к еще большему количеству услуг и мер поддержки, которые можно будет полностью получить онлайн без необходимости посещения фонда.

Хотя слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования получило широкое одобрение, существуют некоторые проблемы, которые необходимо решить. Например, объединение двух систем может привести к некоторым краткосрочным сбоям и путанице, особенно для граждан, которые уже

получают пособия. Однако правительство заверило общественность, что оно предпринимает шаги для минимизации любых сбоев и обеспечения плавного перехода.

Слияние ПФР и ФСС обусловлено несколькими факторами:

Во-первых, слияние приведет к сокращению административных расходов. До настоящего времени управление двумя отдельными фондами требовало значительного количества ресурсов, включая персонал, оборудование и офисные помещения. Слияние двух организаций позволит сократить эти расходы, высвободив ресурсы, которые могут быть перераспределены на другие сферы пенсионной системы.

Во-вторых, слияние приведёт к повышению точности расчетов пособий. Пенсионный фонд и Фонд социального страхования использовали разные методы расчета пособий, что приводило к несоответствиям и ошибкам. Слияние должно привести к созданию более точной и последовательной системы.

В-третьих, повысится эффективность управления пенсиями и пособиями. Объединение этих двух организаций позволит создать эффективный и упорядоченный процесс начислений и привести к результативному распределению пособий.

В-четвёртых, имея более крупный пул активов и ресурсов, объединенная система может предложить более полный и расширенный спектр благ своим бенефициарам. Она может включать в себя широкий выбор вариантов инвестирования, лучшее страхование жизни, а также более высокие выплаты.

Наконец, это позволит выработать комплексный подход к управлению пенсионным обеспечением и приведёт к созданию интегрированной системы социального страхования граждан.

Социальное обеспечение, и пенсионное обеспечение в России прошло долгий путь становления и продолжает непрерывно развиваться, опираясь на демографическую, экономическую и другие составляющие. Пенсионное обеспечение основывается на многолетнем отечественном и зарубежном опыте, а также соответствует международным стандартам [7].

Масштабы глобальной пенсионной проблемы коснулись людей по всему миру. Уве -личение продолжительности жизни поставило пенсионные системы под значительную нагрузку. По прогнозам, глобальный разрыв между пенсионными накоплениями и потребностями в пенсионных доходах достигнет 400 триллионов долларов за три десятилетия, что более чем в пять раз превышает размер мировой экономики. На протяжении нескольких лет вопрос устойчивости пенсионного плана оставался в центре внимания правительств, и все большее число стран стремятся решить эти проблемы [3].

Во многих странах подобные фонды управляются отдельно, с различными структурами, механизмами финансирования и льготами. Однако в последние годы наметилась тенденция к слиянию с целью повышения эффективности и устойчивости всей системы.

Мировая практика показывает, что слияние пенсионного фонда и фонда социального обеспечения в Швеции стало одним из наиболее успешных примеров этой тенденции. В 2000 году для управления объединенной системой было создано Шведское пенсионное агентство, и с тех пор оно добилось значительного повышения эффективности и устойчивости. В Чили слияние пенсионного фонда и фонда социального обеспечения было осуществлено в начале 2000-х годов, и это привело к улучшению охвата и повышению выплат бенефициарам. Объединенная система также повысила эффективность, снизив административные расходы и улучшив инвестиционные возможности. Австралия также ощутила преимущества слияния. В 2011 году её правительство создало Департамент социальных услуг для управления объединенной системой, что также позволило повысить ее эффективность и устойчивость. Ещё раз отметим, что подобная практика может принести значительные выгоды. И успех этих инициатив в таких странах, как Швеция, Чили и Австралия, демонстрирует эффективность такого подхода. Однако его реализация требует тщательного планирования и управления для обеспечения надежности и устойчивости системы в долгосрочной перспективе.

Хотя слияние Пенсионного фонда и Фонда социального страхования было предложено в качестве средства повышения эффективности системы социальной защиты населения страны, существуют нормативные и практические проблемы, которые необходимо решить для обеспечения успеха этой инициативы. На наш взгляд основные проблемы могут быть связаны с интеграцией различных систем, конфликтом интересов и отсутствием координации между двумя фондами.

В настоящее время нормативно-правовое регулирование деятельности ПФР и ФСС осуществляется в соответствии с несколькими федеральными законами, включая закон о государственном пенсионном обеспечении [1] и закон о социальном страховании [2]. Эти законы определяли цели, функции и обязанности фондов. Однако существует ряд пробелов и несоответствий в нормативных документах, которые необходимо устранить для обеспечения плавного осуществления слияния. Например, у двух фондов разные требования к отчетности, что может привести к трудностям при интеграции их систем. Кроме того, у двух фондов разные источники финансирования, что может привести к конфликту интересов в процессе слияния.

Для того, чтобы максимально повлиять на интеграцию двух структур необходимо:

• согласовать требования к отчетности: Требования к отчетности ПФР и ФСС должны быть синхронизированы, чтобы облегчить интеграцию их систем.

• создать координационный механизм: Между двумя фондами должен быть создан координационный механизм для обеспечения эффективной коммуникации и сотрудничества в процессе слияния.

• повысить прозрачность и подотчетность: Нормативно-правовая база объединенной организации должна включать положения о повышении прозрачности и подотчетности для обеспечения того, чтобы граждане получали положенные им льготы.

В заключение следует отметить, что объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования РФ является позитивным шагом вперед для системы социального обеспечения страны. Упорядочив процесс

получения пособий и упростив доступ к ним граждан, новая структура будет предоставлять более качественные услуги и поддержку:

• объединение Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации не изменяет существующую систему социального страхования;

• в управлении социальным страхованием формируется некоторый баланс исполнительной, законодательной власти, работодателей и работников (профсоюзов);

• условия предоставления услуг гражданам после объединительных преобразований не ухудшаются;

• подтверждены все ранее отработанные решения, касающиеся бюджетов видов социального страхования [4].

Данная инициатива способна повысить эффективность системы социальной защиты в России. Однако многое зависит от решения нормативных и практических проблем, которые существуют в настоящее время. Организации по всему миру сосредоточены на создании цифрового рабочего места, которое обеспечивает высокую производительность, гибкость и мобильность, а также включает в

себя цифровые технологии. Как следствие, происходит интеграция от устаревших систем к цифровому управлению человеческими ресурсами [5]. Цифровая трансформация вызывает значительные изменения в структуре отраслей. От типичной вертикально-интегрированной структуры с крупными корпорациями на вершине отрасли переходят к децентрализованной экосистемной структуре с клиентами в центре. Цифровые технологии обладают способностью преодолевать традиционные границы между различными компаниями и отраслями, создавать экосистемы, которые объединяют компании, партнеров и клиентов, а также совместно создавать ценность, необходимую пользователям [6].

Слияние несет в себе потенциал для получения существенных выгод, включая улучшение предоставления услуг, более широкий охват и повышение финансовой стабильности. Однако проблемы, с которыми сталкивается объединение, также существенны, и правительство должно взять на себя активную роль в решении этих проблем, чтобы обеспечить его успех. Оно должно обеспечить эффективную реализацию слияния и гарантировать, что выгоды от него получат все граждане.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru.

2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru.

3. Ахмедова Б.К. Основные проблемы в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации // Вестник экспертного совета. 2022. № 3(30). С. 22-26.

4. Колесник А.П. Пенсионная система: перманентная реформа // Стратегии бизнеса. 2022. №3.

5. Романов В.А. Цифровая платформа управления человеческими ресурсами в социально-экономической системе // Ученые записки Крымского федерального университета имени

B.И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7, № 2. С. 104-108.

6. Романов В.А. Цифровая трансформация банковского сектора в России: состояние и особенности // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 2.

C.101-108.

7. Сазанова Н.В. Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 1.

8. Цыбенжапов Б.Б. Слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования // Молодой ученый. 2022. № 24 (419). С. 285-286.

9. Официальный информационный ресурс Социального фонда России. [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/social_fond/

10. Объединение ПФР и ФСС: какие изменения ждут россиян // ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://cont.ws/@tass/2299760

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Federal Law of December 15, 2001, N 166-FZ "On State Pension Provision in the Russian Federation" // Information and Legal Portal GARANT. [Electronic resource]. URL: https://www. garant.ru

2. Federal Law No. 125-FZ of July 24, 1998 (as amended on November 21, 2022) "On Compulsory Social Insurance against Occupational Accidents and Occupational Diseases" (as amended and supplemented, effective from January 1, 2023) ) // Information and legal portal GARANT. [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru

3. Akhmedova B.K. The main problems in the pension system of the Russian Federation // Bulletin of the Expert Council. 2022. No. 3(30). Pp. 22-26.

4. Kolesnik A.P. Pension system: permanent reform // Business strategies. 2022. №3.

5. Romanov V.A. Digital Platform for Human Resource Management in the Socio-Economic System. Uchenye zapiski V.I. Vernadsky. Economics and Management. 2021. V. 7, No. 2. Pp. 104-108.

6. Romanov V.A. Digital transformation of the banking sector in Russia: state and features // Bulletin of the Transbaikal State University. 2022. V. 28, No. 2. S. 101-108.

7. Sazanova N.V. Pension fund of the Russian Federation, modern problems of its functioning // Bulletin of the Eurasian Science. 2022. Vol. 14. No. 1.

8. Tsybenzhapov B.B. Merger of the Pension Fund of Russia and the Social Insurance Fund // Young scientist. 2022. No. 24 (419). Pp. 285-286.

9. Official information resource of the Social Fund of Russia. [Electronic resource]. URL: https:// sfr.gov.ru/grazhdanam/social_fond/

10. Combining the PFR and the FSS: what changes await the Russians // TASS. [Electronic resource]. URL: https://cont.ws/@tass/2299760

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.