Клюкович З.А.,
доктор экономических наук, профессор кафедры «Налоги и налогообложение» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: [email protected] Клюкович С.В.,
кандидат экономических наук; доцент кафедры «Финансы и кредит» Южно-Российский гуманитарный институт (ЮРГИ) Эл. почта: [email protected] Гашенко И.В.,
доктор экономических наук профессор, кафедры «Налоги и Налогообложение» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: отсутствует
НОВАЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
Анализ проблем налоговой политики государства на современном этапе, налоговых реформ в части решения проблемы налогообложения физических лиц, имущественного налогообложения, видового соотношения налогов, налоговой нагрузки.
Ключевые слова: налог, политика, государство, льготы, реформа, территория, доходы.
Klukovich Z., Gashenko I., Klucovych S.
NEW REFORMS OF TAX SYSTEM OF THE STATE
Analysis of problems in tax policy at the present stage of the tax reform in addressing the taxation of individuals, property tax, taxes species ratio, the tax burden.
Keywords: tax, politics, government, incentives, reform, land, income.
Как и в любом другом федеративном государстве, в России одним из главных вопросов федеративных отношений является вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти, а
также органами местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации (РФ) записано, что ее федеративное устройство основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.
Государство не может быть де-юре и де-факто федеративным без разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Именно неразграниченность предметов ведения и полномочий является наиболее важной проблемой, определяющей динамику и противоречия в сфере федеративных отношений в РФ, следовательно, и в сфере налогового федерализма.
Бюджетное устройство зависит от национально-государственного и административно-территориального деления государства. В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства сочетает в себе черты унитарного, федеративного и даже конфедеративного государства. Бюджетное устройство зависит также и от используемых государством методов управления.
С Законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», принятым в 1991г., в России были заложены основы бюджетного устройства, организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетные категории, используемые в настоящее время в законодательном обороте, имеют противоречивую трактовку.
Так, например, понятие бюджетного устройства отождествляется с понятием бюджетной системы. В Бюджетном кодексе (БК РФ) не дано определения бюджетного устройства, и его структура свидетельствует о непонимании взаимосвязи бюджетных категорий. Вторая часть БК РФ называется «Бюджетная система Российской Федерации», а раздел 1 - «Бюджетное устройство». Этот раздел начинается с главы 3, «Бюджетная система Рос-
сийской Федерации» со ст. 10 «Структура бюджетной системы Российской Федерации»1.
В настоящее время особое значение налоговая система имеет в реализации финансово-экономической и социальной политики государства, в этом заключается ее роль в рыночной экономике. Востребованность разработки концепции институциональной реформы налоговой системы в посткризисной экономике, адекватно отвечающей природе современных фискально-имущественных отношений, с одной стороны, и вызовам системного мирового финансового кризиса - с другой, определяется сложившимся состоянием отечественной системы налогообложения.
Продолжающийся уже много лет финансовый кризис обострил проблему стимулирования экономического роста в условиях ограниченных финансовых ресурсов, формирующихся в процессе функционирования налоговой системы государства.
Между субъектами налоговых отношений оптимизация последней обеспечивающая согласование экономических интересов государства и налогоплательщиков, обусловливает решения, определяющие позитивный вектор развития различных видов налогообложения.
Бесспорно, для выработки адекватной и эффективной современной экономической политики, в том числе и в области общественных финансов, требуется дополнительное переосмысление природы, форм, типов экономических интересов, специфики и роли противоречий интересов на разных уровнях бюджетно-налоговой системы в их координации.
Соответственно диалектическому взаимодействию налоговой политики определяется объем налоговых доходов государства, формируемых за счет наиболее собираемых налогов, в которых доля федеральных должна быть приоритетной.
1 Комментарий в Бюджетному кодексу Российской Федерации (вводный) /Под ред. проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской, 2-е изд., и доп. М.: Юрайт -М, 2001.-С.77.
Действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях реализации указанных принципов построения бюджетной системы определил полномочия органов власти разных уровней по формированию налоговых и других доходов бюджетов.
Так, в соответствии со ст. 53 к полномочиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти относится: установление новых видов налогов. Их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.
Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством государства в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В общей системе реализации интересов одной из подсистем является область налогового регулирования, несущая на себе отпечаток институционального неравновесия, означающая, в том числе и невозможность оптимального налогового регулирования, принципы, формы и методы которого уже выработаны финансовой теорией.
Достижение определенного уровня экономического развития и стабильности позволяет государству усиливать централизацию финансовых средств для решения социальных и других проблем общегосударственного значения.
В зависимости от степени социальной ориентированности общества налоговая нагрузка на экономику развитых стран колеблется от 30 % (США) до 60 (Швеция) от размера ВНП. Что же касается стран с переходной, неустойчивой экономикой, то уровень налоговой нагрузки, характерный для них в период рыночных реформ, не должен превышать 20-22 % (как в Китае).
Изучение зарубежного опыта показало, что Российская Федерация именно по причине своего отставания в проведении налоговых реформ имеет шанс избежать повторения ошибок и просчетов западных стран, накопленных ими за многие десятилетия практического применения различных моделей налогообложения.
Тогда в категорию облагаемых налогов попали бы только распределяемые между акционерами прибыли (дивиденды), любые другие выплаты в их пользу (включая скрываемые в виде ссуд, гонораров), возвраты капитала в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, жалования, субсидии, опционы директорам и высшим управляющим компаний.
Решение нескольких взаимосвязанных проблем требует создания справедливой и нейтральной налоговой системы. 1 На рисунке 16 выделены, приоритетные мероприятия налоговой системы.
Общеизвестно, что хорошо отлаженная налоговая система является гарантом стабильности и процветания государства. Необходимо углубленное изучение, выверенные методологические и теоретические подходы в сфере налоговой политики.2
Выбор экономических концепций и парадигм формирует эффективность экономических мер, направленных на создание налоговой системы принципиально нового типа. Для этого необходимо расширить круг объектов исследования, обеспечить анализ трансформационных явлений и тенденций формирования рыночных отношений.
При этом актуализация воздействия налоговой системы на процессы образования и движения капитала, на рентабельность отдельных отраслей и предприятий, на перераспределение национального дохода, на соблюдение принципов социаль-
1 Мазур И.Е. Оценка системы межбюджетного регулирования на региональном и межмуниципальном уровнях// Финансы и кредит.-2011.-№29(461).-С.74
2 Свищева В.А. Федеральный бюджет как инструмент государственной политики// Финансы и кредит.-2011.-№23(455).-С.28
ной справедливости в условиях современной российской экономики потребовала основательной смены парадигмы налоговых отношений, активизации регулирующей функции налоговой системы на основе развития прямого налогообложения.
Налоговое стимулирование экономики в этих условиях, основанное на согласованной реализации экономических интересов субъектов налоговых отношений в результате усиления развития налогов, приобретает особую важность.
Надо полагать, что совершенствование налоговой системы должно осуществляться в направлениях, соответствующих стратегическим и тактическим задачам перестройки нашего российского общества, повышения его благосостояния (табл.1).
Трудности осуществления налоговой реформы в России, в том числе в регионах, заключаются в отсталости налоговых отношений, требующих создания новой налоговой системы.
При этом принятие макроэкономического решения, благоприятного для одних регионов, может отрицательно сказаться на интересах других и обострить конфликты между центром и периферией, осложнив проведение всей экономической политики.
Особенно важен тот факт, что настоящее время характеризуется увеличением доли налоговых поступлений в федеральный бюджет и снижением доли поступлений в бюджет территориальный.
Выработка стратегически важного решения по реформированию налоговой системы, в том числе по ее видовой оптимизации, представляется наиболее важной и требует незамедлительного решения.
Глубокий анализ практического механизма налогообложения, его преимуществ и недостатков, тенденций и закономерностей функционирования способствовал разработке модели улучшения системы прямого налогообложения, позволяющей оптимизировать налогово-бюджетный механизм, видовое сочетание налогов, элементную структуру.
Таблица 1 - Основные направления совершенствования российской налоговой системы
Направление Цель
Введение прогрессивности обложения особо высоких спекулятивных доходов Уменьшение неравенства при распределении доходов в обществе
Установление налогооблагаемого минимума для получателей особо низкого дохода Усиление социальной функции налогообложения
Льготное налогообложение производственного сектора Накопление внутренних резервов инвестиций
Льготное налогообложение основных продуктов потребления Защита малообеспеченного населения
Льготные режимы налогообложения для экспортной продукции перерабатывающей промышленности Усиление стимулирующей функции налогообложения
Повышение налогообложения прибыли и доходов, вывозимых за рубеж Усиление контролирующей функции налогообложения
Льготные налоговые режимы для инвестиционной деятельности Повышение эффективности экономики
Введение системы экологических платежей по негативному воздействию на окружающую среду Защита окружающей среды
Надо полагать, что возврат 2%-ной доли налога на прибыль (20 %), отмененной в 2006 г., способствовал бы снижению количества бюджетных реципиентов. Помимо этого совершенствование местного налогообложения должно включать сохранение долей в таких налогах, как плата за воду и добыча полезных ископаемых.
Практическая реализация предложений, способствовала бы более объективному и научно-обоснованному налогообложению, снижению бюджетных дотаций, повысила бы точность прогноза в расчетах налогового потенциала территорий.
Весьма значимо, что в работах отечественных и зарубежных ученых, посвященных анализу налогов, их эволюцион-
ная трансформация с точки зрения экономического содержания находит системное и комплексное исследование.
Однако противоречивость мнений и выводов, которые в своей основе формируются в результате исследования элементной базы отдельных видов налогов и ее правового обеспечения, требует продолжения исследования принципов формирования и функционирования налогов, их систематизации, а также определения направлений их развития в условиях институциональных преобразований в России. Как важен, например, такой элемент в системе налоговых отношений, как безэк-вивалентность (табл. 2).
Таблица 2 - Систематизация налогов по основным элементам
Вид элемента Характеристика вида, элемента
Налоги Обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня
Объект налога Доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами
Субъект налога Плательщики: юридические и физические лица
Источник налога Доход, из которого выплачивается налог
Ставка налога Величина налога с единицы объекта налог
Налоговая льгота Полное или частичное освобождение плательщика от налогов
Следует подчеркнуть, что недостаточность теоретических установок, нерешенность проблем организации, функционирования налогов обусловливают необходимость разработки новых концепций развития налоговой системы в России.
Однако, несмотря на наличие уже имеющейся исходной концептуально-методологической базы исследования, существуют теоретические недоработки, связанные с недостаточной проработкой методических основ конструирования общей
и специальных систем налогообложения в условиях реформирования экономики страны, которые осложняют формирование системно-целостного представления о всей системе налогообложения.
Вопросы направлений его реформирования в условиях институциональной трансформации экономики являются во многом дискуссионными, несмотря на раз-ноаспектное рассмотрение актуальных проблем налогообложения, что обусловлено существующим различием в теоретико-методологических подходах исследователей к их определению.
Прошедшие годы показали: предприятия малого бизнеса, нуждающиеся в государственной финансовой поддержке, находятся под сильным воздействием системы налогообложения.
По отраслям и сферам деятельности предприятий. российская налоговая система существенно дифференцирована. Об этом свидетельствует отличие схемы расчета налогов для предприятий финансового сектора от налогообложения промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса.1 Хотелось бы выделить то обстоятельство, что отличительной особенностью системы налогообложения российского бизнеса является ее относительная сложность и многовариантность. Поэтому при обосновании стратегии развития малого предприятия необходимо обоснованно выбрать наиболее приемлемую схему налогообложения.
В связи с тем что налогообложение предприятий реализуется в рамках единого законодательно-правового пространства, возникает необходимость рассмотрения системы наиболее важных понятий, характеризующих налогообложение экономических объектов и субъектов.
Как показывают исследования, отсутствие однозначного представления о необходимости реформирования налоговой системы России приводит к неэффективному применению её инструментов. Это
1 Грачев М.С. Формирование российской налоговой системы: проблемы эффективности и справедливости // Налоги и финансовое право -2011. - № 6. - С. 167
актуализирует разработку концепции реформирования налогового механизма регулирования доходов, поиска мероприятий совершенствования не только налоговой системы России, но и системы формирования доходов населения.
Дальнейшая модернизация налоговой системы, осуществляемая в 2014-2015 годах будет идти в русле проводившегося в течение последних лет курса на усиление имущественного налогообложения физических лиц.2
Новым методологическим подходом можно считать следующий. Он касается юридических лиц, где в налоге на имущество произойдут изменения в плане уменьшения налоговой базы за счет исключения из нее активной части имущества.
В проводимых реформах одна из ведущих ролей отводится налоговым методам регулирования экономического развития. Наиболее крупные изменения предусматриваются в области прямого налогообложения физических лиц, затрагивающие в основном состоятельные слои населения, но традиционного налога на роскошь ожидать не следует, так как усилится налогообложение престижного потребления, именно традиционного. Предлагаемые модели данного налога пока не реализованы.
Показателен тот факт, что изменение соотношения между прямыми и непрямыми налогами в западных обществах в пользу первых стало также следствием роста их ориентации на социальный компромисс, что потребовало установления оптимальной структуры налоговой системы, то есть оптимального соотношения между прямыми и непрямыми налогами.
Известно, что прямые налоги ставят уровень налогообложения в прямую зависимость от уровня доходов и имеют регрессивный характер. Развитие прямого налогообложения с высокими прогрессивными ставками, присущими налоговым системам западных стран, дало возмож-
2 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
ность переложить основную тяжесть налогов на наиболее обеспеченные слои населения и использовать аккумулированные государством финансовые ресурсы для реализации социальных программ, государственных заказов, капиталовложений, чего пока не происходит в России.
Анализ структурной трансформации налогообложения на территориальном уровне в России по видам и источникам поступления налогов позволил заключить, что в результате эволюционной динамики налогообложения бюджеты муниципалитетов за последние годы потеряли часть налоговых доходов.
Данный механизм отягощен изменением льготного режима при освоении новых мощностей, что не позволяет территориям надежно и стабильно формировать финансовые ресурсы для исполнения расходных полномочий и требует возврата отмененной доли в налоговых отчислениях (налог на прибыль). Многие авторы пишут о необходимости возврата в налоги доли муниципальных территорий, что будет способствовать пополнению доходной части бюджета и снижению целевых дотаций вышестоящих бюджетов.
Пока в России нет достаточно высокой индустриальной экономики с множеством крупных производственных предприятий, в ней незначимы налоги на капитал.
Немаловажную роль в проведении эффективной налоговой политики играет соблюдение последовательности намеченных преобразований, а также четкое определение всех налогов, их налогооблагаемой базы и списка льгот и вычетов.
Можно утверждать: эти меры позволят избежать манипуляций с налогооблагаемой базой и предотвратить полулегальные способы ухода от уплаты налогов.
Так, соблюдение методико-методологических принципов налогообложения прибыли способствует реализации принципа экономической обоснованности, равенства налогообложения, учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога. Вторая часть Налогового кодекса отражает тревожную тен-
денцию налоговой реформы, проводимой в России, в связи с нарушением принципов налогообложения, ликвидацией льгот, сложностью формулировок.
Непринятие налога на роскошь в России связано с тем, что малая роль налога на доходы физических лиц в России обусловливалась тремя основными причинами,
Во-первых, невысоким средним уровнем доходов населения, и в первую очередь заработной платы, являвшейся основной составляющей частью базы налога; во-вторых, высокой сложностью налогового законодательства, сложившегося в результате многочисленных изменений в процессе лоббистского давления, с одной стороны, и желания усовершенствовать налог, с другой; в-третьих, слабостью администрирования налога и, как следствие, высоким уровнем уклонения от него.
В этой ситуации возможность увеличения поступлений налога за счет увеличения предельной ставки налога была ограниченна, так как при слабом администрировании это могло привести к увеличению стимулов к уклонению от налога.
С целью построения теоретических гипотез о воздействии реформы на уровень поступлений подоходного налога использовались модели уклонения от налогообложения. С учетом выводов из подобных моделей были сформулированы три основные гипотезы.
Во-первых, снижение предельной налоговой ставки должно было повлечь за собой увеличение налогооблагаемой базы. Во-вторых, сокращение уклонения, прежде всего среди наиболее обеспеченных налогоплательщиков, должно было привести к увеличению налогового бремени на них и, как следствие, к увеличению прогрессивности подоходного налога. В-третьих, несмотря на снижение предельной ставки, должно было произойти увеличение поступлений.
При моделировании поступлений налога на доходы физических лиц в качестве оценки действительного размера доходов населения, включающей «теневые» доходы, был использован показатель потре-
бительских расходов, так как он характеризует изменение общей величины доходов населения, включая декларируемую и скрытую от налогообложения части, и его изменение оказалось менее коррелированно с изменением средней предельной налоговой ставки, чем изменение доходов.
В модели налоговой базы был также использован этот показатель в качестве индикатора автономного реального роста налоговой базы, не связанного с изменением предельной ставки.
Анализ тенденций, выявленных в практике налогообложения Ростовской области, позволяет прийти к выводу о том, что региональная налоговая политика способствует реализации в сфере налоговых отношений в большей степени фискальной функции, не нацеленной на рост региональной экономики.
Специфичность налоговой политики Ростовской области заключается в расширении границ системы налогообложения за
счет введения новых видов налогов, налоговых режимов с использованием повышенных ставок с целью пополнения доходной части бюджета (рис.1).
Исследование практики формирования налоговых доходов бюджетов региона в условиях трансформационно - системных изменений налоговой системы России институциональных преобразований ее субъектно-объектной структуры позволило выявить ряд особенностей, вызывающих необходимость формирования концепции оптимальной целесообразности налогообложения: законодательного утверждения стабильных нормативов по бюджетообразующим налогам (налог на прибыль, НДФЛ), критериев оценки, границ действия, содержания методико-методологических подходов, что позволит увеличить доходную часть бюджетов, покрывающую только 15-20% текущих расходов.
Рисунок 1 - Доля налогов в общем объеме поступлений в федеральный бюджет
по Ростовской области 1
1 Официальный сайт «Управление ФНС России по Ростовской области [Электронный ресурс]: http://www.r61.па1о&ги/
Прежде всего, совершенствование функциональной структуры налогообложения регионов вызвано отсутствием в налоговой политике России единого подхода к формированию концепции прямого налогообложения.
Формирование у большинства субъектов налоговых отношений противоречивой и экономически неэффективной системы налогообложения не способствует социально-экономическому развитию регионов. Учет тенденций и закономерностей в практике межрегионального налогообложения, снижение доли косвенных налогов в общем объеме налоговых платежей, будет повышать действенность налоговой системы. Современное состояние действующей налоговой системы России признается как специалистами, так и сообществом плательщиков налогов требующим дополнительного анализа и теоретического осмысления практического опыта, накопленного в процессе организации, создания и реформирования налогового регулирования, начавшего создаваться как самостоятельный институт только в 1991 году.
Для нашей страны типично наличие неопределенности в выборе моделей налогообложения. Формально провозглашено оптимальное сочетание различных видов налогов, однако наличие иституциональ-ных ловушек (процесс преодоления которых фактически и составляет все этапы налоговой реформы за 22 года существования налоговой системы) препятствует оптимальной реализации функций налогообложения как феномена, воздействующего на всю воспроизводственную структуру.
Совсем не случайно налоговая реформа в России рассматривается в современной литературе не только как способ создать обновленную систему налогообложения, но и как исходный пункт для дальнейших экономических реформ.
Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие налогообложения, определения приоритетов экономического и социального развития.
В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям государства и его субъектов. Реформирование налоговой системы целесообразно проводить по следующим основным направлениям: уменьшению общего количества налогов и сборов, по отмене неэффективных налогов; по замене налогов более эффективными, возврата налоговых льгот которые способствуют научно-техническому прогрессу, благотворительной деятельности, защите малоимущих и слабозащищенных граждан; по систематизации норм и положений, регулирующих процесс налогообложения, по отмене множества подзаконных актов; по регламентации взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиком, правил налоговых проверок, процедур уплаты налогов.
В Основных направлениях развития налоговой политики государства на перспективу подчеркнуто, что при реализации интересов в налоговом регулировании имеются элементы неполного или некачественного осуществления интересов вследствие наличия превращенных экономических форм и подмены реальных общих интересов узкогрупповыми частными интересами.
Назначение налогового регулирования реализация - общих интересов с учетом индивидуальных и групповых путем создания благоприятного инвестиционного климата и обеспечения возможностей распределения рисков среди контрагентов. В хозяйственном механизме регулирование -постоянно действующая хозяйственная связь между государством и субъектами хозяйствования по поводу организации их деятельности в рамках всей системы хозяйствования в нужном государству направлении. В идеале налоговое регулирование должно отражать объективные закономерности развития экономики, в соответствии с которыми определяются методы распределения и перераспределения национального дохода при помощи налогов.
В процессе налогово-правового регулирования должна обеспечиваться реали-
зация и охрана интересов частных субъектов при помощи структурирования налогового процесса на базе сущностных и методологических принципов. Препятствием к оптимальной реализации интересов плательщиков и государства могут стать проявления псевдообщих интересов. Эти интересы, основываясь на отдельных частных интересах, внешне далеко не всегда противоречат целям регулирования.
При этом факт их самостоятельного существования и проявления может существенно искажать, деформировать и даже разрушать налоговый процесс. Ключевым условием минимизации негативного воздействия данных интересов становится совершенствование механизма налоговой нагрузки плательщиков.
Оптимизация налогового бремени предполагает определение величины налоговых платежей, изымаемых государством посредством существующей системы налогообложения с учетом уровня общественных потребностей и задач налоговой политики государства.
В научной литературе рассматриваются различные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Методика определения налогового бремени конкретного предприятия состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и полученным им доходом.
Различие их проявляется в использовании того и/или иного количества налогов, включаемых в расчет налогового бремени (это касается в основном тех налогов, которые хозяйствующие субъекты уплачивают, являясь налоговыми агентами, в частности, налога на доходы физических лиц), а также в определении интегрального показателя, с которым соотносится общая сумма налоговых платежей. Основная цель разрабатываемых методик предполагает универсальный характер показателя налогового бремени хозяйствующего субъекта, который позволяет соизмерять уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. При этом следует оценить влияние изменения числа налогов,
налоговых ставок и льгот на деятельность хозяйствующего субъекта.
Проведение в 2014-2015 годах налоговой реформы за счет кодификации и унификации законодательства, формализации массы налоговых и бюджетных процедур, совершенствования межбюджетных отношений в рамках бюджетной реформы, стимулирования развития малого бизнеса, отдельных наукоемких отраслей в пределах особых экономических зон, совершенствования налоговой культуры способами как материального (снижение ставок), так и организационного стимулирования (сертификаты доверия, конкурсы среди налогоплательщиков на знание законодательства, улучшение сервисного обслуживания в инспекциях) должно привести развивающуюся налоговую систему России в оптимальное, адекватное положению в обществе и экономике.
Исследование налогов различных стран показало, что налоговые системы достаточно слажены и жизнестойки. Главной их функцией является не фискальная, а регулирующая. Налоговая система европейских стран имеет несколько уровней, при этом федеральные налоги на 80 % - прямые, то есть адресные, а региональные и местные - косвенные. Налоговые органы, правительство этих стран постоянно работают над совершенствованием методики и методологии формирования налогооблагаемых баз, их оптимизацией.
Последние десятилетия характеризуются сближением налоговых систем различных стран мира. Это проявилось в частом изменении налоговых политик, совместном поиске оптимальных видов налогов, их унификации. Наибольшего уровня она достигла в странах, объединенных экономическими и политическими сообществами.
В рамках действующего с 1957 г. Положения об унификации национальных налоговых систем и налогового законодательства, проведения единой экономической политики происходило сближение налоговых систем мирового сообщества. Результатом гармонизации налоговой политики стран мира явились законодатель-
ные акты общемирового назначения (Мировой налоговый кодекс).
Анализ теоретико-методологических принципов налогообложения, изучение его практики в развитых зарубежных странах позволят более объективно оценить процесс формирования и состояния налоговой системы России, что и будет сделано в следующем разделе исследования.
На основе практики налогообложения России, обобщения имеющегося опыта можно сделать вывод, что налоговая политика России ориентирована на западные модели. Но, необходимо учитывать и сложившуюся в России ситуацию. Применявшиеся до сих пор в России методы налогообложения, базировавшиеся на классических теориях, не способствовали стабилизации экономики, потому что их авторами она не была учтена.
Современный этап развития российской экономической науки о налогообложении характеризуется принципиальными переменами ее гносеологических основ. Новая российская налоговая система должна строиться, исходя из универсальной модели сочетания различных форм налогообложения, с учетом социальной природы рыночной экономики. Этап трансформационного процесса по-новому определяет в налоговой системе России роль и место налогов, правовая сущность которых заключается в отчуждении собственности налогоплательщика.
Гносеологические основы науки о налогообложении позволяют выявить механизм оптимального сочетания различных моделей налогообложения в действующей налоговой системе. Исследование их взаимосвязи показало, что налоговое переложение относится к налоговым отношениям, представляющим одну из форм взаимодействия субъектов производства и государства, и реализуется с помощью механизма цен, ведет к их последовательному цепному изменению. 1
Дальнейшая модернизация налоговой системы развитых зарубежных стран будет
1 Гашенко И.В. Методологические основы налогового регулирования // Налоговая политика и практика. - 2009.- № 9. С. 5
идти в русле проводившегося в течение последних лет курса на стабилизацию доли налоговых поступлений в ВВП и постепенное ее снижение. Одна из ведущих ролей в реформах отводилась налоговым методам регулирования экономического развития. Наиболее крупные изменения предусматривались в области налогообложения физических лиц, затрагивающие в основном состоятельные слои населения. Изменение соотношения между отдельными налогами стало также следствием роста ориентации западных обществ на социальный компромисс, что требует установления оптимальной структуры налоговой системы, то есть оптимального соотношения между налогами.
Современное состояние действующей налоговой системы России признается как специалистами, так и сообществом плательщиков налогов требующим дополнительного анализа и теоретического осмысления практического опыта, накопленного в процессе организации, создания и реформирования налогового регулирования, начавшего создаваться как самостоятельный институт только в 1991 году. Для нашей страны типично наличие неопределенности в выборе определенного вида налогообложения.
Совсем не случайно налоговая реформа в России рассматривается в современной литературе не только как способ создания обновленной системы налогообложения, но и как исходный пункт для дальнейших экономических реформ в стране.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Грачев М.С. Формирование российской налоговой системы: проблемы эффективности и справедливости // Налоги и финансовое право - 2011. - № 6. С. 167
2. Дьякова Е.Б., Сушкова И.А. Налоговая система Российской Федерации в условиях реализации бюджетного федерализма // Финансы и кредит.-2011.-№7(439). С. 55
3. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной
экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: Экономика, 2009.С. 74
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Grachev MS Formation of the Russian tax system: issues of efficiency and equity // Taxes and Financial Law - 2011. - № 6. P. 167
2. Dyakova EB, Sushkova IA The tax system of the Russian Federation under the implementation of fiscal federalism / / Finance and kredit. 2011. - № 7 (439).P. 55
3. B. Kleiner, Tambovtsev VL, Katchalov RM Enterprise in an unstable economic environment: risks, strategies, safety. -Moscow: Economics, 2009. P. 74