4. Consultant Plus [Electronic resource]. -http://www.consultant.ru/ Accessed 20.12.2021.
5. Lev M.Yu. Expert assessment on the forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023 in terms of price-forming factors in the context of ensuring economic security // Issues of innovative economy. - 2020. - Volume 10. - No. 4. - pp. 1961-1978- - doi: 10.18334/vinec.10.4.111049.
6. EMISS Federal Statistics [Electronic resource]. - https://fedstat.ru/ Accessed 20.01.2021.
7. Margulyan Ya.A. M25 Fundamentals of social security of the population of Russia: a textbook / Ya. A. Margulyan. - St. Petersburg : Publishing House of SPbGEU, 2018. - 146 p.
8. Bulletin of UrFU. Economics and Management series. 2019. Volume 18. No. 6. pp. 892-910.
9. Pecheritsa E.V. P23 Economic security: a textbook / E.V. Pecheritsa. - St. Petersburg : Publishing House of SPbGEU, 2021. - 89 p.
10. Economic security of the Russian Federation: an educational and methodological manual / edited by T. D. Omarova, T. D. Omarova. - Vladimir : Vladimir branch of RANEPA, 2021. - 237 p.
11. Senchagov V.K., Ivanov E.A. STRUCTURE OF THE MECHANISM OF MODERN MONITORING OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA, 2015.
12. Economic security of Russia. General course : textbook / edited by V. K. Senchagov. - 6th ed., electron. -M. : Laboratory of Knowledge, 2020 - 818 p. - Systems. Requirements: Adobe Reader XI ; screen 10". - Title page. the screen. -Text : electronic.
13. Humanitarian portal. - [Electronic resource]. - https://gtmarket.ru/ Accessed 25.12.2021.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-330-336
МА. Троянская - д.э.н., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, доцент, Оренбургский государственный университет, m_troyanskaya@mail.ru,
M.A. Troyanskaya - doctor of Economics, head of the Department of state and municipal management, associate Professor, Orenburg state University;
С.А. Калинин - обучающийся направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет,
SA. Kalinin - student of the direction of training «State and municipal management of the Department of State and Municipal Management, Orenburg State University.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПЕНСИОННЫМ
ФОНДОМ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ INNOVATIVE APPROACH IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES BY THE PENSION FUND OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES
Аннотация. Пенсионный фонд Российской Федерации стремительно переходит на новые цифровые технологии, в результате чего все чаще создаются условия для оперативного взаимодействия с заявителями. В настоящее время, используя цифровой профиль застрахованного лица (индивидуальный лицевой счет застрахованного лица) минимизируются случаи запросов информации у заявителей, в некоторых случаях они становятся единичными или вовсе исключаются, что переворачивает всю модель оказания услуг с ног на голову. В сочетании с беззаявительным и адресным подходом по оказанию услуг Пенсионный фонд России продвигается вперед темпами, которые явно превосходят «бумажный учет». Правительство в свою очередь получает значительную отдачу от своих инвестиций в цифровые технологии. Например, начиная с 2020 года, потенциальных владельцев материнского капитала Пенсионный фонд начал определять еще на этапе беременности, при помощи предоставления электронных данных о беременности из системы здравоохранения. А в 2021 году по указу Президента РФ начали осуществлять социальные выплаты будущим матерям, вставшим на учет в ранние сроки беременности. Авторами в статье выделены причины перехода Пенсионного фонда России к цифровизации оказания услуг; представлена структура цифрового профиля застрахованного лица; дана характеристика показателей, входящих в структуру цифрового профиля застрахованного лица.
Abstract. The Pension Fund of the Russian Federation is rapidly switching to new digital technologies, as a result of which conditions for operational interaction with applicants are increasingly being created. Currently, using the digital profile of the insured person (the individual personal account of the insured person), cases of requests for information from applicants are minimized, in some cases they become isolated or completely excluded, which turns the entire model of service provision upside down. In combination with an undeclared and targeted approach to the provision of services, the Pension Fund of Russia is moving forward at a pace that clearly exceeds «paper accounting». The government, in turn, receives a significant return on its investments in digital technologies. For example, starting in 2020, the Pension Fund began to identify potential owners of maternity capital at the stage of pregnancy by providing electronic pregnancy data from the healthcare system. And in 2021, by decree of the President of the Russian Federation, social payments began to be made to expectant mothers who were registered in the early stages of pregnancy. The authors of the article highlight the reasons for the transition of the Pension Fund of Russia to digitalization of services; the structure of the digital profile of the insured person is presented; the characteristics of the indicators included in the structure of the digital profile of the insured person are given.
Ключевые слова: цифровые сервисы, цифровые технологии, государственные услуги, цифровой профиль, цифровой профиль застрахованного лица, Пенсионный фонд, индивидуальный лицевой счет.
Keywords: digital services, digital technologies, public services, digital profile, digital profile of the insured person, Pension Fund, individual personal account.
Рост качества и доступности государственных услуг, их открытость являются приоритетами государственной политики в Российской Федерации. Использование цифровых технологий в оказании социальных услуг не только предлагает более низкие операционные издержки, но и позволяет вводить инновации в современных условиях оказания социального блага. Пенсионный фонд России не будет работать эффективно, если он не будет выполнять требования заявителей своевременно и в полном объеме. Например, застрахованное лицо, получившее инвалидность, которому уже полагается социальная гарантия, в некоторых случаях просто физически не может посетить клиентскую службу Пенсионного фонда России или многофункциональный центр, в то время как от его визита размер социальной помощи, которую ему положено получить не изменится, если он обратится дистанционно.
Положениям цифровизации оказания услуг и их трансформации посвящено немало работ, так в периодических изданиях рассматриваются вопросы: развития цифровой экономики [1-3]; формирования цифрового профиля [4-7]; цифрового правительства и управления [8-12]. Указанные аспекты нашли свое закрепление и на законодательном уровне [13-16]. Однако, вопросы, касающиеся положений цифровизации оказания социальных услуг и профиля застрахованного лица, в периодических источниках и нормативных правовых актах не затрагиваются, хотя являются актуальными.
Последствия цифровизации для государства и его политики неразрывно связаны с достижениями в других областях науки и технологий. То, что делается с помощью цифровых технологий, зависит от уровня понимания обществом того, что создает индивидуальные различия. По мере того, как этот опыт знаний будет расширяться, взгляды общества на основы оказания государственных и социальных услуг также должны будут измениться. Целью настоящей статьи является изучение положений по формированию цифрового профиля застрахованного лица, а также его влияние на адресность и своевременность оказания социальных услуг.
Исследование проведено на основе системного и комплексного подходов к рассматриваемой проблеме.
Пенсионный фонд имеет множество причин для перехода к цифровизации. Первая была вызвана необходимостью - применяя цифровые технологии, основываясь на зарубежной практике, смогли выявить дублирующие социальные гарантии между региональными и федеральными выплатами. Вторая - эффективностью, поскольку в более широком плане все государственные ведомства обнаружили, что им нужно повышать производительность и эффективность выполнения государственных задач с меньшими затратами. Ключевой движущей силой было сокращение внутренних бюджетов при сохранении необходимости приносить доход.
Электронный страховой номер индивидуального лицевого счета стал первым признаком того, что ведомство все шире переходит на цифровые технологии. Сопоставление данных и межведомственный обмен могут использоваться не только для выявления нуждающихся в социальных гарантиях, но и для решения того, что считают точным бюджетным планированием. Иными словами, необходимость цифрового профиля застрахованного лица обусловлена современными реалиями, а именно цифровизацией всех сфер жизни общества, а также необходимостью повышения качества и связанности данных всех граждан государства. Характеристика цифрового профиля застрахованного лица, а именно индивидуального лицевого счета включает в себя информацию в первую очередь о присвоенном числовом значении (номере), а далее уже о паспортных данных, свидетельстве о рождении, адресе регистрации (проживании), месте и периодах работы, сроках и размерах положенных и выплачиваемых социальных выплат. Реализация данного проекта на территории России началась в 2018 году, когда в Пенсионном фонде России были запущены пилотные проекты «Совершенствование процессов оказания государственных услуг с использованием цифровых технологий».
Основоположником индивидуального лицевого счета стал Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 г., который еще в 1996 году ввел понятие индивидуального лицевого счета - это «электронный документ, содержащий предусмотренные сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации» [13].
Индивидуальный лицевой счет состоит из трех частей. Структура индивидуального лицевого счета или цифрового профиля представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура индивидуального лицевого счета
(составлено авторами по источнику [13])
В настоящее время страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) является способом идентификации и аутентификации физического лица на многих порталах по предоставлению государственных и муниципальных услуг (рисунок 2).
Рисунок 2 - Варианты использования СНИЛС
С помощью инфраструктуры цифрового профиля обеспечивается:
- идентификация участников;
- предоставление доступа к информации посредством цифрового идентифицирования;
- хранение индивидуальных сведений (которые наиболее востребованы) на индивидуальном лицевом счете, что будет способствовать повышению скорости предоставления информации;
- предоставление в цифровом виде согласия на передачу данных;
- уведомление граждан и организаций об изменении их сведений в ведомственных информационных системах при наличии согласия на данные действия;
- отображение гражданам и организациям информации по услугам, которые им были оказаны, либо на которые лица имеют законное право, а также возможных социальных гарантиях в дальнейшем.
В настоящее время идет разработка единой цифровой платформы для ее использования не только Пенсионным фондом Российской Федерации, а также всеми государственными ведомствами в рамках межведомственного документооборота в части наполнения информации данными, которыми располагает то или иное ведомство. Направления работы в рамках разработки единой цифровой платформы представлены на рисунке 3.
ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ:
создать взаимоувязанные механизмы обработки данных в государственных и муниципальных информационных системах
установить единство форматов и атрибутов данных
применить единые требования к управлению данными
Рисунок 3 - Направления деятельности в рамках разработки единой цифровой платформы
Речь идет не только об актуальности и систематизации данных, но и о технических требованиях по кодированию, качеству и безопасности. Иными словами осуществляется переход к предоставлению мер социальной поддержки, оказанию услуг органами публичной власти и осуществлению функций в формате «Социального казначейства».
Для минимизации рисков в процессе внедрения, при дальнейшем функционировании Национальной системы управления информационными данными, а так же в целях исследования ее потенциальных возможностей по обеспечению качества информации и ее связанности сначала реализуются пилотные проекты на тестовых серверах для точного определения механизмов управления данными, а так же оценивается их актуальность при слиянии и совмещении информации с разных платформ.
На рисунке 4 представлена информация, отражающая роль информационной системы Пенсионного фонда России в предоставлении сведений зарегистрированному лицу.
Информационная система «ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО ЛИЦА»
обеспечивает
_1_
единый источник доступа к юридически значимым данным
зарегистрированное лицо
_1_
получает в любой момент содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете сведения в необходимом составе
Рисунок 4 - Роль информационной системы Пенсионного фонда России в предоставлении информации
Ситуация с пандемией COVID-19 привела к значительному ускорению перехода на цифровые технологии и онлайн-сервисы, в условиях сохранения здоровья и жизней граждан пришлось значительно изменить модель оказания услуг, что в свою очередь изменило потребительские модели поведения.
Данные информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации, в первую очередь подсистемы индивидуального (персонифицированного) учета, стали как никогда востребованы в условиях мгновенного распространения нового штамма коронавирус-ной инфекции. Информация, находящаяся в информационной системе Пенсионного фонда России, - это основная составляющая часть в процессе предоставления услуг Фондом социального страхования России и Федеральной службой по труду и занятости. Одновременно она способствует оперативной организации взаимодействия с иными информационными системами в ходе выполнения поручений Президента России и Правительства РФ, которые направлены на обеспечение социальной защиты населения.
Не секрет, что в нашей стране вопросы адаптации сферы социального обеспечения к цифровым реалиям находятся в поле зрения органов государственной власти. При решении этой проблемы необходимо учитывать:
1) уникальные возможности новых цифровых технологий,
2) передовой зарубежный и отечественный опыт государственного управления,
3) возрастающие запросы и ожидания населения при получении услуг от органов публичной власти.
Предоставление / получение услуг должно происходить:
- проактивно и комплексно исходя из возникающих жизненных ситуаций;
- удаленно, посредством единого портала без необходимости посещения организаций;
- персонифицированно (с учетом их фактической нуждаемости);
- омниканально и экстерриториально;
- в автоматическом режиме без участия должностных лиц органов публичной власти. В настоящее время в рамках работ АНО «Цифровая экономика» запроектировано создание Национальной системы управления данными (НСУД), представляющей собой совокупность механизмов, способных обеспечить деятельность ее участников в области создания, преобразования и применения государственной информации.
Подводя итог, отметим, что большинство стран активно переходят на цифровизацию сферы социального обеспечения для ведения точного расхода бюджетных средств, минимизации ошибок при исчислении и назначении выплат, унификации оказания социальной помощи независимо от региона. Повышение адресности и эффективности оказания социальной поддержки застрахованным лицам посредством аккумуляции их персонифицированной информации, находящейся в информационных системах органов публичной власти, позволит более точно работать с расходной частью бюджета при ее планировании.
Источники:
1. Шманев С.В. Цифровая экономика в России: мифы, реальность, перспективы (синергетиче-ский подход) // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. № 1 (47). С. 133-136.
2. Кефели И.Ф., Колбанёв М.О., Шамин А.А. Архитектурный подход к управлению государственной программой «цифровая экономика России» // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. № 2 (24). С. 88-97.
3. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Информационно-цифровая экономика: концепт, основные параметры и механизмы реализации // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019. № 3. С. 41-60.
4. Самборская Л.Н., Мясникова Л.А. Основные методы построения модели «цифровой профиль» на примере школ г. Москвы // Интерактивная наука. 2017. № 3 (13). С. 68-86.
5. Кондаков А.М., Костылева А.А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 3. С. 207-218.
6. Бадьина А.В., Орешина М.Н. Основные направления развития концепции цифрового профиля. Зарубежный опыт и перспективы развития // Вестник университета. 2020. № 7. С. 28-35.
7. Троянская М.А., Тюрина Ю.Г. Формирование цифрового профиля налогоплательщика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 364-367.
8. Косоруков А.А. Цифровое правительство в практике современного государственного управления (на примере Российской Федерации) // Тренды и управление. 2017. № 4. С. 81-96.
9. Троянская М.А. Направления развития информационного обеспечения деятельности региональных органов государственной власти // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. 2020. № 27. С. 171-176.
Ю.Артамонова Л.Н. Цифровая экономика и трансформация государственного управления // Modem Economy Success. 2020. № 6. С. 146-153.
11.Косоруков А.А. Модель цифрового управления на современном этапе развития государственного управления // Социодинамика. 2019. № 1. С. 57-69.
12.Акаткин Ю.М., Ясиновская Е.Д. Цифровая трансформация правительства: датацентричность и моделеориентированность // Информационные ресурсы России. 2019. № 1. С. 2-7.
13. Федеральный Закон от 01 апреля 2004 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9839/ (дата обращения: 10.02.2022).
14. Концепция и архитектура цифрового профиля - ЕСИА 2.0 в рамках Плана мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2021 г. № 431-р. «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_378135/ f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 10.02.2022).
16.Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 10.02.2022). References:
1. Shmanev S.V. Digital Economy in Russia: Myths, Reality, Prospects (Synergetic Approach) // Vest-nik OrelGIET. 2019. No. 1 (47). pp. 133-136.
2. Kefeli I.F., Kolbanev M.O., Shamin A.A. Architectural approach to managing the state program "Digital Economy of Russia" // Eurasian integration: economics, law, politics. 2018. No. 2 (24). pp. 88-97.
3. Osipov Yu.M., Yudina T.N., Gelishanov I.Z. Information-digital economy: concept, main parameters and implementation mechanisms // Bulletin of Moscow University. Series 6: Economy. 2019. No. 3. S. 41-60.
4. Samborskaya L.N., Myasnikova L.A. Basic methods for building a "digital profile" model on the example of Moscow schools // Interactive Science. 2017. No. 3 (13). pp. 68-86.
5. Kondakov A.M., Kostyleva A.A. Digital Identity, Digital Self-Identification, Digital Profile: Statement of the Problem // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of education. 2019. V. 16. No. 3. S. 207-218.
6. Badina A.V., Oreshina M.N. The main directions of development of the digital profile concept. Foreign experience and development prospects // Bulletin of the University. 2020. No. 7. S. 28-35.
7. Troyanskaya M.A., Tyurina Yu.G. Formation of a digital profile of a taxpayer // Azimut of Scientific Research: Economics and Management. 2021. Vol. 10, No. 2 (35). pp. 364-367.
8. Kosorukov A.A. Digital government in the practice of modern public administration (on the example of the Russian Federation) // Trends and management. 2017. No. 4. S. 81-96.
9. Troyanskaya M.A. Directions for the development of information support for the activities of regional government bodies // Bulletin of the Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic. 2020. No. 27. P. 171-176.
10.Artamonova L.N. Digital economy and transformation of public administration // Modern Economy Success. 2020. No. 6. S. 146-153.
11.Kosorukov A.A. Model of digital management at the present stage of development of public administration // Sociodynamics. 2019. No. 1. S. 57-69.
12.Akatkin Yu.M., Yasinovskaya E.D. Digital transformation of the government: data-centricity and model orientation // Information resources of Russia. 2019. No. 1. S. 2-7.
13.Federal Law of April 01, 2004 No. 27-FZ "On individual (personalized) accounting in the system of compulsory pension insurance" // Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9839/ (date of access: 10.02. 2022).
14.The concept and architecture of the digital profile - ESIA 2.0 as part of the Action Plan for the "Information Infrastructure" direction of the "Digital Economy of the Russian Federation" Program
15.Decree of the Government of the Russian Federation dated February 20, 2021 No. 431-r. "On Approval of the Concept of Digital and Functional Transformation of the Social Sphere Related to the Field of Activities of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation for the period until 2025" (date of access: 10.02.2022).
16.Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030" // Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (date of access: 10.02.2022).