Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ СЛИЯНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ СЛИЯНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
533
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
фонд социального страхования / пенсионный фонд / социальный фонд России / слияние фондов / система финансовых отношений.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гонтарь Нина Николаевна

С 1 января 2023 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 14.07.2022 No 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», благодаря которому было реализовано на практике объединение двух значительных фондов Российской Федерации – Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России. Это стало знаменательным событием с области права Российской Федерации, так как изменяет порядок публично-правовых отношений через трансформацию финансовой отчётности, ставки тарифных взносов, систему договоров гражданско-правового характера, размеры социальных пособий. Социальный фонд России принял на себя всё финансовые функции, которые были распределены между двумя крупными государственными фондами, актуализируя, модернизируя и повышая эффективность работы финансовой системы Российской Федерации. Объектом исследования выступал Социальный фонд России. Предметом исследования являлись процессы трансформации системы публично-правовых отношений на предмет повышения эффективности работы института государственных внебюджетных организаций. Целью работы было исследование принципиальных изменений публично-правовых отношений, к которым привело слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России. В исследовании применялись различные методы, в числе которых были методы системного и сравнительного анализа, горизонтального и вертикального анализа. В ходе исследования были использованы налоговый кодекс, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы, определяющие изменения в финансовой системе страны с образованием Социального фонда России, аналитические статьи специалистов в области финансов ведущих исследователей в данной области. В результатах исследования автор проводит краткую характеристику законодательной базы Российской Федерации по теме исследования и анализ принципиальных изменений, к которым привело слияние фондов в единый. Автор делает заключение по позитивным и негативным сторонам слияния двух фондов в один для субъектов экономики Российской Федерации с позиции публично-правовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ СЛИЯНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД РОССИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-260-264 NIION: 2018-0076-5/23-341 MOSURED: 77/27-023-2023-5-341

ГОНТАРЬ Нина Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент Российский государственный университет правосудия, e-mail: ninagontar@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ СЛИЯНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫЙ

ФОНД РОССИИ

Аннотация. С 1 января 2023 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 14.07.2022 № 236-Ф3 «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», благодаря которому было реализовано на практике объединение двух значительных фондов Российской Федерации - Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России. Это стало знаменательным событием с области права Российской Федерации, так как изменяет порядок публично-правовых отношений через трансформацию финансовой отчётности, ставки тарифных взносов, систему договоров гражданско-правового характера, размеры социальных пособий. Социальный фонд России принял на себя всё финансовые функции, которые были распределены между двумя крупными государственными фондами, актуализируя, модернизируя и повышая эффективность работы финансовой системы Российской Федерации. Объектом исследования выступал Социальный фонд России. Предметом исследования являлись процессы трансформации системы публично-правовых отношений на предмет повышения эффективности работы института государственных внебюджетных организаций. Целью работы было исследование принципиальных изменений публично-правовых отношений, к которым привело слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России. В исследовании применялись различные методы, в числе которых были методы системного и сравнительного анализа, горизонтального и вертикального анализа. В ходе исследования были использованы налоговый кодекс, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы, определяющие изменения в финансовой системе страны с образованием Социального фонда России, аналитические статьи специалистов в области финансов ведущих исследователей в данной области. В результатах исследования автор проводит краткую характеристику законодательной базы Российской Федерации по теме исследования и анализ принципиальных изменений, к которым привело слияние фондов в единый. Автор делает заключение по позитивным и негативным сторонам слияния двух фондов в один для субъектов экономики Российской Федерации с позиции публично-правовых отношений.

Ключевые слова: фонд социального страхования, пенсионный фонд, социальный фонд России, слияние фондов, система финансовых отношений.

FEATURES OF PUBLIC AND LEGAL RELATIONS TRANSFORMATION AS A RESULT OF THE MERGER OF THE PENSION FUND AND THE SOCIAL INSURANCE FUND INTO THE SOCIAL FUND OF RUSSIA

Annotation. On January 1, 2023, certain provisions of Federal Law No. 236-FZ "On the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation" dated 14.07.2022 came into force, thanks to which the unification of two significant funds of the Russian Federation - the Pension Fund of Russia and the Social Insurance Fund of Russia - was implemented in practice. It has become a

GONTAR Nina Nikolaevna,

PhD in Law, Associate Professor Russian State University of Justice

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

significant event in law of the Russian Federation, as it changes the order of public-legal relations through transformation of financial reporting, the rates of tariff contributions, the system of civil contracts, the number of social benefits. The Social Fund of Russia assumed all financial functions that were distributed between two large state funds, updating, modernising and improving the efficiency of the financial system of the Russian Federation. The study object was the Social Fund of Russia. The study subject was the processes of transformation of the system of public-legal relations to improve the efficiency of the institute of state extra-budgetary organisations. The study purpose was to study the fundamental changes in public-legal relations that resulted from the merger of the Pension Fund of Russia and the Social Insurance Fund of Russia. Various methods were used in the study, including methods of systematic and comparative analysis, horizontal and vertical analysis. In the course of the study, the Tax Code, the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, federal laws defining changes in the financial system of the country with the formation of the Social Fund of Russia, analytical articles by specialists in the field of finance of leading researchers in this field were used. In the study results, the author provides a brief description of the legislative framework of the Russian Federation on the study topic and analyses the fundamental changes that resulted from the merger of funds into one. The author concludes on the positive and negative sides of the merger of two funds into one for the subjects of the Russian economy from the position of public-legal relations.

Key words: social insurance fund, pension fund, social fund of Russia, merger of funds, system of financial relations.

С1 января 2023 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 14.07.2022 № 236-Ф3 «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» [5], благодаря которому было реализовано на практике объединение двух значительных фондов Российской Федерации -Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России. Это стало знаменательным событием с области права Российской Федерации, так как изменяет порядок публично-правовых отношений через трансформацию финансовой отчётности, ставки тарифных взносов, систему договоров гражданско-правового характера, размеры социальных пособий. Фактически, новое ведомство - Социальный фонд России - приняло на себя всё правовые функции, которые были распределены между двумя крупными государственными фондами, актуализируя, модернизируя и повышая эффективность работы финансовой системы Российской Федерации [11].

Объектом исследования выступал Социальный фонд России.

Предметом исследования являлись процессы трансформации системы публично-правовых отношений на предмет повышения эффективности работы института государственных внебюджетных организаций.

Целью работы являлось исследование принципиальных изменений публично-правовых отношений, к которым привело слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России.

Для реализации поставленных целей были сформированы следующие задачи:

1) провести краткое исследование законодательной базы Российской Федерации по теме исследования;

2) провести анализ принципиальных изменений, к которым привело слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России;

3) сделать заключение о преимущественных и негативных последствиях изменений, приведших к созданию Социального фонда России, с позиции публично-правовых отношений.

В исследовании применялись различные методы, в числе которых были методы системного и сравнительного анализа, горизонтального и вертикального анализа.

В ходе исследования были использованы налоговый кодекс, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы, определяющие изменения в финансовой системе страны с образованием Социального фонда России, аналитические статьи специалистов в области права и финансов ведущих исследователей в данной области.

С 2023 года начал действовать закон о слиянии Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России в Социальный фонд России. Данному слиянию предшествовали разработка и издание Федерального закона от 14.07.2022 № 236-Ф3 «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» [5]. Согласно закону, Социальный фонд России создан для осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, социального страхования по различным видам, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

отдельным категориям граждан. Необходимо иметь в виду, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона о юридических лицах № 7-ФЗ от 12 января 1996 года [10] применяются к Фонду, что говорит о максимально широком применении функций фонда. В статье 5 федерального закона представлены функции фонда, среди которых особое значение с точки зрения финансов и экономики имеют подпункт 5.1.5 об организации инвестирования средств пенсионных накоплений и подпункт 5.1.6 об актуарном оценивании финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а также долгосрочное прогнозирование их развития. Данные функции отражают финансовую деятельность фонда как самостоятельного юридического лица, имеющего полную государственную поддержку.

В ходе подготовки и принятия Федерального закона № 236-Ф3 от 14.07.2022 был принят ряд других федеральных законов, которые определили некоторые поправки в Налоговый Кодекс РФ [1], Трудовой Кодекс РФ [4] и КоАП РФ [2].

Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 237-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призван изменить порядок уплаты страховых взносов и представления отчетности, так как со слиянием двух фондов в единый меняются формы отчётности, т.е. с 2023 года сведения персонифицированной отчётности страхователи обязаны теперь представлять в составе единой (унифицированной) формы сведений, которую утверждает фонд [6].

Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 238-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» определил и внёс поправки в те статьи кодекса, в которых описывается действие фонда. В принципе, эти изменения являются обязательными, но номинальными, которые не влияют на финансовую деятельность и отчётность субъектов российской экономики [7].

Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 239-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения""» принципиально меняет порядок исчисления и уплаты страховых взносов, т.е. касательно базы для исчисления страховых взносов, выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, единых тарифов страховых взносов и отчётности по всем перечисленным видам взносов [8].

Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 263-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает теперь уплату большинства налогов, сборов и страховых взносов в форме единого налогового платежа (ЕНП). В дальнейшем уже налоговая инспекция обязана распределять получаемые средства в счет исполнения обязанности [9].

Таким образом, слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России в Социальный фонд России сопровождалось созданием сопутствующих федеральных законодательных актов, которые способствовали слаженному и плавному переходу финансовых отношений между государством и субъектами экономики страны с двух отдельных фондов в единый, что одновременно должно привести к унификации многих форм отчётности, упрощению процедур и усилению роли цифровизации в экономических отношениях.

Теперь проанализируем слияние двух фондов - Пенсионного фонда и Фонда социального страхования с точки зрения финансовых отношений государства с субъектами экономики. Социальный фонд России сохраняет только две формы отчётности:

1. Расчёт по страховым взносам (РСВ) в рамках нового фонда призван заменить «Сведения о застрахованных лицах» и форму ежеквартальной отчетности по страховым взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование. Теперь это уже отчёт со сведениями о работниках и выплатах в их пользу.

2. Единый отчёт заменит четыре формы: «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица», утвержденная постановлением Правления ПФР от 25 декабря 2019 №730п (далее - СЗВ-ТД), годовую отчётность по персонифицированному учёту в системе обязательного пенсионного страхования (далее - СЗВ-СТАЖ), расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - 4-ФСС), а также форму реестра застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя (далее - ДСВ-3). Иначе говоря, сведения о работниках с 2023 года передаются в другой форме отчёта. Однако, периодичность и время подачи этих данных будет различна, что может привести к путанице в отчётных данных, т. е. усложнении процесса, так как предполагает ся ведение общей унифицированной формы с различным периодом её заполнения: сведения по бывшим формам 4-ФСС и ДСВ-3 будут подаваться

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

ежеквартально, сведения по бывшим формам СЗВ-СТАЖ и частично СЗВ-ТД будут подаваться ежемесячно, а сведения по форме СЗВ-ТД, касающиеся приёма на работу и увольнения, а также заключения и прекращения договора гражданско-правового характера - по факту их инициации [13].

С 2023 года изменены тарифы страховых взносов, которые работодатель теперь выплачивает суммарно: 30% в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 15,1% - свыше неё. Теперь отдельно необходимо уплачивать взносы на травматизм и по специальным тарифам на обязательное пенсионное страхование, что опять же усложняет процесс исчисления, хотя слиянием фондов предполагалось унифицировать отчётность и облегчить эту систему [12].

Как уже говорилось выше, с 2023 года устанавливается единая предельная величина базы, на основании которой определяется размер ставки по страховым взносам. За основу на 2023 год было решено взять предельную величину базы с 2022 года, т.е. 1565000 рублей [11]. Предполагается ежегодная индексация этой суммы с учётом роста средней заработной платы. Открытым остаётся вопрос, на какое соотношение будет увеличиваться данная база. Предполагается, что она может быть эквивалентна ставке инфляции, объявляемой Росстатом по итогам прошедшего года, т.е., если инфляция будет объявлена в 3,5%, то предельная величина базы в 2024 году станет 1619775 рублей. Однако, исходя из содержания Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951, база может исчисляться ежегодно Правительством Российской Федерации по иным показателям. К тому же, в современных условиях эти данные могут поступить в открытую отчётность Росстата к концу первого квартала, а возможно, и в начале второго квартала, что потребует от юридических лиц лишней корректировки последующих показателей с учётом некорректных данных, предоставляемых по базе предыдущего пока финансового года или запуска Социальным фондом России процедуры воз врата уплаченных средств в цифровой форме начисления.

Таким образом, в ходе исследования были определены позитивные и негативные стороны слияния Пенсионного фонд а России и Фонда социального страхования России в Социальный фонд России, что говорит о сохранении проблемных областей в новой форме отчётности субъектов экономики Российской Федерации перед новообразовавшимся государст венным внебюджетным фондом.

Таким образом, в ходе исследования были сделаны следующие выводы о слиянии Пенсион-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

ного фонда России и Фонда социального страхования России в Социальный фонд России, которые могут послужить лейтмотивом для дальнейшего более глубокого анализа, способствующему уточнениям или поправкам в законодательной базе:

1. Слияние двух фондов в один позитивно скажется на концентрации и централизации поступающих финансовых отчислений субъектов экономики Российской Федерации.

2. Дальнейшее распределение финансовых отчислений субъектов экономики Российской Федерации будет более структурированным и иметь более чёткое целевое назначение.

3. Слияние фондов в один пока не решает проблему множества форм оформления начислений, так как из нововведённой формы единого отчёта исключены взносы на травматизм и взносы по специальным тарифам на обязательное пенсионное страхование.

4. Форма единого отчёта предполагает отсутствие единовременности его формирования, т.е. единый отчёт не является финансово и юридически единым на самом деле, что будет приводить к большому количеству несоответствий, а следовательно, поправок, изменений, возвратов начислений и иных форм утяжеления отчётности, с чем, однако, было призвано бороться слияние двух фондов в один.

Список литературы:

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации. https://base.garant.ru/77317123/

Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786/

[2] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023). https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34661/

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. 11^:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

[4] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (редакция от 19.12.2022, с изменениями от 11.04.2023) 1^:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/

[5] Федеральный закон «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» от 14.07.2022 N 236-ФЗ. https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786/

[6] Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.07.2022 N 237-ФЗ. 1^://

www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_421857/

[7] Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 14.07.2022 N 238-Ф3. https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_421787/

[8] Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» от 14.07.2022 N 239-Ф3. https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421785/

[9] Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 N 263-Ф3. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_421873/

[10] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

[11] Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2022 года». http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202111190027

[12] Одинокова Т. Д. Создание единого социального фонда на базе ФР и ФСС: плюсы и минусы / Т. Д. Одинокова // Инновационная наука. 2022. № 12-1. С. 77-80.

[13] Цыбенжапов Б. Б. Слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования / Б. Б. Цыбенжапов, Б. Ц. Гармажапов, Б. П. Будаев // Молодой ученый. 2022. № 24 (419). С. 285-286.

[14] Мегаева С. В. Особенности создания единого фонда пенсионного и социального страхования /С. В Мегаева, В. В. Браткова, А. С. Лосева // Вестник экспертного совета. 2022. № 3(30). С. 46-51.

Spisok literatury:

[1] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. https://base.garant.ru/77317123/

Federal'nyj zakon ot 14.07.2022 N 236-FZ «O Fonde pensionnogo i social'nogo strahovaniya Rossijskoj Federacii». https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_421786/

[2] «Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 28.04.2023). https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

[3] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (GK RF) ot 30 noyabrya 1994 goda N 51-FZ. https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

[4] «Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 30.12.2001 N 197-FZ (redakciya ot 19.12.2022, s izmeneniyami ot 11.04.2023) https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34683/

[5] Federal'nyj zakon «O Fonde pensionnogo i social'nogo strahovaniya Rossijskoj Federacii» ot 14.07.2022 N 236-FZ. https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_421786/

[6] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 14.07.2022 N 237-FZ. https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_421857/

[7] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» ot 14.07.2022 N 238-FZ. https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_421787/

[8] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i stat'i 18 i 19 Federal'nogo zakona «O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo nalogovogo rezhima «Avtomatizirovannaya uproshchennaya sistema nalogooblozheniya» ot 14.07.2022 N 239-FZ. https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_421785/

[9] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii» ot 14.07.2022 N 263-FZ. https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_421873/

[10] Federal'nyj zakon «O nekommercheskih organizaciyah» ot 12.01.1996 N 7-FZ

[11] Odinokova T. D. Sozdanie edinogo social'nogo fonda na baze FR i FSS: plyusy i minusy / T. D. Odinokova // Innovacionnaya nauka. 2022. № 12-1. S. 77-80.

[12] Cybenzhapov B. B. Sliyanie Pensionnogo fonda Rossii i Fonda social'nogo strahovaniya / B. B. Cybenzhapov, B. C. Garmazhapov, B. P. Budaev // Molodoj uchenyj. 2022. № 24 (419). S. 285-286.

[13] Megaeva S. V. Osobennosti sozdaniya edinogo fonda pensionnogo i social'nogo strahovaniya / S. V Megaeva, V. V. Bratkova, A. S. Loseva // Vestnik ekspertnogo soveta. 2022. № 3(30). S. 46-51.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.