Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / ЗАСТРАХОВАННЫЕ ЛИЦА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климашова Юлия Игоревна

Вопросы внедрения цифровых технологий в пенсионную систему актуальны для всех категорий граждан и для самого Фонда пенсионного и социального страхования России. Цифровые технологии затронули не только работу Фонда, но и застрахованных лиц - как работающих, так и вышедших на пенсию, а с 2020 г. застрахованными стали новорожденные при получении материнского капитала. Кроме того, в ходе формирования пенсионного обеспечения цифровые технологии играют важную роль посредника между Фондом и застрахованными, в части оформления документов, лицами получения социальных выплат и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE RUSSIAN PENSION SYSTEM

The issues of introducing digital technologies into the pension system are relevant for all categories of citizens and for the Russian Pension and Social Insurance Fund itself. Digital technologies have affected not only the work of the Fund, but also insured persons - both employed and retired, and since 2020, newborns have become insured upon receipt of maternity capital. In addition, during the formation of pension provision, digital technologies play an important role as an intermediary between the Fund and the insured, in terms of paperwork, persons receiving social benefits, etc.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ»

Цифровая экономика

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Ю. И. КЛИМАШОВА

Вопросы внедрения цифровых технологий в пенсионную систему актуальны для всех категорий граждан и для самого Фонда пенсионного и социального страхования России. Цифровые технологии затронули не только работу Фонда, но и застрахованных лиц — как работающих, так и вышедших на пенсию, а с 2020 г. застрахованными стали новорожденные при получении материнского капитала. Кроме того, в ходе формирования пенсионного обеспечения цифровые технологии играют важную роль посредника между Фондом и застрахованными, в части оформления документов, лицами получения социальных выплат и др.

Ключевые слова, цифровые технологии, пенсионная система, Фонд пенсионного и социального страхования, застрахованные лица, электронные системы. JEL: Н55, Н75, ^6, Ш.

Введение

Цифровая трансформация экономики России в настоящее время коренным образом изменяет многие ее сферы и отрасли: государственное управление, здравоохранение, государственное пенсионное обеспечение, медицину, науку, образование, бизнес - и представляет большой интерес для изучения и проведения исследований в целях получения новых и актуальных на сегодняшний день знаний в той или иной области.

Президентом России В. Путиным поставлены конкретные цели и стратегические задачи экономического развития Российской Федерации на ближайшие годы, в том числе решение задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Со стороны Правительства Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому

развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 71.

В состав национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят ряд федеральных проектов:

1. «Нормативное регулирование цифровой среды».

2. «Кадры для цифровой экономики».

3. «Информационная инфраструктура».

4. «Информационная безопасность».

5. «Цифровые технологии».

6. «Цифровое государственное управление».

7. «Искусственный интеллект» [9].

В каждом проекте задействованы государственные, муниципальные и частные структуры. Остановимся на определении эффективности использования цифровых технологий в государственной пенсионной и социальной системе России.

В рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» для руководителей отделений Фонда пенсионного и социального страхования организовано проведе-

Климашова Юлия Игоревна, доцент кафедры экономики и управления ОЧУВО «Международный инновационный университет», канд. экон. наук (г. Сочи, Россия), е-таН: k.i.ulia@mail.ru

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.

ние обучения по программам повышения квалификации, так как важно понимать, что цифровая трансформация - не просто внедрение новых технологий в организации, а революционная трансформация модели любой организации.

В рамках Федерального проекта «Информационная инфраструктура» Фонд пенсионного и социального страхования оказывает государственные услуги через Федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА).

Данная информационная система в Российской Федерации обеспечивает санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных и иных информационных системах. Ежедневно в системе ЕСИА увеличивается число зарегистрированных граждан разных возрастов.

С помощью этой системы возможна авторизация на таких сайтах, как «Госуслуги» и «Российская общественная инициатива». Каждый гражданин России, начиная с 14 лет после получения паспорта, может активировать учетную запись ЕСИА - для этого необходимо удостоверить свою личность с помощью паспортных данных и СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета) [2; 4].

В рамках Федерального проекта «Цифровые технологии» в Фонде пенсионного и социального страхования России действует федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» -единая база данных для граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, и для органов власти, которые оказывают таким гражданам услуги или меры социальной поддержки.

В рамках Единой государственной информационной системы социального обеспечения работает социальный калькулятор, который позволяет, в разрезе по жизненному событию, получать информацию о возможном возникновении права на меру социальной защиты или социальной поддержки в сложившейся жизненной ситуации.

Согласно годовым отчетам ПФР (в настоящее время - Фонд пенсионного и социального

Рис. 1. Количество услуг, предоставленных СФР в 2020 г., млн

114,1

15,4

7,9

Онлайн- Клиентские Многофункцио-

сервисы отделения фонда нальные центры

Источник годовой отчет за 2020 г. / Официальный сайт СФР. URL: https://sfr.gov.ru/

Рис. 2. Количество услуг, предоставленных СФР в 2021 г., млн

113,1

9,1

11,6

Онлайн- Клиентские Многофункцио-

сервисы отделения Фонда нальные центры

Источник годовой отчет за 2021 г. / Официальный сайт СФР. URL: https://sfr.gov.ru/

страхования РФ (СФР)) в 2021 г. Фонд предоставил гражданам 133,8 млн услуг (в 2020 г. -137,5 млн). На снижении количества предоставленных услуг отразилась пандемия 20202021 гг., так как произошло сокращение численности населения, в том числе и застрахованных лиц. (На рис. 1 и 2 показано количество услуг, предоставленных СФР соответственно в 2020 и 2021 гг. через онлайн- сервисы, клиентские отделения Фонда и многофункциональные центры.)

Федеральный проект «Цифровые технологии»

Еще одним важным проектом, в рамках которого СФР было запущено введение электронной трудовой книжки, стал Федеральный проект «Цифровые технологии». В ходе реализации проекта всем работающим россиянам предлагается обеспечить постоянный и удобный доступ к информации о трудовой деятельности, а для работодателей открывается новая возможность при кадровом учете.

Новый формат трудовой книжки для работников -добровольный и позволяет сохранять бумажную книжку столько, сколько это необходимо. Электронная трудовая книжка реализуется только в цифровом формате без физического носителя. Работодателю возможно теперь получать сведения о трудовой деятельности застрахованного лица через личный кабинет страхователя, специализированного оператора связи или обратившись в клиентскую службу территориального органа СФР. Кроме того, более распространенный среди населения портал «Госуслуги» позволяет получать сведения по электронной трудовой книжке через личный кабинет гражданина (застрахованного лица) - посредством соответствующего приложения для смартфонов или через официальный сайт на компьютере [8].

Сведения электронной трудовой книжки нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление СФР или многофункциональный центр госуслуг (МФЦ) могут предоставить в виде бумаж-

ной выписки. Данная услуга будет предоставлена экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.

Основными преимуществами электронной трудовой книжки для граждан и работодателей станут: во-первых, удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности; во-вторых, дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения; в-третьих, дополнительные возможности дистанционного трудоустройства; в-четвертых, минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности; в-пятых, сокращение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек; в-шестых, использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг; в-седьмых, высокий уровень безопасности и сохранности данных; в-восьмых, новые возможности аналитической обработки данных о трудовой деятельности для работодателей и госорганов [11].

Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности - добровольный и осуществляется только с согласия человека.

Граждане РФ, которые выбирают электронную трудовую книжку, получают бумажную книжку на руки с соответствующей записью о сделанном выборе. Бумажная трудовая книжка при этом не теряет своей силы и продолжает использоваться наравне с электронной. Важно также сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 г. - в электронной версии фиксируются только сведения начиная с 2020 г. (На рис. 3 и 4 показано количество работников, выбравших электронную трудовую книжку, и количество работников, в отношении которых представлены сведения о трудовой деятельности, в 2020 и 2021 гг. соответственно.)

В случае сохранения бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной

книжкой продолжает вносить сведения о трудовой деятельности работника также в бумажную версию. При этом за работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.

Работающее лицо, подавшее письменное заявление о продолжении ведения работодателем бумажной трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности.

Кроме того, лица, не имевшие возможности подать работодателю одно из письменных заявлений, согласно Федеральному закону от 16 декабря 2019 г. № 439-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление. К таким лицам, в частности, относятся:

1) работающие лица (застрахованные), которые не исполняли по состоянию на 31 декабря 2020 г. свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период: во-первых, временной нетрудоспособности; во-вторых, отпуска; в-третьих, отстранения от работы и в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) лица, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 г. не состоявшие в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавшие одно из письменных заявлений [6; 10].

В рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» ключевой целью выступает - по достижению одной из национальных целей - увеличение к 2030 г.

Рис. 3. Количество работников, выбравших электронную трудовую книжку в 2020 г., млн человек

Рис. 4. Количество работников, выбравших электронную трудовую книжку в 2021 г., млн человек

55,5

5,3

Работники, выбравшие Работники, в отношении кото-электронную трудовую рых представлены сведения кн ижку о трудовой деятел ь ности

Источник годовой отчет за 2020 г. / Официальный сайт СФР. URL: https://sfr.gov.ru/

Работники, выбравшие Работники, в отношении кото-электронную трудовую рых представлены сведения книжку о трудовой деятельности

Источник годовой отчет за 2021 г. / Официальный сайт СФР. URL: https://sfr.gov.ru/

доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. Все мероприятия данного проекта направлены на реализацию трех ключевых направлений: во-первых, обеспечить удовлетворенность граждан качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг; во-вторых, организовать цифровизацию процессов предоставления государственных услуг и исполнения функций государственными органами власти; в-третьих, обеспечить возможность стимулирования граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Совершенствование системы государственного управления по цифровой трансформации положительным образом отразилось и в системе государственного пенсионного страхования, так как удалось обеспечить новый уровень предоставления услуг, который позволяет повысить качество жизни граждан и способствовать развитию бизнеса в России [5].

Отметим, что в ходе цифровой трансформации было запущено функционирование автоматизированной информационной системы (АИС) Фонда пенсионного и социального страхования России, которая представляет собой организационно-техническую систему, состоящую из персонала и комплекса средств автоматизации, представленного совокупностью программных и программно-технических средств. Данная система предназначена: во-первых, для автоматизации процессов предоставления государственных услуг и исполнения функций Фонда; во-вторых, для обеспечения информационно-аналитической поддержки деятельности Фонда.

Основными задачами АИС СФР являются: • повышение эффективности системы пенсионного и социального обеспечения и качества обслуживания населения;

• повышение качества информационного взаимодействия с партнерами;

• создание высокоэффективной и высокотехнологичной системы управления процессами, гарантирующей реализацию основных и обеспечивающих функций СФР [1; 7]. Главные критерии эффективности функционирования АИС в работе Фонда пенсионного и социального страхования России, влияющие на действенность его работы в целом: во-первых, оптимизация процессов оказания государственных услуг и выполнения государственных функций; во-вторых, увеличение количества пользователей (потребителей услуг) АИС СФР и количества пользователей электронных сервисов (физических и юридических лиц), а также работников Исполнительной дирекции Фонда, Ревизионной комиссии и территориальных органов Фонда.

В настоящее время АИС СФР обслуживает более 150 тыс. пользователей - сотрудников Фонда (увеличение их числа произошло после объединения ПФР и ФСС). При этом суммарный объем баз данных, обрабатываемых в Фонде пенсионного и социального страхования, составляет сегодня 247,5 Тб, средний объем информации, обрабатываемой в сутки, -120 Гб. Парк серверного оборудования включает в себя более 10 000 серверов разных платформ [3].

Значимость программно-технического обеспечения, таким образом, максимально важна, поскольку ежедневно происходит оказание государственных услуг, в том числе и электронно, количество пользователей увеличивается, так как уже с рождения каждый гражданин получает страховой номер индивидуального лицевого счета. Совершенствование же работы программных систем СФР неотделимо от цифрового развития в государственном управлении в целом.

Выводы

В заключение приведем ряд выводов, которые показывают эффективность применения циф-

ровых технологий в государственной пенсионной системе:

• с каждым годом в рамках пенсионного обеспечения для населения России становится доступным максимум государственных услуг, а их получение происходит в кратчайшие сроки и не выходя из дома;

• повышаются качество взаимодействия с населением посредством регистрации новых пользователей (застрахованных), воз-

можности обратной связи и работать с каждым в индивидуальном порядке и по запросу;

в условиях расширения географии России и присоединения новых территорий цифровые технологии позволяют оперативно оказывать их населению пенсионные и социальные услуги в целях эффективного и стабильного формирования и функционирования государства в целом. ■

Литература

1. Инвестиционная политика в условиях цифровизации: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Финансы и кредит», «Экономика», «Менеджмент» / [Н.Н. Никулина и др.]; под ред. Н.Н. Никулиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

2. Мастеров А.И. Пенсионное обеспечение самозанятых граждан: проблемы и пути их решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2022. Т. 18. № 1 (406). С. 177—202.

3. Музаев М.З., Денисова И.П. Цифровые страховые сервисы на службе региональной пенсионной системы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. № 3 (59). С. 84-89.

4. Муравлева Т.В. Цифровая экономика на службе пенсионного страхования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3 (82). С. 16-19.

5. Соловьев А.К. Государственное регулирование демографических факторов пенсионной реформы // В сб.: Стратегические задачи демографического развития: приоритеты и региональные особенности. Десятые Валентеевские чтения. М., 2020. С. 577-580.

6. Соловьев А.К. Демографические факторы развития государственного пенсионного обеспечения // В сб.: Международный демографический форум. Материалы заседания. Воронеж, 2020. С. 264-268.

7. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: конфликт социальных целей и экономических интересов // В сб.: Современная цивилизация, капитализм и социальная справедливость (к 150-летию со дня рождения В.И. Ленина). Тезисы конференции. СПб., 2020. С. 115-117.

8. Соловьев А.К. Сокращение бедности пенсионеров как стратегический национальный приоритет долгосрочного социально-экономического развития страны // В сб.: Стратегия и тактика социально-экономических реформ: национальные приоритеты и проекты. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вологда, 2021. С. 336-338.

9. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: https://digital.gov.ru/ru/

10. Официальный сайт Социального фонда России (Фонд пенсионного и социального страхования РФ). URL: https://sfr.gov.ru/

11. Dun L., Yuan G. The model of the state digital platform on labor contracts in China // Digital Law Journal. 2022. Vol. 3. No. 1. Pp. 20-31.

References

1. Investment policy in the context of digitalization: A textbook for university students studying in the areas of training «Finance and Credit», «Economics», «Management» / [N.N. Nikulina and others]; ed. by N.N. Nikulina. M.: UNITY-DANA, 2019.

2. Masterov A.I. Pension provision of self-employed citizens: Problems and solutions // National interests: priorities and security. 2022. Vol. 18. No. 1 (406). Pp. 177-202.

3. Muzaev M.Z., Denisova I.P. Digital insurance services in the service of the regional pension system // Regional economy and management: Electronic scientific journal. 2019. No. 3 (59). Pp. 84-89.

4. Muravleva T.V. Digital economy in the service of pension insurance // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. 2020. No. 3 (82). Pp. 16-19.

5. Soloviev A.K. State regulation of demographic factors of pension reform // In: Strategic tasks of demographic development: Priorities and regional features. Tenth Valenteevsky Readings. M., 2020. Pp. 577— 580.

6. Soloviev A.K. Demographic factors in the development of state pension provision // In: International Demographic Forum. Meeting materials. Voronezh, 2020. Pp. 264—268.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Soloviev A.K. Pension reform: The conflict of social goals and economic interests // In: Modern civilization, capitalism and social justice (to the 150th anniversary of the birth of V.I. Lenin). Conference abstracts. SPb., 2020. Pp. 115-117.

8. Soloviev A.K. Poverty Reduction of Pensioners as a Strategic National Priority for the Country's Long-Term Socio-Economic Development // In: Strategy and Tactics of Socio-Economic Reforms: National Priorities and Projects. Materials of the IX All-Russian scientific-practical conference with international participation. Vologda, 2021. Pp. 336-338.

9. Official website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation. URL: https://digital.gov.ru/ru/

10. Official site of the Social Fund of Russia (Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation). URL: https://sfr.gov.ru/

11. Dun L., Yuan G. The model of the state digital platform on labor contracts in China // Digital Law Journal. 2022. Vol. 3. No. 1. Pp. 20-31.

Digital Technologies in the Russian Pension System

Yulia I. Klimashova - Associate Professor of the Department of Economics and Management, OCHUVO International Innovation University, Candidate of Economic Sciences (Sochi, Russia). E-mail: k.i.ulia@mail.ru

The issues of introducing digital technologies into the pension system are relevant for all categories of citizens and for the Russian Pension and Social Insurance Fund itself. Digital technologies have affected not only the work of the Fund, but also insured persons — both employed and retired, and since 2020, newborns have become insured upon receipt of maternity capital. In addition, during the formation of pension provision, digital technologies play an important role as an intermediary between the Fund and the insured, in terms of paperwork, persons receiving social benefits, etc.

Key words: digital technologies, pension system, pension and social insurance fund, insured, electronic systems.

JEL-codesr. H55, H75, J26, J32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.