16 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦
Tatyana Vitalievna Muravleva,
Doctor of Economics, professor, dean of the faculty of finance and accounting, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics
УДК 368
Татьяна Виталиевна Муравлева,
доктор экономических наук, профессор, декан факультета финансов и учета, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Muravleva@ssea.runnet.ru
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА НА СЛУЖБЕ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья посвящена вопросам внедрения новых технологий в систему пенсионного страхования. Исследованы новейшие технологии, применяемые Пенсионным фондом России. Проанализированы основные электронные сервисы и системы, призванные упростить взаимодействие между фондом и клиентами. Описаны проблемные моменты, тормозящие процесс цифровизации и предложены основные направления его развития. Немаловажное значение при цифровизации пенсионного страхования имеют вопросы цифровой безопасности, так как и сама база ПФР, и ряд электронных сервисов предполагают доступ к личным сведениям страхователей, застрахованных лиц, их банковским счетам, адресам.
Ключевые слова: страхование, пенсия, экономика, цифровизация, технология, фонд, граждане.
ROLE OF DIGITAL ECONOMY IN PENSION INSURANCE
The article studies the introduction of new technologies in the pension insurance system. The latest cutting edge technology used by the Pension Fund of Russia are examined. Major electronic services and systems designed to simplify the interaction between the Pension Fund and citizens of Russia are analyzed. The article describes the challenging aspects that hinder the process of digitalization and suggests ways to boost the development of digitalization. The author argues that the issues of digital security are of particular importance in the digitization of pension insurance, since both, the database of the Pension Fund of Russia and a number of electronic services, give access to the personal information of policyholders, insured persons, their bank accounts, and addresses.
Keywords: insurance, pension, economy, digitalization, technology, fund, citizens.
Еще десять лет назад мы даже представить себе не могли, как изменится наша жизнь под влиянием новых цифровых технологий. Наличие домашнего телефона считалось чем-то вроде пропуска в рай. А сегодня иметь обычный сотовый телефон уже непрестижно и неудобно. Этот гаджет стал для нас не только средством коммуникации, но и заменил нам привычные ранее средства массовой информации, магазины и даже банки. И если раньше процесс цифровизации охватывал определенные возрастные группы и отдельные сферы, то сейчас весь мир живет в цифровом формате.
Пенсионное страхование всегда являлось отраслью, где любые реформы и нововведения приживались достаточно сложно. Проблема состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны [4; 7]. Причин этому несколько. Во-первых, считалось (хотя и не совсем оправданно), что пенсионное страхование лежит в области интересов пенсионеров, т. е., как правило, людей преклонного возраста. А люди преклонного возраста чаще всего бывают консервативны и для любых изменений им нужен больший период привыкания.
Во-вторых, система пенсионного страхования затрагивает материальную сторону жизни большого количества людей, как получателей пенсий, так и плательщиков страховых взносов, которые зачастую с опаской и тревогой воспринимают реформы. Принцип синицы в руке наиболее ярко отображает реформы в пенсионном страховании.
В-третьих, любое преобразование в пенсионной системе влечет за собой прямо или косвенно изменения в налоговой, социальной, финансовой и даже политической сферах. И видоизменить или усовершенствовать пенсионную систему в отрыве или без учета контекста ситуации в стране просто невозможно.
Однако цифровизация окружающей действительности потребовала внедрения новых технологий и в пенсионном страховании. Цель внедрения новых технологий в пенсионное страхование -повышение доступности и качества пенсионных услуг.
В авангарде цифровизации пенсионного страхования идет Пенсионный фонд России. ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ [1, с. 106]. Следует отметить, что как государственный финансовый институт Пенсионный фонд РФ является составной частью бюджетно-финансовой системы и осуществляет администрирование системы общеобязательного государственного пенсионного страхования через систему аккумулирования и распределения средств [6, с. 75]. На данный момент Пенсионный фонд является оператором крупнейших информационных систем, в частности автоматизированной информационной
ISSN 1994-5094 ♦-
17 -♦
системы Пенсионного фонда. Количество ее пользователей внутри фонда достигает порядка 120 тыс. человек, а объем данных в ней - порядка 500 Тб. Вторая крупная система - единая государственная информационная система социального обеспечения ЕГИССО. Она аккумулирует все социальные льготы и выплаты, которые планируется предоставлять гражданам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [7].
В ближайшем будущем большинство клиентов будут взаимодействовать с фондом удаленно, через интернет, без очередей и сидения в клиентских залах. Уже сегодня у граждан Российской Федерации есть возможность получать большую часть услуг Пенсионного фонда не выходя из дома, через интернет. Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд предоставляет в электронном виде, объединены в один портал на сайте ПФР - es.pfrf.ru. Чтобы ими воспользоваться, достаточно быть зарегистрированным на Едином портале государственных услуг uslugi.ru [2, с. 1]. Только в 2017 г. ПФР получил более 230 млн запросов от различных органов власти и муниципальных образований и предоставил по ним сведения [7]. Пенсионный фонд сам сделал порядка 30 млн запросов за тот же период. Если анализировать запросы граждан через цифровые каналы связи, то их удельный вес растет очень быстрыми темпами и по итогам 2017 г. превысил 70% от общего количества запросов граждан. И это несмотря на то, что в системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) зарегистрировано пока только половина населения нашей страны (около 70 млн человек).
По статистике, наибольшей популярностью у населения пользуются две услуги, которые показывают максимальный прирост пользователей:
1) назначение пенсии;
2) способ доставки пенсии.
В некоторых регионах доля граждан, подавших заявление на назначение или смену доставки пенсии в электронном виде, превышает 80% от общего числа обратившихся в Пенсионный фонд (таблица).
Количество граждан, подавших заявление на назначение или смену доставки пенсии в электронном виде
Регионы Граждане, подавшие заявление на назначение или смену доставки пенсии в электронном виде, в % к общему числу
Республика Карелия 96,3
Республика Бурятия 96,6
Республика Адыгея 89,1
Тамбовская область 90,7
Волгоградская область 91,3
За два месяца 2018 г. почти 300 тыс. россиян назначили пенсию через интернет. Это на 100 тыс. человек больше, чем за аналогичный период про-
шлого года. Определились со способом доставки пенсии 463 тыс. человек, что почти на 100 тыс. человек больше, чем за два месяца прошлого года.
У российского Пенсионного фонда можно поучиться многим цифровым приемам, прямо и косвенно используемым в деятельности. Ежегодно Пенсионный фонд тратит на информатизацию 10-11 млрд руб., занимая по этому показателю лидирующие позиции среди федеральных структур. Но цифровизация пенсионного страхования пока находится в начале своего пути. В России есть пословица: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Введенные против нашей страны санкции коснулись и технического прогресса. Но именно благодаря этому процесс импортозамещения области IT-систем, применяемых в пенсионном страховании, и переход на серверные платформы на базе отечественных процессоров идет полным ходом. Еще в конце 2015 г. Пенсионный фонд приобрел первые два сервера на базе отечественных процессоров «Эльбрус». С 2016 г. на них уже проводилось моделирование работы некоторых сервисов ПФР. В январе 2017 г. был завершен первый этап проекта по внедрению системы виртуальных рабочих мест пользователей по технологии VDI (Virtual Desktop Infrastrukture). В результате этого Пенсионный фонд получил дополнительно 5 тыс. виртуальных машин с использованием технологии виртуализации.
Показателен пример успешного использования Пенсионным фондом отечественного программного обеспечения в IT-системах решения Poli-matica в составе ФГИС Федеральный реестр инвалидов (ФРИ) и Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). В первом случае функционал решения включает отслеживание и аналитику динамики изменений статусов по каждой группе инвалидов и каждому отдельному гражданину, внесенному в реестр, обработку и отслеживание количества инвалидов с детализацией по различным возрастным группам и прочим параметрам. Также программное обеспечение Polimatica обеспечивает в ФГИС ФРИ аналитику всех сопутствующих каждому гражданину документов. В ЕГИССО на платформе Polimatica реализован личный кабинет пользователя [7].
Но современное программное обеспечение устаревает, еще не успев внедриться повсеместно. Именно поэтому процесс реинжиниринга существующих IT-систем должен быть постоянным. Не обладая техническим образованием, достаточно сложно рассуждать о совершенствовании IT-систем. Но даже просто идти в этом направлении означает отставать. Поэтому только адаптация и внедрение новейших цифровых технологий позволит совершенствовать сам механизм пенсионного страхования.
Пенсионный фонд активно ведет работы над внедрением новых цифровых систем «искусственный интеллект», «электронная трудовая книжка», «зеркало негосударственных пенсионных фондов»,
18 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦
«виртуальная клиентская служба», «единый центр мониторинга и борьбы с мошенничеством» и пр. Что касается «электронной трудовой книжки», то само название говорит за себя. Данная система будет учитывать всю информацию, что отражается сегодня в бумажном аналоге, и призвана упростить процедуру передачи информации о застрахованном лице при выходе на пенсию. Данный проект реализуется совместно со Сбербанком. Сбербанк выступает в качестве работодателя и будет взаимодействовать в пилотном режиме с Пенсионным фондом по передаче персональных данных на своих сотрудников. Пенсионный фонд выступает в качестве держателя системы персонифицированного учета пенсионных прав и прав трудовой деятельности работников. После апробации данный опыт получит широкое распространение. Но полный отказ от бумажных трудовых книжек пока только в планах.
«Виртуальная клиентская служба» создается для упрощения взаимодействия с клиентами, повышения качества и скорости обслуживания. В рамках нее существует еще одна подсистема - «Фронт офис», предназначенная для оптимизации обработки заявлений при обращении граждан. «Зеркало негосударственных пенсионных фондов» - не менее важная и нужная система. Она позволит в режиме онлайн проводить мониторинг негосударственных пенсионных фондов по ряду ключевых параметров. Это упростит перевод денежных средств из одного НПФ в другой и обеспечит их синхронность и согласованность взаимодействия в данном процессе.
Кроме того, необходимо расширить перечень существующих услуг, предоставляемых гражданам в цифровом формате. Хорошим примером может служить новая услуга по передаче информации о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде России в кредитную организацию транзитом через личный кабинет. Достоверность представленных сведений подтверждает электронная подпись ПФР, и эти данные могут быть использованы банком для оценки финансового положения заемщика. Сегодня в таком формате готовы работать более 30 банков, и их количество ежедневно растет.
Во многих регионах идет работа над внедрением инфоматов - специальных электронных терминалов, главной задачей которых является предоставление справочной информации гражданам, не имеющим доступа в интернет. Кроме того, это ускорит ряд коммуникационных процессов и снизит загруженность сотрудников Пенсионного фонда. Очень интересен опыт применения подобных терминалов в республиках Татарстан, Башкортостан и Астраханской области.
Некоторые технологии, казавшиеся еще 10 лет назад сказочными, уже стоят на службе пенсионного страхования. Достаточно отсканировать и сохранить отпечаток пальца на своем смартфоне, и вам открыт доступ для входа в мобильный личный кабинет на сайте Пенсионного фонда. Там вы мо-
жете узнать и о состоянии своего лицевого счета, и о выплатах, и начисленных страховых взносах, записаться на прием или заказать нужные документы. Подобной услугой чаще всего пользуются люди молодого и среднего возраста.
Повышение информационной грамотности пенсионеров тоже является немаловажным фактором цифровизации пенсионного страхования в стране. Уже несколько лет подряд Пенсионный фонд выступает одним из инициаторов проведения всероссийского конкурса «Спасибо интернету» и ежегодно собирает более двух тысяч участников. Участие в конкурсе могут принять люди в возрасте старше пятидесяти лет (самой старшей участнице -более ста лет), обучившиеся работе в интернете и окончившие специализированные компьютерные курсы. Только в 2017 г. более 56 тыс. российских пенсионеров прошли обучение по программе «Азбука интернета». Повышение цифровой грамотности для лиц «серебряного возраста» в современном мире цифровизиции очень важно. Мы уверенно идем к тому, что в ближайшем будущем исчезнет посредник между клиентом и услугой, товаром или информацией. Их постепенно будут вытеснять электронные сервисы, современные средства коммуникации, планшеты и смартфоны. Федеральные и местные компании будут работать посредством цифровых технологий [5]. И пенсионеры должны в полной мере быть причастными к цифровому формату жизни. Кроме того, это позволит им своевременно получать информацию о пенсионных начислениях, льготах и пр.
Значительное внимание при внедрении новых технологий Пенсионный фонд уделяет развитию такого направления, как работа с инвалидами. В 2017 г. ПФР разработал и внедрил систему электронного федерального реестра инвалидов (ФРИ). В течение года потребители информации (в основном органы власти) получили к нему доступ. Это позволит улучшить экстерриториальное предоставление государственных услуг, решить проблемы с предоставлениями льгот при переезде из одного региона в другой, оценить реальную нуждаемость инвалида в тех или иных мерах социальной поддержки. Параллельно запущен портал Федерального реестра инвалидов, в котором предполагается наличие личного кабинета инвалида. В нем люди могут видеть полную информацию о назначенных выплатах и льготах, профессиональной занятости и пр.
Уже сегодня Пенсионный фонд обладает богатейшим арсеналом 1Т-систем и цифровых технологий. И мы уже достигли такого этапа развития, что на первый план выходит не столько создание новых разработок, сколько систематизация уже имеющихся, консолидация и упорядочение всех информационных систем пенсионного страхования. В 2017 г. был создан инструмент управления технологическими процессами Пенсионного фонда «библиотека технологических процессов». Этот инструмент позволяет не только проанализировать в деталях
ISSN 1994-5094 ♦-
19 -♦
каждый информационный процесс, но и сбалансировать схему целиком. В 2018 г. Пенсионный фонд намерен оптимизировать, доработать и упорядочить существующие сегодня цифровые процессы.
В большинстве своем цифровизация пенсионного страхования несет благо и застрахованным, и страхователям, и государству. Но у любой медали всегда есть две стороны, да и у любого, даже самого прогрессивного нововведения есть отрицательные последствия. К таковым в исследуемом процессе можно отнести высвобождение человеческого труда и сокращение рабочих мест. Руководство Пенсионного фонда заявляет об «оптимизации» численности сотрудников на 25%. И этот процесс уже запущен и никаким образом не скажется на качестве услуг, предоставляемых фондом. Только за 2017 г. численность сотрудников ПФР была сокращена на 10%. Пока что сокращения коснулись в первую очередь низовых подразделений фонда, работавших в небольших населенных пунктах по всей стране.
К 2022 г. в Пенсионном фонде будет на четверть работников меньше. Но это объективный процесс, который сопровождает любые нововведения и прогресс. Другой вопрос, что люди должны быть адаптированы к новым условиям, обеспечены другой работой и иметь средства к существованию. Пенсионному фонду это даст экономию расходов по статье «Исполнение функций ПФР». Уже в 2017 г. они составили чуть более 1% от всех расходов бюджета ПФР. Сокращение коснется и региональных офисов Пенсионного фонда. Территориальные органы Пенсионного фонда перешли на экстерриториальный принцип предоставления государственных услуг. Это значит, что любой гражданин имеет возможность получения услуг Пенсионного фонда, где бы он ни находился на территории России. Задача государства - минимизировать затраты на функционирование аппарата Пенсионного фонда.
Значительным тормозом на пути развития цифровизации пенсионного страхования является отсутствие законодательного и нормативно-правового регулирования внедрения новых технологий. До сих пор объемы бумажной документации в деятельности Пенсионного фонда катастрофически велики. И в большинстве своем они носят дублирующий характер, что затягивает сроки исполнения, подготовки и предоставления ряда документов. Сложно решается вопрос хранения бумажной документации. Не отрегулированы и вопросы цифровой идентификации клиентов ПФР, вопросы передачи информации по каналам интернета.
Немаловажное значение при цифровизации пенсионного страхования имеют вопросы цифровой безопасности, так как и сама база ПФР, и ряд электронных сервисов предполагают доступ к личным сведениям страхователей, застрахованных лиц, их банковским счетам, адресам [3, с. 131-135] и пр. Пенсионный фонд не ставит экспериментов в данном вопросе. Большая часть информации
может быть выдана только по запросу застрахованного лица или пенсионера или по мотивированным запросам организации, согласно действующему в РФ законодательству о передаче конфиденциальной информации. Для обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа, хакер-ских атак из интернета и незаконного проникновения осуществлен комплекс мероприятий по защите информации, т.е. автоматизированный доступ к данным, аппаратные средства защиты информации, криптографическая защита, программное разбиение сетевого трафика, межсетевые экраны и пр. Кроме того, Пенсионный фонд создал и использует систему «Единый центр мониторинга и борьбы с электронным мошенничеством» для проектов АИС ПФР, ЕГИССО, ФРИ, а также подсистему обеспечения отказов и катастрофоустойчивости АИС ПФР.
Мы только стоим на пороге развития цифрового мира. И очень сложно выстраивать стратегию цифровизации пенсионного страхования. Никто не знает, где находится конечная точка данного процесса и есть ли она вообще. Но прогресс остановить нельзя, да и новые технологии в большинстве своем упрощают жизнь человека, делают большинство процессов более прозрачными. Пройдет 50 лет, и те проблемы, над которыми мы сегодня ломаем голову, будут по плечу детсадовскому малышу. Да и пенсионеры будут по-другому взаимодействовать с гаджетами. Но будущее формируется уже сегодня. И от того, насколько мы сегодня «оцифруем» пенсионное страхование, зависит не только прозрачность пенсионного страхования сегодня и удобство нынешних пенсионеров, но и построение оптимальной системы пенсионного страхования будущего. Того будущего, в котором жить нашим детям и внукам.
1. Акимова Т.В, Выскребенцев А.Ю., Муравлева Т.В. Бюджетная система Российской Федерации: основы организации и функционирования: учеб.-метод. пособие для студентов высших учебных заведений неэкономических специальностей. Саратов, 2017.
2. Горелова К. Через интернет удобнее // Мой пенсионный фонд. 2018. № 3 (106). С. 1.
3. Кириллова О.С. О новых подходах к администрированию налоговых расходов и оценке их эффективности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 131-135.
4. Муравлева Т.В. Государственное пенсионное страхование в России. Саратов, 2008.
5. Муравлева Т.В. Проект «Цифровой город» как вектор развития цифровой экономики в регионе // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 3 (32). С. 8-11.
6. Ржевская М.А., Шигорин Н.В. Проблемы финансирования пенсионных выплат в Российской Федерации // Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация: сб. тр. XVIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Кострома: Костромской государственный технологический университет, 2017. С. 73-77.
7. Турчак Е.И. Информационные технологии в Пенсионном фонде. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0% A1%D.