Научная статья на тему 'Пенсионное страхование в России'

Пенсионное страхование в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2027
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Юрий Николаевич, Воробьева Елена Ивановна

Пенсионное страхование уже в ХХ столетии становится необходимым и обязательным социальным институтом в развитых странах мира. Россия, ставшая в 90-х годах ХХ столетия на путь рыночной экономики, в начале 2000-х годов ввела в действие собственную систему пенсионного страхования. Однако принятая система пенсионного страхования в России имела определенные недочеты, что потребовало дальнейшего ее реформирования. В процессе выполнения исследований использовались различные общенаучные и специальные методы и приемы, в частности экономико-статистические методы. В результате проведенных исследований установлено, что действующий в стране институт пенсионного страхования не только не решил проблемы справедливого распределения пенсий, не обеспечил достойную их величину для пенсионеров, но привел к заметному сокращению поступления средств в доходы Пенсионного фонда России после 2012 года. Поэтому противоречия в пенсионной сфере страны еще больше обострились. В последнее время доходы Пенсионного фонда России все больше определяются финансовой поддержкой со стороны бюджетной системы страны. Рост расходов консолидированного бюджета на поддержание Пенсионного фонда России постоянно нарастает, что усугубляет проблемы всей финансовой системы государства. На основе проведенных исследований, приходим к выводу о целесообразности поиска новых источников доходов Пенсионного фонда России. Это должны быть не только страховые взносы работодателей, определяемые от величины фонда оплаты труда, но также и другие источники, например, часть совокупных доходов работодателей. Данное предложение вытекает из того, что в стране и мире происходит масштабные изменения в экономике, во взаимоотношениях работодателей и работников. В результате у многих работодателей сокращаются фонды оплаты труда, а всю социальную нагрузку они передают своим бывшим работникам, которые, по настоянию работодателей, выделяются в отдельные хозяйственные ячейки, в частности, становятся индивидуальными предпринимателями, и совершенно на иных условиях взаимодействуют с «бывшими» работодателями. Без предлагаемых изменений в источниках формирования доходов ПФР уже в ближайшие 5-10 лет может сформироваться ситуация, когда поступления страховых взносов от работодателей будут просто снижаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьев Юрий Николаевич, Воробьева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пенсионное страхование в России»

СТРАХОВАНИЕ

УДК 336

Воробьев Юрий Николаевич,

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Воробьева Елена Ивановна,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры государственных финансов и банковского дела, Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Vorobyov Yuri Nikolaevich,

Doctor of Economics, Professor,

Head of the Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the department of Public Finance and Banking,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ PENSION INSURANCE IN RUSSIA

Пенсионное страхование уже в ХХ столетии становится необходимым и обязательным социальным институтом в развитых странах мира. Россия, ставшая в 90-х годах ХХ столетия на путь рыночной экономики, в начале 2000-х годов ввела в действие собственную систему пенсионного страхования. Однако принятая система пенсионного страхования в России имела определенные недочеты, что потребовало дальнейшего ее реформирования.

В процессе выполнения исследований использовались различные общенаучные и специальные методы и приемы, в частности экономико-статистические методы.

В результате проведенных исследований установлено, что действующий в стране институт пенсионного страхования не только не решил проблемы справедливого распределения пенсий, не обеспечил достойную их величину для пенсионеров, но привел к заметному сокращению поступления средств в доходы Пенсионного фонда России после 2012 года. Поэтому противоречия в пенсионной сфере страны еще больше обострились. В последнее время доходы Пенсионного фонда России все больше определяются финансовой поддержкой со стороны бюджетной системы страны. Рост расходов консолидированного бюджета на поддержание Пенсионного фонда России постоянно нарастает, что усугубляет проблемы всей финансовой системы государства.

На основе проведенных исследований, приходим к выводу о целесообразности поиска новых источников доходов Пенсионного фонда России. Это должны быть не только страховые взносы работодателей, определяемые от величины фонда оплаты труда, но также и другие источники, например, часть совокупных доходов работодателей. Данное предложение вытекает из того, что в стране и мире происходит масштабные изменения в экономике, во взаимоотношениях работодателей и работников. В результате у многих работодателей сокращаются фонды оплаты труда, а всю социальную нагрузку они передают своим бывшим работникам, которые, по настоянию работодателей, выделяются в отдельные хозяйственные ячейки, в частности, становятся индивидуальными предпринимателями, и совершенно на иных условиях взаимодействуют с «бывшими» работодателями. Без предлагаемых изменений в источниках формирования доходов ПФР уже в ближайшие 5-10 лет может сформироваться ситуация, когда поступления страховых взносов от работодателей будут просто снижаться.

Ключевые слова: пенсионное страхование, пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд России.

Pension insurance in the XX century becomes necessary and obligatory social institute in the developed countries of the world. Russia which has become in the nineties the XX century on the way of market economy at the beginning of the 2000th years has put into operation own system of pension insurance. However the accepted system of pension insurance in Russia had certain defects that has demanded her further reforming.

In the course of performance of researches various general scientific and special methods and receptions, in particular economical and statistical methods were used.

As a result of the conducted researches it is established that the institute of pension insurance operating in the country not only hasn't solved a problem of equitable distribution of pensions, I haven't provided their worthy size for pensioners, but has

45

led to noticeable reduction of receipt of funds in revenues of the Pension Fund of the Russian Federation after 2012. Therefore contradictions in the pension sphere of the country have even more become aggravated. Recently revenues of the Pension Fund of the Russian Federation are defined by financial support from the budgetary system of the country more and more. Growth of expenses of the consolidated budget on maintenance of the Pension Fund of the Russian Federation constantly increases that aggravates problems of all financial system of the state.

On the basis of the conducted researches, we come to a conclusion about expediency of search of new sources of revenues of the Pension Fund of the Russian Federation. It have to be not only the insurance premiums of employers defined from the size of the salary fund but also and other sources, for example, a part of total revenues of employers. This offer follows from the fact that in the country and the world there are large-scale changes in economy, in relationship of employers and workers. As a result at many employers the salary funds are reduced, and they give all social loading to the former workers who, at insistance of employers, are allocated in separate economic cells, in particular, become individual entrepreneurs, and absolutely on other conditions interact with the «former» employers. Without the offered changes in sources of formation of revenues of RPF in the next 5-10 years the situation when receipts of insurance premiums from employers just decrease can be created.

Keywords: pension insurance, provision of pensions, Pension Fund of the Russian Federation.

ВВЕДЕНИЕ

Понимание необходимости пенсионного страхования населения в различных странах мира возникло еще в XIX столетии. Но основные теоретические, методологические и методические положения по пенсионному страхованию были разработаны в ХХ столетии.

Практически все развитые страны мира в ХХ столетии реализовали у себя идеи пенсионного страхования. В отличие от развитых стран в бывшем СССР сформировалась не система пенсионного страхования, а система пенсионного обеспечения. Эта система была построена на идеи поддержки граждан в преклонном возрасте за счет средств государственного бюджета. В Советском Союзе пенсионное обеспечение вводилось постепенно по мере формирования финансово-экономических условий. Пока численность работающего населения была достаточной, а граждан, имеющих право на получение государственной пенсии, было незначительное количество, государственный бюджет страны справлялся с этой задачей. Но по мере увеличения продолжительности жизни граждан СССР, роста доходов населения, качества медицины, увеличения числа пенсионеров, замедления роста количества работающего населения, снижения темпов роста экономики страны, стали формироваться проблемы пенсионного обеспечения и возможности государственного бюджета полноценно финансировать пенсии. В результате таких изменений, проблемы пенсионного обеспечения граждан страны стали выдвигаться на повестку дня в финансовой системе государства.

Прекращение существования Советского Союза фактически стало переломным моментом в изменении пенсионного обеспечения населения. На повестке дня возникла идея, которая была реализована в странах с рыночной системой хозяйствования. Эта система базировалась на пенсионном страховании, которое фактически определяет будущие возможности граждан, после их выхода на заслуженный отдых. Пенсионное страхование в каждой из развитых стран шло своим путем, но у всех их было одно — формирование нескольких уровней страховых пенсий, чтобы создать благоприятные условия для будущих пенсионеров, когда они уже не смогут работать, но их пенсионные выплаты будут вполне достойны для нормального существования.

На первоначальном этапе развития пенсионной системы России (1992-1998 годы), она оставалась в основном такой, как была еще в период СССР. Лишь постепенно через дискуссии, сопоставления различных вариантов построения новой пенсионной системы, в России перешли от пенсионного обеспечения к пенсионному страхованию. Данное решение было вынужденным из-за недостатка финансовых ресурсов в государственном бюджете страны в связи с экономическим кризисом 90-х годов ХХ столетия.

Надо сказать, что вопросы пенсионного страхования в России вызывали дискуссии на самых ранних этапах построения такой системы. Основной вопрос сводился к целесообразности или нецелесообразности ввода системы пенсионного страхования в стране. Эта дискуссия продолжается и сегодня, но вопросы на повестку дня выносятся совершенно другие. В частности, пенсионный возраст, демографические проблемы и величина пенсий, заработная плата и страховые пенсии, теневая занятость и оплата труда в конвертах, неравенство доходов и ограничения по страховым взносам и страховым баллам, которые могут получить работающие официально граждане стран, необоснованно большие пенсии государственных и муниципальных руководителей в стране и т. п.

Проблемами пенсионного страхования в стране занимались и занимаются многие ученые и специалисты, среди которых можно выделить: Алексееву И.С. [1], Алиеву С.И. [2], Братухину Е.В. [3], Гаре-еву И.А. [4], Гусейнову Р.С. [6], Данилову Н.Л., Кувшинову Е.В. [7], Добриян Е.И., Самаруху В.И. [8], Домнину О.Л. [9], Козлова П.А. [10], Левченко В.В. [11], Меркулову М.С. [12], Муравлеву Т.В. [13], Низову Л.М., Данилову М.И. [14], Хлоева М.А. [23], Хмелевскую С.А. [24], Шевченко М.В. [25] и других.

46

В работах указанных авторов рассматривались различные вопросы построения, функционирования и развития системы пенсионного страхования в Российской Федерации. Авторы поднимают наиболее значимые проблемы и пытаются предложить свои пути их решения. Вместе с тем, далеко не все вопросы пенсионного страхования в стране решены, что обусловлено как спецификой самой системы пенсионного страхования, так и особенностями развития социально-экономической системы Российской Федерации. В связи с этим, теоретические и практические исследования и разработки в области пенсионного страхования в России являются необходимыми и важными в свете тех трансформаций, которые ожидаю страну в ближайшие годы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Объективная потребность исследования вопросов пенсионного страхования возникает в связи с тем, что данная проблема затрагивает очень многие слои населения, а также всю социально-экономическую систему государства. В системе пенсионного страхования принимают участие все организации как работодатели и плательщики пенсионных страховых взносов, все граждане страны как будущие пенсионеры, государство через свои институты и финансовые фонды. В то же время в развитии системы пенсионного страхования в стране за небольшой промежуток времени накопилось много проблем. Это и низкие пенсии, это и невысокие зарплаты, это и уклонение работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, это несоответствие страховых пенсий стажу работы, это и уравниловка в пенсионных выплатах, это необоснованно высокие пенсии у государственных и муниципальных чиновников и т. п. Но одной из главных проблем современной ситуации в пенсионном страховании в России — это отсутствие реальных источников формирования будущих пенсий, сокращение доходов Пенсионного фонда России, увеличение нагрузки на федеральный бюджет по обслуживанию и поддержке пенсионной системы страны.

В связи с этим целью данной статьи является раскрытие научно-практических положений по развитию пенсионного страхования в Российской Федерации и поиск путей его совершенствования в современных условиях.

В процессе подготовки статьи использовались самые различные общенаучные и экономические методы и приемы, которые позволили раскрыть теоретические положения и дать оценку современной практики государственного пенсионного страхования в России. В процессе исследования применялись такие методы: методы анализа и синтеза, конкретизации и сравнения, метод дедукции. В статье нашли применение конкретные экономико-статистические методы, позволившие дать оценку сложившихся тенденций и выявить определенные закономерности в развитии пенсионного страхования в стране, определить направления совершенствованию системы пенсионного страхования в новых условиях. РЕЗУЛЬТАТЫ

В развитой рыночной экономике уже достаточно давно сформирована система адекватной социальной защиты граждан, в т. ч. инвалидов и достигших нетрудоспособного возраста. Во всех развитых странах создается и развивается система пенсионного страхования, позволяющая решать вопросы защиты населения при достижении определенного нетрудоспособного возраста или в следствие болезней, травм и инвалидности.

Пенсионная система страны — это формирование финансово-социальных гарантий в будущем. Со времен СССР был взят постепенный курс на всеобщее пенсионное обеспечение, которое определялось возможностями бюджета государства. Однако такой подход к обеспечению населения в нетрудоспособном возрасте мог решаться только в условиях нерыночной административно-плановой системы хозяйствования. С переходом России к рыночной системе хозяйствования пенсионное обеспечение пожилых людей стало достаточно проблематичным, что обусловлено возможностями бюджетной системы страны. Поэтому уже в конце 90-х годов ХХ столетия было принято окончательное решение о переходе на страховую пенсионную систему, которая существенно отличается от пенсионного обеспечения, характерного для советской планово-административной системы хозяйствования.

Как отмечают ряд исследователей [1, 8, 12, 13, 14] в Российской Федерации существуют три основных социальных института пенсионного обеспечения:

а) социальная помощь — данный институт во многих странах мира играет роль механизма для борьбы с бедностью. Однако в России его роль менее существенна, так как в стране нет четкого понимания, что такое российская бедность;

б) обязательное пенсионное страхование всего трудоспособного населения, официально занятого трудовой деятельностью (в данную категорию не попадают лица, которые хотя и занимаются трудовой деятельностью, но официально не трудоустроены, не имеют соответствующих подтверждающих документов и за них работодатели не платят страховые взносы). Задача такого страхования за счет страховых платежей работодателей за своих работников создать нормальные условия для жизни нетрудоспособного населения. Основная идея обязательного страхования — создать определенный уровень материального благополучия для нетрудоспособного населения за счет отчислений части средств сегод-

47

няшних работников. Однако эта правильная идея не учитывает многих социально-экономических, финансово-экономических, технических и прочих аспектов, которые проявляются уже в процессе ее практической реализации;

в) личное добровольное пенсионное страхование, направленное на создание и накопление личных пенсионных прав для пожизненной ренты. Основная задача такого института пенсионного страхования —устранить те проблемы и недостатки, которые имеет обязательное пенсионное страхование.

Рассматривая эти три института пенсионной системы, можно сказать, что, во-первых, складывается поначалу впечатление, что все здесь правильно и достаточно обосновано. Эти три института в совокупности могут обеспечить благоприятные условия для жизни уже нетрудоспособного населения. Во-вторых, при более внимательном рассмотрении сути и возможностей данных институтов в России, выявляется, что существуют проблемы, которые не видны на поверхности, но именно они определяют весь негатив существующих институтов пенсионной системы страны. Главная проблема сводится к тому, что значительная часть населения страны находясь в трудоспособном возрасте, официально работая в государственных, муниципальных или частных организациях не получают нормальных доходов. В результате при достижении пенсионного возраста или других страховых ситуаций, когда невозможно дальше трудится, размеры пенсий становятся просто мизерными. При этом отечественные институты пенсионной системы слабо учитывают стаж работы, условия работы, а возможности личного накопления пенсионных прав затруднены нестабильностью экономической ситуацией в стране, постоянными изменениями правил деятельности негосударственных пенсионных фондов, их финансовой нестабильностью, а во многом и криминальной сущностью. Кроме того, чтобы накапливать самостоятельно на будущую пенсию, необходимо иметь достаточные доходы в виде оплаты труда или иные легальные доходы. Если их нет, то нет и возможности самостоятельно формировать накопительную часть будущей пенсии. Первый же институт — социальной помощи — из-за огромного числа бедных в стране фактически не может выполнять свои основные функции, так как для его функционирования требуется огромные финансовые ресурсы, которыми российское государство никогда не располагало. В результате получается ситуация, когда, например, гражданин, всю свою жизнь проработавший на тяжелых, а иногда и вредных работах, имеющий стаж более 40 лет, но получает очень маленькую пенсию. Эта пенсия определяется величиной его оплаты труда в течение всех лет трудовой деятельности. Но оплата труда не зависит от гражданина. Если данный вид работы важный и нужный для государства, общества, то он должен соответствующим образом оплачиваться. Но при этом следует учитывать не только величину оплаты труда при выходе на пенсию или при получении инвалидности, но также тяжесть труда, условия труда, а также стаж работы в данных условиях. Для отдельных видов работ, например, шахтеров — это учитывается при назначении пенсий по возрасту или в связи с инвалидностью.

«Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии»[13].

В соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 (в редакции от июля 2017 года) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: «Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения»[16].

«Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)» [20].

«Пенсионный фонд Российской Федерации — это форма образования и перераспределения части стоимости общественного продукта для финансирования пенсионных выплат и обеспечения дополнительными инвестиционными ресурсами приоритетных сфер экономики» [8].

Система пенсионного страхования в нынешнем виде в Российской Федерации была введена в действие с 1 января 2002 года. Она включала в себя совокупность отношений по формированию средств, их распределению, назначению и выплате следующих видов пенсий: а) трудовых пенсий; б) пенсий по государственному пенсионному обеспечению; в) негосударственных пенсий.

«Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством Российской Федерации»[13].

В российском законодательстве выделись следующие виды трудовых пенсий: а) трудовая пенсии по старости; б) трудовая пенсия по инвалидности; в) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

48

Обязательное государственное пенсионное страхование возложено на Пенсионный фонд России. Это считается основной составляющей системы пенсионного страхования в стране. В результате деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации формируются, распределяются и выплачиваются средства в соответствии с так называемой солидарной пенсионной системой. Эта система сегодня в России является основной и обеспечивает более 90 % всех пенсионных выплат. Однако страховщиками по пенсионному страхованию могут быть и страховые компании, а также негосударственные пенсионные фонды. Такое страхование рассматривается как добровольно страхование, которое сам гражданин выбирает себе в соответствии с личными побуждениями, интересами, планами и т. п.

«Пенсионное страхование, осуществляемое в добровольной форме, представляет собой один из видов долгосрочного страхования жизни, предусматривающего выплаты страховых сумм и страховых обеспечений по достижении застрахованным лицом пенсионного возраста в фиксированном объеме, с установленной условиями заключенного договора периодичностью»[1].

В литературе выделяют следующие особенности пенсионного страхования:

«1. Наличие особого объекта защиты, не имеющего ограничения по страховой стоимости.

2. Обязательное заключение договора страхования в соответствии с требованиями законодательства.

3. Долгосрочный характер страховых отношений.

4. Выплата страховых сумм только при условии, что застрахованное лицо дожило до предусмотренного договором возраста.

5. Наличие рисковой составляющей, необходимой для защиты страхователя (застрахованного) от рисков утраты трудоспособности»[8].

Функционирование с 1.01.2002 года системы пенсионного страхования в Российской Федерации показало, что есть необходимость дальнейшего ее реформирования. Поэтому уже в конце 2013 года принимается Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 (в редакции 19.12.2016 года) «О страховых пенсиях»[19].

«Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступил в силу с 1 января 2015 года, который в целом сохранил существующую модель нормативно-правового регулирования пенсий по старости в форме обязательного пенсионного страхования, однако, введены новые составляющие в формулу расчета. Пенсионные права каждого гражданина переведены в индивидуальные пенсионные коэффициенты-баллы, а накопленные баллы — в рубли назначенной пенсии»[19].

Таким образом, указанным Федеральным законом была сделана попытка разработать и ввести в действие более универсальную систему для расчета пенсионных обязательств, которая, по мнению разработчиков закона, должна была более справедливо учитывать как суммы заработной платы, так и трудовой стаж. Однако при разработке данного закона не было учтено то, что фактически в стране трудовой стаж и оплата труда не отражают необходимости и важности самого труда. Нет четкой связи между трудовым стажем и оплатой труда. Практически не реализована зависимость между уровнем профессиональных компетенций работника, его квалификацией и размером оплаты за труд. В результате огромная масса трудового населения страны получает практически равную страховую пенсию, так как сумма пенсионных балов в основном учитывает величину только «белой» оплаты труда, а в России она очень маленькая, даже в сравнении со развивающимися странами, не говоря о развитых государствах. Во многих случаях работники с высоким уровнем образования, профессиональными знаниями и умениями получают оплату труда ниже, чем лица без специального образования, но имеющие возможность «удачно» устроится на работу на высокооплачиваемые должности (как правило чиновники, или руководители различных государственных организаций и учреждений).

Кроме того, следует учитывать, что обязательное пенсионное страхование в стране построено на солидарной системе. Это означает, что чем больше будет участников, тем при прочих равных условиях будет больше величина средств в Пенсионном фонде России. Однако по данным различных источников [2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 15, 24, 25] в стране порядка 18-20 млн человек не застрахованы в Пенсионном фонде страны. Это означает, что они не оформлены в качестве официальных работников, за них работодатели не платят обязательные страховые взносы. Это существенно уменьшает финансовые возможности Пенсионного фонда России уже сегодня, а завтра это будет проблема для большинства населения страны, так как оно не будет получать страховые пенсии, что может вызвать определенное социальное напряжение в государстве.

«Пенсионное обеспечение — это выплата гражданам денежных средств со стороны государственных органов и других субъектов, установленных законодательством. Пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере, предпосылкой обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности»[15].

Из данного положения вытекают следующие выводы:

1) пенсионное обеспечение базируется на государственной системе, в частности, на возможностях государственного бюджета;

49

2) пенсионное обеспечение реализуется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении;

3) пенсионное обеспечение является частью государственной политики в социальной сфере, а поэтому отражает стратегические и тактические интересы государства на определенном этапе его функционирования;

4) пенсионное обеспечение по своей сути ориентировано на создание относительно справедливых пенсионных выплат и достижения общей социальной справедливости в обществе;

5) пенсионное обеспечение изменяется вместе с изменением финансовых возможностей государства.

«Пенсионное страхование — направлено на создание более высокого уровня материальной защиты

престарелых граждан, отличной от пенсионного обеспечения. Пенсионное страхование можно рассматривать в двух аспектах: вид социальной защиты населения и один из видов страхования жиз-ни»[15].

Итак, пенсионное страхование — это форма защиты населения. Однако она не определяет будут ли эта защита в старости или при наступлении нетрудоспособности более эффективной, чем пенсионное обеспечение.

Пенсионное страхование ставит перед человеком вопрос о том, что в условиях рыночного хозяйства гарантирование пенсии не происходит. В этом принципиальное отличие пенсионного страхования от пенсионного обеспечения.

Пенсионное страхование фактически стимулирует население с молодости много работать, причем на официальной работе, быть оформленным, чтобы работодатель за тебя платил страховые взносы в ПФР. Кроме того, чтобы создать более высокий уровень пенсионной защиты каждое физическое лицо должно осуществлять дополнительно личное добровольное пенсионное страхование, что позволит также за многие годы накопить значительную сумму средств для лучшего финансового благополучия при выходе на пенсию.

Однако принятая в стране система пенсионного страхования не дает гарантий, что накопления граждан сохраняться в течение всей жизни и ими можно будет воспользоваться по достижению нетрудоспособного возраста. Нет гарантий и в стабильности самой системы пенсионного страхования, так как она постоянно реформируется, в нее носятся такие изменения, которые делают бессмысленным многие усилия со стороны граждан страны по созданию своего благополучия в пожилом возрасте или в случае наступления нетрудоспособности.

Система государственного пенсионного страхования в стране реализуется через Пенсионный фонд Российской Федерации.

«Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»[17] для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР»[22].

«Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров — Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров — Правительства Российской Федерации и ему подотчетен)» [22].

«С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (Рос-сии)»[2].

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица — «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Остановимся на показателях функционирования Пенсионного фонда России (табл. 1).

50

Таблица 1. Показатели системы пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации в 2014-2016 годах *

Показатели 2014 2015 2016

1. Застрахованные лица в системе обязательного пенсионного страхования, млн чел. 145,0 149,7 152,2

2. Пенсионеры, млн чел. 41,5 42,7 42,9

2.1. Получатели трудовых пенсий, млн чел. 38,0 39,2 39,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.2. Получатели выплат из пенсионных накоплений, млн чел. 1,6 1,3 1,3

2.3. Получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению, млн чел. 3,4 3,6 3,6

3. Страхователи в системе обязательного пенсионного страхования, млн 9,3 9,5 9,4

3.1. Организации — работодатели, млн 5,7 5,8 5,6

3.2. Самозанятые страхователи, млн 3,6 3 7 3,8

* Составлено по данным [5]

Как видно из представленной информации, число застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования увеличивается из года в год. Увеличивается и численность пенсионеров. Это всё является закономерными процессами. Растет и число получателей трудовых пенсий. А вот число человек, которые получают выплаты из пенсионных накоплений последние два года остаются неизменными. Это обусловлено тем, что были приняты решения о «замораживании» накопительной части пенсий, а поэтому число получателей таких пенсий стало фиксированным. Это будет до тех пор, пока не примут решение о «размораживании» накопительной части страховой пенсии. Ориентировочно такое решение может быть принято после 2020 года. Однако для этого в экономике страны и бюджетной сфере должны наметиться положительные сдвиги.

Что же касается численности страхователей в системе обязательного пенсионного страхования, то их численность в целом не увеличивается. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, количество функционирующих организаций в стране постоянно изменяется. Одни организации создаются, другие напротив, прекращают свою деятельность по самым разным причинам, но чаще всего из-за финансово-экономических проблем, банкротства, отзыв лицензий и т. п. Во-вторых, численность самозанятого населения, которое регистрируется как страхователи в системе обязательного пенсионного страхования пусть и медленно, но увеличивается. В-третьих, государстве ведет работу по выявлению тех организаций и самозанятого населения, которые еще не зарегистрировались в системе обязательного пенсионного страхования, а поэтому ежегодно численность прибывших и выбывших будет изменяться.

Ежегодно бюджет Пенсионного фонда России утверждается Федеральным законом. Это придает бюджету Пенсионного фонда РФ больший статус и вес в финансовой системе государства. Более того, принятие бюджета ПФР в форме Федерального закона очень важно, так как часть его средств — это финансовые ресурсы Консолидированного бюджета страны. Поэтому, утверждая Федеральный бюджет страны на очередной год и плановый период, также необходимо утверждать и бюджет Пенсионного фонда РФ.

Рассмотрим данные о доходах и расходах Пенсионного фонда России (табл. 2).

С 2010 по 2013 год доходы бюджета Пенсионного фонда России увеличивались стабильно и полностью покрывали его расходы. При этом ПФР получал профицит бюджета. Так, в 2010 году профицит составил 360 млрд руб., в 2011 году 330 млрд руб., в 2012 году 440 млрд руб.

В период с 2010 по 2012 году формирование бюджета и его использование достаточно хорошо было сбалансировано, что позволяло получать профицит бюджета ПФР. Однако уже в 2013 году ситуация

Табтца 2. Динамика доходов и расходов ПФР за 2010-2016 годы *

Годы Доходы, трлн. руб. Расходы, трлн. руб. Профицит (-дефицит), трлн. руб.

2010 4,61 4,25 0,36

2011 5,25 4,92 0,33

2012 5,89 5,45 0,44

2013 6,39 6,38 0,01

2014 6,16 6,19 -0,03

2015 7,13 7,67 -0,54

2016 7,63 7,83 -0,20

* Составлено по данным [5]

51

стала заметно ухудшаться. Профицит бюджета Пенсионного фонда России резко уменьшился и составил всего 10 млрд руб.

Такие изменения были связаны с социально-экономическими проблемами, которые после финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов стали более ощутимыми. Экономические преобразования в стране проводились достаточно медленно, а потребность в масштабных изменениях назрела уже давно. Необходимо было изменить экономическую модель развития государства, направленную на инновационное производственное развитие. В то же время страна продолжала идти по пути неэффективного использования больших доходов от экспорта нефти и газа. Этот путь как раз и привел экономику России к спаду.

В 2014 году сложилась новая тенденция, которая прослеживается уже три года. Доходы Пенсионного фонда России меньше, чем его расходы, т.е. стал формироваться дефицит Пенсионного фонда РФ. Так, 2014 году дефицит ПФР составлял 30 млрд руб., в 2015 году уже 540 млрд руб., а в 2016 году 200 млрд руб.

Наличие дефицита бюджета Пенсионного фонда России некоторыми экспертами рассматривается как одно из условий необходимости дальнейшего проведения реформ в области пенсионного страхования, в частности, перехода на более поздний возраст выхода на пенсию или увеличения длительности работы как для мужчин, так и для женщин. Однако, с нашей точки зрения, более поздний возраст выхода на пенсию не сможет решить все проблемы, связанные с пенсионным страхованием в России.

Нам представляется, что доходы Пенсионного фонда России должны формироваться за счет более разнообразных источников средств, нежели это происходит сейчас. Государственные ограничения по формированию доходов Пенсионного фонда РФ, на которые обращает внимание Левченко В.В. [11], по нашему мнению, не являются оправданными. Ведь также как при оплате труда необходима большая социальная справедливость, такая справедливость должна быть и при формировании страховых взносов и пенсий. Например, гражданин получает доходы, которые в десятки и сотни раз превышают среднюю заработную плату в стране. Есть большое сомнение в справедливости такой оплаты труда. Ведь налоговая система не облагает такие доходы повышенным налогом. Но может быть целесообразно ввести повышенное страховое обложение, в частности, применив его не к ограниченной сумме доходов, а ко всей величине доходов таких лиц. В результате средства, которые поступят в доходы Пенсионного фонда России позволят не только покрыть дефицит бюджета, но даже увеличить страховые пенсии многих пенсионеров в стране. Такой подход является более справедливым по отношению ко всем гражданам страны.

Рассмотрим состав и величину доходов Пенсионного фонда России (табл. 3).

Таблица 3. Доходы бюджета ПФР по основным источникам их формирования в 2014-2016 годах *

Показатели 2014 2015 2016

1. Всего доходы, млрд руб. 6159,0 7127,0 7625,0

2. Взносы страхователей, млрд руб. 3690,0 3862,6 4131,0

3. Средства бюджета РФ, млрд руб. 2410,0 3082,0 3355,0

4. Пенсионные накопления, млрд руб. 59,0 169,0 131,0

5. Прочие источники доходов, млрд руб. 0,0 13,4 8,0

* Составлено по данным [5]

Общая сумма доходов Пенсионного фонда России постоянно увеличивается. Однако рост доходов Пенсионного фонда не соответствует потребностям. В 2015 году по сравнению с 2014 годом общие доходы увеличились на 968 млрд руб. или на 15,7 %. Но это недостаточно, чтобы поднять уровень пенсий в стране. В 2016 году по сравнению с 2015 годом рост общих доходов Пенсионного фонда составил 498 млрд руб. или 7,0 %. Это значительно меньше, чем в 2015 году. Отсюда, напрашивается вывод, необходимо предпринимать меры по увеличению доходов Пенсионного фонда России. А дальше, возможны самые разные решения, в частности, повысить пенсионный возраст, снизить пенсии работающих пенсионеров, снять ограничения с взносов в пенсионный фонд, осуществить поиск новых источников, добиться притока новых страхователей за счет «обеления» заработной платы и т. п.

Часто эксперты и государственные чиновники ссылаются на недостаточные средства, которые перечисляют страхователи в виде страховых выплат в доходы ПФР Однако это не проблема пенсионеров. Это также не проблема работающих граждан. Ведь работающие граждане не могут диктовать условия своим работодателем повышать или не повышать им заработную плату, платить или не платить страховые взносы в доходы ПФР Это как раз задача государства стимулировать всех работодателей как государственного и муниципального сектора, так и частного сектора повышать заработную плату, устанавливать достойный заработок для всех категорий работников, своевременно регистрироваться в ПФР

52

и платить за своих работников страховые взносы. У государства есть все методы и механизмы, с помощью которых можно заставить российских работодателей платить нормальные зарплаты и нормальные отчисления в доходы ПФР.

Анализ фактических платежей страхователей в доходы ПФР показывает, что сумма поступающих средств постоянно увеличивается. В частности, в 2015 году, хотя год был достаточно сложным для всей экономики страны, взносы страхователей в доходы ПФР выросли на 172,6 млрд руб. или на 4,7 %. Это немного, но учитывая экономическую ситуацию — это вполне приличные средства. В 2016 году взносы страхователей по сравнению с 2015 годом увеличились на 268,4 млрд руб. или на 6,9 %. Это также немного, но лучше, чем в 2015 году.

Значительную часть средств Пенсионного фонда РФ составляют средства бюджета Российской Федерации. Так, в 2014 году из бюджета РФ было направлено 2410 млрд руб. на функционирование Пенсионного фонда. В 2015 году эта сумму составила 3082 млрд руб. или рост достиг 672 млрд руб., что на 27,9 %, чем в 2014 году. В 2016 году средства бюджета РФ на поддержку Пенсионного фонда достигли суммы 3355 млрд руб. или рост составил 273 млрд руб. по сравнению с 2015 годом. Увеличение произошло на 8,9 %.

Итак, бюджет Российской Федерации постоянно финансирует ПФР. Это показывает, что в системе построения доходов Пенсионного фонда России не все сделано правильно. Необходимо формировать такую систему страховых взносов, чтобы за счет поступлений средств от страхователей и других источников денег хватало бы на выплату не только пенсий, но и других необходимых мероприятий. К сожалению, Пенсионный фонд России выполняет функции, которые не только связаны с пенсионным страхованием, но и ряд других функций, которые напрямую не связаны со формированием и выплатой страховых пенсий.

Возможно есть целесообразность разделить пенсионное и социальное страхование, в т. ч. обслуживание счетов материнского капитала. Это может выполнять Фонд социального страхования.

В составе доходов ПФР незначительную сумму составляют средства пенсионных накоплений и прочих источников доходов. Причем в 2014 году таких прочих источников доходов по отчетным данным трудно было обнаружить.

Рассмотрим структуру доходов ПФР за 2014-2016 годы (табл. 4).

В 2014 году доля средств страхователей в доходах Пенсионного фонда России составляла практически 60 %, а доля средств бюджета РФ практически 39 %. На все другие источники приходился всего 1 %. В 2015 году ситуация меняется к худшему. Доля взносов страхователей в доходах Пенсионного фонда РФ уменьшается до 54,2 %, а доля бюджета страны увеличивается до 43,2 %. В 2016 году эта тенденция сохраняется, но еще больше увеличивается доля бюджета в формировании доходов Пенсионного фонда России до 44 %.

Из представленных данных можно сделать ряд выводов. Эти выводы могут быть как оптимистические, так и сугубо пессимистические. Оптимистические выводы базируются на том, что в 2016 году доля взносов страхователей не уменьшилась в доходах Пенсионного фонда страны. Это особенно важно, так как год был не очень благоприятный с экономической точки зрения. Многие хозяйствующие субъекты имели задолженность по заработной плате или совсем стали банкротами.

Пессимистические выводы основываются на том, что с каждым годом бюджет страны все больше и больше вынужден поддерживать Пенсионный фонд, так как собственных доходов ему недостает. И здесь сразу возникает вопрос? Почему бюджет России постоянно должен поддерживать Пенсионный фонд РФ? Может причина кроется в том, что цели и задачи Пенсионного фонда страны не соответствуют его финансовому обеспечению?

Анализ литературы [1, 4, 6, 7, 9, 25] показывает, что после 2012 года произошло уменьшение доли страховых взносов работодателей с 26 % до 22 %. Это было сделано по активной просьбе предпринимателей с целью создать благоприятные условия для их развития. В результате снижения доли страховых взносов работодателей поступления средств в доходы Пенсионного фонда уменьшились, а вот заявленная активность предпринимателей (крупных, средних и малых) практически не увеличилась.

Нам представляется, что необходимо установить норму страховых взносов не менее 25 % от фонда заработной платы. Но это недостаточно. Ведь очень многие компании уменьшают фонд оплаты труда, а поэтому отчисления на пенсионное страхование также становится незначительным.

53

Табмца 4. Структура доходов бюджета ПФР по основным источникам их формирования в 2014-2016 годах (в процентах) *

Показатели 2014 2015 2016

1. Всего доходы 100 100 100

2. Взносы страхователей 59,9 54,2 54,2

3. Средства бюджета РФ 39,1 43,2 44,0

4. Пенсионные накопления 1,0 2,4 1,7

5. Прочие источники доходов 0,0 0,2 0,1

* Составлено по данным [5]

В связи с этим, отчисления в Пенсионный фонд должны осуществляться не только за счет фонда оплаты труда, но также за счет других источников. Ведь сегодня многие компании взаимодействуют со своими работниками не на прямую, а на основе договоров и соглашений. Очень многие переводят своих работников на такую форму как ИП (индивидуальный предприниматель) с которым заключается договор или соглашение на выполнение определенных работ, услуг или даже выпуск продукции. В этом случае у компании существенно уменьшается фонд оплаты труда, а вся ответственность за страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию перекладывается на индивидуального предпринимателя.

Такой подход удобен для крупных и даже средних компаний, но он не очень устраивает индивидуальных предпринимателей, так как компании не платят ИПшникам ту часть средств, которая должна быть в виде взносов на обязательное пенсионное страхование перечисляться в доходы Пенсионного фонда России. На практике ИП должны за счет своих доходов платить взносы на пенсионное страхование и тем самым нести дополнительные расходы. Только некоторые ИП требуют от своих фактических работодателей хотя бы частичной компенсации средств, направленных на страховые взносы по пенсионному страхованию.

Остановимся теперь на отдельных показателях функционирования ПФР, которые дополняют общую картину функционирования Фонда (табл. 5).

Таблица 5. Отдельные показатели функционирования Пенсионного фонда России в 2014-2016 годах *

Показатели 2014 2015 2016

1. Размер страховой пенсии, руб. 11151 12380 12725

1.1) в т.ч. страховой пенсии по старости, руб. 11568 12830 13172

2. Накопительная пенсия, руб. 693 759 802

3. Срочная выплата средств пенсионных накоплений, руб. 832 1117 1052

4. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений, руб. 9371 9977 10184

5. Социальная пенсия, руб. 7548 8302 8645

5.1. Социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства, руб. 11216 10711 11101

6. Федеральная социальная доплата к пенсии, руб. 1487 1250 1950

7. Индексация страховых пенсий, % 8,3 11,4 4

8. Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, % 17,1 10,3 4

9. Инвестиционная доходность пенсионных накоплений по расширенному портфелю ВЭБа, % 2,7 13,3 10,7

10. Инвестиционная доходность пенсионных накоплений по портфелю государственных ценных бумаг ВЭБа, % -2,1 11,9 11,7

11. Инвестиционная доходность пенсионных накоплений по совокупному портфелю частных управляющих компаний, % 0,9 15,5 14,2

12. Количество семей, получивших сертификат на материнский капитал, млн 5,6 6,7 7,6

13. Семьи, полностью распорядившиеся материнским капиталом, млн 2,7 3,4 4,2

* Составлено по данным [5]

Представленные в таблице данные показывают, что в пенсионном обеспечении граждан России происходят определенные сдвиги. Однако эти изменения не очень пока благоприятны для основной массы пенсионеров.

В частности, страховая пенсия за три года увеличилась на 1574 руб. или на 14,1 %. Это даже по официальным данным меньше, чем инфляция.

В действительности инфляция в стране значительно больше, чем официально представляют органы статистики и отражает ПФР.

Пенсии по старости за рассматриваемый период увеличились на 1604 рубля или на 13,9 %. Если бы те, кто устанавливал такие пенсии пожили бы хотя бы месяц, то, наверное, было бы принято решение о существенном их увеличении.

54

Накопительная пенсия также увеличивается, но размер ее роста незначительный. За три года накопительная пенсия выросла 109 руб. или на 15,7 %. Естественно, величина накопительной пенсии зависит от доходности ценных бумаг, а также от размера средств, направленных в накопительную пенсию.

Учитывая, что пенсионные накопления граждан России до 2020 года фактически «заморожены», выдаются только тогда, когда есть острая необходимость у граждан в связи с определенными жизненными обстоятельствами.

Социальная пенсия значительно меньше, чем страховая, в частности, страховая пенсия по старости. Однако социальная пенсия также увеличивается. В частности, за 2014-2016 годы социальная пенсия выросла на 1097 руб. или на 14,5 %.

Социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства в 2016 году оказалась меньше, чем в 2014 году. Сравнивая данные 2016 и 2014 годов видно, что социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства уменьшилась на 115 руб. Это либо ошибка в данных отчетов Пенсионного фонда России, либо попытка экономить на самых обездоленных. Нам представляется, что социальные пенсии для детей-инвалидов должны быть значительно выше, чем страховые пенсии по старости.

К сожалению, в отчетах нет сведений о государственных пенсиях. Они, как известно, достаточно большие, особенно у чиновников высокого ранга. По информации российской прессы, отдельные чиновники устанавливают себе такие государственные пенсии, которые в сумме равны 20 средним страховым пенсиям по старости.

Индексация страховых пенсий на показатель инфляции проводилась практически ежегодно. Хотя ради объективности следует сказать, что процент индексации всегда был меньше, чем инфляция прошедшего года. Поэтому страховые пенсии постоянно уменьшаются в абсолютном размере по сравнению со стоимостью товаров и услуг. Особенно трудно пенсионерам платить за жилье и коммунальные услуги. Эти расходы практически полностью поглощают сумму полученной пенсии.

Значительной популярностью пользовались средства материнского капитала. С каждым годом все больше семей используют право на получение сертификата на материнский капитал. В связи с этим с каждым годом увеличивается и число семей, полностью использовавшие материнский капитал. В частности, в 2014 году таких семей было 2,7 млн, в 2015 году 3,4 млн, в 2016 году уже 4,2 млн семей. ВЫВОДЫ

Проведенный анализ доходов и расходов Пенсионного фонда России позволяет сделать вывод, о наличии определенных позитивных и негативных моментах. К позитивным моментам относится то, что государство стремиться выполнить обязательства по функционированию пенсионной системы страны. К негативным моментам можно отнести то, что страховые пенсии, социальные пенсии не выполняют главную свою функцию — финансового обеспечения старости, инвалидности и т. п. Поэтому, мы считаем, что необходимо вносить кардинальные изменения не только в систему формирования доходов бюджета ПФР, но также формирование величины страховых и социальных пенсий. Учитывая, что численность пенсионеров увеличивается, а число работающих уменьшается, целесообразно разработать такую систему формирования доходов ПФР, которая не зависела от численности работников. Это особенно важно в будущем, когда в связи с роботизацией экономики число работающих будет значительно меньшим, чем количество неработающего населения, включая нетрудоспособное население.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева И.С. Пенсионное страхование в Российской Федерации: актуальные проблемы и задачи / И.С. Алекссева // Социальное и пенсионное право. — 2017. — № 1. — С. 11-15.

2. Алиева С.И. Проблемы функционирования и финансового обеспечения государственной системы пенсионного страхования в Российской Федерации / С.И. Алиева, И.А. Чеховская // Управление. Бизнес. Власть. — 2015. — № 4 (9). — С. 5-7.

3. Братухина Е.В. Тенденции развития современной системы пенсионного страхования в Российской Федерации / Е.В. Братухина // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. — 2015. — № 3 (2). — С. 27-31.

4. Гареева И.А. Проблемы пенсионного страхования в современной России / И.А. Гареева // Ученые записки ТОГУ — 2016. — Т.7. — № 4. — С. 309-314.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Годовые отчеты Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pfrf.ru/ рге88_сеп1ег/а<1уег1_та1епа18~2074 (дата обращения: 15.01.2018).

6. Гусейнова Р.С. Проблемы и перспективы развития пенсионного страхования / Р.С. Гусейнова // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. — 2016. — № 5. — С. 267-270.

7. Данилова Н.Л. Основные проблемы государственного пенсионного страхования в Российской Федерации и направления ее совершенствования / Н.Л. Данилова, Е.В. Кувшинова // Вестник НГУЭУ. — 2017. — № 3. — С. 205-220.

8. Добриян Е.И. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика : монография / Е.И. Добриян, В.И. Сама-руха, М.Г. Жигас. — Иркутск: БГУЭП, 2009. — 191 с.

9. Домнина О.Л. Анализ состояния и предстоящих изменений обязательного пенсионного страхования / О.Л. Домнина // Страховое дело. — 2017. — № 10 (295). — С. 59-64.

10. Козлов П.А. Страховой стаж как инструмент повышения пенсионных выплат и устойчивости пенсионной системы / П.А. Козлов // Финансы. 2017. — № 2. — С. 45-49.

55

11. Левченко В.В. Государственные ограничения в сфере пенсионного страхования / В.В. Левченко // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2017. — N° 4 (67). — 143-146.

12. Меркулова М.С. Анализ системы пенсионного страхования в РФ / М.С. Меркулова // Сборник статей международной научно-практической конференции: в 8 частях. — 2016. — С. 155-158.

13. Муравлева Т.В. Пенсионное страхование в России. Финансовое обеспечение и развитие: монография / Т.В. Муравлева. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет. — 2010. — 199 с.

14. Низова Л.М. Генезис пенсионного страхования в Российской Федерации / Л.М. Низова, М.И. Данилова // Страховое дело. — 2016. — Я 11 (284). — С. 56-60.

15. Никулина Н.Н. Сущность и классификация пенсионного страхования в свете очередного этапа реформирования пенсионной системы Российской Федерации / Н.Н. Никулина, С.В. Березина, С.А. Малышева, Е.О. Арджадеева // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. — 2017. — Я 1 (11). — С. 101-109.

16. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 Я 167-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2018).

17. Об организации Пенсионного фонда РСФСР: Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 Я 442-1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pfrf.ru (дата обращения: 15.01.2018).

18. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 Я 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2018).

19. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 Я 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2018).

20. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pfrf.ru (дата обращения: 17.01.2018).

21. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: gks.ru (дата обращения: 17.01.2018).

22. Справка о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pfrf.ru/ info/order/pfr_status/~l269 (дата обращения: 15.01.2018).

23. Xлоев М.А. Приоритетное направление пенсионной реформы на современном этапе / М.А. Xлоев // Экономика и предпринимательство. — 2016. — Я 12-3 (77-3). — С. 116-122.

24. Xмелевская С.А. Философия пенсионного страхования / С.А. Xмелевская // Социально-политические науки. — 2015. — Я 4. — С. 150-156.

25. Шевченко М.В. Основные проблемы пенсионной системы Российской Федерации / М.В. Шевченко // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы. Сборник тезисов межрегиональной V-й научно-практической конференции. — Симферополь, 2016. — С. 429-432.

SPISOK LITERATURY

1. Alekseyeva I.S. Pensionnoye strakhovaniye v Rossiyskoy Federatsii: aktual'nyye problemy i zadachi / I.S. Aleksseva // Sotsial'noye i pensionnoye pravo. — 2017. — Ñ 1. — S. 11-15.

2. Aliyeva S.I. Problemy funktsionirovaniya i finansovogo obespecheniya gosudarstvennoy sistemy pensionnogo strakhovaniya v Rossiyskoy Federatsii / S.I. Aliyeva, I.A. Chekhovskaya // Upravleniye. Biznes. Vlast'. — 2015. — Я 4 (9). — S. 5-7.

3. Bratukhina Ye.V. Tendentsii razvitiya sovremennoy sistemy pensionnogo strakhovaniya v Rossiyskoy Federatsii / Ye.V. Bratukhina // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. — 2015. — Я 3 (2). — S. 27-31.

4. Gareyeva I.A. Problemy pensionnogo strakhovaniya v sovremennoy Rossii / I.A. Gareyeva // Uchenyye zapiski TOGU.

— 2016. — T.7. — Я 4. — S. 309-314.

5. Godovyye otchety Pensionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.pfrf.ru/ press_center/advert_materials~2074 (data obrashcheniya: 15.01.2018).

6. Guseynova R.S. Problemy i perspektivy razvitiya pensionnogo strakhovaniya / R.S. Guseynova // Aktual'nyye voprosy sovremennoy ekonomiki v global'nom mire. — 2016. — Я 5. — S. 267-270.

7. Danilova N.L. Osnovnyye problemy gosudarstvennogo pensionnogo strakhovaniya v Rossiyskoy Federatsii i napravleniya yeye sovershenstvovaniya / N.L. Danilova, Ye.V. Kuvshinova // Vestnik NGUEU. — 2017. — Ñ 3. — S. 205-220.

8. Dobriyan Ye.I. Obyazatel'noye pensionnoye strakhovaniye: teoriya i praktika : monografiya / Ye.I. Dobriyan, V.I. Samarukha, M.G. Zhigas. — Irkutsk: BGUEP, 2009. — 191 s.

9. Domnina O.L. Analiz sostoyaniya i predstoyashchikh izmeneniy obyazatel'nogo pensionnogo strakhovaniya / O.L. Domnina // Strakhovoye delo. — 2017. — Я 10 (295). — S. 59-64.

10. Kozlov P.A. Strakhovoy stazh kak instrument povysheniya pensionnykh vyplat i ustoychivosti pensionnoy sistemy / P.A. Kozlov // Finansy. 2017. — Я 2. — S. 45-49.

11. Levchenko V. V. Gosudarstvennyye ogranicheniya v sfere pensionnogo strakhovaniya / V. V. Levchenko // Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy. — 2017. — Я 4 (67). — 143-146.

12. Merkulova M.S. Analiz sistemy pensionnogo strakhovaniya v RF / M.S. Merkulova // Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 8 chastyakh. — 2016. — S. 155-158.

13. Muravleva T. V. Pensionnoye strakhovaniye v Rossii. Finansovoye obespecheniye i razvitiye: monografiya / T. V. Muravleva.

— Saratov: Saratovskiy gosudarstvennyy sotsial'no-ekonomicheskiy universitet. — 2010. — 199 s.

14. Nizova L.M. Genezis pensionnogo strakhovaniya v Rossiyskoy Federatsii / L.M. Nizova, M.I. Danilova // Strakhovoye delo. — 2016. — Я 11 (284). — S. 56-60.

15. Nikulina N.N. Sushchnost' i klassifikatsiya pensionnogo strakhovaniya v svete ocherednogo etapa reformirovaniya pensionnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii / N.N. Nikulina, S.V. Berezina, S.A. Malysheva, Ye.O. Ardzhadeyeva // Vestnik Akademii Sledstvennogo komiteta Rossiyskoy Federatsii. — 2017. — Я 1 (11). — S. 101-109.

16. Ob obyazatel'nom pensionnom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 15.12.2001 Я 167-FZ (red. ot 29.07.2017) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.base.consultant.ru (data obrashcheniya: 15.01.2018).

S6

17. Ob organizatsii Pensionnogo fonda RSFSR: Postanovleniye Verkhovnogo Soveta RSFSR ot 22.12.1990 № 442-1 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.pfrf.ru (data obrashcheniya: 15.01.2018).

18. Ob osnovakh obyazatel'nogo sotsial'nogo strakhovaniya: Federal'nyy zakon ot 16.07.1999 № 165-FZ (red. ot 03.07.2016) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa : www.base.consultant.ru (data obrashcheniya: 15.01.2018).

19. O stTakhovykh pensiyakh: Federal'nyy zakon ot 28.12.2013 № 400-FZ (red. ot 19.12.2016) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.base.consultant.ru (data obrashcheniya: 15.01.2018).

20. Ofitsial'nyy sayt Pensionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa : www.pfrf.ru (data obrashcheniya: 17.01.2018).

21. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa : gks.ru (data obrashcheniya: 17.01.2018).

22. Spravka o statuse Pensionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.pfrf.ru/ info/order/pfr_status/~1269 (data obrashcheniya: 15.01.2018).

23. Khloyev M.A. Prioritetnoye napravleniye pensionnoy reformy na sovremennom etape / M.A. Khloyev // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2016. — № 12-3 (77-3). — S. 116-122.

24. Khmelevskaya S.A. Filosofiya pensionnogo strakhovaniya / S.A. Khmelevskaya // Sotsial'no-politicheskiye nauki. — 2015. — № 4. — S. 150-156.

25. Shevchenko M.V. Osnovnyye problemy pensionnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii / M.V. Shevchenko // Finansovaya arkhitektonika i perspektivy razvitiya global'noy finansovoy sistemy. Sbornik tezisov mezhregional'noy V-y nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Simferopol', 2016. — S. 429-432.

Статья поступила в редакцию 12 февраля 2018 года Статья одобрена к печати 21 мая 2018 года

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.